Химическое оружие: поражающие факторы, защита населения

Контроль над химическими вооружениями

Необходимость дополнения запрета на применение химического оружия мерами по контролю над вооружениями и разоружению впервые была признана в ст. 171 Версальского договора. Попытки Лиги Наций в межвоенный период добиться полного запрета химического оружия потерпели неудачу. После Второй мировой войны ФРГ и Австрия отказались от владения химическим оружием на основе Парижского протокола III 1954 г. к Брюссельскому пакту 1948 г. и Австрийского государственного договора 1955 г. соответственно. После Вьетнамской войны в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, направленная на защиту человечества от методов ведения войны, основанных на пагубном воздействии на окружающую среду.

В свете затянувшихся переговоров по КХО, 1 июня 1990 г. СССР и США подписали двустороннее Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с этим Соглашением 50% совокупных запасов химического оружия каждого государства должны быть уничтожены к 31 декабря 1999 г., а к 31 декабря 2002 г. его суммарное количество должно было быть сокращено до 5000 т. Соглашение так и не вступило в силу в связи завершением согласования многосторонней Конвенции.

В 1993 году после 24 лет переговоров была принята Конвенция по химическому оружию. Конвенция запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия, а также учреждает Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды, которая должна осуществлять контроль за соблюдением положений Конвенции.

Опирающийся на широкую дефиницию химического оружия, основанную на «критерии общей цели» (использование в гражданских и правоохранительных целях не запрещено) и предусматривающее уничтожение химического оружия и объектов по его производству, режим КХО усилен всеобъемлющим механизмом проверки, включая стандартные и специальные процедуры, подробно описанные в Приложении по осуществлению и проверке. Главная цель данного механизма создать у сторон КХО уверенность в том, что выгоды от принятия обязательств ОЗХО перевешивают издержки.

Систематические проверки являются основным средством обеспечения соблюдения положений Конвенции. В их основу положено разделение обязанностей между Техническим секретариатом ОЗХО и сторонами КХО. Государства-участники должны представлять первоначальные и ежегодные объявления (ст. III, VI КХО) в отношении, среди прочего, химического оружия, старого и оставленного химического оружия, а также объектов по производству химического оружия. Технический секретариат имеет право проверять точность заявленной информации с помощью самых разных средств, от постоянного мониторинга при помощи приборов, устанавливаемых на месте, до периодических осмотров (военных и промышленных объектов) инспекционными группами.

Наиболее инновационным элементом Конвенции по химическому оружию является механизм инспекций по запросу. Этот инструмент позволяет каждому государству-участнику, если имеются сомнения в соблюдении Конвенции, просить ОЗХО проинспектировать любое место или объект на территории другого государства-участника, причем последнее не может отказаться допустить такую инспекцию.

Кроме инспекций по запросу, существует возможность проведения расследования предполагаемого применения химического оружия по запросу государства-участника. Расследование может быть инициировано в соответствии либо со ст. IX, либо со ст. X КХО. Первый случай представляет собой ситуацию инспекции по запросу, когда государство-участник запрашивает инспекцию на месте на территории другого государства-участника на основе вызывающей доверие информации, что там было использовано химическое оружие. Во втором случае государство-участник запрашивает помощь и защиту от применения химического оружия против него в соответствии с п. 8 ст. X КХО.

Международно-правовое запрещение химического оружия

Правовые ограничения на использование химического оружия в вооруженных конфликтах начали устанавливаться в конце XIX века, хотя еще в 1675 г. между Францией и Священной Римской империей было заключено Страсбургское соглашение, которое запрещало договаривающимся сторонам использовать «вероломные и отвратительные» устройства и отравленные пули.

Первой попыткой ограничить применение химического оружия был составленный на созванной в 1874 г. по инициативе императора Александра II (1818–1881) Брюссельской конференции проект Международной декларации о законах и обычаях войны, в котором запрещалось, в том числе, «использовать яд или отравленное оружие». Однако подавляющее большинство государств-участников поддержать проект отказалось. Сопротивление вызвали не отдельные его положения, а сама идея ограничения войны какими-то международными правилами.

Важным шагом на пути запрещения химического оружия стала принятая на Первой мирной конференции в Гааге в 1899 г. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Статья 23 Приложения к Конвенции запрещала «употреблять яд или отравленное оружие». Также в Гааге была принята специальная Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы. Однако определения самого предмета запрещения – что следует понимать под понятием «яды», «отравленное оружие», «удушающие или вредоносные газы» – были нечеткими и допускали многозначность толкования.

В свете опыта Первой мировой войны, в ст. 171 Версальского мирного договора (1919), ссылаясь на уже существующий запрет на использование «удушающих, ядовитых или других газов и всех аналогичных жидкостей, материалов или устройств», вводился запрет на их производство и импорт в Германию. Это была первая попытка дополнить запрет на применение химического оружия мерами по контролю над вооружениями и разоружению.

В ходе подготовки Вашингтонского морского соглашения 1922 г. был подписан документ – Договор об использовании подводных лодок и отравляющих газов, однако он так и не вступил в силу и остался в виде декларации о намерениях.

Три года спустя, 17 июня 1925 года, был принят Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол). Стороны Женевского протокола считая, что «применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей, веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением цивилизованного мира» заявили:

Тем не менее у Протокола был ряд существенных недостатков, в том числе, он не запрещал разработку, производство или накопление химического оружия.

К 1939 году, когда началась Вторая мировая война, Женевский протокол ратифицировали 32 государства; по состоянию на июль 2020 г. под давлением Организации Объединенных Наций его участниками стали 145 государств.

13 января 1993 года в Париже была принята Конвенция по химическому оружию. В соответствии с положениями КХО, каждое государство-участник обязуется не разрабатывать, не производить, не применять химическое оружие и не проводить никаких военных приготовлений к его применению. Имеющееся оружие подлежит полному уничтожению. Вместе с тем государства-участники имеют право разрабатывать, производить и использовать токсичные химикаты и их прекурсоры в специально оговоренных, но не запрещаемых КХО гражданских целях. По состоянию на май 2021 года 193 государства стали участниками КХО и приняли на себя ее обязательства.

Запет на применение химического оружия также подкрепляется общими нормами ведения войны. Среди этих норм особенно актуальны запрет нападений на гражданское население, нападений неизбирательного характера и нападений, причиняющих чрезмерный ущерб гражданскому населению или гражданским объектам по отношению к предполагаемому военному преимуществу (принцип пропорциональности).

Контроль над химическими вооружениями

Необходимость дополнения запрета на применение химического оружия мерами по контролю над вооружениями и разоружению впервые была признана в ст. 171 Версальского договора. Попытки Лиги Наций в межвоенный период добиться полного запрета химического оружия потерпели неудачу. После Второй мировой войны ФРГ и Австрия отказались от владения химическим оружием на основе Парижского протокола III 1954 г. к Брюссельскому пакту 1948 г. и Австрийского государственного договора 1955 г. соответственно. После Вьетнамской войны в 1977 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, направленная на защиту человечества от методов ведения войны, основанных на пагубном воздействии на окружающую среду.

В свете затянувшихся переговоров по КХО, 1 июня 1990 г. СССР и США подписали двустороннее Соглашение об уничтожении и непроизводстве химического оружия и о мерах по содействию многосторонней Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии с этим Соглашением 50% совокупных запасов химического оружия каждого государства должны быть уничтожены к 31 декабря 1999 г., а к 31 декабря 2002 г. его суммарное количество должно было быть сокращено до 5000 т. Соглашение так и не вступило в силу в связи завершением согласования многосторонней Конвенции.

В 1993 году после 24 лет переговоров была принята Конвенция по химическому оружию. Конвенция запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия, а также учреждает Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды, которая должна осуществлять контроль за соблюдением положений Конвенции.

Опирающийся на широкую дефиницию химического оружия, основанную на «критерии общей цели» (использование в гражданских и правоохранительных целях не запрещено) и предусматривающее уничтожение химического оружия и объектов по его производству, режим КХО усилен всеобъемлющим механизмом проверки, включая стандартные и специальные процедуры, подробно описанные в Приложении по осуществлению и проверке. Главная цель данного механизма создать у сторон КХО уверенность в том, что выгоды от принятия обязательств ОЗХО перевешивают издержки.

Систематические проверки являются основным средством обеспечения соблюдения положений Конвенции. В их основу положено разделение обязанностей между Техническим секретариатом ОЗХО и сторонами КХО. Государства-участники должны представлять первоначальные и ежегодные объявления (ст. III, VI КХО) в отношении, среди прочего, химического оружия, старого и оставленного химического оружия, а также объектов по производству химического оружия. Технический секретариат имеет право проверять точность заявленной информации с помощью самых разных средств, от постоянного мониторинга при помощи приборов, устанавливаемых на месте, до периодических осмотров (военных и промышленных объектов) инспекционными группами.

Наиболее инновационным элементом Конвенции по химическому оружию является механизм инспекций по запросу. Этот инструмент позволяет каждому государству-участнику, если имеются сомнения в соблюдении Конвенции, просить ОЗХО проинспектировать любое место или объект на территории другого государства-участника, причем последнее не может отказаться допустить такую инспекцию.

Кроме инспекций по запросу, существует возможность проведения расследования предполагаемого применения химического оружия по запросу государства-участника. Расследование может быть инициировано в соответствии либо со ст. IX, либо со ст. X КХО. Первый случай представляет собой ситуацию инспекции по запросу, когда государство-участник запрашивает инспекцию на месте на территории другого государства-участника на основе вызывающей доверие информации, что там было использовано химическое оружие. Во втором случае государство-участник запрашивает помощь и защиту от применения химического оружия против него в соответствии с п. 8 ст. X КХО.

Состав и обязанности внутреннего наряда в убежище

Ответственность за правильную эксплуатацию и поддержание защитных свойств убежищ для личного состава несут лица, назначаемые командирами подразделений для которых они возводятся, а сооружений для пунктов управления и медицинских пунктов — лица, назначаемые начальниками штабов или начальниками медицинских учреждений.

Для обслуживания сооружений назначается наряд в составе дежурного по сооружению и дневальных, подчиняющийся лицам, ответственным за эксплуатацию сооружений. В сооружениях для ПУ и МП, кроме того, назначается дежурный электрик, в обязанности которого входит устранение неисправностей электрооборудования сооружений.

Дежурный по сооружению назначается из числа наиболее подготовленных солдат и отвечает за поддержание порядка в сооружении и точное выполнение правил эксплуатации сооружений в условиях применения противником ОМП. Он несет ответственность также за правильную эксплуатацию внутреннего оборудования сооружений (фильтровентиляционного агрегата, отопительной установки, средств освещения и др.) и за исправное несение службы дневальными.

Дежурный по сооружению обязан:

а) до применения противником ОМП:

  • следить за точным выполнением правил эксплуатации сооружения;
  • размещать в сооружении личный состав, прибывающий для отдыха;
  • контролировать работу фильтровентиляционного агрегата и положение клапанов в герметической двери и в устройстве для продувки тамбуров;
  • следить за соблюдением правил пожарной безопасности в сооружении и наличием средств пожаротушения;

б) после применения противником ОМП:

  • знать химическую, радиационную и биологическую обстановку в районе расположения сооружения;
  • контролировать выполнение личным составом правил входа в сооружение;
  • следить за правильностью эксплуатации фильтровентиляционного и отопительного оборудования;
  • устанавливать очередность привлечения лиц, находящихся в сооружении, для вращения рукоятки вентилятора ФВА;
  • периодически контролировать уровень химического и радиационного заражения в сооружении;
  • при повышении концентрации ТХ и уровня радиации в сооружении до предельно-допустимых значений подавать команду «Газы» и, после перевода противогазов в боевое положение, принимать меры к выявлению и устранению причин проникания (заноса) ТХ или РП.

Дневальные по сооружению назначаются из числа солдат. Они подчиняются дежурному по сооружению и отвечают за выполнение личным составом правил входа в сооружение и поддержание порядка в нем.

Дневальные обязаны:

а) до применения противником ОМП:

  • постоянно наблюдать за положением герметических и защитной дверей (люков) сооружения;
  • следить за чистотой и порядком в сооружении, производить его уборку и топку печей;
  • немедленно докладывать дежурному о замеченных неисправностях и нарушениях правил пожарной безопасности;
  • производить уборку участка территории, на котором расположено сооружение;

б) после применения противником ОМП:

  • проводить дегазацию (дезактивацию) входов, люков, дверей сооружения, а также перекрытого участка траншеи и прилегающих участков местности;
  • следить за правильностью и полнотой проведения частичной специальной обработки лиц, входящих в сооружение;
  • обеспечивать пронос термосов (фляг) с пищей и водой, а также других видов имущества через входные устройства сооружения;
  • собирать оболочки использованных дегазационных пакетов и уничтожать их путем сжигания или захоронения;
  • устранять неисправности средств внутреннего оборудования и восстанавливать защитные свойства сооружений.

Способ. Удушающий

К ядам, оказывающим удушающее действие, относится фосген. Уже по названию группы видно, что действует он через дыхательные органы. К симптомам отравления фосгеном относятся: общее недомогание, тошнота, боль в голове, сладковатый привкус во рту. Характерно, что эти симптомы проходят, если пораженный человек вышел из зараженной местности и возобновляются примерно через 5 часов. Это вводит человека в заблуждение – он не догадывается о поражении, а за это время развивается тяжелый легочный отек. После чего резко затрудняется дыхание, развиваются приступы кашля, во время которого обильно выделяется мокрота, одолевает сильная головная боль, повышается температура, учащается сердцебиение, появляется одышка.

Токсины, как поражающий фактор химического оружия

Токсины — это химические вещества белковой природы растительного, животного или микробного происхождения, обладающие высокой токсичностью. Характерными представителями этой группы являются бутулический токсин — один из сильнейших ядов смертельного действия, являющийся продуктом жизнедеятельности бактерий, стафилококковый энтсротоксин, рицин — токсин растительного происхождения.

Поражающим фактором химического оружия является токсическое действие на организм человека и животного, количественными характеристиками — концентрация и токсодоза.

Для поражения различных видов растительности предназначены токсические химические вещества — фитотоксиканты. В мирных целях их применяют главным образом в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, удаления листьев растительности в целях ускорения созревания плодов и облегчения сбора урожая (например, хлопка). В зависимости от характера воздействия на растения и целевого назначения фитотоксиканты подразделяются на гербициды, арборициды, алы ициды, дефолианты и десиканты. Гербициды предназначены для уничтожения травянистой растительности, арборициды — древесно-кустарниковой растительности, альгициды — водной растительности. Дефолианты используются для удаления листьев растительности, а десиканты поражают растительность путем ее высушивания.

При применении химического оружия так же, как при аварии с выбросом ОХ В, будут образовываться зоны химического заражения и очаги химического поражения (рис. 1). Зона химическою заражения ОВ включает район применения ОВ и территорию, над которой распространилось облако зараженного воздуха с поражающими концентрациями. Очаг химического поражения — это территория, в пределах которой в результате применения химического оружия произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Характеристики зон заражения и очагов поражения зависят от типа отравляющего вещества, средств и способов применения, метеорологических условий. К основным особенностям очага химического поражения можно отнести:

  • поражение людей и животных без разрушения и повреждений зданий, сооружений, оборудования и т. д.;
  • заражение объектов экономики и жилых районов на длительное время стойкими ОВ;
  • поражение людей на больших площадях в течение длительного времени после применения ОВ;
  • поражение не только людей, находящихся на открытой местности, но и находящихся в негерметичных убежищах и укрытиях;
  • сильное моральное воздействие.

Рис. 1. Зона химического заражения и очаги химического поражения при применении химического оружия: Ав — средство применения (авиация); VX — тип вещества (ви-газ); 1-3 — очаги поражения

На рабочих и служащих объектов, оказавшихся в момент химического нападения в производственных зданиях и сооружениях, воздействует, как правило, парообразная фаза ОВ. Поэтому все работы следует проводить в противогазах, а при применении ОВ нервно-паралитического или кожно-нарывного действия — в средствах защиты кожи.

После Первой мировой войны, несмотря на большие запасы химического оружия, его широко не применяли ни в военных целях, ни тем более против мирного населения. Во время войны во Вьетнаме американцы широко применяли фитотоксиканты (для борьбы с партизанами) трех основных рецептур: «оранжевой», «белой» и «синей». В Южном Вьетнаме было поражено около 43 % всей площади и 44 % площади лесов. При этом всс фитотоксиканты оказались токсичными как для человека, так и для теплокровных животных. Таким образом, была вызвана ЧС — нанесен колоссальный ущерб окружающей среде.

Виды отравляющих веществ

  • Виды отравляющих веществ
  • Характеристика химического оружия
  • Поражающие факторы химического оружия
  • Первое применение химического оружия
  • Химическое оружие Первой мировой войны
  • Химическое оружие массового поражения
  • Виды защиты
  • Запрет на использование

Отравляющие вещества под оболочкой химических боеприпасов пребывают в твёрдом и жидком виде.

В момент их применения при разрушении оболочки они приходят в боевое состояние:

  • парообразное (газообразное);
  • аэрозольное (морось, дым, туман);
  • капельно-жидкое.

Отравляющие вещества являются главным поражающим фактором химического оружия.

Предтечи токсикологии

Химическое оружие как инструмент для убийства является ровесником лука. Человек начал использовать химические вещества в войне ещё до момента появления первых трактатов по металлургии, алхимии или медицине. Наши предки, ещё не покинув пределов Африки, приучились использовать отравленные стрелы в охоте: вместо того, чтобы толпой загонять зверя, в него достаточно было лишь один раз стрельнуть из лука и просто идти по следу. Кардиогликозиды, содержащиеся в растениях рода акокантера, вызывали остановку сердца у отравленного животного. С развитием первых цивилизаций появились и первые законы об ограничении использования химических веществ в войне: в индуистском священном тексте «Рамаяма» было сказано о запрете использования отравленных стрел, однако там так же прямо советовалось отравлять еду и источники питьевой воды. Однако войска Александра Македонского во время вторжения в древнюю Индию использовали все доступные на тот момент варианты химического оружия. В других цивилизациях древности такой вид оружия также был известен. Например, в трактате «Искусство войны» описывается возгонка соединений мышьяка – первое в истории упоминание газообразного химического оружия. В античной Греции воины использовали корневища зимовника для отравления колодцев. В Европе, после окончания тёмного периода Средневековья, начала активно развиваться алхимия, а с ней активизировался поиск новых ядов. В основном изобретения касались зажигательных составов и ирритантов, позволявших отогнать наступающего противника едким дымом. Однако в лучших домах Италии действовали отравители, чьи поступки до сих пор удивляют историков токсикологии и судебной медицины.

Расследование сирийской трагедии

Фотографиями жертв химической атаки пестрит весь интернет. То тут, то там появляются видеоинтервью сирийцев, рассказывающих о жестоком Башаре Асаде и его режиме. Естественно, что в связи со всеми брошенными обвинениями официальному Дамаску возникла необходимость провести независимое расследование химической атаки.

Однако трудно доказать свою правоту тогда, когда люди не хотят видеть очевидного. К примеру, внимательные интернет-пользователи заметили несовпадения в видеороликах о нападении с заявлением о времени атаки. Также непонятен тот факт, откуда взялось фото с девятью мертвыми детьми в кузове грузовика накануне предполагаемой атаки. Все это требует тщательного изучения и проверки, ведь неизвестно, было ли распыление ядовитых веществ преднамеренным, или это все же трагическая случайность, унесшая несколько десятков жизней ни в чем не повинных людей.

Запрет на использование


Человечество потрясли ужасные последствия и огромные потери людей, после применения оружия массового уничтожения. Поэтому в 1928 году вступила в силу Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Этот протокол запрещает использование не только химического, но и биологического оружия. В 1992 году вступил в силу еще один документ, это Конвенция о запрещении химического оружия. Данный документ дополняет Протокол, он говорит не только о запрете на изготовление и использование, но также и об уничтожении всего химического оружия. Исполнения этого документа, контролирует, специально созданный комитет при ООН. Но не все государства, подписали этот документ, так, например, его не признали Египет, Ангола, Северная Корея, Южный Судан. Также на вошел он в юридическую силу в Израиле и Мьянме.

В 90-е годы Россия обладала самым большим запасом химического оружия в мире. К 2013 году страна уничтожила 76% своих запасов.

Средства химической защиты

Индивидуальные средства химической защиты разделают на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. По способу защитного действия бывают фильтрующие средства для органов дыхания, которые проводят очистку от радиоактивных веществ и изолирующие от зараженной атмосферы. По своему назначению они разделяются на общевойсковые, которые положены по всему личному составу армии и специальные, которые предназначены для защиты лиц и выдают специальные работы или для специальных контингентов, к примеру, раненных в голову. Индивидуальные средства защиты иногда разделают на табельные, которые изготавливаются на заводе и подручные, которые производятся силами населения.

Изолирующие противогазы несколько эффективней своих фильтрующих аналогов, так как более универсальны в своих защитных свойствах. Они способно надежно защищать органы дыхания от сильнодействующих отправляющих ядовитых веществ, биологических аэрозолей и радиоактивной пыли, которая находится в воздухе в любой концентрации и полностью изолирует их. По своему принципу обеспечения кислородом они могут быть содержащие химический наполнитель, который способен генерировать кислород взамен поглощаемого углекислого газа и со специальными баллонами, имеющими сжатый кислород.

В свою очередь средства защиты кожи, к примеру, общевойсковой защитный комплект предназначен для защиты тела от попадания ОВ и РВ. Помимо этого они полностью защищают от альфа-частиц в значительной степени от бета-частиц и частично от света излучения при ядерном взрыве. По типу защитного действия могут быть изолирующие костюмы, плащи, материал которых покрыт при помощи специальной пленки. Фильтрующие, которые представляют собой комбинезоны или костюмы из обычного материала, который пропитывается при помощи специального состава, способного нейтрализовать опасные вещества. Изолирующую одежду надевают поверх летней или зимней одежды использует в любом диапазоне температур на открытой площадке или внутри помещения.

Если вы желаете купить средства химической защиты, вам необходимо обратиться в компанию «СПЕЦОБОРОНА». Обратившись к нам, вы работаете с профессионалами, которые предлагают исключительно проверенную продукцию по доступным ценам. Каждая единица продукции сертифицирована. Если у вас возникнут какие-либо трудности во время выбора или оформления покупки, на помощь придет наш опытный менеджер-консультант.

Источник

Типы химического оружия и названия

Современное химическое оружие имеет множество типов, которые имеют отличия по назначению, скорости и воздействию на человеческий организм.

По скорости сохранения поражающих способностей химическое оружие можно разделить не несколько типов:

  • стойкие – вещества, в состав которых входит люизит и иприт. Эффективность после применения таких веществ может составлять до нескольких дней;
  • летучие – вещества, в состав которых входит фосген и синильная кислота. Эффективность после применения таких веществ составляет до получаса.

Также существуют типы отравляющих газов, которые делятся по их применению:

  • боевые – используются для быстрого или медленного уничтожения живой силы;
  • психотропные (не смертельные) – используются для временного выхода из строя человеческого организма.

Существует шесть типов химических веществ, деление которых основано по результатам воздействия на человеческий организм:

Нервно-паралитическое оружие

Данный тип оружия является одним из опаснейших по мере воздействия на человеческий организм. Типом такого оружия является газ, который поражает нервную систему и приводит к смерти в любых концентрациях. В состав нервно–паралитического оружия входят газы:

  • зоман;
  • V – газ;
  • зарин;
  • табун.

Газ не имеет запаха и цвета, что делает его очень опасным.

Отравляющее оружие

Такой тип оружия отравляет человеческий организм по средствам воздействия на кожу, после чего попадает в тело и уничтожает легкие. Защититься от данного типа оружия обычной защитой невозможно. В состав отравляющего оружия входят газы:

  • люизит;
  • иприт.

Отравляющие оружие общего действия

Являются смертоносными веществами, обладающими быстротой действия на организм. Отравляющие вещества, после применения моментально воздействуют на эритроциты и блокируют подачу кислорода в организм. В состав отравляющих веществ общего действия входят газы:

  • хлорциан;
  • синильная кислота.

Удушающее оружие

Удушающие оружие является газом, который после применения моментально снижает и блокирует подачу кислорода в организм, что способствует к длительной и мучительной смерти. У удушающему оружию относятся газы:

  • хлор;
  • фосген;
  • дифосген.

Психохимическое оружие

Данным типом оружия являются вещества, которые обладают психотропным и психохимическим действием на организм. После применения газ воздействует на нервную систему, что вызывает кратковременные нарушения и вывод из строя. Психохимическое оружие наделено поражающим эффектом, в результате которого у человека появляются:

  • слепота;
  • глухота;
  • недееспособность вестибулярного аппарата;
  • психическое помешательство;
  • дезориентация;
  • галлюцинации.

В состав психохимического оружия в основном входит вещество — хинуклидил-3-бензилат.

Отравляюще–раздражающее оружие

Данный тип оружия является газом, которые после применения вызывает тошноту, кашель, чихание и раздражение глаз. Такой газ летучим и быстродействующим. Часто отравляюще–раздражающее оружие или слезоточивый раз применяется правоохранительными органами.

В состав отравляюще–раздражающего оружия входят газы:

  • хлор;
  • сернистый ангидрид;
  • сероводород;
  • азот;
  • аммиак.

Препараты общеядовитого действия

Химически отравляющие вещества из этой группы проникают в организм с водой и пищей, а также через дыхательную систему. К ним можно отнести:

  • Синильную кислоту.
  • Хлорциан.
  • Угарный газ.
  • Фосфористый водород.
  • Мышьяковистый водород.

При поражении можно диагностировать следующие признаки: появляется рвота, кружится голова, человек может потерять сознание, возможны судороги, паралич.

Синильная кислота по запаху напоминает миндаль, в небольшом количестве содержится даже в семенах некоторых плодов, например в абрикосах, поэтому и не рекомендуется для компота использовать плоды с косточками.

Хотя это опасение может быть напрасным, потому что свое действие синильная кислота оказывает только в парообразном состоянии. При поражении ею наблюдаются характерные признаки: головокружение, металлический привкус во рту, слабость и тошнота.

Агенты, выводящие из строя

Это вещества, которые оказывают ослабляющее действие с ограниченной вероятностью необратимых травм или смерти. Пострадавшие обычно длятся более 24 часов, и, хотя рекомендуется медицинская эвакуация и изоляция, это не требуется для полного выздоровления. Их, вместе с беспокоящими агентами, иногда называют несмертельными агентами. При использовании этих агентов смертность может достигать 5%.

Психологические агенты

Это вещества, которые вызывают травматический эффект из-за психических расстройств, таких как бред или галлюцинации.

  • 3-хинуклидинилбензилат (BZ)
  • Фенциклидин (SN)
  • Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД)

Другие инкапаситирующие агенты

Эти вещества также были исследованы как инкапаситанты, хотя в большей степени они действуют за счет взаимодействия вне центральной нервной системы.

КОЛОКОЛ-1 (транквилизатор)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector