Гусарский мундир 7 букв

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

История персонажа

Люди, далекие от истории и литературы, уверены, что поручик Ржевский действительно существовал – настолько удачно бравый гусар вжился в массовое сознание. Поручик Ржевский – уникальное явление в устном народном творчестве.

Рисунок поручика Ржевского и Шуры Азаровой

Появившись на советских экранах, персонаж благополучно перекочевал в фольклор и обрел противоречащие друг другу качества. Герой народных анекдотов хвастлив, но держит обещания, любит танцы, но не переносит высшее общество, пошлый ловелас и патриот до мозга костей. Ржевский поднимает настроение россиянам уже полвека.

Фольклор[ | код]

Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» (1962) и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский — один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из XX века.

В Павлоградском гусарском полку, кроме корнета Азарова (Шурочки Азаровой), служил ещё один вымышленный персонаж анекдотов о поручике — только Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая часто присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому через 5 лет после «Гусарской баллады» вышел фильм «Война и мир». Те и другие литературные персонажи — современники (1812) и легко переплелись в фольклоре.

Также в анекдотах могут присутствовать реальные и вымышленные современники поручика — А. С. Пушкин, который либо выступает советчиком Ржевского, либо сочиняет стихи, каламбуры и т. д., которые Ржевский перевирает. Встречаются также различные герои романа «Война и мир» — кроме вышеперечисленных, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и даже сам автор Лев Толстой; денщик Ржевского Митька; а также персонажи Гражданской войны в России XX века — его «сослуживцы» из романса М. Звездинского — корнет Оболенский и поручик Голицын.

Имя поручика Ржевского стало нарицательным для обозначения похабщины и так используется в различных русскоязычных СМИ.

Некоторые авторы считают не все анекдоты про поручика непристойными. Пример не похабного анекдота о персонаже Павла Басинского:

Анекдоты о Ржевском писали и рассказывали Геннадий Хазанов, Зиновий Высоковский, Роман Трахтенберг и другие юмористы.

Анекдоты о поручике Ржевском используются как примеры на психологических тренингах и семинарах в энциклопедии маркетинга.

В России и СНГ с конца 1980-х годов было издано множество сборников анекдотов о поручике Ржевском (в издательствах «Лана», «Эксмо-пресс» и др.) В гораздо бо́льшем количестве сборников анекдотов и в других книгах существуют разделы, посвящённые поручику.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее здесь

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

Полк Доломан Ментик Чикчиры Манжеты воротник Цвет шнуров
Лейб-Гвардии Гусарский Красный Красный Синие Синие Жёлтые
Александрийский Черный Черный Черный Красные Белые
Ахтырский Коричневый Коричневый Тёмно-синие Желтые Желтые
Белорусский Синий Красный Тёмно-синие Красные Белые
Гродненский Синий Синий Синие Небесно-голубые Белые
Eлисаветградский Серый Серый Зеленые Зеленые Красные
Изюмcкий Красный Синий Синие Синие Белые
Иркутский Черный Черный Красные Красные Красные
Лубенский Синий Синий Синие Жёлтые Белые
Мариупольский Темно-синий Темно-синий Темно-синие Жёлтые Красные
Oливопольский Зеленый Зеленый Красные Красные Белые
Павлоградский Зеленый Heбеcнo-гoлyбой Зеленый Heбеcнo-гoлyбые Красные
Сумский Серый Серый Красные Красные Белые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Гусары в XIX веке

Воцарение на престоле Николая I обернулось для гусар реформированием формы. Вновь меняются цвета полков, ментики теперь полагается носить на спине, а не на плечах, меняется цвет выпушки. В общем, происходят многие, весьма важные и серьезные изменения в жизни гусар.

Крымская война, вскрывшая многочисленные проблемы в армии, коснулась так же и гусарской формы. В очередной раз меняется расцветка полков (видимо, это было любимое развлечение штабного начальства), а так же введение новых типов стрелкового вооружения и формы. Отменяются ментики и ташки, а сами полки постепенно получают номера вместо «городового» наименования.

В какой гусарский мундир был одет поручик Ржевский

Среди множества непонятных старинных слов, относящихся к армии в прошлые времена, многие относятся к самому знаменитому роду войск легкой кавалерии – гусарам. Неоднократно воспетые в книгах и кино, эти лихие воины являют собой одно из олицетворений Отечественной войны 1812 года. Между тем история, как гусар, так и гусарского мундира лежит значительно глубже.

Если бы можно было поставить воинов этой категории в ряд, вряд ли кто-то мог бы сказать это представители одного рода войск. Со времен появления гусар до начала ХХ века, времени угасания кавалерии, произошло очень много изменений в этой среде.

Продакт-плейсмент

  • В городе Ржеве, от названия которого произошла фамилия поручика, на Ржевском пивоваренном заводе (ОАО Ржевпиво) с середины 1990-х годов выпускается пиво «Поручик Ржевский» следующих сортов: светлое, жигулёвское, премиум.
  • В Москве (Ордынский тупик, 4),Санкт-Петербурге (ул. Ломоносова, 6),Киеве (Столичное шоссе, 275) находятся рестораны «Поручик Ржевский», оформленные в стиле 19 века. Названы в честь вымышленного поручика Ржевского. Во Ржеве также имеется одноимённое кафе (ул. Марата, 50).
  • В России в 2000-х годах выпущены портянки «Поручик Ржевский» в подарочной упаковке.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Характеристика персонажа[ | код]

Потомственный дворянин. По словам его создателя Александра Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года — «Решительный вечер».

В первоисточнике — пьесе — обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к Родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям.. По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1960-х — 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, малообразованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.

Сыгравший его Юрий Яковлев считал, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

Возможные прототипы[ | код]

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и утративший княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалеку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который «безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:
  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Таиланд

Глядя на этих красавцев, сложно представить, что в середине позапрошлого столетия тайская гвардия занималась… отпугиванием ворон. Да-да, именно такую службу несли тайские солдаты — разгоняли птиц, а также не в меру громких торговцев, которые тревожили покой монарха. Но эта бесславная страница истории тайской армии быстро оказалась перевернутой, и уже пару десятилетий спустя гвардейцы сопровождали короля во всех поездках.

Форма тайской гвардии впечатляет буйством красок: тут вам и розовый, и голубой, и ярко-желтый. Увидеть это во всей красе можно на параде в честь дня рождения короля. В сети можно встретить версию, будто бы цвет мундира зависит от дня недели, но это не так. Цвета соответствуют роду войск: красный и белый — личные телохранители короля. В желтых и зеленых мундирах на парад выходят гвардейцы артиллерийского батальона. А небесно-голубые мундиры носят гвардейцы военно-воздушной академии Таиланда. Их еще называют «стражами воздуха». Что же касается причудливых высоких головных уборов, то это наследие британцев, но ввиду жаркого климата вместо меха в Таиланде используют перья.

Заключение

Гусары, пройдя долгий путь эволюций, стали в итоге историей. Память о них живет на страницах тысяч книг и кадрах фильмов. Без них невообразимо представить себе ни русско-турецкие ни наполеоновские войны. При этом гусары, это то, что роднит русскую легкую кавалерию с аналогичными войсками других стран.

Казаков не было ни у кого, зато гусары были практически у всех. Яркая форма и яркая служба позволила сделать из гусар настоящих героев, чему немало способствовала громкая литературная слава.

Одного Давыдова и Лермонтова хватило бы для воспевания гусар, но в разные годы о них писали и Пушкин, и Гумилев, и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector