Правила безопасности в метро

Куда обратиться за медицинской помощью

В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.

На каждой станции

в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.

В каждом вагоне

есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.

У каждого дежурного по станции

есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат и увидят

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат, увидят и помогут

Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры

Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры

Общие правила безопасности в метрополитене

Войдя в метро — соберитесь. Это зона повышенной опасности. Хотя, на первый взгляд, всё как обычно, как всегда. О каких опасностях вообще идёт речь?

Но, кроме большой скученности людей, здесь нас могут поджидать ещё и технологические сюрпризы.

1. Метро начинается с эскалатора. Помните, что он в любой момент может тормознуть или даже обрушиться.

Держитесь покрепче за поручни. А в случае аварии может быть даже придётся прыгать на соседний эскалатор.

2. Воспитайте в себе привычку — никогда не ожидать поезд на краю платформы. Места на платформе хватит всем.

Иначе, вы рискуете оказаться под колёсами поезда или на рельсах. Случайно из-за давки или столкнули намеренно, какая потом разница.

3. Подходите к вагону лишь только после полной остановки состава и выхода

Если вагон заполнен — пропустите поезд, а может и следующий. Боитесь опоздать? Но это лучший вариант, чем опоздать навсегда.

4. Долго нет поезда? Давка в метро? Но есть другие линии, наземный транспорт наконец.

Не стоит подвергать себя лишней опасности. Беда всегда там, где её совсем не ждёшь.

5. На ваших глазах человек

Отправьте кого-либо с сообщением к дежурному по станции. Кто-то должен стоять на краю платформы и подавать сигнал машинисту.

6. Помогите упавшему выбраться наружу. Следите, чтобы он не коснулся контактной шины у края платформы. Если быстро выбраться не удаётся — кричите, чтобы он бежал до конца станции или лёг между рельсами.

Металлодетекторы

По некоторым данным, металлодетекторы в метро срабатывают вхолостую в 72 % случаев, а не некоторых станциях в Москве арки реагируют даже на поезда. В Москве и в Петербурге детекторы ставит одна и та же фирма — ЗАО «Современные наукоемкие технологии», которая заручилась особыми рекомендациями ФСБ.

Оборудование предоставляется из расчета один аппарат на одну входную дверь. Аппарат SmartScan C18 чувствует только металл, то есть поражающие элементы в составе бомб или поясов смертника. Само взрывчатое вещество он не может определить. Иллюминация показывает, в какой части человеческого тела сканер уловил фонящий предмет — других функций у рамок нет. К слову, никаких свободных проходов между рамками быть не должно: в августе 2015 года московское метро специально докупило тысячу «пластиковых дощечек» за 9 миллионов рублей, когда проверки Роспотребнадзора и ФСБ показали безопасность рамок даже для людей с кардиостимуляторами. Один аппарат SmartScan закупают по 158 тысяч рублей.

Проблема № Низкая эффективность досмотровых мероприятий

При интенсивном пассажиропотоке эффективность проведения досмотровых мероприятий снижается. В первую очередь это связано не столько с количеством пассажиров, сколько с быстрым заполнением территории КПП и, как следствие, затруднением выявления пассажиров для проведения дополнительного досмотра.

Если проводить аналогию с обеспечением авиационной безопасности, то большинство аэропортов либо построено, либо реконструировано в целях осуществления тщательного досмотра 100% населения. К сожалению, нечто подобное просто невозможно реализовать на многих объектах метро. Некоторые вестибюли станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге оборудованы в высокоэтажных зданиях, и провести реконструкцию вестибюля в целях увеличения зоны досмотра весьма проблематично. Это приводит к выборочному досмотру со стороны перевозчиков и недовольству самих пассажиров работниками досмотра из-за столпотворения в час пик.

Важно отметить, что требования законодательства разрабатываются без учета архитектурных и планировочных особенностей станций метрополитена, спроектированных еще до того, как транспортной безопасности стало уделяться повышенное внимание. Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ

№ 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ

Так, в соответствии требованиями по обеспечению ТБ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 г. № 410, субъект транспортной инфраструктуры (СТИ) обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на каждой станции метро не только для сотрудников безопасности, но и для хранения выявленных предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону ТБ.

Такими предметами могут быть:

  • боевое оружие;
  • взрывчатые вещества (бризантные, инициирующие и т.д.);
  • радиоактивные (источники альфа-, бета-, гамма-излучения), химические (аммиак, хлор, зарин, зоман), биологические (бактерии, грибки, вирусы) агенты.

К хранению таких предметов и веществ законодательством предъявляются отдельные требования, не реализуемые в условиях действующего метрополитена и создающие дополнительную угрозу жизни и здоровью пассажиров и персонала.

Законодательством также не предусмотрена методика досмотра на станциях метро с учетом мест размещения зон досмотра. Сейчас данные места определяются СТИ самостоятельно, но при этом не учитываются взрывоопасность зоны досмотра, месторасположение пункта досмотра относительно расположения взрывозащитного контейнера и др.

Что делать если вы упали на рельсы в метро

  1. Первое и самое главное не поддавайтесь панике!
  2. Ни в коем случае нельзя прятаться под край пассажирской платформы или пытаться самостоятельно выбраться с пути: вдоль края платформы проходит контактный рельс, на который подано напряжение 825 В. Приближение к нему, а тем более касание, опасно для жизни!
  3. Если поезда еще не видно и на табло с указанием времени прибытия поезда есть время, бегите в противоположную сторону, при этом кричите людям чтобы связались с сотрудниками метро и сообщили о произошедшем случае. Ваша задача успеть добежать до полосы остановки первого вагона (чёрно-белой рейки), у которой машинист останавливает состав, и встать за неё. Если вы не знаете с какой стороны будет идти состав (например, вы первый раз на данной станции метро), спросите у людей.Вам остаётся только ожидать работника метрополитена, который поможет вам подняться на платформу.

  4. Если поезд уже виден или у вы получили травму и не можете переместиться за отметку остановки поезда, то необходимо лечь в путевой лоток, который расположен между рельсами. Ширина и высота колеи до днища вагона более 50 сантиметров. Помните, что подвесных механизмов у вагонов и самого подвижного состава на днище нет.Рекомендуется ложится головой к поезду, в связи с тем, что ваша одежда может быть поднята потоком поезда, а в данном случае этого не случится.Во время приближения поезда, сгруппируйтесь, закройте голову руками, прижмите ноги плотно друг к другу.Находясь под составом не паникуйте. Не пугайтесь шума, искр. Не пытайтесь самостоятельно выбираться из под вагонов, оставайтесь на месте.Ждите помощи! Вам обязательно помогут. 

Правила поведения в вагоне метро и на эскалаторе

Метрополитен

Внимательность, собранность и осторожность являются главными вашими союзниками при обеспечении безопасности в подземном транспорте. Главное ошибкой современных людей является движение в метро и эскалаторе, смотря на экран телефона

В таком случае вы не сможете увидеть и вовремя среагировать во время опасной ситуации. Кроме того ваша невнимательность может стать причиной травмирования других пассажиров.

Заходя на станцию, не забывайте придерживать дверь. Помните, что за вами может идти ребенок или пожилой человек, который просто физически может не успеть удержать дверь и получит травму.

Ожидая поезд на открытых перронах, никогда не стойте близко к краю платформы. Спешка в метро частое явление и любой человек может совершенно случайно толкнуть вас, что станет причиной вашего падения на рельсы. Рекомендуется придерживаться ограничительной линии.

При прибытии поезда, по правилам поведения в вагоне метро, сначала выходят прибывшие на станцию пассажиры, а только потом осуществляется посадка ожидающих

Соблюдайте осторожность в случаи возникновения толпы в час «пик». В этом случае лучше дождаться следующего поезда, чем попасть в толпу и получить травму, о безопасности в толпе Вы можете прочитать в нашей статье

Войдя в вагон, не нужно останавливаться у входа, так вы создадите травмоопасную ситуацию. Старайтесь никого не толкать и не пихать. Не прислоняйтесь и не облокачивайтесь на двери, так как они действуют автоматически. Подъезжая к нужной станции, к выходу следует готовиться заранее. Свой багаж старайтесь не ставить возле входа/выхода из вагона.

В случае если вы что-то уронили на рельсы, самостоятельно не пытайтесь доставать. Сообщите дежурному о случившемся и он, используя специальное приспособление, достанет вашу вещь. Аналогичным образом следует действовать при замыкании проводов. В случае обнаружения бесхозных пакетов, сумок, чемоданов необходимо обратиться к машинисту поезда либо к любому работнику на станции.

Достаточно много травм различной тяжести происходит из-за легкомысленного поведения на эскалаторе (лестница с движущимися ступенями).

Правила поведения на эскалаторе в метро обязательны для выполнения и включают следующие пункты:

  • При спуске следует стоять справа, лицом по движению лестницы. Держитесь за поручни, так как при резком торможении или толчке можно упасть.
  • Запрещается ехать сидя на ступенях, а также ставить на них багаж.
  • Если сумки слишком тяжелые возможно поставит их на ступень выше, но за несколько ступеней до выхода с лестницы следует взять их в руки.
  • Бросание любых посторонних мелких предметов (монеты, жетоны) на балюстрады между лентами может привести к поломке и аварийной ситуации.
  • Обязательно держите маленького ребенка за руку. Не позволяйте ему играть, перешагивать через ступени.
  • Соблюдайте положенную безопасную дистанцию. Обычно она составляет 2 ступени между пассажирами.
  • Сходя с эскалатора, не делайте остановку. Без промедления отойдите в сторону, чтобы не мешать другим людям.
  • Будьте готовы к тому, что в случае аварии (увеличения скорости и(или) отказа тормозов) перепрыгнуть на соседнюю лестницу.
  • Следите за одеждой и обувью. Каблук или подол длинной одежды может застрять в полотне ступени.
  • Если вы увидели, что кто-то упал, то с помощью ручки «стоп» остановите движение лестницы и сообщите дежурному, находящемуся у эскалатора.

Пользоваться эскалатором, который находится в нерабочем состоянии запрещено без разрешения работников метро. В случае внезапной остановке действуйте по указаниям дежурного сотрудника.

Глушилки

Помешать взрыву смертника в вагоне с помощью спецтехники практически невозможно: детонатор находится у террориста в руке. А вот взрывные устройства с дистанционным подрывом иногда не срабатывают, потому что после первого взрыва автоматика на станции глушит все радиосигналы. Схема их размещения на станции, как и производитель, засекречены. Метро закупает глушилки каждый год по мере открытия новых станций (в декабре 2016 года — два заказа для 14 станций на 93 миллиона рублей).

Физическая охрана

В мониторинге системы работы метро участвуют начальники дистанций и подразделений, а также старший мастер, бригадир и начальник смены. Работники подземки ежедневно обходят участки в то время, когда метро закрывается для пассажиров: службы проверяют работу всех систем, мониторят рельсы, пути, подвижной состав и системы пожаротушения.

Помимо сотрудников метрополитена, охраной станций занимается и полиция. В подземке работают более 5 тысяч сотрудников полиции, которые дежурят около металлоискателей, выборочно проверяют документы и проводят личный досмотр пассажиров.

Кроме того, среди работников метрополитена проводят тайные проверки на антитеррористическую безопасность. Сотрудники спецслужб под видом обычных пассажиров проходят с муляжами бомб через металлоискатели. В ходе такой глобальной проверки, которая проводилась с октября 2015 года по июнь 2016-го, из 54 муляжей работники метрополитена обнаружили только четыре. В большинстве случаев проверяющие беспрепятственно спускались в метро. Сразу после серии неудачных проверок глава службы безопасности метрополитена Владимир Муратов покинул свой пост. Однако руководство столичной подземки заверило тогда, что это решение Муратов принял самостоятельно и оно не связано с провалом антитеррористической проверки.

Как рассказал The Village глава Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин, если ни одна из мер безопасности не сработала на входе и человек с взрывным устройством спустился в метрополитен, шансы предотвратить теракт крайне малы. «Нужно предупреждать теракты до того, как террорист окажется в метро. Если смертник вошел в метро, чтобы взорваться, то его уже никто не остановит. Полицейский не сможет ему помешать, разве что упадет на смертника и защитит собой других людей», — пояснил Пашкин.

Виды объектов защиты

В структуру метрополитена входят основные объекты, что представляют особую пожарную опасность:

  • Электровозные депо, представляющее парк для отстоя, текущего ремонта, технического сервиса электровозов, вагонов поездов; мотовозов, используемых бригадами работников метро.
  • На территории таких объектов размещены административно-бытовые, производственное, складские здания, в том числе с хранением горючих жидкостей, ЛВЖ – горюче-смазочных, лакокрасочных материалов, используемых для топливной заправки мотовозов, проведения окрасочных работ при ремонте, обслуживании подвижного состава; понизительные подстанции, обеспечивающие электрическую тягу для поездов метро; а также при необходимости – пожарный поезд.
  • Объекты нового строительства метрополитена, характерные большим объемом проведения пожароопасных – огневых, в том числе газоэлектросварочных; окрасочных работ.
  • Станции, что являются большей частью подземными остановочными пунктами, состоящими из комплекса залов, переходов, лестниц, эскалаторов; помещений для обслуживания пассажиров, размещения инженерного оборудования, дежурного персонала.
  • Кабельные сооружения – тоннели, коллекторы, коридоры, а также технические этажи, шахты, отсеки, камеры, что предназначены для прокладки электрических трасс, монтажа соединительных муфт, свободного прохода обслуживающего персонала.

Одни из этих опасных объектов защиты, такие как электровозные депо, кабельные сооружения, характеризуются высоким уровнем пожарной нагрузки, другие, такие как станции метро – массовым нахождением пассажиров, сложностями с организацией, эффективным проведением оперативной эвакуации людей при возникновении очага возгорания.

Человеческий фактор кражи и домогательства

Являясь многолюдным местом с большой проходимостью, метрополитен привлекает различные криминальные элементы.

По данным статистики 2 проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются пассажиры подземки:

  1. Кражи;
  2. Домогательства и насильственные действия сексуального характера.

Как противостоять ворам

Не кладите смартфон, кошелек, портмоне в задние карманы одежды.
Закрывайте сумку, рюкзак, другой багаж на молнию.
Держите вещи перед собой либо плотно прижимайте к корпусу: чаще всего грабители вырывают сумку из рук жертвы перед закрытием дверей состава.
Заметив подозрительного человека, резко отвернитесь и смените местоположение.
Если вы стали свидетелем кражи, старайтесь поднять шум и привлечь внимание полиции

Что делать если вас обокрали

  1. Зафиксируйте точное время кражи, номер вагона.
  2. Запишите отличительные приметы грабителя.
  3. Сообщите о преступлении сотрудникам станции, полиции или через терминал на территории вестибюля.

Как бороться с домогательствами

Несмотря на большое количество человек, ежедневно пользующихся подземкой, пассажиры метрополитена не защищены от насилия. Основные формы проявления:

  1. Домогательства и распускание рук в переполненных составах. Преступники пользуются столпотворением и переходят к активным действиям. Группа риска: девочки, школьники, молодые девушки, женщины в юбках и платьях. Если жертва не оказывает сопротивления, нападающий чувствует свою безнаказанность и продолжает начатое.
  2. Открытое проявление агрессии в пустых вагонах. Чаще всего это происходит в ночное время суток, когда пассажиров немного.

Действия при активных домогательствах в «часы пик»:

  • Обратитесь за помощью к любому человеку в вагоне.
  • Формулируйте свою просьбу четко и громко, чтобы нападающий вас слышал.
  • Не бойтесь просить помощи: вам не нужно описывать ситуацию со всеми подробностями, достаточно озвучить только причину.

Советы, как избежать нападения насильников поздним вечером:

  • Заметив первые подозрительные действия, немедленно обращайтесь к окружающим.
  • Если вагон пустой, воспользуйтесь экстренной связью и сообщите о проблеме машинисту.
  • Выходите на ближайшей остановке и сразу обращайтесь к сотрудникам подземки или полиции.

Не допускайте, чтобы подозрительный субъект вышел за вами из вестибюля на улицу. Если это произошло, вызовите такси, не идите домой пешком

Как пройти через турникет

Попасть в московский метрополитен можно, пройдя через турникет. Сделать это получится, только если есть билет. Для этого нужно:

  • найти желтый кружок на передней панели;
  • прислонить к нему билет;
  • дождаться, когда кружок станет зеленым, и откроется дверца;
  • двигаться вперед.

На мониторе обычно высвечивается количество поездок, оплаченных данным билетом. Если поездка последняя – загорится цифра 0. Если все поездки уже исчерпаны, то кружочек замигает красным цветом.

Чемоданы, сумки держать следует как можно ближе к себе. Пространства между человеком и большим багажом быть не должно. Иначе турникет определит, что сразу два человека пытаются пройти по стоимости одного прохода.

Если пронести багаж проблематично, то можно обратиться к служащей. После оплаты она проведет пассажира с большим багажом через специальный проход.

На станции отойдите от края платформы

Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.

Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.

Главное правило безопасности: никогда не заходите за первую ограничительную линию на платформе. Вы можете упустить возможность первым зайти в вагон, однако будете уверены, что не окажетесь на рельсах.

Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:

  1. контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
  2. прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.

Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.

Если вы упали и не видите поезд

Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.. Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом

Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Если вы упали и поезд приближается

Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз — так одежда не зацепится за движущийся поезд.
Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
Не паникуйте, когда состав остановится над вами

Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.

Никогда не прячьтесь под полотном перрона: там находится контактный рельс, прикосновение к которому смертельно опасно.

Если кто-то другой упал на рельсы

Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.

Сохраняйте спокойствие.
Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой — это знак «стоп».
Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.

Проблема № Отсутствие порядка действий сотрудников при обнаружении бесхозных предметов

Данная проблема проявилась наиболее остро в Петербургском метрополитене после произошедшего теракта. Действия работников ТБ регламентируются внутренними инструкциями и порядками, и их значимость значительно выросла после трагических событий. Фактически закон предписывает, что всю ответственность за ТБ несет СТИ, а не правоохранительные органы, как в некоторых других странах мира. При наличии каких-либо признаков АНВ СТИ обязан предпринимать меры по его недопущению, в том числе имеет право на закрытие станции при обнаружении бесхозного (подозрительного) предмета.

Важно отметить, что законом даже не установлено определение «бесхозный предмет», не говоря о регламентации совместных действий работников метрополитена и сотрудников правоохранительных органов при обнаружении бесхоза. Данную проблему в полной мере ощутили жители Санкт-Петербурга с 2017 по 2018 гг., не раз сталкиваясь с закрытием станций метро при любом обнаружении бесхоза сотрудниками службы безопасности

Данную проблему в полной мере ощутили жители Санкт-Петербурга с 2017 по 2018 гг., не раз сталкиваясь с закрытием станций метро при любом обнаружении бесхоза сотрудниками службы безопасности.

Парадокс также заключается в том, что многие станции оснащены взрывозащитными контейнерами, однако при обнаружении бесхоза и выявлении в нем признаков ВУ перемещать его в эти контейнеры из-за риска детонации нельзя ни работникам метро, ни сотрудникам полиции. Сделать это могут лишь взрывотехники Росгвардии, которые признают нецелесообразность установки данных технических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector