Геральдический знак
Содержание:
- Жесткий отбор
- Животные символы на гербах
- Для чего это нужно
- Х. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ГЕРБОВ
- Особые области геральдики
- Чёрный (чернь)
- Государственный флаг вверх тормашками
- История развития науки и влияние рыцарских турниров
- Геральдические символы и их значение
- Командиры-полиглоты
- Геральдическая флора
- Возрождение
- II. Право на герб
Жесткий отбор
Попасть в армию хотят многие. /Фото: fb.ru.
Огромные конкурсы в Индии не только в офицерские училища. Хотя в стране действует положение о воинской повинности, служить берут не всех. Призывать людей фактически не имеет смысла, так как поток желающих год от года не сокращается. В том числе и в простые солдаты. Служить родине в азиатской стране можно с 16 лет. Молодых людей старше 25 лет на солдатскую службу в Индии не берут. На флот берут призывников от 15 и до 22 лет. При этом попасть даже самые «простецкие» войска может не каждый. Дело в том, что в Индии есть «некоторые» проблемы с системой образования. Поэтому чтобы попасть в кандидаты на службу, сначала следует пройти образовательный ценз.
Иными словами, призывник должен быть грамотным (уметь читать, писать, считать). После этого его ждет проверка физического здоровья, строгость которой определяется будущей должностью и родом войск, где призывник будет проходить службу. При наборе солдат комиссии отдают предпочтение деревенским парнями и девушкам, так как они обычно крепче физически и менее прихотливы в своих нуждах.
Те немногие из числа желающих, кто сможет попасть в солдаты остаются служить на 15 лет. Фактически служба в индийской армии – это полноценная работа. В строевых частях солдаты служат непосредственно в кадровых формированиях 10 лет, а оставшиеся 5 дослуживают в резерве являясь только на сборы или по тревоге. В технических частях солдаты служат в кадровых частях 12 лет и только 3 года служат в резерве. В технические части как правило отбирают 18-летних молодых людей с первоначальным техническим образованием.
Животные символы на гербах
Бык – свидетельствует о трудолюбии, плодородии, терпеливости, а так же является символом скотоводства.
Ворон – символизирует долголетие и прозорливость.
Голубь – символ святого духа, чистоты и смирения.
Грифон – мифическое существо полу-лев полуптица, символизирует могущество, силу, власть, бдительность.
Дракон – символ могущества и силы.
Единорог – в христианстве символизирует непорочность и чистоту, а так же непобедимость.
Журавль – означает бдительность.
Змея – символизирует осторожность, мудрость, добро. Если змея свернулась кольцом – то это символ здоровья, если схватила себя за хвост – вечность, бессмертие, если ползет – печали, если пьет из чаши – то это всем известный символ медицины, врачебного искусства.
Кабан – обозначает могущество, бесстрашие.
Кошка – символ независимости.
Лев – символизирует силу, великодушие, власть, а так же предусмотрительность.
Леопард – символ отваги в бою, стойкости.
Медведь – знак силы и предусмотрительности.
Овца – символизирует сельскую жизнь, доброту и кротость.
Олень – знак воина, перед которым отступает неприятель.
Орел – означает независимость, силу, великодушие, предусмотрительность и, конечно же, власть и господство.
Пеликан – символизирует благотворительность, помощь, заботу, самопожертвование и бескорыстие.
Петух – обозначает мужское начало, энергичность, силу, является символом бдительности, борьбы и боя.
Пчела – знак неутомимости и трудолюбия.
Гамаюн (райская птица) – символ мира, богатства, величия и благополучия.
Собака – символизирует преданность, верность, послушание, бдительность.
Сова – означает мудрость, сообразительность, расторопность.
Сокол – знак ума, красоты, отваги.
Феникс – символ возрождения и бессмертия.
Для чего это нужно
Такой вид домашнего задания относится к группе творческих работ, которые часто задают современным учащимся. Среди других работ подобного типа могут быть сочинения в виде художественных рассказов, стихов, рисунки.
Одна из основных целей такого рода занятий — пробудить в ребенке творческие способности, развить навыки и таланты в раннем возрасте. Другой важный вопрос — это пробуждение у ребенка интереса к истории собственной семьи, соотнесение себя со своими родными и с другими людьми с помощью символических знаков, наполнение смыслом этих знаков в собственном творчестве.
Родителям наверняка тоже будет интересно поучаствовать вместе с собственным ребенком в создании геральдического символа. Все участники этого процесса получают мощный стимул к осмыслению истории своей семьи, семейных традиций, к познанию самих себя как членов семьи и самостоятельных личностей.
В совместной работе над созданием герба удается раскрыть одну из важнейших воспитательных функций образования — поиск общего языка между членами семьи, обучение уважению к близким, взаимопомощи. Школьник также развивает свою эрудицию, немного соприкоснувшись с наукой геральдики, учится различать разные виды, формирует собственное эстетическое чувство.
Х. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ГЕРБОВ
56. Разработке нового герба должно предшествовать принятие принципиального решения о концепции, на основе которой будет разработан герб. Основных концептуальных решений может быть три:
— создать герб путем модификации старинного герба (для тех муниципальных образований, которые имеют на это право);
— создать герб по «гласному» принципу, поместив в нем фигуры, отвечающие названию владельца;
— создать герб посредством выражения в нем уникальных и характерных особенностей владельца.
57. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.
58. Один из классических способов создания герба — принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох — в гербе г. Гороховца, ворон — в гербе г. Грайоворона, козел — в гербе г. Козлов, старая женщина — в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, например, город Великие Луки получил свое название из-за речных излучин, а в его гербе помещены три лука. Гласный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.
59. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур — как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в главе VII настоящего раздела.
60. Создание герба посредством модификации старинного герба может вестись разнообразными путями, например: изменением расцветки полей и фигур герба; изменением разворота фигур в гербе; добавлением в старинный герб новых фигур и участков поля; увеличением (уменьшением) количества повторяющихся фигур в гербе и т.д. Существуют специальные фигуры, употребляемые в гербах, являющихся «производными»; это так называемый турнирный воротник (именуемый в старых описаниях титлом), кайма, перевязь (особенно узкая). Новый герб может быть образован добавлением такой фигуры (бризуры) к старому гербу.
61. Если при создании герба невозможно ни опереться на историческое основание, ни использовать гласный принцип, то необходимо провести краеведческое изыскание, в ходе которого определить те наиболее характерные, исконно присущие, либо иначе персонифицирующие муниципальное образование черты, которые следует отразить в гербе, и только затем приступать к выражению их геральдическими средствами.
Особые области геральдики
Церковная геральдика
Схематический герб епископа
→ Основные статьи : Церковная геральдика и христианские символы в геральдике
В случае геральдики католической церкви необходимо проводить различие между чисто духовными гербами или церковной позицией, связанной со светским правлением. Для светских и церковных лордов, таких как принцы-епископы , гербы соответствуют гербам других территориальных лордов, с полным верхним гербом (шлемы и украшения шлемов), обогащенным церковными знаками отличия (посох, крест) и светскими знаками отличия. (меч). Для лиц, занимающих чисто церковные должности, была разработана система церковной официальной геральдики без шлемов и маленьких шлемов, взамен со шляпами священников ( галеро ) и шнурками с кисточками по обеим сторонам щита, количество и цвет которых обозначают ранг владельца. . В исторические времена щит содержал комбинацию герба офиса (епархии, монастыря) и семьи в четвертичном (квадратном) щите. Официальный герб остается, фамильный герб меняется. В последнее время от этой строгой схемы отказались, и гербы епископов составили более свободно. Таким образом, церковные гербы являются личными гербами, так как они не передаются в такой форме внутри семьи.
В протестантской церкви такой системы нет.
Колониальный герб
Герб Ямайки
Колониальные гербы — это гербы, предписанные колониальными державами в колониях европейских государств в соответствии с их и европейскими правилами геральдики. Так как геральдика в колониях не имела почти никакого начала, гербы были объявлены действительными, что противоречит геральдическим правилам. Гербы показывают существенные части их колониальной власти. Пример: Португалия поместила квинов в щит, Англия — их львов, а Франция — лилии в Канаде. Многие геральдические изречения под щитами заимствованы из метрополии. Так что Ямайку можно причислить к древним гербам . Он был введен Англией около 1692 года.
С постепенным окончанием колониальной эпохи во многих странах новые гербы были созданы независимыми государствами или те, которые использовались до этого, были только адаптированы. Революционные символы, такие как восходящее солнце , звезды , верные руки и руки, рог изобилия или якобинская кепка, можно встретить все больше и больше. Геральдические валюты часто бывают одинаковыми: свобода — равенство — братство и лавровый венок или ветвь вокруг щита. Во многих странах в геральдическом смысле при создании новых часто создавались только национальные гербы, так как не использовался щит, являющийся неотъемлемой частью герба. Многое только расположено вокруг белой поверхности. Также используются unheraldische цвета , и это свидетельствует о склонности к реалистичному пространственному изображению.
Студенческая геральдика
→ Основная статья : Студенческий герб
Цветные предметы австрийского корпуса Франкфурт-на-Майне (черно-бело-желтые)
Основные правила общей геральдики распространяются и на студенческие цветовые сочетания. Однако в некоторых областях студенческая геральдика имеет особенности, связанные с особым использованием и . Лента и кончик появились примерно в 1800 году вместе с корпусами и братствами , которые первыми стали носить ленту в качестве нагрудной ленты. До этого ремешок в основном носился как ремешок для часов и заканчивался в левом кармане жилета. Остаток ремешка, свисающий из кармана часов, который носили в одиночестве во времена гонений на братства и из которого выходил наконечник, показал цвет головы ремешка не на геральдическом правом, а на геральдическом левом. Отсюда следует, что, вопреки общему правилу, вертикальные студенческие цвета читаются, т.е. не слева направо для зрителя, а справа налево. Особенно это касается углов и флажков, висящих вертикально на стене. Если, с другой стороны, флаг свободно висит в комнате, например Б. На флагштоке действует общее правило геральдики: цвета читаются для зрителя слева направо.
Однако с гербами студентов следует проявлять осторожность. Они были созданы только в Йене около 1825 года как роспись на кулёрах
По форме изображен герб компании, состоящий из щита со шлемом, орнамента на шлеме (обычно страусиных перьев ) и чехла для шлема. Здесь студенческая геральдика используется только для щитов, так что страусиные перья, хотя и расположены как вертикальные студенческие цвета, читаются зрителем в соответствии с общей геральдикой, то есть слева направо.
Чёрный (чернь)
Чаще всего черным в геральдике обозначали орла. Черный (подобный стали) символизирует:
одновременно стремление к победе и силу;
терпение, упорство, твердость;
постоянство в принятии решений;
осторожность;
мудрость; безмолвие; веру;
честь и преданность до самой смерти.
Символ осторожности и мудрости, в редких случаях ассоциируется с печалью. Герб Виктора Пашутина, выполнен в чёрном цвете (внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 116)
116)
Герб Виктора Пашутина, выполнен в чёрном цвете (внесен в Часть 16 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 116)
Государственный флаг вверх тормашками
Один из символов президентской власти — президентский штандарт — и государственный флаг весьма похожи. Оба в триколоре, только штандарт ещё и с вышитым гербом. Штандарт поднимают или устанавливают там, где в этот момент находится глава государства, будь то кабинет, здание, корабль или автомобиль. Но если со всех главных государственных зданий исчезает флаг, значит, сменилось государство.
Официальное утверждение флага таким, каким мы его видим сейчас, произошло в 2000 году, как и в случае с российским гербом. Но такой же бурной полемики в 1990-х годах флагу удалось избежать. Немного поспорили о ширине полос и остановились почти на том самом варианте, который рисовал ещё Петр I сначала для своего корабля, а потом и в качестве государственного символа для всей страны.
Военнослужащие роты специального караула Президентского полка выносят штандарт президента Российской Федерации и государственный флаг Российской Федерации во время церемонии инаугурации избранного президента России Владимира Путина. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС
Зато появление триколора на главных зданиях страны происходило в настолько стремительно меняющейся обстановке, что не обошлось без оплошностей. Новый стяг взвился на флагштоке нынешнего Дома правительства РФ сразу после августовского путча 1991 года и митинга сторонников демократии у этого здания на Краснопресненской набережной. Мгновенно вышло постановление за подписью первого зампреда Верховного Совета РСФРС Руслана Хасбулатова о признании трехцветного полотнища главным флагом страны. Правда, Вилинбахов в диссертации отмечал, что в спешке в постановлении была допущена серьезная ошибка: флаг в нем назван национальным, а не государственным, что понижало статус флага и формально делало невозможным его использование в качестве символа государства.
Первый флаг новой страны к тому же не был предназначен для того, чтобы размещаться на уличном флагштоке. Бывший начальник Главного эксплуатационного управления Управделами президента Виктор Савченко вспоминал, как ему в спешном порядке пришлось позаимствовать трехцветный флаг у экс-министра внешних экономических связей Виктора Ярошенко — тот был сторонником возвращения исторического триколора и держал знамя в своем кабинете. Другого флага попросту не было. Полотнище провисело ровно сутки, затем его заменили на знамя из более подходящей ткани. Но дата его водружения — 22 августа — стала официальным Днем государственного флага РФ.
Над Кремлем же алое советское знамя сменилось на российское бело-сине-красное несколько месяцев спустя, вечером 25 декабря 1991 года, после того как Михаил Горбачев официально объявил, что слагает с себя полномочия президента СССР. Савченко рассказывал, что даже расписал в особой тетради, как в деталях должна проходить смена флага. Однако журналист Борис Грищенко, много лет проработавший в кремлевском пуле и бывший очевидцем смены эпох, в своей книге «Посторонний в Кремле» вспоминал, как первые 12 минут своего существования Российская Федерация провела с флагом, вывешенным вверх тормашками. «Как только полотнище триколора развернул ветер, кто-то из стоявших у окна третьего этажа главного корпуса цитадели (Кремля. — Прим. ред.) вполголоса выругался, — писал он. — «Говорил им, стервецам, как вешать. Ни черта не слушают!» — произнес тот же голос». Зимним вечером в темноте полосы было трудно различить, вот и повесили флаг не так, как надо.
Цех по производству российского флага. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
История развития науки и влияние рыцарских турниров
Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).
Роль рыцарских турниров в развитии науки
Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.
Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.
С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.
С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.
Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.
Геральдические символы и их значение
Животные
Лев – сила и отвага, великодушие
Медведь – мудрость и сила
Собака – преданность
Змея – мудрость и предосторожность
Единорог – непобедимый
Кабан – бесстрашие
Дракон – могущество
Журавль – бдительность
Конь –храбрость и быстрота
Гриф – неустрашимость
Кот – независимость
Волк – злость
Птицы
- Петух – воинственность, готовность к бою
- Голубь – чистота и мир
- Сокол – храбрость, ум красота
- Орел – сила и власть
- Павлин – самолюбование и хвастовство
Растения
- Дуб – сила и стойкость
- Лилии – расцвет рода, успех
- Розы – святость и духовная чистота
- Оливковые ветви – мир
- Лавровые и пальмовые ветви – победа, слава
Прочие символы
- Солнце – мудрость и тепло, но и готовность к войне
- Сердце – страсть
- Звезда – благородство
- Корона – власть
- Пчелы – неутомимое трудолюбие
- Топор – сознательность
- Руки – искренность и справедливость
Командиры-полиглоты
Младший командный состав — первая серьезная ступень. /Фото: m.gazeta.ru.
Младший командный состав в лице сержантов и старшин (прапорщиков) – это большой шаг в военной карьере для человека, который пошел в солдаты, а не в офицерский корпус. Стать сержантом или прапорщиком в Индии крайне не просто. Начать стоит с того, что военнослужащий должен владеть двумя государственными языками – хинди и английским. При этом при отборе отдается предпочтение тем кандидатам, которые владеют хотя бы одним или несколькими местными наречиями (в Индии их очень много). Все это имеет не только сугубо практический смысл, но в некотором роде является еще и традицией.
Младший командный состав Индии традиционно владеет несколькими языками еще со времен колониального периода, когда сержанты и старшины из местных жителей ходили главным образом в качестве помощников и переводчиков британских офицеров, которые чаще всего не знали не только диалектов, но и хинди.
Геральдическая флора
Растения в геральдике значение имеют ничуть не меньшее, нежели животные образы. Использование различных растений в геральдике имеет длительную историю. Наиболее распространённым образом среди растений является символ розы. Королева цветов часто занимает почётное место на гербах разных знатных фамилий. По законам геральдики, украсить свой герб венком или гирляндой из розы могут себе позволить только члены королевской фамилии. Другим популярным символом растительного происхождения является лилия. Она символизирует чистоту, святость, непорочность.
Фигуры фантастических животных, как правило, заимствовались из фольклора или же мифологии.
Среди такого рода изображений чаще всего встречаются на гербах грифоны, птица-феникс, русалки, знаменитые василиски, конечно, пегас. Не обходились в данном случае и без огнедышащих драконов.
Утверждение, что в геральдике использовались существа исключительно фантастические, было бы неверным. На гербах домов и государств нередко встречались орлы, антилопы, лошади и саламандры, пантеры и олени, волки и львы.
Возрождение
Геральдические значки были возрождены в 1906 году Колледжем оружия под руководством Альфреда Скотта-Гатти и с тех пор часто включались в новые гранты на оружие в дополнение к традиционному гранту герба . Предоставляются ли они таким образом, зависит от получателя гранта, который платит более высокую комиссию, если они предоставлены. Полученный значок обычно изображается на патенте писем, содержащем выдачу оружия, и на геральдическом штандарте ( флаге ). Однако стандарт не предоставляется автоматически с указанным достижением в виде оружия и значка, но может быть запрошен при предоставлении значка и после уплаты дополнительной пошлины.
II. Право на герб
1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.
Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (…), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.
Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.
2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.
Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.
В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были «автоматически» отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе — в качестве территориальных и моральных преемников — воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но «знаковое ядро» сохранится.
Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего — Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).
3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;
3.2. соединение гербов в один составной;
3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.