Разновидности формы летчиков

Особенности

Вообще говоря, летчики – это элитная часть армии любой страны. Люди, которые планируют двигаться по такому карьерному пути, должны соответствовать самым строгим требованиям. Если говорить об истории появления профессии, то это случилось в 1909 году, именно данную дату принято считать годом рождения военной авиации. На тот момент самолеты (соответственно, и военные летчики) работали в сфере разведки, но все резко изменилось в период Великой Отечественной войны.

Военный летчик является неотъемлемым членом военного самолета. На сегодняшний день выделяют несколько видов подобного воздушного транспорта: истребители, бомбардировщики тактического и стратегического типов, разведчики, военно-транспортные самолеты большой вместимости, вертолеты и мн. др.

В то же время следует иметь в виду, что профессия военного летчика, как и любая другая, обладает своими отличительными чертами и характеристиками. Однако такие свойства имеют не только положительный, но и отрицательный характер. Соответственно, если вы планируете стать военным летчиком, то вам стоит заранее оценить все имеющиеся за и против, для того чтобы в дальнейшем не пожалеть о сделанном выборе.

К преимуществам профессии можно отнести такие характеристики:

  • уважение и престиж работы (военные летчики пользуются авторитетом в обществе);
  • социальное обеспечение (как во время службы, так и после отставки);
  • достойная заработная плата (материальное вознаграждение больше среднего по стране);
  • ранний выход на пенсию;
  • активный карьерный рост и т. д.

В то же время, помимо перечисленных плюсов, следует помнить также и о наличии определенных недостатков. Так, прежде всего, к минусам профессии можно отнести:

  • высокий уровень опасности и риска (в процессе выполнения своих обязанностей военный летчик рискует своим здоровьем и своей жизнью);
  • постоянные переезды (они особенно сложно даются семье летчика);
  • проживание в гарнизонах, которые могут находиться в самых отдаленных уголках;
  • высокий уровень стресса и постоянное эмоциональное напряжение и т. д.

Соответственно, вы можете убедиться, что положительные и отрицательные стороны работы военного летчика находятся практически в равном соотношении. А это значит, что нужно максимально серьезно подходить к их анализу, чтобы в дальнейшем не пожалеть о сделанном карьерном выборе.

Парадные костюмы

Форма военных пилотов для принятия участия в различных парадах позволяет сформировать у обывателей положительный образ современного военного человека. Данный момент явно был учтен в процессе создания новой летной экипировки. По парадному одетые летчики смотрятся внушительно и строго, выглядят действительно более мужественно.

Парадная форма курсантов будет отличаться от экипировки на каждый день особым покроем и присутствием большего декора. Для того чтобы ее пошить, выбирают материалы самого лучшего качества, чаще всего – 100% шерсть. Рубашка обычного пилота, как правило, особого защитного цвета, а вот китель и брюки должны быть именно голубыми.

Зимой на торжественный парад пилоты-курсанты выходят в специальных пальто, теплых кашне, черных удобных перчатках из натуральной кожи. В зависимости от погоды на их головах могут присутствовать шапки-ушанки, а также фуражки или береты.

Разбор пилотов: Самолеты в армии есть, а воевать на них некому

Когда два года назад министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил депутатам Госдумы, что в нашей военной авиации возник огромный дефицит сразу в 1300 пилотов, казалось, в этом отношении страна достигла дна. Куда дальше катиться, если в среднем как минимум 20−25 авиационных полков по всей России-матушке, выходит, не в состоянии подняться в воздух только потому, что некому сидеть за их штурвалами?

Тогда взволнованным от вида глубины этой пропасти депутатам Шойгу храбро заявил: «В 2020 году мы закроем дефицит по летному составу». И вот теперь выяснилось, что просто нетерпимая кадровая пробоина в численности летно-подъемного состава в нашей армии не только не ликвидирована — она стала еще более зловещей! Об этом сообщил тelegram-канал «Взгляд человека в лампасах», который анонимно ведут бывшие высокопоставленные военные.

И вот что этот тelegram-канал поведал 26 февраля 2020 года: «Если в ВВС не объявят чрезвычайное положение и не примут экстренных мер, то у нас скоро попросту не остается военных летчиков. Дыра в 1300 летчиков, о которой три года назад заявлял Сергей Шойгу, не только не уменьшается, но и растет. В одном из полков АДОН (8-я авиационная дивизия особого назначения, аэродром Чкаловский — „СП“), по нашим данным, в настоящий момент консервируют самолеты — на них просто некому летать. И это происходит в самой элитной дивизии, куда во все времена стояла очередь из желающих в ней служить. В дивизии, где всегда были многочисленные доплаты и льготы, столь высокие, что служившие в ней получали столь же, как летчики в Заполярье. Что уж говорить про авиаполки другого уровня и с другими зарплатами. Массово бегут (из военной авиации — „СП“) не только транспортники, но и летчики других родов, включая истребителей».

Погоны гражданской авиации

Погоны – отличительный знак, который обязательно присутствует на плечах любого пилота. Собственно, погоны носят практически все, кто работает в сфере авиации, но для каждой должности, звания, рода деятельности они свои.

Наплечные знаки бывают пришивные и съемные. Пришивные положено носить на шинелях и форменных пальто, съемные – на рубашке, куртке. Погоны не только указывают на должность или звание: погоны – это гордость для их обладателя. Перефразируя известную армейскую мудрость, можно было бы сказать: плох тот пилот, который не стремится видеть на своей рубашке атрибут с четырьмя полосками. Именно четыре полосы украшают плечи командиров воздушных судов.

Погоны гражданской авиации

Погоны гражданской авиации могут отображать должность, классность, опыт обладателя и так далее.

«Лычки» (галуны) из золотистой ленты свидетельствуют о том, что перед вами — представитель летного или диспетчерского состава. Серебристый цвет отличает погоны наземного персонала гражданской авиации.

Бортпроводники носят погоны с двумя полосками, три полоски присутствуют на наплечных отличительных знаках штурманов, а четыре, что уже отмечалось, это — привилегия командиров экипажей воздушных судов.

Погоны гражданской авиации изготавливаются из основной ткани черного цвета и украшаются лентой (золотистой или серебристой). Погоны делают в форме прямоугольника с закругленной верхней стороной (та, которая ближе к воротнику). Стандартные размеры нашивных погон гражданской авиации – 70 на 110 мм, размер съемных погон составляет 55 на 135 мм. Погоны можно надеть и на джемпер.

Погоны гражданской авиации

Погоны у тех, кто только учится, имеют такие же размеры, как и у летного состава, но галуны изготавливаются из полихлорвиниловой пленки. Буква «К» на погоне означает, что перед вами курсант летного училища.

На погонах может присутствовать эмблема гражданской авиации золотистого цвета. Погоны гражданской авиации — лишь один из знаков отличия, по которому можно определять статус, должность того, кто перед вами.

Опасная, но престижная профессия

В России летчиков-испытателей готовят всего в двух школах — одна из них работает в Жуковском, на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Оттуда пилоты, как правило, попадают в гражданские НИИ и на авиазаводы. Вторая, созданная при ГЛИЦе, готовит испытателей для ВС. Она расположена в Ахтубинске. Подготовка таких летчиков — дело не из дешевых. На обучение одного курсанта уходит до 100 млн рублей.

В СССР пилот, окончивший школу, как правило, имел звание не ниже майора. Но потом он достаточно быстро получал погоны подполковника, а затем, став летчиком I класса, и полковника. Попасть в школу было трудно — конкурс достигал 150–200 человек на место. Учеба тоже была непростой — кроме практических занятий курсанты получали обширные теоретические знания.

Сейчас испытатели подолгу ходят в майорах — таково должностное расписание. Сложилась удивительная ситуация — очередное звание сегодня проще получить в обычном авиаполку. Такие, как может показаться постороннему человеку, «мелочи» определяют престиж конкретной военной профессии и отношение к ней, отметил Игорь Маликов.

— Всегда считалось, что летчик-испытатель должен иметь служебный вес, — заявил «Известиям» эксперт. — Подполковнику или полковнику гораздо проще разговаривать с главным конструктором самолета или систем вооружения, чем майору. Кроме того, летчик-испытатель действительно рискует своей жизнью. В 1980-х годах, когда я только стал испытателем, мы могли в год хоронить по два пилота. Жена плакала — так сильно боялась за меня.

Новая система повышения офицеров в званиях положительно скажется на престиже профессии, считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Летчики-испытатели — это золотой фонд армии, — рассказал он «Известиям». — В советское время в испытательных центрах и частях офицерам давали на звание выше, чем в обычных войсках. Это помогало сохранить уникальный состав, который крайне трудно отобрать и обучить.

В последние годы льготы возвращают не только военнослужащим, но и абитуриентам профильных училищ и пенсионерам ВС. Теперь офицеры, а также прапорщики и мичманы, отслужившие 20 и более лет, снова могут воспользоваться бесплатным проездом к ведомственным здравницам, находящимся на территории страны.

А абитуриенты военных вузов получили право на бесплатный проезд до места сдачи экзаменов и назад. В поездах дальнего следования им положен билет в плацкартный или сидячий вагон. Возвращение бесплатного проезда позволит набирать в училища наиболее подготовленных и мотивированных молодых людей. В свое время отмена льгот породила серьезную проблему — из-за дороговизны проезда упали конкурсы в ряд училищ. Больше всего пострадали морские и общевойсковые высшие учебные заведения на Дальнем Востоке, где готовят специалистов редких специальностей.

Происхождение

В Королевском летном корпусе офицеры были назначены пилотами по окончании обучения пилотов. Поскольку они сохранили свои звания в своих обычных званиях (обычно младшие лейтенанты или лейтенанты), и многие из них были откомандированы из своих наземных подразделений, назначение летчика-офицера было званием должности, а не званием.

1 апреля 1918 года вновь созданные RAF переняли свои офицерские звания от британской армии , а вторые лейтенанты Королевского летного корпуса стали вторыми лейтенантами в RAF. Рассматривалось переименование младших лейтенантов в прапорщиков . Однако, когда 1 августа 1919 года была введена собственная структура рангов RAF, младшие лейтенанты RAF, которые были квалифицированными пилотами, были переименованы в офицеры-пилоты, и с тех пор это звание используется постоянно. Те, кто не были квалифицированными пилотами, были назначены офицерами-наблюдателями , но позже это было постепенно сокращено, и все офицеры этого ранга стали офицерами- пилотами .

Воинские звания на петлицах

Назначение петлиц заключалось в предоставлении возможности четко и безошибочно определить должности и звания военнослужащих. По стандарту поле было однотонным, окантованным с трех сторон. На него крепились символы, геометрические фигуры в соответствии со званиями. Петлицы рядовых красноармейцев представляли собой нашивку без использования знаков различия.

Отличительными знаками, по которым распознавались воинские звания младшего начальствующего и командного состава, являлись равнобедренные треугольники. Одна сторона составляла 10 мм в длину. Чем выше по рангу был военнослужащий, тем большее количество треугольников присутствовало на поле петлицы. Один треугольник свидетельствовал о принадлежности форменной одежды младшему сержанту (командиру отделения). Два треугольника крепились на петлицы сержанта (младшего командира взвода). Если нашивка была с тремя объектами, то она принадлежала старшине, неофициально именовалась «пилой». Такое название она получила благодаря расположенным острием вверх геометрическим фигурам, напоминавшим данный вид орудия.

Один квадрат на нашивке свидетельствовал о принадлежности форменной одежды младшему лейтенанту (младшему воентехнику). Если на нашивке присутствовало два квадрата, значит, это был лейтенант по воинскому званию. Это соответствовало нескольким военным должностям: младший политический руководитель, военный техник, техник-интендант второго ранга, военфельдшер, младший военный юрист.

Три квадрата крепились на петлицы старшего лейтенанта. По должностным обязанностям это соответствовало политическому руководителю, воентехнику и технику-интенданту первого ранга, старшему военному фельдшеру, военному юристу.

Отличительные знаки различия на петлицах старшего начальствующего и командного состава изображались в виде прямоугольников, которые неофициально назывались «шпала». Размер был строго фиксированным и составлял 16 х 7 мм. По количеству геометрических фигур шла следующая градация:

  1. Один прямоугольник присутствовал на петлицах, соответствующих званию капитан. Это предполагало несколько военных должностей: старший политический руководитель, военинженер, интендант третьего ранга, военный врач, старший военный юрист.
  2. Наличие двух прямоугольников свидетельствовало о принадлежности форменной одежды майору. По должностным обязанностям – батальонному комиссару, военному инженеру, интенданту, военврачу, военному юристу второго ранга.
  3. Три прямоугольника крепились на петлицы подполковника (старший батальонный комиссар, военинженер, интендант, военный врач, военный юрист первого ранга).
  4. Когда на петлицы крепились 4 «шпалы», речь шла о полковнике (полковой комиссар).

Отличительными знаками высшего командного и начальствующего состава являлись ромбы и звезды. Большая диагональ составляла 17 мм, меньшая – 8 мм. Одна геометрическая фигура определяла командира бригады. По должности соответствовала комиссару, инженеру, интенданту, врачу, ветврачу и юристу бригады.

Два ромба свидетельствовали о звании командира дивизии. Крепились на петлицы комиссара советской армии, инженера, интенданта, врача и юриста. Три ромба – отличительный знак командира корпуса. Соответствовал таким должностям, как комиссар, инженер, интендант, врач, ветврач и юрист корпуса. Четыре геометрические фигуры украшали нашивки форменной одежды командиров второго ранга, которые занимали должность армейского комиссара второго ранга, армейского инженера, интенданта, врача, ветврача и юриста.

При сочетании четырех ромбов и золотистой звездочки в петлице можно говорить о принадлежности форменной одежды командиру первого ранга (армейскому комиссару первого ранга). Одна большая золотистая звезда крепилась на петлицу Маршала Советского Союза.

Сотрудники штатских структур (НКВД, милиция, железная дорога, гражданская авиация) также применяли в качестве знаков различия петлицы. А с 1943 года были внедрены и погоны. Однако система званий и нашивок в каждом министерстве и ведомстве имела свою специфику.

Функция экипажа

Летный офицер — это член летного экипажа воздушного судна, который отвечает за определенные функции. Летный офицер может выполнять функции штурмана, ответственного за планирование поездки, консультирование пилота во время полета и обеспечение избежания опасностей или препятствий. Летный офицер также может нести ответственность за работу систем полета / вооружения самолета, в том числе за планирование миссии, время выполнения миссии, реакцию на угрозу, связь с самолетом и предотвращение опасностей. В Военно-морском флоте и корпусе морской пехоты США, а также в бывшей береговой охране США члены летных экипажей, отвечающие за эксплуатацию бортового вооружения и сенсорных систем, называются летными офицерами ВМС . Звание летного офицера также используется для офицеров полиции, которые служат пилотами в авиационных подразделениях правоохранительных органов.

Примечания[ | ]

  1. 12 Указ Президиума ВС СССР от 21 марта 1989 года № 10224-XI. «О выведении из состава Вооружённых Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск»(неопр.) .Утверждён Законом СССР от 31 июля 1989 года (Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, ст. 202) . Российский Правовой Портал «Семёрка». — 7LAW.info. Дата обращения 6 июля 2020.
  2. 12 Приказ НКО СССР от 15.01.1943 года № 25 «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии»
  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1943 г. «О введении новых знаков различия для личного состава Военно-Морского Флота СССР»
  4. Сорокин А. В., 2011, с. 92—94.
  5. Александр Сорокин может примерить на себя любое воинское звание. Семисот пар погон (рус.). https://vestivrn.ru . ГТРК «Воронеж» (20 июля 2007). — ««Утилизация» — самое страшное слово для настоящего ценителя. Ведь при этом, бесследно исчезает целый исторический пласт, страница военной культуры». Дата обращения 24 февраля 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  6. Ирина Шленская. Житель Кантемировского района собрал коллекцию погонов и шевронов. И написал о них около 30 статей (рус.).https://riavrn.ru . РИА «Воронеж» (7 октября 2013). — «Имеются погоны, петлицы, нарукавные знаки, кокарды, эмблемы, шевроны, пуговицы… полевой погон военного времени Маршала Советского Союза Толбухина Ф. И., погоны маршала авиации Новикова А. А., маршала инженерных войск Прошлякова А. И. и многие другие.». Дата обращения 24 февраля 2020. Архивировано 24 февраля 2020 года.
  7. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943 г. «О введении погон для личного состава Красной армии»

Женщины-пилоты гражданской авиации РФ

Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.

Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.

Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».

Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.

Воинские знания. Реформа 1924 года

Ввела в войска персональные воинские звания. Так, в военно-воздушном флоте появилось звание «капитан» — которое присваивалось командирам воздушных судов. За исключением звания «капитан», которого не было в сухопутных войсках, остальные воинские «звания-должности» соответствовали общевойсковым.

С учетом специфики военно-воздушного флота звания военных летчиков были:

  • Командир экипажа (капитан);
  • Командир звена;
  • Зам. комеска (заместитель командира эскадрильи);
  • Комеск (командир эскадрильи);
  • Зам. ком. отдельной эскадрильи;
  • Ком. отдельной эскадрильи;
  • Замкомполка;
  • Комполка;
  • Замкомдива;
  • Комдив;
  • начальник ВВАУЛ (ВВАУШ);
  • начальник ЦБП;
  • зам.ком.авиационного корпуса;
  • ком. авиационным корпусом;
  • зам.ком. воздушной армии;
  • командующий воздушной армией;
  • зам.командующего ВТА, ДА (дальней авиации);
  • командующий ВТА, ДА;
  • зам.командующего ВВС;
  • командующий авиацией Главного командования;

Понятно, что такая сложная система званий-должностей, порождало неудобство в обращении между военнослужащими, а для рядового состава, который в указанный период редко имел даже начальное образование, была совершенно непонятной и сложной для запоминания.

Не смотря на это, система званий-должностей сохранилась вплоть до 1935 года – очередной реформы Красной Армии, в ходе которой были восстановлены существовавшие до революции 1917 года воинские звания (чины).

В 1937 году для курсантов, окончивших военные летные школы, было введено первое офицерское воинское звание – «младший лейтенант авиации». А в 1940 году – звание «генерал авиации».

Характерной особенностьюмежвоинскогообращения в этот период являлось то, что к воинскому званию, обязательно должна была указываться приставка, указывающая на род войск — «авиацию». То есть, при обращении военнослужащий должен был произносить:

— Товарищ младший лейтенант авиации;

— Товарищ майор авиации и т.д.

Окончательно, звания в военно-воздушных силах, упорядочились к 1943 году, когда было учреждено высшее воинское звание «маршал авиации», а в последующем, 1944 году, звание «главный маршал авиации».

Звания «главный маршал авиации» было удостоено 7 летчиков, больше, чем в любом другом роде войск. Первым, в марте 1944 года, оно было присвоено командующему авиацией Красной Армии А.А.Новиковуи, в августе 1944 года, командующемуАДД(авиации дальнего действия – прообразу стратегической авиации) А.Е.Голованову.

N.B! А.Е. Голованов – единственный военный летчик, который  начал службу сразу со звания «подполковник», когда, в феврале 1941 года, был назначен на должность командира 212 полка дальней бомбардировочной авиации. До этого воинского звания не имел, (был шеф-пилотом гражданской авиации). К августу 1944 года, в 40 лет, был удостоен звания «Главного маршала» рода войск. То есть, чуть более, чем за 3 года (41 месяц), он прошел 7 ступеней старших и высших воинских званий.

Первый полет

Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Хоть я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.

Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram.

После того, как мы нашли аэродром, нам нужно поискать на его сайте информацию о летных школах. В принципе, можно сразу и летную школу начать гуглить. Если не удалось найти летную школу — ищите какие-нибудь “полеты на самолетах в СПб”. Наша задача сейчас — найти кого-то, готового показать нам мир авиации.

Теперь осталось лишь связаться с тем, кого мы нашли. Звоним, просим возможность покататься на самолете за штурвалом (на английском это trial или gift flight), бронируем удобный для нас день и все. Больше ничего делать не надо.

От реального полета на реальном самолете вас отделяет всего один звонок. Вопреки распространенным мифам и стереотипам, вам не нужно проходить для этого ВЛЭК (летную медкомиссию) или сдавать экзамены по теории. Работает, даже когда вы просто турист. Даже если вы вообще не имеете представления, как управлять самолетом.

Стоить такое удовольствие будет примерно $220 за час. В эту цифру включены: стоимость топлива, взнос на обслуживание самолета по расписанию, зарплата вашего инструктора, а также плата за взлет и посадку аэродрому. Стоимость может немного варьироваться в зависимости от страны (в Англии чуть дороже, в России чуть дешевле). Да, это не самое дешевое удовольствие, но в то же самое время и не космически дорогое. Для аренды частного самолета вовсе необязательно быть миллионером. А еще вам обычно разрешают взять с собой пассажиров, и они тоже могут разделить с вами стоимость полета.

Подчеркну отдельно: прийти в небо очень просто, от вас нужен лишь один звонок. И оно того стоит. Никакие слова, фото или видео не передадут ощущений, открывающихся во время полета. У каждого человека они свои. Это чувство свободы, вдохновения и новых горизонтов. Держать собственную жизнь в своих же руках поначалу немного страшновато, даже с инструктором рядом. Однако уже после первого полета приходит осознание того, что надо еще постараться, чтобы начать рисковать. Летать не сложнее, чем водить машину, просто безопасный полет требует достаточно большого количества знаний. За безопасностью и следит инструктор.

Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлет и посадку во время вашего первого полета. Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, “горбатая” полоса). Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придется 🙂

Любопытный водоем около Рима

О погонах в армии

Отличительными наплечными знаками военнослужащих, по которым осведомленный человек может определить звание, являются погоны. В качестве одного из основных элементов военной формы погоны были введены во время Петровских реформ в армии.

В середине XIX века этот элемент обмундирования становится определяющим отношение военнослужащего к тому или иному полку и различие между чинами. В начале XX столетия погоны были отменены. Их заменили нарукавные знаки (шевроны) и эмблемы различий в петлицах (значки на воротнике форменной одежды).

Шевроны сохранились до 2013 года, но обозначали уже не чин военнослужащего, а его принадлежность к определенным войскам или службе в Министерстве Обороны (МО) и Генеральном штабе. Возвращение погон в Вооруженные Силы состоялось во время Великой Отечественной войны (1943 г.).

Основными элементами погон являются:

Классная квалификация военнослужащих

  • матерчатые или металлические галуны, иначе – лычки, располагающиеся поперек погона – у неофицерского состава;
  • звезды – у прапорщиков в войсках и мичманов на флоте;
  • звезды и одиночный просвет (полоска, идущая вдоль погона) – у состава младшего офицерского корпуса;
  • звезды и два просвета – соответствуют старшим офицерам;
  • вышитые звезды и тканевый рельеф – у высшего офицерства.

Погоны могут быть нашивными и съемными, а также парадными, повседневными и предназначенными для полевой формы одежды. По своему размеру наплечные знаки различаются в зависимости от вида обмундирования (зимнее пальто, парадный или повседневный китель, рубашка).

По родам войск отличается цвет просветов на офицерских погонах. Военнослужащие ВКС (Военно-космических сил), ВДВ (воздушно-десантных войск) носят погоны с просветами голубого цвета, у пограничников цвет просветов зеленый, общевойсковые погоны военнослужащих сухопутных войск имеют красные просветы. Морским офицерам предписаны наплечные знаки черного цвета (для парадной формы – белого) с золотыми просветами.

Войсковые звания и погоны неофицерского состава

Первое, а для большинства солдат срочной службы и последнее, звание, которое автоматически получает новобранец – это рядовой. Наплечные знаки отличия не имеют никакой атрибутики. Далее следует ефрейтор, имеющий на плечах один поперечный матерчатый галун. Затем идет сержантский состав:

  • младший сержант – два галуна;
  • сержант – три галуна;
  • старший сержант – поперечный галун один, но по размеру шире, чем предыдущие лычки.

С 2020 года в Вооруженных Силах появилось понятие «Главный сержант». К иерархическим рангам оно не имеет отношения, поскольку является не званием, а должностью.

Выше сержантов, но ниже прапорщиков находятся старшины. Это последнее звание в армии, которое присваивается молодому человеку, не имеющему специального военного образования. Погоны старшин характеризует один широкий галун, расположенный вдоль. Отдельной категорией являются прапорщики. Это военнослужащие по контракту, окончившие специальную «Школу прапорщиков».

Во времена СССР они назывались сверхсрочники. Наплечные атрибуты однотонные (голубые для ВДВ и ВКС, зеленые – для остальных родов войск). У прапорщиков две звезды диаметром 13 мм расположены вдоль погон (у старших прапорщиков – три звездочки).

Погоны гражданской авиации

Погоны – отличительный знак, который обязательно присутствует на плечах любого пилота. Собственно, погоны носят практически все, кто работает в сфере авиации, но для каждой должности, звания, рода деятельности они свои. Наплечные знаки бывают пришивные и съемные. Пришивные положено носить на шинелях и форменных пальто, съемные – на рубашке, куртке. Погоны не только указывают на должность или звание: погоны – это гордость для их обладателя. Перефразируя известную армейскую мудрость, можно было бы сказать: плох тот пилот, который не стремится видеть на своей рубашке атрибут с четырьмя полосками. Именно четыре полосы украшают плечи командиров воздушных судов.

Погоны гражданской авиации

Погоны гражданской авиации могут отображать должность, классность, опыт обладателя и так далее.

«Лычки» (галуны) из золотистой ленты свидетельствуют о том, что перед вами — представитель летного или диспетчерского состава. Серебристый цвет отличает погоны наземного персонала гражданской авиации.

Бортпроводники носят погоны с двумя полосками, три полоски присутствуют на наплечных отличительных знаках штурманов, а четыре, что уже отмечалось, это — привилегия командиров экипажей воздушных судов.

Погоны гражданской авиации изготавливаются из основной ткани черного цвета и украшаются лентой (золотистой или серебристой). Погоны делают в форме прямоугольника с закругленной верхней стороной (та, которая ближе к воротнику). Стандартные размеры нашивных погон гражданской авиации – 70 на 110 мм, размер съемных погон составляет 55 на 135 мм. Погоны можно надеть и на джемпер.

Погоны гражданской авиации

Погоны у тех, кто только учится, имеют такие же размеры, как и у летного состава, но галуны изготавливаются из полихлорвиниловой пленки. Буква «К» на погоне означает, что перед вами курсант летного училища.

На погонах может присутствовать эмблема гражданской авиации золотистого цвета. Погоны гражданской авиации — лишь один из знаков отличия, по которому можно определять статус, должность того, кто перед вами.

Удержать кадры

В воздушно-космических силах столкнулись с ситуацией, когда военные пилоты не хотят идти в испытательные части, так как там серьезно возросла нагрузка из-за принятия на вооружение новой техники — ее сейчас активно тестируют. При этом летчики-испытатели не имеют ощутимых льгот по сравнению с пилотами в обычных авиаполках. Проблема с набором офицеров возникла даже в 929-м Государственном летно-испытательном центре Минобороны им. В.П. Чкалова (ГЛИЦ) — там проводят испытания всей новейшей авиационной техники, в том числе и секретной.

Сложности есть и в Государственном ордена Ленина Краснознаменном центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны им. В.П. Чкалова, также известном как Липецкий авиацентр. Он является основной базой исследования боевых возможностей самолетов МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-30СМ и Су-35.

Наработки пилотов этих центров, полученные в ходе летных экспериментов, внедряются в обычных частях ВКС. Именно там служат военные асы, напомнил заслуженный летчик-испытатель Герой России Игорь Маликов.

— Для того чтобы привлечь пилотов, надо поднимать оклады и воинские звания, — заявил он «Известиям».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector