Вооружение и снаряжение солдат вермахта

Развитие персонажа

Создавая Герцога и других нацистских зомби в фильме, сценарист и режиссер Томми Виркола пришел к выводу, что лучший способ усилить ужас и отвращение к стандартным зомби — это дать им нацистский элемент; он также использовал исторический фон нацистской оккупации Норвегии при разработке сюжета фильма. В интервью Виркола сказал: «Когда мы собирались сесть и написать настоящий сценарий, мы начали думать:« Что может быть хуже зомби? »Нацистский зомби! У нас действительно сильная военная история на севере. Норвегии времен Второй мировой войны, поэтому было забавно совместить реальные события с нашей собственной историей. И вы знаете, что нацисты всегда были главными злодеями в фильмах. Добавьте к этому зомби, и вы действительно получите то, чему никто не сочувствует ».

Хотя многие фильмы ужасов с участием зомби часто написаны с политическим или социально-экономическим подтекстом — зомби служат аллегорией страданий людей во время экономических трудностей или политической неопределенности — было отмечено, что такого различия между Герцогом и его армией не существует. В обзоре фильма для NPR Натан Ли написал: «У« Мертвого снега »нет таких амбиций, сознательных или иных. То, что в нем есть нацистские зомби, не говорит о каком-то скандинавском счёте с историческим ужасом (или тревогой сегодняшнего дня). так же как и тот факт, что нацисты, вроде бы, абсолютное зло ».

В отличие от многих кинематографических зомби, которые кажутся вялыми, безмозглыми и неуклюжими, Херцог проворен, сосредоточен и быстр, а также, в отличие от своих собратьев-зомби, он мотивирован преследовать и атаковать людей по причинам, выходящим за рамки голода по человеческой плоти . Наряду со своими войсками зомби, Герцог хрюкает и рычит, но демонстрирует уровень интеллекта, уникальный для киномонстров, отдавая команды, управляя войсками и используя оборудование. Также видно, что он способен говорить в какой-то форме, крича «Aufstieg!» (По-немецки «Восстань!») В конце фильма и пробуждение еще нескольких войск. Несмотря на свое сверхъестественное состояние, он по-прежнему действует как нацистский офицер , а солдаты-зомби остаются под его руководством. Виркола, который также появился в эпизодической роли в роли одного из солдат-зомби, сказал о своих монстрах: «Мне нравится думать о них как о нацистских зомби. Сначала нацисты, затем зомби».

Несмотря на то, что в начале фильма упоминается проклятие , из-за нацистской оккупации и последующих захоронений норвежские горы превратились в норвежские горы, но не совсем ясно, как Херцог и его солдаты стали зомби. Однако Виркола использовала угол проклятия при создании зомби в фильме. «Мы выбрали старомодные, где они прокляты. Для меня есть два типа фильмов о зомби: проклятие и чума или вирус. Поэтому мы хотели, чтобы наш фильм был похож на историю о привидениях, смешанную с Индианой Джонсом ».

Как и в фильме, внешность Херцога смешивает лагерь с мрачностью . Он одет в поношенную униформу Allgemeine SS ; в фильме и в финальных титрах фильма Герцога называют оберстом ( полковником ). Однако, учитывая его форму и то, что он идентифицирован как часть дивизии айнзатцгруппы, он имел бы эквивалентный ранг штандартенфюрера . У него омерзительное лицо, напоминающее череп с ранними признаками разложения . Писать для New York Observer , Рекс Рид сравнил юмор выставлялась в Herzog и других зомби в Питер Бойл в Молодой Франкенштейн и добавил, что « трупный грим является выдающимся (а) актеры делают замечательную работу , изображающую аутентичный вид террора.»

Гримером по спецэффектам, ответственным за внешний вид Херцога, были Пер Стейнар Хофтун и Шино Котани, оба из Freax FX, и Стейнар Карстейн из Effektmakeren. В команду разработчиков также входили Янне Рёмен (главный визажист), Элизабет Хауган, Гудмунд Саксвик, Лене Бруксос и Рагнхильд Престхолт.

Стандартный вариант после 1935 года

После 1935-го года голова орла была повёрнута в другую сторону, теперь направо, и начался массовый выпуск пряжек для Вермахта. Ведь в 1935-м году Германия оказалась с развязанными руками, условия Версальского договора потеряли свою силу и Вермахт стал расти. Все пряжки для Вермахта производились и поставлялись частными компаниями, что интересно! Для контроля качества и стандартизации поставляемой разными частными фирмами (а их было больше ста!) продукции было решено все заказы на пряжки проводить через одни руки (хорошая кормушка для заработка) — организацию ReichsZeugMeisterei (сокращено RZM), которая была создана 1 апреля 1929-го года с одной задачей — контроль процесса поставки униформы и амуниции подразделениям НСДАП. Впоследствии главной задачей организации стало осуществление закупок и контроль над качеством с частными фирмами-производителями. С 1935-го года каждый контракт получил свой номер и с этого момента на пряжках Вермахта появилось клеймо RZM, таким образом клеймо RZM отныне было представлено на каждой пряжке. Клеймо наносилось или на готовом изделии, либо было включено в рисунок матрицы для штамповки. Периодически попадаются экземпляры с клеймом производителя, но это нестандартный вариант.

Стандартный вариант пряжки после 1935-го года.

В целом, существует большое количество разновидностей пряжек довоенного и военного выпуска, ведь имея больше ста компаний-производителей получать один и тот же стандартный вариант всегда сложно, так что отличия идут по форме орла (может отличатся голова, крылья, лапы и пр.), ветвям дуба и так далее. Поле пряжки могло быть как зернистым, так и гладким. На пряжке изображался круглый медальон в центре которого помещался имперский орел держащий свастику в окружении дубовых листьев и традиционного девиза немецкой армии — «Gott mit Uns» — «С нами Бог».

Существовал также отдельный вариант тропической пряжки для Африканского корпуса Вермахта, но подобные пряжки встречались и у частей, воюющих на Кавказе и в Крыму.

Вариант для тропиков. Стальная пряжка оливково-зелёного цвета.

С началом Второй мировой войны стал остро ощущаться дефицит алюминия и пряжки для Вермахта стали производить из стали (с 1939-го года). А уже в сентябре 1944-го года, когда Германии подходил медленный, но весьма логичный конец, снабжать огромную армию на всех фронтах стало намного сложнее и RZM становилось всё сложнее осуществлять контроль над производством, что привело к разрешению фирмам-производителям поставлять свою продукцию напрямую заказчику, минуя контрактную систему RZM. Разрешение прямых поставок было выдано в декабре 1944-го года, за несколько месяцев до конца Рейха.

С конца 1944-го года пряжки стали производить даже из бакелита! Бакелитовая версия пряжки на данный момент большая редкость.

Бакелитовая пряжка Вермахта

Согласно одной версии, так называемый «ersatz koppelschloss des Heer», использовалась, в основном, для снаряжения частей Фольксштурма и вспомогательных/резервных частей Вермахта.

Однако, многими экспертами в вопросе снаряжения и униформы Вермахта данная версия поставлена под сомнение и наиболее вероятно — это уже версия вторая, которой придерживаюсь и я сам, бакелитовая пряжка это не более, чем опытный образец, который не пошел в серию по определенным причинам.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС» ) носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.

Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.

При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.

Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

Черная форма СС и ее история

Сами охранные отряды (уже позже они стали называться карательными) появились еще в двадцатых годах. И их изначальное назначение относилось к гитлеровской собственной охране. Подразделение было неким спецназом. В то время форма офицера СС не сильно отличалась от солдат регулярной армии. Основными знаками отличия были погоны и нашивки.

Камуфляжная рубаха раннего образца

Ближе к сороковым годам, батальоны разрослись и возложили на себя большее количество обязанностей. В это же время сменился их внешний вид. Парадная форма СС стала повседневной. Изменился цвет, пошив мундиров и знаки отличия.

Для офицеров СС была пошита черная форма.

Война прокатилась по всей Европе и Советскому союзу. И фашистов, практически везде, запомнили, как оккупантов и завоевателей. А карательные отряды отложились в памяти советских людей с огромной ненавистью. Черная форма войск СС вызывала лютую злобу у партизан в Белоруссии.

В начале формирования охранных батальонов особой отличительной особенностью был один погон на плече. Но с началом военных операций, немецкая форма СС получила по два погона. Они теперь полностью относились к военным формированиям.

Также особенностью, которой отличалась форма солдат Вермахта и СС, это ношение знаков отличия. У СС-цев они крепились исключительно к левой петлице. А офицерские головные уборы имели канты. С середины тридцатых годов кокардой стал орел.

Китель унтерштурмфюрера пехотной части

Поскольку глава СС Генрих Гиммлер был закоренелый нацист и разделял весь мир на арийцев и нет, то солдат не германского происхождения, не имел право носить некоторые шевроны и знаки. Им черная униформа была под запретом.

При этом «истинные» арийцы носили на левом нагрудном кармане металлическую руну. И в зависимости от звания — некоторые особые нашивки.

Погоны войск СС немногим отличались от погон регулярной армии. Лишь у офицеров были небольшие отличия, в виде металлического канта.

Немецкая форма

Абстрагируясь от всех мировых конфликтов, во время сороковых годов прошлого века, и обращая внимание на внешний вид немецких солдат — стоит отметить, что данному аспекту они уделяли достаточно внимания. Стоит отдать должное тем людям, кто создавал форму для солдат и офицеров

Делали они это со вкусом и не без некоего щегольства. Немецкая форма фашистов выгодно отличалось от многих армий мира

Стоит отдать должное тем людям, кто создавал форму для солдат и офицеров. Делали они это со вкусом и не без некоего щегольства. Немецкая форма фашистов выгодно отличалось от многих армий мира.

В особенности стоит отметить подразделения СС, так называемые охранные отряды. В которых офицерский состав особо выделялся среди остальных. Но в то же время и обычный рядовой военнослужащий, на фоне простых солдат, был заметен.

Знаки различия

Звания солдат ваффен СС не отличались от званий служащих Вермахта: различия имелись только по форме. На униформе использовались такие же отличительные знаки, как погоны и расшитые петлицы. Офицеры СС носили знаки отличия с символикой организации как на погонах, так и в петлицах.

Погоны офицеров СС имели двойную подложку, верхняя различалась по цвету в зависимости от рода войск. Подложка была окантована серебристым шнуром. На погонах располагались знаки принадлежности к той или иной части, металлические или вышитые шелковыми нитками. Сами погоны изготавливались из серого галуна, тогда как их подкладка была неизменно черная. Шишечки (или «звездочки») на погонах, призванные обозначать звание офицера, были бронзовыми или позолоченными.

На петлицах изображались рунические «зиги» на одной, и знаки различия по званиям на другой. У служащих 3-й танковой дивизии, которая была прозвана «Мертвой головой» вместо «зиг» располагалось изображение черепа, которое прежде носилось в виде кокарды на кепи эсэсовцев. По краю петлицы окантовывались шелковыми шнурами крученого вида, а у генералов покрывались черным бархатом. Им же подбивались и генеральские фуражки.

Литература[ | ]

  • Adolf Schlicht, John R. Angolia. Die deutsche Wehrmacht, Uniformierung und Ausrüstung 1933—1945 Vol. 1: Das Heer (ISBN 3613013908), Motorbuch Verlag, Stuttgart 1992
  • Vol. 3: Die Luftwaffe (ISBN 3-613-02001-7), Motorbuch Verlag, Stuttgart 1999

Ю.Веремеев. Знаки различия званий Вермахта (Die Wehrmacht) 1935-1945гг. (неопр.) . Дата обращения 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
Ю.Веремеев. Таблицы званий Германского Вермахта (Die Wehrmacht) 1935-45гг. (неопр.) . Дата обращения 7 июня 2020. Архивировано 7 июня 2020 года.
Cook, Stan and Bender, R. James. Leibstandarte SS Adolf Hitler — Volume One: Uniforms, Organization, & History . San Jose, CA: R. James Bender Publishing, 1994. ISBN 978-0-912138-55-8
Hayes, A. SS Uniforms, Insignia and Accoutrements . Schiffer Publishing, Ltd. 2000. ISBN 978-0-7643-0046-2
Lumsden, Robin. A Collector’s Guide To: The Allgemeine — SS , Ian Allan Publishing, Inc. 2002. ISBN 0-7110-2905-9
Mollo, Andrew. Uniforms of the SS, Collected Edition Vol. 1-6 . Motorbooks Intl. 1997. ISBN 978-1-85915-048-1
Курылев О. П. Вооруженные силы Германии 1933—1945 . M.: Астрель, АСТ, 2007

Знаки отличия

Звания вермахта отличались в зависимости от рода войск. То есть не добавлялось, например, описание — старший лейтенант медицинской службы, а был Oberarzt — старший врач, хотя армейский старший лейтенант так и назывался Oberleutnant.

Погоны солдат и сержантов отличались от офицерских. На фоне чистых солдатских погон, очень четко видны были витые офицерские, а то и двухцветные генеральские погоны. Поэтому офицерам на передовой приходилось погоны прятать, переворачивая внутрь знаками различия или вообще снимать.

У офицеров Waffen-SS  на петлицах изображались знаки СС на одной петлице и знаки различия по званиям на другой.

Знаки отличия

История формы Вермахта и СС

До 1936 года солдаты и офицеры Вермахта носили еще форму Рейхсвера (армия Германии времен Первой мировой войны) с пришитой на груди национальной эмблемой (Hoheitszeichen) — всем известный по фильмам орел со свастикой. Только в 1936 году официально состоялся переход на новую форму.

Основой формы стал военный мундир (Waffen Rock) образца 1936 года. Он представлял собой китель с пятью пуговицами и накладными карманами цвета «Feldgrau» (полевой серый) с кантом цвета рода войск по борту и воротнику:

  • карминно-красный цвет — военное министерство и ветеринарная служба;
  • малиновый цвет — Генеральный штаб;
  • белый цвет — пехота;
  • травянисто-зеленый цвет — мотопехота (панцергренадиры);
  • светло-зеленый цвет — горная пехота, егеря;
  • розовый цвет — танковые войска и противотанковая артиллерия (для общевойсковых мундиров);
  • красный цвет — артиллерия;
  • бордовый цвет — части химической защиты и части реактивной артиллерии;
  • черный цвет — инженерные войска;
  • золотисто-желтый цвет — кавалерия и разведка;
  • медно-желтый цвет — моторизованная разведка;
  • лимонно-желтый цвет — войска связи;
  • оранжевый цвет — фельджандармерия и органы пополнения личным составом (военкоматы);
  • серовато-голубой цвет — автотранспортные части;
  • васильковый цвет — медицинская служба,
  • фиолетовый — священники католической и   лютеранской церквей.

Как видно из списка, запутаться в подобном многообразии не составляло особого труда. В мемуарах одного из танкистов есть эпизод, когда он взял в плен одного из генералов Вермахта, но ему дали не орден, а только медаль «За отвагу». Однако из описания видно, что он взял в плен обер-офицера генерального штаба ОКВ (от гауптмана до оберста), а причиной путаницы стало то, что офицеры ГШ носили генеральские лампасы на брюках формы.  Более того, офицер генерального штаба вовсе не означало, что это именно офицер из главного штаба войск, а просто то, что этот человек служит в штабе. А штаб может быть и у полка, и у дивизии.

Китель образца 1936 года

Однако у нацистской Германии была не только армия. Отдельно выделяется организация СС (Schutzstaffeln — «отряды охраны»). Первоначально сформированная как часть штурмовых отрядов (СА, «коричневорубашечники», боевые отряды НСДАП), СС быстро выделилась в отдельную структуру.

После «ночи длинных ножей», закончившейся уничтожением верхушки СА и выделением СС в отдельную структуру, СС стала основной ударной силой правящей партии и начала формирование боевых отрядов. В 1940 году эти отряды получили название Войска СС (die Waffen-SS). Также на службе оставались общие СС (Allgemeine SS), которые не принимали участия в военных действиях, а использовались на территории Третьего рейха. Служба в общих СС не считалась военной службой.

В 1930 году служащие СС получили печально знаменитую черную форму с рунами. Руны в петлицах могли носить только подтвержденные истинные арийцы. Другие национальные части войск СС не имели права на их ношение. Вместо рунических знаков использовались национальные петлицы или петлицы подразделений.

Высшие чины Вермахта и СС, а также награжденные рыцарским крестом имели право не застегивать верхние пуговицы шинели, чтобы видны были их награды ранг.

Также нельзя не упомянуть форму организации Тодта. После аншлюса Чехословакии, форма ее армии была использована для обмундирования отрядов организации. Трофейная форма сильно отличалась от армейской,  даже цвет был оливковый, а не «полевой серый».

Петлицы отрядов ТодтаСамая известная форма элитарного подразделения Die Waffen-SSПарадная форма офицеров Die Waffen-SSПолевая форма Die Waffen-SS

Чем особенна форма Вермахта

Форма немецкой армии начала Второй мировой войны выгодно отличалась от формы других воюющих армий. В Вермахте первыми стали обозначать принадлежность к стране-участнице (орел), четко обозначались рода войск, не было путаницы со званиями офицеров для солдат своей армии.

Однако морозная Россия быстро выявила недостатки формы: здесь и холодные шинели, особенно когда Красная армия массово переоделась в ватники. Поэтому так часто можно было видеть пленных немцев, одетых как попало в зимнее время. Летом же в полевых кителях было ужасно жарко, что заставляло солдат расстегиваться и подворачивать рукава. Этому факту много внимания уделено в советском кинематографе.

Но автор не может не упомянуть следующий факт. Цвет, вид и форма Вермахта очень хорошо въелась в гены русских людей. Автор как-то случайно увидел людей в форме гитлеровской армии, и, хотя он не видел подобную форму вживую никогда в жизни, был очень четкий посыл подсознания, что надо идти и убивать их. В связи с отсутствием автомата под рукой, автор подошел к людям в фельдграу почти невооруженным и выяснил, что это артисты со съёмок фильма. Поэтому сердце ненависть отпустила, и все остались невредимы.

Форма Вермахта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector