Как называется петля на эфесе шпаги

Индийская роскошь

Одним из главных признаков высокого положения индийских аристократов и воинов был катар – кинжал с поперечной рукоятью.

Впрочем, катар был не только предметом роскоши, но и хорошим вспомогательным оружием – его обычно использовали наряду с мечом или саблей, чаще всего – с традиционным тальваром.

Конструкция катара хорошо защищала руку, позволяя использовать его в какой-то мере как щит. Устройство рукояти позволяла прочно держать оружие даже во вспотевшей руке.

Катар был очень эффективен в ближнем бою. Нанося короткие колющие удары, он причинял глубокие раны и вызывал обильное кровотечение. Особенно тяжёлыми раны получались, если владельцы использовали механизм, позволяющий лезвию кинжала разделяться.

Хаудеген

Хаудеген (англ. Mortuary sword, нем. Haudegen) – тяжелый кавалерийский меч, применявшийся с 1620-х годов кавалерией по всей Европе, особенно в Англии. Клинок часто имел одностороннюю заточку и длину не менее 900 мм. У гарды отсутствует крестовина но корзина ярко выражена. Рукоять часто очень сложно украшена. Весил хаудеген в пределах 1100-1200 грамм.

12. Покойницкий меч (палаш), Англия, 17 век. Он шикарен!!

13.

14.

15. Далее несколько красивых рукояток другого холодного оружия. Придворная”комзольная” шпага в стиле алмазной огранки

16.Рапира с закрытым эфесом, инкрустированным серебром. Клинок сделан в Золингене около 1610 г. Рукоятка в Милане — около 1610-1615 г.г.

17.

Следующие два представителя красоты меня поразили. Очень красивая и тонкая работа.

18.Chopard создала уникальную шпагу для франко-русского прозаика Андрея Макина, избранного в марте 2016 года во Французскую академию за вклад в развитие французского языка. Уникальная шпага была создана в тесном сотрудничестве с академиком и воплотила в себе мотивы зимы – любимого времени года Макина. В создании настоящего произведения искусства работали 11 мастеров Chopard. Серебряная рукоятка шпаги сделала в виде переплетеной веревки, а завершает ручку маленькая фигурка сказочной Царевны-лягушки, украшенной 500 крошечными изумрудами. Внутренняя часть рукоятки выполнена в форме песочных часов из кварца и дополнена шариками из желтого золота, движение которых должно напоминает о течении времени. Об объединении русской и французской культур сообщает выгравированная на гарде буква Ф на кириллице и латинским шрифтом. Гарда выполнена в форме пергамента, пронзенного пером.

19.Почетная шпага, которой награжден месье Л. де Танле, префект Соммы, Ассоциацией антикваров Пикардии, апрель 1854.Размеры: общая длина 887 мм, длина клинка 748 мм, ширина клинка 18, 5 мм, длина ножен 785 мм, диаметр большой медали 50, 5 мм, диаметр маленьких медалей 33, 5 мм.Материал, техника: сталь, серебро, дерево, кожа, бархат; ковка, литье, резьба, травление, штамповка.Клинок из дамасской стали прямой двулезвийный, ромбического сечения.Серебряный эфес художественной работы состоит из рукояти и гарды.

Навершие («яблоко»)

Головка рукояти. Толедо, Мастер Хуан де Аскойтийя, первая половина XVI века

Навершие (или головка рукояти) типа «яблоко» выполняет три функции:

  • служит противовесом, улучшая баланс оружия (поэтому её часто изготавливают из тяжелого материала (например, свинца));
  • удерживает руку от соскальзывания (например, при нанесении рубящих ударов оружие может «вырваться» под воздействием центробежной силы, возникающей, особенно если боец ослаб от усталости или ранен);
  • служит для крепления рукояти, изготовленной из любого материала, на хвостовик клинка.

В «яблоки» иногда вставляли драгоценные камни.

Исторически существовали две основные формы наверший: славяно-германское (полуовальное) и римское (круглое).

Устройство сабли

A — эфес (рукоятка, крыж). Детали B, C, D, E не относятся к эфесу. 1 — навершие (тыльник, головка рукояти). 2 — черен (рукоять). 3 — перекрестье. 4 — крестовина (гарда, огниво, решетка). Детали 5 — 10 не относятся к эфесу.

Особенности рапиры

Рапира представляет собой холодное оружие, относящееся к колющему типу. Удары противнику наносят только острием. Конструкция весит 500 г, имеет упругий клинок с четырехгранным сечением. Длина лезвия составляет 90–110 см, гарда круглой формы имеет диаметр 12 см, служит для защиты кисти от повреждений. Максимальный размер всей конструкции достигает 110 см.

Фехтовальные модели оснащены неподвижным наконечником, который располагается на краю клинка. У электрифицированных моделей этот элемент представлен специальным подвижным устройством с кнопкой. При нанесении укола сопернику происходит нажатие на данный компонент, в результате — электроцепь замыкается.

На одной из граней лезвия электрифицированной рапиры есть специальная выемка. Она проходит по всей поверхности клинка до самой рукоятки. В бороздке зафиксирован провод, который соединяет между собой электроконтактный наконечник и разъемом, находящийся под гардой.

В отличие от шпаги прямую рукоятку рапиры иногда заменяют фигурной, расположенной перпендикулярно лезвию. Внутри подобных элементов есть гайка, закрепляющая эфес. Она необходима для того, чтобы запястье не выгибалось при удерживании ручки. Такой вариант получил название «пистолет», устанавливают его, как правило, на электрифицированные модели.

Процесс создания качественных клинков — настоящее искусство

При производстве стали важно соблюдать точное соотношение железа и углерода. В противном случае лезвие будет ломким, недолговечным

Любые модели, в том числе и рапира, создаются при помощи постепенного наслоения металла.

Первый слой состоит из железа, которое надежно держит форму, придает изделию необходимую прочность. Второй производят из стали, повышающей показатели упругости. В процессе изготовления оружия оба этих материала никогда не использовали отдельно друг от друга.

Эволюция эфеса

Самые ранние клинки, отлитые или выкованные в бронзе или железе, были сделаны для боевых приемов, основанных исключительно на силе; в этот период эфес был не более чем зарождающимся. Вскоре, из-за большого прогресса в металлургии и конструкционных методах, мечи стали изготовлять пригодными для режущих ударов, и появилась необходимость удлинять крестовину, чтобы отражать удары от клинка противника. На протяжении XIV века различные модификации применялись в основном к длине крестовины; они варьировались в разных странах в зависимости от задач, но неизменно оставались перпендикулярными к лезвию, были круглыми или четырехсторонними в разрезе и часто сглаживались на концах. Также крестовины чаще были изогнуты к лезвию, и в редких случаях к рукояти (т.к. это мешало руке, когда требовалось широкое движение для рубящего удара). После 15-го века рукоять становилась короче, за счет использования дополнительных защитных элементов (петли, кольца, стержни и т. д.). С 17-го века крестовины снова стали прямыми, благодаря новым методам фехтования, которые привнесли в бой колющие удары. Сам меч был значительно изменен, его лезвие стало узким и длинным. Крестовины меча испанского типа выступали далеко от щитка и были очень эффективны при парировании. В шпагах и рапирах, крестовины были короткими с лопастями на кончиках и едва выступали из раковины.

Важным шагом в эволюции эфеса было добавление защитной дужки в 15 веке. Эта защита была необходима при любой схватке с режущими мечами и позволила отказаться от громоздкой стальной перчатки в пользу более легкой и удобной кожаной перчатки. После середины 15-го столетия защитная дужка почти всегда присутствовала в эфесе мечей. Дальнейший шаг к почти полной защите руки произошел вследствие добавления двух полукруглых ветвей или дуг. Также количество боковых колец и петель увеличилось в количестве до восьми или девяти в некоторых типах эфесов. Так, эфесы испанских мечей середины XVII века преобразовались в полный «кубок», в них рука была полностью защищена.

Источник

Достопримечательности Эфеса

В античный город приезжают, в основном, любители истории. В прошлом он вмещал в себя до 250 тысяч человек. На протяжении веков над городом стремились обрести власть римляне, персы, лидийцы. Однако ему удалось сохранить некоторую свободу и самоуправление. Эфес прославился, как религиозный центр не только у античных народов. В период распространения христианства он являлся главным центром во всей Греции.

Эфес на карте Турции на русском языке

Интересно знать! Согласно легенде, Эфес был основан сыном афинского правителя Андроклом, влюбившемся в амазонку. Звали ее Эфисия, соответственно, в честь ее и назван город.

На сегодняшний день, Эфес один из самых масштабных исторических комплексов. У него есть 2 входа, но удобнее идти нижней дорогой для осмотра исторических ценностей.

Вход на территорию Эфеса платный, билеты приобретают в кассе самообслуживания. Стоимость билета составляет 30 лир*. Дополнительно придется заплатить по 5 лир* за вход на террасы, в музей археологии и за посещение Базилики Святого Иоанна.

Часы работы музея:

  • 8:30 – 19:00 с апреля по октябрь;
  • 8:30 – 17:00 с ноября по март.

Храм Артемиды в Эфесе

Описание всех достопримечательностей города начинается именно с него, ведь это 3 чудо света. Храм был возведен 27 веков назад в честь Древнегреческой богини Артемиды Эфесской. Ей поклонялись как богине процветания, плодородия.

До наших дней храму сохраниться не удалось, остались руины и реконструкции, созданные по находкам археологов. Величественное сооружение было уничтожено целых два раза:

  • его сжег Герострат, лишь для того, чтобы оставить свое имя в веках;
  • в 260-е гг. храм разграбили готы.

После первого разрушения желание восстановить храм изъявил сам Александр Македонский. Он выделил на это собственные деньги. Все пропорции и размеры сохранили. В высоту он простирался на 18 метров, длиной был более 100 м. Храм стоял на 127 колоннах. На сегодняшний день от него осталась лишь 1 колонна, та самая, что осталась от пожара Герострата.

Руины Храма Артемиды

Дом Святой Девы Марии

Одна из главных христианских достопримечательностей Турции расположена в Эфесе. Это место почитаемо христианами, так как согласно легенде Божья Матерь провела здесь последние годы жизни. Иоанн, чтобы защитить Деву Марию от преследований, привез ее в этот портовый город.

Сегодня отремонтированное здание привлекает не только последователей христианства, но и всех туристов. За домиком с церквушкой расположена стена желаний. Посетители здесь просят о помощи Божью Матерь и завязывают памятные ленточки на стене.

Это интересно! Дом Девы Марии любят посещать и местные мусульмане. Они поверили в его чудесную силу после лесного пожара. Выгорела вся местная территория, а дом остался нетронутым.

Амфитеатры Эфеса

Одеон (Булевтерий)

Одеон был построен во 2 в. до н. э. Театр имеет два уровня, разделенных на четыре секции. В древние времена малый театр использовался для заседаний Сената, вмещал в себя 5000 человек. В перерывах между выступлениями политиков здесь показывали спектакли, концерты, проводили религиозные церемонии.

Дом Девы Марии в Эфесе

Большой театр

В 3 веке до н. э. был возведен самый большой амфитеатр в регионе. Когда-то верхние ряды здания доходили до высоты 30 метров, сегодня лишь до 18. Трехъярусная постройка вмещала в себя 25 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, представления и концерты.

Библиотека Цельса

Здание было возведено в начале второго века, получило название в честь видного государственного деятеля – Тиберия Юлия Цельса. Библиотека стала хранилищем 12 тысяч свитков и усыпальницей Юлия Цельса. В постройке был также зал для лекций и подземный ход в публичный дом.

Готы сожгли дотла старое здание, остался только фасад. Двухэтажный фасад, украшенный скульптурами муз Мудрости, Добродетельности, Познания и Мысли — любимое место для фотосессий туристов.

  • Храм Домициана. Величественный в старые времена храм представляет на сегодняшний день несколько колонн и руины;
  • публичный дом. На пересечении улиц Мраморной и Куретов находился дом терпимости. При этом Мраморная дорога считалась частью священного пути к храму богини Артемиды. Рекламой данного заведения служил след от женской ноги. Он указывал нужное направление к дому;
  • террасные дома. Богатые дома горожан соединены между собой террасами. До наших дней сохранились даже полы, выложенные мозаикой. Снаружи древность оградили от любопытных глаз туристов: хочешь увидеть – плати. Чтобы посетить, придется заплатить дополнительную стоимость в 15 лир*. Выйдет чуть дешевле, если билет взять сразу на входе в Эфес;
  • фонтан Поллио. Скинувшись средствами, жители Эфеса возвели 6-ти метровый фонтан. Из нескольких мест вода наполняла резервуар на радость местного населения.

Почему этот гладиус называется мечом Тиберия?

Никто не знает, владел ли мечом Тиберия сам Тиберий, или не владел

Да это и не важно, потому что название приклеилось к оружию из-за его ножен

На них изображены четыре фигуры и трон. На троне восседает огромный полуобнаженный основатель Римской империи — Октавиан Август, умерший в 14 году нашей эры. Меч же датируют 15 годом, то есть, к моменту его изготовления, Тиберий Август уже умер и был обожествлен. Иначе трудно объяснить его огромные размеры и место среди богов — о них чуть позже.

Левая рука Августа покоится на щите с надписью FELICITAS TIBERI — «счастье Тиберия».

Украшение устья ножен меча Тиберия

Сам Тиберий стоит напротив Августа в доспехах и, как бы, посвящает ему свою победу.

Между ними виден бог войны Марс, а позади трона Августа стоит крылатая богиня победы Виктория (у греков ее называли Ника), ныне поврежденная. Вполне возможно, что неизвестный нам мастер, занимавшийся отделкой ножен этого гладиуса, скопировал изображение воинского божества со статуи, которая была установлена в храме Марса Мстителя на Форуме Августа в Риме.

К портупее ножны крепились с помощью колец, которые вы видите на этом фото. Оковки, к которым они прикреплены, украшены лавровыми ветвями и как бы имитируют венок из них.

Интересно, что простые римские пехотинцы носили гладиус на правом боку, тогда как центурионы — на левом.

На круглой бляхе, украшающей центральную часть ножен, изображен портрет самого Тиберия. Прямо под ней расположена еще одна оковка, с орнаментом в форме лаврового венка.

Наконечник ножен — его еще называют «бутероль», так же украшен и на этом украшении следует остановиться подробнее.

В самом низу бутероли мы видим человека с двусторонним топором на плече. Он символизирует закон и порядок. Над ним — орел, один из символов Рима и его армии. Вкупе с изображением Тиберия, Октавиана, Марса и Виктории, эти символы приобретают еще большую державность и красноречивость.

Считается, что этот меч, скорее всего, был наградным оружием, изготовленным во время завоевания Германии. И принадлежал не самому Тиберию, а кому-то из командиров лагеря, либо «уполномоченному» офицеру, прибывшему в Майнц из Рима.

Два мира – два вида оружия

Римской армией, являвшейся на рубеже тысячелетий самой передовой в мире, меч-спата был заимствован, как это ни странно, у варваров – полудиких племен галлов, населявших территорию Центральной и Западной Европы. Им этот вид оружия был весьма удобен, поскольку, не зная боевого порядка, они сражались разрозненной толпой и наносили противнику главным образом рубящие удары, при которых длина клинка способствовала их большей эффективности. Когда варвары овладели навыками верховой езды и начали использовать в бою кавалерию, то и здесь длинный обоюдоострый меч оказался как нельзя кстати.

В то же время римские легионеры, использовавшие тактику боя в плотном строю, были лишены возможности сделать полноценный замах длинным клинком и поражали противника колющими ударами. Для этой цели прекрасно подходил использовавшейся в их армии короткий меч – гладиус, длина которого не превышала 60 см. По внешнему виду и боевым качествам он вполне соответствовал традициям античного оружия.

Видео

Палаш, рубяще – колющее холодное оружие с длинным клинком одно-или двухсторонней заточки, произошел от средневекового меча . Название оружия имеет турецкие корни, и переводится как меч или кинжал.

От своего предка палаш, в первую очередь, отличается развитой гардой с дужками и защитной чашкой, имеющей у более поздних видов этого оружия, чаще всего, корзинчатую форму. Основное отличие от появившейся позднее шпаги – в более широком и толстом клинке и, как следствие, в большем весе оружия. Это достаточно популярная форма европейских мечей конца XV — начала XVI века. Вот некоторые популярные палаши европейских стран этого периода:

  • spada schiavona (Испания, в переводе «славянский меч»);
  • broadsword (Англия и Шотландия, в переводе «корзинчатый меч»);
  • reiterschwert (Германия с XVI по XVII вв., в переводе «меч всадника»);
  • kurassierdegen (Германия XVIII — XIX вв, в переводе «кирасирская шпага»);
  • dragonerdegen (Германия XVIII — XIX вв, в переводе «драгунская шпага»);
  • kavalleriedegen (Германия XVIII — XIX вв, в переводе «кавалерийская шпага»).

Все эти варианты холодного оружия имеют характерные черты строения клинка и рукояти и идентифицируются как палаши.

Палаш в Западной Европе

Появление

Во второй половине XVI столетия венгерские гусары начинают применять крепящееся у седла оружие с прямым клинком, служившее (подобно кончару) дополнением к сабле. Рукоятка этого оружия напоминала сабельную и была слегка изогнута .

Распространение

Западноевропейский палаш развился из тяжёлой кавалерийской седельной шпаги. Первые образцы палаша носили название валлонской шпаги . Палаш, распространившийся в континентальных странах Западной Европы, отличался асимметричным эфесом с сильно развитой защитой руки в виде крестовины или чаши с целой системой дужек .

В XVII веке происходила постепенная унификация палашей в кавалерии европейских армий . На вооружение принимались единые образцы оружия сначала для отдельных полков , а затем и для каждого вида кавалерии. Палашами вооружались, прежде всего, кирасирские и драгунские полки .

Обоюдоострая форма клинка сохранялась почти во всех армиях до середины XVIII века , потом она стала вытесняться клинком с одним лезвием и тупым обухом. В начале XIX века клинки палашей повсеместно становятся однолезвийными, по-прежнему оставаясь достаточно мощными и широкими .

Палаши с корзинчатыми гардами

Ранние конфигурации палашей с корзинчатыми гардами возникли в XVI столетии. В отличие от остальных гард той поры, дуги с кольцами переходили в решетчатые корзины, целиком закрывающие кисти рук. Происходят изменения форм гард с типичных, круглых, рапирных в более уплощенные. Старинные шведские инвентарные описи это оружие определяли в «корзинчатые эфесы в виде лошадиных морд».

С XVII столетия палаши с корзинчатыми гардами подразделялись по трем разным категориям. Одну категорию можно назвать — общей, а две иные – региональными, в которую входят: венецианский скьявон и шотландский палаш. Самыми известными представителями общей категории считаются валлонские палаши (валлонские шпаги) и покойницкие мечи (от англ. mortuary swords), известные на материке, как haudegen – хаудегенс (по некоторым источникам их определяли, как боевые шпаги).

Типологический обзор классических шпаг

По классифицированию Эварта Оэйкшотта, шпаги подразделяются на:

  • Немецкие reitschwert (в буквальном переводе «мечи всадников» или «мечи рейтаров») — предназначены для использования военными и являются довольно-таки тяжелыми для рубящих ударов (собственно эти клинки нередко называются русскоязычными источниками «боевыми шпагами»). Такая разновидность шпаг (наряду с этим является еще и мечами) была самой популярной у кавалеристов в XVI столетии, однако в XVII столетии была заменена на сабли и палаши;
  • Французские rapiere (рапира, от испанского espadas roperas — в буквальном переводе «мечи для платьев) — предназначены для носки с гражданской формой одежды и являются чрезмерно легкими для нанесения рубящих ударов. Однако классический (не спортивный) вариант таких шпаг обладает лезвием. Такая разновидность шпаг была самой популярной в XVI столетии, в XVII столетии были понемногу практически вытеснены на более легкие шпаги;
  • Английские smallsword (в буквальном переводе «малые мечи», названные, так как противопоставление средневековым «большим мечам» англ. greatsword) — отличаются от рапир еще более легкими клинками.

Согласно типологии Оэйкшотта, эфесы шпаг XVI столетия подразделяются на:

  • Одночетвертные;
  • Половинные;
  • Трехчетвертные;
  • Полные.

В настоящее время шпаги, как разновидность боевого оружия может рассматриваться исключительно в качестве исторической и художественной ценности, более того фехтование и по сей день считается одним из наиболее динамично развивающихся и обладающих великолепной зрелищностью видом спорта.

Основные элементы палаша

В строении палаша, так же как и в строении любого другого меча, можно выделить два основных элемента, рукоять и клинок. Из них наибольший интерес представляет строение эфеса со сложной гардой корзинчатого типа. Для палашей такого типа характерно наличие следующих элементов:

  • Навершие, завершающая часть рукоятки;
  • Киллон крестовины задней части, металлический элемент рукояти, обычно отогнутый вверх;
  • Крестовина, находящаяся между клинком и рукоятью;
  • Киллон крестовины в передней части;
  • Клинок;
  • Остриё.

Кольца гарды, которые выступали ниже крестовины, характерны в основном для ранних палашей. Также они встречаются в строении шотландских палашей, а также венецианских скьявоне.

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution” Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution” Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

О термине «Шпага»

Первоначально шпаги не воспринимались в качестве отдельного вида оружия. В большинстве европейских языков слово «меч» звучало как: espada, spada, epee, sword. И лишь по-немецки они назывались Degen. Однако даже в нем к боевым шпагам нередко добавлялись эпитеты типа Reitschwert. Что в буквальном переводе звучало как «рейтарские» мечи или мечи всадников.

В Западноевропейских странах шпаги начали распространяться в XVI столетии, где стали оружием дворянства. В начале XVI столетия к холодному оружию относились еще как к господствующему. Однако самыми распространенными были те разновидности, которыми быстро наносились уколы, ведь обладатели доспехов легче поражались, проникновением острия клинка в щелях между пластин.

В начальные периоды шпаги были двух видов: кавалерийскими и пехотными. У кавалеристов были длинные и тяжелые седельные шпаги, преобразовавшиеся позже в палаши. Первые палаши назывались валлонскими шпагами. У пехоты были распространены более короткие и легкие шпаги, схожие с рапирами или бреттами, у которых в качестве гард были полукруглые чашки. Пехотные шпаги стали исключительно колющими и были популярными по всей Европе. Тем не менее, предпринимались шаги по приспособлению их и для нанесения рубящих ударов. Венецианские варианты колюще-рубящих шпаг назывались чиавонами.

Русские шпаги появились в XVII столетии в рейтарских и копейщицких полках. С 1708 года Петр I вооружал шпагами всех пехотинцев. С 1741 года у рядовых пехотинцев прямые шпаги заменили на полусабли. Шпаги остались лишь у офицерского состава и у гвардейских мушкетеров. В XVII-XVIII столетиях у русских шпаг были обоюдоострые клинки, в XIX столетии клинки стали однолезвийными, с широкими долами. В XVIII столетии шпаги с однолезвийными клинками были в качестве исключения у рядовых в гвардейских полках.

Рукоять шпаги, впрочем как и все офицерское оружие, была обтянута кожей и обмотана проволокой. Головки были круглыми, овальными или в форме ваз. Под рукоятками находились чашки, сердцевидные, либо из двух овальных пластин. С XVIII  столетия чашка и рукоятка шпаги неплотно примыкали друг к другу, а между ними было наличие перекрестий, либо небольших стальных завитков. Гарды шпаг состояли из дужек с костыльками, прикрывавшими запястья. Ножны, обтягивались кожей, обладали наконечниками и устьями с крючками, которые цеплялись за лопасти портупей.

В XIX столетии шпаги вытеснили сабли и они стали внестроевым оружием. Уже в начале XIX столетия офицеры-кавалеристы носили шпаги вне строя, а с 1826 года у русского офицерского корпуса были на вооружении только сабли. Шпаги остались лишь генеральским оружием. В то же время шпаги активно вводились в форму штатских чиновников, и не в одной только Российской Империи.

В конце XIX столетия шпаги в Европе и в России не выступали в качестве боевого оружия. Тем не менее, порой входили в военную форму, главным образом парадную. В начале XX столетия их не стало в армиях и гражданских ведомствах. В наше время шпаги являются составной частью парадной формы, в которую облачаются высшие дипломатические чиновники в некоторых государствах.

Шпаги являются холодным колюще-рубящим или колющим оружием, состоящим из длинных, прямых одно-двухлезвийных или граненых клинков и рукоятей (эфесов) с дужками и гардами различных форм. Спортивное фехтование располагает рапирами и эспадронами. Однако если рапиры возникли как облегченные шпаги, то эспадроны обладают независимым происхождением.

В ранних исполнениях шпаги были универсальными легкими длинными мечами, оснащенными сложными гардами. Когда происходила дуэль на шпагах, шпагой кололи и рубили, а сложные гарды защищали пальцы и без латных перчаток. В шпагах позднего исполнения лезвия (кроме остриев) вообще не затачивались. Шпаги обычно весили приблизительно один килограмм, тогда как кавалерийская, более тяжелая шпага весила до полутора килограммов.

За короткие сроки шпаги стали популярными не только у армейцев, но и у богачей, дворянства, а также у любителей драться на шпагах. Шпаги были признанны как отличительный знак дворянства. Известно, что при лишении дворянских титулов был ритуал так называемой «гражданской казни». Это преломление шпаг при свидетелях над головами приговоренных.

Пояснения

Дол (долик, желоб, кровосток) — продольный желобок на клинке, служащий для его облегчения. Клинок может иметь один или несколько долов или доликов разной длины и ширины.

Лезвие — заточенная кромка клинка, наконечника копья или топора.

Грань клинка

— (голомень) часть плоскости клинка, ограниченная двумя ребрами или ребром и лезвием.

Острие — колющий конец клинка, точка соединения линий обуха (или скоса обуха) и лезвия.

Плечо клинка (пята, основание) — верхняя не заточенная часть клинка, непосредственно прилегающая к рукояти. На пяте обычно ставились клейма.

Меч в полторы руки — разновидность меча с длинным клинком, рукоять которого могла обхватываться одной или двумя руками.

Ребро жесткости — выступ на полосе клинка необходимый для увеличения прочности и жесткости клинка.

Сильная часть клинка (forte) — здесь клинок имеет набольшую толщину, здесь, возле гарды лучшая защита. Это часть клинка, которой рекомендуется парировать удары.

Ножны (ножна) — металлический, деревянный или кожаный футляр для клинка, снабженный какими-либо приспособлениями для подвески (кольца, крючок, скоба и т.д.). Ножны подвешиваются к поясной или плечевой портупее с помощью так называемых пасовых ремешков.

Наконечник ножен (бутероль) — нижняя деталь металлического прибора деревянных или кожаных ножен, предохраняющая их конец от повреждений.

Щиток — широкая часто узорчатая пластинка пластинка, составная часть гарды.

Чашка эфеса — плоская или выгнутая в сторону острия клинка металлическая пластина разнообразной формы, смонтированная на крестовине и являющаяся составной частью гарды.

Пуговка — полукруглый или граненый выступ сверху на головке-навершии рукояти, для фиксации кончика хвостовика клинка.

Рикассо — не заточенная часть в основании клинка некоторых двуручных мечей и шпаг. Задействовалась при обхвате пальцами крестовины и основания клинка, поэтому защищалась дужками, расположенными под крестовиной.

Прибор ножен (оправа, набор) — металлические обкладки па кожаных или деревянных ножнах. Обычно состоит из устья, одной или нескольких гаек (обоймиц) и наконечника.

Елмань — расширенная нижняя часть клинка, имеющая двулезвийную заточку. Встречается преимущественно у восточных сабель. В XVII-ХIX веках клинки с елманями изготавливались и для некоторых образцов европейских сабель.

Обух (обушок, тупье, тылье, спинка) — не заточенная кромка клинка, противоположная лезвию.

Перекрестье (огниво, крыж) — полукруглые или прямоугольные расширения или накладки в средней части крестовины, расположенные перпендикулярно к ней. Перекрестье служило для захвата клинка противника, а также для удержания клинка в ножнах.

О6оймица (оковка, обойма, бряцар) — широкая фигурная металлическая обкладка в средней части ножен, имеющая ушко с кольцом для пасового ремешка портупеи.

Гайка

— узкая металлическая пластина, обхватывающая ножны и имеющая ушко с кольцом для ремешка портупеи. Широкие фигурные гайки обычно назывались обоймицами.

Башмак (гребень, гребешок, гривка) — металлическая фигурная пластина, предохраняющая наконечник ножен от протирания при волочении по земле. Особым шиком считалось крепление в башмаке вращающегося колесика, при атом сабля или палаш не просто касались брусчатки или асфальта, а катились рядом с владельцем. Такую вольность, мода на которую пришла из Германии, позволяли себе только некоторые офицеры русских гвардейских кавалерийских полков, квартировавших в столице.

Скоба

— выгнутая прямоугольная или полукруглая деталь на устье ножен, предназначенная для продевания короткого пасового ремешка портупеи.

Особенности шпаги

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.

Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector