Ткани и цвета древнего рима

Броня

Не все войска носили усиленные римские доспехи. Легкая пехота, особенно в ранней республике, мало или вообще не использовала броню. Это позволяло как быстрее передвигаться, так и удешевлять экипировку армии.

Солдаты-легионеры 1-го и 2-го веков использовали различные типы защиты. Некоторые носили кольчуги, в то время как другие — чешуйчатые римские доспехи или сегментную лорику, или кирасу с металлическими пластинами.

Этот последний тип представлял собой сложную часть вооружения, которая в определенных обстоятельствах обеспечивала превосходную защиту для кольчужной (lorica hamata) и чешуйчатой ​​брони (lorica squamata). Современные испытания копьями показали, что этот вид был непроницаем для большинства прямых попаданий.

Однако без подкладки было неудобно: реконструкторы подтвердили, что ношение белья, известного как subarmalis, освобождало владельца от синяков, появляющихся как при длительном ношении брони, так и от удара, нанесенного оружием по доспехам.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой – выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии – только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в этот лоскут требовался помощник, в те времена – раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной – до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Птеруга

Это крепкие юбки из кожи или многослойной ткани (льняной), и нашитыми на них полосами или lappets, носили вокруг талии римские и греческие воины. Также аналогичным образом у них на рубашках были нашиты полоски, похожие на эполеты, защищающие плечи. Оба набора обычно интерпретируются, как принадлежащие к одной одежде, которую носят под кирасой, хотя в льняном варианте (линоторакс) они могли быть несъемными.

Сама кираса может быть построена по-разному: пластинчато-бронзовый, линоторакс, из чешуи, пластинчатый ​​или кольчужный вариант. Накладки могут быть расположены в виде одного ряда более длинных полос или двух слоев коротких, заходящих друг на друга лопастей градуированной длины.

В средние века, особенно в Византии и на Ближнем Востоке, такие полоски использовались в задней части и боковых сторонах шлемов, чтобы защитить шею, оставляя при этом ее достаточно свободной для движения. Тем не менее, археологических остатков кожаных защитных шлемов обнаружено не было. Художественные изображения таких элементов также могут быть интерпретированы, как вертикально сшитые стеганые текстильные защитные покрытия.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков. 

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам. 

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней. 

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации. 

Виды туник

Среди достаточно обеспеченного населения, не занимавшегося тяжелым трудом, предпочитали носить туники белого цвета. Крестьяне, ремесленики и рабы носили туники темных, немарких цветов. У представителей высших сословий на тунику наносилась вертикальная, от шеи до подола, полоса алого или пурпурного цвета под названием “clavus“. У сенаторов полоса была одна и широкая – “laticlavia“, а у всадников две, но узкие – angusticlavia.

Особую тунику надевал триумфатор – она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Однако, стоит помнить, что такой вид туника приобрела только в период поздней республики.

Прообразом туники, были простые куски ткани обертываемые вокруг тела и скрепляемые застежками или фибулами. Мы можем видеть такой тип одежды на древних изображениях – два куска ткани – спереди и сзади, скрепленые на плечах и по бокам фибулами. Разумеется сами плечи и тем более руки при этом остаются открытыми.

Нижнее белье

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать:  туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, – шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут  их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

Римский доспех лорика сегментата

Он представлял собой древнюю разновидность бронежилета и в основном использовался в начале Империи, но это латинское название впервые было применено в 16 веке (древняя форма неизвестна). Сам римский доспех состоял из широких железных полос (обручей), прикрепленных к спине и груди кожаными ремешками.

Полосы были расположены горизонтально на теле, перекрывая друг друга, они окружали туловище, скрепляясь спереди и сзади при помощи медных крючков, которые были соединены кожаными шнурками. Верхняя часть тела и плечи были защищены дополнительными полосами («защитники плеча») и нагрудными и задними пластинами.

Форму доспеха римского легионера можно было сложить очень компактно, поскольку она разделялась на четыре части. За время его использования он был изменен несколько раз: в настоящее время признанными типами являются Kalkriese (ок. 20 до н. э. до 50 н. э.), Corbridge (ок. 40 г. н. э. до 120) и Newstead (ок. 120, возможно, в начале 4-го века).

Существует четвертый тип, известный только по статуе, найденной в Альба Джулиа в Румынии, где, по-видимому, существовал «гибридный» вариант: плечи защищены чешуйчатой ​​броней, а обручи туловища меньше и глубже.

Самое раннее свидетельство ношения лорики сегмантаты датируется около 9 г. до н. э. (Dangstetten). Доспехи римского легионера довольно долго использовались на вооружении: вплоть до 2-го века нашей эры, судя по количеству находок того периода (известно более 100 мест, многие из их в Британии).

Однако даже во 2-ом веке нашей эры сегментата никогда не заменяла лорику хамату, так как та все еще оставалась стандартной формой как для тяжелой пехоты, так и для кавалерии. Последнее зарегистрированное использование этой брони относится к концу 3-го века нашей эры (Леон, Испания).

Есть два мнения относительно того, кто применял эту форму доспехов Древнего Рима. Одно из них заявляет, что только для легионеров (тяжелая пехота римских легионов) и преторианцев были выпущены lorica сегмента. Вспомогательные силы чаще носили лорику хамату или сквамату.

Вторая точка зрения состоит в том, что и легионеры, и вспомогательные солдаты использовали доспехи римского воина типа «сегментата», и она в некоторой степени подтверждается археологическими находками.

Сегментация лорики обеспечивала большую защиту, чем хамата, но ее также было сложнее производить и ремонтировать. Расходы, связанные с изготовлением сегментов для этого вида доспехов Рима, могут объяснять возврат к обычной кольчуге после 3–4-го века. В то время тенденции в развитии военной силы менялись. В качестве альтернативы, все виды доспехов римского воина могли перестать использоваться, поскольку потребность в тяжелой пехоте уменьшалась в пользу быстрых конных войск.

Комментарии

Джек Зипес в книге « Ганс Христиан Андерсен: Непонятый рассказчик» предполагает, что видение представлено в сказке как смелость в своих убеждениях; Зипес считает, что именно по этой причине эта история популярна среди детей. Взгляд становится прозрением, которое, в свою очередь, побуждает к действию.

Элисон Принс , автор книги « Ганс Христиан Андерсен: Танцовщица с веером» , утверждает, что Андерсен получил в подарок кольцо с рубином и бриллиантом от короля после публикации «Новой одежды императора» и « Свинопаса » — сказок, в которых Андерсен озвучивает сатирические неуважение к суду. Принс предполагает, что кольцо было попыткой обуздать внезапную склонность Андерсена к политической сатире , приведя его в королевскую лоно. Она отмечает, что после « Свинопаса » он больше никогда не писал сказки, окрашенные политической сатирой, но через несколько месяцев после подарка начал сочинять « Гадкого утенка », рассказ о птице, родившейся на задворке, которая после жизнь в страданиях, превращается в лебедя, «одну из этих королевских птиц». В книге « Ганс Христиан Андерсен: Жизнь рассказчика» биограф Джеки Вулльшлагер отмечает, что Андерсен не только успешно применил существующие знания и литературный материал, например, рассказ из испанского источника для «Новой одежды императора», но и был в равной степени компетентен в этом. создание нового материала, который вошел в человеческое коллективное сознание с той же мифической силой, что и древние анонимные предания.

Холлис Роббинс в «Новой критике императора» (2003) утверждает, что сказка сама по себе настолько прозрачна, «что не было необходимости в критическом рассмотрении. Роббинс утверждает, что рассказ Андерсена» довольно четко репетирует четыре современных противоречия: институт меритократическая государственная служба, оценка труда, расширение демократической власти и оценка искусства ». Роббинс заключает, что привлекательность этой истории заключается в« соблазнительном разрешении »конфликта правдивым мальчиком.

В книге «Аннотированный Ганс Христиан Андерсен» (2008) исследователь народных сказок и сказок Мария Татар предлагает научное исследование и анализ истории, опираясь на политический и социологический анализ сказки Роббинса. Татар указывает на то, что Роббинс указывает на то, что ткачи-мошенники просто настаивают на том, чтобы «ценность их труда была признана отдельно от его материального воплощения», и отмечает, что Роббинс считает способность некоторых в сказке видеть невидимую ткань «успешным заклинанием». .

Татар отмечает, что «Новая одежда императора» — одна из самых известных сказок Андерсена, которая приобрела всемирно культовый статус, мигрируя через различные культуры, меняя себя с каждым пересказом в манере устных сказок. Ученые отметили, что фраза «новая одежда императора» стала стандартной метафорой для всего, что отдает претенциозностью, напыщенностью, социальным лицемерием, коллективным отрицанием или пустой показной демонстрацией. Исторически сказка установила репутацию Андерсена как детского автора, рассказы которого фактически преподали ценные уроки его юной аудитории, и «романтизировали» детей, «наделяя их смелостью бросать вызов авторитету и говорить правду власти». С каждым последующим описанием чудесной одежды аферистов она становится все более существенной, более ощутимой и предметом воображаемой красоты для читателя, хотя она и не существует в материальном мире. Его красота, однако, затемняется в конце сказки обязательным моральным посланием для детей. Татарин остается в недоумении, является ли реальная ценность сказки созданием чудесной ткани в воображении читателя или заключительным посланием сказки, говорящим правду, независимо от того, насколько унизительна для получателя.

Наоми Вуд из Университета штата Канзас оспаривает чтение Роббинса, утверждая, что до атак Всемирного торгового центра 2001 года «аргумент Роббинса мог показаться просто игривым, антиинтуитивным и провокационным». Вуд заключает: «Возможно, правда о« Новой одежде Императора »не в том, что детская правда милостиво свободна от взрослой порчи, а в том, что она признает ужасающую возможность того, что какими бы словами мы ни обладали наши страхи, ткань не может нас защитить. от них.»

В 2017 году Роббинс вернулся к сказке, чтобы предположить, что придворные, которые притворяются, что не видят того, что видят, являются моделями мужчин на рабочем месте, которые утверждают, что не видят домогательств.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками
различных покроев, некоторые из которых очень напоминали греческие одеяния. Изготавливались они изо льна или шерсти, длина их доходила до колен. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез.

Облик туники зависел от социального положения ее владельца. У крестьян и рабов одеяние было простым, темного, в основном, коричневого цвета. Аристократы
предпочитали белый цвет и украшали свою одежду вышивками, инкрустациями камней и драгоценными застежками. По тунике можно было отличить сенатора от полководца, а того от рядового солдата или жреца.

Мужские туники
шились без рукавов, поскольку они считались признаком изнеженности, но юноши из аристократических семей временами любили шокировать общество, появляясь на улице в женском варианте туники с рукавами и с покрывалом на голове.

Поверх туники надевалась тога. Нередко мужчины носили несколько туник одну на другую.

Брюк в Древнем Риме не носили
, они считались одеждой варваров, недостойной граждан великой империи. Тем не менее, войнам, служившим на северных рубежах, все же приходилось облачаться в этот непривычный для них элемент одежды, чтобы выдержать холода.

Разновидности

Костюм древнего жителя Рима представлял собой строго определенный набор вещей. Основные предметы гардероба у представителей всех слоем населения были практически одинаковые наряды. Отличались они друг от друга лишь материей и декорирующими элементами. Одежда женщин и мужчин также во многом похожи, но между ними все-таки были определенные различия. Поэтому каждый римский костюм следует рассмотреть более детально.

Мужской

Для каждого римского гражданина главной частью наряда считалась туника. Ее носили в качестве нижнего предмета гардероба, а сверху накидывали другую одежду. Надевать тунику необходимо было через голову. Эти римские одеяния подразделялись на три основные разновидности:

  • далматика;
  • колобиум;
  • таларис.

Отличительной особенностью туники колобиум считались короткие рукава и наличие пояска. У изделий таларис рукав был длинный. Такие вещи носили только римляне с высоким статусом. Христиане же предпочитали далматику. Эта туника обладала широкими и длинными рукавами, которые в разложенном состоянии визуально были схожи с крестом.

Также у древнего римлянина были и другие предметы гардероба. Среди них следует выделить такие:

тога. Это верхняя одежда в древнем Риме. Ее надевали на тунику. По сути, это большая накидка с внушительной длиной. Ее габариты были далеко не маленькие, около 6х1,8 м. эта одежда римлян считалась символом достоинства народа. Люди сами нередко говорили, что являются нацией, которая одета в тоги. Носить подобное одеяние разрешалось только истинным представителям нации, не имеющим проблем с законом. Преступникам, рабам и иностранцам не предоставлялось право использования данного предмета гардероба;

полудаментум. Характерная одежда римского императора, а также знатных особ. Представляет она собой своеобразный плащ, который римляне накидывали на спину и фиксировали с правой стороны путем использования особой пряжки;

лацерна. Эта одежда древних римлян является плащом, с помощью которого покрывали плечи и спину. Надевать его принято было исключительно на праздники. Фиксировалась лацерна в передней части строго по центру. Для ее создания применялись красивые, дорогостоящие материи, которые могли позволить себе лишь представители высшего сословия;

пенула. Данная верхняя одежда в Древнем Риме была предназначена для представителей низшего класса. При изготовлении такого плаща применялась кожа или же шерсть. Зачастую наряд дополнялся капюшоном. Как правило, носили пенулу пастухи и странники. Знать также надевала такое одеяние, но выполнялось оно из гораздо более дорогих тканей.

Уже в третьем веке нашей эры появилась мода на штаны. Правда, востребованы эти предметы гардероба оказались исключительно среди солдат.

В одежде, характерной для военных, отмечались специфические особенности. Плащи у римлян были короткими, изготавливались из шерсти. Назывались они в Риме сагумом. Также в военное снаряжение входила броня. В качестве нее выступали состоящие из пары частей панцири, которые соединялись друг с другом с помощью застежек и ремешков. Для защиты рук римлянами могли дополнительно использоваться кожаные или металлические приспособления. На ноги военные надевали поножи из металла, которые фиксировались ремешками.

Легионеры носили специфическую обувь. Это были сапоги под названием калиги. Голова римлян защищалась с помощью шлемов из металла или же кожи. Декор указывал на звание и положение солдата. В качестве украшения могли использоваться волосы коней, перья и резьбы.

Женский

Как уже было сказано, римлянки носили наряды, которые во многом были схожи с мужскими. Под платья при этом одевалась женская туника. Она могла оснащаться рукавами, но встречались модели и без них. Знатные дамы поверх нательной вещи нередко надевали столу. Это римское платье, визуально схожее с туникой, но оснащенное оборками и всевозможным декором. Стола считалась обязательной частью костюма замужних дам. Появление без нее на публике римлянами расценивалось, как дурной тон.

Кроме того, женщины в Риме носили плащ, который назывался палла. Он фиксировался в области плеч застежками под названием аграфы. Были даже модели, в которых голова полностью была покрыта.

№7. Основным оружием, которое носили римские солдаты были гладиус, пугио и пилум.

Древнеримские солдаты использовали разнообразное оружие. Наиболее выдающимися среди них являются следующие:

  • Гладиус: основной меч, из которого происходит слово «гладиатор». Гладиус был коротким мечом длиной около 24 дюймов или 60 см. Он ковался обоюдоострым и идеально подходил для ближнего боя, так как был превосходен как в разрезе, так и в толчках.
  • Пугио: кинжал, используемый римскими солдатами в качестве оружия. У него было большое листообразное лезвие длиной от 18 до 28 см, шириной — около 5 см. Пугио обычно использовался в качестве крайней меры, когда другие виды оружия были исчерпаны.
  • Пилум: копье, состоящее из деревянного стержня 1,4 м (4,6 фута), из которого выступал железный хвостовик диаметром около 7 мм и длиной 60 см с пирамидальной головкой. Пилум использовался в качестве оружия для дальней дистанции с невероятной проникающей способностью, которая могла пройти сквозь щиты противника и даже ранить его владельца.

Пугио — древнеримский кинжал

Помимо этих трех, другие виды оружия, используемые римскими солдатами, включают в себя свинцовые дротики, называемые плюмбата; серп с изогнутым лезвием, который был острым на внутренней кромке; и композитный лук (аркус) со стрелой (сагитта).

Виды одежды

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

ПолудаментумЛацернаТогаПенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Балтей

В древнеримские времена балтеус (или балтей) был типом балдрика, обычно используемого для подвешивания меча. Это был пояс, который носился через плечо и проходил наклонно вниз в сторону, как правило, из кожи, часто украшенной драгоценными камнями, металлами или и тем, и другим.

Был еще похожий пояс, который носили римляне, особенно солдаты, и называвшийся синту, который крепился вокруг талии. Он также был атрибутом римских анатомических доспехов.

Многие невоенные или военизированные организации включают балтеи, как часть парадной одежды. Цветной Корпус Рыцарей Колумба 4-й степени использует его как элемент своей униформы. Балтей поддерживает церемониальный (декоративный) меч. Фото доспехов римских легионеров вместе с балтеями читатель может увидеть в этой статье.

Верхняя одежда в древнем Риме

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Цветовое “деление” римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих “зеленых нравах” (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют – “голубыми”.

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине – позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких “цветовых” ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками – infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон – bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.
Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) – особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна – она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.
Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector