Профессии, связанные с морем
Содержание:
- Обязанности солдата-матроса
- Где выучиться профессии штурман
- Воинские звания в порядке возрастания
- ъПлюсы и минусы должности
- Обязанности солдата-матроса
- Обязанности матросов на корабле
- Индивидуальные доказательства
- Карьерная лестница Роял Неви
- Позиции Международной космической станции
- Преимущества и недостатки
- Особенности службы на флоте
- Обязанности
- ВМФ России в Сирии
- Воинские звания в порядке возрастания
- Подразделения ВМФ
- § 8. Матрос
Обязанности солдата-матроса
Согласно указу президента №1495, к обязанностям солдата матроса относится быстрое и безошибочное исполнение поручений и приказов, аккуратное обращение с оружием и любым другим государственным имуществом. Все обязанности распространяются на матроса при проведении военных действий и в мирное время. Согласно уставу ВС РФ, солдат-матрос имеет следующие задачи:
- Подчиняться непосредственным руководителям, осознавать долг воина ВС РФ и точно выполнять все приказы.
- Знать всех своих начальников, их имена, должности и звания.
- Уважительно вести себя по отношении к командирам и сослуживцам. Быть вежливым, соблюдать воинские обязанности.
- Заниматься саморазвитием, умственно и физически.
- Аккуратно носить форму.
- Иметь чистое оружие, знать его конструкцию, уметь им пользоваться.
- Обеспечивать безопасность во время службы.
За правильно выполненные воинские обязанности солдата матроса, достижения и следование уставу ВС РФ, возможно повышение по службе.
Матросы делятся на 2 категории:
- Старший, или 1 класса.
- Младший, или 2 класса.
В обязанности матроса 1 и 2 класса входят одни и те же задачи. На судне между ними не имеется никакой разницы, она заключается только в зарплате матросов, которую они получают на судне.
Где выучиться профессии штурман
Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.
Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.
Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.
5 вузов, где можно выучиться на штурмана:
- Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.
- Московский государственный технический университет гражданской авиации.
- Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
- Московская государственная академия водного транспорта.
- Севастопольский государственный университет.
Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.
Воинские звания в порядке возрастания
Детально разберём, какие воинские звания присваиваются военнослужащим ВМФ.
Погоны и знаки различия Военно-морского флота
Матросы
До 1946 года, матросов называли краснофлотцами. Впоследствии такое наименование было упразднено, и сейчас военнослужащих этой категории можно разделить на две группы:
- Матрос — соответствует сухопутному званию рядовой, присваивается всем призывникам и контрактникам, которые приходят служить во флот.
-
Старший матрос — это сухопутный ефрейтор, который может занимать должность командира отделения.
Старшины
Это сержантский состав, который подразделяется на три группы:
- Старшина 2 статьи — соответствует званию младший сержант, обычно занимает должность командира отделения.
- Старшина 1 статьи — сержант, занимающий должность командира отделения или замкомвзвода.
- Главный старшина — в армии это старший сержант, занимающий должность заместителя командира взвода или старшины роты.
- Главный корабельный старшина — это общевойсковой старшина.
Мичманы
Во флоте это мичман и старший мичман. Если проводит аналогию с сухопутными войсками — прапорщик и старший прапорщик соответственно. По сути, это промежуточное звено между сержантским и младшим командным составом. Звание мичмана присваивается после прохождения специальных курсов, старшего мичмана — за выслугу лет. В ВМФ мичманы занимают должности старшины роты, при отсутствии младших офицеров — командиров взводов.
Младший офицерский состав
Здесь наблюдается практически полная аналогия с сухопутными частями. В частности, звания младших флотских офицеров выглядят так:
- Младший лейтенант — командир взвода или боевого поста.
- Лейтенант — присваивается за выслугу лет, может занимать указанные выше должности.
- Старший лейтенант — может занимать должность помощника командира корабля.
- Капитан-лейтенант — армейский капитан, который может командовать ротой или батальоном.
Старший офицерский состав
Здесь можно выделить три звания, которые обычно соответствуют занимаемой должности. Выглядит это так:
- Капитан 3 ранга — общевойсковой майор, которого на флоте часто называют каптри. Капитаны 3 ранга назначаются командирами малых судов: тральщиков, противолодочных, торпедных и десантных катеров.
- Капитан 2 ранга — общевойсковое звание подполковник. Капдва или кавторанг может командовать миноносцами, большими ракетными и десантными кораблями.
-
Капитан 1 ранга — по аналогии с другими войсковыми подразделениями: полковник. Капраз или каперанг назначается командиром кораблей с большой огневой мощностью, например, атомные подлодки или авианесущие крейсеры.
Высший командный состав
- Контр-адмирал — соответствует званию генерал-майора, может командовать эскадрой кораблей либо замещать командующего флотилией.
- Вице-адмирал — соответствует званию генерал-лейтенанта, может занимать адмиральскую должность.
- Адмирал — соответствует общевойсковому званию генерал-полковник, командует действующим флотом.
- Адмирал флота — высший командный чин в ВМФ, по аналогии с общевойсковыми частями соответствует званию генерала армии.
ъПлюсы и минусы должности
В каждой профессиональной области есть преимущества и недостатки. Морское дело отличается сложной структурой, особенно тяжёлой в обучении. Всего на судне есть 3 типа рабочих — электротехники, механики и судоводители. Из основного командного состава сложно выбиться по карьерной лестнице до должности капитана.
Выбирая морскую специальность, стоит понимать, где лучше работать — в технике или с документами. Описание позитивных сторон:
- Социальные привилегии.
- Высокий уровень заработной платы.
- Возможность карьерного роста.
- Специальности любого характера — с документами или техникой.
- Рейсовые отпуска.
- Путешествия по разным странам.
Работа главы корабля имеет некоторые особенности, с которыми не все выпускники морских вузов готовы мириться. В обязанности капитана судна входят решение сложных задач и их распределение экипажу. Главные недостатки профессиональной деятельности:
- Жизнь в постоянном морском плавании, что может стать помехой для создания семьи.
- Ответственность за мелкие детали отнимает много сил, поэтому важна психологическая устойчивость.
- Работа связана с опасностью, ведь море — серьёзная стихия.
Обязанности солдата-матроса
Согласно указу президента №1495, к обязанностям солдата матроса относится быстрое и безошибочное исполнение поручений и приказов, аккуратное обращение с оружием и любым другим государственным имуществом. Все обязанности распространяются на матроса при проведении военных действий и в мирное время. Согласно уставу ВС РФ, солдат-матрос имеет следующие задачи:
- Подчиняться непосредственным руководителям, осознавать долг воина ВС РФ и точно выполнять все приказы.
- Знать всех своих начальников, их имена, должности и звания.
- Уважительно вести себя по отношении к командирам и сослуживцам. Быть вежливым, соблюдать воинские обязанности.
- Заниматься саморазвитием, умственно и физически.
- Аккуратно носить форму.
- Иметь чистое оружие, знать его конструкцию, уметь им пользоваться.
- Обеспечивать безопасность во время службы.
За правильно выполненные воинские обязанности солдата матроса, достижения и следование уставу ВС РФ, возможно повышение по службе.
Матросы делятся на 2 категории:
- Старший, или 1 класса.
- Младший, или 2 класса.
В обязанности матроса 1 и 2 класса входят одни и те же задачи. На судне между ними не имеется никакой разницы, она заключается только в зарплате матросов, которую они получают на судне.
Обязанности матросов на корабле
На современном корабле у солдата-матроса весьма обширный круг обязанностей. Будь то военно-морской флот или гражданский, они выполняют все основные работы по ремонту и обслуживанию систем на корабле вплоть до уборки помещений и мытья палубы.
Сам термин матрос происходит от латинского mattarius – спящий на грубой подстилке, что очень хорошо намекает на статус подобных работников в былые времена. Сейчас, конечно, матросы спят в отдельных каютах или общих кубриках на отдельных кроватях (в зависимости от комфортности судна), но их обязанности по-прежнему остаются наиболее сложными и ответственными.
При этом матрос – это довольно широкий термин для членов экипажа самой разной специализации
. Есть матросы-мотористы, есть трюмные рабочие, есть матросы-рулевые и т.д. Обязанности матросов и их функции, разумеется, сильно различаются в зависимости от специализации.
В общих чертах обязанности матросов можно обозначить в нескольких пунктах:
- Несение вахты по судовому расписанию как в движении, так и на стоянке;
- Управление плавсредством и спасательным оборудованием при эвакуации;
- Погрузка и выгрузка, такелажные работы на корабле, закрепление грузов в трюме;
- Техническое обслуживание и ремонт конструкций на судне (малярные, слесарные работы, уборка помещений и палубы, смазывание механизмов и т.д.);
- Управление движением судна.
В работе матрос подчиняется старшим по званию и должности на судне. Как правило, непосредственно за исполнением обязанностей наблюдает боцман корабля. Если его нет, матросы подчиняются непосредственно капитану и старшему помощнику.
При этом в зависимости от назначения плавсредства и количества человек в экипаже, матрос может совмещать множество разных обязанностей: дизелист, судовой электрик, уборщик и т.д. Одним словом, обязанностей у матроса всегда хватает.
Индивидуальные доказательства
На картине изначально изображена смерть лорда Нельсона в морском сражении при Трафальгаре, но также показаны части экипажа корабля в то время.
к Постановлению о прогулочных судах Германии
Очень часто на протяжении своей истории судоходные страны участвовали в войнах или неоднократно сталкивались с проблемами пиратства , поэтому корабли часто использовались как средство военного вмешательства. Это потом часто отражалось в штатном расписании корабля, что тоже учтено в этой статье.
Чтобы не только изобразить ситуацию в Германии, но и дать представление об экипажах иностранных судов, здесь также был показан экипаж французского корабля, чьи французские имена являются их собственными, но которые можно сравнить с точки зрения функции или задачи с экипажами кораблей из других стран.
после Гробекера, Брекера, Квингера
В то время гамбургский термин для моряков или моряков.
Büssen Schütte (s), которые вы бы, говоря современными терминами, называли стрелком из винтовки , значит, снайпер, сражавшийся на палубе солдат парусного военного корабля от врага
Ассистент Шиммана, см. Шимманн
Согласно Universal-Lexikon Пирера, стр. 164, (Altenburg 1862), Констебель хранит в специальной камере на борту корабля заряжающее оборудование, оружейные салоны и тому подобное, а также «предметы для рта». Он унтер-офицер корабельной артиллерии.
после Universal Lexikon Пирера, том 15 (Альтенбург 1862), стр. 155: «Шиманн, auf Kriegsschiffen (является) унтер-офицером, следующим за боцманом, у которого под наблюдением трос и паруса фок-мачты; Шиманы Мат, как бы его помощник, отвечает за оснастку бушприта; матросы, находящиеся под прямым приказом Schiemmannsmat и сопровождающие его вахту, называются гостями Schiemanns. потому что боцман особенно имеет канаты под своим наблюдением. Самые искусные из этих матросов (марсиане) назначаются на службу в мачтовых клетях и для управления верхними парусами и т. д. Следовательно, Шиман, такелаж и канаты отремонтированы ».
после Monaque
Французские функции / звания / ранги, записанные в таблице, не могут быть переведены на немецкий язык в отдельных случаях. В этом случае терминология объясняется перефразированием или определяется функцией / званием / оценкой, которая приближается к немецкому определению — или просто не определяется, если значение неясно. Кроме того, на протяжении веков могли происходить изменения или сдвиги в званиях, офицерских званиях, задачах и т
Д., Которые здесь не могут быть объяснены или приняты во внимание. Таблица предназначена только для репрезентативной проверки традиционного состава экипажа корабля с 1805 года.
Степень Officier де santé был результатом реформирования медицинской системы в период ранней наполеоновской эпохи
В медицинской двухклассной системе офицеры de santé проходили более короткую и менее специализированную подготовку, которая должна была подготовить их к стандартным случаям повседневной медицинской жизни в стране. Напротив, обучение, чтобы стать обычным врачом, охватывало весь спектр современной медицины. (Цитата по: Марк Фёкинг: Pathologia literalis )
Карьерная лестница Роял Неви
Как же строилась карьера в британском флоте, и мог ли матрос (перефразируем здесь Наполеона) носить в своем ранце адмиральский жезл? К слову, во Франции, а позднее и в Германии адмиралы действительно имели свой адмиральский жезл. В Англии подобной практики не было, но, надеюсь, читатели простят такое преувеличение.
Чаще всего на службу попадали еще мальчиками, в 10–12 лет. Почему шли? Во главе угла, конечно же, были экономические причины. Дело в том, что зарплата даже нижних чинов в британском флоте считалась достаточно высокой – от 10 (юнга) до 24 (старший матрос) шиллингов в месяц. Это были большие деньги – к примеру, шляпник в Лондоне в этот же период времени зарабатывал около 10–12 шиллингов в месяц, то есть на уровне юнги. Башмачник – до 15 шиллингов. Крестьянин зарабатывал 3–4 фунта в год (в фунте 20 шиллингов, то есть выходило всего 5–7 шиллингов в месяц).
Доходы юнг и матросов не шли ни в какое сравнение с зарплатами коков (2 фунта 2 шиллинга в месяц), боцманов (4 фунта) или штурманов (6 фунтов 6 шиллингов в месяц). Естественно, что господа офицеры получали еще больше. Правда, в мирное время они сидели на половинном окладе.
Так что, несмотря на жестокие порядки и муштру, народ в Royal Navy тянулся. Да, в торговом флоте была возможность в определенные сезоны заработать много больше, но арматоры часто обманывали матросов, выплачивая суммы не полностью (или вообще не выплачивая). Да и сама непостоянность таких заработков не внушала мыслей о стабильном доходе.
Естественно, подобное положение дел не касалось военного времени. В отношении тех, кто был набран с помощью «прессинга», работали самые низкие ставки из возможных. Но основной костяк военного флота, который сохранялся и в мирное время, получал зарплату исправно, и суммы денежного довольствия были сравнительно большими.
Кроме того, работа военного моряка была сравнительно легка, да не покажется это утверждение нашим читателям странным. Лорд Хоу в 1793 году писал:
Как писал Джулиус Сезар в 1761 году,
Типичный моряк британского флота, 1740-е годы
Ну и не стоит забывать про социальное обеспечение и льготы.
А это и еда за государственный счет, и устройство в случае увечья в один из морских госпиталей. Для этих целей из зарплаты моряка удерживались шесть пенсов (пенс – 1/12 шиллинга) в месяц — что-то типа оплаты накопительной части в пенсионный фонд сегодня. Ну и, конечно же, это призовые деньги. Да, задержки в выплате денежного довольствия имели место. Но после реформ Энсона в 1757 году было установлено, что при нахождении корабля в домашних водах эта задержка не может составлять более двух месяцев, а если корабль находился на какой-то колониальной станции — то не более шести месяцев. В общем, служба на Королевском флоте имела зримые преимущества перед другими профессиями того времени.
Отметив денежные и социальные преимущества, не забудем и о морской романтике, а также присущей людям жажде неизведанного. Здесь будет уместно вспомнить известный анекдот времен позднего СССР:
Как писал Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»:
Уильям Спэвенс, сын мясника, сбежавший во флот в 11 лет, в своих мемуарах писал так:
Ну и не стоит забывать еще об одном факте. Дисциплина на торговых судах была очень слаба, вернее – ее не было вообще. Там очень часто происходили мятежи, арматоры и заказчики периодически обманывали своих подчиненных, не выплачивали им заработанные деньги, и люди месяцами ходили в суды в попытках отсудить хоть что-то из своих честно заработанных. Так вот, очень часто морякам, завербовавшимся в военный флот, капитаны и даже Адмиралтейство помогали выиграть такие суды и оказывали юридическую поддержку.
Известен случай, когда Роберт Баркер, плотник из Ливерпуля, не только не получил своих денег, но и был избит своим работодателем так, что потерял глаз. Тем не менее, в 1758 году плотник завербовался на 74-пушечный «Торбей», которым командовал Аугустус Кэппел. Он показал себя отличным моряком, офицеры корабля оказывали Баркеру всемерную поддержку. По возвращении в Англию с помощью офицеров Роберт выиграл суд у своего бывшего работодателя и получил 26 фунтов компенсации за избиение, а также – все заработанные деньги (еще около 4 фунтов). При этом напуганный столь мощной поддержкой торговец выплатил деньги прямо в здании суда, не дожидаясь опубликования решения в газетах. И это был далеко не единичный случай. Как писал адмирал Харви:
Моряки были настоящей, даже замкнутой в себе кастой, изолированной от большинства своих соотечественников. Они даже на берегу жили в некоей «черте оседлости» приморских городов, говорили на собственном языке, и эта кастовость и закрытость для многих также была одной из привлекательных черт службы на кораблях.
Позиции Международной космической станции
Должность | Обязанности | Примеры | Комментарии |
---|---|---|---|
Командир | Общий успех миссии, безопасность экипажа и станции . | Пегги Уитсон , первая женщина-командир | |
Бортинженер | Общий успех миссии, наука | Роберт Тирск , первый канадский астронавт, участвовавший в экспедиции на МКС | |
Научный сотрудник | Основная ответственность за научные эксперименты станции. Второстепенная должность бортинженера МКС. | Пегги Уитсон , первый научный сотрудник | Позиция, созданная НАСА в 2002 году для усиления научного аспекта МКС. |
Участник космического полета | Никаких официальных обязанностей. | Ануше Ансари , первая космическая туристка. | Термин используется для посетителей МКС, не входящих в состав экипажа, и служит для того, чтобы отличать туристов и других специальных путешественников от профессиональных астронавтов . |
Преимущества и недостатки
Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.
Сначала поговорим о плюсах:
- Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
- Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
- Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход
Теперь о минусах работы в море:
- Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
- Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
- Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.
Особенности службы на флоте
Не нужно лишний раз упоминать, что моряки в погонах находятся в особо тяжелых условиях несения службы, они не просто оторваны далеко от дома, вокруг них находится беспросветная водная поверхность и один лишь горизонт. Кроме самой фундаментальной особенности проявляется и еще одна интересная тенденция, на кораблях ВМФ практически отсутствуют такие печально известные в сухопутных войсках понятия как дедовщина и уставщина. Объясняется этот факт не менее логично, чем строгие критерии отбора.
Дело в том, что за каждым членом корабля закреплены определенные обязанности на весь период несения службы. Поэтому, с целью повышения работоспособности и качества выполнения поставленных перед корабельным расчетом задач, выяснять отношения матросам и офицерам совершенно невыгодно, а иногда и попросту некогда. Так же не стоит забывать о пресловутом моменте нахождения всего экипажа «под одной волной», что само по себе влечет к сближению между матросами и командующим составом.
Обязанности
Капитан судна ― это лидер, который руководит действиями всех членов экипажа. Он вправе изолировать любое лицо, действия которого угрожают безопасности корабля или команды. В случае совершения преступления на борту капитан проводит дознание.
В его обязанности входят также:
- осуществление административных полномочий;
- обеспечение безопасного плавания и сохранности команды корабля;
- контроль над тем, чтобы судно и имеющееся на борту оборудование содержалось в должном виде;
- обеспечение эффективной работы всех служб на корабле;
- организация аварийно-спасательных работ при получении сигнала бедствия с другого корабля.
Никто из помощников не вправе внести изменения в заданные капитаном курс и скорость хода. Исключение составляют чрезвычайные ситуации, что угрожают дальнейшему безопасному передвижению судна.
В случае эвакуации капитан последним покидает борт, забирая с собой судовой, машинный и телеграфный журналы.
ВМФ России в Сирии
Говоря о подвигах русских морских офицеров и боевых кораблей под их командованием, нельзя не вспомнить операции нашего флота в Сирии. Чего стоят только залпы с ракетных катеров ракетными комплексами «Калибр». Они не только поразили военные объекты террористических группировок, но и показали возросшую военную мощь России. Весь мир увидел, что даже небольшой корабль класса «река-море» способен нанести удар такими ракетами и уничтожить боевой объект, который существенно превосходит его по классу. Такой небольшой ракетный катер способен сразиться с фрегатом и даже авианосцем.
Стоит отметить подвиг моряков-подводников, производивших залпы крылатыми ракетами по объектам террористов прямо из-под воды. Подводные лодки 636-го проекта «Варшавянка» особо отличились в Сирии. Эти дизель-электрические субмарины бесшумны и малозаметны. За такие качества в НАТО подлодки получили прозвище «Черная дыра».
Отличился и единственный на флоте ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Поход начался осенью 2020 года. Чуть меньше месяца понадобилось группе кораблей, чтобы войти в акваторию Средиземного моря для усиления авиагруппы в Хмеймим. Палубная авиация, состоящая из СУ-33 и МИГ-29К (корабельной модификации) в течение двух месяцев работы произвела 420 вылетов, 117 из которых были в ночное время. Самолеты палубной авиации уничтожили свыше 1000 объектов террористических группировок в Сирии. За подвигами наших моряков в Сирийской Арабской Республике в буквальном смысле наблюдал весь мир.
Русский морской офицер во все времена был примером доблести и отваги. Так было с самого зарождения флота — и так продолжается по сей день.
Воинские звания в порядке возрастания
Детально разберём, какие воинские звания присваиваются военнослужащим ВМФ.
Погоны и знаки различия Военно-морского флота
Матросы
До 1946 года, матросов называли краснофлотцами. Впоследствии такое наименование было упразднено, и сейчас военнослужащих этой категории можно разделить на две группы:
- Матрос — соответствует сухопутному званию рядовой, присваивается всем призывникам и контрактникам, которые приходят служить во флот.
- Старший матрос — это сухопутный ефрейтор, который может занимать должность командира отделения.
Погоны сержантов, старшин и матросов
Старшины
Это сержантский состав, который подразделяется на три группы:
- Старшина 2 статьи — соответствует званию младший сержант, обычно занимает должность командира отделения.
- Старшина 1 статьи — сержант, занимающий должность командира отделения или замкомвзвода.
- Главный старшина — в армии это старший сержант, занимающий должность заместителя командира взвода или старшины роты.
- Главный корабельный старшина — это общевойсковой старшина.
Мичманы
Во флоте это мичман и старший мичман. Если проводит аналогию с сухопутными войсками — прапорщик и старший прапорщик соответственно. По сути, это промежуточное звено между сержантским и младшим командным составом. Звание мичмана присваивается после прохождения специальных курсов, старшего мичмана — за выслугу лет. В ВМФ мичманы занимают должности старшины роты, при отсутствии младших офицеров — командиров взводов.
Младший офицерский состав
Здесь наблюдается практически полная аналогия с сухопутными частями. В частности, звания младших флотских офицеров выглядят так:
- Младший лейтенант — командир взвода или боевого поста.
- Лейтенант — присваивается за выслугу лет, может занимать указанные выше должности.
- Старший лейтенант — может занимать должность помощника командира корабля.
- Капитан-лейтенант — армейский капитан, который может командовать ротой или батальоном.
Старший офицерский состав
Здесь можно выделить три звания, которые обычно соответствуют занимаемой должности. Выглядит это так:
- Капитан 3 ранга — общевойсковой майор, которого на флоте часто называют каптри. Капитаны 3 ранга назначаются командирами малых судов: тральщиков, противолодочных, торпедных и десантных катеров.
- Капитан 2 ранга — общевойсковое звание подполковник. Капдва или кавторанг может командовать миноносцами, большими ракетными и десантными кораблями.
- Капитан 1 ранга — по аналогии с другими войсковыми подразделениями: полковник. Капраз или каперанг назначается командиром кораблей с большой огневой мощностью, например, атомные подлодки или авианесущие крейсеры.
Соответствие чинов войскового и корабельного звания
Высший командный состав
- Контр-адмирал — соответствует званию генерал-майора, может командовать эскадрой кораблей либо замещать командующего флотилией.
- Вице-адмирал — соответствует званию генерал-лейтенанта, может занимать адмиральскую должность.
- Адмирал — соответствует общевойсковому званию генерал-полковник, командует действующим флотом.
- Адмирал флота — высший командный чин в ВМФ, по аналогии с общевойсковыми частями соответствует званию генерала армии.
Подразделения ВМФ
Вкратце разберем каждое:
- Морская пехота (звания рассмотрим далее). Род войск был создан 14 февраля 1992 года. Он предназначен для боевых операций морского десанта, обороны важных стратегических объектов на побережье, а также защиты военно-морских баз. Цвет отличия — черный (черный берет), девиз: «Там, где мы, там — победа!». Численность: 12,5-35 тыс. военнослужащих. Соединения морской пехоты присутствуют в Тихоокеанском, Северном, Черноморском, Балтийском флоте, Каспийской флотилии.
- Морская авиация. Уничтожение боевого флота врага, а также его десантов, конвоев, одиночных судов как в море, так и на базах, прикрытие своих кораблей от атаки с воздуха, воздушная разведка, уничтожение крылатых ракет, самолетов и вертолетов, воздушные перевозки, десантирование отрядов, поисковые и спасательные работы. Пункты базирования: Тихоокеанский, Северный, Балтийский, Черноморский флот.
- Береговая оборона и охрана. Войска защищают военные базы флота РФ, стратегически важные участки прибрежной зоны. Они располагают береговой артиллерией и ракетными комплексами, в т.ч. и зенитными, торпедным, минным оружием, спецсудами береговой обороны.
§ 8. Матрос
Характеристика работ. Несение ходовой и стояночной вахты согласно судовому расписанию. Управление палубными механизмами, судовыми спасательными средствами. Подготовка грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке. Уборка палубы, судовых служебных и санитарно-бытовых помещений. Техническое обслуживание и ремонт корпусных конструкций, палубных механизмов, снаряжения и инвентаря. Открытие и закрытие люков трюмов, погрузка, разгрузка, крепление и раскрепление груза. Замеры уровня воды в льялах.
Должен знать: устройство судна; требования нормативных правовых актов по обеспечению безопасности судна; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации; технологию выполнения такелажных, малярных, швартовных, погрузочно-разгрузочных работ.
При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт; на земснаряде (землесосе) производительностью до 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя до 300 кВт — 3-й разряд;
при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт; на земснарядах (землесосах) производительностью свыше 700 м3/час; на плавучих кранах мощностью двигателя свыше 300 кВт; на всех дноочистительных снарядах — 4-й разряд;
при выполнении работ на судоходных гидротехнических сооружениях и судоподъеме — 5-й разряд.