Радиосвязь
Содержание:
- Аварийно-Спасательные Службы
- Какая радиостанция лучше
- Применение Си-Би
- Мобильные рации для трассы
- Каналы раций
- Приложения
- [править] Регистрация раций
- Таблица частот CB диапазона
- [править] Источники
- Государственное регулирование
- Виды модуляции
- [править] Примечания
- Эхо-репитеры
- Как работать с радиостанцией Alan
- Характеристики распространения
- Основные каналы и частоты
- Покупать ли к рации антенну?
Аварийно-Спасательные Службы
Служба спасения или аналогичная по функциям может находиться на любой частоте, но стандартом является канал C9EF (27065 кГц). Некоторые радиостанции даже имеют функцию быстрого перехода на этот канал. Запрещается вести любые переговоры на этом канале, если они не связаны с оказанием помощи.
С 21 декабря 2012 года в Российской Федерации работает бесплатная аварийно-спасательная служба «Гражданская Аварийная Связь» (27,065 MHz/9C FM EUR). Сигнал о ЧС или ЧП можно передать в Москве, Московской области, Туле, Тульской области, Самаре, Самарской области, Анапе (весь Таманский Полуостров Краснодарского Края), Калининграде, Калининградской области. Полезная площадь сбора аварийного сигнала 15000 км2 (при передаче с устройств мощностью 10 Ватт)
и «Нева» в Санкт-Петербурге (27,635 MHz/19D FM EUR)(Прекратила вещание 1 сентября 2014).
Какая радиостанция лучше
Однозначного ответа на этот вопрос нет – все зависит от того, как часто и на каких расстояниях вы планируете общаться
Если передвигаетесь в пределах РФ, обратите внимание на бюджетные станции
Модель Alan 100 Plus – мини-вариант. Мощность у рации небольшая, но этих цифр вполне хватит для езды в городах. Цена устройства не превышает 3 тысяч 600 рублей.
Не больше трех тысяч стоит компактная Kenwood_tk-f8_dual_band. У рации Кенвуд 128 каналов памяти.
В том же ценовом диапазоне расположилась модель Quansheng UV-R50. Ее мощность составляет 5 Ватт.
Для езды в городской черте отлично подойдут бюджетные модели Baofeng UV-82 и Баофенг UV-B5. Их стоимость – 1,5–2 тысячи рублей. Мощность не превышает 5 Ватт. Баофенг годится для бесед на небольших расстояниях.
В топе «малюток» хорошие отзывы имеет рация MIDLAND (Мидланд) LXT-425. Поддерживает PMR и LPD. Количество каналов – 77, в комплект входят два устройства. Здесь же можно отметить рации фирм Алан и Аргут, Kenwood th-f5 Turbo Dual, Vector. Их диапазон – 400–470 МГц. Чувствительнее будет рация в 8 Вт «Президент» (цена в пределах 5 тысяч рублей).
Модель посолиднее – Yaesu FT-1907R UHF. Передатчик имеет большую мощность, количество телеканалов – 200.
Желающим компактности стоит присмотреться к Track Smart 27. Аппарат мощностью 4 Вт поддерживает 800 каналов – европейских и российских.
Многие дальнобойщики отдают предпочтение рации Связь м333. Мощность до 10 Вт, стоимость в пределах 4 тысяч рублей.
Аналогичная цена установлена на INTEK M-490 плюс. Рация умещает 850 каналов.
На 500 рублей дороже стоит Optim Pilgrim. Аппаратура работает от сети в 12 и 24 Вт, не требует доппреобразователей. Мощность – 10 Вт. Такая же мощность наблюдается у Quansheng TG-UV2 PLUS. Аппарат немного габаритнее.
Почетное место в рейтинге водителей занимает фирма Мегаджет. Стоимость моделей выше, однако рация имеет энергонезависимую память. Эта функция автоматически сохраняет настройки. Канал дальнобойщиков на рации Мегаджет имеет больше настроек
Так, модель MJ 100 можно купить за 5 тысяч рублей. Megajet MJ-100, MJ-200 MJ-200Plus и MJ-300 просты в использовании и ловят на расстоянии в 5–8 километров.
Настройка канала для дальнобойщиков.
Одна из самых мощных в линейке – MJ-3031мTURBO. Она способна «разгоняться» до 18 Вт.
Хороший сигнал (20 километров на открытом пространстве) имеют рации Оптим Аполло и Optim Truck. Их стоимость порядка 7 тысяч. Аналогичная цена у модели Yosan Excalibur TURBO.
Но предыдущие варианты в разы уступают рации Алинко др438. Аппарат габаритный. «Ракета», как ее называют шоферы, трудится в УКВ-диапазоне. Ее мощность – до 45 Вт (ловит на несколько десятков километров). Качественная связь обойдется примерно в 18 тысяч рублей.
Надо сказать, что рацию некоторые умельцы делают из обычных телефонов. Так, программа Zello (устанавливается на Моторолу, Айфон, Андроид-платформу) превращает аппарат в радиостанцию. Однако такой способ связи подойдет лишь для города. Для международных перевозов иметь рацию надежнее.
Рацию, модели Baofeng uv 5r, как настроить на канал дальнобойщиков? Настроить рацию на волны дальнобойщиков несложно. «Шоферский» эфир необходим для обмена рабочей информацией, там нет места флуду. Не рады на канале будут водителям легковых авто: их управляющие фурами считают другой «кастой».
Для перехода в приват пользуйтесь свободными нижними каналами
При выборе рации обращайте внимание на мощность: чем она выше, тем большие расстояния осилит аппарат
Детальная информация видна на видео:
Применение Си-Би
Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т. д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает за счёт отсутствия серьёзных препятствий.
Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути. Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10—20 раз, что существенно снижает дальность связи. Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи, и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых импортных портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek). В России переносные рации диапазона 27 МГц серий Штурман, Беркут, Егерь и др. производит Конструкторское Бюро Беркут.
Из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьёзным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD/PMR больше подходят для поля и города.
Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые смогут оказать помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется только в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, хотя связь не всегда бывает устойчивой (это связано с тем, что автомобиль находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно связаться с радиолюбителями, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.
Водителей грузовиков можно найти на 27,135 MHz АМ или C15EА (на радиостанции Midland-Alan: D15E).
Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:
- между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограничена, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать «в зенит».
- между базовыми станциями — 15—80 км;
- между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
- между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
- между автомобилями — 5—15 км;
- между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
- между портативными станциями — 1—5 км.
Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2—3 раза, как исключение.
Мобильные рации для трассы
Основные требования к таким устройствам:
- высокая мощность;
- стабильный сигнал;
- большой радиус действия.
Optim Voyager
радиостанция Optim Voyager Российская компания выпустила качественную и функциональную рацию, которой отдают предпочтение профессиональные водители. Из списка характеристик стоит выделить следующие:
- три уровня мощности;
- диапазон частот 25,615-30,105 МГц;
- информативный монитор;
- 400 каналов.
Плюсы:
- наличие экстренного канала;
- ночная подсветка;
- лёгкость;
- стильный дизайн.
Недостатков владельцы не нашли. В отзывах они часто отмечают хорошую цену (7 000 рублей) и удобную панель управления.
Optim Pilgrim
Видео обзор радиостанции Optim Pilgrim Российское устройство имеет немало конкурентных преимуществ:
- передача сигнала на большие расстояния;
- работа от 12 В и 24 В;
- подсветка;
- удобная панель управления;
- защита от переплюсовки;
- два типа шумоподавления.
Плюсы:
- высокий диапазон частотности;
- отсутствие сбоев;
- мощность;
- хорошие ручные регулировки.
Основной минус – нехватка индикации. Стоимость прибора вполне доступна – не выше 5000 рублей.
Водители указывают в отзывах на богатый набор допопций.
MegaJet MJ-100
Обзор радиостанции MegaJet MJ-100 (New) Южнокорейский прибор функционален и интересен за счёт своих характеристик:
- работа в российских и европейских сетках;
- хороший набор ручных настроек;
- 120 каналов;
- опция сканирования.
Плюсы:
- доступная цена 4 000 рублей;
- перепрограммирование на нужную волну;
- адаптация к работе в жаре и холоде;
- установка в любом удобном месте.
Значимый минус у прибора один – он не выносит влаги. Пользователи комментируют покупку как вполне достойную. И выделяют бесперебойное обеспечение связью в любой точке страны.
Yaesu FT-2980R
Радиостанция Yaesu FT-2980R Японская техника всегда отличается высоким качеством. И рация FT-2980R – не исключение. Её отличают:
- регулировка мощности;
- адаптация к низким температурам;
- наличие интернет доступа;
- простое подключение.
Плюсы:
- сохранение настроек;
- устойчивый сигнал;
- доступная цена – до 17 000 рублей.
Минусов у станции водители не нашли. В отзывах они отмечают, что устройство не имеет аналогов в своём сегменте.
Каналы раций
Работа радиостанций привязана к частотным диапазонам, в пределах которых ведется свободный или закрытый обмен информацией. Каналы рации определяются частотой, на которой осуществляется передача сигналов. На основании возможных линий связи формируется сетка каналов.
Это осуществляется по следующим принципам:
- Определяется диапазон частот по набору стандартных требований. На гражданском диапазоне Си/Би этот показатель в пределах 26,9-27,4 МГц.
- Разбивка диапазона осуществляется с определенным шагом, как правило, 10 КГц или 0,01 МГц. Это значит, что к крайней нижней отметке, равной 26,965 МГц, прибавляется по одному каналу через определенный частотный промежуток.
- С каждым таким переходом в сторону увеличения или в обратном направлении меняется канал связи.
- Варианты зависят от стандартов, выбранных частотных диапазонов и шагов увеличения частот.
- Нумерация каналов определяется в сторону градации частот. Количество каналов в разных диапазонах не совпадает. Например, в LPD формате их 60, в «морском» – 281.
Присваивание каналу номера не связано с постоянными частотами. Относительность объясняется необходимостью упростить систему радиосвязи для удобства пользования. Это избавляет от необходимости запоминать шестизначные обозначения для поиска канала.
Приложения
Телевещание в диапазоне УВЧ удовлетворило потребность в дополнительных эфирных телеканалах в городских районах. Сегодня большая часть полосы пропускания перераспределена для использования наземной мобильной радиосистемы , транкингового радио и мобильного телефона . Каналы УВЧ по-прежнему используются для цифрового телевидения .
Поскольку на частотах УВЧ передающие антенны достаточно малы для установки на портативных устройствах, спектр УВЧ используется во всем мире для систем наземной подвижной радиосвязи, двусторонних радиостанций, используемых для голосовой связи в коммерческих, промышленных, общественных и военных целях. Примеры персональных радиоканалов являются GMRS , PMR446 , и UHF CB . Некоторые беспроводные компьютерные сети используют частоты УВЧ. Широко распространенные сотовые сети GSM и UMTS используют сотовые частоты UHF .
Основные поставщики телекоммуникационных услуг развернули сотовые сети для передачи голоса и данных в диапазоне VHF / UHF. Это позволяет подключать мобильные телефоны и мобильные вычислительные устройства к коммутируемой телефонной сети общего пользования и Интернету .
Говорят, что УВЧ-радары эффективны для отслеживания истребителей-невидимок, если не бомбардировщиков-невидимок.
Wi-Fi работает на частотах 2412–2484 МГц. LTE также работает на частотах УВЧ
[править] Регистрация раций
На практике многие промышленно выпускаемые рации диапазонов PMR и LPD имеют мощность до 5 Вт. Рации с мощностью до 0,01 Вт в 433 МГц и до 0,5 Вт в 446 МГц регистрации не подлежат. В обязанности Роскомнадзора входит выявление радиостанций, не соответствующих установленным законодательством нормам по разрешённой мощности.
Радиостанции Си-Би диапазона личного пользования с выходной мощностью до 10 Вт с 1 ноября 2011 года регистрации не подлежат. Порядок регистрации и перечень радиостанций, не подлежащих регистрации, определён Правительства РФ. После регистрации выдаётся Свидетельство о регистрации установленного образца.
Сертификации рации без выхода в телефонную сеть (взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации) не подлежат (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 896)
Таблица частот CB диапазона
Канал |
ЧАСТОТНАЯ СЕТКА (ЕВРОПА), кГц |
||||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
1 |
26065 | 26515 | 26965 | 27865 | 28315 | 28765 | 29215 | 25165 | 25615 |
2 |
26075 | 26525 | 27875 | 28325 | 28775 | 29225 | 25175 | 25625 | |
3 |
26085 | 26535 | 27885 | 28335 | 28785 | 29235 | 25185 | 25635 | |
4 |
26105 | 26555 | 27905 | 28355 | 28805 | 29255 | 25205 | 25655 | |
5 |
26115 | 26565 | 27915 | 28365 | 28815 | 29265 | 25215 | 25665 | |
6 |
26125 | 26575 | 27925 | 28375 | 28825 | 29275 | 25225 | 25675 | |
7 |
26135 | 26585 | 27935 | 28385 | 28835 | 29285 | 25235 | 25685 | |
8 |
26155 | 26605 | 27955 | 28405 | 28855 | 29305 | 25255 | 25705 | |
9 |
26165 | 26615 | 27065 | 27965 | 28415 | 28865 | 29315 | 25265 | 25715 |
10 |
26175 | 26625 | 27975 | 28425 | 28875 | 29325 | 25275 | 25725 | |
11 |
26185 | 26635 | 27985 | 28435 | 28885 | 29335 | 25285 | 25735 | |
12 |
26205 | 26655 | 28005 | 28455 | 28905 | 29355 | 25305 | 25755 | |
13 |
26215 | 26665 | 28015 | 28465 | 28915 | 29365 | 25315 | 25765 | |
14 |
26225 | 26675 | 28025 | 28475 | 28925 | 29375 | 25325 | 25775 | |
15 |
26235 | 26685 | 28035 | 28485 | 28935 | 29385 | 25335 | 25785 | |
16 |
26255 | 26705 | 28055 | 28505 | 28955 | 29405 | 25355 | 25805 | |
17 |
26265 | 26715 | 28065 | 28515 | 28965 | 29415 | 25365 | 25815 | |
18 |
26275 | 26725 | 28075 | 28525 | 28975 | 29425 | 25375 | 25825 | |
19 |
26285 | 26735 | 28085 | 28535 | 28985 | 29435 | 25385 | 25835 | |
20 |
26305 | 26755 | 28105 | 28555 | 29005 | 29455 | 25405 | 25855 | |
21 |
26315 | 26765 | 28115 | 28565 | 29015 | 29465 | 25415 | 25865 | |
22 |
26325 | 26775 | 28125 | 28575 | 29025 | 29475 | 25425 | 25875 | |
23 |
26355 | 26805 | 28155 | 28605 | 29055 | 29505 | 25455 | 25905 | |
24 |
26335 | 26785 | 28135 | 28585 | 29035 | 29485 | 25435 | 25885 | |
25 |
26345 | 26795 | 28145 | 28595 | 29045 | 29495 | 25445 | 25895 | |
26 |
26365 | 26815 | 28165 | 28615 | 29065 | 29515 | 25465 | 25915 | |
27 |
26375 | 26825 | 28175 | 28625 | 29075 | 29525 | 25475 | 25925 | |
28 |
26385 | 26835 | 28185 | 28635 | 29085 | 29535 | 25485 | 25935 | |
29 |
26395 | 26845 | 28195 | 28645 | 29095 | 29545 | 25495 | 25945 | |
30 |
26405 | 26855 | 28205 | 28655 | 29105 | 29555 | 25505 | 25955 | |
31 |
26415 | 26865 | 28215 | 28665 | 29115 | 29565 | 25515 | 25965 | |
32 |
26425 | 26875 | 28225 | 28675 | 29125 | 29575 | 25525 | 25975 | |
33 |
26435 | 26885 | 28235 | 28685 | 29135 | 29585 | 25535 | 25985 | |
34 |
26445 | 26895 | 28245 | 28695 | 29145 | 29595 | 25545 | 25995 | |
35 |
26455 | 26905 | 28255 | 28705 | 29155 | 29605 | 25555 | 26005 | |
36 |
26465 | 26915 | 28265 | 28715 | 29165 | 29615 | 25565 | 26015 | |
37 |
26475 | 26925 | 28275 | 28725 | 29175 | 29625 | 25575 | 26025 | |
38 |
26485 | 26935 | 28285 | 28735 | 29185 | 29635 | 25585 | 26035 | |
39 |
26495 | 26945 | 28295 | 28745 | 29195 | 29645 | 25595 | 26045 | |
40 |
26505 | 26955 | 28305 | 28755 | 29205 | 29655 | 25605 | 26055 | |
41 |
26095 | 26545 | 27445 | 27895 | 28345 | 28795 | 29245 | 25195 | 25645 |
42 |
26145 | 26595 | 27495 | 27945 | 28395 | 28845 | 29295 | 25245 | 25695 |
43 |
26195 | 26645 | 27545 | 27995 | 28445 | 28895 | 29345 | 25295 | 25745 |
44 |
26245 | 26695 | 27595 | 28045 | 28495 | 28945 | 29395 | 25345 | 25795 |
45 |
26295 | 26745 | 27645 | 28095 | 28545 | 28995 | 29445 | 25395 | 25845 |
1. Канал CE9 и CE19 — международные канал бедствия для чрезвычайных ситуаций.
2. Канал CE15 — международный си-би канал грузовых перевозчиков (дальнобойщиков).
3. У радиостанций Alan, Vector сетки смещены на одну влево. Т.е. сетка B для Алана будет соответсвовать сетке A в таблице.
4. У радиостанций Dragon CB-сетки смещены на две влево. Т.е. сетка C у Dragon будет соответсвовать сетке A в таблице.
[править] Источники
- О регистрации мощных LPD-радиостанций можно почитать на радиолюбительских форумах, например, , , [недоступная ссылка].
- 136.73.ru/r_noise/noise.htm
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — с.19
- Грудинская Г. П. Распространение коротких и ультракоротких радиоволн. — 3-е изд. — М.: Радио и связь, 1981 — рис. 41, с.38
- Licensing Requirements for Radio Services, Document No. ODTR 00/62R (2002//ENG), 1.2.2014
- Regulation on collective frequencies for licence-exempt radio transmitters and on their use (2011/337/FIN), 26.3.2013
Государственное регулирование
В России радиостанции СиБи диапазона приобретаются свободно, согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837. Радиостанции СиБи диапазона не подлежат обязательной государственной регистрации в пределах выходной мощности 4 Вт. Использование радиостанций СиБи диапазона регулируется решением Государственной комиссии по радиочастотам принятом на заседании от 3 сентября 2013 года (протокол № 13-20) внесшим изменения в решение ГКРЧ от 29 мая 2006 года № 06-14-03-001 «О выделении полос радиочастот в диапазоне 1,6065-30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения» (с изменениями, внесёнными решением ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001) (решение ГКРЧ № 13-20-08)
Решение ГКРЧ № 13-20 Приложение № 2 устанавливает мощность передатчика для АМ и ЧМ 4 Вт, SSB — 12 Вт. Запрещаются направленные антенны и коэффициент усиления антенно-фидерного устройства ограничен 1,73 дБи (что примерно соответствует металлическому штырю не более 2‑х м). При буквальном прочтении документа можно отметить что он регулирует «сухопутную подвижную связь» и никак не проясняет ситуацию со стационарной связью СиБи диапазона, отменяя ряд регламентирующих её документов.
Решения ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001 и от 20 декабря 2011 г. № 11-13-06-2 считаются утратившими силу. По смыслу документ ограничивает свободное использование частотного диапазона 45 каналами сетки C в «нулях».
В Украине также пользоваться Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения при соблюдении следующих условий:
— рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С в «пятёрках», несущая 1-го канала 26965 кГц, несущая 40-го канала 27405 кГц, ширина канала 10 кГц);
— мощность передатчика не более 4 Вт.
В Белоруссии использовать Си-Би-связь можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 — 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее
Виды модуляции
В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании FМ и АМ практически одинакова. Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силён). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование FМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и FМ). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приёме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая — относительно FМ- модуляции — помехозащищённость. Далеко не все станции поддерживают SSB.
[править] Примечания
В каких странах разрешено использование PMR и LPD диапазонов.
LPD (433 МГц)
Страна | Использование | Условия |
---|---|---|
Австрия | Разрешено | Свободно |
Бельгия | Запрещено | |
Белоруссия | Разрешено | Свободно |
Германия | Разрешено | Свободно |
Голландия | Разрешено | Свободно |
Греция | Разрешено | Свободно |
Дания | Запрещено | |
Ирландия | Разрешено | SRD устройства мощностью не более 10 мВт |
Италия | Разрешено с канала №1 по №20 | Свободно |
Исландия | Разрешено | Свободно |
Испания | Запрещено | |
Кипр | Разрешено | Свободно |
Казахстан | Разрешено | Свободно, если мощность передатчика не превышает 2 Ватт |
Латвия | Запрещено | |
Литва | Запрещено | |
Люксембург | Запрещено | |
Норвегия | Разрешено | Свободно |
Польша | Разрешено | Свободно |
Португалия | Запрещено | |
Соединенное Королевство | Запрещено | |
Словакия | Разрешено | Свободно |
Словения | Разрешено | Свободно |
Турция | Запрещено | |
Финляндия | Запрещено | |
Франция | Разрешено | Свободно |
Хорватия | Запрещено | |
Швеция | Разрешено | Свободно |
Швейцария | Запрещено | |
Эстония | Запрещено |
PMR (446 МГц)
Страна | Использование | Условия |
---|---|---|
Австрия | Разрешено | Свободно |
Бельгия | Разрешено | Свободно |
Белоруссия | Разрешено | Свободно |
Венгрия | Разрешено | Свободно |
Германия | Разрешено | Свободно |
Голландия | Разрешено | Свободно |
Греция | Разрешено | Свободно |
Дания | Разрешено | Свободно |
Ирландия | Разрешено | Свободно, но надо проверять субтоны |
Италия | Разрешено | Общее разрешение |
Исландия | Разрешено | Свободно |
Испания | Разрешено | Свободно |
Кипр | Разрешено | Свободно |
Латвия | Разрешено | Надо иметь одобрение типа станции |
Литва | Разрешено | Свободно |
Люксембург | Разрешено | Свободно |
Мадейра и Азорские острова | Разрешено | Свободно |
Мальта | Разрешено | Свободно |
Норвегия | Разрешено | Свободно |
Польша | Разрешено | Свободно |
Португалия | Разрешено | Свободно |
Соединенное Королевство | Разрешено | Свободно |
Словакия | Разрешено | Свободно |
Словения | Разрешено | Свободно |
Турция | Разрешено | Именное разрешение |
Финляндия | Разрешено | Свободно |
Франция | Разрешено | Свободно |
Хорватия | Разрешено | Свободно |
Чехия | Разрешено | Общее разрешение |
Швеция | Разрешено | Свободно |
Швейцария | Разрешено | Свободно |
Эстония | Разрешено | Свободно |
Эхо-репитеры
Помимо диспетчерских служб, на СиБи существуют т. н. эхо-репитеры или «попугаи». Эхо-репитер — стационарная СиБи-радиостанция, к которой подключена репитерная приставка, повторяющая через антенну репитера принятый ей ранее в том же канале сигнал. Благодаря большой высоте установки антенны, репитер принимает сигнал даже от маломощных носимых или автомобильных радиостанций в условиях городской застройки, а слышно репитер в условиях той же застройки в радиусе десятков километров. Таким образом, эхо-репитер позволяет общаться мобильным пользователям, между которыми десятки километров по прямой. Преимущество эхо-репитера по сравнению с базовой диспетчерской станцией очевидно — не нужно нанимать постоянных работников, дежурящих на «базе».[источник не указан 2212 дней]
Как работать с радиостанцией Alan
Радиостанция удобна в эксплуатации. Она позволяет программировать несколько каналов памяти. Можно настраивать шумоподавитель, громкость, радиочастоты.
Чтобы перевести прибор в режим приемника, используются отдельные переключатели. В зависимости от выбранной рации, можно получить ту или иную максимальную мощность передатчика.
Настройка канала для дальнобойщиков
Чтобы обеспечить работу без перебоев на волнах перевозчиков, необходимо настроить прибор на чистоту 27.135 МГц. Ей соответствует *канал дальнобойщиков на рации алан* сети Европы C. Также понадобится установить амплитудную модуляцию. Она представлена в нескольких видах:
Если *настройка на дальнобойщиков алан 42* была неправильной, голос проезжающего вблизи перевозчика доносится в виде шума, Это говорит о несовпадении модуляции. Можно её поменять и попробовать наладить связь. Если она стала чистой, надо оставить всё без изменений. Иногда водители неправильно устанавливают этот параметр и утверждают, что связь плохая.
Когда проводится *настройка алан 42 на канал дальнобойщиков*, сетка частот может быть разной, в зависимости от производителя. Отличие касается буквенных обозначений в нумерации. Чтобы не ошибиться с этим показателям, надо открыть инструкцию к купленному прибору и посмотреть, к какой сетке относится частота 27.135 МГц.
Alan 42
Прибор помещен в большую упаковку. Помимо рации, здесь находится комплект аксессуаров: сменные блоки. Один предусмотрен для 6 компонентов, второй — для 8. К устройству подключается адаптер. Отдельно имеется гаджет для зарядки в автомобиле. Можно подсоединять прочие аксессуары, не предусмотренные в наборе. С этой целью встроены разъемы.
Модель Алан 42 имеет невысокую цену, портативные размеры и внушительный диапазон частот. Её может применять широкий круг пользователей благодаря присутствию автоадаптера. Подсоединение внешней антенны позволяет повысить радиус приема в разы.
Alan 48 Plus
Базовая модель с диапазоном доступных частот 27 МГц и мощностью 10 Вт. Способна работать с 400 каналами. Комплектация включает:
- внешний микрофон;
- шнур питания;
- крепеж для установки в автомобили.
Устройство имеет превосходный дизайн и много функций. Может использоваться в автомобиле, устойчивое и чувствительное к приему радиосигналов автотранспорта, передвигающегося по дороге. Помехи, поступающие от побочных каналов, с таким устройствам не страшны. В корпусе предусмотрены дисплей и клавиатура с подсветкой.
Alan 78 Plus
Менее мощный вариант — *Мидланд Алан 78 плюс. Подключение и настройка дальнобойщиками* проходит гладко, хоть этот показатель и равен 4 Вт. Диапазон доступных каналов и частот тот же, что у 48 модели. Найти свободную сетку в любое время суток не составляет труда.
Прибор подходит для профессиональной связи тем, кто хочет быстро решать любые задачи. Устройство работает в гражданском диапазоне. По сравнению с Alan 100 plus, отличается легкостью и весит 860 г.
Характеристики распространения
Радиоволны в диапазоне УВЧ распространяются почти полностью за счет распространения в пределах прямой видимости (LOS) и отражения от земли; в отличие от ВЧ полосы там практически нет отражения от ионосферы ( SkyWave распространения), или поверхностной волны . Радиоволны УВЧ блокируются холмами и не могут выходить за горизонт, но могут проникать через листву и здания для приема внутри помещений. Поскольку длины волн УВЧ сопоставимы с размерами зданий, деревьев, транспортных средств и других обычных объектов, отражение и дифракция от этих объектов могут вызвать замирание из-за многолучевого распространения , особенно в застроенных городских районах. Атмосферная влажность снижает или ослабляет мощность УВЧ-сигналов на больших расстояниях, а затухание увеличивается с увеличением частоты. Телевизионные сигналы УВЧ обычно более ухудшаются из-за влажности, чем более низкие диапазоны, такие как телевизионные сигналы УКВ .
Поскольку передача в диапазоне УВЧ ограничена визуальным горизонтом до 30–40 миль (48–64 км) и обычно на более короткие расстояния из-за местности, это позволяет повторно использовать одни и те же частотные каналы другими пользователями в соседних географических областях ( повторное использование частот ). Радио ретрансляторы используются для ретрансляции сигналов УВЧ, когда требуется расстояние, превышающее прямую видимость.
Иногда при подходящих условиях УВЧ-радиоволны могут распространяться на большие расстояния по тропосферным каналам, поскольку атмосфера нагревается и охлаждается в течение дня.
Основные каналы и частоты
C9EF (27.065 МГц) — вызывной канал службы спасения.
В данный момент практически не используется, тем не менее вести на нем переговоры не связанные с оказанием помощи запрещено.
Водители для получения помощи используют свой вызывной канал.
9 канал «российской» сетки частот C9RF (27.060 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
C15EA (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция АМ) — вызывной автомобильный канал.
На нем общаются дальнобойщики, и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.
C15EF (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция FM) — вызывной автомобильный канал.
Сейчас все больше водителей переходит на FM модуляцию. Это связано с тем, что FM модуляция дает лучшее качество звука и большую дальность в городских условиях.
В настоящее время параллельно с си-би используется 2 канал PMR диапазона (частота 446.01875 МГц). Для получения большой дальности в PMR диапазоне, необходимо использовать внешнюю антенну, что является нарушением использования PMR.
27.140 МГц — частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров.
Используется пустое пространство («дырка») между 15 и 16 каналами.
В настоящее время практически не используется, так как работе на этой частоте мешает автомобильный канал.
Частота применялась в детских радиостанциях «Walkie-Talkie», в игрушках с дистанционным управлением, в системах дистанционного открывания-закрывания ворот, и в других устройствах передачи информации на короткие расстояния.
C19EF, C19EA (27.185 МГц) — информационный канал.
Предназначен для передачи автомобильной информации — погода, пробки, объявления.
В настоящее время практически не используется, вся информация передается на автомобильном канале.
Использование данного канала не рекомендуется, так-так он мешает работе радиолюбителей на частоте 27.190 МГц.
19 канал «российской» сетки частот C19RF (27.180 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
27.190 МГц — вызывная радиолюбительская частота для проведения дальних связей SSB модуляцией.
Используется пустое пространство («дырка») между 19 и 20 каналами.
C20RF (27.200 МГц) — вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей FM модуляцией.
На данном канале часто применяются усилители, и выходная мощность может достигать нескольких десятков и даже сотен ватт.
C27RA (27.270 МГц) — QRP вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей AM модуляцией.
На данном канале не принято использовать усилители, поэтому выходная мощность обычно равна мощности радиостанции и не превышает нескольких ватт.
Покупать ли к рации антенну?
На дальность распространения сигнала и его четкость и качество прямо влияет размер применяемой в ней антенны. Поэтому она просто необходима. Но не стоит перегибать палку и ставить на автомобиль уж слишком большую антенну, которая будет мешать проезжать под находящимися над дорогой объектами, задевая их.
Купив и установив рацию с хорошей антенной на авто, можно разбавить свое бесконечное нахождение в пути, присоединившись к общению водителей-дальнобойщиков, поделиться с ними своими радостями и печалями, послушать их рассказы, а также избежать многих неприятностей, поджидающих человека впереди на незнакомом пути.