Чрезвычайные ситуации и аварии техногенного характера

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:

  • Во время первой стадии происходит накопление факторов риска. Это один из важнейших периодов, который по длительности может занимать считанные дни или десятилетия. Сюда можно отнести противоречия в обществе, которые накапливаются годами, приготовления к развязыванию военных действий.
  • Инициирование самой чрезвычайной ситуации. Наступает такой момент, когда накопленные факторы уже невозможно сдерживать, и начинаются внешние проявления.
  • Сама чрезвычайная ситуация. На этой стадии социальные факторы начинают воздействовать на население и общественные структуры. Продолжительность этого периода трудно предсказать, как и его последствия.
  • Период затухания начинается с перекрытия источника опасности и заканчивается локализацией чрезвычайной ситуации и устранением ее последствий.

Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Классификация техногенных катастроф

Классификация по масштабу происшествия

  • локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
  • глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка:

Классификация по происхождению (виду)

  • ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка:

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Классификация техногенных катастроф

Чрезвычайные ситуации техногенного характера можно классифицировать по различным основаниям, но, как правило, выделяются следующие классификации:

Классификация по масштабу происшествия

Техногенные ЧС по масштабу делятся на:

  • локальные или объектовые — аварии, произошедшие на локальном производстве или небольшом объекте, не выходящие за границу объекта, которые могут быть ликвидированы собственными силами без вмешательства извне;
  • местные — чрезвычайные ситуации, границы распространения поражающих факторов которых представляют собой населенный пункт: поселок, город, муниципальный район;
  • территориальные — границей их распространения является субъект государства (область, край, автономный округ, штат);
  • региональные — происшествия, затронувшие несколько субъектов (2-3) государства;
  • федеральные — аварии, территория поражающего распространения которых — более 4 субъектов;
  • глобальные — катастрофа выходит на мировой уровень, за пределы государства.

Справка: в настоящее время можно говорить о предполагаемой глобальной техногенной аварии в вирусной лаборатории в г. Ухань (КНР), в результате которой одна из разновидностей опытного вируса 2019-nCoV (коронавирус) распространилась по многим странами мира и привела к многочисленным жертвам среди населения.

Классификация по происхождению (виду)

Техногенные аварии также классифицируются на основании их происхождения:

  • ЧС на транспорте — аварии, произошедшие с участием различных видов транспорта: автомобилей, речных и морских судов, самолетов, на транспортных магистралях;
  • ЧС с пожарами и взрывами — в основе таких аварий всегда присутствует пожароопасная ситуация, взрыв или угрозы взрыва на предприятиях и различных социально значимых объектах инфраструктуры;
  • ЧС с выбросами химических веществ — аварии на крупных производственных мощностях, крупных элементах транспортной инфраструктуры (например, железнодорожных и морских вокзалах и портах), которые могут привести к заражению окружающей среды опасными для человека химическими элементами;
  • ЧС с выбросами радиоактивных веществ — в этом случае под угрозу техногенной катастрофы прежде всего попадают крупные государственные оборонные предприятия и объекты энергетической сферы;
  • ЧС с выбросами биологически опасных веществ — аварии на объектах производства, науки транспорте, связанные с наукой, медициной, оборонной сферой;
  • ЧС, вызванные обрушениями зданий, транспортных магистралей, вызванные недостатками конструкции и различными природными катастрофами (землетрясения, наводнения, обвалы);
  • ЧС на предприятиях коммунальной сферы — аварии на энергетических станциях, очистных сооружениях, водопроводе.

Справка: одна из крупнейших техногенных катастроф, связанных с выбросом радиоактивных веществ, произошла на Чернобыльской атомной электростанции (СССР, Украина) 26 апреля 1986 года.

Это интересно: Безопасная толщина льда для человека и зимней переправы

Меры по предупреждению

Любую катастрофу гораздо проще предотвратить, нежели ликвидировать ее последствия. Профилактические меры включают в себя целый комплекс технических и организационных действий, целью которых является выявления возможных причин ЧС и заблаговременное их устранение.

Проводятся мероприятия, направленные на максимальное снижение негативных последствий и потерь в случае возникновения аварийной ситуации. Активной является и работа по созданию оптимальных условий для проведения спасательных и срочных аварийно – восстановительных работ.

Содержание мероприятий по предупреждению ЧС техногенного характера должно соответствовать требованиям всех законодательных актов, регулирующих деятельность того или иного объекта. Для получения наибольшей эффективности таких мер необходимо соблюдать принцип своевременности и заблаговременности их применения.

На промышленных или транспортных объектах должны создаваться безопасные условия труда, отвечающие нормативам, разрабатываться планы действий в случае возникновения внештатной ситуации, создаваться аварийные источники управления сооружениями. Кроме того, оснащение предприятий современными средствами защиты значительно уменьшит число человеческих жертв.

Внедрение в производство автоматики не только положительно влияет на производительность, но и сокращает влияние человеческого фактора. Вопрос о безопасности сооружения должен возникать еще на стадии проектирования. Необходимо в большей степени отдавать предпочтение такому пожароустойчивому материалу, как стекловолокно, пенобетон.

Создавая проект новых систем водоснабжения, следует включить в него резервные источники воды, которые можно будет использовать в случае аварийной ситуации. Вычислить примерные потери воды и сколько ее будет необходимо, учитывая средние показатели потребления.

К мероприятиям по предупреждению ЧС техногенного характера также следует отнести все действия по обеспечению бесперебойной и надежной работы объекта. От этого зависит успешность по реализации задач, направленных на защиту рабочих и оборудования при различных производственных авариях или природных катастрофах.

К подобным мерам относятся:

  • Внесение в план проекта предприятия, чья деятельность сопряжена с опасными иили взрывчатыми веществами специальных убежищ.
  • Составление плана по эвакуации жителей поселений, которые находятся на участках, подверженных оползням, селям, подземным толчкам.
  • Доведение до сведения работников и служащих график работы и возлагающиеся обязанности при возникновении внештатной ситуации.
  • Правильное хранение и поддержание в рабочем состоянии необходимых средств защиты в достаточном количестве.
  • Проведение обучающих семинаров и распространение памяток среди населения по правилам безопасного поведения при различных природных катаклизмах или в случае утечки опасных веществ.
  • Ежегодная проверка систем массового оповещения. Доведения до сведения людей информации о порядке действий в случае объявления эвакуации.
  • Приготовления резервных запасов долго хранящихся продуктов и чистой воды.

Целью мер по предупреждению техногенных ЧС является не только предотвращение возможной катастрофы, но в большей степени акцент делается на уменьшение количества пострадавших и быструю ликвидацию разрушающих последствий.

При каких условиях и кем вводится режим ЧС и ЧП

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ о ЧС), чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Конечно, оба эти термина могут показаться схожими. Однако объявление чрезвычайной ситуации не означает изменения правового режима деятельности органов власти, и не должно вести к сужения прав граждан или к возложению на них дополнительных обязанностей

Официальное определение чрезвычайного положения, напротив, заостряет внимание на изменениях в деятельности органов власти (с возможностью предоставления множества дополнительных полномочий так называемым «силовым органам»), а также прямо говорит о сужении прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей

В то время как чрезвычайная ситуация объявляется в тех или иных регионах РФ достаточно часто (классический пример — введение режима ЧС в некоторых районах Дальнего Востока из-за паводков), чрезвычайное положение за всю историю России с 1991 года вводилась лишь дважды. Причем оба раза достаточно давно и по достаточно весомым поводам: в 1992 году из-за осетино-ингушского конфликта (на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской республики) и в 1993 году в связи с насильственным разгоном Верховного Совета Российской Федерации (на территории Москвы). На всей территории РФ ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение не вводились ни разу.

Кто может вводить режим чрезвычайной ситуации? Правительство РФ — в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; органы государственной власти субъектов РФ — в случае чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера; органы местного самоуправления — в случае чрезвычайной ситуации муниципального характера.

Что касается чрезвычайного положения (ЧП), то оно вводится только Указом Президента РФ, причем вне зависимости от того, распространяется оно на всю территорию РФ или только на отдельные местности. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, по истечении указанного срока (72 часа), утрачивает свою силу.

Таким образом, на основании проанализированных норм, мы можем сформировать сравнительную таблицу между режимами ЧС и ЧП.

Причины техногенных катастроф

Значительная опасность последствий влекут за собой внезапные крупные пожары, сопровождающиеся взрывом. Такое развитие событий может возникать на любом техногенном объекте, но из-за большого количества жертв и пострадавших наибольшую опасность представляют ЧС на трубопроводах, а также авиа – и железнодорожные катастрофы.

Поражающими факторами в ситуации разрушения емкостей с хранением легковоспламеняющихся жидкостей или при получении повреждений тары при их транспортировке являются:

  • Образование в среде взрывоопасных паров;
  • Взрыв образовавшегося пара от любого источника открытого огня или искры;
  • Большой силы ударная волна и поток осколков;
  • Пожар в виде «огненного шара»;
  • Тепловое воздействие и появление в воздухе опасных продуктов горения.

Аварии техногенного характера

Про данные аварии читайте в соответствующих материалах:

1. Гидродинамические аварии;

2. Радиационные аварии и правила поведения;

3. Энергетические аварии;

4. Коммунальные аварии.

5. Химическая авария.

Причины возникновения ЧС техногенного характера заключаются зачастую в человеческом факторе. Это просчеты, ошибки, использование некачественных материалов, недостаточный уровень безопасности некоторых объектов, недисциплинированность, халатность и недостаточная квалификация персонала.

По независящим от человека причинам подобного рода аварии могут возникать и в случае природных катаклизмов: цунами, шквалистые ветры и ливни, оползни, землетрясения, удары молний.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

Правила поведения

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Предотвращение и устранение последствий

Полностью избежать возникновения ЧСТХ невозможно, но предотвратить многие и уменьшить потери от них людям вполне по силам. Для этого разрабатываются специальные программы реконструкции и повышения квалификации обслуживающего персонала на особенно опасных производствах. Органы власти разных уровней осуществляют государственную политику, направленную на устранение причин аварий и снижение материальных и социальных последствий катастроф.

Основные причины возникновения

Проблемы аварийности на производстве, в транспортных и энергетических системах актуальны для всех стран мира. В России отягощающими факторами являются огромная площадь страны и множество промышленных и строительных объектов с высоким процентом износа. Недостаток финансирования и нестабильная экономическая ситуация тоже влияют на экологическую обстановку в стране

Чтобы понять, на что следует обратить внимание прежде всего, нужно изучить главные причины возникновения ЧСТХ.

Основные причины возникновения ЧС:

  1. низкий уровень подготовки работников, занятых на промышленном объекте;
  2. нарушения трудовой дисциплины, технологических процессов и условий эксплуатации различных линий и механизмов;
  3. износ основного оборудования и использование морально устаревших средств предупреждения и извещения о ЧС;
  4. ошибки при проектировании и строительстве объектов.

Привлечение населения

Мероприятия по локализации катастрофы и ликвидации ее последствий должны начинаться как можно быстрее. В Российской Федерации этим занимается специальный орган — МЧС, министерство, занимающееся гражданской обороной и устранением последствий ЧС и стихийных бедствий.

Кроме подготовки нормативных актов, призванных предотвращать и быстро разрешать опасные ситуации, МЧС занимается подготовкой спасателей для оказания помощи при стихийных бедствиях, катастрофах, пожарах и других экстремальных обстоятельствах. В штате МЧС состоят пожарные, медики, водолазы, водители и люди других необходимых в ЧС профессий.

Во избежание травм и большого количества пострадавших население должно знать, как вести себя в условиях ЧС.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

Техногенные катастрофы сопутствуют человеческой жизнедеятельности и напрямую связаны с ней. Именно поэтому человека, его умышленные или неумышленные действия, можно назвать основной причиной их появления. Вместе с тем выделяют следующие, более объективные, причины возникновения техногенных ЧС:

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка: на каждом энергообъекте Российской Федерации происходит до 100 страховых случаев предаварийных ситуаций, связанных с износом оборудования. Меры по предотвращению ЧС техногенного характера Мероприятия по предотвращению техногенных аварий прежде всего основаны на заблаговременных профилактических, организационных, инженерных и иных действиях, которые помогают заранее предсказать аварийную ситуацию, просчитать риски и снизить ее последствия в случае вероятного возникновения. Их разделяют на следующие:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.

Превентивные меры осуществляются по следующим направлениям:

  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.

Для снижения вероятности возникновения событий, приводящих к аварийной ситуации, осуществляются следующие мероприятия:

  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка: Федеральная служба судебных приставов может приостановить деятельность предприятия на срок до 60 суток в случае выявления обстоятельств, которые могут привести к техногенной чрезвычайной ситуации, для их устранения.

Заключение

В заключение я хотел бы отметить, что в данной статье рассматривались лишь возможные (!) варианты влияния ЧС и ЧП на права и обязанности граждан. Так, например, лично я уверен, что никакого отселения граждан, реквизиций или «трудовой мобилизации» не будет — даже при худшем сценарии развития событий.

Вместе с тем, мне хотелось бы, чтобы эта статья послужила своеобразным предупреждением тем, кто не разобравшись в юридических тонкостях, требует вводить режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения. Оба этих режима не дадут обычным гражданам (включая предпринимателей) никаких дополнительных льгот или преимуществ по сравнению с текущей ситуаций. Но они могут привести к значительному сужению гражданских прав и возникновению новых, тяжелых и раздражающих обязанностей.

Особенно сказанное выше относится к режиму чрезвычайного положения. Законодатель, принимая соответствующий закон, рассматривал чрезвычайное положение как «средство последней надежды», которое следует вводить только в критических обстоятельствах, когда угроза нависла над самим государством. Как и любое сильнодействующее лекарственное средство, чрезвычайное положение имеет серьезные «побочные эффекты». Не следует применять его без надобности.

Конечно, бывают ситуации, когда введение ЧС или даже ЧП оправдано и без этого никак не обойтись. Но желать этого, призывать к этому — просто недальновидно. Михаил Булгаков сказал: «Бойтесь своих желаний — они имеют свойство сбываться». Подозреваю, что результаты введения режима чрезвычайного положения крайне разочаровали бы его сторонников и уже на второй день они требовали бы его отмены. Чрезвычайное положение по своим правовым особенностям во многом подобно положению военному (хотя, конечно, там есть свои значительные юридические отличия). И я рискну предположить, что мало кто предпочел бы «законы военного времени» обычной жизни, пусть и с ограничениями (режим повышенной готовности).

Что же, завершая статью хочу пожелать всем читателям здоровья и того, чтобы все обсуждения ЧС и ЧП оставались только в спорах юристов-теоретиков, чтобы никто не столкнулся с этими весьма неприятными правовыми режимами в своей реальной жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector