Как называется фуражка капитана

Из чего шили первую форму?

Для матросов ВМФ форма шилась из облегчённой парусины. Эта ткань была признана наиболее практичной — легко очищалась от самых трудных загрязнений, практически не мялась, хорошо пропускала воздух. В ней было комфортно в любое время года. Черноморский флот был выделен белым цветом повседневной формы, остальные чаще всего предпочитали небесно-голубые оттенки. Парусина использовалась в шитье практически до 80-х годов.

Чуть позже парусиновую ткань стали заменять на хлопчатобумажную. Изменилась и расцветка формы — она стала синей. Если сравнивать пошив того времени с современным, то можно уверенно сказать: сегодня форма ВМФ России уступает по своим качествам, так как шьётся она из самых разных материй не всегда добротного происхождения.

Также изменилась и цветовая гамма — предложен диапазон тонов от синего до чёрного.

Отличительные особенности

Основные особенности, выделяющие фуражку из ряда прочих головных уборов, связаны прежде всего с её конструкцией, а не назначением (как деталь определённой униформы). Тем более, что слово «картуз», означающее тот же тип головного убора, но без привязки к служебно-должностному положению носителя, в послереволюционной России вышло из широкого обихода, получив к тому же смысловое наполнение отрицательного плана как часть облика «эксплуататорских прислужников».

Наибольшее функциональное сходство фуражка имеет с кепкой (кепи): оба этих головных убора в их стандартном виде относительно невысоки, легки по весу, обладают козырьком, хорошо пригодны для размещения эмблем и других отличительных знаков, рассчитаны для ношения в умеренных климатических условиях. Но в русскоязычной традиции фуражку отличает от кепки характерный фасон: непременное наличие широкого околыша и плоский верх, образуемый расклиниванием (как правило, равномерным) к краям головного убора, а не скреплением покрывающего голову материала по центру. Для этого внутрь вшивается или вставляется прочный обруч, сохраняющий форму изделия.

Кроме того, козырёк фуражки, в отличие от кепки, может быть только жёстким. Впрочем, к фуражкам принято причислять бескозырку — как особый вид флотской формы матросов. Бескозырка также имеет ленточки, конструктивно предназначенные для удержания головного убора при частой на море ветреной и штормовой погоде.

Бескозырка во Франции

Появление бескозырки во Франции

Ну, а что же французские моряки? История французской бескозырки началась в 1825 году, когда для нижних чинов в качестве рабочего головного убора была принята фуражка (bonnet de travail)… с козырьком и без всякого помпона, с чередующимися красными и синими поперечными полосами на околыше и красной выпушкой на тулье. Не смотря на то, что в документах это не отразилось, судя по рисункам того времени, уже к концу 20х годов козырёк с этой фуражки исчез, а чередующиеся полосы на околыше имели самый разнообразный вид (например, в шахматном порядке).

Французские моряки в рабочих фуражных шапках уже без козырька и с красно-синим околышем, напоминающем околыши шотландских шапок (ок. 1830 г.)

Связано это может быть с тем, что фуражка была рабочей, нигде строго её вид не регламентировался, а изготавливалась она либо самостоятельно моряками, либо шилась на заказ. В 1832 года внешний вид «bonnet de travail» несколько регламентируется – в указе от 1 марта говорится, что матрос должен иметь два рабочих бонета, один из которых должен быть синего цвета с красным околышем, без каких бы то ни было украшений, но при этом допускается шерстяная прядь на макушке в виде небольшой кисточки!

Из этого можно сделать вывод, что подобная прядь на тот момент уже была в какой-то мере распространена на самодельных матросских шапках. В 1836 козырёк на фуражках окончательно отменяется и начинается централизованное снабжение такими шапками. Есть все основания считать, что к 1840 году шерстяная прядь на макушке матросских шапок уже повсеместно распространена.

Рабочий головной убор французских моряков образца 1858 г.

Наконец, декретом от 27 марта 1858 года окончательно утверждена и чётко описана повседневная шапка-бескозырка (bonnet) для матросов и квартирмейстеров: «Шерстяная трикотажная шапка с тульей в виде берета. На околыше две красные полосы толщиной 15-17 мм; расстояние между полосами – 7 мм; расстояние от нижней полосы до нижнего края околыша – 22 мм. На макушке прядь из смеси синих и красных шерстяных нитей – 112 синих нитей и 76 красных нитей длиной 65 мм. Высота шапки – 108-135мм; диаметр тульи – 243-285мм; размер – 516-605мм; вес – 140-190 г….»

Рабочий головной убор французских моряков образца 1871 г.

В 1870 году бескозырка (bonnet de marin) претерпела некоторые изменения: в околыш стал вставляться шнурок, выходящий наружу в задней части, для подгонки размера бескозырки под голову. Кроме этого, красные полосы стали тоньше – по 10 мм, и расстояние между ними увеличилось до 40 мм. В 1871 году прядь на макушке стала целиком красной и пышнее. Циркуляром от 25 марта 1872 года на околыш бескозырки была помещена чёрная шёлковая лента с наименованием корабля и якорями на концах.

Французские моряки (1872 г.)

В 1876 году чёрный кожаный подбородочный ремень был заменён на белый шнурок, который носился поверх тульи. В 1878 году появилась вышитая на тулье эмблема в виде золотого якоря. В 1891 году длина лент была сокращена и свободные концы исчезли. С 1901 года бескозырку стали изготавливать не из трикотажа (вязаного материала), а из сукна; в 1902 году был введён белый полотняный чехол, надеваемый в жаркую погоду. Примерно с этого времени за бескозыркой закрепилось неофициальное наименование «bachi» («полотнянка»). К Первой мировой войне французская бескозырка обрела свой современный вид. Помимо ВМС, аналогичную бескозырку, только с помпоном синего цвета, носят французские морские скауты.

Что такое бескозырка?

Бескозырка – это шапка без козырька, часть формы фуражиров. После небольших трансформаций фуражка вошла в гардероб моряков. Она была официально утверждена как часть экипировки моряков. Сейчас фуражку без козырька надевают на торжественных случаях, парадах.

Немного истории

Бескозырка – это первый головной убор, который был введён в официальную форму русских матросов. За основу была взята фуражная шапка фуражиров (военных, отвечающих за заготовку кормов для животных). Уже в 1811 году головной убор был назначен частью повседневного наряда в армии и на флоте.

Отличительные особенности первой модели:

  • отсутствие ленты;
  • изумрудный оттенок;
  • наличие больших номеров экипажей флота.

В XIX веке на шапке был внедрён белый шнурок, который можно наблюдать и на современных моделях. Не позже 1872 года появились ленты. Раньше на фуражках были только цифры с данными корабля. В 70-х годах официальной формой была утверждена чёрная бескозырка с белой лентой. Точная модель была введена в августе 1874 года. В СССР правила оформления надписей на фуражке было утверждено в 1923 году.

Гвардейский знак и соответствующая лента были разработаны в 1943 году. Здесь присутствовала расцветка георгиевской ленты: чередование чёрных и оранжевых полос. Цвета имели особую символику. Чёрный обозначал дым, который возникает после выстрела порохом, а оранжевый – огонь.

Лента выполняла практическую функцию. Она удерживала шапку на голове при сильных порывах ветра. Ленты фиксировались вокруг шеи или моряки могли зажать их зубами. Сейчас этот элемент фуражки короче, а тогда его длина составляла приблизительно 160 см.

Чёрный верх головного убора носят в холодную погоду. Шапки с белым верхом надевают в летнее время. Белый цвет непрактичный, быстро пачкается. По этой причине сделали чехлы в светлой расцветке, которые можно снять и почистить.

Во время Второй мировой войны стало понятно, что бескозырка – абсолютно непрактичный головной убор. Шапка постоянно спадала с головы, быстро пачкалась и совсем не защищала от солнца и непогоды. Некоторые моряки совсем отказались от головных уборов, другие предпочли береты, кепки и прочие практичные изделия.

Из каких деталей состоит?

Конструкция бескозырки простая. Она менялась в зависимости от времени. Современный головной убор имеет 6 главных элементов. Составляющие детали:

  • околыш – обхватывает темя;
  • тулья – верхний элемент;
  • выпушка – надписи;
  • съёмный чехол;
  • кокарда – значок из металла;
  • ленты.

Повседневная женская форма одежды ВМФ

Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.

Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.

Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.

Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:

  • Парадная.
  • Офисная.
  • Дембельская.

Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.

Парадная форма старшин, матросов и женщин

Форма ВМФ для этих категорий включает в себе полосатую тельняшку или кремовую рубашку с галстуком (это касается контрактников), шерстяные брюки чёрного цвета (у женщин — юбки) и ремень. На голову надевается летняя белая бескозырка, чёрная шерстяная шапка или ушанка. Имеется белая форменка или синяя фланелевка (контрактники носят тужурку из чёрной шерсти). В ВМФ форма для парада включает шерстяное чёрное пальто, на котором носятся погончики, кашне и перчатки. Также допускается носить бушлаты. На ноги старшины, матросы и женщины надевают полусапоги, ботинки или полуботинки. Парадный пояс у мужчин чёрного цвета, у женщин — золотистого. Также бывает дембельская форма, она разделена на два вида — строгая и украшенная. Строгая форма включает в себе ушитый китель, на котором расположены эмблемы родовых войск, аксельбант, золотые пуговицы, награды и значки, обувь, пояс и берет. Украшенная форма имеет вольный формат, рассчитанный на изобретательность дембеля.

Использование лент на морских фуражках

Георгиевская лента

С появлением морских фуражек использование лент обрело огромный практический смысл. Головные уборы сдувало на ветрах, лента же позволяла привязать вещь к голове и сохранить ее. В этот период на ленты стали наносить имена моряков. Если находили в воде фуражку с именем того или иного человека, считалось, что его не стало. В 1857 году российский флот активно использовал клеенчатые шляпы, которые полагались каждому матросу. На них и появились первые ленты, которые использовались с той же целью – чтобы не потерять вещь. Официально фуражка-бескозырка с лентой появилась в 1872 году, на ленте полагалось отмечать номер экипажа, а на концах ленты необходимо было изображать якоря.

В 1874 году вышел новый приказ, согласно которому необходимо было использовать черные бескозырки с выпушками и лентами. На лентах должно было указываться название корабля, номер экипажа или соединение. Лента должна была иметь длину в 140 см.

На 20 июля 1878 года экипажи Черноморского флота, которые участвовали в обороне Севастополя 1854-55 годов, получили право носить гвардейские ленты черно – оранжевого цвета. Эти ленты были наградными, стали свидетельством подвига моряков. Но даже обычные ленты оставались предметом гордости, являлись символом принадлежности к морскому братству.

Появление фуражки

В 1811 году пришло время перемен. Армия получила новый образец фуражной шапки, принципиально отличавшийся от прежнего. Теперь это была почти что современная фуражка, уже ничем не схожая с французским головным убором. А отношения с Францией в то время были натянутые — Российская империя готовилась к большой войне.

Головной убор, как и сейчас, состоял из цветного невысокого околыша и круглой тульи. Кожаный козырёк полагался лишь офицерам, солдаты носили бескозырку. По околышу шла цветная выпушка, отличавшаяся в каждом батальоне полка. На передней части шнуром вышивался — а иногда просто рисовался краской — номер роты, в которой служил солдат.

Слева — фуражные шапки лейб-гвардии Егерского и Финляндского полков, принятые в 1811 году(источник фото) На ту же тему От Петра I до Николая II: рейтинг удобства русской военной формы

В Дунайской армии, находившейся в особых климатических условиях, такая фуражка в следующем году заменила кивер, для чего нижним чинам на головном уборе разрешили носить козырьки. Считается что образцом для нового головного убора послужила шапка мастеровых, широко распространённая в начале XIX века от Петербурга до Лондона.

Офицеры носили щегольски сшитую фуражку без каких-либо надписей и украшений. Её внутренняя часть уплотнялась за счёт многократно сложенного холста, так что шапка идеально сохраняла форму даже во время военных походов.

Новая фуражная шапка была очень удобным головным убором, отчего завоевала огромную популярность. Некоторые офицеры, вроде Кутузова, специально испрашивали разрешение носить её в строю вместо положенных шляпы, кивера или каски, объясняя эту необходимость ранениями головы.

Конный портрет Кутузова(источник фото)

Кстати, строки из знаменитой полковой песни Александрийского гусарского полка:фуражка тёплая на вате, чтоб не болела голова» — относятся как раз к эпохе господства кивера. Ведь в сравнении с этим головным убором подшитая ватой фуражка была очень лёгкой, почти не нагружала голову, да ещё и сберегала тепло в холодные дни. Разумеется, даже плотная ватная простёжка не спасала от удара саблей, так что в бою всё-таки лучше было надеть кивер или каску.

Составные части фуражки

Каждый головной убор такого рода состоит из следующих элементов:

  • кокарда (матерчатый либо металлический отличительный значок, находящийся в центральной части околыша);
  • рант (расположенный над козырьком витой декоративный шнур либо застегивающийся под подбородком ремень, который используют, чтобы не потерять фуражку на ветру);
  • козырек (щиток, закрепленный над лицом горизонтально либо с наклоном вниз);
  • кант (выпушка, проходящая по верхней части околыша);
  • околышек (плотно обхватывающий голову ободок от 3 до 5 см);
  • плоская либо округлая тулья (основная часть изделия);
  • стальной обруч (армирующая вставка, предназначенная для сохранения соответствующей формы изделия);
  • чехлы (аксессуары, используемые для хранения таких головных уборов).

Фуражки: история возникновения и виды

Изначально фуражка представляла собой мужской головной убор, оснащенный козырьком и околышем. Такое изделие прежде называлось фуражной шапкой. В переводе с французского слово «фураж» означает «корм». Этот головной убор носили солдаты, ответственные за заготовку кормов и продовольствия. Форма у такой шапки была немного другая, она напоминала колпак с контрастным по цвету околышем.

Осенью 1811 года в России вышел указ, меняющий форму фуражки. По этому акту фуражные шапки должны были носиться младшими чинами как кивер, при этом высота его должна была быть уменьшена вдвое. Такая фуражка не имела козырька. В зависимости от рода войск фуражки могли украшаться различными нашивками и иметь разную расцветку. В последствие такие удобные шапки стали носиться военнослужащими всех родов войск. Фуражки представителей высших военных чинов стали оснащаться козырьком. Далее форма такого головного убора стала меняться в зависимости от области и условий применения.

Сегодня существует довольно много видов фуражек, они используются не только военнослужащими и представителями власти, но и обычными людьми. Пошивом фуражек на promoshapka.com занимается компания «Промошапка», здесь каждый покупатель сможет найти форменный головной убор на любой случай.

Разновидностями привычной для людей фуражки являются следующие головные уборы:

  • Бескозырка: такой головной убор используют матросы и старшины Военно-морского флота. Такие шапки оснащаются ленточками, которые позволяют бескозырке оставаться на месте во время шторма.
  • Кепи: такая фуражка предназначена для ношения солдатами в полевых условиях. Шапка подобного плана является очень мягкой, она не имеет жестких вставок. Кокарда такой фуражки чаще всего окрашена в защитный цвет. Появилось полевое кепи в конце XIX столетия. Спустя некоторое время шапка такого типа трансформировалась в привычную для современных людей летнюю кепку.
  • Картуз: этот вид фуражки является гражданским, он относится к летним головным уборам. Как и простая фуражка, картуз изначально предназначался для ношения его мужчинами. Однако сегодня картуз является элементом гардероба и мужчин, и женщин.

Древние виды фуражек были прародителями и других современных головных уборов — пилотки и берета. Пилотка произошла от островерхой фуражной шапки. Верх колпака для удобства заправляли внутрь, за счет чего возникали тканевые складки. В последствие при крое таких изделий мастера сразу создавали подобные складки, не расходуя ткань на колпак. Это способствовало экономии ткани. Так и появилась привычная для нас пилотка. Берет же является нестроевым потомком фуражки. Раньше берет представлял собой сменный чехол для фуражки. В качестве головного убора он стал использоваться в XX веке.

Мы в соцсетях

Читайте далее:

Как сделать фуражку из бумаги: цветная бумажная фуражка на карнавал, оригами из газеты

Как правильно перешить фуражку: пошаговая инструкция

Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора

Выкройка картуза для русского народного костюма: раскрой картуза пошагово

Что такое пилотка? какие виды пилоток существуют? как создать образ с модной пилоткой?

Картуз: это что, особенности, с чем сочетать женщинам и мужчинам

С чем носить женский картуз? с какой одеждой комбинировать? примеры женских образов со стильным картузом. фото.

Как определить силовое подразделение по цвету берета рф: какого цвета береты у спецназа, что значит он

Как сделать бескозырку из бумаги своими руками? инструменты, материалы. выкройка деталей. создание головного убора.

Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение

Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время

Как сшить бескозырку своими руками с выкройкой: морская бескозырка для мальчика своими руками

Что такое шапка буденовка? как она выглядит? история появления, версии шапки. фото примеров модной будёновки.

Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.

Что такое тулья шляпы? описание тульи, значение слова. особенности мужской и женской тульи. чем украшают тулью шляпы?

Головной убор моряка в историческом прошлом

Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.

Интересно: Масленица

Фуражка военного образца: история и особенности

Фуражка — вид головного убора, получивший широкое распространение как элемент служебной форменной одежды во многих сферах профессиональной деятельности: военной, правоохранительной, транспортной и других. Выбор в пользу фуражек при этом является не только данью традиции, этот головной убор признан удобным, внешне привлекательным и весьма функциональным. Последний фактор определяется возможностью размещения на данном головном уборе чётко и наглядно выраженных опознавательных знаков о служебно-профессиональной принадлежности его носителя.

Само слово «фуражка», несмотря на его явно выраженный французский корень (fourrage — запас корма для животных), считается исконно русским, поскольку сложилось по принципу словообразования русского языка и получило при этом новое самостоятельное и притом оригинальное значение. В других европейских языках (кроме белорусского) головной убор со столь характерным фасоном отдельно не обозначается, называясь обычно тем же словом, что «кепка» или «шапка» по-русски, в том числе и в устойчивых определениях: капитанская фуражка, полицейская фуражка и т.п.

Основные детали

Морская форма, конечно же, предполагает обязательное наличие данного головного убора. Он, в первую очередь, является серьёзным атрибутом власти над стихией, контролем судна, авторитетом среди подчинённых капитана.

Морская форма выдерживает самые разнообразные погодные условия. И фуражка, само собой, также становится верным попутчиком хозяина корабля.

К основным её элементам относятся кокарда, околыш, тулья, кант, рант и козырёк. Также атрибут должен иметь специальную вставку, изготовленную из стального обруча. Во время ношения она позволяет поддерживать и сохранять форму головного убора.

Большая популярность

Фуражка морская (белая) – излюбленный атрибут членов разнообразных яхт-клубов и хозяев маленьких судов. В портовых городах такая «капитанка» давно уже превратилась в традиционный туристический сувенир. Многие производители наносят на эти головные уборы и свои собственные знаки отличия. Изготавливаются фуражки, как правило, из хлопка и оснащаются нашивками с вышивками, сделанными на автоматических машинах. Кокарда украшается золотым шнуром и пуговицами с якорями. Само собой, стирать такие вещи необходимо только вручную.

Аксессуар популярен также и среди организаторов и участников морских вечеринок. Иногда их декорируют дополнительной металлической фурнитурой.

Фуражка морская: немного истории

Итак, подробнее. Фуражка морская – идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.

А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector