35 лет со дня катастрофы в чернобыле: истории выживших

Первая жертва Чернобыля

Ночью 26 апреля 196 года, как теперь известно, некоторые признаки указывали на приближающуюся катастрофу. Сотрудник станции Валерий Ходемчук занимался обычной проверкой насосов. Перед тем, как случилась трагедия, он сообщал о неполадках в работе системы, насосы стали сильно трястись. После этого, всего через секунды прогремел сильнейший взрыв. Валерий погиб мгновенно.

Поиски его тела начались при первой возможности, но найти его не смогли до сегодняшнего дня. После ликвидации аварии в здании реактора этому человеку установили памятную доску. Даже сегодня несмотря на радиацию, люди приносят цветы к его фотографии.

Авария на ЧАЭС

Реактор в принципе не должен был работать в ту ночь. Но его отключение перенесли на 9 часов позже,в связи с предстоящим празднованием 1 Мая. Тогда в электричестве нуждались для завершения производственного плана. Остановить реактор стало задачей другой смены,которая была к этому не подготовлена.

Взрывы прогремели в 1:24 по местному времени. Их было два. Исследования показали,что системы безопасности были попросту отключены или выведены из строя — еще до первого взрыва.

Радиоактивный пар вместе с водородом разрушили крышку реактора весом в 1200 тонн,а затем крышу станции. И если первый взрыв некоторые исследователи относят к химическому,то второй точно был ядерным,с выходом 0,3 килотонн. Сразу после аварии другие реакторы отключили,а управление электростанцией перешло в аварийный режим из подземного бункера.

Очевидцы сходятся в показаниях: за первым взрывом последовало красное пламя,за вторым — голубое. После над реактором поднялся «гриб».

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Флора и фауна в “зоне отчуждения”

Больше всего конечно пострадали травоядные насекомые с животными, так как радиоактивная пыль “садилась” на деревья и кусты, получился “Рыжий лес“.

Сейчас благодаря условиям окружающей среды (дождь, ветер и т.п), а также в результате деятельности людей на земле, уровень радиационного заражения существенно снизился.

По истечении времени радиоактивные вещества уже вошли в землю и попадают в сельскохозяйственную продукцию через систему корней.

Опасность представляют ягоды, грибы и дикие животные в лесах, потому как у цезия там рециркуляция и как следствие он не выводится. Однако рыба опасности не представляет.

Многих интересует мутация после взрыва Чернобыльской атомной станции. Исследование показало, что она продолжается, но не в значительной степени.

Отсутствие человека и его влияния на природу оказали благоприятное воздействие на экосистему. Сейчас там флора и фауна благоухает, возросли популяции животных и растений.

Спустя 31 год после инцидента людей до сих пор интересует, что произошло в Чернобыле. Ведь эта авария превзошла Фукусиму и Хиросиму с Нагасаки.

Хотя стоит отметить, что это все-таки разные аварии и происшествия.

ЧАЭС: Поиск причин аварии

Определение причин аварии на четвертом блоке ЧАЭС является одним из наиболее дискуссионных вопросов и на сегодня. Существует два лагеря профессионалов, которые имеют противоположные взгляды на причины разрушения энергетической установки в апреле 1986 года. Первые – это проектировщики, которые утверждают, что основной причиной аварии является непрофессиональная работа эксплуатирующего персонала блока. Вторые – это непосредственно эксплуатационный персонал, который не менее аргументировано, доказывает о наличии существенных недоработок в конструкции реакторов РБМК и перекладывают ответственность за случившееся на проектировщиков. За более чем двадцатилетний период, который прошел с момента аварии, дискуссии о первопричинах аварии не умолкают. С каждым годом, который отделяет нас от событий апреля 1986 года, появляются все новые и новые версии и гипотезы.

Несмотря на наличие непрекращающейся дискуссии между проектантами и эксплутационным персоналом по вопросам истинных причин аварии, существует официально принятый перечень причин взрыва реактора на ЧАЭС. Перечень причин был определен путем детального и всестороннего анализа событий приведших к аварии ядерной установки. Необходимо отметить, что для установления причин аварии была создана Государственная комиссия Госатомнадзора бывшего СССР, которая была создана 27 февраля 1990 года.

Был ли усвоен урок?

На сегодня в России работает десять реакторов типа РБМК, и все они имеют нулевые шансы на повторение Чернобыльской катастрофы. Причины очень просты: оба критических недостатка РБМК, взорвавшегося в Чернобыле, (начиная с лета 1986 года). Сейчас концентрация урана в топливе для наших РБМК повышена, за счет чего реактор перестал быть перезамедленным — при перегреве он больше не разгоняется, а, напротив, сам себя тормозит. Исправлена и ошибка в конструкция аварийных стержней: в каналах под ними больше нет воды. Поэтому сейчас аварийный тормоз действительно дает торможение, а не внезапный разгон реактора.

В атомной отрасли урок Чернобыля усвоен, и благодаря просачиванию информации после развала СССР усвоен достаточно широко.

Остатки техники времен катастрофы в сегодяншней зоне отчуждения

К сожалению, это относится к специалистам по атомной энергетике, но не относится к общественному сознанию. В нем этот урок все еще подается как пример небрежности и халатности операторов АЭС.

Чернобыль как тема всплывает только в большие юбилеи катастрофы. Поэтому особенно вникать в эту тему немодно, и старинные россказни про «эксперимент» и злокозненно-халатных работников АЭС все еще вполне в ходу.

В итоге общество не в курсе главного: авария стала следствием привычки сообщать наверх, что все прекрасно и замечательно. И со временем люди, втирающие очки начальству, лишаются даже минимального контроля со стороны этого самого начальства — а при таком раскладе любая система в конечном итоге пойдет вразнос.

Суть аварии

Взорвавшийся 26 апреля четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС на планово-предупредительном ремонте — подвергался . В утвержденной схеме каждого такого ремонта для реакторов типа РБМК (реакторов большой мощности канальных, именно такие стояли на ЧАЭС) есть испытания нештатных режимов работы — как раз чтобы предупредить аварии. На таких испытаниях автоматическую защиту по той простой причине, что иначе многих нештатных режимов работы не добиться. То есть первый отчет INSAG-1 назвал «экспериментом» одну из стандартных проверок, обязательных при планово-предупредительном ремонте.

И снова простая аналогия. При техосмотре из автомобиля сливают моторное масло, для чего нужно выкрутить сливную пробку. Четвертый энергоблок ЧАЭС был автомобилем, на котором персонал по инструкции «скрутил пробку» — остановил защиту реактора. Но если автомобиль при открытой пробке и сливающемся масле вдруг взорвется и убьет немало человек, то никто и никогда не будет обвинять автомеханика. Вопросы возникнут к тому, кто автомобиль делал. Попробуем понять, почему плановое испытательное мероприятие — а вовсе не выдуманный «эксперимент» — привело к аварии.

Wikipedia

Из показаний академика Легасова: «Из жерла реактора постоянно истекал такой белый, на несколько сот метров столб продуктов горения, видимо, графита. Внутри реакторного пространства было видно отдельными крупными пятнами мощное малиновое свечение».

В сердце взорвавшегося чернобыльского реактора цилиндр из двух тысяч тонн графита, пронизанный ~1700 каналами (на фото ниже).

По каналам течет вода, замедляющая нейтроны от ядерного топлива до необходимой «рабочей» скорости, потому что на слишком быстрых, незамедленных нейтронах реактор начинает «тормозиться» автоматически. Если же случается авария и реактор начинает перегреваться, по плану вода из каналов испаряется. Водяной пар хуже воды замедляет нейтроны — то есть при перегреве реактор должен сам себя «тормозить», защищаясь от последующего взрыва.

Увы, проектировщики схему рассчитали неточно. Графита в реакторе они заложили слишком много. Поэтому даже без воды графит замедлял нейтроны достаточно — когда вода в каналах закипала от перегрева, разгон реактора продолжался. Продолжим автомобильную аналогию: это как если бы конструкторы автомобиля напутали так, что педаль тормоза на большой скорости работала бы как педаль газа. Это первая и очень большая ошибка создателей РБМК.

Пространство между каналами заполняет две тысячи тонн графита — чистого углерода, который загорелся после взрыва реактора. Использование горючего материала для создания реактора — еще одна, хотя и менее фатальная ошибка проектировщиков.

Но, к сожалению, была еще и вторая ошибка — она-то и привела к катастрофе Чернобыля. При перегреве реактора в него вдвигаются стержни аварийной защиты — из материала, отлично поглощающего нейтроны и за счет этого мгновенно останавливающего цепную реакцию. В РБМК конструкцию стержней продумали плохо. Они вводились в каналы с водой, замедляющей нейтроны, — и вытесняли воду, ускоряя цепную реакцию расщепления урана. Представим, что в вашей машине есть аварийный тормоз, который нажимают, только когда все совсем плохо и речь идет о жизни и смерти. Чернобыльская АЭС была машиной, в которой и аварийный тормоз мог лишь дополнительно поддать газу.

Cхема стержней взорвавшегося реактора из отчета INSAG-7

Во втором часу ночи 26 апреля персонал ЧАЭС не знал о том, что реактор является саморазгоняющимся, а не самозаглушающимся, — никто не поставил их об этом в известность. Но они умели читать показания приборов. И поэтому увидели, что при снижении количества воды в каналах мощность реактора вдруг начала расти, а не падать. Заметив это, персонал подал команду на ввод аварийных стержней. И первых нескольких секунд их ввода — когда воду уже вытеснило, а «глушащие» части стержней еще не успели войти — хватило, чтобы мощность реактора дополнительно резко подскочила. Возник перегрев, от которого часть каналов реактора деформировалась и заблокировала дальнейшее вдвигание аварийных стержней. Реактор продолжил нагреваться, произошел взрыв, а затем еще один.

Их мощность составляла несколько тонн в тротиловом эквиваленте — значительная часть реактора была разрушена, продукты деления урана взрывом выбросило в атмосферу. Катастрофа свершилась, и главную роль в этом сыграли просчеты тех, кто создавал реактор.

Чернобыль: уровень радиации зашкаливает

Не владея «полной картиной» случившегося, Михаил Горбачёв только 14 мая выступил по телевидению с обращением, в котором изложил истинные масштабы трагедии. Впервые из уст генсека прозвучала и информация о количестве пострадавших.

По официальным данным, после катастрофы на ЧАЭС воздействию радиации подверглись около 8,5 млн человек, из которых 2 млн — дети, более 400 тыс. стали вынужденными переселенцами.

Дезактивация после аварии. (wikipedia.org)

Летом 1987 года состоялся суд над руководителями станции, которых обвинили в халатности и нарушении должностных инструкций. 10 лет колонии — таков был приговор, вынесенный судьёй директору ЧАЭС, главному инженеру и его заместителю. Остальные причастные получили меньшие сроки. Затем материалы дела и сведения об аварии были засекречены.

Чернобыль после взрыва

Ликвидаторы аварии

  • Вода, которой заливали разрушенный взрывом реактор, привела к еще нескольким взрывам, менее масштабным, но сопровождавшихся выбросами вредных веществ. Понимая, что радиация таким образом распространяется все дальше, было принято решение засыпать смесью, в состав которой входили доломит, бор, глина с песком, а также свинцовые составляющие – всего в количестве 5 тонн.
  • Эта смесь сбрасывалась с вертолета, кружившего над реактором. Это помогло прекратить тление графита и продолжение выбросов. А еще через 2 недели четвертый энергоблок был накрыт саркофагом из железобетона, в который была вмонтирована охлаждающая система. Позже в почти 2-х тысячах населенных пунктах были проведены мероприятия, направленные на обеззараживание территории.
  • Признав несоблюдение правил необходимой безопасности официальной причиной катастрофы, расследование прекратили. Руководство АЭС было отдано под суд и получило различные сроки тюремного заключения.

Жуткая статистика

О смерти

На моих глазах… В парадной форме его засунули в целлофановый мешок и завязали… И этот мешок уже положили в деревянный гроб… А гроб еще одним мешком обвязали… Целлофан прозрачный, но толстый, как клеенка… И уже все это поместили в цинковый гроб… Втиснули… Одна фуражка наверху осталась… Нас принимала чрезвычайная комиссия. И всем говорила одно и то же, что отдать вам тела ваших мужей, ваших сыновей мы не можем, они очень радиоактивные и будут похоронены на московском кладбище особым способом. И вы должны этот документ подписать…

Людмила Игнатенко, жена погибшего пожарного Василия Игнатенко

Туризм

«Зона отчуждения», а в особенности входящий в нее мертвый город советских атомщиков Припять, стали настоящей меккой экстремального туризма. Легально посетить зону могут только местные работники, родственники местных жителей или туристы с сопровождающими. Но процедура оформления пропуска несложная — и тысячи туристов ежегодно пользуются возможностью посетить территорию локального апокалипсиса.

Уровень радиации местами превышает допустимый в 30 раз, но это не останавливает желающих посмотреть на самый масштабный памятник техногенной катастрофе. Если строго следовать инструкциям, не есть ягоды, бурно растущие здесь, не трогать голыми руками фонящие предметы, не глотать пыль – то полученная доза будет не выше той, что вы получите во время трансатлантического авиаперелета.

А с выполнением правил лучше быть действительно аккуратным. Например, в припятской больнице (а это одна из главных достопримечательностей экскурсии), валяется куча всяких интересных предметов: колбы, шприцы, зажимы и скальпели – так и хочется взять что-то на память. Но нужно помнить, что именно сюда привозили первых пострадавших на тушении пожара четвертого энергоблока, и такой непримечательный предмет, как подшлемник одного из ликвидаторов и сейчас излучает больше 10000 микрорентген в час, тогда как нормальный фон составляет всего 20-30 микрорентген. Возьмешь такой в руки и твои будущие дети (если они будут) точно не скажут тебе спасибо.

Большая часть «зоны отчуждения» находится в Киевской области Украины, от столицы сюда можно добраться на машине всего за полтора-два часа. На КПП «Дитятки» туристов встречают сотрудники полиции, они сверяют паспортные данные с заранее присланными списками и без проблем пропускают за колючую проволоку всех желающих.

Экскурсия в Припять обойдется в сумму около 150 долларов США без учета билетов до Киева и обратно. В стоимость однодневного тура входит проезд комфортабельным автобусом от Киева, оформление разрешения на въезд и сопровождение лицензированного гида по всему маршруту. Экскурсия включает в себя посещение смотровой площадки у ворот четвертого энергоблока с видом на «Саркофаг», прогулку по Припяти с посещением самых заметных достопримечательностей: гостиницы «Полесье», школы, детского сада, больницы, бассейна и колеса обозрения, а также опциональное посещение объекта «Чернобыль 2» и встреча с самоселами в селе Паришив.

«Зона отчуждения» ЧАЭС традиционно входит в список самых экзотических туристических направлений наряду с Антарктидой и Северной Кореей. За последние 15 лет количество официальных туристов перевалило уже за несколько десятков тысяч. Нужно ли говорить, что этот поток значительно вырос после выхода игры «S.T.A.L.K.E.R.».

Помимо официальных групп на территорию «зоны отчуждения» регулярно пробираются и нелегальные туристы, каждый год полиция задерживает около 400 сталкеров на территории «зоны». Но им грозит лишь административный штраф в размере около 1,5 тысяч рублей и такое наказание не останавливает экстремалов, желающих самостоятельно исследовать «зону».

Первые попытки найти решение проблемы

Чтобы найти законное решение экологических и других проблем, вызванных Чернобылем, Центральным комитетом КПСС (Коммунистической партией Советского Союза) и Советом министров СССР было принято несколько актов. Первым таким документом был декрет, принятый 7 мая 1986 года «Об условиях оплаты и материального обеспечения работников предприятий и организаций в зоне Чернобыльской АЭС». Хотя СССР несколько десятилетий использовал ядерную энергию, только теперь были установлены форматеры, имеющие отношение к использованию «мирного атома».

Другие совместные постановления по конкретным проблемам, связанным с последствиями аварии, были также приняты в 1987–88 годах. Однако мало кто вспомнит о том, что Верховный Совет страны  принял постановление «О комплексной программе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией», только 25 апреля 1990 года, через 4 года после того, как произошла авария на Чернобыльской АЭС!

Думаете, это все, чему стоит удивляться? Тогда приготовьтесь…

Следующим соответствующим постановлением Верховного Совета от 9 апреля 1991 отмечается: «В настоящее время не было возможности принять Закон о Чернобыльской катастрофе и Закон об использовании ядерной энергии и ядерной безопасности из-за задержки с представлением проектов этих законов».

Только в 1991 году, через пять лет после аварии, были полностью приняты соответствующие законодательные акты, определяющие ответственность правительства за ущерб, нанесенный гражданам ядерной кампанией, принятой в СССР!

Эти законы применяются, в первую очередь, к пострадавшему от аварии на АЭС населению, и лишь косвенно затрагивают самые актуальные на тот момент экологические проблемы.

Прошло более 30 лет с момента аварии, но и сегодня многие исследования подвергают жесткой критике нынешнюю систему социально-экономических и медицинских мер, особенно в отношении расчетов дозы облучения населения, которая по-прежнему является основой для компенсации и помощи.

Ведущий специалист Государственного комитета по экологическим проблемам России Оксана Зитцер привела ряд убедительных причин, по которым расчеты дозы облучения населения являются абсолютно неадекватными.

Радиационный риск для населения может значительно различаться. Опыт показывает, что из-за существенных различий в дозе, получаемой отдельными лицами, расчетные средние дозы для конкретных районов являются ненадежными; поэтому плотность отбора проб должна быть увеличена. Несмотря на многолетние исследования, проведенные Институтом биофизики, Институтом радиационной гигиены и другими учреждениями Министерства здравоохранения бывшего СССР и России, дозиметрических данных явно недостаточно для установления параметров доз распределения радиации. Речь идет о социально-биологическом воздействии, уровне смертности, изменении чувствительности людей к радиации и т. д. Кстати, последний фактор – различная чувствительность разных людей к радиации – оказывает большое влияние на общее воздействие радиации на регион. Люди, которые очень чувствительны к радиации, показывают очень высокий уровень заболеваний, связанных с радиацией.

Из этого следует, что нынешний «зональный» подход, который рассчитывает загрязнение — и индивидуальную дозировку — на основании локальной плотности осаждения радионуклидов, является недостаточным

Кто будет исправлять этот серьезный недочет? Скажем честно – вероятность того, что действующие власти будут уделять внимание данной проблеме, крайне мала

Чернобыльская АЭС: последствия

  • В результате юго-восточного ветра, поднявшиеся на высоту в 1,5 км, выбросы радиоактивных веществ начали постепенно распространяться над территориями Скандинавии, Польши, Чехословакии, Австрии. Альпийские горы несколько очистили облако, но его след, по данным специалистов-радиологов, остался практически по всему миру. Наиболее пострадали территории Белоруссии и Украины.
  • Обладающий коротким периодом полураспада имеющий радиоактивные свойства йод признали безопасным уже после непродолжительного времени после катастрофы. А вот говоря о цезии и стронции, следует отметить, что для этих веществ существует тридцатилетний период полураспада, что привело к долговременному загрязнению территорий.
  • И тысячами лет измеряется этот показатель для америция и изотопа плутония, так что они и сегодня, и еще многие века останутся на участках, которые были поражены. Утешает то, что их радиация незначительна и воздействие на организм человека не столь существенно.

Опасные испарения долго отравляли жителей многих стран Европы

Что касается жителей Припяти, то их начали эвакуировать только 27 апреля. Таким образом, люди значительное время оставались без элементарных средств защиты на загрязненной в тысячи раз свыше нормы территории. Эвакуацию проводили в спешке, вывозя людей на автобусах, поездах, водным транспортом. Правды людям при этом так и не сказали, более того – уверяли, что через три дня они вернутся в свои дома.

Хроника событий

Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла настолько стремительно, что вплоть до последних секунд все приборы контроля оставались работоспособными, благодаря чему весь ход катастрофы известен буквально до долей секунд.

На 24 — 26 апреля была намечена остановка реактора для проведения планово-предупредительного ремонта — это, в общем-то, обычная для АЭС практика. Однако очень часто во время таких остановок проводятся разнообразные эксперименты, которые невозможно провести при работающем реакторе. На 25 апреля был назначен как раз один из таких экспериментов — испытание режима «выбега ротора турбогенератора», который принципиально мог стать одной из систем защиты реактора во время чрезвычайных ситуаций.

Этот эксперимент очень прост. Турбогенераторы Чернобыльской АЭС — это агрегаты, состоящие из паровой турбины и генератора, вырабатывающего электроэнергию. Роторы этих агрегатов совмещены, и их общая масса достигает 200 тонн — такая махина, разогнанная до скорости 3000 оборотов в минуту, после прекращения подачи пара может долго вращаться по инерции, только за счет приобретенной кинетической инерции. Это и есть режим «выбега», и теоретически, его можно использовать для выработки электроэнергии и питания циркуляционных насосов при отключении штатных источников электроэнергии.

Эксперимент должен был показать, способен ли турбогенератор в режиме «выбега» обеспечить питание насосов до тех пор, пока аварийные дизельные генераторы не выйдут на штатный режим работы.

С 24 апреля началось постепенно снижение мощности реактора, и к 0.28 26 апреля ее удалось довести до необходимого уровня. Но в этот момент мощность реактора упала практически до нуля, что потребовало немедленного подъема управляющих стрежней. Наконец, к часу ночи мощность реактора достигла необходимой величины, и в 1:23:04, с опозданием в несколько часов, официально был дан старт эксперименту. Вот здесь и начались проблемы.

Турбогенератор в режиме «выбега» останавливался быстрее, чем предполагалось, из-за чего падали и обороты подключенных к нему циркуляционных насосов. Это привело к тому, что вода стала медленнее проходить через реактор, быстрее закипать, и в дело вмешался положительный паровой коэффициент реактивности. Так что мощность реактора стала постепенно расти.

Спустя некоторое время — в 1:23:39 — показания приборов достигли критических величин, и оператор нажал на кнопку аварийной защиты АЗ-5. Полностью вынутые стержни начали погружаться в реактор, и в этот момент сработал «концевой эффект» — мощность реактора многократно увеличилась, и через несколько секунд прогремел взрыв (точнее — как минимум два мощных взрыва).

Взрывом был полностью разрушен реактор и повреждено здание энергоблока, начался пожар. На место аварии быстро прибыли пожарные, которые к 6 часам утра полностью справились с огнем. И в первые два часа никто не предполагал о масштабах произошедшей катастрофы и степени радиационного заражения. Уже через час после начала тушения у многих пожарных стали появляться симптомы радиационного поражения. Люди получили большие дозы радиации, и 28 из пожарных умерло от лучевой болезни в последующие недели.

Только в 3.30 утра 26 апреля был измерен радиационный фон в месте катастрофы (так как в момент аварии штатные приборы контроля вышли из строя, а компактные индивидуальные дозиметры просто-напросто зашкаливали), и пришло понимание того, что же на самом деле произошло.

С первых дней после взрыва начались мероприятия по ликвидации последствий катастрофы, активная фаза которых продолжалась несколько месяцев, а фактически длилась вплоть до 1994 года. За это время в работах по ликвидации приняли участие свыше 600 000 человек.

Несмотря на мощный взрыв, основная масса содержимого ядерного реактора осталось на месте разрушенного четвертого энергоблока, поэтому было решение построить вокруг него защитное сооружение, впоследствии ставшее известным, как «Саркофаг». Возведение укрытия было завершено уже к ноябрю 1986 года. На строительство «саркофага» ушло свыше 400 тысяч кубометров бетона, несколько тысяч тонн ослабляющей радиоактивное излучение смеси и 7000 тонн металлоконструкций.

Современное положение на ЧАЭС

Несмотря на катастрофу, Чернобыльская АЭС с осени 1986 года возобновила свою работу: уже 1 октября был запущен энергоблок № 1, а 5 ноября — энергоблок № 2. Запуск третьего энергоблока затруднялся тем, что он находится в непосредственной близости от аварийного четвертого, поэтому он начал работу только 24 ноября 1987 года.

Вечером 11 октября 1991 года на втором энергоблоке произошел серьезный пожар, который фактически поставил крест на работе станции. В этот день был остановлен реактор энергоблока № 2, позже начались работы по его восстановлению, однако они так и не были завершены, и с 1997 года реактор считается официально остановленным. Реактор энергоблока № 1 был заглушен 30 ноября 1996 года. Останов реактора энергоблока № 3 был произведен Президентом Украины 15 декабря 2000 года — это событие было обставлено, как шоу, и транслировалось в прямом эфире.

Вид собираемого конфайнмента (укрытия) для 4-го энергоблока ЧАЭС, состояние на 10.12.2015. Фото с сайта chnpp.gov.ua

Так что на сегодняшний день Чернобыльская АЭС не функционирует, однако на ней производятся работы по замене «саркофага» (который начинает разрушаться) новым защитным сооружением. В связи с этим на территории станции продолжает трудиться порядка 750 человек. Ход работ круглосуточно транслируется на официальном интернет-сайте Чернобыльской АЭС http://www.chnpp.gov.ua/.

14 ноября 2016 года начат процесс перемещения собранного нового укрытия — через 4 дня оно должно занять свое место над разрушенным энергоблоком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector