Форма военных летчиков (история изменения формы летчиков, рисунки, современная военная форма)
Содержание:
В годы Второй мировой
К началу Великой Отечественной авиационной промышленностью Советского Союза в сутки выпускалось по 50 самолетов. Вскоре производство было увеличено вдвое. Как утверждают специалисты, советская авиация в первые годы войны понесла очень большие потери. Обусловлено это тем, что советские летчики не обладали достаточным боевым опытом. Применяемая ими устаревшая тактика не принесла ожидаемый результат. Кроме того, приграничная зона постоянно подвергалась атакам противника. В результате дислоцирующиеся там советские самолеты были разбиты, так и не взлетев. Тем не менее уже к 1943 г. летчики СССР приобрели нужный опыт, а авиация пополнялась современной техникой: истребителями Як-3, Ла-5, Ла-7, модернизированными штурмовиками Ил-2, бомбардировщиками Ту-2 и ДБ-3. В годы Великой Отечественной авиационные школы выпустили свыше 44 тыс. летчиков. Из них 27 600 пилотов погибли. Как утверждают специалисты, начиная с 1943 г. и до конца войны советские летчики получили в воздухе полное превосходство.
В воздухе и на плаву
В настоящее время в зависимости от выполняемых задач российские военные лётчики используют разные типы снаряжения. Так, при необходимости подъёма в стратосферу пилот надевает высотный компенсирующий костюм ВКК-6М. Он поддерживает жизнеобеспечение лётчика на высотах до 40 км и при перегрузках до 10 g (при старте космического корабля организм человека подвергается перегрузкам до 7 g).
Костюм может использоваться в температурном диапазоне от +50 до -50 °C. Масса ВКК не превышает 3,6 кг. В его состав входят противоперегрузочное устройство, брюшной компенсатор и натяжное устройство (подаёт кислород для механического обжатия тела в случае разгерметизации на высотах более 12 км). Таким образом, в случае разгерметизации кабины ВКК-6М в сочетании с гермошлемом это даёт пилоту возможность принять необходимые меры безопасности.
- Инфографика защитных костюмов лётчиков самолёта Су-34
Более тяжёлый вариант высотного компенсирующего костюма ВКС представлен моделью ВКК-15К массой до 4,65 кг. Как утверждает производитель ЗАО «НПО «Динафорс», он оптимально подходит для лётчиков истребительной авиации, совершающих полёты над сушей.
В состав ВКК-15К входят комбинезон и куртка из высокопрочной негорючей ткани. Костюм снабжён мягкой системой вентиляции со штуцером для подключения к бортовой системе кондиционирования воздуха.
При существовании потенциальной угрозы попадания в воду лётчики используют высотный морской спасательный комплект ВМСК-4. Он позволяет пилоту находиться на плаву в течение 12 часов при температуре воды от 0 °C и выше и температуре воздуха до -15 °C.
Также по теме
«В режиме ракетного и пушечного поражения»: какими возможностями обладают российские войска ПВО
В российской армии отмечается День войск противовоздушной обороны. Их основная задача — защита важнейших военных и государственных…
Однако ВМСК-4 — достаточно габаритное и тяжёлое изделие. Масса костюма с комбинезоном ВКК-6МП-1 может достигать 13,8 кг. Если лётчику требуется облегчённый тип морского спасательного костюма, то используется МСК-5, обладающий схожими с ВМСК-4 характеристиками при массе комплекта около 10,5 кг.
В качестве лёгкого варианта защитного снаряжения лётчики используют вентилирующий костюм ВК-3М массой всего лишь 1,85 кг. Особенность данного комбинезона заключается в способе вентиляции, который оберегает пилота от перегрева и переохлаждения в кабине с бортовой системой кондиционирования. Воздуховоды расходятся от спины лётчика по внутренней поверхности в рукава и штанины.
Как сообщает разработчик, система вентиляции обеспечивает необходимое и равномерное распределение воздуха по поверхности тела пилота и минимальное сопротивление потоку воздуха. Кроме того, она не снижает общей подвижности лётчика и не вызывает болевых ощущений.
Для полёта и выживания в условиях зимней стужи лётчики ВКС могут воспользоваться различными типами обмундирования. В частности, на снабжение российской военной авиации принят зимний костюм КП-З, который оберегает пилота от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Масса снаряжения не превышает 4,8 кг.
«Костюмы действительно бывают очень разные, но наибольшая потребность у лётчиков в снаряжении, которое позволяет справляться с перепадами давления в сосудах. Противоперегрузочные костюмы сдавливают мышцы на руках, ногах и в брюшной полости. В результате мозг лётчика получает приток крови, необходимый для того, чтобы у него сохранялось ясное сознание», — пояснил Владимир Попов.
Армия Петра I
Переобмундирование своей армии Петр I провел сразу же после перевооружения. Под стены Азовской крепости русская армия уже пришла в новых укороченных кафтанах. Образцом для одежды пехотинцев стала немецкая форма: петровские гвардейцы были одеты в суконный темно-зеленый кафтан, украшенный красными обшлагами с 4 медными пуговицами. На левое плечо крепился алый погон, на который вешалась перевязь сумки с патронами. Под них надевался камзол-веста, который застегивался на мелкие пуговицы, еще ниже была белая рубашка. Штаны шили из хорошего сукна, а для кавалеристов — из лосиной кожи, длиной до колен. Ниже надевали чулки и тупоносые башмаки. Для похода выдавали сапоги, а в плохую погоду — плащ-епанчу с двойным воротником.
Армейские и гвардейские части отличались по цвету формы: семеновцы носили красно-синюю, преображенцы — красно-зеленую. Для офицеров также были пошиты галстуки-банты, которые завязывали вокруг шеи, спуская концы на грудь. цвета отличались для разных чинов и родов войск.
Форма офицеров отличалась более богатым декором: расшитые золотые галуны на треуголке и кафтане, шелковые разноцветные шарфы с кистями (цвета российского флага) и другие. Однако она отличалась узким покроем и неудобством при ношении.
21 век – обмундирование войск России
В 2005 г. президентским указом В. Путин ввел некоторые нововведения в военную форму РФ: были введены папахи для зимнего варианта экипировки. В соответствии с данным Указом было запрещено ношение обмундирования людьми, не имеющими отношение к военнослужащим.
За последнее 10-летие были введены изменения в комплектацию военной одежды: появился офисный костюм для офицеров и генералов, обновленная полевая униформа для солдат и офицеров. В комплект вошли: костюм, разновидности сезонных курток, защитный жилет, шапка или берет, ботинки на разные сезоны, балаклава, рукавицы и перчатки.
В 2007 г. Министерством обороны РФ была поручена разработка новой военной формы России. Для работы были привлечены специалисты ЦНИИ швейной промышленности, модельеры В. Юдашкин и И. Чапурин и др. Обмундирование было готово к 2010 г. и содержало некоторые нововведения:
- погоны перенесены на рукава и грудь;
- появились элементы на липучках;
- форма шинелей стала более приталенной и узкой;
- отменены сапоги с портянками и кальсоны с завязками;
- пошиты свитера для офицеров и т. д.
Однако не все образцы военной формы прошли полевые испытания, и поэтому были заменены некоторые ткани и утеплители, сделаны изменения в деталях и аксессуарах.
Оборудование парадной формы военнослужащих РФ
Для всех категорий военнослужащих ВС РФ требуется оборудование парадной формы одежды установленными знаками различия: погонами, нарукавными нашивками, нагрудными знаками отличия (значками, медалями, орденами). При этом петличные знаки, долгое время сохранявшиеся в виде традиционного элемента военной формы по советскому образцу, подверглись серьёзному реформированию. С 2018 года офицерский состав Российской Армии схожи по внешнему виду с историческими петлицами российской гвардии XIX века.
Петличные эмблемы положены для ношения только офицерскому корпусу младшего и старшего звена (от младшего лейтенанта до полковника включительно). Для Военно-морского флота установлены петличные знаки в виде якоря. Высший офицерский состав ВС РФ носит петличные эмблемы с изображением лавровой ветки (генералы армии — в виде дубовой ветки).
Размещение знаков различия
Нарукавные знаки отражают принадлежность как к ВС РФ в целом (в виде отличия от военнослужащих в структурах МВД, ФСИН, ВНГ и т.п.), а также непосредственно к видам (родам войск) Вооружённых Сил. Кроме того, требуется оформлять парадное обмундирование военнослужащего нарукавными знаками по принадлежности к конкретным воинским формированиям, в случае отсутствия которых размещаются знаки различия по принадлежности вышестоящего органа военного управления (воинского формирования).
Типы знаков | Место размещения |
Нашивка о принадлежности к МО РФ, силам ВС РФ, родам войск ВС РФ | На левом рукаве |
Нашивка о принадлежности к конкретным воинским формированиям | На правом рукаве |
Государственные и ведомственные награды, особые знаки отличия (ордена на колодках и медали) | На левой стороне груди |
Знаки отличия ВС РФ и награды (ордена, знаки почетного звания) с особым статусом | На правой стороне груди |
На правом лацкане кителя, в частности, носятся памятные знаки Минобороны РФ, знаки классной квалификации специалистов Вооружённых Сил, командира корабля (подводной лодки), а также на правой стороне груди размещаются (в порядке приоритетности) знаки:
- «Гвардия»;
- Окончания военной либо государственной профессиональной образовательной организации;
- Окончания суворовского военного, нахимовского военно-морского, военно-музыкального училищ.
Далее следуют знак «Отличник вида (рода войск) Вооружённых Сил» и т.п. знаки отличия для обозначения заслуг, проявленных при исполнении должностных и специальных обязанностей, высоких достижений военнослужащих в различных видах повседневной деятельности (в том числе спортивной), их высоких боевых и профессиональных качеств.
Расположение медалей
Расположение медалей на парадной форме в ВС РФ установлено Приказом Министра обороны РФ от 22.06.2015 г. № 300, который определяет последовательность размещения всех государственных и ведомственных наград на парадной военной форме одежды. Ордена на колодках и медали размещаются на левой стороне груди горизонтально в ряд от центра груди к краю, сверху вниз в перечисленном порядке. При ношении на левой стороне груди двух и более орденов или медалей их колодки могут соединяться в ряд на общей планке (верхние стороны колодок примыкают друг к другу, образуя прямую линию без перерывов, а каждая колодка, расположенная справа, частично накрывает колодку, расположенную левее).
Ордена и медали, не вместившиеся в один ряд, переносят во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, размещая их также от центра груди к краю в вышеперечисленном порядке. Колодки орденов и медалей второго ряда должны заходить под ордена и медали первого ряда, при этом нижний край медалей верхнего ряда и верхний край медалей нижнего ряда должны располагаться на одном уровне. Последующие ряды располагаются в аналогичном порядке.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Обмундирование ВВС Российской Империи
Военно-воздушные силы появились на мировой арене сравнительно недавно. Первыми в Царской армии появились воздушные шары. Изначальное их предназначение заключалось в ведении наблюдений за противником с высоты птичьего полёта. К концу 19 века Комиссия по воздухоплаванию имела в своём распоряжении достаточно внушительный парк воздушных шаров. Они использовались не только для наблюдений, но и для корректировки ведения огня артиллерией.
После того, как начались российские Военные реформы 1909-1912 годов, командование Царской армии начало формировать Императорский военно-воздушный флот. Первыми самолётами, которые вошли в состав воздушного парка Царской России, стали самолёты французского производства. В это же время были открыты 2 лётные школы, которые начали готовить своих пилотов, так как первыми пилотами были именно французы, которые и привезли самолёты.
Первым официальным руководителем воздушных воинских подразделений стал Великий князь Александр Михайлович, стараниями которого была открыта первая авиационная школа для подготовки офицеров воздушных сил. Впоследствии Великий князь стал заведовать всеми силами Императорского военно-воздушного флота.
Самая первая форма ВВС была практически идентична форме царских инженерных войск, так как авиация в те времена относилась именно к инженерным войскам. Мундиры авиаторов того времени хотя и имели небольшие отличия от мундиров инженерных войск, были сшиты из такого же чёрного приборного сукна и имела такие же серебряные пуговицы.
Повседневная форма авиаторов тех лет представляла собой мундиры коричневатого цвета, на которых римскими цифрами был обозначен номер отряда, в котором состоял данный солдат. Для полётов авиаторы использовали кожаные куртки и шлемы, которые одновременно являлись и зимней формой лётной одежды. Летом кожаная куртка могла быть заменена на лёгкую полотняную одежду, хотя открытая кабина самолётов тех лет совершенно не располагала к использованию лёгкой одежды. Кроме этого, авиаторы имели повседневную форму защитных оттенков, которая была как строевой, так и нестроевой.
Как попасть в ВВС
По контракту
Привлечение к службе в военно-воздушную армию по контракту на территории нашей страны началось с 80-х годов. Аналогичное появление обосновано потребностью несения высочайшей толики ответственности, характеризующей службу в предоставленной направленности.
Малейшая небрежность допущенная при заправке самолета или инженерных работах на аэродроме, зависят жизни пилотов и окружающего персонала. Военные стремятся сократить по минимуму участие низко-квалифицированных новобранцев.
Чтобы попасть на службу в ВВС по контракту, кандидат должен быть в возрасте от 19 до 35 лет, с полным средним образованием и отсутствием судимостей. Нужно прийти в военный комиссариат по месту жительства или специальный отборочный пункт для контрактной службы с соответствующим заявлением.
По призыву
Попасть в военно-воздушные силы можно также по призыву.
В этом случае при прохождении анкетирования в военном комитете на бланках опросника необходимо указать о желании служить в данных войсках (в анкете это графа «Где хотите служить»).
Важно быть годным по состоянию здоровья как физического, так и психического. Но, к сожалению, без должного образования, пилотом на срочной службе стать не получится
Для этого предварительно нужно закончить летное училище.
Разумеется, точных гарантий зачисления в желаемые войска вам никто не даст, но все-таки стремления призывников довольно часто берут во внимание
Требования к кандидатам
После подачи заявления и сбора соответствующих документов, будет произведена процедура отбора по физическим, медицинским и психологическим показателям, а также по профессиональным навыкам.
Также важно не состоять на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере, не иметь положительного ВИЧ статуса, не болеть туберкулезом и другими тяжелыми хроническими и инфекционными заболеваниями. В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей
При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием
В среднем, рядовые солдаты контрактной службы получают оклад в размере 25-30 тысяч рублей, а сержанты и старшины – в районе 40 тысяч рублей. При этом контрактники имеют обширные социальные льготы, такие как бесплатный проезд, бесплатное медицинское обслуживание в военных мед учреждениях, льготные условия поступления в военные ВУЗы, обеспечиваются жильем и питанием.
Предназначение
Бомбардировочная авиация имеет на вооружении далекие (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбовозы. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения весомых боевых, энергетических объектов и узлов коммуникаций большей частью в стратегической и оперативной глубине защиты врага
Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.
Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.
Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.
На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.
Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.
Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации.
Они оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в всевозможных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высочайшей разрешающей возможностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.
Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.
Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.
Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.
Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.
Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.
Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.
Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной защиты, а еще информацию для управления соединениями, частями и отрядами противовоздушной защиты.
Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.
Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.
Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.
Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.
Форма ВВС СССР
Синяя форма военных, какие войска имели такое обмундирование в Советском Союзе? Такой цвет одежды был в авиации и подразделениях КГБ. В советскую эпоху костюм рядовых и офицеров военно-воздушных сил видоизменялся часто, иногда радикально. Впервые, полный комплект зимнего и летнего обмундирования летчикам РККА интенданты выдали в 1922 г. Спустя два года в него входили:
- френч установленного покроя для солдат и комсостава;
- гимнастерка общевойскового образца;
- армейская шинель.
Петлицы, отороченные красным кантом, были голубыми. Завершала экипировку темно-синяя фуражка либо пилотка со звездой красноармейца на околыше.
Сведения о дальнейшей эволюции униформы в 1924-1969 годах нетрудно почерпнуть из следующей таблицы:
Фото | Год введения | Нововведения |
Боец ВВС РККА 1924 г. | 1924 | Доработан базовый комплект образца 1922 г |
Образец формы 1925 г. | 1925 | Улучшен покрой френча, изменен цвет шлема и шинели, добавлены рубашка, галстук, бриджи, фуражка, ботинки или сапоги |
Комплект обмундирования 1935 г. |
1935 | Бриджи и брюки стали окрашиваться в насыщенный синий цвет, добавилась зимняя утепленная гимнастерка, ношение ремня с ней стало обязательным |
Форма летчика периода ВОВ. |
1943 | Полевая форма летного состава приобрела защитный цвет еще в начале войны, а в этом году на кители вернулись погоны |
Парадный генеральский мундир 1949 г. |
1949 | Изменения коснулись высшего комсостава. Китель стал двубортным, застегивался на три гербовые пуговицы. Для старших офицеров введено обязательное ношение кортиков с парадным мундиром. Околыши фуражек генералов ВВС, украсило шитье золотом |
Офицеры ВВС Советской армии. |
1969 | Произведена полная замена обмундирования во всех родах войск. Изменился покрой кителей солдат-срочников и офицеров ВВС. Появилась униформа из полушерстяной ткани. Парадные ремни стали белыми. Введена форма для прапорщиков |
После реформы 1969 г. радикальных изменений во внешнем виде авиационного обмундирования не происходило за одним небольшим исключением. Спецназ ВВС начали экипировать камуфлированной формой и удобными берцами вместо облегченных сапог. Незначительно изменилась техническая форма одежды ВВС для обслуживающего персонала — «технарей».
Интересные факты
Наша страна по праву может гордиться достижениями авиационных конструкторов, мастерством военных летчиков. Приведем несколько любопытных фактов о ВВС России:
- Разработанный в 1913 г. «Дукс-1» стал первым русским аэропланом, вооруженным пулеметом.
- Первым русским самолетом, предназначенным для ведения воздушного боя, стал двухместный биплан Сикорского С-16, выпущенный в 1915 г.
- Биплан «Илья Муромец» стал первым в мире серийным четырехдвигательным бомбардировщиком и разведывательным самолетом.
- Первый истребитель, выпущенный в СССР – И-1 (Ил-400) конструктора Поликарпова Н.Н., поднялся в воздух в августе 1923 г.
- И-16 («Ишачок») – считается первым в мире истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убираемым шасси.
- Первые реактивные самолеты в Советском Союзе – МиГ-9 и Як-15.
- Ту-12 Туполева А.Н. считается первым советским реактивным бомбардировщиком, а первым сверхзвуковым бомбардировщиком – Ту-22.
- Первым советским боевым самолетом вертикального взлета и посадки стал Як-36МП.
- Одними из лучших маневренных характеристик обладает российский Су-27, который совершил свой показательный полет в мае 1977 года.
- Самым большим в мире военно-транспортным самолетом является Ан-124 «Руслан», грузоподъемностью до 120 000 кг.
- Противолодочный самолет Ту-142 (модификация Ту-95) признан самым скоростным в мире турбовинтовым самолетом (более 900 км/ч). Истребитель МиГ-25 считается самым быстрым из боевых самолетов. Его максимальная скорость (без ракет) составляет около 3400 км/ч.
5 1 vote
Рейтинг статьи
Эпоха Екатерины II
В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.
Кавалергард в парадной форме (1793 г.)
Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.
Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.
Форма ВВС СССР
Синяя форма военных, какие войска имели такое обмундирование в Советском Союзе? Такой цвет одежды был в авиации и подразделениях КГБ. В советскую эпоху костюм рядовых и офицеров военно-воздушных сил видоизменялся часто, иногда радикально. Впервые, полный комплект зимнего и летнего обмундирования летчикам РККА интенданты выдали в 1922 г. Спустя два года в него входили:
- френч установленного покроя для солдат и комсостава;
- гимнастерка общевойскового образца;
- армейская шинель.
Петлицы, отороченные красным кантом, были голубыми. Завершала экипировку темно-синяя фуражка либо пилотка со звездой красноармейца на околыше.
Сведения о дальнейшей эволюции униформы в 1924-1969 годах нетрудно почерпнуть из следующей таблицы:
Фото | Год введения | Нововведения |
Боец ВВС РККА 1924 г. | 1924 | Доработан базовый комплект образца 1922 г |
Образец формы 1925 г. | 1925 | Улучшен покрой френча, изменен цвет шлема и шинели, добавлены рубашка, галстук, бриджи, фуражка, ботинки или сапоги |
Комплект обмундирования 1935 г. |
1935 | Бриджи и брюки стали окрашиваться в насыщенный синий цвет, добавилась зимняя утепленная гимнастерка, ношение ремня с ней стало обязательным |
Форма летчика периода ВОВ. |
1943 | Полевая форма летного состава приобрела защитный цвет еще в начале войны, а в этом году на кители вернулись погоны |
Парадный генеральский мундир 1949 г. |
1949 | Изменения коснулись высшего комсостава. Китель стал двубортным, застегивался на три гербовые пуговицы. Для старших офицеров введено обязательное ношение кортиков с парадным мундиром. Околыши фуражек генералов ВВС, украсило шитье золотом |
Офицеры ВВС Советской армии. |
1969 | Произведена полная замена обмундирования во всех родах войск. Изменился покрой кителей солдат-срочников и офицеров ВВС. Появилась униформа из полушерстяной ткани. Парадные ремни стали белыми. Введена форма для прапорщиков |
После реформы 1969 г. радикальных изменений во внешнем виде авиационного обмундирования не происходило за одним небольшим исключением. Спецназ ВВС начали экипировать камуфлированной формой и удобными берцами вместо облегченных сапог. Незначительно изменилась техническая форма одежды ВВС для обслуживающего персонала — «технарей».