Что носят моряки на голове. морской головной убор

Повседневная женская форма

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин — юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает дембельская форма, она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Основные размеры форменных фуражек в см (1960 год)

Измерение

Размеры (номера)

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

Длина продольной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

26

26,3

26,6

26,9

27,2

27,5

27,8

28,1

28,4

28,7

Длина продольной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

27

27,3

27,6

27,9

28,2

28,5

28,8

29,1

29,4

29,7

Длина продольной оси донышка для школьных фуражек

23,1

23,4

23,7

24

24,3

24,6

24,9

25,2

25,5

25,8

26,1

_

_

_

Длина поперечной оси донышка для военных фуражек

_

_

_

_

25,5

25,8

26,1

26,4

26,7

27

27,3

27,6

27,9

28,2

Длина поперечной оси донышка для фуражек ВМФ

_

_

_

_

26,5

26,8

27,1

27,4

27,7

28

28,3

28,6

28,9

29,2

Длина поперечной оси донышка для школьных фуражек

21,7

22

22,3

22,6

22,9

23,2

23,5

23,8

24,1

24,4

24,7

_

_

_

     Размеры остальных деталей для фуражек всех номеров 1960-го года одинаковы: высота околыша военных фуражек 4,5 см, морского флота и школьных 4,2 см, ширина налобника фуражек военных и военно-морского флота 5,0 см, школьных 3,7 см, высота четвертинки для Фуражек военных 5,0 см, военно-морского флота 4,8 см, школьных 3,7 см. В общегражданских фуражках в зависимости от фасона размеры деталей колебались довольно значительно. Верх форменных фуражек чаще всего соответствовал цвету костюма. Фуражки подразделялись на парадно-выходные (только для военнослужащих), повседневные и полевые (только для маршалов, генералов и офицеров Советской Армии). Все виды фуражек по конструкции были одинаковы и различались лишь расцветкой, качеством материала, размерами, а также знаками различия на тулье, околышке и козырьке фуражки. 

Знаки различия на фуражках военнослужащих Советской Армии и ВМФ (1960 год)

     Требования к качеству. Строчка швов ровная без пропусков. Стачные швы четвертинок и околыша прямые. Шов околыша должен совпадать со швом между задними четвертинками, образуя одну прямую. В фуражках с козырьком, обшитым тканью, шов стачки козырька с подкозырьком делается на стороне подкозырька. Козырёк пристрочен симметрично; середина точно совпадает с серединой переда фуражки. Пошив должен производиться нитками под цвет изделия. Наружная строчка фуражки из чистошерстяных тканей выполняется шёлком.

      В зависимости от качества материалов и изготовления, а также наличия или отсутствия отдельных дефектов фуражки рассортировывались на три сорта. К 1-му сорту относились фуражки, в которых основные материалы не имеют дефектов (утолщений, слётов, близн, пролётов, пятен, заломов и т. д.) или имеют их в количестве не свыше пределов для 1-го сорта, а фуражки полностью соответствовали требованиям ТУ или имели незначительные допустимые отступления. Ко 2-му сорту относились фуражки, имеющие дефекты 2-го сорта по тканям или определённые дефекты пошива; к 3-му сорту относились Фуражки с соответствующими дефектами по тканям, а также при соответствующих дефектах изготовления.

      Приёмка и упаковка фуражек производилась по правилам приёмки швейных изделий. Упаковывались (по ГОСТ 4869-50) в ящики с крестовиной, образующей гнёзда. Гнёзда и стенки ящика изнутри выстилались бумагой. После заполнения одного ряда гнёзд накладывался лист картона, на него новая крестовина и в неё таким же порядком следующий ряд фуражек и так до заполнения ящика.

      Маркировка. К каждой фуражке прикреплялся ярлык с зарегистрированной фабричной маркой, наименованием предприятия, его подчинённости и местонахождения, наименованием изделия, указанием вида ткани, артикула, сорта, цены и ГОСТ или ТУ.

Другие общие сведения — Головные уборы.

Исторический экскурс

Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом концеXVIIвека, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.

Первая форма морского флота была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.

Военная форма моряков офицеров была более разнообразной и нарядной. В ней сочетались красные панталоны, белые чулки, зеленый камзол с широкими обшлагами на рукавах. Украшением служил белый шарф, завязывавшийся на шее в виде банта и украшенная перьями шляпа-треуголка. На ногах носили тупоносые башмаки с большой металлической пряжкой. Обязательным атрибутом офицерской формы была шпага на перевязи, постепенно трансформировавшаяся в кортик, ввиду того, что пользоваться длинным клинковым оружием в рукопашных схватках во время абордажа было неудобно.

Подобная военная форма моряков просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в серединеXVIIIвека красные панталоны уступили место белым.

К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Форма морского флота начала приобретать более традиционные формы. В началеXIXвека короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды,шившаясяиз грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали  белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.

По мере развития флотов, несколько видоизменялась военная форма моряков. Для матросов Черноморского флота был утвержден белый парусиновый костюм для повседневного ношения. Матросы всех остальных флотовобмундировывалисьв робы лазурного цвета, во второй половинеXIXвека замененные на темно-синии.

К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.

Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы НаполеономIIIв 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.

В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.

К началу XX века форменное обмундирование матросов и офицеров приобрели черты, схожие с современной военно-морской формой. Были узаконены цвета офицерских кителей: черные и белые – парадно-выходные, блуза матросов была предписана белого (летняя) или темно-синего цвета. Неизменным оставался широкий накладной воротник (гюйс) на котором исторически имеется кайма из трех белых полос. Миф — в память о трех великих морских сражениях:Гагунтское,СинопскоеиЧесменсое, в которых Российский флот разгромил врага (турок). На самом деле три полосы на отложных воротниках-подкладках под длинные парики, были уже при Петре I, когда до знаменитых побед было еще далеко. Количество полос означало принадлежность к одной из трех флотилий, существовавших на Балтике. Три полосы украшалигюйсыматросов, входивших в состав гвардейского флотского экипажа – личной гвардии императора.  Последним по времени утверждения форменным элементом военно-морской формы, стали ленты к фуражке-бескозырке, которые появились не позднее 1872 года. 

Разновидности

Основное разделение униформ: повседневная и парадная. Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

Рубаха. Белая, свободная. Спинка и лицевая часть едины. Рукава прямые.
Воротник. Светло-синий со светлыми линиями. Пристегивается к рубахе.
Брюки. Темные, имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
Головной убор. Чаще всего – прямоугольная пилотка с кокардой, реже – бескозырка (светлая или темная). Шьется из шерсти.
Обувь. Толстая подошва. Вместо шнурков специальные вставки — резинки. Ботинки, полуботинки, полусапоги.
Бушлат, пальто или шинель.
Тельняшка.
Теплая шапка-ушанка.
Перчатки.

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

Рубашка белоснежная.
Брюки с ремнем.
Тонкий галстук черного цвета с золотистой заколкой.
Золотистый пояс поверх всей одежды.
Фуражка из шерсти.
Тужурка из шерсти черного цвета. Летом используется светлая.
Пальто, на которое нашиваются погоны, плащ, куртка.
Кашне (шарф).
Перчатки (могут быть белыми).
Полусапоги, полуботинки, ботинки (оттенок подбирается к перчаткам).

Повседневная униформа ВМФ для женщин:

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.

Парадная спецодежда ВМФ для женщин:

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Интересно вам узнать, какие требования предъявляют к спецодежде для работников скорой помощи? Об этом читайте в отдельной статье. Хотели бы узнать, как выглядит форма сотрудников ВДВ нового образца, смотрите здесь.

Боевой номер

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой) боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На идентификационной карте всех офицеров и мичманов обозначается наименование должности.

Виды морских званий и погонов

Звания, которые даются во флоте, отличаются от званий в ракетных войсках. Они также несколько раз претерпевали изменения. Это происходило в:

  • 1917 году после Великой октябрьской революции;
  • 1991 при создании Российской Федерации.

Внимание! Морские погоны были введены в 1802 году. Первые, кто пришил к своей униформе являлись моряки балтийского и черноморского флота

На данный момент военно-морские звания делятся на несколько категорий. Также звания можно отличить по лычкам на кителе.

Это:

призывники срочной и контрактной службы. Сюда входят рядовой состав, матросы, а также старшины, мичманы. Матросы не имеют никаких отличий на погонах. Кителя старшины и мичманов обладают одной горизонтальной лычкой. Это отличает их от рядовых моряков, которые только, что поступили на службу. Постановлением в отношении срочной службы в рядах ВМФ в 2017 году был введен порядок, по которому обычные призывники не могут проходить службу на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ перешел на контрактную основу.

  • младший офицерский состав. В него входят все звания от младшего лейтенанта до капитана-лейтенанта. На погонах можно увидеть полоски и звезды. Количество их соответствует определенному рангу. 1 звезда и 1 полоса – младший лейтенант. Три звезды и одна полоска – старший лейтенант;
  • офицерский состав. Включает в себя капитанов трех рангов. Капитаны имеют две полоски и количество звезд в соответствии с рангом;
  • старший офицерский состав. Здесь располагаются адмиралы контр-, вице-, адмирал и адмирал флота. Главной отличительной особенностью погонов чинов высшего состава является вшитый якорь в звезду. Погоны без просветов. У адмирала флота на погонах имеется самая большая звезда. Ширина ее равна 40 миллиметрам.

Появление фуражки

В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.

Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.

Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы

В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.

Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.

Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.

Конный портрет Кутузова(источник фото)

Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое идентично ефрейтору в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Узнай: Какие погоны носят генералы в армии России Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Дальше в рядах ВМФ идут старшинские ранги, которые идентичны сержантским званиям, в других войсках. Их обязанности так же соответствуют сержантским и старшинским званиям в сухопутных войсках.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах. Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Отличительные особенности

Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».

Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.

Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.

История

С созданием в России Петром Великим регулярного флота для нижних чинов и матросов был введён костюм, состоявший из элементов голландской морской одежды — широкополой шляпы, коротких штанов зелёного цвета, чулок, кожаных туфель и грубошёрстной куртки серого или зелёного цвета.

Заменявшая мундир повседневная рабочая форма матросов во время средиземноморской кампании 1798—1800 годов включала в себя треуголку, камзол и свободного покроя рубаху и штаны из парусины. Рабочее платье, состоявшее из рубахи и брюк, изготовлявшееся из светло-серой парусины, употреблявшееся при всех работах на кораблях и носившееся поверх форменной белой рубахи с выпускаемым наружу синим воротником, было утверждено как форма одежды рядового состава 19 августа 1874 года. Синее рабочее платье носилось только на корабле при работе в машине и в трюмах.

Выдача водки матросам на крейсере «Россия» Русского Императорского Флота, около 1910. Матросы в белом рабочем платье

На протяжении столетий изменения в пошиве и материалах рабочего платья были минимальны. Современный вид окончательно утвердился в 1951 году.

До 1980 года рабочая форма одежды в ВМФ шилась в основном из добротного материала — из облегчённого варианта парусины (т. н. «чёртовой кожи»), хорошо отстирываемого даже от масляных пятен и всех видов краски. Для Черноморского флота рабочая форма шилась почти белого цвета (из парусины некрашеной), для остальных флотов — преимущественно голубого цвета. В начале 80-х годов изменяется цвет костюма на синий или тёмно-синий. Материал — хлопчатобумажная или смесовая ткань. После закрытия в начале 1990 годов предприятия в Иванове, производившего ткани специально для ВМФ, качество пошива робы значительно снизилось. В последнее время рабочую форму для флота шьют самые разнообразные пошивочные фирмы и ателье, причем из всевозможных и не всегда качественных материалов. При этом цвета этих роб лежат в широком диапазоне оттенков чёрного и синего цветов.

Среди матросов ВМФ самой хорошей тканью робы считается старшинка — наиболее тёмная и плотная ткань. Она немаркая, не линяет и не мнется. Стекляшка очень хорошо сохраняет отутюженные стрелки, однако быстро засаливается. Самой плохой тканью считается т. н. тряпка, которая очень быстро пачкается, выцветает и мнется.

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно: Масленица

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин — юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает дембельская форма, она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Морская форма выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно:

Почему в авиации используют заклепки?

Гренадерская шапка

Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.

А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.

Фуражка и бескозырка

Фуражка царских времен Фуражка как головной убор появилась в начале 19 века, в среде армейских фуражиров. Эти люди были ответственны за корм для лошадей, продовольствие для армейских частей. Они носили так называемые фуражные шапки в виде колпака из сукна, который перегибался пополам и чем-то напоминал пилотку в современных войсках. Однако с течением времени покрой и этой вещи стал меняться, ее начали активно приспосабливать под существующие реалии и делать максимально удобной для человека. На фуражке появилась тулья, околыш, и затем, в 1811 году, ее ввели во все армейские и флотские части в качестве будничного головного убора.

Интересно:

Почему на Пасху красят яйца? Версии, описание, видео

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

  • Контр-адмирал занимает ту же позицию, что и генерал-майор в других родах войск. Он может управлять группой военных кораблей и быть заместителем командира флотилии.
  • У вице-адмирала имеется меньше полномочий, чем у адмирала. Он может замещать его на время, и такое положение соответствует генерал-лейтенанту в сухопутных войсках.
  • Задача адмирала управление действующим флотом и по рангу он находится на одной ступени с генерал-полковником в сухопутных войсках. По ответственности это звание ниже только адмирала флота.
  • Моряк дослуживший до этого ранга адмирала флота имеет возможность командовать всем флотом страны, что соответствует званию генерала армии в других видах войск.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

Узнай: Какие погоны носили в армии СССР, как они появились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector