Как определить азимут
Содержание:
В астрономии
Азимут, используемый в астрономической навигации, — это направление небесного тела от наблюдателя. В астрономии азимут иногда называют пеленгом . В современной астрономии азимут почти всегда отсчитывается от севера. (В статье о системах координат , например, использует измерение конвенции с юга.) В прежние времена, оно было общим для обозначения азимута с юга, как это было тогда нуль в то же самое время , что часовой угол из звезды было ноль. Однако это предполагает, что звезда (верхняя) достигает своей кульминации на юге, что верно только в том случае, если склонение звезды меньше (т. Е. Южнее) широты наблюдателя .
Допризывная подготовка
§ 51. Движение по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определённых по карте.
Магнитный азимут и его определение. При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.
Магнитным азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Он имеет значения от 0 до 360 градусов.
Для определения магнитного азимута на местный предмет с помощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы визирная линия прорезь—мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направления) на местный предмет (рис. 78).
Рис. 78. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°; на ель — 323°
Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для определения направления на местности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчёт, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, заметить на местности по визирной линии прорезь—мушка удалённый предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.
Работая с компасом, необходимо держать его на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижать к боку.
Движение по азимутам. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояния между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). При движении на машине расстояние измеряют по спидометру. Эти данные подготавливает командир и оформляет в виде схемы маршрута
Рис. 79. Схема маршрута движения по азимутам (п.ш. — пара шагов)
При движении переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на ориентиры и ведя счёт пар шагов. На исходном и поворотных пунктах по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения. В этом направлении выбирают и запоминают или более удалённый ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.
Таблица для движения по азимутам
На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведённой через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам. Достигнутые ориентиры постоянно сравнивают с заданными ориентирами, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо вернуться обратно по тому же пути, то пользуются прежней схемой маршрута, для чего предварительно переводят прямые азимуты в обратные.
Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звёзды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой всё время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.
Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.
- Какие данные нужны для движения по азимутам?
- Определите размер своего шага и переведите в пары шагов расстояние 100 м.
- Определите азимуты возможных направлений движения от дома до учреждения образования.
- Определите обратные азимуты для азимутов 70°, 120°, 170°, 285°.
Азимут и его виды
Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.
Азимут в основном применяется для того, чтобы:
- осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
- определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
- определять свое местоположение по двум ориентирам.
Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.
В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.
Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…
Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.
Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.
Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.
Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.
Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.
Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.
Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.
Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.
Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.
Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.
Определение азимута по солнцу
Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться обыкновенными механическими часиками. Они должны быть настроены по местному времени.
Определение азимута по солнцу и часам
Последовательность действий:
- Положить часы на любую доступную поверхность так, чтоб часовая стрелка показывала прямо на солнышко.
- Через центральную часть циферблата провести линию к единице (либо двойке – для летнего времени).
- Образовавшийся угол разделить ровно надвое. Проведенная биссектриса будет соответствовать направлению С-Ю.
- До двенадцати часов север расположен слева, после – справа от солнца. Потому во второй половине дня азимут отсчитывается за часовой стрелкой, в первой – наоборот.
Что такое азимут
Это термин, применяемый в геодезии для определения угла между выбранной точкой на местности и северным направлением (на компасе 0°). Он равен любому показателю от oт 0 дo 360 градусов. Измеряется азимут по направлению движения часовой стрелки. Встречаются частные случаи исчисления против часовой стрелки. Метод используют астрономы для чтения и создания карт звёздного неба.
Туристы учатся отсчитывать азимут различными способами, так как под рукой может отсутствовать карта. Встречаются случаи, когда фактические данные расходятся с установленным ранее маршрутом, тогда путь к точке назначения узнают по полученным данным.
Виды азимута
Азимут бывает:
- истинный (географический);
- магнитный.
Географический азимут – математический угол, который отсчитывается от северного направления меридиана до линии на карте, направленной на искомый объект. Географический азимут, особенно в походных условиях, удобнее измерять транспортиром. Основание инструмента совмещается с вертикалью.
Отсчет производится по дуге транспортира до точки пересечения с линией, направленной на выбранный объект. Истинный азимут бывает прямым и обратным. Отличие между ними составляет 180°. Благодаря обратному азимуту можно возвратиться по уже пройденному маршруту, так как он указывает направление, противоположное исходному.
Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный на местности от указателя на север до направления на интересующий объект. Для использования ориентировочных углов в реальной жизни, после измерения на карте географические азимуты переводят в магнитные. Опытные путешественники не отправляются в поход без измерения аварийного азимута.
В дороге можно сильно отклониться от маршрута по разным причинам. Поэтому выбирается ориентир на объект, возле которого будут уточняться все данные. Таким ориентиром хорошо выбрать дорогу, населенный пункт, реку. Выбирается часть линейного объекта, которая на много километров тянется по относительно прямой линии, не делая крутых поворотов.
Для путешествия на расстояние нескольких километров это бесспорно спасительный вариант. Если речь идет о десятках и сотнях километров по безлюдной местности, то к выбору объектов аварийного ориентирования нужно подходить с особой серьезностью.
Как находить азимут — 3 способа
Существуют разные способы нахождения азимута. Его можно определить с помощью транспортира, топографической карты и компаса.
С помощью транспортира
Для определения азимута по карте нужно иметь линейку и транспортир. На всех бумажных и электронных картах север находится сверху. Следовательно, юг находится снизу, восток — справа, запад — слева.
Азимут определяют следующим образом:
- На карте находят пункт наблюдателя и отмечают его карандашом.
- Через точку наблюдателя проводят прямую линию (снизу вверх, перпендикулярно к верхнему (или нижнему) краю карты. Это направление север-юг.
- Находят другую точку (объект), на которую нужно взять азимут.
- Соединяют пункт наблюдателя и объект прямой линией.
- Прикладывают транспортир вдоль линии север-юг.
- Совмещают точку наблюдателя с центром транспортира.
- Читают значение на пересечении шкалы транспортира и прямой, соединяющей точку стояния с объектом. Это и есть значение истинного азимута.
- Прибавив (или отняв) магнитное склонение, получают магнитный азимут.
Если нужны очень точные замеры, учитывают поправку на сближение меридианов.
С помощью планшетного компаса
Планшетный компас состоит из пластмассовой коробочки (колбы), в которой находится магнитная стрелка на оси, и градуированной шкалы. Колба закреплена на прозрачной площадке с разметкой — планшете. Для удобства чтения карты в нее встроена лупа (не у всех моделей).
Чтобы найти прямой азимут, нужно:
- Наложить компас на карту.
- Совместить край планшета с линией маршрута (или направить большую центральную стрелку в направлении объекта).
- Покрутить колбу компаса так, чтобы параллельные красные линии на ее дне стали параллельны стрелке компаса и линиям долготы на карте.
- В точке пересечения осевой стрелки на планшете и шкалы компаса читаем значение дирекционного угла. Его можно перевести в магнитный либо истинный азимут.
С помощью компаса и карты
Для определения азимута по ориентированной карте подойдет любой компас.
Для этого нужно:
- Найти на карте точку стояния и отметить ее.
- Найти объект, на который нужно взять азимут.
- Провести через точку стояния линию на север (снизу вверх, перпендикулярно краю карты).
- Соединить эту точку с объектом, на который нужно взять азимут, прямой линией.
- Положить компас на карту.
- Сориентировать карту относительно сторон света: совместить северную стрелку с линиями долготы (для этого поворачивают карту, пока стрелка и линии долготы не совпадут).
- Переместить центр компаса на линию точка стояния-объект.
- Прочитать на пересечении этой линии и шкалы значение азимута.
Если местность открытая, можно увидеть объекты и на карте, и в ландшафте, что поможет правильно сориентироваться, рассчитать километраж и длительность переходов.
Полезные советы
Нюансы, которые надо учитывать при бурении
Во время бурения скважин шахты имеют разные причины, которым отклоняются от первоначальной траектории, которую задали. Это называется искривление. Если это случается незапланированно, то значит искривление естественного типа, если процесс происходит с применением определенных технологий, то его называют искусственным.
Как правило, искривление зависит от наличия осложнений. К основным причинам относят:
1.изношенность трубы бура.
2.слишком высокий уровень мощности при бурении.
3. сложности во время мероприятий спуска с подъемом.
4.стены шахты обрушаются.
В некоторых ситуациях искривление скважин сокращает время и деньги, которые уходят во время разработки нефтяного месторождения. В итоге, естественное искривление стараются не допустить, а при необходимости специально достигают искривления углублений.
Методику называют направление бура, в котором используют естественные процессы бурения, либо применяют искусственные приемы, чтобы вывести углубление в специально заданную координату. В данном случае процесс строго контролируют, им управляют.
Внимание! При искусственном типе искривления обязательно проводят вычисление точных координат. При направленном углублении необходимо определять каждую координату в пространстве
Важно знать координаты устья, точки пути, куда проходит зенитный угол Q, азимут скважины с длиной L. Согласно проведенным анализам искривлений ясно, что они подчиняются определенным законам, но они могут быть разными в зависимости от типа месторождения. При направленном углублении необходимо определять каждую координату в пространстве
Важно знать координаты устья, точки пути, куда проходит зенитный угол Q, азимут скважины с длиной L. Согласно проведенным анализам искривлений ясно, что они подчиняются определенным законам, но они могут быть разными в зависимости от типа месторождения
При направленном углублении необходимо определять каждую координату в пространстве
Важно знать координаты устья, точки пути, куда проходит зенитный угол Q, азимут скважины с длиной L. Согласно проведенным анализам искривлений ясно, что они подчиняются определенным законам, но они могут быть разными в зависимости от типа месторождения
Движение по азимуту.
Движение по азимуту имеет свой предел точности. При измерениях на карте и пользовании компасом возникают неизбежные погрешности влияющие на точность направления движения и, в конечном итоге, на точность ориентирования на местности и выхода в пункт назначения и точность определения значения азимута.
Принято считать, что погрешность, в следствии ошибок, может достигать не менее 5º. При движении по азимуту такая погрешность дает отклонение в сторону на 100 метров на километр пройденного пути или 1 км на 10 км.
Существуют два способа уменьшения последствий этих ошибок.
Первый способ предполагает сведение погрешности к минимуму. Это достигается несколькими методами:
1. Метод движения по азимуту по промежуточным ориентирам. Он состоит в том, что весь переход разбивается на отрезки по ясно видимым ориентирам и азимут высчитывается на каждый отрезок. Таким образом мы будем двигаться от одного к другому ясно видимому ориентиру.
2. Метод движения по створам, когда направление проверяется по оставленным на пути вехам (воткнутым веткам), кучам снега, цепочке следов или лыжне. Оглядываясь назад проверяем прямолинейность движения, корректируем отклонения. Один из вариантов этого метода — наблюдение за впереди идущими и корректировка направления их движения. Отклонение впереди идущего заметить легче чем свое.
3. Обход небольших препятствий поочередно справа и слева. В этом случае погрешности в направлении взаимно нивелируются.
4. Метод контроля пройденного расстояния по времени при движении по азимуту или парами шагов (средняя длина шага человека составляет 0,7 м., длину своего шага можно уточнить). В этом случае меньше риск миновать пункт назначения.
5. Метод обхода препятствий с восстановлением прежнего направления. Если надо обойти, скажем, озеро начинаем движение вправо или влево по новому азимуту, замечая пройденное расстояние. Затем, двигаясь в основном направлении, обходим озеро, а на противоположном берегу возвращаемся по обратному азимуту на замеченное расстояние обхода. Далее продолжаем основное направление движения.
6. Метод подготовки схемы движения по азимуту и составления таблицы. Работа проводится до выхода на маршрут. Сначала составляется схема, определяются азимуты, измеряются расстояния которые и заносятся в таблицу.
Таков первый способ движения по азимуту. Он хорош для небольших маршрутов, а также для применения в учебных целях.
Определение азимута
Существует несколько различных способов определения азимута, выбор которых зависит от текущих условий и наличия дополнительных приспособлений.
Способ с использованием компаса
В этом деле лучше использовать компас с визиром, чтобы расчёты были более точными. Для того, чтобы определить магнитный азимут на местности, нужно придерживаться инструкции:
- Первым делом нужно выбрать предмет на местности и повернуться к нему.
- Прибор помещается на не высокую ровную поверхность или держать его на уровне груди, стараясь оставлять его параллельно земле.
- Направить северную стрелку прибора на северную сторону, а именно совместить её с начальным значением циферблата, обозначенное 0 ° или буквой С.
- Далее нужно перемещать визирное приспособление по часовой стрелке, при этом корпус компаса должен оставаться неподвижным, а северная стрелка не смещаться.
- На последнем этапе отмечается значение, на котором остановился визир, направленный точно на выбранный объект. Так виден угол между указателем на север и линией дальнейшего движения. Это и будет магнитный показатель.
Если путешественник имеет обычный компас без специальной визирной стрелки, её вполне можно заменить тонкой палочкой или спичкой. В этом случае палочку накладывают на центр прибора и аккуратно поворачивают в сторону ориентира.
Определение азимута с помощью компаса
Способ с применением карты и компаса
Данный алгоритм описывает, как найти показатель по карте и компасу:
- Компас прислоняют к боковому краю топографической карты, которую поворачивают так, чтобы верхний обрез совпадал с северной стрелкой.
- Затем на карте ставятся пометки, обозначающие начальный пункт и выбранный ориентировщиком объект. Две точки соединяются прямой линией.
- Прибор перемещают по карте в сторону отмеченных знаков, при этом его центр должен совпадать с начальной отметкой.
- Благодаря начерченной линии можно увидеть на шкале циферблата значение, которому соответствует магнитный азимут.
Выполняя указанные действия, находится прямой угол. В походе многие путешественники сразу рассчитывают обратный угол, чтобы не сбиться с пути по возвращению.
Определение азимута с помощью карты и компаса
Определение географического меридиана с азимутом по соответственным звездным высотам
Чтобы определить географический меридиан с помощью теодолита, необходимо следовать этапам работы с ним:
- Установить прибор так, чтобы четко виднелся небосклон на северной стороне, а также без затруднений можно было увидеть объект, относительно которого ведется расчет.
- При установлении теодолида не допускаются наклоны. Он должен принимать строго горизонтальное положение. Труба направляется на подсвеченную точку конкретного объекта.
- Далее происходит отслеживание звезд, близких к меридиану. С помощью сетки нитей проставляются отметки движения звезд на лимбах.
Направлению географического меридиана соответствует:
- количество положений звезды до прохождения меридиана;
- среднее значение положений звезды после его пересечения.
Определение истинного азимута по солнцу
Если у заблудившегося туриста отсутствуют устройства для определения азимута, в этом случае пригодятся часы с циферблатом. С помощью них можно вычислить истинный показатель по солнцу таким образом:
- механические часы кладут на ровную поверхность так, чтобы часовая (маленькая) стрелка была направлена на небесное светило;
- далее проводится линии из центра к числу «1». Полученный угол делится на две ровные части.
- разделяющая биссектриса обозначает северо-южное направление;
- если необходимо найти азимут до полудня, то расчёт ведётся против часовой стрелки, так как север расположен левее солнца. После полудня, отсчёт идёт по ходу часовой стрелки, так как север расположен справа от светила;
- далее выстраивается схема дальнейшего пути по такому же принципу работы, как с компасом.
Определение истинного азимута по солнцу
Определение азимута по карте без компаса
В случаях, когда под рукой нет компаса, можно определить азимут по карте. Для этого существует следующий алгоритм расчёта:
- Следует поместить карту на ровную поверхность, чтобы было удобно работать с ней.
- На топографической карте ставится отметка, которая обозначает начало пути.
- Вторая отметка ставится на объекте, выбранном в качестве ориентира.
- Две точки соединяются прямой линией, которая также должна захватывать линию ближайшего меридиана.
- К этой линии прикладывается основание транспортира.
- Затем по часовой стрелке отсчитывается угол между меридианом и ранее отмеченным лучом. Полученный угол и является истинным.
Определение азимута по карте без компаса
Ошибки и их причины
Основные ошибки, возникающие при ориентировании с помощью компаса, связаны в основном с тремя факторами — магнитным склонением, магнитными девиациями и неисправностью компаса.
Ошибка, связанная с магнитным склонением, появляется в основном, если на карте не указано магнитное склонение, либо человек не умеет делать на него поправку. Также встречаются районы так называемых магнитных аномалий, где магнитное склонение может колебаться в довольно широких пределах, что осложняет задачу ориентирования.
В некоторых ситуациях, когда приходится преодолевать большие расстояния исключительно по азимутам, имеет смысл самостоятельно рассчитать магнитное склонение, используя карту и магнитный компас.
Магнитной девиацией называется отклонение магнитной стрелки от направления магнитных линий Земли. Такие магнитные девиации возникают вблизи различных объектов, обладающих магнитными свойствами, либо из-за протекания поблизости электрического тока.
Так, магнитные девиации могут оказать заметное влияние на показания компаса, приводя к возникновению ошибки, вблизи железнодорожных путей, внутри или возле транспорта, а также, если компас находится возле таких предметов, как рация, мобильный телефон, нож, пила или другой компас.
Неисправность компаса — еще одна причина ошибок, причем не такая редкая, как хотелось бы.
Чтобы проверить компас на исправность, нужно к нему сбоку поднести магнит — стрелка отклонится в сторону. После того, как магнит будет убран, стрелка должна вернуться на прежнее место. После этого следует поднести магнит с другой стороны — стрелка отклониться в другую сторону. Устранение магнита должно привести к возврату стрелки на прежнее место. Если же стрелка не вернулась на прежнее место, то компас можно считать неисправным.
Вместо обычного магнита в полевых условиях вполне можно обойтись ножом или мобильным телефоном, поскольку они в той или иной степени обладают магнитными свойствами, достаточными для тестирования компаса.
Все эти нюансы нужно учитывать, чтобы получить наиболее корректные показания компаса, ведь в том числе и от этого зависит, выйдет ли человек к заданной точке или промахнется мимо нее.
АЗИМУТ
Азимут, магнитный и истинный — угол, образуемый в данной точке на местности или на карте направлением на север и на какой- либо предмет.
Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в песчаной пустыне или в условиях плохой видимости (ночью, при сильном тумане), когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно.
С помощью азимута определяют также направление движения судов в море и самолетов.
На местности отсчет азимутов производится от направления стрелки компаса (ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря — от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке—90°, на юге—180°, на западе — 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.
Для определения магнитного азимута компас располагают так, чтобы нулевое деление на циферблате и буква «С» указывали точно на север, т. е. ориентируют компас по сторонам горизонта. Желательно при этом, чтобы компас помещался на высоком пне или на торце вертикально вбитого в землю кола.
Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от нулевого деления, вращают визирное приспособление и наводят мушку на предмет, азимут которого надо определить. Замечают, около какой цифры на лимбе (разделенном на градусы круге) остановился при этом указатель. Отсчет по указателю (в градусах) равен азимуту данного предмета. Если компас не имеет визирного приспособления, его можно заменить тонкой палочкой, которую кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить.
На рисунке показаны примеры определения азимутов на некоторые местные предметы: на вышку азимут равен 0°, на отдельно стоящее дерево — 50°, на дом — 295°.
Движение по азимуту
. Иногда бывает необходимо дойти до какого-то предмета на местности и возвратиться обратно. Чтобы знать, по какому азимуту следует идти обратно, надо к найденному азимуту прибавить 180°. Получим обратный азимут. Например, если от моста до дерева следует двигаться по азимуту 50°, то обратно—по азимуту 230° (50° +180°=230°). Если при расчете обратного азимута сумма углов окажется больше 360°, то эта величина (360°) отбрасывается. Например, прямой азимут от моста до дома равен 295°, а обратный — 115° (295° +180°-360° = 115°).
Случается, что предмет, до которого необходимо дойти по данному азимуту, не виден наблюдателю (за лесом, холмом). Поступают так. Находят по компасу нужный азимут и стараются отыскать в этом направлении какой-нибудь ориентир (высокое дерево, курган, вышку). Убирают компас и двигаются в направлении ориентира. Дойдя до него, снова определяют этот же азимут и продолжают движение. Бывает, что на пути встретилось болото или озеро. Тогда по компасу определяют нужный азимут и стараются отыскать ориентир на противоположной стороне. Затем компас убирают и движутся в обход встретившегося препятствия. Дойдя до выбранного ориентира, по компасу определяют азимут и продолжают движение.
Двигаясь по лесу, компас держат на ладони перед собой так, чтобы нулевое деление все время совпадало с северным концом стрелки.
Определение азимута по карте
. Азимут определяют и по карте. Предположим, во время похода краеведам надо пройти от лагеря до сторожки лесника, которая находится в 5 км от него. Для определения азимута по карте пользуются транспортиром. В нашем примере азимут от лагеря до сторожки лесника равен 55°. После того как азимут по карте определен, на местности находят его по компасу и идут в нужном направлении.
Азимутальная съемка
. С помощью компаса можно составить план небольшого участка местности. Для этого из какой-то определенной точки (в нашем примере от моста) определяют азимуты до видимых местных предметов, измеряют до них расстояния и данные заносят в таблицу:
Затем на листе бумаги ставят точку, от которой определяли азимуты и расстояния до местных предметов; от нее с помощью транспортира откладывают азимуты и в определенном масштабе расстояния до предметов, которые обозначаются принятыми условными знаками.
Аварийный азимут
Это понятие может пригодиться в тех случаях, когда существует риск заблудиться. Перед тем как отправляться в путешествие, необходимо позаботиться и об обратном маршруте, на случай если в силу определенных обстоятельств доведется сбиться с основного направления движения. В качестве линейного ориентира (аварийного) обычно используют реку, железнодорожное полотно, высоковольтную линию. Для этого необходимо.
- Стать лицом к линейному объекту и определить магнитный азимут.
- Запомнить, а лучше записать полученное число.
Если в процессе путешествия у вас не получится выйти к искомому объекту, или вы потеряетесь в пространстве, необходимо просто прекратить движение вперед и начать двигаться в соответствии аварийного азимута. В этом случае вы наверняка придете в искомую точку, и если понадобится, сможете начать свой туристический маршрут сначала.
Учитывайте. Вблизи железнодорожного полотна или высоковольтных линий электропередач возникает дополнительная погрешность в показаниях компаса. Стрелка может отклониться на несколько градусов от реального направления, указывающего на магнитный полюс. Подобное действие оказывают и залежи природных ископаемых (железной и магнитной руды) в данной местности. Поэтому нельзя производить расчеты в непосредственной близости с такими объектами.
Если местность имеет географические неровности и препятствия, прокладывать маршрут по прямой линии не целесообразно. Весь путь лучше разбить на несколько расстояний, относительно каждого приметного объекта определить азимут. Потом останется лишь двигаться от одного до следующего ориентира, учитывая величины горизонтальных углов и направления движения.