Пилотка военная солдатская

Откуда взялась пилотка

Название традиционной шапочки, как несложно догадаться, произошло от слова «пилот», соответственно, данный головной убор носили лётчики. Так и было: в далёком 1913 году пилотка стала отличительным «знаком» воздухоплавателей.

Лётчики появились в российской армии давно: ещё в конце XIX века. Да, не удивляйтесь: воздухоплавательные части существовали, хотя и летали в них не на самолётах — на аэростатах. В принципе, отсюда и название, которое можно расшифровать, как «плавать по воздуху».

Но уже в начале XX века, в 1912 году, была создана воздухоплавательная часть при Генштабе, и на вооружении в ней уже состояли первые самолёты, а не только дирижабли. Любопытно, что изобрели эти самолёты именно отечественные специалисты.

Какие головные уборы должны были носить лётчики? Конечно же, в то время им нужно было что-то «весомое», поскольку кабины самолётов, то бишь аэропланов, продувались. Во время полётов лётчики носили очки и кожаные шлемы, но не ходить же в них и на земле — это, в первую очередь, неудобно!

И уже в 1913 году была пущена в ход известная всем складная шапочка, которую мы все знаем. Носить её можно было и во время вылета, но в основном — на аэродроме. При этом если лётчик покидал предел части, он должен был надеть специальную фуражку.

Главным преимуществом пилотки перед другими головными уборами выступало то, что её можно было складывать и класть в карман. Правда, называть пилотку именно так начали уже после революции. От шапочек открепили символ императора — двуглавого орла, и обозначили пилотки красными звёздами. Они выдавались военным курсантам. Впрочем, всё равно многие помнили, откуда произошли складные шапочки, потому они и получили название «пилотка».

Правда, через время «старые» пилотки заменили «новыми» — тёмно-зелёными, с красной окантовкой. Такие шапочки были даже со специальным ремешком, которые надевался под подбородок. Ближе к началу ВОВ пилотками снабдили все части РККА. Командирская шапочка отличалась от остальных. У каждого рода войск был свой цвет окантовки, и сами пилотки тоже отличались по цвету. Командиры сухопутных частей носили «грязно-зелёные» — цвета «хаки». ВВС — синие, танкисты — серые.

Рядовые носили обычные пилотки цвета хаки без вышитых звёзд — в общем, безо всяких «лишних» элементов. Именно в конце 30-х годов XX столетия экспериментальным путём выяснилось, что пилотку удобно надевать под шлем. Да, тогда были именно стальные шлемы, и они не имели какой-то подкладки, потому носить их было удовольствие не из приятных.

Предшественники пилотки

Конечно же, многие исследователи пытаются выяснить, откуда произошла известная всем нам пилотка, грубо говоря — кто был её «прародителем». Претендентов на данную роль несколько, в том числе — шапочка, которую носили шотландские стрелки. Называлась она «гленгарри». Есть и один вариант: пилотка произошла от сербской шапочки «шайкача».

Правда, если посмотреть на «свойство» пилотки складываться, то она всё-таки «ближе» к шотландской, поскольку сербский головной убор имеет жёсткую структуру.

Сербский головной убор шайкача

Значит, прародитель пилотки всё-таки «гленгарри» — именно на основе данной шапочки появились первые пилотки у англичан. К слову, история английской пилотки точно такая же, как и русской — только началась она раньше. Английский пилоты тоже носили пилотки в промежутках, когда не были в воздухе.

Если же вспомнить, что при Николае II многое заимствовали у англичан, то вполне возможно, что и пилотка «пришла» к нам из Англии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector