Фуражка генерала
Содержание:
Появление фуражки
В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.
Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.
Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы
В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.
Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.
Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.
Конный портрет Кутузова(источник фото)
Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.
Фуражки как элемент военной формы
Фуражка впервые появилась в Европе в конце XVIII века как военный головной убор, ставший более практичным, сильно «заниженным» наследником кивера. Более широкие поля у фуражки позволяют увеличить площадь прикрытия головы в жару.
Российская Империя
В России головные уборы, названные «фуражными шапками», впервые упомянуты в период правления Павла I. С 1797 года гусарам предписывалось изготавливать их из материала выслуживших срок мундиров. При этом фуражные шапки имели навершие в форме колпака и применялись как нестроевой головной убор при выполнении разного рода вспомогательных («фуражирских») работ. Но именно такой головной убор породил само слово «фуражка».
В сентябре 1811 года для нижних чинов русской армии и флота была введена для повседневного ношения бескозырьковая фуражка с круглой тульей. Вскоре фуражки появились у офицеров (как с козырьками, так и без них). На всех российских военных фуражках размещались кокарда и эмблема воинской специализации (артиллерист, инженер и т.п.).
Современный тип фуражки в оснащение основной массы русской армии стал поступать лишь в 1907-1909 годах. Это коснулось и казачества, в утверждённой форме которого различные традиционные шапки вытеснила казачья фуражка с соответствующей войску символикой. После 1909 года походные фуражки стали изготавливать из сукна защитного цвета. Они были почти идентичны для всех категорий военнослужащих: офицерские от солдатских отличались только цветом пуговиц для пристёгивания подбородного ремешка.
Времена СССР
Походные фуражки дореволюционных образцов остались основным летним головным убором и в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Их главным отличительным знаком стала красная пятиконечная звезда в качестве кокарды на околыше. Фуражка ВМФ (и морская офицерская фуражка, и бескозырка) полностью сохранила свой статус. В целом же фуражки в советское время стали применяться не только как повседневный, но и как парадный головной убор.
В 1924 году летнюю фуражку с козырьком и круглым донышком тульи утвердили к ношению для всех родов войск. Её шили из походно-палаточной ткани и пропитывали химическим водонепроницаемым составом. С 1935 года на фуражках РККА была восстановлена традиция различных расцветок околыша по родам войск и служб. Кроме того, в советское не изменялись особенности большинства служебных форменных фуражек вне армейской сферы. В частности:
- Пограничная фуражка с зелёной расцветкой отличительных элементов. Сам термин «зелёная фуражка» стал важнейшим символом пограничной службы;
- Капитанская фуражка служила непременным символом командира корабля в морском и речном гражданском флоте;
- Синяя фуражка утвердилась как символ принадлежности к авиации.
Фуражка МВД (НКВД), напротив, не раз меняла свой облик в плане расцветки ткани, хотя околыш фуражки стабильно сохранял свой краповый цвет.
Современная Россия
В 1990-е годы, по мере износа советских запасов военной формы, в обиход Российской Армии стали более широко внедряться кепи. Лёгкая фуражка типа бейсболки постепенно стала основным головным убором в общеармейской полевой военной форме и повседневном обмундировании военнослужащих по призыву. Для последней категории кепи стали элементом также и парадной формы. В то же время ношение фуражек стало возможным для женщин-военнослужащих, чего в советское время не допускалось.
Основные изменения облика военных фуражек выразились в замене кокард и эмблем с советской символикой на элементы символики Российской Федерации. С 2000-х годов широкое применение получило размещение ведомственных и войсковых эмблем РФ на тулье фуражек. Как правило, у офицерского состава такие эмблемы металлические, у категории высшего командования — вышитые.
Приключения фуражки в СССР и Российской Федерации
В истории советской и современной российской фуражки можно выделить несколько этапов. Сначала головной убор долгое время довольно точно воспроизводилстарорежимную» версию с низкой тульёй. Затем с 1970-х годов появилась мода на тулью всё большего размера, что в итоге привело к появлению совершенно фантастических образцов, называемыхаэродромы», которым могли позавидовать многие лидеры латиноамериканских стран. Сейчас принято обвинять в распространении таких уродливых фуражек ельцинского министра обороны П. Грачёва, но на самом деле эта мода появилась гораздо раньше, когда будущий генерал ещё служил младшим офицером.
Менялся и фасон козырька — от угловатого в 1930-х к полукруглому после войны. Со временем изменился и материал, из которого его делали, — сначала это была красивая лакированная фибра, но затем с целью удешевления козырёк стал изготавливаться из чёрной пластмассы.
В 1990-е годы в армии провалилась попытка ввестиамериканский» тип фуражной шапки с околышем из тесьмы, а в 2010-е годы тулья немного уменьшилась под влиянием стиля головных уборов МЧС, откуда в армию пришёл министр обороны РФ С. Шойгу.
В наши дни, несмотря на появление множества альтернативных головных уборов, все военные к парадной или выходной форме продолжают надевать именно фуражку.
Разновидности
Фуражки классического вида у российских военнослужащих и сотрудников других силовых структур различаются:
- По материалам, использованным при изготовлении (что определяется вхождением в комплект парадной либо повседневной формы);
- По степени отделки дополнительными элементами (что характеризует принадлежность к категории высшего командного состава либо к церемониальным видам военной формы);
- По расцветке ткани, околыша и канта, а также носимым кокардам и эмблемам (что отражает принадлежность к ведомствам, роду войск или сил).
Принадлежность форменной фуражки военнослужащих | Цвет ткани парадной формы | Цвет ткани повседневной формы | Цвет околыша |
Сухопутные войска ВС РФ | Цвет морской волны | Защитный | Красный |
Воздушно-космические силы РФ | Синий | Голубой | |
Военно-морской флот РФ | Чёрный либо белый | Чёрный | |
Войска Национальной гвардии РФ | Цвет морской волны | Оливковый | Краповый |
Пограничные войска ФСБ РФ | Зелёный | Васильковый |
На практике белая фуражка чаще чёрной применяется в парадной форме ВМФ России. Белая фуражка-бескозырка к тому же сохранилась в форменной одежде матросов-срочников, в то время как контрактников ВМФ отличают чёрная либо белая морская фуражка с козырьком.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Триумф фуражки
На ту же тему Тест: Хорошо ли вы разбираетесь в военной моде?
Очень быстро фуражки позаимствовала прусская армия, которая в период после 1812 года долгое время находилась под сильным влиянием русской военной моды. Затем в течение всего нескольких десятилетий этот головной убор начали носить военные почти всех остальных европейских стран. Особый путь выбрали Франция и Австрия, где вместорусской» фуражки повседневным элементом военной формы стала шапка‑кепи.
В 1844 году на фуражках офицеров появилась металлическая кокарда, а в 1855 году её получили и простые солдаты, и унтер-офицеры.
На волне военных реформ императора Александра II русская армия внезапно отказалась от своего изобретения — фуражки — и с 1862 года начала носить кепи, похожее одновременно на французский и австрийский образцы. С кепи русские воины прошли эпоху покорения Туркестана и русско-турецкую войну. Но в 1881 году фуражка вернулась, чтобы с тех пор оставаться неизменным отличием военных.
Рядовой 16-го гренадерского Мингрельского полка, рядовой 1-го Кавказского сапёрного батальона, рядовой 16-го гренадерского полка, 1903 год(источник фото)
В 1907 году появились шапки защитного цвета, причём солдатский образец теперь был с козырьком, как у офицеров, — ведь задача полевого головного убора не просто быть украшением, но и защищать глаза нижних чинов от яркого солнца.
В период Гражданской войны в России фуражки носили военнослужащие и Белой, и Красной армий, а в 1920-е годы позицию главного военного головного убора примерно на десятилетие занялабогатырка», илибудёновка». Но начиная с 1943 года советская армия стала обращаться к традициям царской, так что фуражка триумфально вернулась. Что касается Красного флота, там офицерская фуражка и матросская бескозырка никуда не исчезали и оставались неизменным элементом формы моряков.
На ту же тему Русское значит красивое
Отличительные особенности
Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».
Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.
Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.