Казачьи традиции
Содержание:
- Обувь
- Текст этой презентации
- История узоров и орнаментов
- Почему через центр кубанки проходят две линии?
- Головные уборы
- Казачья символика
- Значение цвета в орнаментах и узорах
- Линии и формы
- Значение кубанки для казака
- Ход Беседы
- Космогонические орнаменты
- Отличие одежды кубанских от донских казаков
- Символика КВКО
- Ход занятия:
- Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
- Когда появилась кубанка?
- Почему через центр кубанки проходят две линии?
- Раньше кубанку теряли только с головой
- Значение кубанки для казака
Обувь
Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.
У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:
- Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
- Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
- Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
- Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
- Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
- Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
- Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.
В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.
Текст этой презентации
Слайд 1
Волгоградская Региональная Общественная Организация Казачий Этнокультурный Комплекс «Наследие»Центр традиционных промыслов «Рукъмясло»Семинар «Украшения казачек. Традиции и современность» с элементами мастер-класса «Серьги казачек своими руками»
Слайд 2
Украшения казачек
Слайд 3
Украшения – неотъемлемая часть одежды;
Украшения – статус казачки (и её казака, её семьи, рода);
Украшения – одна из линий проявления традиции;
Украшения – эстетическая роль;
Слайд 4
Немного из истории украшений
Слайд 5
Серьга казакаНа левом ухеНа правом ухеИзначально «серьга» – мужское украшение
Слайд 6
Кольцо казачкиКольцо – изначально относится к женским украшениям, зачастую они несут сакральный смысл (кольцо на правой руке – замужняя; на левой-разведеная, два кольца на левой руке – вдова, кольцо на пальце правой руки с бирюзой – ждёт казака сос службы). При венчании встарину обручальное кольцо у казаков надевали не на безымянный, а на средний палец! Несколько фото:
Слайд 7
Культуры, повлиявшие на формирование облика украшений казачекСкифо-сарматские «мотивы»;
Христианские черты;
Туранские «нотки»;
Собственный казачий пласт;
Слайд 8
Скифо-сарматские «мотивы»
Слайд 9
Христианские черты
Слайд 10
Туранские «нотки»
Слайд 11
Собственный казачий пласт
Слайд 12
Традиционные украшенияШлычки (кички), повойники, джутики, власники, чилаучи;
Бизилики (билизики)
Серьги (мамудия)
Маниста (намиста)/бусы
Чикилики
Ущкуры/татауры
и т.д.
Слайд 13
Серьги (от тюрк. «сырга» — кольцо)Тряпки́ (шитые, тканные, вязанные, украшенные самоцветами, жемчугом, бисером)Маму́дия (металлические с бусинами, жемчугом, бисером, драг. камнями )
Слайд 14
Тряпки́ (шитые, тканные, вязанные, украшенные самоцветами, жемчугом, бисером)
Слайд 15
Маму́дия (металлические с бусинами, жемчугом, бисером, драг. камнями )
Слайд 16
Серьги (мамудия)МедьБронзаСереброЗолотоМАТЕРИАЛ
Слайд 17
БусиныСпекание песка; Спекание глины (в том числе цветной глины);
Природные камни (шлиф), в том числе драгоценные;
Ковка из металлов;
Фарфоровые бусины;
Европейское стекло;
Жемчуг;
Бисерины;
СамоизготовлениеДобывание
Слайд 18
Основной орнаментСкифский узор;
Узоры «виноградной лозы»;
Лунница;
Стилизованный «крест»;
Животные и растения (елень, лазорик и т.д.)
Круг
Слайд 19
Традиционные цветаНатуральных красителей (красного спектра: рыжий, кирпично-красный, алый, бардовый; розовый, сиреневый, фиолетовый, голубой, синий, черный, охра, травяной, оливковый, зеленый, желтый, белый, варианты смешения – глины, стекла и прочее)
Природные материалы (малахит, рубин, топаз, яхонт, жемчуг, кость, янтарь и т.д.)
Слайд 20
Современность
Слайд 21
Серьги казачек сегодняЭкспонат (реставрация);
Реконструкция – создание точной копии;
Трансформация – «ретро-создание» на основе традиции;
Дизайн – привнесение современного стиля;
Слайд 22
Термины (современные) и аналоги (из казачьего языка)Коннектор
Швенза
Пин
Бейл
Сеттинг
Соединительное кольцо
Украшение
Жемчуг
Бисер
… Дубла, дубва
Крючок
Гваздачок/дрот
Кутазик
Щиргунец
Гапелька
Вирягулька
Зинчух
Верски
…
Слайд 23
Необходимые инструменты
Слайд 24
Составление набора
Слайд 25
Этапы создания
Слайд 26
Готовое изделие
История узоров и орнаментов
Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. Об этом рассказывает доктор исторических наук Шайзада Тохтабаева в уникальной серии книг о казахских украшениях.
Казахские национальные орнаменты и узоры за основу берут наблюдения предков за окружающим миром. Например, в XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего – тюльпаны. Причиной тому было большое количество этих цветов в степях. А когда человек впервые отправился в космос, мастерицы сумели отразить это в орнаментах – они вышивали ракеты и звёзды.
Кстати, специалисты отмечают, что часть орнаментов предназначена исключительно для посуды, часть – только для ковров. Такие узоры нельзя наносить на одежду. Есть рисунки, которые не могут находиться выше головы человека – на национальных головных уборах. Конечно, нынешние умелицы не знают всех правил, но строго соблюдают те тонкости, которые им известны.
Почему через центр кубанки проходят две линии?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.
Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.
В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.
Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».
Головные уборы
Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.
Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.
Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.
По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.
Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.
Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.
Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.
Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.
Казачья символика
Северо-Донской казачий округВ ноябре 1990 года состоялся 1-й учредительный круг Воронежского казачьего землячества. В 1991 году оно переименовано в На сайте округа приведено изображение герба СДКО — в щите объединены герб Воронежа и исторический герб донских казаков — раненый олень, в главе щита возникающий двуглавый орел. За щитом копья. Материалы сайта Северо-Донского казачьего округа Курский казачий округОфициальное описание герба Курского окружного казачьего общества (Курского казачьего округа) «Треугольный вытянутый к низу щит с вырезанными верхними углами. В красном поле щита лазуревая перевязь вправо, с тремя летящими куропатками на ней; в левой части — изображение полкового знака Сумского казачьего (гусарского) полка; в правой — две дубовые зеленые ветви, положенные на золотые сабли. Черно-белое изображение герба и материалы сайта Курского казачьего округа Ставропольский казачий округ Терского казачьего войскаВот как герб Ставропольского округа описан на сайте «Казачья воля. Символы и знаки»: «Щит в центре — готовность к защите. Венок: — дубовый лист — вечность казачеству (мы были, есть и будем), — колос — трудолюбие казачества. Российская лента в обрамлении — государственное служение казачества России. Герб (двуглавый орел) — элемент герба Терского Казачьего Войска. Три горы на синем фоне — символ Кавказских гор. Нижняя половина щита: элемент старого герба Ставропольской губернии (зубчатая башня с дорогой, проходящей через нее, на красном фоне). Волнистые горизонтальные линии в середине щита: верхняя — обозначает реку Терек, нижняя — обозначает реку Кубань. Знак представляет собой — украшенный дубовыми листьями слева и хлебными колосьями справа, перевитыми лентой из трех цветов: красного, синего и белого. В нижней части лента связана в узел с бантами влево и вправо. В верхней части над лентой двуглавый орел желтого цвета с распростертыми крыльями, увенчанный императорской короной. В лапах орла слева — скипетр, справа — держава. На груди орла красный щит с Георгием Победоносцем. Под орлом щит с обрамлением желтого цвета. В центре щита слева направо изображены две волнистые желтые полосы между ними черный фон, символизирующий две реки: Терек и Кубань — родину кавказского казачества, проживающего в Ставропольском крае. В верхней части щита на красном фоне, символизирующем цвет Кубанского Войска, изображена зубчатая крепостная башня с открытыми полуовальными воротами (ворота Кавказа), в которые ведет дорога белого цвета, символизирующего чистоту помыслов казачества. По краям дороги серые полосы, упирающиеся в стену башни (с нечистыми намерениями дороги в Россию нет)». |
На главную страницу «Геральдикума» |
На главную страницу «Гербов России» |
Russian Centre of Vexillology and Heraldry. All rights reserved
last modified 6.8.2004
Значение цвета в орнаментах и узорах
Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.
Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!
Получить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.
Линии и формы
Очень интересные значения имеют символы в виде геометрических фигур. Среди них могут встречаться квадраты и ромбы, многоугольники, зигзаги. Геометрические узоры казахского народа являются оберегами от враждебности и злых духов.
- Символом небесного начала были круги. В древности люди интуитивно понимали, что у каждого природного образования есть центр, на равном расстоянии от которого находятся все остальные элементы.
- Вертикальные линии считались символом лучей света, падающих на землю. То есть этот узор буквально соединял землю и небо. Кроме того, можно назвать вертикаль и обозначением развития, роста, стремления к вершинам.
- Казахский узор, на котором присутствует горизонтальная линия, – признак пассивного принципа энергии. Это образ водной глади, условная граница между двумя мирами.
- Символ материального мира – квадрат. Это фигура, образованная из вертикальных и горизонтальных линий. Она фигура представляет стихию земли, выражающую устойчивость и порядок.
- Встречаются среди казахских узоров и треугольники. Все они имеют разное значение. Например, фигура, направленная остриём вверх, означает восхождение духа из материи. А треугольник, остриё которого направлено вниз, говорит о духе, который нисходит в материю.
- Ещё один сакральный символ, присущий казахам, – спираль. Она является символом развития, движения по нарастающей. Большое значение имеет направление спирали: левая – это получение информации и знаний, а правая – сила и движение. Сочетание в таком графическом элементе, как бараний рог, сразу двух видов спиралей делает казахский национальный узор очень сильным оберегом.
Прежде любой элемент узора имел одно чётко определённое значение. Орнамент был практически поэзией. Расшифровав его, можно было понять, что именно хотел сказать мастер, нанёсший узор на изделие. К сожалению, в наши дни смысл множества мотивов безвозвратно утерян.
Значение кубанки для казака
Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.
Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.
Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
Очень важную роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.
После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Ход Беседы
Воспитатель:
— Вдоль реки Дон издавна живут люди, которые называют себя донскими казаками. Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков.
— Как называлось жилища казаков? (курень)
— Из чего строили куреня? (из камней, глины, камыша и соломы)
— Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)
— Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)
— Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.
Любимые поговорки казаков
Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие (показ иллюстрации).
Любимые поговорки казаков:
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;
Казачья смелость порушит любую крепость;
Терпи казак – атаманом будешь;
Казак в беде не плачет.
Рассказ об одежде казаков с показом иллюстраций.
(воспитатель показывает кукол в старинной казачьей одежде)
— А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.
У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и рукавах мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
Старинный наряд казачек сочетал длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава — из парчи, а подол — из полотна. Казачки носили кофточки с оборкой по нижнему краю. Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Женским головным убором считался колпак — тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махрам. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь — высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики — туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
Казаки очень трепетно относились к своему внешнему виду и одежде, учили этому сыновей. Настоящий казак носит только свою одежду и пристально следит за ее чистотой.
Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю вам, раскрасить элементы
казачьего костюма.
Космогонические орнаменты
Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).
Кстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
Символика КВКО
Герб Кубанского казачьего войска утвержден Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168
В пурпурном поле, под червленой главой, — золотая зубчатая стена, мурованная черным, с двумя такими же башнями и открытыми между ними воротами. Между башен, из-за стены, выходят золотой пернач и — по сторонам от него — два серебряных бунчука на золотых древках с золотыми навершиями в виде копья над полумесяцем рогами вверх. В главе — возникающий золотой двуглавый орел — главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом — лазоревый штандарт с навершием в виде золотого двуглавого орла, на золотом древке с золотым же подтоком, с золотой бахромой и кистями. На полотнище — в золотом лавровом венке — вензель императора Александра II. По сторонам, за щитом, в косой крест положены четыре лазоревых знамени с золотыми навершиями в виде копья, на золотых древках с золотыми же подтоками, с золотой бахромой и кистями. На полотнищах — в золотых лаврово-дубовых венках — вензели императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Древки штандарта и знамен перевиты червленой, с узкой серебряной каймой, лентой.
Герб Кубанского войскового казачьего общества может выполняться в одноцветном изображении.
Допускается использование в качестве малого герба Кубанского войскового казачьего общества щита с расположенными на нем фигурами.
Гимн Кубанского войскового казачьего общества
Ты, Кубань, ты наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Из далеких стран полуденных,
Из турецкой стороны
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.
О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поем
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина
Мы идем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За святую землю русскую
Жизнь свою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную
От прославленных знамен,
Шлем тебе,Кубань родимая,
До сырой земли поклон.
Знамя Кубанского казачьего войска утверждено Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168
Знамя Кубанского войскового казачьего общества (далее — знамя) состоит из двустороннего полотнища, древка, навершия, скобы, подтока и знаменных гвоздей. В комплект со знаменем могут также входить панталер и знаменный чехол.
Полотнище знамени прямоугольное, малинового цвета, обшитое серебристой тесьмой. По сторонам полотнища, в рамке, проходит серебристый плетеный орнамент. По краям полотнища вышиты серебристые звездочки.
На лицевой стороне полотнища знамени, в центре, вышито одноцветное серебристое изображение главной фигуры Государственного герба Российской Федерации: двуглавый орел, поднявший распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в щите, — всадник в плаще, поражающий копьем опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В верхней части рамки надпись «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА». Надпись выполнена серебристыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.
На оборотной стороне полотнища, в центре, — герб Кубанского войскового казачьего общества.
Ширина полотнища — 110 см, длина — 130 см, с запасом из ткани малинового цвета для крепления к древку.
Древко знамени деревянное, круглого сечения, окрашенное в черный цвет. Диаметр древка — 4,5 см, длина — 250 см.
Скоба — в виде прямоугольной пластины серебристого металла, на которой выгравированы надпись «Кубанское войсковое казачье общество» и дата вручения знамени.
Навершие металлическое, серебристое, в виде прорезного копья с рельефным изображением Государственного герба Российской Федерации.
Подток металлический, серебристый, в виде усеченного конуса, высотой 9 см.
Шляпки знаменных гвоздей серебристые.
Флаг Кубанского казачьего войска утвержден Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168
Флаг Кубанского войскового казачьего общества представляет собой прямоугольное полотнище малинового цвета.
В центре флага — герб Кубанского войскового казачьего общества.
Отношение ширины флага к его длине — два к трем.
Хоругвь Кубанского казачьего войска утверждена Указом Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 168
Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на письме епископа Павлово-Посадского Кирилла, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством:«30.VII.2010 г. Благословляется изготовление и надписание хоругвей для войсковых казачьих обществ Российской Федерации»
Ход занятия:
На протяжении всего мероприятия на фоне играют казачьи песни.
На экране появляется картинка с изображением ярмарочных гуляний казаков.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Что же там изображено?. Дети: Ярмарка, казаки, дом казаков, курень, кони…
Дети: Ярмарка, казаки, дом казаков, курень, кони…
Воспитатель: А в чем одеты на этой ярмарке казачки?
Дети: Рубаха, юбка и платок.
Воспитатель: Обратите внимание, в нашей группе есть наряд казачки и у Вас есть возможность его внимательно посмотреть и потрогать. Проходите
Дети проходят к костюму казачки рассматривают и пробуют ткань, из которой он пошит.
Воспитатель: Подскажите мне пожалуйста, что казачки одевали на голову?
Дети: Платок.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, в нашей группе есть платки как у казачки.
Дети осматривают группу, находят платки.
Воспитатель предлагает примерить платки девочкам, помогает их одеть на плечи.
Воспитатель: Ребята, а где же покупали казаки себе такие платки, наряды и продукты? В магазине?
Дети: Нет! Все покупали на ярмарке.
Воспитатель: Правильно! Одежду и продукты покупали казаки на ярмарке. Им приходилось вставать очень рано и долго добираться. А для этого нужно было утро начинать с чего ребята?
Дети: С зарядки!
Воспитатель: Правильно! Поэтому и мы сейчас с Вами сделаем небольшую зарядку.
Проводится зарядка в стихах. Далее
Музыка звучит громче
Входит казачка
Казачка: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Казачка: Ходила я сегодня на базар и много интересного прикупила. Вот посмотрите.
Казачка демонстрирует содержимое корзинки, дает детям подержать или примерить свои покупки.
Воспитатель: Ребят, а посмотрите внимательно, ничего наша гостья на базаре не потеряла?
Дети: У нее нет платка!
Казачка: Какое горе, как же я теперь домой пойду? Что же делать?
Воспитатель: А давайте мы казачке поможем и нарисуем ей платок?
Дети: Давайте!
Казачка: Ребята, расскажите, а какие основные цвета использовали при изображении узоров.
Дети: Белый, красный, чёрный.
Казачка: Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.
Белый – зарождение жизни
Красный – цвет любви и жизни
Чёрный – цвет донского чернозёма.
А теперь мы с казачкой предлагаем Вам занять свои рабочие места и начать творить.
Дети проходят к рабочим зонам, где подготовлены гуашь, белое полотно для рисунка, «штампики».
Во время выполнения изобразительной деятельности проводится пауза для проведения пальчиковой гимнастики.
После выполнения рисунка проводится гимнастика для глаз, дети дарят платок казачке.
Казачка: Спасибо большое! У Вас очень красиво получилось, теперь я точно смогу вернуться домой.
Казачка уходит, дети проходят мыть руки.
Казачья кубанка – предмет гордости и достоинства
Февраль 26th, 2019 nepraht+
Во все времена, кубанка была для казака не просто шапка, а атрибут казачьей культуры, важный форменный головной убор.
Кубанка – это низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок животных, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна.
Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладал специфическими свойствами, смягчающими удары шашки.
Когда появилась кубанка?
В 15-16 веках среди жители Карачаево-Черкессии носили высокие лохматые папахи. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже похожие папахи стали носить казаки, значительно изменив их вид. Они стали меньше, короче и обрели свое второе название — «кубанки». Изменения во внешнем виде произошли не от того, что казакам хотелось провести отличия, а просто от того, что в высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а при ветре и быстрой езде на лошадях, высокие папахи просто слетали.
Почему через центр кубанки проходят две линии?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если кубанка без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха.
Но для всех казаков символический крест на кубанке – это символ света Божьего. Крест животворящий, ровно как и свет Божий, оберегает от нечести, сохраняет от сглаза, дурного воздействия, гипноза.
В походе, перед боем, сняв головной убор, молились на крест. Затем прикладывались к честному кресту губами и лбом и надевали на голову.
Вот как написано в книге «Казачья Наука» — Однажды я спросил у дядьки, зачем нужен крест на кубанке, он ответил так: «А когда Батька (Бог) начнет сверху топтать всех… Глядь! Ааааа, это свой, крест на голове носить».
Раньше кубанку теряли только с головой
Ни один головной убор не имел такого символического значения для казака, как кубанка. Она олицетворяла защиту и покровительство, с ней назначали атаманов и шли в бой.
Раньше с непокрытыми головами ходили только иногородние, гости и не казаки, а вот представители войска могли снимать кубанку только в трех случаях:
- 1.Молитва;
- 2.Присяга;
- 3.Выступление на Круге.
В кубанку зашивали иконки и написанные детской рукой молитвы. А за отворот кубанки казаки клали особо ценные бумаги. Надежнее места не было — потерять кубанку казак мог только с головой.
Значение кубанки для казака
Кубанка для казака была продолжением его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта.
Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался кубанки, то сразу переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Но казак, лишавшийся шапки в бою, но вышедший из сражения в шапке своего врага, не лишался достоинства и чести, как искупивший свой проступок.
Кубанка, сбитая с головы, считалась смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.
Очень важную роль играет кубанка при выборах атамана. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. А казаки голосуют, подняв свои кубанки вверх.
После выбора атамана, роли менялись. Он торжественно надевал атаманскую кубанку на голову, а все казаки снимали свои шапки, признавая тем самым волю атамана. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Кубанка – великая честь и большая ответственность перед общиной, семьей, страной и народом. Как и прежде, её нужно оберегать, как собственную жизнь.
Опубликовано в рубрике Интересное рядом Метки: Казачья кубанка, ХКО Симеиз