Реферат — автономное выживание — файл n1.doc
Содержание:
- Экстремальное и автономное выживание
- Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. (стр. 1 )
- Что такое опасная или экстремальная ситуация.
- Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас
- Психология выживания Не паниковать!
- Методы измерения расстояния на местности
- Тест на съедобность
- 3 условия выживания
- Урок 20Вынужденная автономия человека в природной среде
- Предметы для выживания в лесу
- Знакомство с формами рельефа
- Автономные и экстремальные условия
Экстремальное и автономное выживание
Школьный предмет, на котором изучают основы выживания — ОБЖ. Во взрослом возрасте многие не помнят самых основ, и совершенно напрасно. Подготавливаться даже к непродолжительному походу стоит очень хорошо. Базовая подготовка включает знания о том, как добыть пищу и воду, развести и поддерживать костёр, обеспечить защиту от погодных условий и диких зверей, а также оказать первую помощь себе и другому человеку.
Согласно определению, выживание — это комплекс действий, позволяющих спасти себя и других в чрезвычайной или иной опасной ситуации. Автономная обстановка отличается от экстремальной тем, что она не предполагает тщательного обустройства быта. От путешественника требуется умение ориентироваться на местности, прокладывать маршрут и добывать жизненно необходимые ресурсы.
В экстремальной обстановке обычно возникают такие проблемы:
- отсутствие пищи и воды;
- необходимость добыть огонь и развести костёр;
- потребность в сооружении для ночлега.
Оставшись один на один с природой, необходимо сохранять хладнокровие. Отсутствие страха и волнения — залог выживания. И наоборот, если суетиться и нервничать, можно ухудшить ситуацию, даже когда с собой есть всё нужное. В какой-то момент продовольствие и вода закончатся, и тогда придётся добывать их самостоятельно, а в состоянии паники вряд ли получится действовать грамотно и обдуманно.
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.
Вынужденная автономия – это ситуация, когда отдыхающий или турист случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств, оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельств. В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вынужденной – на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни.
Добровольная автономия – это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Распространенным видом добровольной автономии является активный туризм. Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.
Ален Бомбар, будучи практикующим врачом в приморской больнице, был потрясен тем, что ежегодно десятки тысяч людей гибнут в море. При этом значительная часть людей гибла не от утопления, холода или голода, а от страха, поверив в неизбежность своей гибели. Доктор был уверен, что в море много пищи и нужно лишь уметь добывать ее, а пригодную для питья воду можно получить из сырой свежей рыбы, если пожевать ее или просто выдавить из нее лимфатическую жидкость.
Чтобы доказать правильность своих доводов, он в одиночку на надувной лодке, снабженный парусом, провел в Атлантическом океане 60 дней (с 24 августа по 23 октября 1952 г.), живя только за счет того, что добывал в море.
Приведенный пример – свидетельство полной добровольной автономии человека в океане, проведенной А. Бомбаром с исследовательской целью. Он доказал, что человек может выжить в море, используя то, что оно может дать, способен вынести многое, если не потеряет силу воли и будет до последней возможности бороться за свою жизнь.
Ярким примером добровольной автономии человека в природной среде со спортивной целью может служить рекорд, который установил наш соотечественник Федор Конюхов в 2002 г.: он пересек Атлантический океан на одиночной гребной лодке за 46 суток; 16 октября он стартовал с острова Ла Гомера, входящего в группу Канарских островов, а 1 декабря финишировал на острове Барбадос, входящем в группу Малых Антильских островов.
К этому плаванию Ф. Конюхов готовился очень долго, накапливая опыт экстремальных путешествий. На его счету около 40 сухопутных, морских и океанских экспедиций и восхождений и 1000 суток одиночного плавания. Например, он сумел покорить Северный и Южный географические полюсы, Эверест – полюс высоты, мыс Горн – полюс яхтсменов-парусников и др. Конюхова – это первый в истории России успешный гребной марафон по Атлантическому океану.
Таким образом, любая добровольная автономия человека в природе помогает ему развить в себе духовные и физические качества, воспитывает волю в достижении поставленных целей, повышает его способности переносить различные жизненные испытания.
Что такое опасная или экстремальная ситуация.
Опасной или экстремальной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью человека. Его имуществу или природной среде. Она может возникнуть внезапно и потребовать решительных поступков уже в первые секунды или минуты. Чем быстрее вы примете решение, сориентируетесь в данной ситуации и выберете правильный способ действий, тем больше шансов остаться живым, здоровым и невредимым.
Случаи чрезвычайных ситуаций могут быть связаны с различными причинами. Например, с вынужденным изменением привычного места проживания или работы, а значит и климата. Ученые называют это сменой климато-географических условий. Люди оказываются в условиях, непривычных для их организма и психики. Изменяется атмосферное давление, влажность воздуха, продолжительность светового дня, дневных и ночных температур, уровень солей и минералов в воде и пище. Поэтому на новом месте придется акклиматизироваться.
Ориентирование по горизонту. Азимут. Компас
Информация для ориентирования складывается из трех элементов: направлений, расстояний и ориентиров (предметов), расположенных на местности.
Ориентирами могут служить любые приметные местные предметы, которые выделяются среди других местных предметов, хорошо видны даже издалека и бросаются в глаза на близком расстоянии.
Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет вокруг себя пространство: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность — линию горизонта.
Люди заметили на этом круге, т.е. на линии горизонта, несколько особенных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (т. е. в состоянии свободы поведения) всегда поворачиваться одним своим концом в направлении этой звезды. И так постепенно на круге горизонта наметились четыре точки — север, восток, юг и запад.
Психология выживания Не паниковать!
Если вы только что пережили авиационную или автомобильную катастрофу, кораблекрушение, ваш мозг дезориентирован. Вы можете быть ранены, вокруг вас могут находиться раненые и мертвые люди. Несмотря на возможную боль или страх, постарайтесь сделать следующие две вещи :
Выбраться и отойти подальше от обломков этим вы обезопасите себя от ранений и ожогов в результате возможных взрывов бензобаков и пожара.
Как только окажетесь в относительной безопасности прекратите движение. Самое худшее, что вы можете предпринять, это начать блуждания по незнакомой территории, особенно ночью. Вы просто заблудитесь и рискуете изувечиться. Присядьте, не паникуйте, осмотритесь и проанализируйте ситуацию чем спокойнее, тем лучше. Если вам удастся сохранить спокойствие, это даст свои плоды позже.
По материалам книги Учебник выживания в экстремальных ситуациях. Питер Дарман.
Методы измерения расстояния на местности
Турист сталкивается с необходимостью измерять или контролировать расстояние. Поэтому первые занятия с начинающими лучше всего посвятить обучению методам измерения расстояний: путем счета шагов, глазомерного определения расстояния, контроля по местным предметам.
Наиболее универсальным и точным методом является счет шагов при движении шагом. Глазомерный метод прост и быстр, применяется на полуоткрытой и открытой местности, но он менее точен. Погрешность его растет с ростом измеряемого расстояния. При движении с картой удобно контролировать пройденное расстояние, используя либо периодически повторяющиеся местные предметы (например, столбы линий электропередачи), либо достаточно заметные четкие ориентиры, обозначенные на карте, через которые проходит линия движения.
Измерение расстояний путем счета шагов.
Тест на съедобность
Осмотр. Постарайтесь определить вид растения (идентифицировать его). Убедитесь в том, что оно свежее: не покрыто слизью, не изъедено червями. Не стоит брать вялые, старые растения.
Запах. Разотрите часть растения пальцами. Если оно пахнет горьким миндалем или персиком, то его употреблять в пищу нельзя.
Раздражение кожи. Выдавите немного сока или потрите слегка растением участок нежной кожи (например, внутреннюю сторону предплечья). Если при этом почувствуете жжение, заметите выступление сыпи или отечности смазанного участка, то растение в пищу непригодно.
Губы, рот, язык. На следующем этапе, при положительном результате предыдущего тестирования, надо (с паузой после каждой пробы): положить небольшой кусочек растения на губы; положить небольшой кусочек в уголок рта; положить небольшой кусочек на кончик языка; положить небольшой кусочек под язык; пожевать небольшой кусочек растения.
В каждом случае, почувствовав неприятный вкус, ощутив боль в горле, раздражение или жжение, не употребляйте данное растение в пищу.
3 условия выживания
Существует 3 основных условия для выживания:
1. Природа. Состояние окружающей среды.
2. Инструменты. Наличие и стояние оборудования, снаряжения и одежды.
3. Человек. Психологическое и физическое состояние потерпевшего бедствие, наличие навыков и знаний.
1. Состояние окружающей среды
В данную категорию входят географическое положение выживальщика и время года. Существует много различных климатических и природных зон, среди которых можно назвать, например:
• Северные, умеренные, субтропические и тропические широты, континентальный или морской климат.
• Горные системы, лесные, лесостепные, степные зоны, пустыни и полупустыни.
Кроме того, во многих географических зонах присутствуют существенные отличия в зависимости от сезона. Например, это может быть зимний или летний сезон, сезон дождей и т.п. Для каждой зоны и времени года существуют свои требования и условия для автономного выживания. Их необходимо учитывать и действовать в соответствии с предъявляемыми природой требованиями.
2. Наличие инструментов для выживания
Инструменты для выживания – это изделия, предназначенные для различного рода деятельности и защиты от внешнего воздействия. Инструменты можно найти на месте аварии или катастрофы, на месте бывших мест пребывания человека, или изготовить их на основе имеющихся материалов. При должной сноровке и смекалке все необходимое можно найти в любом имеющемся наборе вещей. Об этом мы писали не раз .
К инструментам выживания относятся одежда, средства защиты и добычи пропитания, средства транспортировки вещей, различные емкости, кухонные принадлежности, средства получения огня и т.п. Если потерпевший бедствие сумеет собрать необходимый комплект инструментов, его шансы на выживание существенно повышаются.
3. Психологическое и физическое состояние
Сразу стоит отметить, что психологическое состояние в ситуации выживания превалирует над физическим состоянием. Конечно, речь не идет о крайних случаях, когда человек полностью нетрудоспособен или максимально истощен во всех смыслах этого слова. Во всех других ситуациях психология стоит на первом месте.
Оптимист, который привык видеть стакан «наполовину полным», но со слабыми физическими данными, имеет больше шансов выжить, чем пессимист в отличной физической форме, мрачно оценивающий свои возможности. Возможность победить заключена в голове, а не в мышцах, мышцы всего лишь являются куском мяса, который еще и нужно кормить в увеличенном объеме.
Бодрячок в очках имеет больше шансов найти воду за ближайшим барханом, в то время как пессимист остановится перед песчаным холмом на отдых, после чего спустя 3 дня его найдут спасатели, но уже бездыханным. Конечно, это отнюдь не говорит о том, что нужно суетиться и бегать взад-вперед, растрачивая драгоценные силы.
Дело в том, что мозг «бодрячка» постоянно находится в поиске, получает, суммирует и анализирует информацию на основе своих знаний, постоянно прокачивая варианты спасения. В то время как апатичный человек продолжает видеть только то, что находится перед ним.
Что касается физической подготовки, то стоит отметить, что во многом физическое состояние можно контролировать, различными техниками. Например, дыханием. Это так же относится к области навыков и знаний.
В целом для выживания важны:
1. Психологический настрой.
2. Умение наблюдать, запоминать, вспоминать, составлять план и следовать плану.
3. Умение принимать быстрые решения в критических ситуациях.
4. Навыки, или, как минимум, определенные знания по географии, ориентированию на местности, добыче пропитания и воды.
5. Одежда, режущий инструмент и инструмент для добычи огня (все можно изготовить из подручных материалов).
www.extreme-voyage.ru
Урок 20Вынужденная автономия человека в природной среде
Вынужденная автономия
Вынужденная автономия
Может случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде.
Такая ситуация накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встаёт задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется немало. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, подавать сигналы бедствия.
Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надёжно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
Для этого прежде всего, попав в экстремальную ситуацию, заставьте себя успокоиться, оцените обстановку, определите наиболее опасные факторы и попытайтесь найти наиболее приемлемый путь выхода из создавшейся ситуации.
Постарайтесь примерно определить место своего вынужденного нахождения, оцените свои возможности с учётом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте.
Приняв решение, приступайте к его выполнению. Рационально распределяйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определённые промежутки времени.
При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, а постарайтесь найти наименее рискованный способ их преодоления.
Постоянно стремитесь не впадать в панику и побеждать в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Помните, что человек, умеющий сохранить самообладание, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации.
В подтверждение сказанному рассмотрим два реальных примера.
В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.
На барже вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля.
Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подмётки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.
Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца.
Это был уникальный по продолжительности и трудности условий дрейф в океане. Имея небольшой запас продовольствия, победив страх и панику, молодые солдаты продержались и выжили.
Военный лётчик ВВС Российской Федерации полковник Дмитрий Петров, находясь в специальной командировке в Республике Конго (Центральная Африка), 4 июня 1993 г. выполнял плановый полёт на сверхзвуковом истребителе МиГ-21. В силу сложившихся обстоятельств ему пришлось произвести вынужденную посадку в африканских джунглях.
В создавшейся обстановке лётчик проявил мужество и уверенность, нашёл в себе силы и в течение пяти дней через африканские джунгли пробирался к людям. Он выжил и дошёл до людей.
Следующая страница Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Предметы для выживания в лесу
• Большой нож (мачете, тесак и т.п.). Предназначен для грубой работы, может стать оружием или заменить топор. Позволит разделать тушу и т.п.
• Малый нож с фиксированным лезвием. Прочный небольшой инструмент, предназначенный для мелкой и кропотливой работы. С его помощью готовят пищу, изготавливают элементы оружия, создают ловушки. В умелых руках – отличное оружие.
• Топор. Поможет валить деревья, рубить дрова, делать зарубки, копать, разделывать тушу, исполнять роль молотка. Имейте в виду, что топор и мачете – разные инструменты, далеко не всегда способные заменить друг друга.
• Пила. Пригодится для строительства. Этот инструмент не обязателен, его, например, может заменить второе лезвие мачете (если верхняя кромка большого ножа выполнена в виде пилы).
Многие опытные выживальщики скажут, что этих инструментов достаточно, чтобы выжить в лесу. Действительно, с их помощью можно добыть огонь и пищу, построить убежище и устроить себе нормальное автономное существование. Но для остальных 99% людей сделать все это немыслимо. Поэтому поговорим о том, что еще стоит подготовить заранее, чтобы уйти и жить в лесу самостоятельно некоторое время.
• Саперная лопата. Копка земли, землянки, оружие защиты в умелых руках.
• Рюкзак. Необходим для переноски снаряжения, после рыбалки и охоты – для транспортировки улова и добычи, для сбора ягод и т.п. Лучший вариант – с рамой и большим количеством карманов и отделов. Рюкзак должен быть качественным, изготовленным из прочных водостойких материалов.
• Точильный камень. Если вы не знаете, как точить ножи в полевых условиях с помощью подручных материалов, это оборудование будет крайне необходимо.
• Инструкции по выживанию. Чем больше, чем лучше. Бумажный вариант.
• Огниво. Спички или зажигалки (если вас угораздило взять с собой зажигалку) имеют тенденцию заканчиваться. Если вы не умеете добывать огонь туземными способами или при помощи ножа и подручных материалов, возьмите FireStarter. Хорошая модель позволить развести костер сотни и тысячи раз.
• Системы очистки воды. Это могут быть компактные военные фильтры и специальные таблетки. Они занимают немного места, но способны выручить в сложной ситуации. Конечно, кипячение – это хорошо, но использовать костер не всегда представляется возможным.
• Оборудование для навигации. Это должен быть качественный компас и подробные бумажные карты в водонепроницаемом исполнении для местности в радиусе 100 км. На них должны быть нанесены природные и техногенные объекты.
• Кухонная утварь. Конечно, дичь можно приготовить в золе, собственной шкуре (горячие камни) и т.п. Но рано или поздно вам захочется супа. Для этого потребуется алюминиевый котелок. Так же возьмите ложку и тару для переноски воды.
• Тент. Он занимает меньше места, чем палатка, но защищает от ветра, солнца и дождя. Если тента нет, возьмите полиэтиленовые мешки или брезент. Так же пригодится спальник.
• Одежда. Должна быть универсальной, прочной и водостойкой. Ее придется использовать в жару, холод, в ветреную и дождливую погоду. Лучше использовать концепцию нескольких слоев (водонепроницаемый слой, теплый внешний слой, базовый слой, внутренний слой, запасное белье и носки, бандана и теплый головной убор). Например, плащ (пончо), теплая куртка (пальто), толстовка, футболка.
• Аптечка первой помощи. В идеале такой набор должен находиться везде – дома, на работе, в НЗ, в автомобиле. Аптечка должна быть компактной, легкой и включать средства от распространенных проблем – желудка, сердца, высокой температуры и т.п. Мы неоднократно писали об этом на страницах www.extreme-voyage.ru.
• Паракорд. Значение этого снаряжения трудно переоценить. Строительство жилья, устройство ловушек, ремонт, разведение костра в сложных погодных условиях и т.п.
• Лески и крючки. Это небольшое оборудование при наличии водоемов обеспечит вас самым легко добываемым питанием.
Самодельный рыболовный крючок из дерева
Знакомство с формами рельефа
Знакомство с формами рельефа будет определяться характерными особенностями района проведения учебно-тренировочного занятия. Очень важен в этом случае подбор картографического материала, позволяющий построить занятия в определенной последовательности. Допустимая нагрузка учебных карт должна полностью соответствовать целевой установке занятий, при этом желательно, чтобы учебные карты для первого знакомства с рельефом имели слабую загруженность, т. е. не очень сложный рисунок горизонталей. Для более наглядной передачи разных форм рельефа преподавателю необходимо использовать крупный масштаб карт, а также так называемые расчлененные карты, содержание которых представлено одним рельефом.
Для более доходчивого объяснения темы преподавателю нужно заранее заготовить определенное количество рисунков различных форм рельефа и на их основе показать суть передачи форм рельефа горизонталями и условными знаками. Можно провести демонстрацию различных форм рельефа с помощью объемных моделей. В качестве материала для их изготовления преподаватель может использовать песок, глину.
Автономные и экстремальные условия
Что касается различий в экстремальных и автономных условиях, то они весьма существенны.
Первые еще можно обозначить как пребывание в дикой природе, где нет привычных или знакомых мест и сооружений. Также экстремальное выживание иногда включает и характер внезапности (крушение самолета, авария, стихийное бедствие, природная катастрофа). Поэтому в таком случае обостряется психологический фактор поведения.
Экстремальные условия, в отличие от автономных, предполагают сооружение убежища, добычу пищи, медицинскую помощь и другие необходимые действия при помощи подручных средств и, скорее всего, без нужных инструментов.
Условия автономного существования, включая характер местности, наличие какой-либо инфраструктуры и близость населения, как правило, заранее изучены. У выживающего имеется набор из полезных вещей, которые пригодятся для разжигания костра, готовки, сооружения жилья. Главное, к таким обстоятельствам и среде человек готовится морально, а также изучает азы выживания в экстремальных ситуациях и запасается знаниями, чтобы при необходимости применить их на практике.
Какими бы ни были условия – экстремальными или не очень, если человеку необходимо выживать, значит, он потерял комфорт и обычную жизнь. Нестандартные ситуации готовят людей к трудностям, которые могут застать врасплох, и времени на подготовку может не оказаться. Лучше об этом позаботиться заранее и встретить опасность с уверенностью в своих силах и умениях, чтобы не оказаться в числе неготовых к чрезвычайной ситуации.