Военное устройство древней руси
Содержание:
- Славянский костюм женский
- Средневековые рыцари в разных странах Европы
- Римские доспехи
- Создание эскиза рубахи-косоворотки
- Особенности русского народного костюма
- Верхняя одежда
- Рубящее, колющее
- Русский костюм: от истоков к современности
- Основное оружие воинов древней Руси.
- Доспехи раннего средневековья
- Воин Древней Руси — разбираем на детали: что надевал и как выглядел
Славянский костюм женский
booksite.ru
Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.
Женский костюм был длинным, ниже колена, с длинными рукавами. Делился костюм на верхнюю и нижнюю рубаху. Выкройка костюма была простая: крестообразная, прямая.Платья были повседневные, праздничные, свадебные.У молодых девушек древнерусский костюм женский дополнялся запоной. Запона – большой кусок ткани с вырезом посередине. Надевали его через голову поверх рубахи. Затем обязательно подпоясывалась.Главными элементами женской древнерусской одежды были красиво вышитые орнаменты, которые девушки вышивали сами, или доверяли дело специалисту-ремесленнику.
Средневековые рыцари в разных странах Европы
В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:
- В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
- Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
- Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
- Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.
Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.
Римские доспехи
Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие
варварыс севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.
С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга. Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.
Создание эскиза рубахи-косоворотки
Рубаха-косоворотка представляет собой большой прямоугольник, в центре которого располагается круглое отверстие для головы. Рукава ― два прямоугольника меньшего размера. Поэтому для составления эскиза данного элемента одежды нужно снять с ребенка три мерки: Др, Ди и окружность головы. Также нужно померить ширину любой футболки ребенка.
Др снимается так:
Ди определяется следующим образом:
Окружность головы измеряется так:
Составление эскиза
На основании полученных цифр рисуется схема, состоящая из большого прямоугольника. Его длина = значению Ди, его ширина = ширине футболки + 5-10 см.
В центре прямоугольника рисуется круг, диаметр которого равен обхвату головы + 5 см. Если рубаха-косоворотка будет застегиваться на пуговицу, возле центрального круга ставится пометка-прорезь длиной 15-20 см.
Прорисовываются рукава. Они представляют собой два прямоугольника, длина которых равна значению Др, а ширина варьируется в пределах 30-40 см.
Особенности русского народного костюма
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.
Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.
Верхняя одежда
kak.znate.ru
Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе
Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана
Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.
Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.
На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.
Рубящее, колющее
В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и булавой. Оружие древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием стрелецкого войска. Позже он преобразуется в алебарду.
Русский костюм: от истоков к современности
Хочу поделиться своими мыслями об истоках моды и стиля, надеюсь, что будет интересно и сильно не утомит.
На мой взгляд, наступило время возвращения с нашим истокам, традициям. Хаос в сердцах и душах, постепенно проходит: происходит возвращение к православной вере, нашим традициям. В свете этого мои рассуждения на тему русского национального костюма. Он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов (Центральный регион, Северный регион, Юг), их семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя, являясь одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел.
Причем женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской. Основные элементы народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха с широкими рукавами, декорированной вышивкой на подоле, рукавах и по плечам (особенности вышивки — цвет, количество, расположение все имело свое значение). Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т.п. Следуюшими элементами русского костюма были сарафан, юбка (панева), душегрея, которые присутствовали в разных регионах (Центральные губернии — рубаха+сарафан, Север — рубаха+сарафан+душегрея, Юг — рубаха+юбка(панева) с широким поясом-передником).
На фото комплекты костюма с душегреей
Следующее фото сарафан с праздничной рубахой длиннорукавкой
На этих фото праздничные костюмы с юбкой и широким поясом. Причем, все имело значение: цвет (черный — почва, черноземье, красный — красота, праздник), элементы рисунка (полоски — пашня, солярные знаки и пр.)
Интересно, что кардинальные изменения в костюме и одежде стали происходить после Реформ Петра I. Европейские одежды, начиная с царя и его окружения, распространялись все шире и к началу 19 века охватили горожан всех сословий. И лишь крестьяне сохраняли верность национальным традициям. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства.
Хотелось бы еще отметить Наталью Шабельскую — коллекционера русских народных костюмов, основательницу в Москве частного «Музей старины». На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский «Теремок» с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом. Собрание экспонировалось во многих городах мира.
Для примера несколько фото (дочери Шабельской в народных костюмах) :
Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой — подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.
Вячеслава Зайцева
Мне нравится и кажется интересной коллекция Валентино:
Думаю, каждый российский художник в своем творчестве обращается к народным традициям и чарпает из них огромную силу и вдохновение:
Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
Надеюсь, что моя публикация проявит ваш интерес и желание к просмотру и поиску интересных идей в коллекциях национального русского костюма, не восторгаться ими не возможно.
Основное оружие воинов древней Руси.
Главным оружием воинов были луки и копья, булавы, рогатины. Особое место отводилось конным лучникам. Они кроме лука и стрел использовали топоры, копья, шлемы и щиты.
История древней Руси важное место отводит мечу. Прежде всего, меч – основной вид рубящего оружия
А главное, он является символом княжеской власти.
Его длина была восемьдесят – девяносто сантиметров, клинок был шириной пять – шесть сантиметров и толщиной четыре миллиметра. Каждый древнерусский меч имел долы, что делало меч легче. У меча, который не предназначался для колющего удара, острие было тупым, иногда оно даже закруглялось. Рукоять меча и перекрестье, как правило, украшалась бронзой, серебром или золотом.
Носили меч в ножнах.
В десятом веке на смену мечу приходит сабля. Форму сабли русские переняли у кочевников. Однако более популярным остался меч. Знатные люди их украшали серебром и золотом.
Длина первых сабель доходила до одного метра с кривизной три – четыре с половиной сантиметра, а иногда и семь. Сабли имели ширину три – три и восемь десятых сантиметра, в отдельных случаях ширина доходила до четырех целых и четырех десятых сантиметров. Сабля имела несколько типов рукоятей.
Фото с сайта sfw.so
Топоры в руки брали не только крестьяне и ополченцы. Топоры применяла и княжеская дружина. У пехотинцев топоры были с длинной рукоятью, а у конных воинов рукоять была короткой.
Для охоты и военных целей широко использовались луки. Они могли быть до двух метров длины. Для их изготовления использовались рога животных, береза и можжевельник. Хранились луки в наплечном колчане, сделанном из кожи и украшенном парчой или драгоценными камнями. Для изготовления стрел использовались камыш, яблоня, тростник, береза. Железный наконечник прикреплялся к лучине.
Самострелы являлись лучшим видом метального оружия.
Древнерусские воины в качестве защиты использовали деревянные щиты. Большие, в рост человека щиты были легкими, ими хорошо было маневрировать, но защита снижалась. В верхней части щита было отверстие для глаз. Начиная с десятого века, щиты имеют круглую форму, их начинают обивать железом и обтягивать кожей. На щитах появляется родовая символика и украшения. Воины создавали из щитов сплошную стену, через которую не могли пробиться вражеские войска. Спустя некоторое время, с появлением конных войск, щиты начали изменяться. Форма их напоминала форму миндаля. Они имели два крепления, которые удерживали щит на маршах и в бою.
Доспехи раннего средневековья
Падение римской империи и переселение народов знаменуют начало раннего средневековья — отправную точку эволюции европейского доспеха. В это время популярность набирают легкие доспехи. В частности дешевый в производстве и удобный в использование стеганый доспех. Его вес составлял по разным оценкам от 2 до 8 кг, самый тяжелый был среди русских пеньковых доспехов, закрывавший ноги в том числе. Хорошая защита достигалась сшиванием до тридцати слоев ткани. Такой доспех мог легко защитить от стрел и рубящего оружия. Этот вид брони использовали в Европе без малого тысячу с лишним лет, как и на Руси, что неудивительно, ведь отличный доспех из ткани мог сравниться по степени защиты с кольчугой. Доспехи из римской эры, а конкретно ламеллярный доспех, также был популярен в это время. Он был прост в изготовлении и давал должный уровень защиты.
Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.
Шлемы в эту эпоху в основном были похожи на металлические шапки, иногда с подобием защиты для носа или лица, но в большинстве своем защищали лишь голову. В постримскую эпоху начинается достаточно быстрый переход на кольчугу. Германские и славянские племена начинают носить кольчугу поверх одежды или стеганых доспехов. В ту эпоху оружие и военная стратегия предполагали ближний бой, редко в организованном строю, поэтому подобная защита была крайне надежна, ведь слабое место кольчуги — это как раз противостояние копью. Шлемы начинают «расти», закрывая лицо все больше. Кольчугу начинают надевать и на голову, иногда даже без шлема. Длина кольчуги на теле также увеличивается. Теперь боевой доспех выглядит как кольчужное пальто. Броня кавалериста часто включала кольчужную защиту для ног.
Впоследствии на протяжении почти 600 лет доспехи не меняются, увеличивается лишь длина кольчуги, которая в 13 веке становится чуть ли не второй кожей и закрывает все тело. Однако качество кольчуги в этот период, пусть и превосходило раннюю кольчугу, все равно отставало от качества оружия. Кольчуга была крайне уязвима для копий, стрел с особым наконечником, ударов булавы и подобного оружия, и даже тяжелые мечи могли принести фатальное увечье воину. А что уж говорить про арбалетные болты, которые пробивали кольчугу как бумагу, и были крайне распространены в европейских армиях. В связи с этим был лишь вопрос времени — когда появится броня, способная решить эти проблемы. С конца 13-го века в Европе получают распространение латные доспехи – венец кузнечного дела средневековья, самые прочные доспехи в мире. Броню делали из стальных листов, и они покрывали сначала тело, а через короткое время руки и ноги, а после — полностью заковывали воина в сталь. Оставались открытыми лишь несколько точек для того, чтобы можно было вообще двигаться, но и они впоследствии стали закрываться. Это был золотой век тяжелой кавалерии, от вида которой у пехоты начиналась паника. Легендарные доспехи рыцарей, сделанные качественно, были практически непробиваемы для оружия ополченцев. Бывало, что рыцаря, сбитого с коня во время атаки, просто не могли добить. Само собой такой комплект доспехов мог стоить дороже, чем небольшая деревня с поместьем, и был доступен лишь аристократии и рыцарскому сословию.
Воин Древней Руси — разбираем на детали: что надевал и как выглядел
Княжеский полк состоял из старшей и младшей княжеской дружин. Он был необходим для сбора податей и конечно, защиты границ. Так и возникла дружина гридней, лично преданная князю
Численность не была большой: от 300 мечей в небольшом удельном и до 1000 мечей в большом княжестве. Но вместе с ополчением гражданских численности хватало чтобы гонять всякую нечисть.
Высокие личные навыки рукопашного боя сочетались в дружиннике Руси продуманным комплектом амуниции и вооружения. Дружинник (гридень) княжеского полка Руси был русской машиной смерти. Рассмотрим основные элементы воина князя.
Меч в Древней Руси был оружием знати и подчеркивал высокий статус владельца. Эту особенность не знают современные горе-мультипликаторы и режиссеров фильмов, поголовно вкладывая в руки русских крестьян и дружинников мечи. Иначе и быть не могло — культуры производства меча на Руси не было. А железо в кузницах стоило немало денег.
Баснословно дорогие, мечи до вплоть до X века импортировались русскими из Германии (бассейн Нижнего Рейна). А затем кузнечное производство появляется в Новгороде и Киеве. Кроме князей в их дружинах мечами вооружались старшие дружинники — самые опытные и богатые ветераны правителей княжеств русских.
Культура щита на Русь обогатилась пришествием викингов Рюрика. Большие круглые пехотные щиты Скандинавии выполняли из дерева. В профессиональных княжеских дружинах гридни оковывали щиты железом за свой счет.
Украшали символикой князя, рунами и тотемами священных животных и птиц. Например, черным вороном, что принесли на Русь викинги. Ворон- птица бога Одина, верховного бога и повелителя миров.
Доспехи
В X веке меховой и доспех из стеганой ткани на Руси в княжеских дружинах заменяет кольчуга. Из тысяч скрепленных колец такие кольчуги выдерживали серьезный рубящий удар или пущенную стрелу. При тщательном уходе и ремонте, такие кольчуги служили не одному поколению дружинников.
Ведь, как и в Европе, воин дружины зачастую был потомственной должностью и передавался от отца к сыну вместе с навыками и вооружением.
Более дорогим вариантом защиты княжеского дружинника был пластинчатый доспех. Он представлял собой сшитые вместе пластинки железа и нашитые на мех (ткань, кольчугу). В таком виде доспех назывался ламмилярным, а если сшивались чешуйки железа — чешуйчатым.
Борода
Борода княжеского дружинника или ополченца конечно от стрел и клинков не защищала. Зато пугала и разгоняла врагов одним своим волосатым видом (шучу). На самом деле борода была символом зрелости и мужества, необходимым атрибутом любого православного мужчины.
Сейчас как Вы знаете, борода вновь популярна у молодых. Однако возвращаются бороды не православные , а кавказские аля певец Тимати. Именно арабские исламские бороды в его стиле очень стали популярны в России. И даже возродили пропавшее ремесло Руси по стрижке бород — «брадобреев», в модной версии: » барбер-шопы» .
Наборный пояс
Пояс дружинника был атрибутом его богатства и успеха. Чем больше бляшек, тем краше и богаче. Металл конечно не был драгоценным, но обработанное железо, латунь и бронза давали впечатляющий эффект. Блестели пояса русских дружинников издалека!
Шаровары
Гридни княжеской дружины носили широкие шаровары, они же штаны. На них уходило аж 100 локтей материи. Такое обилие материалы делали их свободными як паруса, многогранными и красивыми
В бою важно чтобы штаны не натирали не мешали маневрам и ничего смешного в том нет
Попробуйте сами побегать в узких джинсах от вопящей стаи монголов. Они лопнут между ног через пару минуток. А шаровары позволяли бежать далеко. Надевая шаровары воины собирали их у колен, и перевязывали веревкой. Получались такие длинные веревочные носки от ступней до колена.
Красный или синий плащ был отличительным элементом княжеской дружины Руси. Это типа формы полиции сегодня или формы десантника. Все должны знать с кем имеют дело! Цвет красный был княжеским цветом, смердам носить оный запрещено.
Хотя в фильмах и картинках мы видим наоборот — князь и его люди красиво махаются с нехристями в развивающихся красных плащах. Конечно нет, в плаще русский воин запутался бы и упал аки опарыш. Потому плащи сбрасывали перед боем, аккуратно пакуя в подорожную суму на седле.
Таким был воин княжеской дружины Древней Руси.
Источник