Герб канады

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, – знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

Автор идеи

У новой советской власти не было символов государственности, а нужно было их утвердить. Вопрос остро встал уже в январе 1918 года. Еще раньше серп и молот использовались как основные атрибуты, но располагались они иначе.

Идея перекрестить атрибуты принадлежит Евгению Камзолкину – в те годы он работал художником Замоскворецкого театра. В середине весны Камзолкин оформлял праздничную агитацию к 1 мая.

Позднее он вспоминал, как чиновники из Моссовета предлагали ему изобразить плуг, молот и наковальню. Но Камзолкин решил действовать на собственный страх и риск. Перебрав десятки вариантов, он решил изобразить серп и молот, но без наковальни. Сделал несколько набросков и посчитал, что самый удачный вариант – с перекрещенной атрибутикой. Его он и поместил на первомайские плакаты и флаги.

Народный художник Сергей Герасимов вспоминал в мемуарах, как это было. На полу в мастерской разложили кумачовое полотнище, надели уголь на длинные шпильки и начали чертить эскизы. Рядом с Герасимовым стоял Камзолкин. «А что, если попробовать такую эмблему – пожалуй, будет советской?» – произнес он и начертил ее. Удивительный в своей простоте, лаконичный и при этом выразительный рисунок всем понравился. Его использовали как один из основных элементов, украшавших Серпуховскую площадь на демонстрации 1 мая 1918 года.

В дальнейшем рисунок взяли за основу для государственной атрибутики СССР. Имя художника вскоре забыли. Серп и молот появились на флаге, гербе, а в 1924-м – были прописаны в Конституции Советского Союза.

В 1947 году Страна советов готовилась к празднованию 30-й годовщины Октябрьской революции – в этой связи журналисты вспомнили об авторе знаменитого символа и разыскали его.

Евгений Иванович Камзолкин, которому в то время было 67 лет, жил в подмосковном городе Пушкино. Дом у него был скромным, из бревен, зато под окнами – березы.

В интервью художник признался: он и представить не мог, что его идея станет одним из символов могущественного СССР – узнаваемым и уважаемым во всем мире.

После перестройки и распада Советского Союза ситуация изменилась кардинально. Сегодня коммунистическая тематика запрещена в некоторых странах, публичное использование аксессуаров, с ней связанных, влечет за собой уголовное преследование.

Расшифровка визуализации дополнительных гербовых знаков

Сложный конгломерат символов, составляющий имперский герб, требует отдельного объяснения. Среди символов, отвечающих за ту или иную область, княжество или царство, есть отдельные или составные гербы, каждый из которых следует рассмотреть, как самостоятельное образование.

Сибирский

Герб Сибирского царства оформлен в горностаевом меху. Внутри расположены два ценных меховых зверька — соболи.

царство Сибирское

Они, обращённые друг к другу, держат в своих передних лапках корону и лук с двумя стрелами. Конечно, без венца из имперской шапки не обошлось и здесь: знак оформлен сверху парчовой шапкой с золотыми запонами и крестом, которая также принадлежала Иоанну, но включалась в его так называемый третье облачение.

Астраханский

Указанный герб расположился на лазурном фоне. Здесь изображён восточный меч с золотом покрытой рукоятью и с короной (расположена снизу), имеющей пятидужные имперские драгоценные планки по кругу и зелёную подкладку.

Герб царства Астраханского

Эта корона — копия той, что принадлежала царю Михаилу Фёдоровичу, а именно составляла его первый наряд. Отделка этого царственного головного убора сделана с помощью финифити, то есть стекловидной эмали на металлической подложке, с добавлением множества драгоценных камней.

Казанский

Герб этого царства визуализируется, как схематичная графическая картинка коронованного Зиланта, татарского мифологического существа, с ярким раскрасом: ярко-красные части тела, такие, как хвост, крыло, язык, золотые когти с клювом, оперение — тёмное.

Герб царства Казанского

Вся композиция заключена в серо-серебристый щит и сверху увенчана золотистой шапкой, филигранным уникальным произведением русского ювелирного искусства, которую И.Грозный подарил хану Казани Едигере (в наши дни она находится на хранении в кремлёвской Оружейной палате).

Херсонский

Херсонское таврическая область также отображена на общем имперском русском гербе в виде 2-х главого орла, оснащённого двумя коронами. Золотыми на данном гербовом символе являются когти, фон герба, клювы и восьмиконечный крест, располагающийся на груди орла в лазуревом гербе.

царство Херсониса Таврического

Сверху херсонско-таврической геральдической композиции — шапка Петра Первого из его второго царского наряда.

Финляндский

Возглавляемый короной красный щит содержит золотистого львиного создания с короной и мечами. Вокруг вся композиция украшена восемью розами, расположенными в свободном порядке.

княжество Финляндское

Польский

Данный царственный герб имеет своим фоном часто встречающуюся на основном гербе червлёнь, то есть насыщенный красный цвет, и серебряного одноголового орла с короной на голове и золотыми клювом и когтями.

Герб царства Польского

Сверху расположилась роскошная корона Анны Иоанновны, неподражаемым образцом работы группы ювелиров, созданная в 1730 году.

Где устанавливается знак «Рабочие дни»

Таблички дополнительной информации всегда устанавливаются по ходу движения, ниже основного дорожного знака, действие которого они регламентируют.

К примеру, если подобный указатель прикрепляется к дорожному знаку 3.1, то это означает, что владелец ТС не может въезжать на определенный участок дороги в рабочие дни и в выходные, официально установленные рабочими.

Так же если табличка 8.5.2 установлена сразу же под знаком 6.4 («Парковка (парковочное место)»), то это значит, что в зоне действия информационного указателя парковать автомобиль нельзя с 00.00 понедельника по 23.59 пятницы.

Краткое описание национального атрибута

Внешне он представлен в виде взаимосвязанной системы цветовых сочетаний и традиционных образов. При этом они неразрывно соединены с народной ментальностью. Это четырёхугольный геральдический щит, имеющий округлые края и слегка заостренный центр. Герб выполняется строго в красном цвете, на фоне которого изображен орел с двумя расправленными крыльями. Каждая из двух голов увенчана геральдической короной. Между ними также расположен царский убор, но уже большего размера. Все они соединены воедино при помощи золотой ленты. Правая когтистая лапа удерживает скипетр, а левая – державу. На груди у этой гордой птицы размещено еще одно полотно. Оно также выполнено в красном цвете и внешне повторяет силуэт основного, но отличается меньшими размерами. На нем изображают одетого в синий плащ всадника, который поражает серебряным копьем страшного черного змея. Мы все знаем легенду о том, как Георгий Победоносец убил дракона. Существует много икон на эту тему.

Другие гербы страны

Герб Королевства Черногории – одна из ранних эмблем Черногории как самостоятельного государства. Внешним видом она повторяла современный символ, но орлы на нём были выполнены в серебряном или же белом цвете. Золотыми были только клювы, лапы, а также атрибуты власти: скипетр, держава и корона. На щите вместо синего цвета был красный. Вся композиция обрамлялась бело-красной королевской мантией и венчалась большой короной.

Исторический герб был отменён в 1917 году, после вхождения страны в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. После оккупации Италией во время Второй Мировой войны он ненадолго вернулся, но был вновь отменён после вхождения страны в Югославию.

С 1946 года в качестве эмблемы Черногории использовали герб с изображением серой горы Ловчен, окруженной морем. На вершине горы изображался мавзолей Петра Негоша. Композицию обрамлял золотой венок, переплетённый лентой с панславянскими цветами и увенчанный красной звездой.

В 2004 году на гербе снова показался двуглавый орёл. Так как современная Черногория является республикой, монархический символ был принят неоднозначно. Но со временем был принят местным населением.

Что обозначает

Для начала стоит напомнить, что именно Тула на протяжении многих веков является главным городом оружейников в России. Еще с конца шестнадцатого века русские цари освободили местных мастеров, изготавливающих оружие для государственных нужд, от любых податей, по достоинству оценив их мастерство. Здесь же был построен первый в Российской империи оружейный завод. А после Отечественной войны, когда потребность в оружии снизилась, местные мастера стали создавать еще и гармони с самоварами, оказавшимися настолько качественными, что вошли в пословицу.

После небольшого экскурса в историю вернемся к гербу Тулы.

Красный цвет фона с точки зрения геральдики символизирует мужество, великодушие, а также кровь, пролитую за свою страну. И это вполне оправданно – невозможно найти ни одной войны, которую бы вела Российская империя, СССР или Российская Федерация, в которой не участвовали бы сыны великого и славного города Тулы. К тому же изначально город был построен именно как крепость, защищающая границы земель русских.

Серебряный цвет символизирует благородство, чистоту, преданность. Неслучайно оружие, изображенное на гербе, выкрашено в серебро. Какое же оружие не должно служить верно хозяину и не являться признаком благородства? На герб вовсе не случайно попали и клинки, и ружейный ствол – местные мастера славились производством не только огнестрельного оружия, но и холодного, хотя, конечно, со златоустовскими мастерами по последнему критерию тягаться не могли. Но стоит учитывать, что когда первые клинки из Златоуста только ковались, оружием из Тулы отважные воины бились уже более века.

Наконец, золотые молотки. Золото в геральдике является признаком не только богатства, но и мастерства. Молот же всегда был и остается символом кузнецов, а также любых специалистов, работающих с металлом, – в первую очередь оружейников. Поэтому два золотых молотка символизируют высокое мастерство местных ремесленников, чье оружие не раз позволяло русскому народу разбить опаснейших врагов.

С идеями декрета

Молодая советская эмблематика продолжала развиваться. Отправным ее моментом был декрет «О памятниках Республики», по которому памятники царям и их слугам, не представляющие художественной ценности, подлежали снятию. Он был подписан В. И. Лениным и принят Совнаркомом 12 апреля 1918 г.*

*()

Перед советскими художниками стояла задача огромной важности — создать эмблемы, в которых отражались бы победоносные идеи Октябрьской революции, торжество нового социального строя. По декрету от 12 апреля 1918 г

была организована специальная комиссия, которой поручалось «спешно подготовить декорирование города в день 1 Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России»*

По декрету от 12 апреля 1918 г. была организована специальная комиссия, которой поручалось «спешно подготовить декорирование города в день 1 Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России»*.

*()

К 1 Мая столица была празднично украшена. На улицах и площадях города появились эмблемы скрещенных серпа и молота. Серпуховская площадь была украшена такой же эмблемой, выполненной московским художником Е. И. Камзолкиным. Некоторые исследователи, исходя из этого факта, ошибочно считают, что Е. И. Камзолкин и был первым автором одного из элементов герба — серпа и молота.

Между тем продолжалась работа над усовершенствованием государственной печати*. После того как рисунок ее был принят, Н. П. Горбунов заключает договор с Комитетом по управлению делами бывшего акционерного общества «Словолитня О. И. Лемана» об изготовлении двух печатей к 10 мая 1918 г. Одна из них должна была быть резанной на меди для сургуча, другая — для чернил. Комитет в свою очередь прислал письмо с просьбой выдать аванс за работу в сумме 1000 рублей (полная стоимость заказа составляла 2500 рублей).

*()

Несмотря на огромную занятость, В. И. Ленин, переехавший в марте 1918 г. из Петрограда в Москву, постоянно интересовался, как идет работа над усовершенствованием и изготовлением государственной печати. Об этом ему регулярно докладывал Н. П. Горбунов. В частности, он писал в письме из Петрограда о том, что образец печати уже изготовлен.

Кому же было поручено резать печать? По свидетельству старейших рабочих Государственного шрифтолитейного завода (бывшей «Словолитни»), резание образцов государственной печати могли поручить только лучшему художнику-граверу «Словолитни» И. И. Лебедеву.

Вопрос о разработке государственной эмблемы только с апреля по сентябрь ставился десять раз на заседаниях Совета Народных Комиссаров и его Комиссии (Малого Совнаркома).

Впервые он рассматривался 17 апреля, когда Совнарком поручил Управлению делами за два дня выработать проект о государственных печатях. В этом проекте нужно было разъяснить, где употреблять печать, как ею пользоваться. О том, что образец печати был уже готов, говорят документы, хранящиеся в фонде Совета Народных Комиссаров Центрального государственного архива Октябрьской революции. Вот один из этих документов — письмо из ВЦИКа на имя Н. П. Горбунова:

«Уважаемый товарищ!

Прошу Вас прислать новый проект печати (серп и молот) как образец для украшения Дома Советов при праздновании 1 Мая, в общую канцелярию ЦИК. Кремль, здание Судебных Установлений, комната № 31».

Исторические факты

История города полна загадок и неразгаданных тайн. Одна из них – появление герба Великого Новгорода. Значение каждого из изображенных элементов является понятным, но вот кто их объединил и почему именно эти знаки были выбраны, так и не ясно.

Что представляет собой герб? Так называют символические изображения, которые составили по определенным правилам. Они характеризируют и представляют человека, учреждение, город или государство. Использовались гербы еще во время Древней Руси и представляли собой тогда печати-буллы.

Когда Великий Новгород попал под власть Ивана Грозного, было ликвидировано городское вече и эмблемы стали невостребованными. Появившаяся через некоторое время новая эмблема была совершенно иной: на ней находились изображения двух рыб, барса, медведя. Скорее всего, они и стали основой для создания нового герба Великого Новгорода. Конечно, каждый символ следует рассматривать в ракурсе исторических событий.

Когда к власти пришла династия Романовых, новгородская эмблема снова была доработана и приобрела несколько измененный вид. Изменения вносились еще несколько раз до тех пор, пока знак был утвержден Указом Екатерины Второй.

Основные элементы знака

На рассматриваемом гербе 1882 года визуализировались такие элементы:

золотистый щит с 2-главым орлом, каждая голова увенчана короной императора, а клюв головы открыт и имеет высунутый длинный красный язык (в центре композиции);

  • одна имперская корона (соединяла обе орёл-головы);
  • лента от ордена св. апостола Андрея (также соединяла собой обе орлиные головы);
  • скипетр и держава в золотом исполнении, символы власти, первый из них представлял собой прообраз пастушьего посоха, а второй — шар с короной или крестом наверху, являлись знаками, которые должны были символизировать абсолютность императорской власти (держал в руках орёл: скипетр — в правой, шар-державу — в левой);
  • герб московский с Георгием Победоносцем, скачущем на коне (скакун наряжен в ярко-багряную накидку-попону с позолоченной бахромой) и убивающем золотого зелёнокрылого змея, изображённый в виде мученика-святого на красном, то есть червлёном фоне, одетый в торжественное лазурное облачение — мантию (герб располагался на груди орла, копьё победителя венчает восьмиконечный крест);
  • шлем А.Невского, всем известного князя града Новгорода (венчает шит, на котором расположена центральная фигура императорского герба — орёл);
  • намёт чёрно-золотой (специальная ткань, покрывающая шлем рыцарей для того, чтобы их не раскаляло палящее солнце);
  • апостольская цепь Андрея Первозванного (вокруг шлема Невского);
  • архангелы Гавриил и Михаил, большие фигуры, величиной боле центрального двуглавого орла, имеющие большие белые ангельские крылья (справа и слева центрального орла соответственно);
  • золотая сень или шатрообразная конструкция из ткани, покрывающая некий объект, сверху которой также располагается усыпанная дорогими драгоценными каменьями императорская корона с накидкой, выложенной чёрными геральдическими обозначениями меха горностая, снабжённая кистями и голубой лентой, а сверху сплошь покрытая изображениями орлов (покрывает всю вышеописанную композицию вместе с орлом и апостолами по бокам);
  • надпись на древнерусском языке «С нами Бог!» червлёного цвета (на передней части наверху большой императорской короны, под сенью которой располагаются архангелы и орёл);
  • хоругвь государства, религиозное знамя (венчает герб, располагаясь над золотой сенью);
  • герб среднегосударственный (нанесён хоругви, находящейся сверх всей композиции);
  • пятнадцать щитов с обозначениями геральдики волостей, в некоторых местах на фоне зелёной веточки (располагались вокруг, некоторые из них были соединены в один).

Герб РФ на документах

Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:

  • в центре, если символов — нечётное количество;
  • с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
  • левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).

Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.

Герб Москвы

Отличительные нюансы герба РФ:

  • Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
  • Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
  • Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.

В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.

Почему же меч?

Почему же все-таки в первоначальном варианте эмблемы изображался меч? И почему так упорно защищали этот символ некоторые члены Совнаркома? В. И. Ленину пришлось потратить немало труда и времени, чтобы убедить их в ошибочности подобного взгляда.

Дело в том, что тогда меч вовсе не связывали с захватническими целями. Еще после Февральской революции, когда был объявлен конкурс на новые почтовые марки, лучшей была признана марка Рихарда Зариньша «Рука с мечом, разрубающая цепь». Эту марку не успели выпустить, но после Октябрьской революции о ней сразу же вспомнили. К октябрю 1918 г. в «Известиях» было сообщено, что в продажу поступает новая марка под названием «Рука с мечом, разрубающая цепь».

Если проследить историю русской геральдики, то можно увидеть следующую закономерность: в гербах многих городов непременно фигурировал всадник, поражающий копьем дракона, или архангел с мечом. В их образах (в качестве примера можно привести гербы Москвы и Киева) народ видел своих защитников от врагов, грозное предупреждение тем, кто хотел посягнуть на русскую землю. А в обстановке, в которой находилось Советское государство, — полчища интервентов и белогвардейцев напирали со всех сторон — вполне понятно, что именно символизировал меч. Он предупреждал захватчиков о готовности защищать завоевания революции.

В то время многие думали, что меч — одна из необходимых фигур нашей эмблемы. Но Владимир Ильич Ленин считал, что Советское государство вскоре разгромит врагов, и тогда меч станет ненужным. Он верил в великое будущее Страны Советов как самой счастливой, свободной, равноправной. И он стремился, чтобы эту мысль поняли все, чтобы люди смотрели в будущее, а не жили только сегодняшним днем. Вот почему на десяти заседаниях Совнаркома длилась дискуссия о мече, и ленинская линия в конце концов победила.

Гравер Д. В. Емельянов должен был изготовить печать для сургуча к 10 часам утра 28 июня 1918 г. Спешили потому, что на это число первоначально был назначен V съезд Советов, который, однако, затем перенесли на начало июля.

Литература

  • Фон Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год / Дозволено цензурою. С.-Петербург, 20 Июля, 1899 года. — Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова. — СПб.: Типография И.М. Комелова, Пряжка д.3, 1899. — 312 с.
  • Соболева Н.А. и др. Гербы городов России. Альбом-справочник / Ин-т рос. истории РАН. — Профиздат. — М.: «Отечество», 1998. — 480 с.
  • Соболева Н.А., Кузнецов А.А., Казакевич А.А., Балязин В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 336 с. — ISBN 5-224-04223-2.
  • Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII—XIX вв. — М.: «Советская Россия», 1974. — 198 с.

Эмблема Красной Армии

Наряду с работой над печатью и гербом велась работа по созданию других эмблем. Одной из первых была эмблема Красной Армии*. Ее храбрые бойцы стояли насмерть, защищая завоевания Октября, стойко сражались против интервентов и внутренней контрреволюции. Своей эмблемы у армии тогда еще не было. Известную теперь всем красную звездочку утвердили как эмблему Красной Армии только в апреле 1918 г. В пятиконечной звезде находилось изображение плуга и молота.

*()

Тогда же была выпущена листовка, посвященная эмблеме*. В ней говорилось, что пять лучей звезды означают союз трудящихся всех пяти континентов в борьбе против капитализма. Приводилась притча о Правде и Кривде — двух девицах, доброй и злой. У Правды во лбу горела красная звезда, которая освещала людям землю. Но злая Кривда украла эту звезду и спрятала, а сама стала царить на земле. Но нашелся добрый молодец, который вступил в бой с Кривдой, всех врагов одолел и принес Правде звезду.

*()

«…Красная звезда Красной Армии — это звезда Правды… — говорилось в листовке. — Потому на красноармейской звезде и изображены плуг и молот.

Плуг пахаря-мужика.
Молот молотобойца-рабочего.

Это значит, что Красная Армия борется за то, чтобы звезда правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не одна только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной Армии»*.

*()

В 1922 г. плуг и молот в звезде заменили на серп и молот*.

*()

С этой красной звездочкой шли бойцы революции на белогвардейцев, интервентов, деникинцев и врангелевцев; громили в годы Великой Отечественной войны орды гитлеровских захватчиков; красную звезду носят советские солдаты и в мирные будни. Красная звезда вошла и в герб нашего государства.

Россия

В России геральдическая традиция сохранилась: у каждого города есть собственные геральдические символы. В них закодирована графическая информация, указывающая на специфику. В центре сюжета может быть предмет, указывающий на отрасль или деятельность, которой славится конкретный населенный пункт.

В некоторых изображениях могут быть зашифрованы древние легенды, связанные с историей города, событиями древности, другими сведениями. Купить значки-гербы городов России можно в специализированных магазинах. Их коллекционирование существенно расширит кругозор, откроет много новых сведений о происхождении того или иного административного центра России.

Мурманск

Значок в форме лазуревого щита, на котором изображен пароход. Его движение сопровождает северное сияние. На оконечности щита расположена рыба. Вверху – название города. Автор дизайна – художник Быстряков.

Дизайн утвержден на 10-й сессии Мурманского горсовета 20 сентября 1968 года.

Нижний Новгород

Современная эмблема досталась Нижнему Новгороду по наследству от Российской империи. Она утверждена еще 16 августа 1781 года и представляет красного оленя с черными рогами и копытами на серебристом фоне.

Дзержинск

На знаке изображены колба и другие аксессуары химической лаборатории. Их обрамляет незамкнутый круг из шестерней и колоса, венчает его серп и молот. Эскиз принят на сессии горсовета 21 декабря 1978 года.

Пенза

В советском варианте изображалась в центре изображения летящая ласточка на серебряном фоне. Ее окружает стилизованный циферблат. Внизу его прерывают три золотых снопа, перевитые лентой. Наверху знак окрашен цветами российского триколора. Дизайн депутаты городского совета одобрили 12 сентября 1964 года.

Современный дизайн включает 3 золотых снопа на зеленом фоне.

Орел

Синий фон с зеленой оконечностью, на нем изображена белая крепостная стена. Видны башни, ворота. На центральной башне, гордо расправив крылья, восседает черный орел. На голове орла – золотая корона.

Изображение используется с 16 августа 1781 года.

Владивосток

На городском знаке изображен тигр, поднимающийся по скальным камням. Щит зеленый, за ним – два скрещенных якоря. Они окрашены в золотой цвет и переплетены красной лентой. Вверху – трехзубчатая корона, выполненная из кирпичей, как часть стены.

Ростов-на-Дону

Знак поделен на две половины одинаковой ширина. Одна синего цвета, вторая – красного. В центре – изображение башни, вокруг нее – круг из шестерен и колоса. Ниже круга по обе стороны – две скрещенные сабли. В месте пересечения на них наложена буденовка. Внизу – две волнистых полосы.

Исполком Ростовского горсовета утвердил герб 23 июня 1967 года.

Образец

Образец нагрудного аксессуара для военнослужащих был утвержден 29 июля 1918 года. Он представлял пятиконечную красную звезду. На первых экземплярах в центре изображен не серп, а плуг и молот – символ единения рабочих и крестьян. Такой же была новая эмблема Красной Армии.

В том же 1918-м революционное правительство напечатало агитационную листовку, в которой объясняло значение нового символа. В ней говорилось, что у каждой армии – та эмблема, которой она заслуживает. Красная звезда – это звезда правды, счастья бедных людей, крестьян, рабочего класса. Авторы призывали всех «товарищей объединиться под ней».

16 сентября того же года был учрежден первый боевой орден – орден Красного Знамени. В его оформлении впервые использован слоган «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Первый оттиск

V Всероссийский съезд Советов начал работу 4 июля. Он проходил в неимоверно тяжелой для страны обстановке. Все туже затягивалось кольцо блокады: немецкие, американские, английские, французские, турецкие и японские империалисты, белые генералы стремились разгромить Советскую власть.

Народным избранникам, делегатам съезда, предстояло принять в эти дни первую в мире Конституцию победившего пролетариата, которую разработала Конституционная комиссия по постановлению III Всероссийского съезда Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утвержденная III Всероссийским съездом Советов, составила с Конституцией единый основной закон РСФСР. В проект Конституции был внесен раздел «О гербе и флаге РСФСР». В основу герба был положен разработанный рисунок государственной печати.

10 июля V Всероссийский съезд Советов на последнем заседании принял проект Конституции РСФСР. В параграфе 89 раздела 6 Конституции говорилось, что «герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»*.

*()

Заседание Президиума ВЦИКа пятого созыва 18 июля, на котором председательствовал В. И. Ленин, утвердило Конституцию РСФСР (табл. XXXI, 7). Было принято решение перевести ее на все языки, а на полях поместить герб и флаг РСФСР. Гербом РСФСР было принято изображение печати (табл. XXXI, 6), ибо в то время понятия «герб» и «печать» отождествлялись.

Таблица XXXI. Государственная печать с гербом РСФСР (6), геральдическая эмблема с обложки первой Конституции РСФСР (7), герб РСФСР (8)

Оттиск государственной печати с гербом РСФСР впервые был сделан В. И. Лениным 26 июля 1918 г.

Владимир Ильич в тот день писал в известном письме Кларе Цеткин: «Мы теперь переживаем здесь, может быть, самые трудные недели за всю революцию. Классовая борьба и гражданская война проникли в глубь населения: всюду в деревнях раскол — беднота за нас, кулаки яростцо против нас… бушует контрреволюционное восстание, вся буржуазия прилагает все усилия, чтобы нас свергнуть».

Он уже заканчивал последние строки, когда принесли новую советскую печать. Ильич взял печать и поставил гербовый оттиск на письме, сделав приписку: «Мне только что принесли новую государственную печать. Вот отпечаток. Надпись гласит: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»*(табл. XXXIII, 2).

*()

Таблица XXXIII. Поправка В. И. Ленина к протоколу Совнаркома о советской печати от 15 мая 1918 г. (1) и письмо В. И. Ленина к Кларе Цеткин с первым оттиском советской государственной печати (2)

История

Согласно одному из , возникновение рисунка датируют VIII-X в. Самые ранние изображения обнаружены на монетах.

К XIII в. орел включен в фамильную эмблему правящей династии Пястов. В конце столетия серебряный орел с золотой короной на голове превратился в герб страны.

Речь Посполитая

В XVI — XVIII в. Польша и Литва образовывали единое государство – Речь Посполитую. В стране бытовала составная эмблема.

В четырехчастном щите дважды изображались гербы Польши и Литвы – белый орел и атакующий рыцарь на красном фоне.

Варшавское княжество

В 1795 г. после распада Речи Посполитой сформировано Варшавское княжество, объединившее земли Польши и Саксонии. Герб отражал особенности территориального устройства.

На двухчастном щите польский орел соседствовал с эмблемой Саксонии – зеленой короной на желто-черном фоне.

Польское королевство

В 1815 г. Польша утеряла самостоятельность. Территории страны частично вошли в состав Российской Империи и назывались Польским королевством.

Национальная эмблема была дополнена. Щит изображался на фоне черного двуглавого орла России. Композицию венчала императорская корона.

Вторая Речь Посполитая

В 1918 г. Польша превратилась в суверенное демократическое государство. Орел на гербе сохранялся, но детали варьировались. После установления республики корона периодически исчезала.

В 1927 г. фигура птицы приняла современный вид. Рисунок эмблемы придумал профессор Зигмунт Каминский.

Польская Народная Республика

После Второй мировой войны прокоммунистические настроения в Польше возрастали. В 1947 г. образована социалистическая Польская Народная Республика. Герб нового государства – белый орел на красном поле, но без короны.

Вариант с венцом сохранился на эмблеме польского правительства в эмиграции.

В 1980 г. утверждено законодательство о государственном гербе.

В 1990 г. Польша утвердилась в статусе демократической республики. На герб возвращена корона. Рисунок венца позаимствован с эмблемы эмигрантского правительства, но крест в новую редакцию не вошел.

В 1997 г. описание символа появилось в Конституции.

Сегодня герб присутствует на зданиях правительственных органов, государственных учреждений и судов. Рисунок чеканится на монетах, печатается на официальных документах и гражданских паспортах.

Перемены советских времен

Любой намек на религию или монархию во времена Советского Союза непременно исключался или изменялся. Коснулось изменения и геральдического знака древнего города. На фото герба Великого Новгорода времени СССР видно, что со знака исчезло изображение трона, так как он символизировал свергнутую монархию. Изменился также цвет покрытия верхней части – она стала красной. Кроме того, уменьшилось наполовину количество рыб.

Чтобы изображение медведей не выглядело нелепо, между ними поместили цифру 859 – год, который считается временем основания города. Появились на поверхности геральдического знака и новые символы – узоры и золотая звезда. Хотя правило тинктур было соблюдено, потерялось главное: связь герба с более чем тысячелетней историей города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector