Школьная энциклопедия
Содержание:
- Новая жизнь
- Стоимость билета
- Пергамский музей
- История Пергамского алтаря
- Авторское графическое воссоздание Андрея Александера
- Описание Пергамского алтаря
- Престол Сатаны
- Исторические приключения Пергамского алтаря
- Авторское графическое воссоздание Андрея Александера[править | править код]
- Описание Пергамского алтаря
- Битва богов с гигантами
- Общая характеристика сооружения
- Что такое Пергамский алтарь
- Связь с другими произведениями искусства
- Пергамский алтарь
- Как строение воспринимается в наши дни
- Компенсация убытков
- История Пергамского алтаря
Новая жизнь
В 1880 году части Пергамского алтаря разместили во временном здании и открыли его для посетителей. Тургенев, увидев это чудо древней архитектуры, позже записал в дневнике: «Как я счастлив, что не умер, не дожив до этих впечатлений. Эта «Битва богов», действительно, откровение, и когда… воздвигнется наконец перед нами этот «алтарь», все художники, все истинные любители красоты должны будут ходить к нему на поклонение». Когда в 1886 году на берлинской выставке Академии художеств показали копию алтаря в натуральную величину, посетители были потрясены его величием и художественным исполнением. Специалисты установили, что одних только скульптур величиной в полтора человеческих роста, изображавших богов и гигантов, на фризе было не меньше сотни. Над ними трудились различные мастера в разное время, но это нисколько не сказалось на целостности композиции. А реконструкция настоящего алтаря тем временем продолжалась. Правда, скоро выяснилось, что временное помещение тесно не только для сооружения гигантского сооружения, но даже для хранения его фрагментов. Поэтому было решено строить музей специально для Пергамского алтаря, тем более что эту идею высказывал ещё Карл Хуман. Возведение подходящего здания растянулось на целых 20 лет, и только в 1930 году в Берлине появился наконец Пергамский музей — тот, который мы видим и сегодня. Правда, сам алтарь задержался там ненадолго: когда началась Вторая мировая война, его демонтировали и спрятали в бункере рядом с Зоологическим садом вместе с остальными предметами искусства.
Стоимость билета
В Пергамский музей доступны несколько видов билетов.
Билет в Пергамский музей:
- взрослый билет — 12 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 6 евро.
Все музеи Музейного острова:
- взрослый билет — 19 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9,50 евро.
Комбинированный билет Пергамский музей и Пергамская панорама:
- взрослый билет — 19 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 9,50 евро.
Музейная карта на все музеи Берлина на год (Jahreskarte Staatliche Museen zu Berlin):
- взрослый билет — 50,00 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 25,00 евро.
Все билеты для детей в возрасте до 18 лет — бесплатно.
В стоимость билета входит аудиогид, в том числе, и на русском языке.
Популярность Пергамского музея такова, что часто приходится стоять в очереди. Чтобы этого избежать, лучше или бронировать вход заранее на время, или приходить за несколько минут до открытия. Можно приобрести электронные билеты.
Если у Вас нет туристической карты Берлина, включающей посещение собраний Музейного острова, выгоднее купить билет во все музеи сразу (экономия более 50%), правда при этом все музеи придётся посетить за один день
Обратите внимание, что в кассах музея не принимают к оплате банковские карты
Пергамский музей
Двухэтажный Пергамский музей – сооружение неоклассического стиля, украшенное композициям дорических колонн на фасаде, возведено в 1930 году. Его назвали именем бесценной находки археологов – Пергамского алтаря Зевса, обнаруженного при строительстве инженером Карлом Хуманом на земле бывшего Пергамского царства в Турции. В древнем мире алтарь с горельефным изображением битвы Зевса с Титанами на фризе считался чудом света. Сегодня – это ценнейший экспонат музея, датируемый 180-160 годами до нашей эры. Для монументального алтаря с колоннадой, расположенного на 120-метровом фризе, специально проектировали огромный зал. Три музейных крыла отведены собраниям:
- демонстрирующим предметы античного искусства Греции и Рима. Поражает вид Милетских ворот, строившихся древними римлянами в I веке нашей эры. Глядя на античные скульптуры, художественные полотна, мозаики и сокровища Трои, словно попадаешь на тысячелетия в прошлое
- представляющим культуру Азии с 200 экспонатами, найденными в Анатолии, Месопотамии, Сирии. Прогуливаясь вдоль Вавилонских ворот, посвященных богине Иштар, поражаешься масштабной кирпичной арке со стенами. Ворота колоритно выделяются покрытием, украшенным разноцветной глазурью, орнаментами и золотистыми рельефными изображениями животных
- раскрывающим богатое исламское искусство с предметами VII-XIX столетий, коллекцией ковров и фризом XVIII века с ажурной резьбой по камню, служившим декором дворца Мшатту. Интересный экспонат – Алеппская комната с росписями по деревянным панелям
В 2011 году в комплексе Пергамона открылась панорама, переносящая зрителей в гущу жизни горожан древнего Пергама II столетия до нашей эры.
Новый музей
Новый музей, созданный в 1855 году, сильно разрушили бомбардировками во Вторую мировую войну. Недавно он был восстановлен из руин в облике, максимально похожем на первозданный оригинал. Идентичность прослеживается на фасадах и внутри: в конструкции зальных сводов, мозаиках на полу и росписях. В возрожденном музее, раскрывшем свои сокровища экскурсантам в 2009 году, можно часами ходить по Египетскому музею и Музею доисторического периода и ранней истории, поражаясь уникальности подлинных историко-культурных предметов.
Египетская коллекция переносит во времена Древнего Египта 1500-500 годов до нашей эры, поражая сотней скульптур и бюстов фараонов, видом их гробниц и мумий. По статуэткам простых людей и предметам быта, маскам и одежде жрецов воссоздается картина жизни и верований древних египтян. Особо интересен Египетский двор, приподнятый с цокольного этажа до первого. В нем, словно парящем над другими залами, находится галерея портретов семейства фараона Эхнатона: его дочерей и супруги. Жемчужиной египетского собрания стал бюст Нефертити, созданный в XIV веке до нашей эры, найденный при раскопках в Тель-эль-Амарны.
В одном из залов размещены фрагменты древних стен с изображением иероглифов и рисунков, дающих представление об архитектуре Древнего Египта. Интерес представляют деревянные лодки, в которых плавали в эпоху фараонов в 3200—2240 годах до нашей эры. Вызывает удивление собрание древних папирусов с изящными рисунками и письменами. Размеры некоторых письмен настолько длинные, что достигают нескольких метров.
Музей доисторического периода и ранней истории собрал более 6 тысяч экспонатов с эпохи палеолита до Средневековья, найденных на территориях Европы и Азии. Тематические залы воссоздают эпизоды из жизни неандертальцев и кроманьонцев, показывая сцены охоты, быта, орудия труда. Один из залов иллюстрирует сюжеты германской и скандинавской мифологии, в остальных экспозициях — находки с Кипра, Древней Этрурии, культурное наследие древних греков и римлян.
В античной коллекции представлен обширный спектр предметов искусства и быта. Здесь выставлены: бюст греческого философа Сократа, галерея бюстов римских философов, изваяния богов, бронзовые предметы быта и ювелирные украшения, вазы, изделия из стекла и слоновой кости, музыкальные инструменты уникальной формы.
Самый таинственный затемненный зал отведен для уникального экспоната — Берлинской Золотой шляпы, созданной во времена прокельтской цивилизации в 1000—800 годах до нашей эры. Высочайшая в мире 88- сантиметровая шляпа выполнена из листового золота с изображением неизвестных знаков. Одни исследователи предполагают, что шляпа служила головным убором жрецов при погребальных обрядах, другие считают ее календарем древних кельтов. История шляпы остается загадкой для ученых.
История Пергамского алтаря
Пергамский алтарь создан как мемориальный памятник в честь победы пергамского правителя Аттала I над галатами (союз кельтских племён, вторгшихся на Балканский полуостров и в Малую Азию в 279-277 гг. до н. э.).
Бюст Аттала I Сотера. Пергамский музей (Берлин)Алтарь был построен пергамским царём Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э. В его царствование Пергамское царство достигло зенита своего могущества, а Пергам стал соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры.Считается, что алтарь был посвящён Зевсу (или «двенадцати олимпийцам»), царю Эвмену II, Афине. По некоторым сохранившимся на алтаре надписям невозможно установить точное посвящение этого сооружения. Античные авторы оставили свои упоминания об алтаре: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами…» (Луций Ампелий). Этот же автор причисляет алтарь к чудесам света. Но вообще в письменных источниках античности удивительно мало упоминаний о Пергамском алтаре, что является загадкой. В 713 г. город Пергам был разрушен арабами, а после землетрясения в период Средневековья алтарь, как и многие другие сооружения, был погребён под землёй.Его обнаружили только в XIX в., когда немецкие специалисты строили дороги в Турции.
Инженер Карл Хуман, который руководил работами, понял значение открытых мраморных руин и делал попытки предотвращения их уничтожения. Но для настоящих археологических раскопок требовалась поддержка из Берлина, которую он получил только в 1878 г. Первые раскопки длились один год, в результате были обнаружены крупные фрагменты фриза (обрамляющая декоративная композиция) алтаря большой художественной ценности и многочисленные скульптуры.
Музей ШтиглицаВ 1958 г. алтарь жестом доброй воли Н.С. Хрущева был возвращён Германии. Гипсовая копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица (Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица) под стеклянным куполом.
Авторское графическое воссоздание Андрея Александера
Русско-немецкий художник и фотограф, режиссёр и актёр Андрей Александер в 2013 году представил свою версию реставрации большого фриза Пергамского алтаря. За два года он сумел воссоздать утраченные части с помощью заимствований других скульптур, а также фотоснимков живых людей. В совершенстве владея искусством пантомимы, Андрей Александер работал с актёрами, спортсменами атлетического телосложения над созданием «живых» скульптурных композиций. Композиции были запечатлены фотокамерой и затем с помощью специальной техники, перенесены на полотно. Первое представление работы состоялось в ГМИИ имени Пушкина c 22 апреля по 29 июля 2013 года. Размер панно составляет 25 х 4 метра.
Описание Пергамского алтаря
Пергамский алтарьАлтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. На пятиступенчатом фундаменте находился высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник высотой 3-4 м. Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. На крыше сооружения помещены статуи. Полная высота строения около 9 м.По периметру цоколя тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной в 120 м. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря – Малый, высотой 1 м, посвященный истории Телефа, сыну Геракла и Авги.В берлинском Пергамском музее экспонируется модель-реконструкция алтаря, которая не является абсолютно идентичной копией античного алтаря. Воссоздана только основная, западная сторона.
Большой фриз алтаря
Тема Большого фриза алтаря – гигантомахия, битва богов-олимпийцев с гигантами. На стороне богов борется ряд древних и вымышленных скульпторами божеств: крылатых и змееногих гигантов которых, возглавляет царь Порфирионом (один из сильнейших гигантов, сын Урана и Геи. Отличался особой силой среди гигантов).
Вперёд >
Престол Сатаны
Гигантский алтарь со скульптурами и горельефами, изображавшими битву богов с титанами, был посвящён Зевсу, предводителю олимпийцев. Он представлял собой жертвенник, похожий на огромный трон, высотой около 9 метров. Посреди цоколя из желтоватого мрамора высотой более 2 метров с фризом длиной 120 метров была вырублена лестница 20-метровой ширины. На верхней площадке находилась колоннада, а на крыше — статуи. Это был самый большой алтарь эллинистического мира. Кроме того, он отличался от других подобных сооружений тем, что находился вне храма. Во времена Античности и даже раннего Средневековья Пергамский алтарь служил местом жертвоприношений. Жители Пергама вели сюда мелкий домашний скот, несли птицу и… нежеланных новорождённых детей, получая в обмен на их пролитую кровь благополучие и здоровье. Во всяком случае, они на это надеялись, пытаясь умилостивить таким образом богов. Потому-то уже первые христиане и стали называть Пергамский алтарь престолом Сатаны. Впрочем, это прозвание закрепилось за шедевром эллинистической архитектуры ещё и потому, что именно в Пергаме язычники убили верного ученика апостола Иоанна Богослова — священномученика Антипу Пергамского.
Исторические приключения Пергамского алтаря
Распад империи Александра Великого создал предпосылки для выделения Пергама в отдельное государство. Вскоре царство стало на столетия верным вассалом Великого Рима. Здесь, как и метрополии жестоко преследовали христиан. В первом веке нашей эры слухи о жестоком избиении последователей Иисуса Христа разошелся по всей ойкумене и достиг острова Патмос, где ссыльный Иоанн Богослов назвал Пергам обиталищем «престола Сатаны».
Пергамский алтарь
Принято считать, что это 120-метровый скульптурный ансамбль – жертвенник богу Зевсу второго века до н.э., на котором ежедневно приносились кровавые жертвоприношения. Шли века: каменный ансамбль становился то частью крепостных укреплений во времена Юстиниана, то покрывался песком забвения, а вокруг него молва создавала ореол бесовщины.
В конце XIX века немецкий археолог Карл Хуман обнаружил античный шедевр и перевез его в Берлин, где в 20-х годах XX. Невзирая на протесты христианских организаций, для него был построен специальный «Пергамон-музей».
Авторское графическое воссоздание Андрея Александера[править | править код]
Русско-немецкий художник и фотограф, режиссёр и актёр Андрей Александер в 2013 году представил свою версию реставрации большого фриза Пергамского алтаря. За два года он сумел воссоздать утраченные части с помощью заимствований других скульптур, а также фотоснимков живых людей. В совершенстве владея искусством пантомимы, Андрей Александер работал с актёрами, спортсменами атлетического телосложения над созданием «живых» скульптурных композиций. Композиции были запечатлены фотокамерой и затем с помощью специальной техники, перенесены на полотно. Первое представление работы состоялось в ГМИИ имени Пушкина c 22 апреля по 29 июля 2013 года. Размер панно составляет 25 х 4 метра.
Описание Пергамского алтаря
Пергамский алтарьАлтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. На пятиступенчатом фундаменте находился высокий цоколь (36,44 × 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался жертвенник высотой 3-4 м. Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. На крыше сооружения помещены статуи. Полная высота строения около 9 м.По периметру цоколя тянулся знаменитый Большой фриз высотой 2,3 м и длиной в 120 м. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря – Малый, высотой 1 м, посвященный истории Телефа, сыну Геракла и Авги.В берлинском Пергамском музее экспонируется модель-реконструкция алтаря, которая не является абсолютно идентичной копией античного алтаря. Воссоздана только основная, западная сторона.
Большой фриз алтаря
Тема Большого фриза алтаря – гигантомахия, битва богов-олимпийцев с гигантами. На стороне богов борется ряд древних и вымышленных скульпторами божеств: крылатых и змееногих гигантов которых, возглавляет царь Порфирионом (один из сильнейших гигантов, сын Урана и Геи. Отличался особой силой среди гигантов).
Вперёд >
Битва богов с гигантами
В 1886 году в Берлине на юбилейной выставке Академии художеств была впервые представлена копия Пергамского алтаря в натуральную величину, которая представляла собой западный фасад цоколя с фрагментами фриза, среди которых особой экспрессией выделялись группы Зевса и Афины. По подобию храма Зевса в Греции был воссоздан и входной портал алтаря. Все ценители искусства были потрясены совершенством скульптур пергамских мастеров. Внешний фриз алтаря представлял собой битву богов Олимпа во главе с Зевсом и Афиной со змееподобными титанами, которых возглавлял царь Порфирион. Победу богов пергамцы понимали как торжество эллинизма над варварством и вложили в скульптурные композиции столько динамики, чувств и энергии, что позавидовать им могли и современные скульпторы. Всего на фризе было расположено около 100 фигур, каждая — в полтора человеческих роста. 50 скульптур изображали богов и 50 — гигантов. Боги располагались в верхней части горельефа, гиганты — в нижней. Археологам удалось выяснить, что изображение на фризе было создано одним художником, но исполнено не только разными скульпторами, но и разными их поколениями, что никак не отразилось на единстве и целостности композиции. Ни один фрагмент и ни одна деталь на фризе не повторялась дважды. Скульптуры были созданы выпуклыми, а боги и гиганты изображены не только в профиль или анфас, но и с изогнутыми и даже со скрученными телами. Во многих местах боги и титаны буквально вырывались из мрамора и как бы шагали на мраморные ступени алтаря. Изображениями было заполнено все пространство фриза — между фигурами торжествующих богов и гибнущих гигантов виднелись развевающаяся ткань одежды, змеиные хвосты и трепещущие крылья. В одном месте из земли вырастала мать гигантов — богиня Гея, умоляющая богиню Афину пощадить своего сына Алкионея. В другом торжествовала победу сама Афина, она держала гиганта за волосы, а к Афине устремлялась богиня Ника с лавровым венцом победителя. В третьем месте мифические мойры добивали палицами гигантов Агрия и Фоанта.
Общая характеристика сооружения
Пергамский алтарь в архитектуре эллинизма занимает значимое место. В отличие от классических жертвенников, это был отдельный архитектурный комплекс. Изначально строение возвели на южном склоне горы акрополя немного ниже афинского святилища. Алтарь располагался ниже всех городских строений более чем на 25 метров и хорошо просматривался со всех сторон. Со ступеней строения можно было увидеть панораму: нижнюю часть города, святилище Деметры, храм Асклепия ‒ бога-врачевателя, змеиный посох которого ныне стал символом здравоохранения (рисунок 2).
Рисунок 2. Общее строение памятника
Описание назначения пергамского алтаря также не сохранилось. Но по аналогичным постройкам можно сделать вывод, что он возводился для ритуалов под открытым небом, ‒ в конструкции отсутствовала закрытая крыша.
Устройство пергамского алтаря схоже с классическими храмами Древней Греции:
- Строение имеет форму растянутой буквы «П». На верхнем ярусе в основании установлен жертвенник, а нижний ярус обнесен со всех сторон глухими стенами.
- Цоколь размерами 36,44 на 34,20 метров располагается пятиуровневом фундаменте.
- По всей длине цоколь обрамлен Большим фризом высотой 2,3 метра и продолжительностью 120 метров. Внутреннее пространство на верхнем ярусе у алтаря украшает Малый фриз высотой всего 1 метр.
- Ступени шириной 20 метров входят в серединную часть цоколя и ведут к площадке для жертвоприношений, на которой стоит сам алтарь высотой около 3-4 метров.
- Верхний ярус строения окружен классическим ионическим портиком, крыша украшена статуями олимпийских богов.
- Общая высота конструкции составляет 9-10 метров.
Что такое Пергамский алтарь
Архитектура античности по праву заслужила звание самой детализированной, искусной и долговечной ‒ беломраморные изваяния даже спустя несколько тысяч лет не теряют своего величия. Построенный на территории современной Турции под влиянием культуры Греции, Пергамский алтарь является образцом мастерства эллинских скульпторов (рисунок 1).
Версии относительно предыстории создания сооружения разные:
- По первой версии, предшествующие созданию памятника события были связаны с победой пергамского правителя Аттала I в войне с галатами (они же галлы или кельты), совершившими набег на их царство. После блистательного отражения атаки и победы, Пергамия приняла решение больше не подчиняться Селевкидской империи. Тогда же был построен мемориальный памятник. Дата событий ‒ 228 год до н.э.
- По более популярной второй версии, сооружение возвели в честь войн и побед Пергамских царей и римлян над галлами. Дата событий ‒ с 184 по 166 год до н.э.
- Третья, самая «традиционная» версия гласит о посвящении памятника божествам Зевсу и Афине или «двенадцати олимпийцам» (основным древнегреческим богам).
Из-за отсутствия уточняющих надписей, принадлежность одного из величайших греческих памятников ‒ Пергамского Алтаря ‒ к определенным историческим событиям установить невозможно.
Об алтаре в самых ранних исторических памятках встречается мало упоминаний. Например, римский писатель Луций Ампелий внес строение в свой очерк «О чудесах мира». Вскользь упоминал о мемориале и греческий географ Павсаний. Об алтаре Зевса говорится в Библии, в Откровении Иоана: «…Ангелу Пергамской церкви напиши: ты живешь там, где престол сатаны» (Откр, гл. 2, стих. 12‒13). Также изображение алтаря сохранилось на римской монете.
Историки не могут ответить до конца на вопрос, почему настолько искусной работе было уделено настолько мало внимания в письменных памятниках античности. С высокой вероятностью, к эллинистической скульптуре римляне отнеслись холодно: она не возникла в классическую эпоху и не была создана в настоящих аттических мастерских.
Рисунок 1. Пергамский алтарь — один из самых ценных памятников античности
Дальнейшие события должны были навсегда уничтожить следы памятника, но каждый раз алтарь сохранялся. Мемориал пережил разрушения, погребения в земле, встройку в другие сооружения, уничтожение города арабами в 713 году н.э., крупное землетрясение в средневековое время, раскопки в XIX столетии, перевозку уцелевших фрагментов в Берлин, полную реставрацию, вывоз русскими из Берлина в Эрмитаж и последующее возвращение…
Ценность работы эллинов по достоинству оценили только в XIX-XX веках, противопоставив находку фризу из Парфенона и начав полную реставрацию. Тогда же началась активная борьба за права на находку. Важнейшие детали памятника и общую структуру удалось восстановить, однако целостные образцы письменности не сохранились.
Связь с другими произведениями искусства
Во многих эпизодах алтарного фриза можно узнать другие древнегреческие шедевры. Так, идеализированная поза и красота Аполлона напоминают известную ещё в античные времена классическую статую работы скульптора Леохара, созданную за 150 лет до пергамского фриза и сохранившуюся до нашего времени в римской копии Аполлона Бельведерского. Главная скульптурная группа — Зевс и Афина — напоминает тем, как расходятся борющиеся фигуры, изображение поединка между Афиной и Посейдоном на западном фронтоне Парфенона. (Эти отсылки не случайны, ведь Пергам видел себя новыми Афинами)..
«Лаокоон»
Сам фриз оказал влияние на более поздние античные работы. Наиболее известным примером является скульптурная группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним.
Пергамский алтарь
- Подробности
- Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры
- Опубликовано 20.08.2016 13:09
- Просмотров: 5123
Пергамский алтарь – одно из самых знаменитых произведений эллинистического искусства, сохранившихся до наших дней.
Эллинизмом называется период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, со времени смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях (приблизительно 30 г. до н. э.). Особенность эллинистического периода: распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных культур (в особенности персидской), а также возникновение классического рабства. Культурная и экономическая активность сместились в этот период из Греции в Малую Азию и Египет. Именно в Малой Азии, в городе Пергаме, и был создан этот алтарь.Но сначала несколько слов о значении слова «алтарь».
Как строение воспринимается в наши дни
Сегодня античная памятка ‒ Пергамский алтарь, созданный в лучших архитектурных традициях Древней Греции, ‒ привлекает внимание туристов и историков со всего мира. Полностью реконструированное строение позволит рассмотреть детально размах, с которым люди античности и эллинской эпохи строили здания (рисунок 6)
Рисунок 6. Так памятник выглядит в наши дни
Однако прикоснуться к древним мраморным плитам можно будет только в 2023 году, ‒ пока берлинский музей находится на плановой пятилетней реконструкции.
https://youtube.com/watch?v=WUgePp9T7Fs
Поделиться
- 60
6.05.2019
5 037
Компенсация убытков
Во время войны территория Советского Союза, оказавшаяся в зоне оккупации, подверглась безжалостному разграблению. Наша страна понесла колоссальные убытки, в том числе были утрачены многие предметы искусства, шедевры живописи и скульптуры. Чтобы хоть как-то компенсировать эти потери, академик Игорь Грабарь, в молодости живший в Берлине и хорошо знавший берлинские музеи, предложил вывезти из Германии ряд художественных ценностей. С его подачи был составлен список наиболее значимых предметов искусства, и первым в нём стоял Пергамский алтарь. Весной 1945 года ящики с демонтированным сооружением перевезли на территорию будущей ГДР, а уже оттуда их доставили в Эрмитаж. Там с алтаря сняли гипсовые слепки и… спрятали от посетителей на целых 13 лет. Почему? Этот вопрос многим тогда не давал покоя. В итоге родилось предположение, будто советскую власть интересовала не столько художественная ценность древнего артефакта, сколько его оккультное значение, с этой целью он якобы и был вывезен из Германии. Основания для этих слухов были, но, прямо скажем, слабоватые. Ещё в Берлине подле алтаря часто видели ученицу знаменитого мага Кроули — Лию Хирсиг. Её заподозрили в свершении каких-то тайных обрядов. Но никаких подтверждений этому, разумеется, не нашлось. Плюс к тому в 1936 году нацистская верхушка, ассоциирующая себя с олимпийскими богами, организовала у подножия Пергамского алтаря обед, посвящённый началу Олимпийских игр. В итоге на этих соревнованиях Германия одержала сокрушительную победу, на голову обставив всех своих соперников. Немцы завоевали 89 наград и стали первыми в медальном зачёте. Для сравнения: США, занявшие вторую позицию, имели на своём счету 56 наград… Как бы там ни было, в 1958 году Хрущёв приказал вернуть Пергамский алтарь ГДР. Взамен немцы обязались сделать его копию из гипса, которая по сей день находится в Санкт-Петербурге в академии им. А.Л. Штиглица. А настоящий Пергамский алтарь занял своё законное место в Пергамон-музее в Берлине. Правда, в последнее время Турция выдвигает требование вернуть алтарь на его историческую территорию.
Знаменит, но беден
В отличие от нашедшего Трою миллионера Генриха Шлимана, Карл Хуман не был богат. Ему пришлось продать все, что он имел, чтобы платить рабочим, которые трудились на раскопках. Хуман умер от лихорадки в 1896 году в Измире. Его похоронили на том месте, где когда-то стоял Пергамский алтарь. Именно Пергамский алтарь взял за образец архитектор Алексей Щусев, когда проектировал временный деревянный мавзолей Ленина. Об этом свидетельствуют рабочие эскизы архитектора. Перед ним была поставлена задача построить некрополь — величественный и лаконичный, и он создал проект требуемого здания всего за несколько часов. Кстати, совпадение это или нет, но один из храмов, стоящий рядом с Красной площадью, посвящён Антипе Пергамскому — святому, некогда замученному язычниками из Пергама.
Метки: Германия, скульптура, Древняя Греция, Все загадки мира, Сатана, Малая Азия, Зевс, город, Берлин, престол, алтарь, Пергам
История Пергамского алтаря
Пергамский алтарь создан как мемориальный памятник в честь победы пергамского правителя Аттала I над галатами (союз кельтских племён, вторгшихся на Балканский полуостров и в Малую Азию в 279-277 гг. до н. э.).
Бюст Аттала I Сотера. Пергамский музей (Берлин)Алтарь был построен пергамским царём Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э. В его царствование Пергамское царство достигло зенита своего могущества, а Пергам стал соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры.Считается, что алтарь был посвящён Зевсу (или «двенадцати олимпийцам»), царю Эвмену II, Афине. По некоторым сохранившимся на алтаре надписям невозможно установить точное посвящение этого сооружения. Античные авторы оставили свои упоминания об алтаре: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами…» (Луций Ампелий). Этот же автор причисляет алтарь к чудесам света. Но вообще в письменных источниках античности удивительно мало упоминаний о Пергамском алтаре, что является загадкой. В 713 г. город Пергам был разрушен арабами, а после землетрясения в период Средневековья алтарь, как и многие другие сооружения, был погребён под землёй.Его обнаружили только в XIX в., когда немецкие специалисты строили дороги в Турции.
Инженер Карл Хуман, который руководил работами, понял значение открытых мраморных руин и делал попытки предотвращения их уничтожения. Но для настоящих археологических раскопок требовалась поддержка из Берлина, которую он получил только в 1878 г. Первые раскопки длились один год, в результате были обнаружены крупные фрагменты фриза (обрамляющая декоративная композиция) алтаря большой художественной ценности и многочисленные скульптуры.
Музей ШтиглицаВ 1958 г. алтарь жестом доброй воли Н.С. Хрущева был возвращён Германии. Гипсовая копия алтаря находится на галерее главного зала Музея барона Штиглица (Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица) под стеклянным куполом.