Спецназ вдв: история и структура
Содержание:
Части СпН в советское время
Долгое время военнослужащих подразделений и частей СпН (так называемого сейчас армейского спецназа) ошибочно и намеренно именовали десантниками. Связано это с тем, что в советский период, как и сейчас, в ВС России, не было и нет войск специального назначения, а были и есть подразделения и части Специального назначения (СпН) ГРУ Генерального штаба ВС СССР. В печати и в СМИ упоминались фразы «войска специального назначения» или «командос» только по отношению к войскам вероятного противника («Зелёные береты», «Рейнджеры», «Коммандос»).
Начиная с возникновения этих частей, в ВС СССР в 1950 году вплоть до конца 80-х годов, полностью отрицалось существование подобных подразделений и частей. Вплоть до того, что об их существовании военнослужащие срочной службы узнавали только при принятии в личный состав этих подразделений и частей. Официально в советской прессе и по телевидению подразделения и части СпН ГРУ Генерального Штаба ВС СССР объявлялись либо частями ВДВ — как в случае с ГСВГ (официально в ГДР не было частей СпН), либо как в случае с ОКСВА — отдельными мотострелковыми батальонами (ОМСБ). К примеру 173-й отдельный отряд специального назначения (173 ООСпН), дислоцировавшийся возле города Кандагар, назывался 3-й отдельный мотострелковый батальон (3 ОМСБ).
В повседневности военнослужащие подразделений и частей СпН носили парадную и полевую форму принятую в ВДВ, хотя ни по подчинению, ни по поставленным задачам разведывательно-диверсионной деятельности не относились к ВДВ. Единственное что объединяло ВДВ и подразделения и части СпН — это большая часть офицерского состава — выпускников РВВДКУ, воздушно-десантная подготовка и возможное боевое применение в тылу противника.
Аббревиатуры
Для чего нужен спецназ ВДВ
Функции спецназа ВДВ очень похожи на те, что выполняют их коллеги из подразделений Главного разведывательного управления. Однако отличия все-таки есть. И они связаны со специфическими задачами, которые должны решать Воздушно-десантные войска.
Конечно, спецназ ВДВ может проводить диверсионные и разведывательные операции в тылу противника, но в первую очередь он должен подготовить возможность десантирования для основных подразделений ВДВ. Понятие «подготовить» в данном случае трактуется весьма широко. В первую очередь, речь идет о разведке района десантирования: руководство обязано обладать максимальной информацией о том, куда будут высаживаться десантники и что их там ожидает.
Кроме того, разведчики при необходимости готовят площадку для десантирования. Это может быть захват аэродрома противника или небольшого плацдарма. При необходимости в районе производятся диверсии, уничтожаются объекты инфраструктуры, нарушается связь, создается хаос и паника. Спецназ ВДВ может также проводить операции по захвату и краткосрочному удержанию важных объектов в тылу противника. Чаще всего подобная работа проводится в ходе наступательных действий.
Следует отметить еще одну разницу между спецназами ГРУ и ВДВ. Подразделения Главного разведывательного управления могут действовать в любой точке планеты (не зря у них на эмблеме изображен земной шар). Спецназ ВДВ обычно действует ближе, в пределах дальности полета транспортных самолетов ВДВ, обычно это не далее двух тысяч километров.
Спецназ ВДВ по праву считается элитой российской армии. Поэтому требования к подготовке и экипировке бойцов весьма строги. Далеко не каждому по силам пройти отбор и стать бойцом этого подразделения. Боец спецназа ВДВ должен отличаться стрессоустойчивостью, выносливостью, отлично владеть всеми видами оружия. Спецназовцам приходится действовать в глубоком тылу противника, не имея никакой поддержки «с большой земли», перенеся на себе десятки килограмм оружия, амуниции и снаряжения.
Бойцы подразделения оснащаются лучшими видами оружия, амуниции, техники российского и иностранного производства. Денег на спецназ не жалеют. Следует отметить, что любой спецназ (русский или американский) – это очень недешевое “удовольствие”. Снайперская винтовка «Винторез», автоматы Калашникова 100-й серии, крупнокалиберные винтовки отечественного производства – это далеко не полный перечень стрелкового оружия, которое используют разведчики.
Бойцы 45-й отдельной бригады активно используют для разведки беспилотные летательные аппараты, в бригаде есть подразделение, которое занимается психологической войной и деморализацией противника.
Российский спецназ ВДВ по праву считается одним из лучших специальных подразделений в мире.
В 2012 году взвод 45-го полка спецназа ВДВ участвовал в совместных учениях с американскими «зелеными беретами», которые проводились в Форт Карсоне.
Несколько познавательных фактов
Сила, мужество, отвага и отличная спецподготовка выделяют десантника среди других родов войск
К его образу всегда приковано внимание подрастающего поколения, обычных граждан и парочку фактов узнать будет интересно
Почему «Войска дяди Васи»
Аббревиатуру ВДВ часто расшифровывают как «Войска дяди Васи», поскольку десантными войсками с 1954 по 1959 год, с 1961 по 1979 год командовал Василий Филиппович Маргелов. Он стал первым командующим этого рода войск, получил звание Героя Советского Союза.
О тельняшке
До ВОВ десантники относились к ВВС, поэтому форма одежды была как у лётчиков, петлицы, околыш у фуражки — голубыми. В военные годы десантура носила форму общевойскового образца. В 1963 г инициатива Маргелова была одобрена и подбой вновь стал голубым.
Сам Маргелов носил тельняшку с тех времён, как служил командиром лыжного полка моряков на Балтике и не раз отмечал силу и отвагу этих людей. Ввести тельняшку в десантное обмундирование он задумал в 1960 году, но встретил противодействие со стороны Адмирала Горшкова, который командовал ВМФ. Он считал, что тельняшки являются прерогативой матросов.
Со временем пришли к компромиссу — моряки носят бело-синюю тельняшку, десантники — бело-голубую. Официально в гардероб она вошла в 1969 году.
Эмблема
В 1955 году Маргелов объявил конкурс на лучший вариант эскиза эмблемы десантных войск. После рассмотрения около 10 тысяч примеров выбрали эскиз Зинаиды Бочаровой — она работала в чертёжном отделе штаба. Ныне эта эмблема известна всем — большой раскрытый парашют, фланкированный двумя самолётами.
Берет
Береты темно-синего цвета в Красной армии носили женщины, слушательницы академий в летнее время. Во второй половине XX века чёрный берет начали носить морские пехотинцы. В 1967 году с подачи Маргелова малиновый берет стал частью парадного обмундирования десантников, а голубой — элементом повседневной формы. В 1969 году голубой берет утвердили как парадный головной убор.
Если в вашем окружении есть те, кто имеет отношение к ВДВ, ветераны службы, обязательно поздравьте их с праздником — любой знак внимания будет приятен.
Мне нравится1Не нравится
Обожженные в огне Великой Отечественной
Великую Отечественную войну советские воздушно-десантные войска встретили в ходе преобразования. 23 апреля 1941 года началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов численностью свыше 8000 человек каждый. Два таких корпуса дислоцировались в Киевском особом военном округе и по одному в Западном, Прибалтийском и Одесском. Бойцы всех пяти корпусов участвовали в первых, самых тяжелых боях Великой Отечественной войны. И хотя чаще всего десантники воевали как обычные пехотинцы, за время войны советским ВДВ довелось участвовать в нескольких крупных десантных операциях.
Дроны
Именно в 45-м полку впервые в нашей истории начались боевые испытания БПЛА, которые сейчас являются настоящим «хитом» у тех же американцев. Появился отечественный беспилотник далеко не на пустом месте: еще с конца 80-х годов шла активная разработка разведывательного комплекса «Строй-П», главным «обонятельным чувством» которого должен был стать летательный аппарат «Пчела-1Т».
К сожалению, до начала войны его так и не довели до ума, так как не был продуман способ десантирования. Но уже в апреле первый «Строй-П» отправился в Ханкалу. К нему прилагались сразу пять «Пчел». Испытания сразу доказали высочайшую эффективность такого рода вооружения в условиях современных войн. Так, можно было с точностью буквально до сантиметра привязать к карте все выявленные позиции боевиков, что сразу оценили артиллеристы.
Память
- Памятник на Новодевичьем кладбище в Москве
- Памятник В. Ф. Маргелову в Днепропетровске
- Почтовая карточка России, 2008 год
- Приказом министра обороны СССР от 20 апреля 1985 года В. Ф. Маргелов зачислен Почётным солдатом в списки 76-й Псковской дивизии ВДВ.
- В. Ф. Маргелову установлены памятники в Тюмени, Кривом Роге (Украина), Херсоне, Днепропетровске (Украина), Кишинёве (Молдавия), Костюковичах (Белоруссия), Рязани и Сельцах (учебный центр института ВДВ), Омске, Туле, Санкт-Петербурге, Ульяновске. Офицеры и солдаты-десантники, ветераны ВДВ каждый год приходят к памятнику своего командующего на Новодевичье кладбище в Москве, чтобы отдать дань его памяти.
- Имя Маргелова носит Рязанский военный институт воздушно-десантных войск, кафедра ВДВ Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации, Нижегородская кадетская школа-интернат (НКШИ).
- Именем Маргелова названы площадь в Рязани, улицы в Витебске (Белоруссия), Омске, Пскове, Туле и Западной Лице.
- В годы Великой Отечественной войны в дивизии В. Маргелова была сложена песня.
- Приказом Министра обороны Российской Федерации № 182 от 6 мая 2005 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Генерал армии Маргелов». В том же году, на доме в Москве, в переулке Сивцев Вражек, где Маргелов прожил последние 20 лет своей жизни, установлена мемориальная доска.
- В честь столетия со дня рождения Командующего 2008 год был объявлен в ВДВ годом В. Маргелова.
- В 2009 году вышел телевизионный сериал «Батя», рассказывающий о жизни В. Маргелова.
- 21 февраля 2010 года в Херсоне установлен бюст Василию Маргелову. Бюст генералу расположен в центре города возле Дворца молодежи на улице Перекопской.
- 5 июня 2010 года в Кишиневе, столице Молдовы, был открыт памятник основателю Воздушно-десантных войск (ВДВ). Монумент был построен на средства бывших десантников, проживающих в Молдове.
- 25 июня 2010 года в Республике Беларусь (г. Витебск) увековечили память легендарного командующего. Витебский городской исполнительный комитет во главе с председателем В. П. Николайкиным, весной 2010 года утвердил ходатайство от ветеранов ВДВ Республики Беларусь и Российской Федерации, назвать улицу соединяющую улицу Чкалова и проспект Победы, улицей генерала Маргелова. В канун Дня города на улице генерала Маргелова был сдан в эксплуатацию новый дом на котором установлена мемориальная доска, право открывать которую предоставили сыновьям Василия Филипповича.
- Памятник Василию Филипповичу, эскиз которого сделан с известной фотографии в дивизионной газете, на которой тот, будучи назначенным комдивом 76-й гв. вдд, готовится к первому прыжку, — установлен перед штабом 95-й отдельной аэромобильной бригады (Украина).
- Ансамблем «Голубые береты» была записана песня посвященная В. Ф. Маргелову, оценивающая современное состояние ВДВ, после его ухода с поста командующего, которая так и называется «Прости нас, Василий Филиппович!».
Аббревиатуры
История создания ВДВ (кратко)
Легендарная история создания ВДВ России перечислена в таблице:
Дата | Место |
Событие |
Весна 1929 |
Таджикистан, г. Гарм | Год создания ВДВ. Первое применение воздушного десанта — группа вооружённых красноармейцев, высаженных с воздуха, разгромила заграничную банду при поддержке местных |
2 августа 1930 |
Московский военный округ, учения | Первое появление парашютного десанта |
Конец 1930 |
под Воронежем | Создана первая воздушно-десантная часть — авиамотодесантный отряд |
1931 |
Ленинградский военный округ | Авиамотодесантный отряд (164 человека) — нештатный, опытный
На вооружении: динамореактивные пушки Курчевского; танкетки, гранатомёты, (бронемашины), ручные и станковые пулемёты, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и самокат |
1932 |
Реввоенсовет СССР | Постановление о развёртывании авиабатальонов особого назначения |
Конец 1933 |
Ленинградский военный округ | В состав ВВС вошли 29 авиадесантных батальонов и бригад. Решено продолжить развитие ВДВ, организована подготовка инструкторов и выработка нормативов |
1934 |
учения Красной Армии | 600 парашютистов |
1935 |
Киевский военный округ, учения | Отработана массовая высадка (1188 десантников на парашютах и 2500 бойцов с боевой техникой) воздушного десанта — 2-часовая операция по захвату Броварского аэропорта |
1936 |
Белорусский военный округ, смотр с приглашёнными иностранными делегациями | 3000 парашютистов + 8200 человек с боевой техникой, высаженные посадочным способом |
1938 |
352 десантника получили ордена и медали | |
1939 |
Монголия, Халхин-Гол | Разгром японцев в локальном пограничном конфликте |
1939—1940 |
Финляндия | Боевые военные операции |
1940 |
Бесарабия, г. Болград и г. Измаил | Присоединение Бессарабии к СССР |
1940 |
Для парашютной, посадочно-десантной и планерной боевых групп утверждены новые штаты | |
Начало 1941 |
Состав ВДВ РФ пополнился 5 корпусами, по 10 000 бойцов каждый | |
29 августа 1941 |
Приказ №0329 | ВДВ становятся самостоятельным родом войск: появляется должность Командующего ВДВ, утверждается аппарат Управления ВДВ РККА. |
4 сентября 1941 |
Приказ №0083 | Сформированы:
|
Зима 1942 |
под Вязьмой | Контрнаступление, воздушно-десантная тыловая операция |
Сентябрь 1943 |
Битва за Днепр | Помощь в форсировании реки войскам Воронежского фронта |
Октябрь 1944 |
ВДВ превратились в отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию и стали считаться авиацией дальнего действия | |
18 декабря 1944 |
Директивы Ставки | ВДВ подчиняется ВВС. Десантные дивизии переформированы в стрелковые. В составе остались 3 воздушно-десантные бригады, воздухоплавательный дивизион, учебный полк ВДВ |
15—16 апреля 1945 |
Вена | Стратегическая операция — наступление на Вену |
6—11 мая 1945 |
Польша и Чехия | Участие в Пражской операции с выходом на Эльбу |
Август 1945 |
Маньчжурия | Участие 4000+ человек в стратегической операции |
1941—1945 |
Десятки тысяч бойцов получили ордена и медали, 126 стали Героями Советского Союза | |
1946 |
ВДВ стали частью сухопутных войск и несколько десятилетий были самыми масштабными ВДВ в мире | |
Конец 1940-х |
Северный полюс | Десантирование в полном боевом снаряжении |
1956 |
Венгрия | Участие в венгерском восстании |
Конец 1960-х |
Созданы десантно-штурмовые части | |
1968 |
под Прагой и Братиславой, операция «Дунай» | Боевые операции на двух аэродромах ЧССР |
1970—1980-е |
Создание:
Всё это поступает в распоряжение ВДВ СССР |
|
1979—1989 |
Афганистан | Самая массовая в СССР боевая операция ВДВ — 5-я Панджшерская операция, за 3 дня более 4000 человек посадочным способом с вертолётов |
1982—1983 |
Утверждена эмблема воздушно-десантных войск России, части получили форму и знаки различия ВДВ | |
1982—1986 |
Замена авиадесантируемой бронетехники (БМД-1, БТР-Д) на мотострелковую (БМП-2Д, БТР-70) | |
Середина 1980 |
В составе ВДВ числятся:
|
|
1992 |
Официально образовались Воздушно десантные войска России из всех дивизий и бригад ВДВ, которые находились на территории РСФСР + некоторых подразделений из Грузии, Азербайджана, Туркмении, Литвы, Украины и Молдавии (в 1992-1993) |
Полезная информация
Официального сайта у 51 полка нет. Адрес: в/ч 33842, г. Тула, ул. Комсомольская, д. 190. На конверте необходимо обязательно указывать подразделение (номер роты) и полное имя, отчество и фамилию.
Важно! Приехать к военнослужащему разрешается по выходным и праздничным дням, а также, когда он находится не в наряде. Присягу солдаты принимают в городе Туле по адресу: ул. Комсомольская, д
190. Письма и посылки можно присылать на следующие адреса (зависит от того, где проходит службу призывник):
Комсомольская, д. 190. Письма и посылки можно присылать на следующие адреса (зависит от того, где проходит службу призывник):
Присягу солдаты принимают в городе Туле по адресу: ул. Комсомольская, д. 190. Письма и посылки можно присылать на следующие адреса (зависит от того, где проходит службу призывник):
- 300020, в/ч 33842, г. Тула, ул. Комсомольская, д. 190 (обязательно указывается номер роты и ФИО военнослужащего);
- 301113, в/ч 33842, Тульская область, Ленинский район, п/о Слободка (обязательно номер подразделения, ФИО).
51 полк ВДВ располагается в в/ч 33842
Что положить в посылку
Помимо продуктов – орехи, сухофрукты, конфеты, печенье, вафельный торт и т.д. – нужно обязательно положить:
- одноразовые бритвенные станки (две – три штуки);
- крем для бритья и последующего ухода за кожей (чтобы не было раздражения);
- щетка;
- зубная паста;
- дешевое туалетное мыло (лучше российского производства);
- книпсер (складные кусачки, чтобы можно было быстро порезать ногти или удалить заусенец);
- белая хлопковая ткань, чтобы подшивать подворотнички;
- нитки белого, черного, защитно-зеленого оттенка;
- крепкие иглы с большим ушком среднего размера;
- вакса черного цвета и щетка для чистки сапог.
Самолеты ВДВ
Для ВДВ нужны самолёты особой конструкции: с большим люком грузового отсека (для военной техники), трапами и рампами («горками» для машин), с задранным вверх хвостовым оперением, которое не мешает загрузке и выгрузке.
Транспортники
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Фото и название Тактико-технические характеристикиДальний тяжёлый транспортник Ил-76 |
Экипаж: 5
Пассажироподъёмность: 128 десантников Масса: 885-210 т Грузоподъёмность: до 60 т Объём топлива: 109 000 л Скорость: 220-850 км/ч Дальность: 4000-6500 км Экипаж: 5 человек Пассажироподъёмность: 126 десантников Объём грузовой кабины: 321 м³ |
Транспортник АН-12 |
Экипаж: 6 чел;
Масса: 28-34,5 т Топливо: 22,6 т Скорость: 670-777 км/ч Дальность: 3200-10200 км; Полезная нагрузка: 20 т (или 60 парашютистов, или 90 солдат) Максимальная высота: 10 км Длина ВПП: 1230 м |
Тяжёлый транспортник Ан-22 «Антей» — самый большой турбовинтовой самолёт в мире |
Экипаж: 5-7
Грузоподъёмность: 60 т Пассажировместимость: 290 человек (или150 парашютистов,202 носилок) Масса: 119-225 т Скорость: 560-650 км/ч Дальность: 5225-8500 км Максимальная высота: 9000 м Длина ВПП: 1460 м |
Военно-транспортный Ан-26 |
Экипаж: 6 человек
Пассажировместимость: до 43 человек, или 30 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Грузоподъёмность: 5,5 т Масса: 16-24 т Скорость: 435-540 км/ч Дальность: 1100-2660 км Максимальная высота: 7300 м Длина ВПП: 870 м Вооружение: Бомбы до 500 кг |
Самый грузоподъёмный в мире Ан-124 «Руслан» |
Экипаж: 8
Объём грузового отсека: 1050 м³ Грузовместимость: 120 т + 28 сопровождающих Масса: 178-392 т Скорость: 800—865 км/ч Дальность: 4800-7500 км Максимальная высота: 11 км |
Реально перевезти грузы до 120 т, но выбросить парашютным способом свыше 40 т практически невозможно — самолёт может войти в штопор и разбиться.
Беспилотники
Помимо транспортников, ВДВ активно используют беспилотники для сбора информации, слежки за объектами, корректировки огня и пр.
Фото и название | Тактико-технические характеристики |
Разведывательный малогабаритный комплекс Искатель |
Максимальная высота: 4 км
Максимальная дальность: 10 км Время полёта: 40 мин Масса: 1,3 кг Двигатель: электрический Длина крыльев: 0,6 м запускаются «с руки», приспособлен для горной местности. |
Многофункциональный Орлан-10 |
Скорость: 90–150 км/ч
Максимальная высота: 5 км Максимальная дальность: 120-600 км Время полёта: 16 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: внутреннего сгорания (бензин А-95) Полезная нагрузка: 5 кг Взлетает с разборной катапульты, приземляется на парашюте. |
Тактический разведывательный Элерон-3СВ |
Скорость: 65-105 км/ч
Максимальная высота: 3 км Время полёта: 1,25 ч Температуры: от −30 до +45°C. Двигатель: электрический Длина: 0,45 м Масса: 3,4 кг Длина крыльев: 1,47 м Начинка: цифровая и ИК-камеры, приближение 10Х. |
Малый тактический разведывательный Тахион |
Скорость: 65-120 км/ч
Максимальная высота: 4000 м Минимальная высота: 50 м Максимальная дальность: 40 км Время полета: 2 ч Температуры: от −30 до +40°C Двигатель: электрический Длина: 0,6 м Полезная нагрузка: 5 кг Длина крыльев: 2 м. |
Новый парашют для новых войск
Первые прыжки десантники совершали на пилотских парашютах американского производства – своих к тому времени еще не было. Их только-только начинали выпускать: 18 апреля 1930 года начала работу парашютная фабрика в московском Тушино. Она начала выпускать парашюты, сконструированные специальным парашютным отделом НИИ ВВС Красной армии. Отделом руководил Михаил Савицкий – летчик с огромным опытом, хорошо представлявший себе, каким должен быть современный парашют. Но только в 1931 году Савицкому и его коллегам удалось спроектировать и запустить в производство ПД-1 – парашют десантный первой модели, ставший первым специальным парашютом для советских десантников. В 1933 году ПД-1 был официально принят на вооружение Красной армии, и почти сразу после этого начали появляться более совершенные модели: к началу войны уже насчитывалось пять типов парашютов.
Сложности эксплуатации
Всего было сделано 18 запусков, причем все они производились в горы, в которых войсковая разведка ВДВ была вынуждена действовать чаще всего. У военных сразу появились претензии к ходовой части «Пчелы». Впрочем, техники сумели добиться удовлетворительной работы двигателей, после чего глубина разведки сразу выросла до 50 километров и более.
К величайшему сожалению, сложности 90-х годов привели к тому, что во всей стране на вооружении стояло только 18 аппаратов «Пчела-1Т». Десять из них хранились на базе черноморского флота в Крыму, где проводились испытания запуска их с палубы кораблей. Увы, но там с ними обращались не лучшим образом: конструкторским бюро пришлось немало потрудиться, чтобы довести «Пчел» до кондиционного состояния после их хранения в неподходящих условиях.
В конце концов, в чеченских горах начали полеты 15 аппаратов. Два к тому времени были потеряны в боевых условиях, а одного «черноморца» так и не удалось восстановить.
Исторические моменты
Первое вооружение ВДВ появилось вместе с созданием соответствующего военного отдела в СССР (1930 год). Сначала это был небольшой отряд, входящий в состав обычной мотострелковой дивизии. Стоит отметить, что первый опыт высадки боевой группы на парашютах практиковался годом ранее. Тогда, во время осады таджикского города Гарам, отряд красноармейцев десантировался по воздуху и успешно деблокировал населенный пункт.
Через пару лет сформировали специальную бригаду особого реагирования. В 1938 году ее переименовали в 201-й воздушно-десантный отряд. Развитие ВДВ в Советском Союзе происходило довольно стремительно и бурно. Первая высадка парашютного десанта новой организации была отработана в Киевском военном округе (1935 год). Через год мероприятие повторилось еще в более масштабном формате на полигоне Белоруссии. Приглашенные наблюдатели, в том числе и из-за рубежа, поражались масштабности проведения учений и мастерству бойцов.
С 1939 года части пребывали в распоряжении главного командования. Им предписывались задачи по нанесению различного рода ударов в тылу врага, с последующими координированными действиями с прочими видами войск. Первый реальный боевой опыт советские десантники приобрели в 1939 году (битва за Халхин-Гол). Позже эти подразделения хорошо проявили себя в финской войне, Афганистане, горячих точках Бессарабии и Северной Буковины.