Узел австрийский проводник

Как завязать узел

Итак, спасти жизнь в горах может австрийский проводник (узел). Как вязать его правильно? Сделать узел среднего впервые можно, если перед глазами есть четкая и понятная схема, а лучше того – видеоинструкция. Вкратце последовательность действий следующая:

  • веревка дважды оборачивается вокруг ладони;
  • при завершении первого витка веревку необходимо переместить ближе к кончикам пальцев;
  • веревку следует оборачивать, пока ее кончик не будет позади большого пальца;
  • с внешней стороны веревку нужно подцепить, а затем под витками пропустить петлю снизу;
  • веревка снимается с ладони;
  • петля затягивается.

Узел двойной схватывающий

Как и в случае с остальными видами страховок, перед тем как вязать двойной схватывающий узел, нужно убедиться в том, что основная и вспомогательная веревки различаются по диаметру. То есть шнур должен быть тоньше перильной веревки – оптимально в полтора раза.

Существует два варианта, которыми можно завязать двойной схватывающий узел. Первый предполагает, что на перильной основной веревке организуется два схватывающих узла на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, альпинист может быть уверен в том, что если по каким-то причинам откажет один схватывающий узел – сработает второй.

Верёвки одинаковой толщины

Узлы туристические с названиями (схемы и описание как вязать из верёвок равного диаметра рассмотрены ниже) помогают туристам в походе. Если необходимо связать 2 шнура одинаковой толщины, туристы пользуются специальными видами связок, созданными на основе морских узлов.

Прямой узел

Прямой узел называют узлом Геракла (Геркулеса). С древних времён его используют, если нужно соединить разорвавшийся канат, удлинить трос или упаковать не тяжёлый груз.

Техника выполнения:

  1. В каждую руку берут по верёвке.
  2. Концы правой и левой верёвки переплетают 1 раз.
  3. Из свободного конца верхней верёвки формируют открытую петлю.
  4. Конец нижней верёвки протягивают в эту петлю, повторяя нижнее переплетение в зеркальном отражении. Получается симметричная связка из 2 петель.
  5. Узел расправляют и стягивают, потянув верёвки в разные стороны.

У правильного прямого узла короткие концы параллельны длинным и находятся друг напротив друга. Если они торчат в разные стороны – соединение выполнено с ошибками и развяжется при нагрузке.

Свойства прямого узла

Положительные
Отрицательные
Особенности использования
Легкое выполнение
Сильно стягивается при нагрузке и намокании.
В узел вставляют палку или карабин, чтобы облегчить его развязывание, кроме ситуаций, когда важно сохранить натяжение верёвки или предстоит протянуть узел через другой карабин.
При необходимости быстро распускается
Нельзя применять на мокрых, обледенелых, синтетических канатах.
Требуются контрольные узлы.
Ползёт при серьёзных нагрузках.
Не используется в альпинизме и в страховочных соединениях.

Главное требование для узла – использование верёвок одинаковой толщины и правильное выполнение, в противном случае он самостоятельно развяжется. Моряки знают, что неправильное завязывание геркулесового узла не раз приводило к человеческим жертвам.

Рифовый

В ситуациях, когда нужно что-либо крепко связать, а затем быстро развязать, используют рифовый узел. Моряки так связывают чехлы спасательных шлюпок, паруса, палубные механизмы. В туризме рифовым узлом соединяют вспомогательные верёвки, которые подвергаются переменной нагрузке. Народное название соединения – узел с 1 бантиком.

Техника выполнения:

  1. Завязывают нижний полуузел и делают петлю, аналогичную петле прямого узла.
  2. Конец другой верёвки складывают вдвое и продевают в эту петлю, затягивают.
  3. Получилась половина бантика. Короткие концы шнура должны выходить на одну сторону и быть параллельны между собой и с длинной частью одной из верёвок.

Шнуры для рифового узла используют несинтетические, одного диаметра и выполненные из одинакового материала. Узел с 2 полубантиками называется двойной рифовый и используется в быту для упаковки свёртков, завязывании шнурков и бантов.

Встречный

Второе название встречного проводника – ленточный узел. Альпинисты и туристы применяют его для связывания строп и ремней. Относится к вспомогательным соединениям, долго завязывается. Служит для соединения лент одинакового и разного диаметра, для связки верёвки с лентой. Встречный узел надёжный, не скользит и хорошо удерживает вес.

Встречный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободные концы верёвок располагают навстречу друг другу.
  2. Конец одной верёвки завязывают простым узлом и не стягивают его.
  3. Вторую верёвку протягивают в узел, двигаясь параллельно изгибам первой верёвки и не допуская перекосов.
  4. Связку затягивают максимально сильно.

На стропах контрольные узлы не вяжут, в остальных случаях соединение укрепляют. Минус встречного узла – способность так затягиваться под серьёзной нагрузкой, что развязать его невозможно.

Ткацкий

Прочный узел, другие названия – рыбацкий, лесной, речной. Туристическое название – вспомогательный булинь. Ткацкий узел обязательно усиливают контрольными узлами.

Ткацкий узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)

Техника выполнения:

  1. Свободный конец одного шнура завязывают простым узлом и через него протягивают второй шнур.
  2. Захватывают концом второго шнура первый шнур и завязывают обычный узел.
  3. 2 получившихся узла сдвигают и стягивают. На свободных концах верёвок делают контрольные узлы.

Плюс ткацкого узла – простое связывание. К его минусам относится способность соскальзывать и сильно затягиваться при повышенных нагрузках. Рыбаки применяют узел для связывания лесок.

Что такое схватывающие узлы? Как вязать схватывающий узел: схема

Схватывающие узлы имеют сравнительно широкую область применения: это и альпинизм (как туристический, так и промышленный), и скалолазание, и спелеология, и спасательное дело. Одним словом, везде, где необходимо обеспечить надежную страховку в случае внезапного срыва, требуется узловое соединение.

Схватывающие узлы бывают нескольких видов, каждый из них требует отдельного изучения и тщательной отработки навыков вязания, чтобы в случае экстремальной ситуации все сделать правильно

Ведь страховочные узлы очень важно вязать максимально точно: от этого, без преувеличения, будет зависеть человеческая жизнь

Схема узла

Во время использования бабочки по назначению:

  1. Следите за тем, чтобы все связывающие элементы конструкции были надежно закреплены;
  2. Свяжите пробный вариант и проверьте его под нагрузкой;
  3. Перед непосредственным применением, убедитесь в том, что завязанная вами петля, сделана в соответствии с инструкцией.

Разберем по шагам, как вязать узел проводник, схема вязания (Рисунок 5):

  • Возьмите одну цельную веревку и загните ее посредине, чтобы получилась петля;
  • Выставьте ее предполагаемый диаметр и дважды оберните по своей оси;
  • Загните петельку в противоположную сторону и оберните вокруг основания веревки;
  • Просуньте ее край изгибом вперед в промежуток между обмотками;
  • Затяните и зафиксируйте конструкцию, вот и вся техника ее вязки.

Сферы применения

Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:

  • при наращивании верёвок;
  • при установке палатки;
  • для преодоления водных преград;
  • для фиксации предметов;
  • для рыбной ловли;
  • при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
  • для спуска с высоты;
  • при сборе дров или хвороста для костра;
  • для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.

Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.

  • Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
  • Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
  • Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
  • Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
  • Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
  • Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
  • Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
  • Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
  • Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
  • Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
  • Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.

Как завязать сложные узлы?

Многочисленные простые морские узлы не вызывают такого интереса, как их более сложные вариации. Пошаговые действия при вязании в этом случае приходится выполнять буквально, без отступлений от рекомендованной схемы для каждой петли или оборота. Научиться делать крепкие и красивые узлы из двух веревок или одной, со сложным плетением, креплением на карабин тоже вполне можно, если приложить некоторые усилия. Разобраться в том, какие еще бывают морские связки, как можно сделать их своими руками, поможет подробный обзор популярных вариантов.

Двойной беседочный

Он относится к группе морских булиней, отличается простотой вязки. Узел при этом формируется на середине веревки, с образованием не затягивающихся петель. Двойное беседочное соединение формируется по следующей схеме:

  • делается колышка из сложенной вдвое веревки;
  • через нее вяжется проводник;
  • петля переводится через узел на его противоположную сторону;
  • веревка затягивается.

При вязке двойного беседочного узла на середине веревке не требуется создавать дополнительные контрольные элементы. Его применение в основном связано с мореходством, где таким креплением фиксируют подвесное сиденье для высотных работ.

«Обезьяний кулак»

Этот морской узел можно назвать декоративным, хотя первоначально он относился к стопорящим. Умение вязать его нередко выручало матросов в ситуации, когда требовалось быстро создать средство самообороны. Вложив внутрь узла стальной шарик, можно получить импровизированный кистень.

Порядок вязки узла «обезьяний кулак» таков.

  1. На собственные пальцы одной руки, выпрямленные и сложенные параллельно, навивается трос. Хватит отрезка около 1 м длиной. Нужно обернуть веревку так, чтобы намотка огибала все пальцы, от мизинца до указательного.
  2. Аккуратно освободить кисть руки, сохраняя образованные петли.
  3. Свободный конец шнура обернуть поперек полученной основы крестообразно. Повторить 3 раза, стараясь делать навивку свободно. Слегка затянуть.
  4. Свободный конец шнура уложить третьим слоем, пропуская его через петли.
  5. Затянуть.

Брам-шкотовый

Один из основных морских узлов — брам-шкотовый, получил свое название по одной из разновидностей корабельного такелажа. Формируемая с его помощью связка отличается высокой надежностью. При снижении тяглового усилия, ложащегося на трос, они развязываются не сразу. Нужно приложить дополнительные усилия, что обеспечивает улучшенную прочность соединения.

По своему исполнению брам-шкотовый узел относится к штыкам. Он хорошо подходит для работы с синтетическими веревками одинакового диаметра и натуральными тросами, толщина которых может отличаться. Это свойство узла высоко ценится не только в парусном и яхтенном спорте, но и в альпинизме.

Обычно в этом случае брам-шкот вяжется на одном канате по следующей схеме.

  1. Основной шнур складывается вдвое. Полученная петля удерживается, зажимаясь пальцами.
  2. Ходовой конец продевается в сформированное отверстие. Его проводят под основной петлей, заворачивают для формирования второго такого элемента.
  3. Дополнительно можно с самого начала выполнить встречное стременное плетение, чтобы закрепить основной шнур на месте.

Если рассматривать морские узлы с точки зрения их практического применения, именно брам-шкотовый вариант окажется самым востребованным и предпочтительным. Если все сделано правильно, его концы будут лежать в одном направлении.

Кноп

Этот узел относится к группе плетеных, имеет шаровидную форму, применяется в качестве закрепляющего элемента в тех случаях, когда есть риск развития крученого троса. На основе кнопа также вяжется мусинг. На поверхности троса закрепить кноп можно следующим образом.

Конец обрубленного или отрезанного конца веревки, каната распускается на высоту 40-50 см

Важно, чтобы основа состояла из 3-4 прядей (не менее 2).
Распущенные волокна разделяются на группы по принадлежности. Образованные концы пропускаются друг под другом, последовательно, по кругу, слева направо.
Все элементы соединяются, затягиваются.

Более надежное соединение, чем кноп на конце каната, сложно себе представить. На плетеных веревках он обеспечивает возможность избегать их распускания даже при самой интенсивной эксплуатации.

Срединный проводник

Срединный проводник

В морской терминологии данный узел называется «ездовая петля». Внешне он напоминает бурлацкую петлю, но является более надежным и практичным. Применяют срединный проводник везде, где необходима прочная и надежная петля в середине верёвки, например, в альпинизме для организации связок. Также его можно использовать для пропускания проводки по натянутой верёвке.

Плюсы: надежный и удобный, завязывается в середине верёвки, не «ползёт».Минусы: относительная сложность завязывания, может сильно, хоть и не намертво затянуться.

Настоятельно рекомендую выучить срединный проводник так, как это относительно уникальный по своим характеристикам узел и имеет очень много возможностей применения.

Есть третья часть статей про узлы!

Двенадцать основных альпинистских узлов:

Петлевые узлы.

1. Проводник

Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.

Плюсы: Легко вяжется, легко запоминается. Можно завязать как на конце веревки, так и в середине. Можно завязать одним концом.

Минусы: Сильно затягивается под нагрузкой. «Ползет», в особенности на жесткой веревке.

Обязательно вязать контрольный узел!

Как вязать узел проводника:

2. Восьмерка

Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.

Обязательно вяжите контрольный узел — узел должен плотно прилегать к «восьмерке». После завязывания узла Восьмерки с контрольным узлом должен оставаться кончик веревки длиной 5-7 см.

Как вязать узел восьмерку петлей:

Как вязать узел восьмерку одним концом:

Узел восьмерка с завязанным контрольным узлом.

3. Австрийский проводник (Срединный проводник)

Узел австрийский проводник является одним из самых надежных и безопасных альпинистских узлов. Он обычно вяжется на середине веревки, когда у вас нет доступа к ее концам.

Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.

Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки! Вяжите восьмерку.

Как вязать узел австрийский проводник:

Схватывающие узлы.

Схватывающие узлы вяжутся на 6-миллиметровых репшнурах (такая маленькая веревочка), длиной 30 см в связанном виде, петли эти называются прусиками (ну или «реп» или «репик» среди некоторых альпинистов), в честь одноименного узла.

Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.

Схватывающие узлы, как вы уже догадались «схватывают» веревку, то бишь держат и не дают альпинисту лететь вниз с ускорением 9.81 м/с²…

Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.

4. Узел прусик.

Очень полезный, широко применимый узел, изобретенный Карлом Прусиком, в честь кого и назван. Под нагрузкой узел держит — без нагрузки легко снимается. Узел легко завязать даже одной рукой, что должно уметь делать каждому альпинисту. В альпинизме всегда используйте три оборота узла.

В случае ЧП и наличии только лишь репшнура — прусик спасет вам жизнь, если вы умеете его вязать.

А теперь минусы — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой.

Из-за всех этих минусов сейчас больше используют — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).

Как вязать узел прусик:

Грейпвайн (двойной рыбацкий)


Грейпвайн

Очень прочный и надёжный узел, применяется для связывания верёвок как одного, так и разного диаметра. Кроме того, грейпвайн довольно красив. Его используют просто везде, на кораблях и на суше, в горах, в быту, вобщем, где только не лень. Вяжется он относительно просто: сначала завязывается она двойная петля, на одной верёвке, потом такая-же на второй и затягивается. Узел этот похож на ткацкий, только делается не один, а два оборота верёвки.

Плюсы: очень мощный и надежный узел, не требует дополнительных «контролек», можно связывать верёвки разного диаметра.Минусы: очень сильно затягивается.

Именно этим узлом я советую связывать репшнур для схватывающих узлов типа Прусика, Маршара, Бахмана и пр. Его можно с успехом использовать в качестве контрольного узла. Для этого вяжется только одна двойная петля на одной верёвке, такая «контролька» будет надежнее обычной.

Как вязать схватывающий узел: схемя вязания

Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов.

В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения. Во время подъема или спуска альпиниста, схватывающие узлы (узел прусика или прусик) передвигается по веревке механическим путем.

При возникновении форс – мажора (падения), узел автоматически затягивается на страховочной веревке, тем самым предотвращает срыв человека. Кроме этого, узел Прусика затягивается при малейших нагрузках в любом направлении своей работы.

Также схватывающие узлы используются для жумара (альпинистского карабина) для подъема вверх по веревке или канату.

Однако данный вид узла практически не функционирует на мокром, обледенелом канате или веревке вследствие низкой силы трения. Также при различных факторах внешней среды может снижать прочность веревки

Французский прусик

Он же узел Маршара. Рекомендуется к применению, если заранее достоверно известно то, что нагрузка будет осуществляться лишь в одном определенном направлении. Вяжется узел следующим образом:

  • Сначала берется шнур, на котором организована петля.
  • Затем она оборачивается вокруг основной веревки.
  • Делается обмотка шнура трижды вокруг основной веревки. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый последующий оборот ложился рядом и ровно по отношению к предыдущему обороту.
  • Та часть шнура, что осталась свободной, продевается через петлю и затягивается в том направлении, где должен располагаться удерживаемый груз.

Данный узел относится к так называемым ползающим, а потому браться за него строго не рекомендуется. Можно изменять количество витков вокруг основной веревки по мере необходимости. Как и в случае с традиционным схватывающим узлом, главная веревка непременно должна иметь диаметр, превышающий толщину репшнура. Правило такое: чем ближе веревки друг к другу по диаметру, тем эффективность и, следовательно, безопасность французского прусика ниже.

Свойства бергшафта

Данный узел имеет ряд достоинств, благодаря чему и получил широкую популярность среди людей, которым часто приходится применять веревку по роду своей деятельности.

Среди достоинств австрийского проводника можно выделить следующие:

  • Он надежен.
  • Не ползет.
  • Может быть завязан, как на середине веревки, так и на ее конце.
  • После нагрузки относительно легко развязывается.
  • Обладает высокой эффективностью (51–53%), то есть относительно слабо снижает прочность веревки.

Ещё одна прелесть этого узла — после приложения больших нагрузок он относительно просто развязывается.

Но есть у него и недостатки в сравнении, например, с такими популярными узлами, как фламандская петля (восьмерка) и булинь. Перечислим некоторые из них:

  • Австрийский проводник относительно сложен в вязании.
  • Правильность узла сложно определить «на глаз».
  • Не рекомендуется вязать австрийский проводник на конце веревки, если от него зависит жизнь человека.

Однако при некотором опыте вязания австрийского проводника и корректном его использовании, данные недостатки не имеют особого значения.

Узел Бахмана

Многих начинающих альпинистов интересует схватывающий узел. Как вязать его, знают не многие. Обычно рекомендуется к освоению так называемый узел Бахмана. Он носит свое название благодаря изобретателю – Францу Бахману. В качестве страховки самого себя данный узел применяется нечасто.

Чтобы завязать его, нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • приложить самую длинную часть карабина к основной веревке;
  • протянуть шнур сквозь карабин, сложить его вдвое, сделать несколько витков (обычно два-три), приматывая карабин и веревку друг к другу;
  • срабатывает узел Бахмана, как только с него снимается нагрузка, но он затягивается не мгновенно, а потому груз может немного проскользнуть.

Существуют также варианты этой страховки. Например, неполный узел Бахмана. При его обвязке петля сначала два-три раза охватывает главную веревку, а лишь потом (также на 2-3 витка) веревку с закрепленным на ней карабином.

Псевдобахман – схватывающий узел, схема которого такова: шнур сначала охватывает лишь главную веревку, затем петля подводится сквозь карабин, как и в случае с классическим узлом Бахмана. Такой узел можно организовывать «на ходу», не отцепляя сам груз

Важно! Псевдобахман оказывает свои удерживающие свойства исключительно на туго натянутой веревке или тросе. Если они провисают – такой узел сорвется

Наконец, студенты Уральского Политеха предложили вариант псевдобахмана, при котором обвязка узла начинается так же, как и в случае с обычным псевдобахманом, а затем проводник петли пристегивается к карабину. Узел так и назвали – УПИ (по имени учебного заведения), хотя известен его автор – турист А. Ю. Яговкин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector