Туристический примус: описание, виды и выбор
Содержание:
Что это такое и зачем он нужен?
Туристический примус — портативный прибор, обеспечивающий возможности для использования источника огня, вне доступа к стационарным плитам. С самого начала к этой категории горелок относились исключительно модели на жидком топливе — керосине, бензине. Среди современных вариантов можно найти и газовые решения, обладающие довольно хорошим КПД, к тому же более удобные в транспортировке.
Все примусы отличаются бесфитильным типом конструкции и, по сути, напоминают паяльную лампу. При подаче под давлением топливо обеспечивает необходимую интенсивность горения. Входящая в состав конструкции конфорка обеспечивает возможности для распределения тепла при нагреве по днищу посуды.
Первые примусы не являлись походным снаряжением, использовались в стационарных условиях. В дальнейшем их высоко оценили путешественники, туристы, любители походов, участники экспедиций. В России примусами оснащались домовладения, до которых еще не дошла всеобщая газификация. Собственное производство было налажено в стране с 1922 года, сегодня сфера использования прибора ограничена преимущественно областями, не связанными с домашним хозяйством.
Виды горелок
Набалонные
Накручиваются сверху непосредственно на баллон. Находят широкое применение.
Преимущества:
- простота конструкции;
- легкость и незначительные размеры;
- доступность.
Недостатки:
как правило, устойчивость зависит от подошвы газового баллона.
Шланговые
Подача топлива происходит через подключенный шланг.
Преимущества:
- горелку можно расположить на земле, что повышает устойчивость;
- возможность хорошей ветрозащиты;
- при недостаточном давлении внутри баллона, емкость можно перевернуть;
- применяется система предварительного прогрева шланга в холодных условиях.
Недостатки:
в комплекте с баллоном — усложнение конструкции, занимает большее место при перевозке.
Интегрированные плитки
Обладают расширенным функционалом. Совмещают функции горелки, котелка, направленного тепла радиатора.
Преимущества:
- быстрое доведение до закипания;
- ветрозащита позволяет экономить горючее;
- универсальность.
Недостатки:
- сложность, повышенный вес, габариты;
- использование посуды, входящей в комплект;
- не оснащаются системой тонкой регулировки подачи топлива;
- возможность подгорания блюд;
- неустойчивая вертикальная конструкция.
Жидкотопливные и мультитопливные
Примус — прародитель жидкотопливных плиток. Современный дизайн выгодно отличается на фоне конкурентов.
Преимущества:
- нет необходимости в транспортировке контейнера с топливом (если поход или путешествие непродолжительное);
- возможность использования бензина, позаимствованного, например, с бака авто;
- универсальность горючего;
- возможность приобрести топливо на заправках;
Недостатки:
- требует обслуживания;
- случаются протечки, запах.
Мультитопливные
Возможно применение газа и горючей жидкости за счет переходников подключения.
Преимущества:
- выбор имеющегося под рукой топлива;
- тонкая регулировка пламени;
- устойчивость, ветрозащищенность.
Недостатки:
- усложнение конструкции;
- чистка, уход
Твердотопливные
Используют для разжигания таблетки, щепу.
Преимущества:
- нет необходимости нести горючее;
- ветровая защита;
- применение объемной посуды.
Недостатки:
- образование нагара, копоти;
- сырье может быть влажным, мокрым;
- продолжительное время готовки при использовании сухого горючего.
Эволюция туристических горелок
Более привычные к походным условиям рыбаки и охотники обходились паяльной лампой. Отсутствие подставки приводило к интересным решениям.
До сих пор такие конструкции популярны. Портативные емкости для хранения топлива изменили вид переносных «кухонь». Туристические магазины и полки супермаркетов предлагают популярные и недорогие модели горелок. Современные решения помещаются в металлическую кружку. Походные «хозяйки» в состоянии накормить группу голодных туристов или придать силы и бодрости на отвесной скале альпинисту. Для выбора помощницы на период поездки либо похода, необходимо определиться с типом «очага», вариантом запаса топлива, возможностями по переноске горелки
Рассмотрим рекомендованные показатели и особенности конструкции, на которые следует обратить внимание
Как выбрать?
Приобретая необходимый походный инвентарь, нужно обязательно уделить внимание правильному подбору примуса. Сделать выбор в пользу газовых или жидкотопливных моделей бывает довольно сложно
Но первое, что стоит учесть: сезонность применения оборудования. Газовые версии имеют ограничение по температурному режиму применения — по достижении порога в −30 градусов Цельсия он плохо горит. Для экстремального туризма наиболее предпочтительным вариантом станет именно жидкотопливный примус.
Опыт использования тоже важен. Газовые версии не требуют сложной заправки — в большинстве случаев используются одноразовые сменные баллоны или штатные емкости по 5 л. Компактные модели пригодны даже для использования внутри просторной палатки. С жидкотопливными вариантами может справиться не каждый опытный походник. Если примус покупается для восхождения в горы или длительной экспедиции, оптимальным решением станут именно варианты на жидком топливе.
Для особенно сложных условий можно приобрести комбинированный мультитопливный вариант. В этом случае горелка будет иметь сменные форсунки для перехода между разными версиями горючего.
А также для комфортной эксплуатации следует учесть ряд других важных характеристик.
Скорость закипания 1 л воды. Замер должен производиться при комнатной температуре. Производитель обычно указывает этот параметр, или его можно обнаружить в обзорах пользователей примусов.
Максимальный расход топлива
Если учесть, что горючее приходится нести или везти с собой, этот фактор будет иметь важное значение.
Масса и размеры горелки. При путешествии с рюкзаком лучше выбирать наиболее компактные решения.
Наличие различных опций
Наиболее полезными в условиях похода являются пъезоподжиг и возможность регулировки пламени.
Учитывая все эти моменты, можно обеспечить правильный подбор примуса для похода, поездки или использования на даче.
Популярные модели
Современные производители выпускают целый ряд моделей походных примусов. Среди них можно обнаружить как классические жидкотопливные, так и газовые варианты с разной продолжительностью автономной работы.
Primus MFS 3288
Мультитопливные горелки, отличающиеся универсальностью применения. Модель может работать на керосине и бензине, поддерживает подключение газовых баллонов. Конструкция горелки предусматривает наличие складных ножек, соединение с топливным баком осуществляется при помощи гибкого шланга в оплетке из металла. Расчетная мощность 2800 Вт. Популярность модели многократно подтверждена туристами и походниками с разным уровнем опыта.
«ПТ-1»
Классическая модель примуса, в комплектацию которой входит сама горелка, воронка для залива топлива, универсальный ключ, запасные элементы (сальники) и ручка. В качестве горючего выступает автомобильный бензин с небольшим октановым числом. Бачок для топлива вмещает 120 мл – этого достаточно для работы на протяжении 35 минут при максимальной мощности. Литр воды закипает за 8 минут, на одной заправке можно вскипятить чайник, сварить суп.
Отсутствие насоса делает работу с этим жидкотопливным примусом более простой и понятной. Изделие требует предварительного прогревания чаши сухим или жидким горючим. Сформированное внутри давление позволяет вытеснять горючее, при попадании к горелке оно становится парообразным, быстро сгорает. Модель стоит менее 2000 рублей, имеет продолжительный срок службы.
«Мотор Сич ПТ-2» и «Мотор Сич ПТ-3»
Примусы украинского производства, давление в системе которых нагнетается при помощи насоса. Разница между модификациями заключается в расходе топлива — 0,25 или 0,3 л в час, расчетная мощность 3 кВт. Примусы среди опытных туристов считаются недоработанными, практически всегда купленное изделие приходится дорабатывать напильником, менять комплектующие. При прогреве на горелке рекомендуется применять сухое топливо.
«Шмель»
Примусы «Шмель» выпускались в 4 модификациях, отличавшихся объемом топливного бака. Сегодня этот вид продукции производится в Казахстане и носит название «Дастан». Стандартный расход топлива в день — около 35 мл на человека. В качестве горючего применяется гептан или чистый бензин для автомобилей. В модели предусмотрен насос, применяемый для нагнетания давления.
Среди отличительных характеристик современной версии «Шмеля» можно отметить значительную емкость бака — 0,8 л, этого достаточно для непрерывного горения на протяжении 3,5-5 часов. Примус поддерживает использование посуды с диаметром дна до 210 мм. Изучив обзор походных моделей «ПТ-1», «Мотор Сич ПТ-2» и «ПТ-3», «Шмель», можно определиться с их техническими характеристиками и принять окончательное решение.
Преимущества и недостатки
У примусов, имеющих богатую историю использования во многих странах мира, есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ этих нагревательных приборов можно отметить:
- максимально высокий КПД — гораздо выше, чем у других видов нагревательных приборов автономного типа;
- компактные габариты, удобные для перевозки и переноски;
- невысокие потребности в топливе;
- адаптированность для работы практически в любых условиях;
- возможность оперативного решения проблем с топливом — приобрести бензин или газовый баллон можно в любой стране мира.
Недостатков также хватает. Не имея опыта, довольно сложно разобраться с процессом розжига. Бензиновые модели склонны к засорению форсунок из-за особенностей топлива. Работающие на керосине варианты техники более надежны. А также трубки горелок могут скапливать внутри налет, образующийся в результате сгорания топлива.
В некоторых моделях при горении наблюдается сильный шум. Кроме того, примусы в целом сложно отнести к разряду экологичных и безопасных видов нагревательных приборов.
Критерии выбора
- Мощность. Чем выше, тем быстрее приготовится обед. Единица измерения: Вт. Маркируется на шильдике товара знаком W. Встречается форма BTU.
- Вес, размер. Немаловажный показатель, если горелка переносится в рюкзаке. Легким весом отличаются горелки, накручиваемые на газовый баллон. Размер напрямую связан с массой.
- Ветрозащита. Чтобы не беспокоиться в ветреную погоду, иначе топливо понапрасну выйдет в воздух, ухудшив экологическую обстановку. Многие модели обладают устойчивым горением при порывах ветра.
- Время закипания воды. Характеристика условная и зависит от температуры воздуха, материала и формы емкости нагрева, а также конструктивного исполнения, высоты над уровнем моря и т. д.
- Возможности регулировки пламени. Горелки, обладающие такой функцией, позволяют в походных условиях приготовить кухонные изыски.
- Универсальность по подключению баллонов. Встречаются следующие виды подсоединения:
- резьбовой — надежная конструкция;
- байонетный — металлическая вставка, помещающаяся внутрь горелки;
- цанговый — самый распространенный в России;
- прокалываемый — устаревший (нельзя снять без полного израсходования газа).
Возможности интеграции (совмещение нескольких функций). Плитки, как правило, используют специальную посуду, входящую в комплект. Дюралевую или алюминиевую кастрюлю не поставить. В комплексе, это котелок и горелка в одном лице.
Система поджигания топлива. Распространенными являются модели с пьезоэффектом
В случае выхода из строя элемента, важно, чтобы была возможность воспламенения от открытого огня.
Стабилизатор установки. Придает устойчивое положение плитке
При незначительной площади опоры возможно опрокидывание посуды.
Лучшие производители
- Coleman. Фирма основана в 1901 году в шт. Канзас. Специализируется на выпуске туристического снаряжения.
- Campingaz. Продукция французского бренда известна с 1949 года. Ее качественные товары популярны среди путешественников.
- Edelrid. Снаряжение для альпинистов. Восхождению помогают «мини кухни». Немецкая компания известна с 1950 года.
- Fire-Maple. Популярна на отечественном рынке. Китайские горелки отличаются простотой и доступностью без снижения качества. Посуда для путешествий предусмотрена в комплекте.
- Kovea. Торговая марка существует на рынке с 1982 года. Корейско-российское производство предметов туризма и отдыха.
- Outwell. Скандинавский представитель. Датские гаджеты по праву пользуются спросом у любителей кемпингов.