Улица сечевых стрельцов (киев)

Появление запорожских казаков

Юзеф Брандт. «Запорожцы».

И. Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1880-1891 гг.

Запорожская Сечь возникла примерно в XVI веке, на части земель бывшего Древнерусского государства.

Недостаточность прямых свидетельств оставляет дискуссионным вопрос точного времени и места её возникновения:

  • М. Грушевский появление Сечи за днепровскими порогами определил 70 — 80-ми годами XVI века;
  • Голобуцкий — 30 — 50-ми годами XVI века;
  • Щербак — 60 — 70-ми годами XVI века.

Идея создания форпоста на южных рубежах Литовско-Русского государства возникла еще в 20 — 30-х годах XVI века, но реализовать её удалось лишь князю Д. Вишневецкому, который в 50-х годах XVI века совершил экспедицию на днепровские пороги и на острове Малая Хортица построил крепость. В состав гарнизона на Хортицком острове входили как казаки, так и бояре, холопы, слуги. Проживание казаков Д. Вишневецкого единой общиной в специфических условиях южного пограничья способствовало зарождению военно-политической организации запорожского общества, её модели. Построенный Д. Вишневецким замок стал прототипом казацкого укрепления, которое, утвердившись на острове Томаковка в 60 — 70-х годах XVI века, получило название Запорожской Сечи.

Основной отраслью хозяйства Запорожской Сечи были промыслы, прежде всего это: охота, рыболовство, скотоводство, бортничество, пчеловодство, соледобыча. Казаки имели торговые отношения с татарами и другими соседями, вели внутреннюю торговлю. Значительную прибыль Сечь имела из военных походов (грабежей).

До принятия части казаков в 1572 году на службу польскому королю и появления таким образом новой разновидности казачества — реестровых казаков, днепровское казачество уже именовалось «запорожским» по району своего проживания и расположения главного военного укрепления (и штаб-квартиры), называемого «сечь».

Реестровые казаки, «не имея никакого основания называться», продолжали называться запорожскими, поэтому, чтобы не путать с ними запорожских казаков, не состоящих на государственной службе у польского короля (позднее — у русского царя), последних стали называть низовыми или сечевыми, а реестровых — городовыми казаками. Более того, в 1751 году запорожские казаки заявляли официальную жалобу на то, что городовые казаки и их полковая старшина не по праву «называют себя и подписываются войском запорожским»

Государственная власть Речи Посполитой не признавала сечевых казаков в качестве отдельного сословия. Более того, реестровые запорожские казаки использовались польским правительством, для выполнения полицейских функций против низовых (сечевых) казаков. Для этих целей, например, была основана крепость Кодак, гарнизон которой состоял из реестровых казаков и задача которых состояла в предотвращении всякого сношения сечевиков с населением верховья Днепра.

Низовые казаки жили отдельным, независимым от какого-либо государства сообществом, которое условно делилось на две группы: на сечевых и зимовых казаков. Сечевые казаки обладали рядом прав и привилегий, по сравнению с зимовыми.

Сечевые казаки называли себя «лыцарством» (укр. лицарство, рус. рыцарство) или «товарыством» (укр. товариство, рус. товарищество). Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и вершить все дела войска. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи неё, но входили в состав Войска Запорожского Низового.

Национальный и религиозный состав

От вступившего в Войско требовалось признание православной веры, обязательство её защищать, подчинение общим для всего войска правилам. В Войско принимались люди всех национальностей, но большинство составляли генетические украинцы. Женщины в Войско не допускались.
Д. Яворницкий писал: «в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан».

Сечевые стрельцы отличились в боях под Болеховом

4 мая россияне захватили Маковку. Но эта победа им была не нужна.

9-я российская армия начала отступление в направлении Стрыя. Австро-венгерский корпус Гофмана двинулся за врагом через Тухлю, Сколе, Каменку, Тисов на Болехов. Россияне остановили его под Стрыем и Болеховом, пытаясь оттеснить в Карпаты. К концу мая они провели такие сильные контрнаступления, что австрийско-германский фронт зашатался.

28 мая 1 курень отошел под Лисовичи и встал сначала в запасе бригады на западном конце сожженного села. На второй день россияне начали контрнаступление. Ночью с 30 на 31 мая УСС перебросили на боевую линию, на укрепления на востоке и юго-востоке Лисовичей. Тогда же россияне прорвались на юге и согнали австрийские отделения в леса.

Схема боя под Болеховомabout-ukraine.com

Россияне атаковали, одновременно ударив со всех сторон на курень УСС. Стрельцы пошли напролом. Часть пробилась сквозь вражеское окружение, но курень вышел из этого боя абсолютно разбитым. Многие попали в плен, немало погибло, много раненых.

От ударов россиян весь фронт – от Готова до Лисовичей – отступил 31 мая назад, и боевая линия остановилась на окраинах Болехова. Россияне бросились преследовать противника. В последних рядах поднялась паника, высшие командиры, обозы и артиллерия покинули Болехов и бежали в Карпаты. Враг бомбардировал Болехов и все дороги на юг. И его остановил II курень УСС на железнодорожном пути. Россияне, напиравшие в долине Свечи, вынуждены были укрыться от стрелкового огня. К бою присоединилась сотня новобранцев, которая 26-го пришла под предводительством И. Цяпки на фронт. Во время боя сотня потеряла половину людей, но упорно держалась.

Раненые бойцы отряда УССвідкриті джерела

Хорунжий Свидерский командовал до мая 1915 года отрядом. Участвовал в карпатском походе, в боях на Маковке и под Лисовичами. Там попал в плен. Сбежал из неволи и через Турцию в 1916 году вернулся к УСС.

Россияне не взяли Болехов – это спасло положение разбитой дивизии.

В боях за Болехов УСС потеряли 15 человек убитыми, 50 ранеными и 150 пленными.

Еще два дня простояли УСС возле Болехова.

В феврале 1918 г. Легион УСС, который оставался в составе австрийской армии, отправился вглубь Украины. Стрельцы дислоцировали в Херсонской области и были приписаны к группе архикнязя Вильгельма Габсбурга (полковника Василия Вышиваного). Позже «усусов» перевели на Буковину, они участвовали в боях с поляками за Львов, но уже не могли повлиять на ситуацию.

В ноябре 1917 года в Киеве вокруг Евгения Коновальца из украинцев, которые бежали из российской армии и российского плена, был сформирован Галицко-Буковинский курень Сечевых Стрельцов (СС), который впоследствии развернулся в полк СС, а далее – в корпус и группу СС, одно из лучших формирований украинской армии на то время. «Усусы» сыграли важную роль в событиях Украинской революции 1917-1921 годов.

Застройка[править | править код]

Улица Сечевых Стрельцов начала заселяться в середине XIX столетия. Активная застройка началась только в 90-х годах XIX столетия, конечная часть чётной стороны улицы ещё на границе XIX—XX столетий представляла собой большие хуторы с невзрачными зданиями. Поэтому по расписанию улиц Киева часть Львовской улицы до современной Гоголевской улицы принадлежала к улицам 2-го разряда, окончание — к 3-му разряду. Преимущественное количество сооружений представляло собой двухэтажные кирпичные или смешанные дома; на отдельных участках возводились доходные здания и комплексы. В 1897 году по улице была проложена трамвайная линия. С 1914 года Львовская улица отнесена к 1-му разряду. С 1930-х годов велась застройка улицы многоэтажными жилыми сооружениями, преимущественная часть которых заняла место старых небольших домов.

Памятники истории и архитектурыправить | править код

  • № 1/5 — Здание «Дом художника», известное также как «Здание семерых повешенных». Народное название возникло из-за семи скульптур, украшающих фасад здания. Их ошибочно называют музами, но на самом деле это символы искусствоведения, сценографии, скульптуры, архитектуры, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Здание возведено в 1978 году по проекту архитектора В. А. Добровольского.
  • № 10 — доходный дом, в котором проживали известные художники Волков и А. А. Осмёркин в 1890—1911 годы.
  • № 12 — доходный дом 1911 года.
  • № 13 — доходный дом начала XX столетия.
  • № 14 — доходный дом, 1898—1899 годы.
  • № 18 — доходный дом, в котором проживал в 1910-х годах известный учёный-химик С. Реформатский, располагалась женская гимназия Н. Конопацкой (1901—1902, 1904 годы).
  • № 26 — здание жилое 1890 года.
  • № 26-А — жилое «Здание коммунальщиков» 1935 года.
  • № 27 — бывшая частная женская гимназия Жекулиной, 1912 год.
  • № 31 — доходный дом 1903 года.
  • № 33-А — жилое здание 1913 года.
  • № 35 — доходный дом в 1913—1914 годы.
  • № 40 — жилое здание, в котором в 1917—1942 годах проживал архитектор Н. Дамиловский.
  • № 42 — доходный дом 1910 года.
  • № 46 — особняк, возведённый в 1946 году для семьи погибшего генерала Н. Ф. Ватутина. Автор проекта — архитектор А. В. Добровольский. В данный момент офис международного фонда «Возрождение».
  • № 47 — жилое здание начала XX века.
  • № 48 — жилой дом в стиле конструктивизм, 1930-1933 годы. Памятник архитектуры и градостроительства местного значения (охранный № 545-Кв), архитектор С. Царёв.
  • № 84 — доходный дом в 1899—1900 годах.
  • № 93 — здание кинотеатра «Киевская Русь», открыто в 1982 году в честь 1500-летия Киева. На тот момент был самым крупным кинотеатром Украинской ССР и одним из наибольших в Европе.

Примечания

  1. ↑ .
  2. Запорожская сечь // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  3. ↑ , Т. 2, Гл. 1.
  4. Договоры и постановления Прав и вольностей войсковых между Ясне вельможным Его милости Паном Филиппом Орликом новоизбранным войска Запорожского Гетманом, и между Енеральными особами Полковниками и тым же войском Запорожским с полною з обеих сторон обрадою Утверженные При вольной Елекции формальною присягою от того же Ясне вельможнаго Гетмана Потверженные Року от рождества Христова αψί Месяца Априля ε: (5 апреля 1710 г.)
  5. ↑ , 1990, Т. 1., C.148−149.
  6. (укр.)
  7. .
  8. Кондрико А. В. Система казачьего самоуправления в рамках российской государственности на примере Запорожской Сечи в сер. XVII — кон. XVIII вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М., 2015. — С. 102. Режим доступа:  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 мая 2016.

Обет безбрачия

В середине XIX века вышла книга «История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского», известного историка и этнографа Аполлона Скальковского. Её лейтмотивом стало сопоставление запорожских казаков с монахами рыцарских орденов. И одним из аргументов уместности такого сравнения стало безбрачие запорожцев. Интересно, что имея доступ к архивам Запорожской Сечи, Аполлон Скальковский обнаружил, что в тысячах документах нет ни одного упоминания о женщинах. Исключение – одно донесение об изнасиловании.

В историографии принято считать, что только давшие обет безбрачия казаки считались истинным запорожским войском – «товариществом». Как пишет, А. Скальковский только они могли участвовать в «войсковых подвигах» и получать военные должности и звания. Сходство с рыцарскими католическими орденами заключалось и в том, что низовое казачество было связано тройными узами – веры, общины (братства) и призвания. И эти узы предполагали прекращение мирской жизни.

Как пишет А.Скальковский, женщинам «навсегда было запрещено посещать Сечь». Причем не только женам. Исключение не делалось ни для дочерей, ни для сестер, ни для матерей. Более того – укрывательство женщины, по мнению автора, считалось на Сечи уголовным преступлением, за которое следовало суровое наказание (вплоть до казни).

Впрочем, миф о безбрачии уже в наше время пытались развенчать многие исследователи, в том числе Александр Кривоший. А Ф. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» сомневается, что для вступления в Сечь требовалось безбрачие. По сути любой казак мог назваться холостым, и при этом иметь семью на стороне. Были среди них и те, кто попросту сбежал от семьи, разругавшись с женой или опасаясь ее гнева из-за проступка (например, хождения «налево»).

Жена – обуза

Как пишет И. Ерохин в статье «Казачий национализм» и государственная идея: мифы и реальность», в Запорожскую Сечь «женщинам ходу не было». Семейная жизнь отрицалась в принципе, ведь она отвлекала казака от ратного дела, усложняла рядовые будни, наносила непоправимый вред и препятствовала неустанным демонстрациям воинских доблестей. В книге С. Белякова «Тень Мазепы» вспоминается народная песня о гетмане Сагайдачном, который променял жену на табак и трубку, и тем самым показал пример «правильного поведения» истинного казака. Запорожцы говорили, что «от женщин и в раю человеку житья не было», а на Сечи ей и подавно делать нечего.

Отсутствие «следов женского присутствия» отдельные исследователи Запорожской Сечи объясняли «полупренебрежительным» отношением к слабому полу. «Сечевики», пишет И. Ерохин, пренебрежительно относились к женщине, считая ее обузой. И хотя во время набегов на турок, татар или черкесов казаки нередко захватывали в плен женщин, в брак с ними они не вступали. А когда страсть к пленнице утихала, казак мог обменять, продать или попросту отдать «неугодную жинку».

Более того – у С. Белякова приводится доказательство того, что приезжать женщинам в Сечь было опасно. Автор вспоминает о прибытии в 1738 году русского подполковника Глебова, который привез с собой жену и прислугу. Окружившие его палатку казаки потребовали выдать женщин, чтобы «каждый имел в них участие». И только выставленные бочки с горилкой остудили пыл казаков.

Сомнительная победа

В 1914 году в рамках войскового товарищества «сечевых стрельцов» действовали 94 организации, которые занимались военной и спортивной подготовкой населения. Из их рядов австрийские власти после начала Первой мировой войны набрали 2,5 тыс. добровольцев, которых поделили на 10 сотен и два с половиной куреня (аналог батальона).

Изначально Вена планировала создать на основе украинских, польских и албанских национальных формирований небольшие разведывательно-диверсионные подразделения. Однако полная неспособность польских волонтёров развернуть партизанское движение и устроить восстание в Восточной Польше заставила императорские власти изменить свои планы. Украинские добровольцы были признаны военнослужащими австрийского ландвера, но к партизанской деятельности привлекались нечасто. После приведения к присяге и военного обучения украинские национальные подразделения разделили между 55-й пехотной дивизией и 131-й отдельной пехотной бригадой.

  • Битва под Козево (почтовая открытка Австро-Венгрии)

Члены УСС долгое время участвовали лишь в небольших стычках. В серьёзный бой их отправили только весной 1915 года — в районе горы Маковки. На современной Украине этот эпизод, получивший статус национального праздника, гордо именуют «победой над российскими войсками». При этом в украинской литературе подчёркивается ведущая роль УСС в обороне Маковки, а также колоссальное значение данной операции.

Также по теме


Гетман на час: почему Павел Скоропадский не стал героем современной Украины

14 декабря 1918 года отрёкся от власти и тайно бежал в Берлин Его Светлость Ясновельможный Пан Гетман Всея Украины Павел Скоропадский….

Однако военные эксперты придерживаются иной точки зрения. Так, историк Василий Каширин, автор монографии «Взятие горы Маковка», ссылаясь на исторические документы, доказывает, что тактическая значимость этой горы явно преувеличена. Более того, бойцы УСС составляли лишь пятую часть оборонявших Маковку австро-венгерских подразделений. Специалисты также подчёркивают, что позиции на горе были прекрасно укреплены, и это существенно облегчало их оборону. Тем не менее российские войска после временного поражения в результате австрийской контратаки в итоге взяли Маковку и удерживали так долго, как это сочло нужным командование. В чём заключается победа УСС — неясно.  

Есть у сражения за Маковку и ещё один аспект, о котором очень не любят вспоминать сегодня киевские историки и публицисты. Дело в том, что украинскому легиону на Маковке противостояла 78-я дивизия российской армии, в которой служили преимущественно выходцы из Киевской губернии. Получается, что бойцы УСС стреляли по тем, кого сами считали украинцами.

Как подчёркивают историки, участники УСС трактовали понятие «украинец» не в национальном, а в идеологическом ракурсе. В частности, в монографии Каширина приводится цитата бойца ландштурма с Галичины, датируемая 1915 годом: «Каждый народ имеет украинцев. Москаль своих, наш своих. Немец своих, француз своих. Вот от них вся беда. Они добровольно пошли на войну, они молоды, не женаты, детей нет, им всё равно».

Один из пойманных русскими войсками австрийских шпионов, допрос которого обнародовал Каширин в своей статье, говорит, что он — русин, но его отец — «по убеждению» украинец.

Что касается «побед» в боевой биографии УСС, то на сражении за Маковку они заканчиваются. В 1916—1917 годах легион понёс огромные потери в боях за Лысоню и под Конюхами. Большая часть его личного состава сдалась в плен. В своём изначальном виде «Сечевые стрельцы» перестали существовать.

Сечевики и гнездюки

Как пишет в статье «Духовно-рыцарский аспект истории Запорожской Сечи» А. Кондриков, запорожские казаки делились на две большие группы. Первые – сечевики – действительно были неженатыми. Вторые – гнездюки, зимовчики или сидни – жен имели. Но они не только не являлись членами войскового «товарищества», не были истинными «лыцарями», но и обладали меньшими правами. Например, последними получали земельные наделы.

Здесь уместно вспомнить, что собственно Сечь была небольшой крепостью, где действительно жили в казармах-куренях молодые неженатые казаки или, напротив, зрелые и овдовевшие мужчины. В книге А. Широкорада «Запорожцы – русские рыцари» говорится, что семейные казаки могли селиться лишь за пределами Сечи, и, по мнению автора, являлись, по сути, кормильцами для «сечевиков» – пахали землю, разводили скот, заготавливали сено, торговали, занимались ремеслами и промыслами. «Сечевики» унизительно называли их «баболюбами», а на войну призывали гнездюков лишь при крайней необходимости.

Автор согласен, что формально «сечевики» соблюдали обед безбрачия, но не исключает возможность того, что богатые казаки могли содержать не просто жену, а целый гарем. В середине XIX века фольклорист, этнограф и историк Пантелеймон Кулиш записал рассказ старого запорожского казака, который рассказывал о «повесах» (как бы сегодня сказали, о брачных аферистах). Обещаниями жениться они соблазняли девушек, а затем увозили их в Запорожье и там продавали. Не исключено – что в гарем богатых казаков.

Персоналии

В здании № 10 проживал П. И. Житецкий, учёный-филолог, член-корреспондент Петербургской Академии наук, преподаватель коллегии Павла Галагана и Владимирского кадетского корпуса. В его доме бывал Иван Франко. Позднее в этом здании проживал большевик И. Ф. Смирнов-Ласточкин. В здании № 33 жил художник В. Н. Пальмов, в № 40 — гражданский инженер Н. А. Дамиловский, в № 48 — народный артист УССР, певец-бас А. И. Кикоть.

Здание № 41 (не сохранилось) принадлежал врачу-окулисту В. К. Думитрашко, сыну поэта К. Д. Думитрашко. Здесь в 1911 году проживал украинский писатель И. С. Нечуй-Левицкий, позднее — архитектор-художник В. А. Фельдман.

В здании № 50 с 1926 года проживал писатель С. В. Васильченко, в № 53 — академик АН УССР, языковед М. Я. Калинович, академик АН УССР, химик А. К. Бабко, № 87 — гидролог, академик АН УССР и ВАСХНИЛ Е. В. Оппоков.

В усадьбе между зданиями № 44—48 находилась Вознесенская церковь (не сохранилась), в которой в начале 20 века служил священник Павел Илларионович Старовойтенко.

В школе № 138 (дом № 27) во время Великой Отечественной войны располагался полевой госпиталь, в котором 15 апреля 1944 года умер генерал Н. Ф. Ватутин.

Памятники и мемориальные доски

  • № 23 — в честь работников фабрики «Октябрь», которые погибли в боях Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Открыта 8 мая 1965 года.
  • № 24 — в честь штаба Киевского укреплённого района, который находился в этом здании с 8 августа по 19 сентября 1941 г. Открыт 8 августа 1967 года; гранит; архитектор Борисова.
  • № 26 — Дзисю Георгию Васильевичу, государственному и общественному деятелю, заместителю главы Совета министров Украины, первому президенту Союза экономистов Украины, основателю штрихового кодирования на Украине. Бронзовая мемориальная доска открыта 26 июля 2004 г.
  • № 40 — Кириченко Раисе Афанасьевне, народной артистке Украины.
  • № 45-А — Горошку Владимиру Петровичу, организатору рыбного хозяйства на Украине. Барельеф из бронзы и гранита, открыт 16 марта 2010 года.
  • № 86 — бюст полковнику П. Ф. Болбочану, открыт 4 октября 2020 г.

Поблизости от здания № 37 в 2009 году открыта скульптура «Ожившая спичка», символизирующая экологические проблемы Киева — загазованность и недостаток зелёных зон. Автор и скульптор памятника — Владимир Белоконь.

Административное деление

В XVII столетии Низовое Войско разделялась 5 паланок:

  • Бугогардовскую;
  • Кальмиускую;
  • Кодацкую;
  • Перевозскую;
  • Самарскую, из каких Кодацкая и Самарская заселялись семейными казаками.

Впоследствии были образованы еще три паланки:

  • Орельская;
  • Протовчанская;
  • Прогноивская.

Центром паланок была слобода с небольшим укреплением, где размещалась казацкая залога. Во главе паланки стоял полковник, который сосредоточивал в своих руках всю военную, административную, судебную и финансовую власть. Полковнику подчинялась администрация паланки — писарь, атаманы слобод, и тому подобное. Неказацкое население, которое проживало на территории паланок подлежало власти старшины паланки.

Примечания[править | править код]

  1. Рішення Київської міської ради від 20 листопада 1997 року № 260  (недоступная ссылка). // Офіційний сайт Київської міської ради. Дата обращения: 30 ноября 2012.  (укр.)
  2. . // 81412.livejournal.com. — 2012. — 25 февраля. Дата обращения: 30 ноября 2012.  (рус.) (укр.)

Литератураправить | править код

Киев : энциклопедический справочник / под ред. А. В. Кудрицкого. — 2-е изд. — К. : Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1985. — С. 45–46.

  • Шулькевич М. М., Дмитренко Т. Д. Киев: Архитектурно-исторический очерк. — 6-е. — Киев: Будівельник, 1982.
  • Вулиці Києва : довідник :  / за ред. А. В. Кудрицького. —  : Українська енциклопедія ім. М. П. Бажана, 1995. — С. 13. — ISBN 5-88500-070-0.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector