Камуфляж войск сс

Italienischestarnmuster

Солдат в куртке из итальянского камуфляжа

Итальянская схема камуфляжа впервые появилась в 1929 накидках-пончо. Итальянский рисунок камуфляжа применялся самое длительное время в истории, оставаясь практически неизменным до 90-х годов XX века. В 1943 немцам достались значительные запасы итальянской камуфлированной ткани. Одежда из итальянского камуфляжашироко представлена на фотографиях солдат и офицеров 1-й танковой дивизии СС лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 12-й панцергренадерской дивизии СС «Гитлерюгенд». Не менее известны фотоснимки в итальянском камуфляже генералов Зеппа Дитриха и Курта «Панцера» Мейера.Из итальянской камуфлированной тканишились практически все варианты германскойполевой военной формы, причем как массовов фабричных условиях, так и у чатных предпринимателей. Фабрики выпускали в том числе и мундиры с четырьмя карманами модели 1943 г.. парки с капюшонами, треугольные плащ-ггакидки, идентичные накидкам Zeltbahn, но кaмyфлиpoвaнныe только с одной стороны. Известны фотографии курток кроя войск СС., но сшитых из итальянскогокамуфляжа. Итальянский камуфляж шел также на пошив кепи и танковых комбинезонов заводского изготовления. 

SS-Beringt-Eichenlaubmuster

Летняя сторона Beringt-Eichenlaubmuster

«Круглые дубовые листья» — вариант «дубового» камуфляжа с пятнами округлой формы. Неисключено. что данный вариант является самым ранней версией камуфляжа «дубовые листья». Исследователи датируют начало производства камуфляжа данного рисунка 1942 г. На черно-белых фотоснимках военного времени отличить «крутые дубовые листья» oт просто «дубовых-листьев» почти невозможно.  Ткань рисунка Beringt-Eichenlaubmuster шла на изготовление чехлов для касок, курток, кепи и накидок, возможно и на комбинезоны танкистов. Отличия Beringt-Eichenlaubmuster oт Eichenlaubmuster наиболее заметны на зимних парках Wintertarnanzug. На зимние парки наносился только «осенний» камуфляж.

SS-Rauchtarnmuster

Солдат СС в камуфляжной куртке расцветки SS-Rauchtarnmuster, осенней стороной наружу.

Данный камуфляж выпускался в нескольких вариациях, цвет самых темных пятен варьировался от темно-коричневого до черного.Фактически это был вариант Platanenmuster с идентичным рисунком весеннегои осеннего типа. Фотографии подтверждают использованиекамуфляжа данного типа в войсках СС с 1939г, как минимум, до 1944 г.

Камуфляж SS-Rauchtarnmuster, летняя сторона

Вариаций камуфляжа данного типа, вероятно существовало значительно больше, чем любою другого, причемнекоторые варианты крайне редки. Рисунки SS-Rauchtarnmusterможно встретить на накидках, чехлах для касок первого и второго типов, кепи, куртках, включая самой последней военной модели. Известны экземпляры Wintertarnanzugс рисунком Rauchtarn.

Часть 1. Общие принципы. Российские камуфляжи

На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, — полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира.

Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных характеристик ткани и тому подобные вопросы. Предметом рассмотрения выступает исключительно текстурно-цветовая схема, применяемая в камуфляже.

Сразу оговорюсь, что в материале рассматриваются не все, а лишь основные и самые распространенные камуфляжи; также не раскрывается тема камуфляжей 1940-х годов и более ранних камуфляжей (коих существовало довольно много); также не затрагивается тема специальных (например, городских, «охотничьих» или зимних) расцветок, так как охватить весь этот объем в рамках одного материала не представляется возможным в формате статьи.

Типы рисунка камуфляжа

При пошиве военной камуфляжной одежды используют два типа защитных рисунков – стандартные и нестандартные. Первый вариант подойдет представителям вооруженных сил. Нестандартные рисунки служат для создания рабочей униформы или пошива дизайнерской одежды (наиболее привлекательны мотивы «осоки», «камыша» и «осеннего леса»).

Стандартные рисунки распределяют по месту назначения:

  • «Лес» — лесная зона европейских стран летом;
  • «Пустыня» — песчано-каменистая зона Средней Азии;
  • «Джунгли» – южный тропик;
  • «Зима» — заснеженные участки земли;
  • «Буш» — кустарники, характерные для Африки.

Лес

Зима

Пустыня

Джунгли

Буш

Военный камуфляж других стран

К известному виду лесного камуфляжа относится рисунок Woodland. Он самый популярный и знаменитый. Этом костюм начали изготавливать с 70-х гг. Его предназначение для маскировки в лесах. Камуфляжный цвет Woodland является классическим среди остальных костюмов.

Вам это будет интересно Описание меланжевого цвета ткани в одежде

Отдельного внимания заслуживает немецкий камуфляж Flecktarn. В основном он является лидером среди зарубежных костюмов в России. Этот вид был принят на вооружение немецкой армией в середине 90-х гг.. С тех пор хорошо себя зарекомендовал и до сих пор имеет отличную репутацию.

Горный костюм

Есть еще горный тип костюма с большими пятнами. Хорошо маскирует в среднеевропейских местностях. В основном в расцветке преобладают темный и коричневый цвета, но есть еще серый камуфляж хаки. Этот костюм до сих пор состоит на вооружении военных сил ФРГ и менять его пока не собираются.

Английский костюм тоже достаточно известен на территории Российской Федерации, хотя по маскировке он уступает немецким. Его достоинство — невысокая цена, так как английские ВС приняли в использование другой камуфляжный рисунок.

К сведению! В России английский камуфляж благодаря его качеству, цене, используют в основном для рыбалки или охоты.

Австрия — одна из нескольких стран, которая изменила разноцветный камуфляж на однотонный, а не наоборот.

Альпенфляж

Из-за того, что на дальних расстояниях почти каждая экипировка выглядит одного цвета, австрийские ученые решили отдать свой выбор в пользу костюмов оливкового цвета (в последствии был болотный цвет). С задачей маскировки эта расцветка вполне справляется. При этом камуфляж можно носить в городе и не выделяться среди гражданских.

Альпенфляж — необычный красный камуфляж, который символизирует красные цветы весны. Используется исключительно на территории Швейцарии.

Нави Блю — британский синий камуфляж морского флота, созданный в 1974 г. Многие страны выбрали себе такой же дизайн, только синий заменили на голубой цвет.

SS-Eichenlaubmuster

Камуфляж Eichenlaubmuster летней стороной наружу

К рисунку «дубовые листья» нередко добавляют слово «регулярный»для отличия от «круглых лубовых листьев». Камуфляж Eichenlaubmuster наиболее типичен для курток, уцелевших со времен войны до настоящего времени, что, однако, не снижает его ценность, особенно дляя коллекционеров, специализирующихся на Нормандии и Арденнах. Рисунок камуфляжа данного типа появился не ранее 1942 г — до сих пор не обнаружено аутеничных курток первого типа, пошитых из ткани с рисунком Eichenlaubmuster. Затокуртки и чехлы для касок второго типа, сшитые из материалаEichenlaubmuster, обычны. Предположительно, накидки Zeltbahn из ткани срисунком Eichenlaubmuster шили до самого окончания войны

Осенняя сторона камуфляжа Eichenlaubmuster

Послевоенный камуфляж бундесвера — Bundeswehr-Zelt-Tarnmuster

Введенный в 1956 г. данный камуфляж — единственный послевоенный тип с рисунком, близким рисунку камуфляжа войск СС, реверсивный с «весенней» и «сенней» сторонами. В бундесверекраткое время проходила испытания треугольная накидка с рисунком камуфляжа типаLeibermuster, но на вооружение ее ие приняли.Капюшон от накидки  отстегивался и мог использоваться как вещмешок. Две накидки пристегнутые одна к другой образовывали палатку.Рисунок камуфляжа представляет собой гибрид камуфляжей вермахта и войск СС. В весеннемрисунке доминирует зеленый цвет, в осеннем — коричневый. Пятна черного цвета присутствуют и в «осеннем», и в «весеннем» рисунках.Такой камуфляж испшьзовался только для изготовления накидок Zeltbahn. Различные варианты униформы, сшитые из камуфляжа этого типа делались исключительно в расчете на коллекционеров. В то же время солдаты иногда выкраивали из камуфлированных накидок чехлы для касок, которые встречались в частях бундесвера даже в 80-е годы.

SS-Erbsenmuster

Камуфляж SS-Erbsenmuster. Куртка слева реплика, а справа оригинал. Камуфляж SS-Erbsenmuster считался всесезонным и не разделялся на осенне-зимний и весенне-летний

Приказ от марта 1944 г. установил ношение формы одежды, состоящейиз двух предметов камуфлированного цвета getarnter Drillichanzug. Данный вид одежды предназначался для замены рабочей формы почти белого цвета и для ношения в боевой обстановке. Форма шилась по лекалам упрощенного мундира и прилагаемых к нему брюк, введенных для вермахта и войск СС в 1943. В январе 1944 ввели взамен комбинеюиов камуфлированные брюки с куртками для танкистов.

Точная дата начала изготовления формы нового типа пока не установлена. Предположительно, она появилась еще в 1943 г.. но широкое распространение получила именно в 1944 г. Как уже неоднократно отмечалось, первые экземпляры данной формы шились из «стоковой» камуфлированной ткани рисунка Eichenlaubmuster. Согласно спецификации новую форму следовало шить из камуфляжа «всесезонного» рисунка,  поэтому отпадала необходимость в выполнении ее реверсивной. Новый камуфляжполучил название «Erbsenmuster» — в горошек.Уцелевшие экземпляры камуфляжа»Erbsenmuster» пошиты, в основном,из гладкой хлопковой ткани и рубчатой ткани НВТ, котораявысоким качеством не отличалась, быстро изнашивалась и сильно грязнилась.

Ткань Erbsenmusier шла и на изтоговление зимних парок, хотя фотографиитаких парок, сделанные в годы войны, довольно редки. Скореевсего, такие парки шили только в последнюю военную зиму, а дофронта таких теплых курток дошло совсем немного. К примеру, в Арденнахтакие парки почти не воевали. В официальном порядке чехлы для касок и кепи из ткани с рисунком «Erbsenmuster» не шли, тем не менее на фронте подобные экземпляры хождение имели.

Основы построения камуфляжной окраски

Камуфляж, или камуфляжная расцветка, служит цели маскировки того объекта, на который она нанесена. Под маскировкой в данном случае понимается снижение контрастной видимости объекта в оптическом диапазоне с целью затруднения идентификации данного объекта.

Для достижения данной цели камуфляж имеет две функции:
1. Деформирующая функция камуфляжа — нарушение целостности восприятия объекта.
2. Имитационная функция камуфляжа — осуществление неотделимости объекта от фона.

Деформирующая функция реализуется в современных камуфляжах в первую очередь за счет разбития силуэта объекта на ряд контрастных цветовых пятен. Имитационная реализуется за счет использования цветовой гаммы, аналогичной той, что характерна для местности, где предполагается использовать камуфляж, а в оптимальном виде — за счет имитации природных объектов (листьев, травы, участков древесной коры, камней и т.д.), характерной для данной местности.

Иллюстрация действия имитационной функции камуфляжа. Охотничий камуфляж

Сложность создания эффективного камуфляжа состоит в том, что при реализации первой функции оптимальным является использование крупных цветовых пятен (они лучше разбивают силуэт, т.к. не «сливаются» в единый цвет на средних и больших расстояниях), а при реализации второй функции оптимальным является изображение статичных природных объектов в масштабе 1:1, то есть, как правило, мелких листьев, стеблей трав и т.д. Таким образом, создается противоречие, которое различные разработчики решают различными способами.

Например, в «охотничьих» типах камуфляжей деформирующая функция полностью принесена в жертву имитационной — обычно «охотничьи» камуфляжи представляют собой полномасштабное изображение тех природных объектов, где предполагается ведение охоты. В российской же «Горке» (ее классическом варианте), напротив, имитационная функция выражена гораздо слабее деформирующей: имитационная заключается только в применении соответствующих цветов, тогда как деформирующая реализована в виде использования больших по площади элементов-накладок.

Иллюстрация действия деформирующей функции камуфляжа. Камуфляж А-Такс

Несколько слов о цветах камуфляжных схем. Существуют два общих требования к цветам, используемым в создании камуфляжей:

1. Цвет должен соответствовать доминирующему/часто встречающемуся цвету на местности, где предполагается использование камуфляжа.
2. Цвет должен быть «неприятным» для глаза человека, взгляд не должен интуитивно останавливаться на предмете такого цвета.

Именно поэтому в камуфляжных окрасках обычно используются неяркие, блёклые светло-коричневые, умеренные серые и темно-зеленые цвета; в то же время, например, салатовый цвет хоть и распространен в природе, но для использования в камуфляже он подходит слабо ввиду своей яркости. Наиболее часто в камуфляже используются следующие цвета: хаки, оливковый, болотный, темно- и светло-коричневый, серый, черный.

Особенности стиля милитари

Стиль милитари отличают по характерным признакам:

  • Одежда прямого кроя;
  • Преобладание оттенка хаки, темно-синие, сине-зеленые вариации;
  • Обилие пуговиц, заклепок, ремней;
  • Широкие воротники;
  • Отсутствие в образе изящных деталей.

Желающим добавить в гардероб военных мотивов следует изучить основные направления стиля милитари:

  1. Casual-military — молодежный тренд, характеризующийся общей небрежностью, удобством и комфортом. Базовые элементы гардероба включают куртки бомбер или «парки», берцы, ботфорты;
  2. High-military — стиль костюмов, платьев, плащей и пальто отличается разнообразием строгих фасонов военной формы высоких чинов;
  3. Формалистическое направление отображает повседневную одежду и аксессуары, окрашенные яркими расцветками камуфляжа.

Полезные функции

Французский термин камуфляж означает «маскировка» – затрудненное распознавание человека или объекта противниками, зверями, птицами. Защитные функции реализуются посредством фото, визуальных и оптических технологий. Камуфляж получил широкое распространение в 19 веке, когда использование формы приглушенных расцветок позволило сократить потери иностранной армии.

В 2021 году ткани цвета хаки широко используются при пошиве модной камуфляжной одежды: курток, кофт, штанов и головных уборов. Простоту и практичность высоко ценят военные, охотники, спасатели и люди, чья профессия предполагает использование специального обмундирования. Он отлично маскирует пятна и позволяет создать стильный образ, привлекая к себе минимум внимания.

Современный пиксельный камуфляж

С 1984 года начали пользоваться камуфляжем, называемым «цифровым». Эта расцветка камуфляжа похожа на пиксели экранов мониторов. Такие рисунки мешают глазам фиксироваться на объектах, заставляя воспринимать их типа «белого шума», и по аналогии с ослепляющим камуфляжем, это препятствует с определением форм и скорости передвижения.

Порой отдельные армейские части могут обладать собственным рисунком, но и в таких случаях заметны все те же тенденции. К примеру, применяемый американскими морскими пехотинцами MARPAT, хоть и отличен от используемых иными подразделениями единых рисунков ACUPAT, также располагает несколькими цветовыми гаммами. Их используют с учетом местности, и они являются базовым полевым камуфляжем «woodland» – лесной рисунок с зелено-коричневыми тонами.

Цифровым Российским камуфляжем в настоящее время принято считать «цифровую флору». В западной квалификации этот камуфляж проходит под названием Russian Pattern, а в армейской среде он известен под названием «Пиксель». Данный камуфляж был разработан в 2008 году, а на снабжение ВС и МВД его приняли годом позднее, после того как приняли принципиальное решение о замене «Флоры».

За годы истории от Советского Союза до современной России для армии были разработаны следующие виды камуфляжа:

  • «Амеба». Камуфляж образца 1935 года. Изготавливался в нескольких версиях;
  • «Лиственный лес» образца 1942 года;
  • «Пальма». Деформирующий рисунок образца 1944 года. Производился в четырех версиях в соответствии с сезонами;
  • «Серебряный лист» образца 1957 года. Его также называли «Березкой» или «солнечными зайчиками», а также камуфляжем пограничников;
  • «Бутан», имеющий еще одно название «Дубок». Был разработан в 1984 году;
  • Российский камуфляж образца 93 года — ВСР-93, именуемый еще и «вертикалкой»;
  • Российский камуфляж образца 98 года — ВСР-98 Флора. Это был основной российский общевойсковой камуфляж с 1998 года. Невзирая на свою низкую привлекательность, эта разновидность камуфляжа весьма неплохо маскировала военнослужащих в районах российской средней полосы. Обладая некими характерными полосками, «Флора» получила прозвище «арбузного» камуфляжа. Выпускалась в трех версиях;
  • Цифровой российский камуфляж. «Цифровая флора» является на данный момент новым пиксельным камуфляжем в российских Вооруженных Силах.

Кроме того, имеются и коммерческие виды камуфляжа, такие как:

  • «Тигр». Зелено-коричневые горизонтальные разводы;
  • «Камыш». Песчано-коричневая расцветка, имитирующая заросли камыша;
  • «Партизан». Зеленая форма с желтыми пятнами;
  • «Излом». Трехцветная имитация лиственного леса;
  • «Скол». Темный вариант зеленого комуфляжа;
  • «Сурпат». Пиксельный камуфляж для разных местностей;
  • «Спектр». Доминирующий зеленый цвет;
  • «Сумрак». Костюм с серыми вкраплениями, подходит для городской среды.

Большинство этих разновидностей камуфляжей официально на снабжении нигде не состоят. Тем не менее, они нашли неофициальное применение в отдельных подразделениях и у отдельных сотрудников. Специализированные российские компании и дальше продолжают выпускать широкую гамму камуфляжной спецодежды разработок западных компаний. Кроме того, современная российская военная наука и промышленность не стоят на месте, все время, совершенствуя защитные функции костюмов, имеющихся сейчас в наличии, а также разрабатывая все новые и новые виды камуфляжей, которые бы полностью отвечали новым реалиям.

Послевоенный камуфляж армии ГДР, DDR-Russischestarnmuster

Осенняя сторона камуфляжа в русском стиле

Данный камуфляж в русском сгиле стал первым камуфляжем, специально разработанным дляНациональной Народной Армии ГДР. Крой и рисунок камуфляжа скопированы с совегского комплекта времен войны. Предположительно, такую одежду демократические немцы начали производить где-то в 1956 — 1958 гг.,но возможно она использовалась пограничными войсками и полицией с конца 40-х годов.Известно два варианта камуфляжа: с простыми пятнами и пятнами, обведенньши черной каймой. Ранние типы камуфляжа ННА ГДР малоизученны,Некоторые даже отрицают сам факт существования камуфляжа «русского» типа, апервым восточногерманским камуфляжем считают появившийся в конце 50-х годовFlachentarnmuster

Современный камуфляж Восточной Европы

Современный камуфляж разделяют на пять категорий:

  • лесной (используют Россия, Европа, северная часть США);
  • песочный камуфляж (используют в северной части Африки, частично Азии, на Ближнем Востоке, в песчаных местностях, где преобладает пустынный ветер);
  • для джунглей (южная часть США, южная часть Азии, а также сирийская местность);
  • зимний (в основном применяется там, где арктический климат);
  • «Буш» (создан с характеристиками для южной части Африки, в эту категорию входит несколько типов костюмов).

Проще говоря, любая текстура камуфляжа, которая есть на данный момент, относятся к одной из пяти групп.

Важно! Есть также дополнительные категории «Город» и «Разное». Город — предназначен для применения в городской среде, a второй для описания костюмов, которые работают по другому принципу в отличии от традиционных маскировочных цветов. Woodland

Woodland

Российская камуфляжная одежда

В России широко распространена маскировка «Березка» (оливковая ткань с хаотично расположенными пятнами светло зеленого цвета), являющаяся близким аналогом защитной одежды Вермахта 1939-1945 годов, также у Германии позаимствовали:

  • «Пальму», демонстрирующую тропическую растительность;
  • «Амебу», похожую на кляксы;
  • «Лиственный лес», адаптированный под растительность средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака;
  • «Партизан», отличающийся размытым рисунком дубового листа;
  • «Флора» — сочетание зелено-коричневых оттенков, использующихся вооруженными силами на фоне лесостепного российского пейзажа;
  • «Дубок» — светлый травянистый фон с зелеными и коричневыми пятнами;
  • «Бутан» — камуфляжный рисунок издалека напоминает листья молодых берез, и удачно маскирует на фоне луга или степи;
  • «Русская цифра» — современный пиксельный камуфляж, создающий оптические иллюзии растворения силуэта на близкой и дальней дистанции;
  • «Flectarn» — дробящий рисунок;
  • «Tropentern» — пустынный вариант, напоминающий светлый песок с орнаментами из зеленых и коричневых пятен;
  • «Вертикалка» — вертикально расположенные пятна.

Русская цифра

Пальма

Амеба

Лиственный лес

Бутан

Флора

Дубок Камуфляжная одежда, пошитая для вооруженных сил США, также успешно применяется на территории многих стран:

  • «Marpat» – одежда морских пехотинцев с пиксельным строением рисунка;
  • «ACU PAT» — цифровая полевая (пыльная) расцветка на основе Marpat;
  • «Грязный хаки» — пятна на сером фоне;
  • «Multicam» – универсальный камуфляж для лесной, пустынной и каменистой местности;
  • «Olive» – оливковый фон;
  • «Тигр» – камуфляжный рисунок, напоминающий окрас дикого зверя, разработан для тропических джунглей;
  • «Desert» — пустынная расцветка, включающая травянистые, песочные и коричневые тона;
  • «Питон» — 3D камуфляж от компании американской Kryptek разработан для охотников и воинских подразделений, фон рисунка представлен набором размытых теней разных оттенков.

Бабек костюмы других стран:

  1. «DPM» (Великобритания) — камуфляжный рисунок, представленный пятнами и мазками четырех оттенков – песочным, черным, зеленым и коричневым;
  2. «CCE Camo» (Франция) — яркий рисунок, составленный продольными пятнами зеленого, коричневого и черного цвета, предусмотрен для ношения в европейских лесах;
  3. «CADPAT» (Канада) — цифровой контрастный рисунок для ведения военных действий в условиях лесополосы;
  4. «М05» (Финляндия) — цифровой камуфляжный рисунок, адаптированный под финский лес;
  5. «Vegetato» (Италия) — выделяют лесное и пустынное сочетание цветов цифровой маскировки – Desertato. Первый вариант включает коричневые, песчаные и черные пятна на зеленом фоне;
  6. «Flectarn-D» (Дания) — комбинация черного, травянистого и оливкового оттенка, отражающая ландшафты Скандинавии;
  7. «М75» (Норвегия) — камуфляжный рисунок включает крупные светло- и темно-зеленые, земляные пятна;
  8. «М/90» (Швеция) — современное исполнение немецкой оскольчатой маскировки splintentarn 90 годов;
  9. «Лесная зебра» (Малайзия) – цветовая гамма близка к крупноформатному французскому камуфляжу ССЕ, отличающаяся ярким и насыщенным исполнением.

Другие камуфляжные рисунки встречаются редко и немногочисленны.

ACU PAT

Пустыня

Грязный хаки

Питон Marpat

Олив

Tiger

Multicam

SS-Leibermuster

Информация о последнем типе камуфляжа войск СС почерпнута в бумагах квартирмейстера армии США Фрэнсиса Ричардсона, который вскоре поеле окончания войны составил докладную о типах камуфляжа вооруженных сил Германии. По данным сэра Ричардсона,самый последний камуфляж, как и самый первый камуфляж войск СС, был разработанпрофессором Шиком. Самый последний камуфляж стал единственным, который получилофициальное наименования, названия всех других рисунков камуфляжа — неофициальные.Новый камуфляж предназначался для замены всех видов камуфляжей вермахта и войск СС. Рисунок наносился на ткань специальной свето-поглощающей краской, которая также снижала ИК излучение. Процесс изготовления такой камуфлированной ткани был более сложным и длительным, нежели производство материи с камуфляжными рисунками предшествующих типов. Согласно Ричардсону, новая ткань предназначалась в первую очередь для зимней одежды и плащ-накидок. Получить новый камуфляж до окончания войны успело совсем немного солдат. В бумагах Ричардсона нет никаких данных о пошиве из саржевой ткани Leibermuster полевых комплектов образца 1944 г.. которые появились на рынке в течение нескольких последних лет. Ричардсон описал несколько примеровкамуфлированной рисунком Leibermiister одежды, но все они пошиты из гладкой ткани,которая ассоциируется с тканью плащ-накидок и зимних парок. Все известные коллекционныеэкземпляры формы из ткани НВТ с рисунком Leibermuster изготовлены предприимчивыми дельцами стран Восточной Европы, впрочем есть данные, что подобные камуфляж шилив первые послевоенные годы в Чехословакии (в 50-е годы там выпускали собственный вариант камуфляжа Leibermuster), причем крой чехословацкого военного костюма был скопирован с германского, а иногда форму шили те же фабрики, которые в годы войны работали на Рейх. Фотографии камуфлированной униформы с рисунком Leibermuster. датированные военным периодом, крайне редки. Известна фотография бойца в куртке с рисунком Leibermuster, очень похожую на куртку из ткани НВТ Sumpfmuster44. Ричардсон мог и не знать о куртках НВТ с рисунком Leibermuster, так как описывал толькокамуфляж. который встречался на западом фронте и не затрагивал военную одежду Восточного фронта.

Послевоенный камуфляж, DDK-Flachentarnmuster

Данный тип камуфляж был принят на снабжение ННА ГДР в конце 50-х годов, он заменилкамуфляж в «русском» стиле. Точная дата введения камуфляжа не установлена, но известныфотографии «русского» камуфляжа Flachentarnmusler  датированные 1956 г. Самые ранниеизвестные предметы, сшитые из камуфляжа Flachentarnmusler датированы 1958 г. В восточно германской литературе данный тип камуфляжа именовался Flachentarnmuster, солдаты и офицеры называли камуфляж «Kartoffelmuster». Известно не менее девяти вариантов куртоки двух вариантов брюк, пошитых из «картофельного» камуфляжа.II/58 очень свободная куртка с капюшоном, вертикальными нагрудными карманами с клапанами, металлическими пуговицами, вентиляционными отверстиями под мышками, без петель для погон.II/60 Вариант, схожий с II/58, но без нагрудных карманов и с петлями для крепления скаткишинели. Материал более плотный и темный.III/60 Идентичный вариант, но сшитый из легкой ткани.II/64 Новая модель, более четко повторяющая контуры тела, с нормальным воротником икапюшоном на пуговицах. .II/65 Добавлен нагрудный карман с горизонтальным клапаном.II/65 Вариант для министерства внутренних дел, без крепления для погон, знаки различиякрепятся на рукаве.II/65 вариант для министерства внутренних дел, с креплениями для потон,I/67 аналогичен II/65.Существовал как минимум один парашютно-десантный вариант — II/64, но с серым воротникомиз синтетической ткани и такими же манжетами. Данные куртки носили с брюкамикамуфляжа Strichmuster. Изготовление камуфляжа данного типа продолжалось до 1967 г, неcмотpя на введение в 1965 г. камуфляжа Strichmuster. Помимо формы, из камуфлированнойткани описываемого рисунка шились чехлы для полевого снаряжения.

Разновидности костюмов

Все камуфляжные костюмы для летнего времени года можно разделить на несколько групп:

  • Модели из плотных тканей. Они рассчитаны на прохладную летнюю погоду. В них будет комфортно именно в лесных условиях;
  • Универсальные модели Горка. Это подходящий вариант как для лесной, так и для горной местности. Они практичны и функциональны, дополнены более плотными вставками в области колен, локтей и других зон. Представлены моделями с курками различных типов с застежками и без;
  • Влагозащитные модели. Они изготавливаются из тканей, которые сверху оснащаются водостойким покрытием. Служат хорошей защитой от дождя, поэтому подходят для длительных походов или охоты.

Учитывая большое разнообразие, можно подобрать костюм в зависимости от своих предпочтений и условий, в которых он будет использоваться.

SS-Platanenmuster

Камуфляжная реверсивная куртка, расцветки platanenmuster осенней стороной наружу

Камуфляж Platanenmuster, вероятно, был самым ранним из используемым в войсках СС, егоможно увидеть и на предвоенных фотографиях. Данный тип и его вариация Eich-Platanenmuster отличались тем, что его темные пятна различались и нумеровались цифрами от 1 до 6. Назначение цифр остается предметом дискуссий. Одна теория гласит, что номера позволяли солдатам проще подбирать к костюму соответствующую по рисунку и цвету плащ-накидку/ Однако, с трудом можно представить солдата войск СС на фронте, который перебирает кучу плащ-накидок в поисках подходящих рисунка и расцветки.Изготовление камуфляжа с рисунком Platanenmuster первого типа завершилось в 1942,. срисунком Eich-Platanenmuster — в 1943 г., прежде всего из-за затратного в военных условиях метода нанесения рисунка камуфляжа на ткань.Впрочем, из запасов уже сделанной ткани камуфляжPlatanenmuster и Eich-Platanenmuster шился и в первой половине 1944 г. В конце производствакамуфляж наносился по соображениям экономии на накидки Eichenlaub только с одной стороны, внутренняя поверхность оставалась белой, неокрашенной. Из материала срисунком камуфляжа типа Platanenmuster и Eich-Platanenmuster шились также чехлы для касок.

Расцветка Platanenmuster, слева осень-зима, справа весна-лето

SS-Eich-Platanenmuster

Комбинезон расцветки Eich-Platanenmuster летней стороной наружу

Данный камуфляж сочетает рисунки типа «дубовые» листья и «листья платана». Мелкие пятна в духе дубовых листьев наложены на крупные темные пятна по типу рисунка «платана». Анализ фотографий позволяет утверждать, что ткань с рисунком камуфляжа Eich-Platanenmuster выпускалась в 1942 — 1943 годах. Обычно из такой гкани шили куртки так называемого «Второго типа». Камуфлированная рисунком Eich-Platanenmuster ткань также шла на изготовление чехлов для касок. Обычно куртки первого типа молва увязывает с камуфляжем типа Platanenmuster, а куртки второго типа — с камуфляжем Eich-Platanenmuster.Из ткани с рисунком Eich-Platanenmuster шили еще накидки Zeltbahn, полевые кепи и комбинезоны танкистов. Где-то в первой половине 1943г, камуфляж Eich-Platanenmuster исчез из войск, хотя отдельные экземпляры встречались и в 1944 г.

Камуфляж Eich-Platanenmuster осенней-зимней стороной наружу

SS-Palmenmuster

Куртка из камуфляжа Palmenmuster, летней стороной наружу

Один из самых известных и самых загадочных камуфляжей войск СС — Palmenmuster. Экземпляров камуфляжа такого типа у коллекционеров хранится довольно много. Первые фотографии военных в подобном камуфляже датированы 1939 г. Они были сделаны в Польше, это были Tarnhemd самого первого типа с эластичными манжетами и дополнительным клапаном.Насколько известно, из камуфляжа Palmenmuster выпускались только куртки, хотя известны чехлы для касок (например в 3-й дивизии СС «Мертвая Голова»), но их, скорее всего, выкроили из курток.

осенняя сторона palmenmusterВпрочем, производство чехлов с рисунком Palmenmuster в дополнение к курткам такого же рисунка выглядело б логичным, однако данных и серийном пошиве таких чехлов ничего не известно. Вероятно, после 1942 г. куртки из ткани с рисунком Palmenmuster не выпускались. Курток «второго типа» для крепления маскировки не обнаружено, но известна сделанная 27августа 1943 г фотофафия оберстштурмбанфюрера Эрнста Хаусслера из дивизии СС «Мертвая Голова» в новенькой куртке рисунка Palmenmuster, снабженной петлями для крепления маскировки. Впрочем, совсем не обязательно, что куртку Хауселер пошил не у портного.Камуфляж рисунка Palmenmuster пользовался в войсках СС огромной популярностью. Егоносили все, от рядовых до офицеров. Снимки воинов СС в камуфляже Palmenmuster делалисьдаже зимой 1944 — 1945  в Арденнах. На куртках раннего образца рисунок частично выполнялся в виде полос, за которые в войсках их прозвали «тигриными».Существует масса фототрафий, сделанных в основном в дивизии «Мертвая Голова», периоданачальной фазы операции «Барбаросса», на которых запечатлены бойцы в куртках с камуфляжем Palmenmuster куртки доработаны карманами, сделанными по типу карманов мундиров, возможно — заводской вариант, а возможно — доработка портняжных мастерских дивизии.Известны также и снимки солдат, полностью облаченных в камуфляж рисунка Palmenmuster.Скорее всего в этих случаях брюки кроил из куртки какой-нибудь портной. До сегодняшнегодня уцелела куртка, в которую вшита молния, а на плечах вшиты крепления под погоны.

Ткани

Характеристики камуфляжных тканей определяет условия ношения одежды, список лучших вариантов составляет:

  • Оксфорд — смесовое волокно на основе нейлона и полиэстера. Используется для пошива непромокаемой одежды, обуви и рюкзаков. Тип плетения – «рогожка» (квадратная форма);
  • Рип стоп — решетчатое плетение полиэфирармированной нити с хлопковым волокном. Камуфляж не мнется и не садится, не рвется на местах пореза;
  • Грета (саржа) — особый тип плетения, позволяющий сделать изнанку хлопковой, а наружную часть – синтетической. Саржа обладает высокой термостойкостью, не пропускает воздух и хорошо впитывает испарения тела;
  • Флис — 100% полиэфирный материал с воздушными карманами, позволяющих телу «дышать». Флис считается гипоаллергенной, мягкой и долговечной тканью. Материал хорошо сохраняет цвет и форму;
  • Сорочечная ткань из полиэфирных и вискозных волокон — отличный вариант для пошива легкой камуфляжной одежды (маек, футболок, кепок и панам);
  • Мембрана — надежная защита от ветра, холода и дождя. Выводит испарения тела наружу, оставляя первый слой сухим;
  • Брезент — плотный, грубый камуфляжный материал с высоким содержанием хлопка, льна и джута;
  • Авизент — тяжелый прочный брезент для тентов, спецовок и рюкзаков.

Широкий выбор камуфляжных тканей позволяет учесть интересы любителей спорта, охоты, рыбалки и лиц, предпочитающих строгий стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector