Органы прокуратуры российской федерации: система и структура

Общие сведения

Место прокуратуры в системе органов госуправления имеет сегодня ключевое значение. Фундаментальные направления власти – судебная, исполнительная, законодательная – не исключают возможности для существования и других самостоятельных институтов. Наличие их определяется действительными потребностями, которые свойственны жизни в стране, необходимостью обеспечить демократический контроль над функционированием основных ветвей. Прокуратура в системе государственных органов исполняет задачи по устранению любых злоупотреблений законами, с чьей бы стороны они ни исходили. Вместе с этим данный институт способствует тесному взаимодействию всех ветвей власти, их согласованному и единому функционированию. Все направления заинтересованы в укреплении и сохранении законности. Обеспечить ее как раз и призвана система и структура органов прокуратуры.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1.  Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2.  Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3.  Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4.  Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5.  Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6.  Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Полномочия

В Российской Федерации Генпрокурор осуществляет:

  • Руководство деятельностью подразделений и контроль над их работой.
  • Издание инструкций, положений, распоряжений, указаний и приказов, обязательных к исполнению всеми сотрудниками учреждений и органов прокуратуры. Данные акты направлены на регулирование вопросов планирования деятельности и установление порядка реализации мер социального и материального обеспечения работников.
  • Определение структуры и штатов Генпрокуратуры и подчиненных органов в пределах фонда по оплате труда и выделенной численности.
  • Назначение и освобождение от должностей начальников управлений, главных, в том числе, советников, заместителей, помощников по особым поручениям, старших служащих (криминалистов и следователей).

Внутриорганизационные принципы организации и деятельности прокуратуры

Существуют также внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры, которые представляют собой основу для осуществления на них распределения обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры.

Группа внутриорганизационных принципов представлена:

  1. Зональным.
  2. Предметным.
  3. Предметно-зональным.

Зональный принцип

Подобный принцип представлен такой организацией, с помощью которой полный объем работы, возложенный на подразделения структурного характера, распределяется между определенными работниками по территориальным зонам.

Пример 1

К примеру, в прокуратурах субъектов Российской Федерации состав зоны в зависимости от объема работы включает в себя прокуратуры одного либо нескольких районов и городов. Прокурор определенного отдела, к которому была прикреплена соответствующая зона, в пределах компетенции областного прокурора и применительно к предопределенной сфере надзора осуществляет контроль исполнения законов, приказов, а также указаний Генерального прокурора Российской Федерации.

Помимо этого таким прокурором осуществляется изучение в данных целях состояния законности в регионе и организация функционирования органов прокуратуры.

Предметный принцип

В органах прокуратуры также можно столкнуться с применением предметного принципа. Сам термин «предметный принцип» берет свое начало от понятия предмета прокурорского надзора и представляет собой такую организацию работы, при которой критерием распределения обязанностей между прокурорами служат области правовой регулировки, то есть, иными словами, установленные заранее группы законов и прочих актов нормативного типа, осуществление исполнения надзора за которыми принадлежит прокуратуре.

Вывод 2

Таким образом, цель предметного принципа организации работы заключается в сосредоточении усилий всех структурных подразделений на решении значительных, приоритетных задач, которые стоят перед органами прокуратуры в целом.

Благодаря применению подобного принципа появляется возможность накапливания, характеристики общего характера и исполнения информации касаемо вопросов поставленной проблемы упрочения законности и осуществлению определенных законов.

Предметно-зональный принцип

Предметно-зональный принцип представляет собой закрепление за зональными прокурорами еще определенных «предметов ведения». Благодаря такому подходу осуществляется способствование специализировать прокуроров по определенным зонам при осуществлении надзора за реализацией законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правоотношений.

Замечание 5

Постановление вопроса, с помощью которого происходит распределение обязанностей в подразделениях органов прокуратуры по определенным структурам в соответствии с зональными и предметными принципами должно оформляться в письменном виде как распоряжение начальника подразделения. Вопросы, которые будут оглашаться, также должны быть отражены в тезисах о структурных подразделениях органов прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Основой для формирования и функционирования системообразующих элементов организации и деятельности органов прокуратуры выступают принципы.

Замечание 1

Подобные принципы представлены основополагающим началом, благодаря которому появилась возможность определять сущностные черты признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и центральные предъявляемые к ней требования.

На сегодняшний день выделяют общеправовые и специфические принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Общеправовые принципы представлены:

  • принципом законности;
  • принципом справедливости;
  • принципом гуманности;
  • принципом презумпции невиновности.

Специфические принципы организации и деятельности прокуратуры поделены на две группы:

  • общие принципы;
  • внутриорганизационные принципы.

Коллегии

Они формируются в прокуратурах субъектов, приравненных к ним специализированных подразделениях. В их составе присутствуют председатель, заместители и прочие работники. На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные дела и вопросы, связанные с деятельностью прокурорских органов, выполнением указаний и приказов высшего должностного лица, касающиеся осуществления надзора и исполнения законов. Кроме того, заслушиваются отчеты начальников управлений и прочих подразделений, обсуждаются вопросы по подбору, воспитанию и расстановке кадров, проекты различных приказов.

Специфика подразделений Москвы

В этом городе система органов прокуратуры состоит из подразделений, относящихся к административным округам и муниципальным районам. Таким образом, здесь действуют межрайонные отделения. Они обеспечивают надзор на территориях некоторых муниципальных районов. Также функционируют подразделения административных округов. Они имеют статус городских прокуратур с районным делением. Подразделения административных округов обеспечивают руководство межрайонными отделениями. Они осуществляют непосредственный надзор за соблюдением законности на подведомственных территориях.

Правовой статус

В соответствии с содержанием Конституции, система органов прокуратуры Российской Федерации не может относиться к судебной либо исполнительной власти. Правосудие осуществляется только судом. Исполнительные органы формируют соответствующую систему. Она призвана осуществлять реализацию закона. Система органов и учреждений прокуратуры представляют собой федеральный институт. До принятия Основного закона 1993 года он был в определенной степени контрольным подразделением законодательной ветви.

Этому соответствовал существовавший порядок назначения Генпрокурора, его подотчетность исключительно высшим институтам власти. Таким образом, сотрудничество осуществлялось преимущественно с законотворчеством. Сегодня, являясь главой страны, президент ответственен за состояние правопорядка. Система органов прокуратуры должна являться опорой для его власти, способствовать преодолению правовой нестабильности в обществе, усилению авторитета законов и нормативных актов, принимаемых в соответствии с ними.

Прокуратура в системе органов государственной власти

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.

Природоохранные прокуратуры

Природоохранные специализированные прокуратуры приравниваются по своему положению к районным (городским) прокуратурам и подвластны прокурорам государственных субъектов страны. 

Замечание 2

Важной задачей является обеспечение охраны природной зоны Волжского бассейна, поэтому была создана Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая по своему положению приравнивается к прокуратурам субъектов Российской Федерации. Природоохранные районные прокуратуры на территории субъекта РФ должны:

Природоохранные районные прокуратуры на территории субъекта РФ должны:

  • контролировать соблюдение законодательных норм по охране окружающей среды и использования природных богатств, контролировать отсутствие нарушений экологических прав граждан в процессе деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, природоохранных территориальных органов федерального уровня, структурами местной власти, руководством различных учреждений;
  • контролировать соответствие новых законопроектов действующим законам;
  • соблюдать законодательные нормы в процессе принятия заявлений о правонарушениях, направленных против природы или экологии, которые привели к нанесению вреда здоровью и собственности людей;
  • соблюдать законы о защите окружающей среды и экологических прав граждан (за исключением правонарушений, произошедших на объектах Министерства обороны РФ и военных промышленных комплексов); 
  • контролировать соблюдение законодательных норм в процессе принятия заявлений о служебных и должностных правонарушениях сотрудников природоохранных органов;
  • контролировать выполнение следственно-розыскных мероприятий сотрудниками внутренних дел и следственного комитета по правонарушениям, сзязанным с охраной природы и экологической обстановки, соответственно закону.

Замечание 3

Служащие природоохранных прокуратур регулируют действия органов правопорядка, ведущих борьбу с правонарушениями против природы и экологии, анализируют соответствие этих действий законодательным норма, составляют статистику. Прокуроры природоохранных прокуратур, в случае необходимости, участвуют в судебных процессах. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Специализированные подразделения

К их числу относят Управление по надзору на транспорте и в сфере таможни. Система органов прокуратуры включает в себя транспортные отделения, приравненные по статусу к подразделениям субъектов страны. Данная ветвь создавалась преимущественно для железнодорожной сети и прочих транспортных магистралей. В подчинении Московской транспортной прокуратуры находятся авиационное и речное подразделения. Они имеют статус районных формирований.

К специализированной ветви относятся также прокуратуры воинских частей

Они осуществляют надзорную деятельность в закрытых административно-территориальных формированиях, на объектах, имеющих особую важность, а также образованиях некоторых ведомств и министерств. Во всех субъектах действуют природоохранные прокуратуры

Они наделены статусом районных и подчиняются соответствующим подразделениям автономных округов, областей, краев, республик. Природоохранные отделения выполняют надзор за соблюдением законодательных актов, регулирующих сферу экологической защиты, предприятиями, должностными лицами, организациями, гражданами, общественными объединениями.

Система органов прокуратуры РФ

Данный институт имеет достаточно много подразделений. Согласно ФЗ, в систему органов прокуратуры входят звенья краев, областей, республик, городов Санкт-Петербурга и Москвы, автономных округов и областей, районов и городов. В основе построения института лежит административное устройство, установленное Конституцией. К нему относится также система органов военной прокуратуры, транспортные, природоохранительные и некоторые другие подразделения. Территориальная ветвь соответствует устройству страны. В некоторых случаях наименование подразделений отличается определенным своеобразием. Оно вытекает из особенностей территориального разделения ряда субъектов страны. В частности, в Республике Бурятия действуют прокуратуры улусов, в Тыве – кожуунов, а не районов.

Районные и городские ведомства

Руководящий состав данных подразделений назначается и освобождается от должностей Генпрокурором. Срок полномочий начальников – пять лет. Они подотчетны вышестоящим сотрудникам

В районных и городских управлениях устанавливаются должности заместителей, помощников, прокуроров-криминалистов, старших следователей, служащих по делам особой важности. Эти должностные лица принимаются на работу и увольняются по распоряжениям руководства республиканских, краевых, областных управлений, а также подразделений Москвы и СПб, автономных округов и областей

Прокурорами осуществляется управление деятельностью районных подразделений и приравненных к ним, внесение предложений вышестоящим должностным лицам об изменениях в штатной численности и кадровом составе своих аппаратов и подчиненных им управлений.

В заключение

Как и прочие отраслевые законодательства, нормативная база, на основании которой осуществляет свою деятельность система органов прокуратуры РФ, нуждается в серьезной доработке, совершенствовании. Дальнейшее развитие должно осуществляться по пути укрепления статуса всего института как централизованной надзорной правозащитной ветви. Должностные лица в целях повышения эффективности своей деятельности могут быть наделены дополнительными полномочиями (правами).

Этот шаг позволит более точно исполнять свои функции, решать поставленные задачи. Вместе с этим должна повышаться обязательность исполнения законных прокурорских предписаний, которые направлены на устранение, а также предупреждение преступлений, восстановление ущемленных интересов и свобод граждан и юрлиц. Непременным условием успешной деятельности института является более обстоятельная детализация надзорных и прочих действий сотрудников, а также усиление защиты, физической в том числе, работников от посягательств и нежелательных воздействий со стороны криминальных элементов и прочих заинтересованных лиц. Только в этом случае система и структура органов прокуратуры сможет максимально четко обеспечить реализацию задач правительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector