Загадки удивительного рдейского монастыря

Современное состояние[править | править код]

Постройки монастыря сильно пострадали во время войны. Из них сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Полностью отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белого венецианского мрамора и остатки итальянской плитки.

Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы построек растаскивались как местными жителями так и некоторыми заезжими гражданами. Кроме того, монастырское кладбище нередко подвергалось набегам со стороны так называемых чёрных копателей.

В последнее время возрос интерес к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, ежегодно проводимые в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе создан благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание архитектурного памятника Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения памятника для его последующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители большое участие принимает Новгородская епархия.

Недействующие монастыри

Памятники церковной архитектуры – заброшенные и восстанавливаемые монастыри.

Зверин-Покровский монастырь

Впервые монастырскую деревянную церковь Покрова упомянули в летописи в 1148 года, когда ее уже уничтожила молния. Появившиеся впоследствии строения Зверина монастыря в 1721 году закрыли, но спустя 6 лет восстановили. В XVIII веке этот и Николо-Бельский монастыри объединились. В 1899 году обитель пополнилась Покровским собором. С приходом большевиков монастырь закрыли. Возвратили верующим собор в 1989 году.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Бредова-Звериная, 18

Сайт: www.soborpokrova.ru

Деревяницкий монастырь

Название исходит от реки Деревянки, где стоит монастырь. Первое его упоминание в летописях – в 1335 год, когда построили в камне храм Воскресения Христова в камне по распоряжению св. Моисея. Под конец XVII века перестроенное церковное строение разрушилось, вместо него появился Воскресенский собор. Позднее территория монастыря украсилась выложенной камнем церковью Успения Богородицы.

Адрес: г. Великий Новгород, ул. Восточная, 3

Старорусский Спасо-Преображенский монастырь

Лавру создал в 1192 году игумен Мартирий. Спустя 6 лет построенный деревянный собор Спаса Преображения сгорел, новый в камне отстроили в 1442 году. Его иконостас, в 5 ярусов, – в византийском стиле. Украсила храмовый интерьера чудотворная икона Божией Матери. В монастыре хранятся части святых мощей 50-ти угодников. На монастырской территории до 1630 году возвели церкви – Рождества Христова и Сретения Господня.

Адрес: г. Старая Русса, Монастырская площадь, 1

Десятинный монастырь

Монастырь входит в когорту старейших в Новгороде. Основание пустыни относят к началу XIV века, когда поставили церковь св. Богородицы. В 1397 году возвели храм Рождества Богородицы, а в 1413 году – церковь Иоанна Предтечи (она в камне). Поступательно в обители появлялись кельи-стены из камня, крипта, трапезница. В 1809 году возвели звонницу в камне, перестроили в 1903 году. И сегодня она увенчивает монастырский ансамбль.

Адрес: г. Великий Новгород, Десятинный монастырь, 3

Рдейский Успенский монастырь

Поначалу на полуострове Рдейского озера существовал Преображенский мужской монастырь. В него входили и обители –Троицкая и Николо-Хвоинская. Монастырь упразднили в 1764 году, в 1886 году учредили женскую общину, превращенную в пустынь в 1893 году. В советский период ее закрыли. Сегодня в монастырском Успенском соборе частично сохранился уникальный иконостас из белого мрамора с витиеватой резьбой.

Адрес: заповедник Рдейское озеро

Где находится Рдейский монастырь?

На границе Псковской и Новгородской областей находится огромное болото. Оно считается одним из самых труднопроходимых во всей Европе. На его восточном краю, всего в семи километрах от «большой земли», раскинулось Рдейское озеро, на берегу которого высятся руины одноименного монастыря. Это достаточно живописное место. Рдейский монастырь находится на длинном узком мысике, практически разрезающем озеро на две части.

Вокруг густой лес, до которого нужно дойти по зыбкой голой болотистой местности. Вот почему таким труднодоступным считается Рдейский монастырь. Дорога к храму настолько неодолима, особенно летом, что люди, побывавшие здесь, рассказывают удивительные и порой не слишком правдивые истории. Одни якобы здесь встречали инопланетян, другие – болотистых чудищ, а есть и такие, кому привиделись волосатые обезьяны и даже чешуйчатые крокодилы.

Из озера вытекает речка Редья, которая впадает в озеро Ильмень, в бассейн Невы. Это место хоть и считается культовым и невероятно труднодоступным, тем не менее, за последние несколько лет поток туристов сюда резко вырос. Живописные пейзажи Рдейского озера привлекают многих, да и сам храм интересен руинами — остатками его былой роскоши.

Николо-Вяжищский монастырь

Рекомендовать место

13

4

В 12 километрах к северо-западу от Великого Новгорода расположена небольшая деревня Вяжищи. Здесь, в верховьях речки Веряжи взору путешественников открывается невероятно красивый архитектурный ансамбль Николо-Вяжищского монастыря. Стройные силуэты храмов, зеленые купола и сверкающие изразцы создают впечатление, что какой-то волшебник соткал его как тонкое кружево и поместил сюда, в окружении бескрайних полей.

Вяжищский монастырь был основан в конце XIV века тремя монахами — Игнатием, Евфросином, Галактионом, а также присоединившимся к ним священником Пименом. Впоследствии Пимен стал первым настоятелем обители. Из монастырских построек до наших дней сохранились лишь Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с храмами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.), а также жилой корпус. Ансамбль монастыря выглядит цельным и завершенным, он изящен и величав.

Особую выразительность зданиям придает богатый декор, состоящий из разноцветных изразцов — больших и маленьких. Чаще всего на небольших изразцах были изображены цветочные букеты, либо геометрические фигуры. Изразцы более крупных размеров имели более разнообразные росписи: на плитках встречаются единорог, двуглавый орел, крест, ваза с крупным цветком-плодом и другие сюжеты.

Николо-Вяжищский монастырь — это бесценный памятник архитектуры Новгородской земли. Невозмутимое спокойствие великолепного ансамбля и ощущение возвышенности привлекает сюда многочисленных туристов и паломников. Монастырь открыт для посетителей в любое время.

Внутреннее убранство

Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.

См. также: Калмыкия. Достопримечательности, богатства природы, фото, что посмотреть, интересные места

Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.

История

Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века.

В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в . Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

История[править | править код]

Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века.

В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова была запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в . Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Трудные времена

Безбожные советские времена добавили монастырю проблем, но он по-прежнему оставался действующим. В 1938г. обитель безжалостно ограбили, найти украденные святыни так и не удалось.

В годы второй мировой в этих местах проходили ожесточенные бои. Немцам так важна была победа в них, что они выпустили даже специальные наградные знаки. Фашистам крепко доставалось от здешних партизан, и они считали, что те используют монастырь в качестве наблюдательного пункта: колокольня Успенского храма позволяла осматривать окружающую местность.

Решив избавиться от досаждавшего им монастыря как смотровой площадки, фашисты заминировали всю его территорию. Никто до сих пор не понимает, как Успенский собор уцелел, когда вокруг повсюду взрывались мины.

У монастыря были и удачные времена

С годами монастырь рос и многие из его зданий перестраивались, а если случались пожары, трудолюбивые монахи восстанавливали все заново.

В 1764г. указом о секуляризации церковной собственности мужскую Рдейскую пустынь упразднили, монастырские земли изъяли в пользу казны, а церковное имущество передали другим монастырям Новгородской епархии. Единственным, что осталось от всего комплекса, была церковь Успения. Несмотря на это, поток паломников к святому месту не иссякал. Через болото была проложена надежная дорога из бревен, по которой безбоязненно двигались и пеший люд, и кареты. Пролегала эта дорога от ближайшего селения до самых монастырских стен.

Фото из открытых источников

В 1887г. Святейший Синод своим указом вновь открывает Рдейский монастырь – теперь как женскую обитель. Здешние монахини начинают заниматься обучением малолетних детей. Финансовую поддержку монастырю оказывает известный купец Александр Николаевич Мамонтов: на его деньги ведется строительства Успенского собора. Для этого за территорией болот специально был открыт кирпичный завод.

Соборный иконостас изготовили из итальянского мрамора, плитку для пола доставили из Польши, иконы и роспись создавали кремлевские мастера. Паровой котел, предназначенный для отапливания храма, смастерили на знаменитом уральском Демидовском заводе.

Постройка отличалась одной необычной деталью. Для православных храмов характерно ориентирование алтаря на восток, в Успенском соборе он был ориентирован на северо-запад. Это вряд ли можно объяснить ошибкой, однако тайна сия ушла в вечность вместе с А.Н.Мамонтовым.

Фото из открытых источников

В 1902г. на территории монастыря был открыт новый храм, вмещавший до 800 молящихся. Подчеркнем, речь идет не о городском храме, а о стоящем среди болот, в глуши. Несмотря на это, он был всегда заполнен верующими. Многочисленные паломники приходили сюда из самых отдаленных уголков страны, дабы оказаться на месте, которое благословил сам Андрей Первозванный, и поклониться святыням Рдейской обители – холстяной ризе апостола и нескольким чудотворным иконам.

Хутынский монастырь

Рекомендовать место

22

4

История обители тесно связана с именем старца Варлаама Хутынского, который является одним из наиболее почитаемых на севере России святых. По легенде место, где появился монастырь, считалось «худым», где властвовали злые силы. Варлаам сумел с помощью молитвы изгнать злых духов и построил церковь Спаса Преображения. Сегодня Хутынский монастырь являет собой прекрасный памятник культовой архитектуры XVI–XIX веков.

Жизнь Хутынского монастыря окутана многочисленными легендами и преданиями. Например, в 1462 году в обитель приехал царь Иван III, чтобы поклониться святым мощам. Государь начал выпытывать у игумена, почему закрыты ковчеги с мощами и предложил открыть их, чтобы любой человек мог приложиться к святыням. В момент, когда начали раскапывать могилу святого Варлаама, из земли ударил огненный столб. В ужасе царь побежал из церкви, а из земли продолжали вырываться огненные столбы. Иван III в большом страхе покинул обитель, а оставленный им посох и обожженная дверь алтаря долгое время хранились в ризнице монастыря.

Сейчас на территории Хутынского монастыря находится сопка, на вершине которой стоит часовня Варлаама Хутынского, а неподалеку от стен монастыря – святой источник. В главном монастырском храме Спаса-Преображения хранятся мощи преподобного Варлаама, а также покоится прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина, усадьба которого располагалась в Новгородской губернии.

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь

Рекомендовать место

12

6

Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь относится к Русской православной церкви и располагается в Ленинградской области на полуострове Череменецкого озера. Первое упоминание о монастыре датируется концом XV столетия, однако точная дата его основания неизвестна. Комплекс включал в себя несколько построек, среди которых церкви, кельи, мельница, конюшни и пр. Большинство из них были построены из дерева.

В 1930 году монастырь был разорен и закрыт, на его территории разместили детский интернат и школу садоводства. Лишь в конце XX века было принято решение о воссоздании Череменецкого монастыря. Были восстановлены церкви, зазвенели купола, вновь вернулись монахи, был облагорожен парк.

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

См. также: Сестрорецк. Достопримечательности, фото с описанием города, что посмотреть за день

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

О чудодейственной силе монастыря слагаются легенды

В течение нескольких лет энтузиаст Мирон Антипов устраивает на мотодельтаплане воздушные экспедиции к монастырю, дабы привлечь к нему внимание общественности и потихоньку всем миром восстановить

Сам Мирон – живое подтверждение сверхъестественных возможностей Рдейской обители. Несколько лет назад при посадке мужчина разбился: ему практически оторвало ногу. Была проведена операция, но функции ноги не восстановились, и Мирон не мог ходить без костылей.

Намучившись, он решил однажды попытать счастье в монастыре. С большими трудностями добравшись до него, мужчина провел в Рдейской обители одну только ночь. Когда Мирон вернулся домой, то несколько дней страдал от ужасной боли, однако за месяц функции ноги восстановились полностью. Сейчас Мирон Антипов вспоминает о костылях и своих злоключениях только во время бесед об удивительных чудесах обители.

Паломники, часто бывающие в монастыре, говорят: тот, кто собирается сюда, должен оставить дома все свои расчеты и планы, так как Рдея сама решит, пускать ли ей посетителя. Как же проявляется ее отказ? Человек либо начинает кружить, либо, сам не понимая причины, решает с полпути вернуться. А бывает и так, что на него нападает сильнейший страх, не позволяющий продолжить путь. Чудесная обитель открыта только для «своих», и этих счастливцев она приглашает к себе снова и снова

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников

В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.

Интересные факты про монастырь

Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.

При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.

Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.

Информация для посетителей

В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.

В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.

Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.

История

Точную дату основания этого храма историкам установить не удалось. По примерным сведениям он был построен во второй половине семнадцатого столетия и входил в Новгородскую епархию. В 1666 году на территории этой обители был построен деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы. Спустя три года рядом была возведена обитель Преображения Господня. В 1700 году оба деревянных строения были уничтожены пожаром.

На месте храма Савватия и Зосимы началось строительство нового каменного монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Работы были закончены в 1710 году. До середины восемнадцатого века храм процветал. Однако позже он пришел в упадок, и уже в 1764-м его упразднили. Имущество передали другим монастырям, а территория перешла государству. Последующие сто лет здесь действовала только Успенская церковь. В 1885 году при ней создали женскую общину с детским училищем, которая в 1893-м стала пустынью.

Описание

Внутреннюю отделку сделали достаточно роскошной. Доминантой для нее стал иконостас, созданный из венецианского мрамора. Работу осуществил московский мастер Захаров, иконы также писали столичные живописцы. Пол Рдейского монастыря был устроен из мраморной плитки. На окнах красовались витражи, а снаружи стояли кованые узорчатые решетки. После освящения монастыря осенью 1902-го сюда перенесли главную святыню обители — чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Паломники издалека ехали сюда, чтобы поклониться ей. Дорога на Рдейский монастырь была очень трудной, поэтому добираться до него приходилось несколько дней.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Свято-Юрьев монастырь

Рекомендовать место

16

6

Свято-Юрьев монастырь — крупнейший из новгородских монастырей. Обитель была основана в месте, где река Волхов вытекает из озера Ильмень, князем Ярославом Мудрым в 1030 году. Князь, получивший при крещении имя Георгий, посвятил обитель и ее главный храм Святому Великомученику Георгию. На протяжении многих столетий Юрьев монастырь играл ведущую роль среди многочисленных новгородских монастырей, был настоящим оплотом духовности. Земельные владения монастыря были поистине огромными, а настоятель обители считался вторым духовным лицом после новгородского архиепископа.

Главный храм обители — Георгиевский собор — выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Он был построен в 1119 году мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого зафиксировано в летописях. В архитектуре собора сочетаются византийские и киевские элементы, но при этом он имеет четко выраженные индивидуальные черты.

В истории монастыря были периоды расцвета, переживал он и сложные времена. Наибольший расцвет приходится на XIX век, когда настоятелем стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся огромным уважением императора Александра I. Фотий был духовным отцом графини Анны Орловой, наследницы графа Алексея Орлова-Чесменского. Обладавшая огромным состоянием графиня оказывала крупные пожертвования монастырю, и в эти годы здесь велось обширное строительство. В 1841 году была возведена колокольня по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. Предание гласит, что она должна была превзойти московскую колокольню Ивана Великого, но император Николай I собственноручно вычеркнул из чертежа один ярус. В 20-30-е годы монастырь был закрыт и разорен, а годы войны здесь базировались немецкие и испанские части. И только в 1991 году Юрьев монастырь был возвращен Церкви, и жизнь в нем начала возрождаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector