Подъем по веревке: какие устройства нужны

Содержание:

Сертификация и маркировка спусковых и страховочных устройств

В СССР многое снаряжение создавалось кустарно. Было придумано множество действительно удачных приспособлений, однако они нередко приводили к травмам, потому что изготавливались из подручных материалов, не прошедших должной обработки, а испытания зачастую проводились теми же энтузиастами «в полевых условиях».

Для современного снаряжения разработаны нормы и стандарты, в которых прописаны технические требования к минимальной разрушающей нагрузке, используемым материалам, методам испытаний спусковых устройств, маркировке, типу устройств.

В России спусковые и страховочно-спусковые устройства не входят в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации», нет технического регламента (стандарта для «СПОРТИВНЫХ» устройств), поэтому все пользуются европейскими стандартами EN 15151-1 и EN 15151-2.

Стандарты EN 15151-1 и EN 15151-2

Стандарт EN 15151-2: устройства с ручной блокировкой верёвки

  • Тип 1
    : для спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 2
    : для страховки и спуска без функции регулировки трения.
  • Тип 3
    : для спуска с функцией регулировки трения.
  • Тип 4
    : для страховки и спуска с функцией регулировки трения.

Стандарт EN 15151-1: со вспомогательной блокировкой верёвки

  • Тип 5
    : для спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 6
    : для страховки и спуска со вспомогательной блокировкой верёвки («полуавтоматические»), без элемента блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .
  • Тип 7
    : для спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»).
  • Тип 8
    : для страховки и спуска с элементом блокировки в случае паники («антипаника»). Например, .

Для промышленных устройств, применяемых в работах на высоте или спасательных операциях, существуют свои стандарты. Стандарты, разработанные для техники верёвочного доступа для спусковых устройств, называются EN 341 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска» и EN12841 «Устройства позиционирования на канатах». Такие устройства могут применяться в качестве компонентов в позиционирующих и удерживающих системах.

Маркировка

  1. Производитель.
  2. Название устройства.
  3. Направление установки верёвки:
  1. Рабочий конец верёвки.
  2. Свободный конец верёвки.
  1. Соответствующий стандарт.
  2. Этикетка качества UIAA (Международного союза альпинистских ассоциаций).
  3. Допустимые типы и диаметры верёвки.
  4. Серийный номер: номер партии продукции и год изготовления (на картинке расшифровка номера фирмы Petzl, у каждого бренда в паспорте к изделию указано, как расшифровывается серийный номер).

  1. Необходимо ознакомиться с инструкцией перед использованием.
  2. Организация, осуществляющая контроль за производством.

Последовательность, в которой указываются сведения, у каждого бренда своя.

Возможно, будет полезно почитать:

  • Все российские владельцы иностранных клубов: от Абрамовича до Рыболовлева Кто хозяин футбольного клуба монако ;
  • Рыболов элит читать онлайн ;
  • Рыболов элит журнал. Журнал рыболов элит ;
  • Солодкин александр наумович Солодкин александр ;
  • Чем занимаются дети российских олигархов Анастасия потанина что где когда ;
  • АО «Спорт-Экспресс Есауленко григорий васильевич семья ;
  • Александр Карелин: биография, спортивные достижения ;
  • Вы бы видели, как я прыгал, когда мы забили «Челси»! ;

Как использовать жумар – классическая техника подъема

Классическую
технику подъема в альпинизме называют «кроль-жумар». С помощью нее
осуществляется подъем по веревке на двух основных зажимах: ведущем и
фиксирующем.

Алгоритм подъема:

  1. Ведущий зажим со ступенькой, прикрепленной к ноге, поднимается вдоль веревки на комфортное расстояние. Одновременно производится уступающее движение ногой;
  2. Спортсмен встает на ступеньки и подводит фиксирующий зажим максимально близко к ведущему, затем садится на него.

Эту технику можно использовать и в другом варианте. Для этого нужно встать на вспомогательный зажим, одновременно поднимая ведущий элемент вверх вместе со ступенькой. Если веревка не проходит через зажим во время вставания, ее нужно обхватить чуть ниже жумара и продернуть через фиксатор. В этом случае садиться на зажим необязательно.

Запасовка полиспастов

Запасовка – процедуру изменения местоположения шкивов и дистанции между ними. Целью этой операции является регулирование скорости и высоты подъема грузов в соответствии с определенной схемой прохождения троса по блокам грузоподъемного механизма. Существуют следующие разновидности запасовки:

  1. Однократная. На крюке закрепляется 1 веревка, которая проводится через все неподвижные блоки и наматывается на барабан.
  2. Двукратная. Первый конец каната крепят на головке поворотного элемента крана, второй – на лебедке. Этот способ запасовки может применяться на кранах стрелового типа.
  3. Четырехкратная. 2 рабочих ветви троса проводятся через шкивы рабочей стрелы. Соседние полиспасты скрепляются между собой при помощи статичного блока, устанавливаемого на стойке платформы. Этот метод запасовки используется для устройств с большой грузоподъемностью.

Существует также переменная запасовка. Она бывает как двукратной, так и четырехкратной. Подвижные ролики устанавливаются на нескольких подвижным обоймах, удерживаемых при помощи каната. Кратность запасовки изменяется посредством опускания подвески крюка на опору при сматывании веревки.

Виды

Ниже в таблице приведены виды систем обеспечения безопасности работ на высоте согласно требованиям Минтруда России.

Виды систем безопасности работ на высоте

Схема-рисунок Название и пояснение
1 Удерживающая система:

1 – удерживающая привязь (пояс предохранительный без лямок), охватывающая туловище и состоящая из отдельных деталей, которые вместе со стропами фиксируют на определенной высоте во время работы;

2 – открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (соединительный элемент, карабин);

3 – анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено СИЗ после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию);

4 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника;

5 – перепад высот более 1,8 м.

Требование: компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы из синтетических материалов – не менее 22 кН.

2 Позиционирование, позволяющее работать с поддержкой, при которой падение предотвращается:

1 – поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию;

2 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры;

3 – строп с амортизатором;

4 – страховочная привязь.

Требование: рабочий при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховке. Подсоединение должно быть без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах.

3 Страховочная привязь и подсистема, присоединяемая для страховки:

1 – структурный анкер на каждом конце анкерной линии;

2 – анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить СИЗ;

3 – строп;

4 – амортизатор;

5 – страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела и удержания тела во время падения и после него.

Требование: подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к рабочему производят за элемент привязи с маркировкой A.

Рекомендация: подсоединение к точке на спине (на рисунке буква «A») желательнее, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ.

4 Система спасения и эвакуации – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой:

1 – анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы рабочего, проводящего спасательные работы;

2 – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой;

3 – спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело в удобном положении для его спасения;

4 – строп;

5 – амортизатор;

6 – страховочная привязь.

5 Система спасения и эвакуации – переносное временное анкерное устройство:

1 – трипод;

2 – лебедка;

3 – спасательная привязь;

4 – страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа;

5 – амортизатор во втягивающемся стропе (рассеивание энергии может выполнять само страховочное устройство 4);

6 – страховочная привязь.

6 Система спасения и эвакуации – индивидуальное спасательное устройство (ИСУ) для спасения самого себя.

1 – устройство, исключающее вращение и возможность свободного падения при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска до 2 м/с;

2 – спасательная петля класса B (допустимо класса A).

Также см. «Выполнение работ на высоте: меры безопасности».

Верхняя одежда

За рубежом к работам с деревьями предъявляются жесткие требования по безопасности, поэтому большинство профессиональных арбористов использует всевозможные качественные СИЗы.

При работе с бензопилой арбористы обязательно должны быть в брюках и ботинках с защитой от порезов  класса 1 (и выше).

Многие производители выпускают брюки специально для арбористов, они отличаются от брюк для вальщиков легкостью, эластичностью и специальным кроем.

К ботинкам для арбористов также предъявляется несколько требований — они должны быть легкими, иметь металлическую защиту носка, иметь класс защиты от порезов не ниже второго, подошва должна быть жесткая, что бы было комфортно долго находиться в гаффах. Они должны быть довольно высокими что бы кочерга гаффы не давила на голеностопный сустав. Однако для обрезки деревьев или соревнований используют специальную обувь, в которой удобно перемещаться в кроне. Такие ботинки сочетают в себе свойства трекинговых ботинок и скальных туфель.

            (HUSQVARNA Techical 20)                            (Pfanner Matterhorn Chainsaw Boots)

Преимущества и недостатки DAC

Большинство автомобилистов сходятся на мнении, что у DAC много важных преимуществ, однако, есть и свои недостатки. К числу явных плюсов относятся:

  • безопасное прохождение практически любого спуска;
  • автоматический контроль скорости, позволяющий водителю не отвлекаться от управления;
  • помощь начинающим автомобилистам в освоении особенностей вождения транспортным средством.

Система контроля движения при спуске с горы может помочь водителю при прохождении сложных отрезков маршрута и обеспечить безопасную скорость на склоне. Особенно полезен данный механизм для начинающих автомобилистов. Но и опытным водителям не стоит пренебрегать использованием DAC, ведь безопасность самого автомобилиста, его пассажиров и других участников движения всегда должна оставаться в приоритете.

Если говорить о преимуществах и недостатках системы DAC, то преимуществ больше, чем недостатков. С развитием программного обеспечения и доработки других систем безопасности, минусы механизма помощи при спуске идут к нулю. Инженеры максимально точно дорабатывают действия механизма и добавляют разные датчики, чтоб было больше информации о ситуации.

С недостатков DAC скорей то, что последнее решение все-таки принимает водитель, а для неопытных водителей это покажется огромным минусом. Хорошо если в момент использования склон небольшой, прямой и с твердым дорожным покрытием. Другое дело, когда склон резкий, на улице снег или куда хуже гололед. Механизм систем DAC, которые работают сугубо на принципе притормаживания колес, не рассчитаны на большую дистанцию. В результате могут заклинить колодки или же вовсе выйти из строя тормозная система.

Читать далее: Как очистить бензобак автомобиля от разных загрязнений || Советы автоэкспертов как очистить бензобак и топливную систему от воды

Наличие самой системы DAC на борту автомобиля уже говорит, что инженеры постарались и наперед продумали как безопасность, так и комфорт. Данный механизм будет полезен и опытным, и неопытным водителям. Прежде чем начать пользоваться системой помощи при спуске с горы, многие производители рекомендуют почитать инструкцию к автомобилю и только потом приступать к тестированию.

Расчет полиспаста

Перед изготовлением полиспаста требуется рассчитать основные технические характеристики грузоподъемной конструкции. Расчеты требуется для составления чертежей и производятся согласно параметрам рабочего помещениями и весом груза.

Для определения нагрузок, влияющих на блочную систему в ходе эксплуатации, нужно рассчитать параметры, действующие на отдельные блоки:

  1. Силу воздействия поднимаемого груза (SC).
  2. Тяговую силу двигателя (SM).
  3. Угол отклонения (α). При расчете параметров полиспаста этой характеристикой можно пренебречь, потому что у современных устройств угол отклонения отсутствует.
  4. Диаметр блока (D).
  5. Диаметр втулки (d).

Уравнение, использующееся для нахождения моментов силы, имеет следующий вид: SM * R = SC*R + l*SC*R + N* g*d/2, где:

  1. SM * R – момент силы, с которой груз оказывает влияние на блочную систему.
  2. l – коэффициент, характеризующий жесткость ручного веревочного каната при огибании ролика. Он зависит от структуры витков троса и определяется экспериментальным методом.
  3. Нагрузка на ось шкива. Она определяется по формуле: 2*SC*R.
  4. g – коэффициент, характеризующий силу трения втулки шкивов.

  1. 97% — используется в качестве среднего значения, если в элементах грузоподъемного устройства присутствуют подшипники качения и втулки из бронзы.
  2. 95% — используются подшипники скольжения.
  3. 93% и ниже – при работе грузоподъемного механизма в суровых природных условиях или в помещениях с высокой температурой.

При расчете также рекомендуется определить КПД остальных обводных роликов, в зависимости от конструктивных особенностей грузоподъемного механизма.

Система спасения и эвакуации

Спасательная система — это индивидуальная система защиты от падения с высоты, с помощью которой работник может спасти себя или других работников.

Перед выполнением любых работ на высоте необходимо продумать план спасательных мероприятий, подготовить дополнительные СИЗ для эвакуации. В состав систем спасения и эвакуации могут входить как уже используемые работниками СИЗ, так и дополнительные устройства. Если для выполнения эвакуации предусмотрено использования тех же анкерных устройств, что и для выполнения работ, то они должны быть рассчитаны на большую нагрузку.

В системах эвакуации не должны применяться ножи или другие режущие инструменты для перерезания соединительно-амортизирующей подсистемы работника!

Когда используется?

В соответствии с пунктом 108 Правил по охране труда при работе на высоте, для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок (не более 10 минут) освободить работника от зависания. Эвакуация также проводится в случаях, когда работник не может самостоятельно спуститься с рабочего места или подняться на поверхность (при работе в емкостях, шахтах, колодцах) по причине плохого самочувствия, травмы и т.д., либо когда стандартные пути спуска недоступны. Также системы эвакуации необходимо предусмотреть на всех рабочих местах выше 5 метров, если стандартные пути эвакуации с рабочего места могут быть заблокированы (пожар, задымление и т.д.).

С использованием полиспаста и устройства для спуска

Компоненты:

  • Привязь страховочная
  • Полиспаст, устройство для спуска, гибкая анкерная линия
  • Анкерное устройство

Достоинства:

Простота использования. Полиспаст кратности 4:1 позволяет легко разгрузить соединительно-амортизирующую систему пострадавшего. Может использовать 1 работник.Недостатки: Зачастую, доступ к пострадавшему и присоединение конца ГАЛ к привязи затруднено. Применение возможно только в случае отсутствия препятствий на пути спуска.

Использование предустановленной системы эвакуации

Компоненты:

  • Привязь страховочная
  • Гибкая анкерная линия, устройство для спуска
  • Анкерное устройство

Достоинства:

Очень быстрая эвакуация пострадавшего. Не требует установки дополнительных устройств после НС, возможность сразу эвакуировать работника.Недостатки: Требуется большая длина ГАЛ (обычно, 3 длины опоры). Быстрая эвакуация возможно только в случае, если работник не использовал дополнительную систему позиционирования.

Использование специализированных устройств типа Vento Сапсан и Tractel Derope UP

Компоненты:

  • Привязь страховочная
  • Устройство для эвакуации
  • Анкерное устройство

Достоинства:

Автоматический контроль скорости спуска пострадавшего. Возможность подъема пострадавшего и спуска на одном устройстве. Возможность эвакуации пострадавшего с сопровождением.Недостатки: Высокая стоимость устройства. Заводское ограничение глубины спуска (канат устанавливается на заводе). Сложность замены компонентов при износе.

Прочее оборудование

Его перечень очень обширный. Поэтому мы настоятельно порекомендуем вам обсудить все вопросы с менеджером магазина или сотрудниками технической службы вашей компании.

Подъёмные комплекты

Простейший вариант – карабин с блоком. В случае крайнего дефицита средств можно ограничиться им одним, но если вы готовы потратить чуть больше, найдутся более привлекательные варианты:

  • Устройства с вертлюгом. Позволяют застраховаться от перекручивания верёвки. В такой комплектации блочный карабин поможет в поднятии нетяжёлых грузов.
  • С кулачковым механизмом, жумаром или фиксирующим блок-роликом (houler). Обеспечивают надёжную фиксацию груза на нужной высоте. Подавляющее число устройств имеют зажим игольчатого типа, из-за чего при средне-высокой нагрузке (от 400 кгс) оплётка верёвок может сильно пострадать. Единственное исключение – украинские блок-стопы KROK. Они рассчитаны на гораздо большую нагрузку – до 900 кгс.

Подчеркнём, что дешёвые подшипники и ошибки в расчёте диаметра ролика резко снизят надёжность устройства и его эффективность.

Какие ещё устройства и механизмы стоит приобрести в первую очередь:

  • Петли. Они бывают верёвочными, ленточными и тросовыми. При желании их можно связать самому из обрывков, но говорить о качестве и надёжности в этом случае не приходится. Промышленные петли могут иметь длину 60 или 120 см, а минимально гарантированное усилие на разрыв – 22 кН.
  • Сидушка (сидение). Считается, что подобное «приземлённое» устройство не является защитным в полном смысле этого слова, но это не так. Различают два основных типа конструкции: длинную и короткую. Последний вариант предпочтительнее, так как стропы будут разнесены на большее расстояние и не станут впиваться в оператора.
  • Полиспаст с одинарным, двойным или тройным блоком. Имеет множество вариантов реализации конструкции и позволяет значительно упростить работы с грузами.

Досконально разобраться во всём многообразии снаряжения крайне тяжело. Поэтому мы рекомендуем не тратить ценное время зря, а сразу же обращаться в компанию «Пик Групп» за помощью профессиональных альпинистов. Звоните, мы будем рады помочь!

Повороты на спуске с горы

Спуск с ровной горы на велосипедах — это нетрудная задача, если уметь держать равновесие. Намного сложнее научиться управлять на крутых поворотах, особенно если гора крутая. Существует алгоритм действий на серпантине:

  • В повороте не нужно бояться наклонить корпус внутрь. Наружная нога при этом упирается в педаль.
  • Внутренняя стопа стоит на педали в верхнем положении, чтобы не зацепить землю при наклоне.
  • Глаза направлены на дорогу, а препятствия нужно стараться замечать боковым зрением.

Самое важное — научиться не концентрировать взгляд на ближайших метрах, а смотреть на дорогу в перспективе. Если на пути встречается препятствие, стоит повернуть голову по траектории движения, то есть не рассматривать камень или кочку. Так движение со спуска будет более плавным, а действия — уверенными

Так движение со спуска будет более плавным, а действия — уверенными.

Требования, предъявляемые ГОСТом к производству поясов

Пояса предохранительные строительные, выпускаемые отечественными и импортными производителями, должны соответствовать требованиям, установленными ГОСТом. В этом документе прописываются основные стандарты и правила к разработке и применению предохранительных изделий, их типы и классификация, требования к материалам, из которых производятся различные детали и элементы пояса.

Особые условия предъявляются к конструкции предохранительных поясов.

Фото с сайта www.kuzalians.ru

Страховочные устройства должны быть удобны и комфортны в эксплуатации:

Не причинять боли при их использовании, не сковывать движения и не осложнять дыхание.

Детали должны быть крепко соединены друг с другом, чтобы исключить ситуацию выпадения человека из пояса.

Застежка должна легко регулироваться работником, который находится уже в перчатках.

Металлические детали конструкции не должны соприкасаться с телом.

Конструкция страховочного изделия должна по возможности защитить спину работника от травмирования и предупредить развитие таких заболеваний, как остеохондроз или радикулит, а лямки и кушак – достаточно широкими, чтобы не возникало проблем с нарушением кровообращения в руках и ногах.

Закрепление карабина – процесс быстрый и простой, занимающий у пользователя не больше трех секунд. Замок и предохранитель, как правило, должны закрываться автоматически.

Пояс должен фиксировать выбранное рабочим положение и удерживать его на высоте.

ГОСТом также разработаны основные требования к параметрам предохранительных поясов, которыми должны руководствоваться компании производители – длина кушака и стропа с фалом, ширина ремней и лямок, максимальные допустимые нагрузки для лямочных и безлямочных типов изделий, динамическая и статическая масса нагрузки, возникающая при свободном падении.

Все защитные и эксплуатационные свойства должны сохраняться в течение срока службы, заявленного производителем. Обычно он составляет два года. На этот же период распространяется гарантийный талон обслуживания.

Фурнитура

Такое название не совсем традиционное, но оно очень точно описывает всю ту «мелочь», которая должна быть в снаряжение промышленного альпиниста (комплект или отдельно подобранные предметы). В данную категорию попадают разнообразные страховочные и спусковые устройства (СУ), карабины, петли и усы самостраховки. Разобраться во всём этом многообразии очень непросто, поэтому обговорите все свои требования с менеджером в магазине. Есть, конечно, вероятность, что он порекомендует вам всё самое дорогое (и не факт, что действительно нужное!), из-за к выбору поставщика следует подойти с максимальной ответственностью.

Карабины

Их конструкция по сути напоминает обычную скобу, снабжённую защёлкой с предохранительной муфтой (резьбовой или автоматической поворотной).

Минимальные требования:

  • Минимальная допустимая нагрузка в продольном направлении при закрытой муфте – не менее 22 кН (2,2 т), поперечная на разрушение – от 7 кН (только для дополнительной страховки).
  • Карабины без муфты можно применять только в качестве вспомогательных (оттяжечных).
  • Карабин должен быть зафиксирован таким образом, чтобы верёвка при движении не способствовала раскручиванию муфты.
  • Для предотвращения перекоса карабина в страховочном или спусковом устройстве отверстие под модели с поперечником от 12 до 14 мм должно быть меньшим, чем диаметр самой муфты.
  • Для профессионального использования лучше всего выбирать карабин из стали или её сплавов. Алюминий для этих задач абсолютно не годится.

Помните, что практически любая экипировка промышленного альпиниста западного производства стоит намного (!) дороже, чем отечественные аналоги, хотя разрыв в качестве и надёжности на самом деле минимален.

Основные виды:

  • Овальный. Даёт наименьшую вероятность блокировки устройства.
  • Трапеция. Прочные, но далеко не универсальные карабины (например, они не подходят для лент или строп).
  • Треугольник. Классика, всё ещё остающаяся популярной.
  • HMS, груша. Максимально возможный угол раскрытия защёлки.
  • Монтажные. Самые подходящие для работы в толстых и неудобных строительных рукавицах (например, брезентовых).
  • Без защёлки (рапиды). Узкоспециализированная модификация, в которой блокировка обеспечивается резьбовой муфтой.
  • Delta, D-Ring (с поперечной нагрузкой).В основном ориентированы на работу с лентой или стропой.
  • Для балок и труб. Позволяют безопасно передвигаться в горизонтальной плоскости.

Спусковые устройства (СУ)

Такое снаряжение промышленного альпиниста бывает ручным или автоматическим. В первом случае параметры работы (торможение, скорость спуска) регулируются прилагаемым высотником усилием и методом заправки верёвки). Автоматы позволяют менять коэффициент трения посредством механического воздействия на само устройство. Качественные и дорогие СУ дополнительно оборудованы антипаническим механизмом, который при чрезмерном давлении на ручку плавно останавливает падение.

Основные варианты конструкции:

  • Ручные спусковые устройства: двурогий инвар, решётка, паук, восьмёрка, Pirana, корзинка, краб.
  • Автоматы: стопор-десантер, Grigri, I’D, антипаник-десантёр, Cinch, Гриша, антипаник.

Зажимы

Такое устройство свободно движется по верёвке. Но как только будет приложена нагрузка, зажим сразу же зафиксируется. Крепится к страховочному тросу (длине – не более 60 см). Единственный недостаток связан с «избирательностью» устройства, ведь оно срабатывает только при одностороннем приложении нагрузки.

Характеристики:

  • Корпус: закрытый или открытый.
  • Тип: заклинивающий (жумары и любые аналоги), перегибающий, смешанный (зажимы с шарнирно-закреплённым рычагом).

Далеко не все виды снаряжения для промальпа (и зажимы – лучшее тому подтверждение) подходят для самостраховки. Общепринятого мнения о том, допустима ли такая схема, до сих пор нет. Единственный механизм, в который подобная функциональность заложена изначально – это 3-кулачковый капля (зажим Back-Up, Asap Petzl).

Приложение ДА (справочное)

Таблица ДА.1

Обозначение
ссылочного европейского регионального, международного стандартов

Степень
соответствия

Обозначение и
наименование соответствующего национального стандарта

ЕН 362

IDT

ГОСТ
Р ЕН 362-2008 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Соединительные элементы. Общие
технические требования. Методы испытаний»

ЕН
363:2002

IDT

ГОСТ
Р ЕН 363-2007 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие
технические требования»

EN 364:1992

MOD

ГОСТ
Р 12.4.206-99 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Методы испытаний»

ЕН 365

IDT

ГОСТ
Р ЕН 365-2010 «Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции
по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту,
маркировке и упаковке»

ЕН
892:1998

ИСО
9227

* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его
утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного
европейского регионального м международного стандартов. Перевод данного
европейского регионального и международного стандартов находится в
Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Примечание- В настоящей
таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия
стандартов:

— MOD — модифицированные
стандарты;

— IDT — идентичные
стандарты.

Ключевые
слова:

средства индивидуальной защиты, защита от падения, спасательные петли,
классы, статическая прочность, динамическая прочность, маркировка,
инструкции, информация

Спусковые устройства

В зависимости от канатной техники используются различные спусковые устройства

Устройства для DdRT

Классическим устройством для техники двойной веревки является система пруссик блок. Эта система состоит из веревки, верхней анкерной станции (Cambium Saver, Friction Saver), пруссика 8-10мм, и специального ролика с тремя отверстиями под карабин.Верхняя анкерная станция в этой системе служит для защиты коры от повреждения веревкой и снижения трения веревки, что позволяет перемещаться в кроне с минимальной тратой энергии. Все виды анкерных станций можно устанавливать и снимать с дерева находясь на земле

Пруссик блок (friction hitch climbing systems)

Это сочетание ролика, пруссика и специально завязанного узла (дистел) на веревке. Эта комбинация позволяет с абсолютным контролем производить спуск или выход на маятник по ветке, свободно выбирать слабину. При необходимости, без использования дополнительного снаряжения, можно подниматься по веревке руками, иногда выбирая провис. Пруссик индивидуально подбирается к веревке по диаметру и материалу — например для веревки диаметром 13 мм прусик должен быть порядка 10 мм. На узле можно менять количество витков в зависимости от веса работника или состояния веревки.

Petzl Zig-Zag

Механическим аналогом  пруссик блока является Petzl Zig-Zag. Это устройство создано специально для работы на деревьях для техники Ddrt. Принцип работы аналогичен пруссик блоку. Веревка в устройство заправляется одним концом, при этом техника Ddrt не подразумевает высвобождения веревки из устройства в ходе работы и после. Положительным отличием от пруссик блока является возможность самопроизвольного проскальзывания веревки через устройство во время подъема.

Устройства для техники SRT

В настоящие время за рубежом специалисты по уходу за деревьями активно переходят на технику SRT. Эта техника является неким гибридом российской SRT и классической Ddrt. Работа производится на одинарной веревке, однако снаряжение (с некоторыми изменениями) и сама веревка досталась от классической Ddrt.

Классической системой для SRT является уже известный нам пруссик блок и Rope Wrench. Rope Wrench это устройство, которое создает дополнительное трение на веревке, что позволяет устройствам, изначально созданным для Ddrt, работать на технике SRT. Эта техника иногда требует больших физических усилий чем Ddrt, однако отсутствие трения при касании веревки веток и более эффективный подъем по одинарной веревке, являются большими преимуществами данной техники.

Petzl Chicane & Zig-Zag

В 2019 году компания Petzl обновила Zig-Zag добавив на пластине дополнительное отверстие для нового устройства которое создает дополнительное трение и позволяет использовать Zig-Zag на одинарной веревке (SRT). Это устройство получило название Chicane. У этого устройства есть возможность вставить веревку «по середине». Верхняя часть подвижна, это нужно для беспрепятственного движения устройства вверх. Отверстие для присоединения карабина имеет специальную форму, для которой подходит только карабин ОК Petzl. Это, в сочетании с уплотненным резиной отверстием на Zig-Zag, обеспечивать жесткость соединения Chicane и Zig-Zag.

Другие устройства для SRT

Слева Notch Rope Runner Pro. Устройство позволяет вставлять веревку «по середине». Благодаря множеству изгибов веревки создается необходимое трение для плавного спуска, в свою очередь при подъеме подвижные части выпрямляют веревку, что дает беспрепятственный ход устройства наверх.

Справа Rock Exotica Akimbo. Устройство отличается малыми размерами и низким весом. Так же есть возможность вставить веревку «по середине». Устройство очень чувствительно к диаметру и весу работника.

Самоблокирующиеся

Для повышения безопасности и удобства спуска были разработаны спусковые устройства, автоматически закрепляющиеся на веревке при потере контроля над ним. Такие спусковухи не крутят веревку и имеют рукоятку управления разблокировкой. Их подразделяют на устройства одиночного (блокировка при отпускании рукоятки) и двойного (блокировка и при отпускании, и при сильном зажатии рукоятки) действия.

Одним из первых (если не первым) таких спусковых устройств стал Petzl Stop одиночного действия, разработанный на базе петцлевской же «каталки». И до сих пор он остается одним из самых популярных (его даже многие копируют — например тот же «Венто Стопор-десантер«).

Появившиеся позже Kong Indy и Anthron Double Stop — устройства двойного действия, различные по конструкции. Indy по конструктиву напоминает Stop, но с добавленной дополнительной тягой и кулачком, поджимающим веревку при зажатии рукоятки. Double Stop же имеет принципиально иную конструкцию, разработанную словацкими инженерами из Anthron. В настоящее время оба устройства можно встретить под различными торговыми марками (например, у Singing Rock есть и Indy, и Double Stop).

Особняком стоит разработанное Petzl устройство для промышленного альпинизма I’D. Оно двойного действия, при этом снабжено защитой от неправильной заправки веревки (в таком случае оно просто не будет двигаться) и системой надежной блокировки (закрепления) веревки, что позволяет при работе не отвлекаться на контроль закрепления на нужной высоте. Управляется все одной удобной рукояткой. Довольно крупное и увесистое устройство, что впрочем для промальпа не имеет значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector