Камуфляж на танках ркка 1930
Содержание:
- Современный пиксельный камуфляж
- Классика. Исторические базовые цвета камуфляжа
- Советский союз, Россия
- В моде[ | ]
- Типы рисунка камуфляжа
- Послевоенное время
- Современность
- Основные камуфляжи США
- Современность
- Камуфляж Канады
- ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
- «Бутан»
- Разновидности костюмов
- Камуфляж в СССР
- Камуфляж в СССР
- Основы построения камуфляжной окраски
- Российская камуфляжная одежда
Современный пиксельный камуфляж
С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.
Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» – лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.
Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».
За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:
- «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
- «Лиственный лес» образца 1942 года;
- «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
- «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
- «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
- Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
- Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
- Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.
Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:
- «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
- «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
- «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
- «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
- «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
- «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
- «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
- «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.
Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.
Классика. Исторические базовые цвета камуфляжа
Khaki (Хаки)
Базовый цвет защитного обмундирования. Впервые появился на вооружении британской армии в 1896 году.
Американцы переняли опыт британцев и переодели свою армию в хаки к 1899 году.
Цвет хаки является базовым полевым камуфляжем и используется как основа при разработке практически всех видов камуфлирующей одежды. Данный цвет также используется по умолчанию для окраски поверхностей, вооружения, объектов.
Поразительно, но стиль, под названием «грязь», а именно так переводится слово хаки с персидского, завоевал не только окопы, но и подиумы высокой моды и упорно сохраняет позиции на протяжении столетия. В моде существуют разновидности применения цвета хаки – сафари стайл – с накладными карманами, широкими поясами и приталенными силуэтами и милитари стайл – агрессивный стиль, скрывающий очертания тела.
Olive (Olive Green)
Если хаки адаптирован к пустыне, Olive Green имеет более широкий профиль применения.
Наравне с хаки, оливковый широко используется в модной индустрии, в сфере дизайна, особенно релаксационного дизайна. Часто используется в хороших лечебных и восстановительных санаториях.
Версия «Black» (темно серый), черный камуфляж с незначительным дымчатым переливом.
Используется преимущественно спецслужбами при проведении ночных операций, а также применяется военизированной и тюремной охраной.
Черный камуфляж также может применяться для устрашения. Своего рода усовершенствованный камуфляж кинематографических ниндзя.
Navy Blue
Классический камуфляж, с первоначальным названием marine blue, использовался с 1748 года на флоте Великобритании. Синий цвет морской формы впоследствии был позаимствован многими странами мира и нашел отражение в форменной одежде, спецодежде и даже школьной форме.
Принято считать, что униформа темного синего цвета стимулирует исполнительность, упорство и высокую трудоспособность.
Snow camo «Снежный» камуфляж.Широко используется спецслужбами для проведения полевых разведок.Камуфляж разработан для специальных войсковых частей, разведки и спецназа в условиях Арктики, Антарктики и для проведения операций в зимнее время года. | |
Brushstroke, Denison camoДанный вид камуфляжа «мазок кисти» был создан в Британии и использовался на вооружении различных стран мира до 1960 года. Изображает разнонаправленные мазки широкой кисти по основе цвета хаки.Использовался в основном в тропических и азиатских странах. Стал основой для «мазковых» камуфляжей ящерица, тигр, витязь. |
Советский союз, Россия
КЗС. 1975-76 Камуфляж сетчатый антирадиационной защиты с цифровым рисунком. В настоящее время не выпускается. Ткань пропитывалась специальными веществами, препятствующими горению.Просторный сетчатый камуфляжный костюм надевался поверх обмундирования. После использования костюм не использовался повторно, а закапывался или сжигался. Сфера применения: разведка, армия. | |
Дубок, бутан 1984. Армейский камуфляж. Изначально разрабатывался для ВДВ и десанта. Трехцветный лесной камуфляж. В настоящее время используется в авиационных и десантных частях.Также в различных модификациях используется для туристической одежды. По многим параметрам совпадает с американским камуфлирующим рисунком Woodland. | |
Флора и цифровая флора (имитирующий двухцветную пиксельную разбивку). Трехцветный армейский камуфляж, пришедший на смену «бутану». Используется в настоящее время.Отличается более динамичной разбивкой силуэта. Расцветку также называют «арбузной». | |
Березка, золотой лист, серебряный лист, солнечный зайчик, пограничник. Легендарный камуфляж с рисунком, имитирующим игру света в листве.Разрабатывался для пограничных войск. Впоследствии использовался в разведывательных и десантных частях. На западе рисунок известен как «камуфляж КГБ». | |
Пальма. Камуфляжная расцветка 1944 года. Тропическая растительность. Демонстрирует широту взглядов Советского руководства. Камуфляж использовался в разведывательных и диверсионных подразделениях Второй Мировой. | |
Амеба. 1935 год. Двуцветный камуфляж с амебообразным разбивающим рисунком. При движении контуры фигуры расплываются, подобно амебе. Интересный визуальный эффект, несмотря на кажущуюся простоту исполнения. | |
Витязь, «камыш». Камуфляж, разработанный для войск МВД специального назначения. Вариации «тигрового» камуфляжа, что отражено в названии, в котором явственна отсылка к «Витязю в тигровой шкуре». Имеются зимние и летние варианты. Может быть использован как в городских, так и в полевых условиях. | |
ВСР-93, «вертикалка».Общевойсковой камуфляж 1993 года. |
В моде[ | ]
В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн
Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе
Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.
Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов.
Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.
В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, НС-скинхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную
одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.
Типы рисунка камуфляжа
При пошиве военной камуфляжной одежды используют два типа защитных рисунков – стандартные и нестандартные. Первый вариант подойдет представителям вооруженных сил. Нестандартные рисунки служат для создания рабочей униформы или пошива дизайнерской одежды (наиболее привлекательны мотивы «осоки», «камыша» и «осеннего леса»).
Стандартные рисунки распределяют по месту назначения:
- «Лес» — лесная зона европейских стран летом;
- «Пустыня» — песчано-каменистая зона Средней Азии;
- «Джунгли» – южный тропик;
- «Зима» — заснеженные участки земли;
- «Буш» — кустарники, характерные для Африки.
Лес
Зима
Пустыня
Джунгли
Буш
Послевоенное время
После войны в Советском союзе проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон. В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.
Камуфляж «Бутан».
Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную легкую ткань крупного полотняного плетения. Костюм предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-желтое или серо-зеленое).
Костюм широко применялся в Афганистане и до сих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют «пиксельным».
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по темно-зеленому фону (комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и желтые пятна на травянисто-зеленом фоне
Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание
В начале 80-х годов, начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды с расцветкой «Бутан». Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «березками», «амебами» зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой.
Современность
В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.
Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.
Основные камуфляжи США
Woodland. Самый распространенный камуфляж США. Разработан в середине 80-х. Выпускается в 4 базовых модификациях. В данный момент в армейских частях заменен на MARPAT.
|
|
3-color desert. Пустынный трехцветный камуфляж. Активно использовался ВДВ в Афганистане, Ираке. Был заменен более удачным камуфляжем MARPAT | |
6-color desert, Chocolate Chip, шоколадка. Волнообразный мягкий рисунок в коричневых тонах с имитацией мелких камней. В настоящее время не используется в армии США, но данным камуфляжем активно снабжаются «дружественные» США части. | |
Digital woodland. Цифровой лес. Основной камуфляж армии США на текущий момент. Очень удачный вариант маскировочной окраски. Не хуже «березки» — лучшего камуфляжа СССР. Различаются три основных варианта камуфляжа MARPAT — лесной, пустынный и городской. Алгоритм смешения цветов сохраняется, меняется цветовой баланс и соотношение количества пятен базового цвета. | |
Digital desert. Цифровая пустыня. Вариация MARPAT в котором оливковая основа заменена на базовый хаки. Вариант «цифрового» камуфляжа для пустыни. | |
AT-digital. Трехцветный камуфляж на основе MARPAT. Используются цвета хаки, оливковый и коричневый. | |
Multicam. Модифицированный Woodland (снятый с вооружения тип камуфляжа), используется в коммерческих фирмах и охранных агентствах. Хороший камуфляж, но разработчики излишне усложнили рисунок, что привело к снижению камуфлирующих свойств. |
Предлагаем так же ознакомиться с историей создания и применяемости популярного американского камуфляжа Multicam и его российского аналога — камуфляжа Березка. Их применяемость в том числе и в гражданской одежде, а так же различия и свойства материалов.
О том как правильно выбрать маскхалат для зимы — здесь.
Современность
В 1998 году на смену устаревшей расцветке «Бутан» была принята на вооружение новая разработка, которая получила название «Флора». Рисунок создает «оптические иллюзии растворения силуэта на фоне природы средней полосы России». Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
Существует более ранняя версия данного камуфляжа — так называемая «вертикалка», ВСР-93 «Флора». Ее первые образцы появились в конце 1992 года. Официально принят в 1993 году. Рисунок издалека напоминает листву молодых березок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид. От образца 1998 года отличается тем, что камуфляжные полосы расположены вертикально. В настоящее время вертикальная «Флора» в России практически выведена из употребления.
Сегодня «Флора» заменяется пиксельным камуфляжем — маскировочным рисунком «Темный» (в просторечии — «цифровая флора», «космос», «защита до упора», «цифра», «пикселька», «пиксель», «русская цифра» и т. п., в официальных документах иногда проходит под нейтральным названием «ЕМР» — единый маскировочный рисунок, однако встречается даже в официальных публикациях сленговое просторечное обозначение), разработанном в Минобороны России. Так как «Темный» изначально разрабатывался именно в качестве универсального рисунка, в зависимости от цветового решения он может быть приспособлен к самым различным видам местности (без изменения, собственно, рисунка). Помимо использования четырех принципиально различных видов пятен в одном рисунке каждый вид пятен не имеет четко выраженной формы и ориентации, что позволяет применять рисунок с различными цветовыми решениями более универсально.
Камуфляж Канады
CADPAT. Модификация цифрового камуфляжа MARPAT. Ведутся споры, кто именно первым придумал данный вид камуфляжа. Не будем настаивать. Возможно, MARPAT это модификация CADPAT. Возможно, наоборот. Принцип построения камуфлирующей расцветки один и тот же.
JACKET, GARRISON, LAND, канадский «лесной» камуфляж. Подходит как для лиственных, так и хвойных лесов.
Duck hunter. Дославный перевод «Охотник на уток». Камуфляж для охотников. Представляет из себя крупные цветовые пятна на оливковом или хаки. Продается в спортивных и охотничьих магазинах
Хорош тем, что в состоянии обеспечить относительную незаметность для животных, но охотник остается видимым для людей, что особенно важно на охоте
ЕМР/ЗДУ/Руспат/Русская цифра/Русский пиксель
Данный камуфляж появился в 2008 году (принят на снабжение годом позже), после принятия принципиального решения о смене «Флоры». Изначально предполагалось, что раз «Флора» примерно соответствует американскому «Вудланду», который в ВС США активно меняется на «цифровые» камуфляжи, то и ВС РФ должны не отставать от данного процесса.
На создание «ЕМР» (что расшифровывается как «Единая маскировочная расцветка») активное влияние оказал немецкий камуфляж «Флектарн». Его разработчикам удалось «совместить несовместимое»: мелкие пятна, выполняющие имитационную функцию, в этой цветовой схеме скомбинированы так, что составляют группы крупных пятен, выполняющих деформирующую функцию. По тому же пути пошли и разработчики «ЕМР», учтя при этом результаты исследований, показавших эффективность крайне небольших («пиксельных») пятен как составляющих элементов текстурного рисунка. В результате появился «ЕМР».
В настоящее время «ЕМР» является основным камуфляжем, состоящим на снабжении ВС РФ. Интересно, что он же состоит на снабжении в ВС Белоруссии, однако считается, что белорусский вариант «ЕМР» имеет несколько другую цветовую схему.
«Бутан»
Данный камуфляж разработан в СССР в 1980-х годах как основной рисунок для полевой формы одежды. Несмотря на выпуск значительного количества изделий из него, особо широкого распространения в войсках не получил, хотя и являлся достаточно эффективным. В настоящее время встречается в ВКС РФ и в ВСУ (на Украине долгое время являлся основным камуфляжем), однако в обоих случаях активно снимается со снабжения, заменяясь другими моделями.
Иными названиями данного камуфляжа являются «Дубок» и «Амеба». Сами цвета могут варьироваться, неизменной остается только схема: светло-зеленый фон, темно-зеленые пятна и светло-коричневые амебообразные пересекающиеся ленты.
В 1990-х годах во многих частях ВС РФ существовала ситуация, когда офицеры носили «Бутан», а рядовой и сержантский состав – ВСР-93, поэтому в 1990-х годах данный камуфляж иногда именовали «офицерским».
Разновидности костюмов
Все камуфляжные костюмы для летнего времени года можно разделить на несколько групп:
- Модели из плотных тканей. Они рассчитаны на прохладную летнюю погоду. В них будет комфортно именно в лесных условиях;
- Универсальные модели Горка. Это подходящий вариант как для лесной, так и для горной местности. Они практичны и функциональны, дополнены более плотными вставками в области колен, локтей и других зон. Представлены моделями с курками различных типов с застежками и без;
- Влагозащитные модели. Они изготавливаются из тканей, которые сверху оснащаются водостойким покрытием. Служат хорошей защитой от дождя, поэтому подходят для длительных походов или охоты.
Учитывая большое разнообразие, можно подобрать костюм в зависимости от своих предпочтений и условий, в которых он будет использоваться.
Камуфляж в СССР
В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.
Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.
Камуфляж в СССР
В СССР для маскировки бойца в самом начале 30-х годов использовали интересную систему. Камуфлирующие костюмы назывались деформирующими, их уникальность заключалась в том, что сочетание рисунков, а именно амебообразных пятен и мешковатости костюма сильно изменяли сам силуэт человека, делая его размытым. Цвет подбирался к подобию различных времен года и погодных условий. Например, черные пятна, с травянистого цвета зелеными пятнами на костюме подходили для летнего периода, а коричневые пятна хорошо сочетались с природой осеннего периода.
Костюмы носили поверх основного обмундирования. Существовал огромный капюшон, который очень легко было натянуть на каску, фуражку. Капюшон еще использовался для скрытия силуэта плеч. Также существовали специальные ковры, которые имитировали траву; маски для пулеметов; маскировочная лента.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. У них совсем не привлекательный вид для любителей носить камуфляж в повседневной жизни. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу – желания смотреть на него он вызывать не должен.
Основы построения камуфляжной окраски
Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.
Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.
Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.
Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж
Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.
Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной — обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.
Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс
Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:
1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.
Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.
Российская камуфляжная одежда
В России широко распространена маскировка «Березка» (оливковая ткань с хаотично расположенными пятнами светло зеленого цвета), являющаяся близким аналогом защитной одежды Вермахта 1939-1945 годов, также у Германии позаимствовали:
- «Пальму», демонстрирующую тропическую растительность;
- «Амебу», похожую на кляксы;
- «Лиственный лес», адаптированный под растительность средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака;
- «Партизан», отличающийся размытым рисунком дубового листа;
- «Флора» — сочетание зелено-коричневых оттенков, использующихся вооруженными силами на фоне лесостепного российского пейзажа;
- «Дубок» — светлый травянистый фон с зелеными и коричневыми пятнами;
- «Бутан» — камуфляжный рисунок издалека напоминает листья молодых берез, и удачно маскирует на фоне луга или степи;
- «Русская цифра» — современный пиксельный камуфляж, создающий оптические иллюзии растворения силуэта на близкой и дальней дистанции;
- «Flectarn» — дробящий рисунок;
- «Tropentern» — пустынный вариант, напоминающий светлый песок с орнаментами из зеленых и коричневых пятен;
- «Вертикалка» — вертикально расположенные пятна.
Русская цифра
Пальма
Амеба
Лиственный лес
Бутан
Флора
Дубок Камуфляжная одежда, пошитая для вооруженных сил США, также успешно применяется на территории многих стран:
- «Marpat» – одежда морских пехотинцев с пиксельным строением рисунка;
- «ACU PAT» — цифровая полевая (пыльная) расцветка на основе Marpat;
- «Грязный хаки» — пятна на сером фоне;
- «Multicam» – универсальный камуфляж для лесной, пустынной и каменистой местности;
- «Olive» – оливковый фон;
- «Тигр» – камуфляжный рисунок, напоминающий окрас дикого зверя, разработан для тропических джунглей;
- «Desert» — пустынная расцветка, включающая травянистые, песочные и коричневые тона;
- «Питон» — 3D камуфляж от компании американской Kryptek разработан для охотников и воинских подразделений, фон рисунка представлен набором размытых теней разных оттенков.
Бабек костюмы других стран:
- «DPM» (Великобритания) — камуфляжный рисунок, представленный пятнами и мазками четырех оттенков – песочным, черным, зеленым и коричневым;
- «CCE Camo» (Франция) — яркий рисунок, составленный продольными пятнами зеленого, коричневого и черного цвета, предусмотрен для ношения в европейских лесах;
- «CADPAT» (Канада) — цифровой контрастный рисунок для ведения военных действий в условиях лесополосы;
- «М05» (Финляндия) — цифровой камуфляжный рисунок, адаптированный под финский лес;
- «Vegetato» (Италия) — выделяют лесное и пустынное сочетание цветов цифровой маскировки – Desertato. Первый вариант включает коричневые, песчаные и черные пятна на зеленом фоне;
- «Flectarn-D» (Дания) — комбинация черного, травянистого и оливкового оттенка, отражающая ландшафты Скандинавии;
- «М75» (Норвегия) — камуфляжный рисунок включает крупные светло- и темно-зеленые, земляные пятна;
- «М/90» (Швеция) — современное исполнение немецкой оскольчатой маскировки splintentarn 90 годов;
- «Лесная зебра» (Малайзия) – цветовая гамма близка к крупноформатному французскому камуфляжу ССЕ, отличающаяся ярким и насыщенным исполнением.
Другие камуфляжные рисунки встречаются редко и немногочисленны.
ACU PAT
Пустыня
Грязный хаки
Питон Marpat
Олив
Tiger
Multicam