В какой гусарский мундир был одет поручик ржевский

Гусары в России

Старейший гусарский полк русской армии — Ахтырский. Его создали ещё в 1651 году. Но ради справедливости надо сказать, что в то время в России если и говорили о гусарах, то лишь как о тяжёлой кавалерии польского образца. Поэтому ахтырцы первоначально были обычным казачьим полком. В 1765 году в ходе военных реформ Ахтырский полк стал гусарским и с тех пор заслужил себе имя одной из самых прославленных воинских частей русской армии.

Неизменным отличием ахтырцев была форма коричневого цвета с золотыми шнурами. Мундир именно этого полка носил знаменитый гусар и поэт Денис Давыдов.

Обер-офицер Ахтырского гусарского полка

Ещё один полк, чьё имя помнят и поныне, — Александрийский, известный под неофициальным именемЧёрные гусары». Их полковая песняМарш вперёд, труба зовёт, чёрные гусары»! нередко исполняется в наши дни — её хорошо знают все любители военной истории.

Александрийцы ведут отсчёт старшинства с 1776 года, а их старинным знаком был чёрный мальтийский крест с наложенной на него мёртвой головой.

Гвардейские гусары появились в России при Екатерине II — сперва лишь как конная стража императрицы, а уже при Павле I они стали полноценным полком гвардии.

Гусарские части до сих пор существуют в армиях некоторых государств. Например, у французов в армии есть четыре гусарских полка, которые служат в бронекавалерии(то есть танковых войсках), а у британцев на службе состоят Королевские гусары Её величества, которые также считаются танковым подразделением.

Британские Королевские гусары. Вместо коней — танкиЧелленджер 2»

И хотя нынешние гусары уже не носят блестящую форму своих предков, их славное имя напоминает нам о сражениях и победах прошлого.

Гусары в войне 1812 года

Настоящим звездным часом для русской легкой кавалерии стало вторжение армии Наполеона в 1812 году. Эту войну Россия встретила, имея среди прочих войск, 13 гусарских полков.

Различались они, как это было заведено, по расцветкам:

Полк Доломан Ментик Чикчиры Манжеты воротник Цвет шнуров
Лейб-Гвардии Гусарский Красный Красный Синие Синие Жёлтые
Александрийский Черный Черный Черный Красные Белые
Ахтырский Коричневый Коричневый Тёмно-синие Желтые Желтые
Белорусский Синий Красный Тёмно-синие Красные Белые
Гродненский Синий Синий Синие Небесно-голубые Белые
Eлисаветградский Серый Серый Зеленые Зеленые Красные
Изюмcкий Красный Синий Синие Синие Белые
Иркутский Черный Черный Красные Красные Красные
Лубенский Синий Синий Синие Жёлтые Белые
Мариупольский Темно-синий Темно-синий Темно-синие Жёлтые Красные
Oливопольский Зеленый Зеленый Красные Красные Белые
Павлоградский Зеленый Heбеcнo-гoлyбой Зеленый Heбеcнo-гoлyбые Красные
Сумский Серый Серый Красные Красные Белые

Опушка у всех, кроме Лейб-Гвардейцев была белого цвета. Гвардия носила этот элемент в черном исполнении. Вместо шапок вводятся кивера. Однако их носили лишь в бою и на парадах. С учетом стоимости этого головного убора, в повседневной жизни его заменяли простыми фуражками.

Вопрос стоимости касался и самой формы. Часто вне строя гусары носили простые пехотные сюртуки, так как их вышитые мундиры плохо переносили ежедневный уход за лошадьми, чем, кстати, любой гусар должен был заниматься сам.

Поэтому внешне отличить лихого рубаку от, к примеру, эскулапа по мундиру было сложно.

Ахтырский полк

Ахтырский гусарский полк считается одним из старейших воинских формирований этого типа, так как ведет свою историю с 1651 года, когда был образован в качестве казацкого полка. Статус гусарского получил во времена императрицы Екатерины II, с 1882 по 1907 гг. считался драгунским.

Полк базировался Павлодаре. Участвовал в русско-турецкой войне. В частности, штурмовал Измаил, осаждал Очаков. В начале XIX века снова участвовал в кампаниях против Турции, войск Наполеона, подавлял польское восстание в Привисленском крае.

После Отечественной войны 1812 года отправился в заграничный поход. Во время Первой мировой войны действовал на Румынском и Юго-Западном фронте. В 1918 году был окончательно расформирован, когда базировался под Одессой.

В годы Гражданской войны предпринимались попытки его восстановить в составе Вооруженных сил Юга России. Руководил им полковник Георгий Псиол.

Окрас паладинов

Внимательно посмотрев на армии Средних веков, можно вновь увидеть одинаковую военную одежду. Теперь речь идет об отношениях вассалов и сеньоров и титулах. Вооруженные силы тех лет являлись армиями не монархов, а паладинов.

Каждый из последних отправлялся на битву со своей маленькой боевой группой – копьем, которое он мог надеть в окрас собственного герба.

В средневековье геральдика являлась как символом рыцаря, так и особой военной наукой, помогавшей в неразберихе битвы увидеть, где находятся войска конкретного феодала. Грамотные специалисты в геральдике, находившиеся на службе тогдашних рыцарей, учили десятки тысяч гербов и обязаны были без труда определить их владельцев..

Часть национальностей полагает, что униформа солдат появилась в эпоху паладинов. Так понятие «waffenrock» происходит не от слова война («waffen»), а от слова «герб» («wappen»).

Хотя слово «uniform» происходит от понятия «нечто, обладающее общей формой». В аналогичном значении понимали военный мундир и в Российской Империи, где она по неясным обстоятельствам появилась почти веком раньше, чем в странах Старого Света.

История возникновения гусарии

Вопрос о происхождении слова «гусар» до сих пор вызывает споры у лингвистов и историков. Некоторые из них полагают, что это название пришло из Византии, где его первоначальный вариант chosariori (произносилось обычно как «хонсарии») обозначал наемного кавалериста из балканских стран, прежде всего из Сербии. Сами сербы со временем стали называть «гусарами» разбойников, орудующих на большой дороге.

Так или иначе, первыми гусарами, попавшими на службу к польским королям, становились обычно сербы, а не венгры. Это были достаточно знатные люди, каждый из которых приводил с собой целую группу вооруженных помощников.


Польский гусар середины XVI века. На голове уже появился шлем, но доспехов еще нет – вместо них используется щит

Регулярные формирования гусар (роты) появились в составе польской армии в 1501 году. Следует отметить, что первоначально они считались лёгкой конницей – использовали средних по величине боевых лошадей и не имели доспехов. Словом, это еще не были те крылатые гусары, которые спустя сто лет заслужили славу лучшей европейской кавалерии.

Одним из первых «великих» сражений, в котором на стороне Польского королевства принимали участие гусары, стала битва под Оршей, происшедшая в 1514 году. Увидеть их можно на полотне, написанном неизвестным художником и запечатлевшим один из решающих моментов боя. Если верить этой картине, «ранние» гусары прикрывали себя на поле боя деревянными щитами и атаковали копьями. В дальнейшем щиты исчезли, а вот тактика таранного удара при помощи пик заметно усовершенствовалась.

По всей видимости, в течение последующих десятилетий польские гусары постепенно «тяжелели», приобретая всё более развитые латные доспехи, обеспечивавшие защиту не только от холодного оружия, но и от пистолетных выстрелов. Решающий вклад в развитие и становление этого вида кавалерии внес Стефан Баторий, вступивший на польский престол в декабре 1575 года. Именно он настоял на том, чтобы каждый гусар был облачен в прочные железные доспехи и шлем-шишак, а также имел надежную защиту рук – из кольчужных рукавов или пластинчатой брони.

Увеличение веса защитного снаряжения приводило к необходимости использования более рослых и крупных лошадей. Таким образом, легкая конница превращалась в тяжелую. Разумеется, такое преобразование, требовавшее огромных затрат, не могло быть выполнено одномоментно.


Одно из изображений Стефана Батория – создателя польско-литовской гусарии

Отличия гусар

Самая первая гусарская форма — обычный венгерский национальный костюм. В XV веке ещё не придумали военный мундир, поэтому солдаты шли в бой в том же, что носили в мирной жизни. Но венгерская одежда отличалась ярким, необычным видом: простые люди в то время носили жилеты, украшенные множеством пуговиц и расшитые тесьмой, а дворяне надевали кафтаны с большим количеством золотых или серебряных шнуров на груди. Верхний кафтан подбивали мехом.

Начиная с XVIII века и вплоть до Первой мировой гусарская форма состояла из трёх главных частей: нижней короткой куртки до талии — доломана; верхней куртки, подбитой мехом, — ментика; и расшитых галунами облегающих штанов — чакчир. Ментик обычно носили небрежно наброшенным на одно плечо, но часто использовали в качестве зимней формы — меховая куртка, пусть и короткая, неплохо согревала в холода.

Британские гусары, 1800 год

Другими отличиями гусар были меховые шапки с высокими султанами, сумки-ташки, которые пристёгивались к поясу. Помните размышления гусара Николая Ростова:Наташа, сестра, чёрные глаза. На…ташка… На ташку, наступить… тупить нас — кого?» — они как раз про этот элемент формы, который напомнил ему о сестре.

Штаб-трубач Мариупольского и рядовой лейб-гвардии Гусарского полков

Особый вид был и у гусарских сапожек. В отличие от других полков кавалерии гусары использовали лёгкую обувь, несравнимую с массивными ботфортами кирасир и драгун.

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.

В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

https://youtube.com/watch?v=-e5dXGvINR0

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Гусарская форма и элементы стиля милитари в женской одежде

Рассматривая актуальные модные коллекции, следует отметить, что стиль милитари на подиуме занимает одну из важных позиций. Только на этот раз, помимо формы разных родов войск, особое предпочтение дизайнеры отдают гусарской форме. Видимо, пришла пора и нам вспомнить гусарский мундир. Какой же он был?

Милитта уже рассказывала об одном из оригинальных предметов одежды, входивших в состав гусарской формы – венгерке, или как ещё её называли, – доломане. Форма гусар в России, начиная с XVIII века, много раз претерпевала изменения. Но всегда при этом нравилась всем.

Молодые люди, определив свой путь на военном поприще, никогда не оставались равнодушны, какую форму им придётся надеть. И красота формы привлекала не менее чем сама военная служба. А о женщинах, что и говорить, – при виде гусарских полков, проходивших по улицам городов, у них трепетало сердце, и из груди вырывались возгласы восторга и восхищения. К слову сказать, когда русские войска вошли в Париж в 1814 году, то же было и с француженками.

Dolce & GabbanaГусарская форма включала доломан (короткая куртка со стоячим воротником), ментик – тоже куртка, надевавшаяся поверх доломана и по краям обшитая мехом, узкие рейтузы (чикчиры), низкие сапоги, шнуры, галуны, бахрома, кисточки. На груди доломана и ментика нашивались около15 поперечных рядов двойных шнуров с рядами выпуклых пуговиц.

Если ко всему прибавить, что форма гусар была необычайно яркой, в ней присутствовало, по меньшей мере, три-четыре цвета, то зрелище во время передвижения гусарских войск было потрясающим.

И всё-таки мы не станем сейчас подробно изучать все предметы гусарского мундира, всему своё время. Отметим лишь то, что многие дизайнеры выразили своё восхищение этой формой в коллекциях осень-зима 2016-2017 года. Милитта, безусловно, разделяет с ними восторг красотой гусарского мундира.

Dolce & Gabbana

Однако следует непременно отметить, что форма гусар исходит из венгерской одежды, откуда многие её элементы пришли в военные мундиры всех европейских стран. Поэтому на подиуме во время показа должна была звучать музыка из «Венгерской рапсодии», или же модели должны были шествовать под лихие гусарские песни. Но, как известно, этого не произошло, ведь красотой музыки и пением исполнителей, на показах не балуют, так что пришлось слушать то, что было, или просто пропускать мимо ушей.

А вот модели с элементами венгерских костюмов необычайно порадовали. Некоторые коллекции решились только на украшение шнуром и пуговицами, но всё равно получилось необычайно красиво. А теперь вам предстоит возможность смотреть и выбирать, а может быть и создавать свои новые варианты с элементами гусарской формы.

Фото сверху — DSquared2 Фото снизу — Elisabetta Franchi

Alessandra Rich Ermanno Scervino, Temperley London, Vivetta

Гитара, струны

Романтизации образа способствовали и песни — сначала на стихи того же Давыдова, потом его младшего современника Пушкина, который по-юношески был им очарован. Потом появились романсы малоизвестных авторов — «народные» и поэтому совершенные своей простотой: «Когда я пьян, а пьян всегда я!» («Александрийский лейб-гусар»), «Скатерть белая залита вином, все гусары спят беспробудным сном» и т. п.

Этот хрестоматийный образ гусара использовали и советские барды, в том числе Галич, Окуджава, Митяев, Берковский, Ким, писавшие как для самостоятельного исполнения, так и для саундтреков советского кино. В музыке их никогда не призывают к смерти на поле боя, только к празднику жизни. Вот, «Пей, гусар!», поют в ленте «Крепостная актриса». И даже в экранизации переводной оперетты «Принцесса цирка», сюжет которой в принципе к гусарам отношения не имеет, самый залихватский номер оказался, разумеется, гусарским: «Эй, гусар! / …Время летит, забывать о том нельзя, / Надо прожить нашу молодость не зря».

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.


Кликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I

Какой была повседневная жизнь гусара в «золотой век» русской легкой кавалерии — царствование императора Александра I (1801–1825), на которое пришлись войны с наполеоновской Францией и «гроза Двенадцатого года»? Всё, что мы знаем о гусарах той поры, заимствовано в лучшем случае из художественной литературы — повестей Пушкина, стихотворений Лермонтова и Дениса Давыдова, романа Льва Толстого Но во всех этих произведениях гусары изображаются в некоем романтическом ореоле — «проза жизни» менее всего интересовала читающую публику XIX столетия. Книга же, которую держит в своих руках читатель, рассказывает как раз о буднях гусарской жизни, причем рассказ этот основан исключительно на документальном материале, по крупицам собранном известной писательницей и исследовательницей русской военной истории, членом Международного Наполеоновского общества Аллой Игоревной Бегуновой
Олег
Леонов, Сергей Попов, Александр
Кибовский

Русский военный
костюм.
Армия Александра I: кавалерия

Русский
военный костюм.

М., Фонд «Русские
Витязи», 2014.     Кавалерия,
сыгравшая в Наполеоновских войнах столь
значительную роль, являлась еще и самым
красочным родом войск, своеобразной
визитной карточкой армии. 
Мундиры
различных видов российской конницы
первой четверти XIX века отличались
яркостью и разнообразием. Именно поэтому
кавалерийским мундирам этого периода
посвящен отдельный том серии «Русский
военный костюм».     Книга,
написанная ведущими современными
исследователями истории русского
мундира
, содержит наиболее полное
описание кавалерийского обмундирования
эпохи Александра I. 
Впервые на основе
комплексного анализа законодательных
актов, архивных документов, изобразительных
и мемуарных источников проведена ревизия
сведений, изложенных в фундаментальном
труде «Историческое описание одежды и
вооружения российских войск».     Иллюстративный
ряд книги составляет беспрецедентное
количество изображений чинов русской
кавалерии, портретов кавалерийских
офицеров и фотографий реальных образцов
обмундирования и вооружения, предоставленных
ведущими отечественными и некоторыми
зарубежными музеями и архивами, а также
реконструкции, выполненные известными
современными художниками.
Кроме того,
издание содержит графические изображения
мундиров всех регулярных кавалерийских
полков на все периоды правления Александра
I.

 и другие книги…

———————————————-

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Сербские гусары

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

https://youtube.com/watch?v=CW71oNYCF7E

Фольклор[ | код]

Анекдоты о Ржевском появились в СССР после выхода на экран фильма «Гусарская баллада» (1962) и получили широкое распространение к 1980-м годам. Ржевский — один из трёх самых популярных героев анекдотов в СССР/России, пришедших из кинематографа; остальные Чапаев и Штирлиц. Всего известно более четырёхсот «классических» анекдотов на данную тему. Чаще всего в анекдотах, кроме самого поручика Ржевского, действуют его сослуживцы-гусары, Наташа Ростова и корнет Оболенский из XX века.

В Павлоградском гусарском полку, кроме корнета Азарова (Шурочки Азаровой), служил ещё один вымышленный персонаж анекдотов о поручике — только Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая часто присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому через 5 лет после «Гусарской баллады» вышел фильм «Война и мир». Те и другие литературные персонажи — современники (1812) и легко переплелись в фольклоре.

Также в анекдотах могут присутствовать реальные и вымышленные современники поручика — А. С. Пушкин, который либо выступает советчиком Ржевского, либо сочиняет стихи, каламбуры и т. д., которые Ржевский перевирает. Встречаются также различные герои романа «Война и мир» — кроме вышеперечисленных, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов и даже сам автор Лев Толстой; денщик Ржевского Митька; а также персонажи Гражданской войны в России XX века — его «сослуживцы» из романса М. Звездинского — корнет Оболенский и поручик Голицын.

Имя поручика Ржевского стало нарицательным для обозначения похабщины и так используется в различных русскоязычных СМИ.

Некоторые авторы считают не все анекдоты про поручика непристойными. Пример не похабного анекдота о персонаже Павла Басинского:

Анекдоты о Ржевском писали и рассказывали Геннадий Хазанов, Зиновий Высоковский, Роман Трахтенберг и другие юмористы.

Анекдоты о поручике Ржевском используются как примеры на психологических тренингах и семинарах в энциклопедии маркетинга.

В России и СНГ с конца 1980-х годов было издано множество сборников анекдотов о поручике Ржевском (в издательствах «Лана», «Эксмо-пресс» и др.) В гораздо бо́льшем количестве сборников анекдотов и в других книгах существуют разделы, посвящённые поручику.

ДОЛОМАН гусарский — реконструкция.

Сукно толстое(драп), шнур шерстяной -косичка из 7-ми нитей, плетенный самим заказчиком, лен, пуговицы. Ручная работа 89%.

Раскладка шнура на доломане:

далее: 

-построение выкройки, 

— раскрой ( .) ,

— ВТО верха (показано тут:  )

— примерка.

— перекрой изделия.

— деблерин на перед

— расшивка полочки/переда

— сборка верха ()

— обработка рукава ()

— соединение верха  с подкладкой (Соединение подкладки с изделием в реконструкции одежды. Шов «вспушка»),

 — втачивание рукавов ( 

)

При построении кроя доломана и ментика, да и всей мужской одежды на начало 19 века помните:1. горловина должна быть чуть больше  стандартной. Мода того времени предусматривала галстуки-шарфы. А это значит ,что на шее создавался дополнительный объем.2. ширина плеч или точная по человеку,или чуть меньше,что диктовала мода того времени.Стандартная ошибка людей, шьющих на ту эпоху — не соблюдение длины плеча,  а именно: делают ка кна совремеенной одежде.результат: вид не современный+неудобство в движении рук.только учтите!! 1.у рукава шов2.Застежка на шнурымундира у ментика

Подробнее о пошиве в картинках мундир гусара — доломан:

затсегиваются рукава внизу на крючки, которые прикрываются кусочками ткани сверху вручную швом «через край»

Затем соединялась подкладка с верхом изделия, где края-подборта накладываются и пришиваются через край вручную.

Доломан с низким воротником — на период с 1812 года и после…

комплект на заказчике:

ДОЛОМАН с высоким воротником, т. е более раннего периода до 1812 года:

 ————————————————————————————————

Характеристика персонажа[ | код]

Потомственный дворянин. По словам его создателя Александра Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года — «Решительный вечер».

В первоисточнике — пьесе — обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к Родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям.. По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1960-х — 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, малообразованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.

Сыгравший его Юрий Яковлев считал, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

Гусары и их экипировка

Поскольку при слове кивер сразу вспоминается форма гусар, то надо уточнить, что кивер не всегда был частью их амуниции. До 1803 года головным убором русских гусар была шапка.

Учреждение гусарских полков в России прошло несколько интересных стадий, когда их то формировали, то переименовывали, то преобразовывали, но к 1812 году насчитывалось 12 гусарских полков. И в каждом из них кивер был обязательным головным убором.

Тот факт, что многим государствам так полюбился кивер и другие атрибуты экипировки гусар в начале 19 века не может не вызывать удивления.

Есть свидетельства, что происходили казусы из-за сходства одежды противоборствующих сторон. Хотя с точки зрения военных историков именно головной убор является важнейшей частью одежды воина. Он должен безошибочно свидетельствовать о национальной принадлежности и роде войск.

Возвращение кивера перед Первой мировой войной в российскую армию произошло в 1908 году. Некоторые гвардейские и учебные подразделения получили этот головной убор как часть военной формы. Существовал пехотный, драгунский и штабной тип кивера.

В заключение

Наряду с кителями, которые становились то длиннее, то короче, появляются короткие куртки колеты и гусарские доломаны. Меняется и оформление мундиров приборами. Появляется в дополнение к суконному прибору, металлические детали. Становится популярным золотое и серебреное шитье. Пуговицы и галуны, эполеты и аксельбанты призваны выделить мундир из общего модельного ряда. В таком виде воинские мундиры продержались до начала Первой Мировой войны. После окончания военных действий в некоторых странах только царствующие особы продолжали носить военную парадную форму. Офицерские мундиры становятся больше похожими на модели мужского костюма. Уходят в прошлое яркие цвета ткани, на смену прибору приходят металлическая фурнитура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector