Что такое физическое и духовное развитие человека?
Содержание:
- Как проходит развитие эмбрионов после ЭКО по дням
- Особенности роста и развития в биологическом плане
- Постэмбриональный период
- Общество и культура
- Регенерация
- Общие представления о гетерохронии
- Что представляет собой рост?
- Периоды развития
- Проверим знания
- Одноклеточные организмы
- Стадии развития зародыша
- Что такое развитие?
- Как считают срок беременности
- Постэмбриональное развитие животных
- Физиология
- Профессор Левит К., Прага, Чехия
Как проходит развитие эмбрионов после ЭКО по дням
Через 12 часов после оплодотворения наступает первая стадия развития эмбриона после ЭКО – зигота, у которой есть двойной набор хромосом. Через 24 часа клетки должны делиться. Их называют бластомерами. На третий день насчитывается от шести до восьми бластомеров. На этом этапе развития эмбрионов после ЭКО они могут прекратить развиваться и погибнуть, если обнаружится поломка генома.
На четвёртые сутки наступает стадия морулы, а к концу этого дня в моруле образуется полость, а бластомеры делятся на две группы, каждая из которых в последующем способна выполнять свою функцию. На пятые сутки развития эмбрионов после ЭКО наступает стадия бластоцисты. Именно на этой стадии эмбрион имплантируют в матку.
Особенности роста и развития в биологическом плане
Рост и развитие человека имеет ряд закономерностей:
- Зависят от генотипа индивида, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в различной мере влиять на фенотип.
- Протекают стадийно: в каждой из стадий в организме происходят количественные и качественные необратимые изменения.
- Каждый период онтогенеза проявляется характерными морфофизиологическими особенностями.
Рост и развитие организма — эти понятия в биологии наиболее специфичны для многоклеточных животных. Информация о способностях, до которых возможно развитие, заложена в геноме живого организма. В каждой клетке содержится одинаковый генетический набор. Рост путем многократного деления клетки — это увеличение размеров, необходимое для развития, появления новых функций.
Филогенез в биологии направлен на решение нескольких проблем, которые имеют отношение к основополагающим свойствам всего живого:
- Реализация наследственного материала. Организмы рождаются неполовозрелыми, во время роста и развития приобретают функцию размножения, после чего дают потомство, а затем цикл воспроизведения повторяется.
- Заселение новых территорий. Заложенная природой схема подразумевает склонность любого вида к экспансии. Это порождает конкуренцию — основной двигатель видового развития. Организм человека также постоянно конкурирует за обладание средой обитания: в современную эпоху в основном приходится бороться с естественными недостатками тела, вирусами и бактериями, заболеваниями.
Постэмбриональный период
Процесс индивидуального развития организма после рождения или выхода из яйца продолжается до его гибели. Он сопровождается количественными изменениями — ростом. У растений и грибов он непрерывный, поскольку они увеличиваются в размерах в течение всей жизни. Животные растут только определенный период своей жизни. Такой рост называется ограниченным.
Количественные изменения сопровождаются качественными — развитием. В результате организм приобретает новые способности. В разные периоды жизни интенсивность роста и развития неодинакова, что определяет физиологические, анатомические и психические особенности. Их еще называют возрастными.
Независимо от вида организма, постэмбриональный период проходит три периода. Первый — ювениальный возраст, когда половое созревание еще не достигнуто. У человека он завершается в 11-12 лет. Второй период характеризуется достижением половой зрелости. Это пубертатный возраст. За ним следует период старения, завершающийся прекращением жизни.
Общество и культура
Профессиональное обучение
Анатомическое исследование Леонардо да Винчи
Специалисты в области здравоохранения узнают о человеческом теле из иллюстраций, моделей и демонстраций. Студенты-медики и стоматологи дополнительно получают практический опыт, например, путем вскрытия трупов. Анатомия, физиология и биохимия человека — это базовые медицинские науки, которые обычно преподаются студентам-медикам на первом году обучения в медицинской школе.
Описание
Рисунок рисунка Ловиса Коринфа (до 1925 г.)
Анатомия служила изобразительному искусству с древнегреческих времен, когда скульптор V века до нашей эры Поликлет написал свой Канон об . В эпоху итальянского Возрождения художники, начиная с Пьеро делла Франческа (ок. 1415–1492) и позже, включая Леонардо да Винчи (1452–1519) и его соратника Лука Пачоли (ок. 1447–1517), изучали правила искусства и писали о них. включая визуальную перспективу и пропорции человеческого тела.
История анатомии
Два разворота текста с гравюрами обнаженных мужских и женских фигур, в Воплощении по Везалиям , 1543
В Древней Греции , то Гиппократа Corpus описал анатомию скелета и мышц. Врач II века Гален из Пергама собрал классические анатомические знания в текст, который использовался на протяжении всего средневековья. В эпоху Возрождения , Везалий (1514-1564) впервые современное изучение анатомии человека путем рассечения, писать влиятельную книгу О строении человеческого тела . Анатомия продвинулась дальше с изобретением микроскопа и изучением клеточной структуры тканей и органов. Современная анатомия использует такие методы, как магнитно-резонансная томография , компьютерная томография , рентгеноскопия и ультразвуковая визуализация, для изучения тела с беспрецедентными подробностями.
История физиологии
Изучение физиологии человека началось с Гиппократа в Древней Греции, около 420 г. до н.э., и с Аристотеля (384–322 г. до н.э.), который применил критическое мышление и сделал упор на взаимосвязь между структурой и функцией. Гален (около 126–199) был первым, кто использовал эксперименты для исследования функций организма. Термин физиология ввел французский врач Жан Фернель (1497–1558). В 17 веке Уильям Харви (1578–1657) описал систему кровообращения , впервые объединив пристальное наблюдение с тщательным экспериментом. В 19 — м веке, физиологические знания стали накапливаться быстрыми темпами с клеточной теории от Matthias Schleiden и Шванн в 1838 году, что организмы состоят из клеток. Клод Бернар (1813–1878) создал концепцию среды interieur (внутренней среды), которая, как позже сказал Уолтер Кэннон (1871–1945), регулируется до устойчивого состояния гомеостаза . В 20 веке физиологи Кнут Шмидт-Нильсен и Джордж Бартоломью расширили свои исследования на сравнительную физиологию и экофизиологию . Совсем недавно эволюционная физиология стала отдельной дисциплиной.
Регенерация
Регенерация
Важным свойством организмов является способность к регенерации. Регенерация (от лат. regeneratio – возрождение, восстановление) – это процесс восстановления организмами поврежденных, утраченных участков тела. Возможно воспроизведение из определенной части организма в целом. Чем выше уровень организации, тем меньше способность к регенерации. У беспозвоночных животных от маленькой частицы тела может восстановиться целый организм (кишечнополостные, плоские черви, кольчатые и др.). Среди позвоночных регенерация частей тела может наблюдаться только у пресмыкающих. Благодаря регенерации происходят постоянная замена тканей, клеток, вегетативное размножение.
Общие представления о гетерохронии
Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно (от греч. гетерос – другой, хронос – время).
Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее. Существует ряд тканей и органов, кривые роста которых существенно различаются. К ним относятся: мозг, череп, органы размножения, лимфатическая ткань и подкожная жировая клетчатка. Эти различия представлены на рис. 1, где мы можем видеть размеры, достигаемые различными тканями к каждому возрасту, выраженные в процентах от общего прироста всей ткани за период от рождения до зрелости. Как видно из графика, изменение длины тела и большей части других его размеров характеризуется одной «общей» кривой (III). Рост органов размножения, как внутренних, так и наружных, в принципе идет по кривой, сходной с общей кривой, но имеет и явные отличия. Так, в предпубертатном периоде рост этих органов замедлен, а в период полового созревания, наоборот, ускорен (кривая IV). Мозг развивается раньше других частей тела и имеет характерные особенности в постнатальном периоде. У новорожденных мозг уже достигает 25% своего дефинитивного веса, у 5-летнего ребенка – 90%, у 10-летнего – 95%.
Лимфатическая ткань миндалин, червеобразного отростка, кишечника и селезенки (кривая I) характеризуется совершенно иначе. Данная ткань достигает максимального развития еще до наступления подросткового периода. Затем она подвергается некоторому обратному развитию до уровня, характерного для взрослых. Гетерохрония развития касается не только различия в темпах роста разных органов и тканей, но и созревания функциональных систем.
Рис.3. Кривые роста различных тканей и органов тела, иллюстрирующие основные четыре типа роста.
Что представляет собой рост?
Под ростом биологи подразумевают процесс увеличения массы организма в процессе его развития. Уже в определении находится первая взаимосвязь между развитием организма и ростом организма.
Рост является важнейшим и необходимым процессом. Без него организм так бы и оставался не оплодотворенным яйцом. На рассматриваемый процесс влияет множество самых различных факторов. В частности, здесь стоит выделить:
- увеличение количества и размера клеток;
- рост продуктов жизнедеятельности — неклеточного вещества.
В объеме веществ происходит особенный сдвиг. Появляются условия, благоприятствующие поступлению воды, синтезу, отложению межклеточного вещества. Все эти факторы также указывают на процесс роста.
Какие существуют особенности роста и развития организма человека? Биологи выделяют две формы роста: неограниченную и ограниченную. В первом случае рост не прекращается вплоть до биологической смерти. Ограниченный же процесс роста конечен – однако, у каждого организма по-разному.
Периоды развития
Существует много классификаций, по которым ученые определяют периоды развития человека. Эмбриогенезом и фетогенезом именуют этапы от момента зачатия до формирования зиготы. Весь этот этап занимает 9 месяцев. Далее следует новорожденный период, длящейся 10 дней. Грудной возраст занимает период от первого месяца до одного года.
Грудной возраст сменяется ранним детством. Первый его период длится от 1 до 7 лет, а второй — от 8 до 12 лет. Подростковый период заканчивается в 15 лет у девочек и в 17 у мальчиков. После следует юность, длящаяся до 20 лет у представителей обоих полов.
Первый зрелый возраст длится с 22 до 35 лет. Второй период зрелости заканчивается в 60 лет. Далее следует пожилой возраст, заканчивающийся в 74 года. Старость прекращается в 90 лет, после чего можно говорить о таком явлении, как долгожительство.
Проверим знания
Ключевые вопросы
1. Укажите продолжительность эмбрионального этапа развития человека: 20 недель; 28 недель; 40 недель; 45 недель. 2. Почему беременной женщине противопоказано курить? 3. Как называются клетки, образующиеся в результате дробления? В чем отличие дробления от обычного деления? 4. Назовите основные периоды развития зародыша человека. В каком периоде эмбрионального развития человека происходит дифференциация клеток? 5. Что такое критические периоды развития зародыша человека?
Сложные вопросы
1. Как условия и образ жизни матери влияют на формирование и развитие плода? 2. Какие факторы современной жизни могут повлиять на здоровье будущих детей? Объясните почему. 3. Как вы можете объяснить выражение «осознанное материнство и отцовство»? Что такое планирование беременности? Как оно способствует рождению здорового ребенка? 4. Как вы относитесь к возможности клонирования человека? 5. Используя материал учебного пособия, установите соответствие между понятием, его категорией и содержанием. Понятия: А — размножение; Б — яйцеклетки; В — сперматозоиды; Г — оплодотворение; Д — семенники; Е — матка; Ж — яичники. Категории: 1 — клетка; 2 — процесс; 3 — орган; 4 — железа. : а) слияние половых клеток; б) образуются в яичниках; в) воспроизведение себе подобных; г) предназначен для вынашивания плода; д) производят яйцеклетки; е) образуются в семенниках; ж) производит сперматозоиды.
Индивидуальное домашнее задание. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию на тему «Пороки развития плода как следствие нездорового образа жизни будущей матери».
Одноклеточные организмы
Как соотносятся рост организма и развитие организма у одноклеточных существ? В данном случае существует одна интересная особенность. Одноклеточный организм способен прожить ровно столько, сколько может прожить одна клетка. Однако бактерии и протисты — существа чересчур изменчивые, а потому подвержены процессам мутации. Одноклеточные организмы обмениваются друг с другом генетическим материалом. Из-за этого процесс развития клетки становится необязательным.
Как долго живет один конкретный одноклеточный организм? Здесь все зависит от полученной наследственной информации. Существу требуется синтез белка. Новый белок есть гарантия новой функции. При этом функция может вести как к повышению жизнеспособности, так и к вреду организму. В последнем случае организм становится менее способным к жизни и погибает.
Стадии развития зародыша
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом.
Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов:
- Дробление;
- гаструляция;
- органогенез — образование тканей и органов зародыша.
Второй этап — формирование тканей и органов зародыша — связан с дальнейшей дифференцировкой клеток. В первую очередь, из эндодермы образуется третий зародышевый листок — мезодерма, который начинает врастать между экто и энтодермой, отделяя их друг от друга.
Затем у зародышей позвоночных животных начинается формирование нервной трубки и хорды. Нервная трубка образуется на будущей спинной стороне зародыша путем впячивания эктодермы в виде желобка. Края желобка о дальнейшем срастаются, и он превращается в трубку, которая погружается под эктодерму. Нервная трубка является зачатком спинного мозга.
В это же время под нервной трубкой из энтодермы образуется тяж клеток, который впоследствии формирует хорду.
Дальнейшая дифференцировка приводит к формированию из энтодермы эпителия кишок, пищеварительных желез, а также легких.
Из мезодермы образуются кровеносная, выделительная система, скелет, мышцы. Из эктодермы кроме нервной трубки образуются органы чувств, покровный эпителий и придатки кожи.
Взаимодействие и взаимовлияние частей развивающегося зародыша
В процессе эмбрионального развития одни ткани или органы зародыша могут оказывать влияние на развитие других, находящихся рядом. Это влияние осуществляется путем сложных биохимических воздействий одних частей зародыша на другие. Такое влияние, определяющее направление развития, называется индукцией.
Если пересадить зачаток глаза, взятого у одного зародыша, под эктодерму другого зародыша, из последней развивается хрусталик дополнительного глаза. В этом случае пересаженный участок индуцировал дифференцировку клеток эктодермы в зачаток хрусталика. Индукцию можно наблюдать при пересадке спинного края бластопора одного зародыша на стадии гаструлы другому на той же стадии.
Этот участок бластопора является индуктором образования осевых органов зародыша — хорды и нервной трубки. В результате у зародыша образуются два комплекса осевых органов — один под влиянием собственного края бластопора, другой — под влиянием пересаженного. В некоторых случаях при этом удается получить два сращенных вместе зародыша.
Эмбриональный период заканчивается выходом зародыша из яйцевых оболочек. Далее начинается постэмбриональное развитие, которое характеризуется переходом организма к самостоятельному питанию и активному движению.
Что такое развитие?
Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной. На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:
- Механический – пространство;
- Физический – поля и атомы;
- Химический – молекулы;
- Биологический – живые организмы;
- Социально-общественный – человеческое общество.
Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.
Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.
Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.
Как считают срок беременности
Развитие эмбриона по неделям, от даты последней менструации до родов, считают в акушерских неделях. От реального срока беременности, с момента оплодотворения, акушерский срок отличается на 2-3 недели, так как с момента последней менструации до момента оплодотворения в среднем проходит 14 дней. Поэтому, нормальная беременность в 40 акушерских недель равна 38 неделям с момента оплодотворения.
Рождение ребёнка — настоящее чудо. Но к чудесам нужно относиться очень бережно. Обязательно регулярно посещайте врача, сдавайте необходимые анализы. Берегите себя от простудных заболеваний, одевайтесь по сезону. Не занимайтесь активными видами спорта. Чаще улыбайтесь. Ведь вы скоро будете мамой.
Постэмбриональное развитие животных
Постэмбриональное развитие начинается с рождения организма (для плацентарных и других живородящих организмов) или выхода из яйцевых оболочек.
Различают два типа постэмбрионального развития — прямой и непрямой (развитие с метаморфозом, или превращением).
При прямом развитии из тела матери (или яйцевых оболочек) выходит организм небольших размеров, в котором заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. Так развиваются птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие. Постэмбриональное развитие этих организмов по существу представляет собой рост, половое созревание, старение и смерть.
Развитие с метаморфозом сопровождается наличием нескольких стадий развития, при этом рожденный организм отличается от взрослого, иногда очень сильно. При развитии с метаморфозом различают две разновидности: развитие с полным метаморфозом и развитие с неполным метаморфозом. Развитие с метаморфозом характерно для амфибий (земноводных), членистоногих (особенно для насекомых) и других животных.
Развитие с полным метаморфозом характеризуется тем, что появившийся в результате эмбрионального развития организм сильно отличается от взрослой формы (так называемая личинка). Эта личинка проходит ряд стадий, в результате чего появляется взрослая особь.
Рассмотрим некоторые примеры развития организмов с полным метаморфозом. Ярким примером такого развития является развитие земноводных. Из яйца (оплодотворенной икринки) появляется личинка — головастик. По многим чертам строения головастик напоминает рыб: у него имеются жаберные щели, жабры, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения и рыбообразная форма тела. В процессе развития происходит метаморфоз (превращение), состоящий в том, что хвост головастика рассасывается, появляются передние и задние конечности, исчезает боковая линия, жабры, жаберные щели, появляются легкие и второй круг кровообращения. В результате данного метаморфоза формируется маленькая лягушка, которая отличается от взрослой только размерами и неспособностью к размножению. При дальнейшем развитии этот организм растет, достигает половой зрелости, становится взрослой особью, развитие которой завершается смертью.
Другим примером развития с полным метаморфозом является развитие насекомых, например бабочки-белянки. Из яйца появляется личинка в форме гусеницы. Это организм червеобразной формы, который усиленно питается, растет, претерпевает несколько линек. По достижении определенного размера гусеница превращается в куколку, которая находится в коконе. Куколка не питается, а все превращение осуществляется за счет тех питательных веществ, которые накопила гусеница. После завершения всех превращений куколка становится половозрелой особью, которая приступает к размножению, откладывает яйца, и цикл развития повторяется.
Для некоторых организмов характерно постэмбриональное развитие с неполным превращением. В этом случае из яйца появляется организм, внешне похожий на взрослый, но у него не развиты некоторые жизненно важные органы. Примером таких организмов является саранча. Из яиц саранчи появляются маленькие насекомые, которые отличаются от взрослых особей неспособностью к полету из-за того, что у них не развиты крылья. Эти насекомые называются «пешая саранча». «Пешая саранча» усиленно питается, претерпевает несколько линек, у нее развиваются крылья, и она превращается во взрослую особь. Как следует из описания, у таких организмов отсутствует стадия куколки.
Следует отметить, что у животных рост организма (одна из составных частей развития) ограничен определенным отрезком времени — животные растут только до достижения половой зрелости.
Физиология
Физиология человека — это изучение того, как функционирует человеческое тело. Сюда входят механические, физические, биоэлектрические и биохимические функции здоровых людей, от органов до клеток, из которых они состоят. Человеческое тело состоит из множества взаимодействующих систем органов. Они взаимодействуют для поддержания гомеостаза , поддерживая организм в стабильном состоянии с безопасным уровнем таких веществ, как сахар и кислород в крови.
Каждая система способствует гомеостазу самой себя, других систем и всего тела. Некоторые комбинированные системы имеют общие названия. Например, нервная система и эндокринная система действуют вместе как нейроэндокринная система . Нервная система получает информацию от тела и передает ее в мозг через нервные импульсы и нейротрансмиттеры . В то же время эндокринная система выделяет гормоны, которые помогают регулировать кровяное давление и объем. Вместе эти системы регулируют внутреннюю среду тела, поддерживая кровоток, осанку, энергоснабжение, температуру и кислотный баланс ( pH ).
Профессор Левит К., Прага, Чехия
Рисунки К. Левита
Процесс формирования мышечно-скелетной системы имеет несколько этапов развития.
Построение каждого простого моторного паттерна проходит несколько этапов: создание стабилизационной системы соответствующего региона позвоночника, далее создание двигательного паттерна, опирающегося данную стабилизационную систему.
При формировании слабости в стабилизационной системе возникают компенсаторная перегрузка в фазических мышцах виде их укорочения формирования триггерных зон, ФБ в местах их прикрепления.
Стабилизационная система представлена тоническими мышцами: мелкими многораздельными мышцами, мышцами грудобрюшной мускулатуры, мышцами тазового дна, фиксаторами лопаток, ромбовидными мышцами. В его формировании превалирует онтогенетически старая тоническая система, онтогенетически новая фазическая система склонна к утомлению и формированию триггерных зон в мышцах обеих систем
Включение системы глубокой стабилизации.
Подключение ротаторов туловища (торако-люмбальный переход, m. erector spinae, the psoas, the quadratus).
Развития системы стабилизации происходит в несколько этапов:
1-ая стадия развития функциональных взаимосвязей
- запрограммирована генетически;
- охватывает первые 3 месяца жизни;
- стабилизационная система представлена фиксацией позвоночника. Двигательная система — ротацией головы вправо и влево, конечности в абдукции и наружной ротации.
При задержке развития ребенка на этом этапе стабилизации пациент имеет плоскую спину и наружную ротацию ног и рук.
2-ая стадия (3 месяца):
(достижение равновесия)
Координация (коконтрация) мышечного сокращения между
- флексорами-экстензорами
- абдукторами-аддукторами
- наружными и внутренними ротаторами
Стабилизационная система представлена разгибанием туловища на уровне 6-го грудного позвонка. Динамическая система — движениям рук в различных направлениях.
При задержке развития возникает гиперлордоз грудного отдела, и динамическая перегрузка мышц плечевого сустава.
3-ая стадия переворот туловища.
Определяется ведущей ролью поперечных мышц живота. При формировании функциональной слабости в этих мышцах (отвечающие за фазу выдоха), возникает спазм грудобршной диафрагмы, активизирующей в фазу вдоха.
- Поперечная мышца живота
- диафрагма
- Тазовое дно
- Глубокий слой m. erector spinae:односуставные m. multifidus (активные ротаторы туловища)
Без восстановления оптимальности моторного и постурального стереотипа периферическая дисфункция будет рецидивировать.