Что такое кольчуга вес
Содержание:
- Добавим немного средневековой Японии
- Кольчуга в Древней Руси
- Япония
- Доспехи рыцаря Средневековья: описание
- Эффективность кольчужной защиты
- В кино
- Неизменные спутники рыцарей
- Ранний современный период
- Слабые места рыцарей
- Бехтерец и бригантина
- Современное использование
- Рыцарский костюм как показатель статуса
- Кольчуга в Древней Руси
- Кольчуга плохо защищала рыцаря, и поэтому от неё быстро отказались в пользу латного доспеха
Добавим немного средневековой Японии
Япония всегда была немного «вещью в себе», но до знакомства в 16 веке с «южными варварами», португальцами, жители Страны восходящего солнца находились почти в полной культурной изоляции от остального мира.
Это позволило им создать свою, совершенно уникальную культуру, в том числе и в военной среде. Аналогом средневекового рыцаря в Японии был самурай. Японские «рыцари» носили сложные доспехи, изготовленные по типу бригантины. Металлические пластины достаточно сложно комбинировались, покрывались лаком, шнуровкой, кожей и тканью. Металлические шлемы искусно украшались и, как правило, комплектовались «анатомическими» масками.
Гражданская одежда рыцаря Японии состояла из трех основных частей — кимоно, хакама (широкие штаны разной длины) и накидки хаори.
Кольчуга в Древней Руси
Приблизительно до XVI века кольчугу на Руси называли «броней» от готского brunja. Современное название стало использоваться лишь в период Московского царства. Делали этот древний «бронежилет» из тонкой железной проволоки, которую сотни часов скручивали в миниатюрные кольца, а те соединяли друг с другом.
Работа эта была монотонной, поэтому кольчуга стоила дорого и была доступна лишь достаточно состоятельным людям. Простые пехотинцы могли добыть себе кольчугу только в бою, сняв с мертвого противника. Тем не менее на Руси этот вид защиты был очень популярен.
В 70-х годах прошлого века на территории Киевской и Московской областей было найдено порядка сотни кольчуг IX—XIII вв. И это несмотря на то, что кольчужная сталь была сильно подвержена окислению. Археологи порой находят изъеденные ржавчиной остатки колец от кольчуги, которые буквально рассыпаются в руках.
Япония
Японский латный доспех XVI — XVII веков с кирасой в западном стиле ( нанбан до госоку )
В период Кофуна в Японии, в 4-5 веках, были изготовлены очень продвинутые панцири из железных пластин, называемые танко и шлемы. Пластинчатые доспехи использовались в Японии в период Нара (646-793 гг.); в курганах были найдены как пластинчатые, так и пластинчатые доспехи , а также были найдены ханива (древние глиняные фигурки), изображающие воинов в полных доспехах.
В Японии военные действия периода Сэнгоку (15 и 16 века) требовали производства большого количества доспехов для постоянно растущих армий пехотинцев ( асигару ). Простые нагрудные доспехи ( до ) и каски ( кабуто ), пригодные для боеприпасов, производились серийно.
В 1543 году португальцы привезли в Японию фитильное огнестрельное оружие ( танегасима ) . Когда японские мастера-мечники начали массовое производство фитильного огнестрельного оружия, и огнестрельное оружие стало использоваться на войне, использование ламеллярных доспехов ( ō-ёрой и до-мару ), ранее использовавшихся в качестве самурайских доспехов, постепенно уменьшалось. Японские производители доспехов начали изготавливать новые типы доспехов из более крупных железных листов и пластинчатой кожи. Этот новый комплект доспехов называется тосэй гусоку (гусоку), что означает современные доспехи. Тип гусоку , который охватывает переднюю и заднюю часть тела с одной железной пластиной с поднятым центром и V-образной нижней части, как броней, был специально называется Nanban доу гусоку (западный стиль гусоку ) и был использован какой — то самурай . Японские производители брони разработали пуленепробиваемые пластинчатые доспехи, называемые тамэси гусоку или (испытанные пулями), которые позволяли солдатам продолжать носить доспехи, несмотря на интенсивное использование огнестрельного оружия в конце 1500-х годов.
В 1600-х годах войны в Японии подошли к концу, но самураи продолжали использовать пластинчатые доспехи до конца эры самураев в 1860-х годах, с известным последним использованием самурайских доспехов в 1877 году во время восстания Сацума .
Доспехи рыцаря Средневековья: описание
Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:
- Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
- Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
- Шоссы — кольчужные чулки.
- Рондаш — щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.
Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.
Эффективность кольчужной защиты
Для того, чтобы кольчуга могла выдерживать сильные удары, кольца в ней крепили методом «4 в 1», «6 в 1» и т. д. Это значит, что одно колечко соединяли с четырьмя или шестью соседними. В итоге получалась довольно плотная и тяжелая броня. На Руси пользовались в основном кольчужной «рубахой», защищавшей корпус и плечи воина. В средневековой Европе были популярны хауберки, включавшие в себя кольчужные штаны, длинную рубашку до колен и капюшон.
Несмотря на популярность такого обмундирования, оно совсем не защищало от смерти в бою. Хорошая кольчуга выдерживала режущие (скользящие) удары. Она позволяла избежать тяжелых ранений, которые изматывали воина и снижали его боеспособность. Однако если противник наносил мощный колющий удар, боец был обречен. Особенно опасными считались удары копий. Когда бросок наносился с солидным замахом, копье пробивало кольчугу.
Слабо защищала кольчужная броня и от стрел, поскольку кольца в момент такого удара просто расклепывались. Иногда для усиления кольчуги к ней крепили стальные бляхи. У князей это могли быть всевозможные гербы, украшения. Вся эта атрибутика со временем стала прототипом доспехов нового поколения — стальных лат.
Латы ковали из цельных металлических пластин и подгоняли под формы тела. Такие цельнолитые доспехи были гораздо более эффективными. Они выдерживали колюще-рубящие удары мечей, копий и стрел. Немаловажным моментом было и то, что латы лучше кольчуги защищали бойца от открытых ранений. Последние могли привести к заражению крови, а с этой бедой на Руси бороться не умели.
В кино
В некоторых фильмах вязаная нить, окрашенная распылением металлической краской, используется вместо реальной почты, чтобы сократить расходы (например, Монти Пайтон и Святой Грааль , который был снят с очень небольшим бюджетом). В фильмах, более посвященных точности костюма, часто используются кольца из АБС-пластика из- за более низкой стоимости и веса. Такие кольчужные пальто из АБС-пластика были сделаны для кинотрилогии «Властелин колец » в дополнение ко многим металлическим покрытиям. Металлические покрытия используются редко из-за их веса, за исключением съемок крупным планом, где виден внешний вид колец из АБС-пластика. Крупномасштабный образец почты из АБС-пластика, использованной во « Властелине колец», можно увидеть у входа в музей Королевской оружейной палаты в Лидсе в виде большого занавеса с логотипом музея. Он был приобретен у создателей доспехов фильма, Weta Workshop , когда в музее проходила выставка доспехов WETA из их фильмов. Говорят, что в фильме « Безумный Макс за Громовым куполом» Тина Тернер носила настоящую почту, и она жаловалась, насколько она тяжелая. В «Игре престолов» используется почта, особенно во время сцены «Красная свадьба».
Неизменные спутники рыцарей
Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.
Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.
К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.
Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:
- круппер – для защиты туловища;
- критнет – для шеи;
- шанфрон – для головы;
- пейтраль – для груди;
- фланшард – для боков.
Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.
Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.
Ранний современный период
Савойская боеприпасная броня, ок. 1600
Христиан Младший из Брауншвейга в кирасирских доспехах (1620 г.)
Пластинчатые доспехи широко использовались в большинстве армий до конца 17 века как для пеших, так и для конных войск, таких как кирасиры , драгуны , полулансеры и польские гусары . Пехотные доспехи XVI века к 1600 году превратились в савойские трехчетвертные доспехи.
Полные латные доспехи были дорогими в производстве и поэтому оставались ограниченными для высших слоев общества; Щедро украшенные доспехи оставались модой для знати и генералов 18-го века еще долгое время после того, как они перестали быть военными на поле боя из-за появления недорогих мушкетов .
Портрет Карла III Испанского в доспехах (1761 г.).
Французские кирасирские доспехи (1854 г.).
Развитие мощного огнестрельного оружия сделало устаревшими все, кроме самых лучших и тяжелых доспехов. Возрастающая мощь и доступность огнестрельного оружия и характер крупной, поддерживаемой государством пехоты привели к тому, что все больше частей пластинчатой брони было отброшено в пользу более дешевых и более мобильных войск. Защита ног была первой частью, которую заменили высокие кожаные ботинки. К началу 18 века только фельдмаршалы , командиры и члены королевской семьи оставались на поле боя в полном вооружении, скорее как знак звания, чем из практических соображений. Изображение монархов в доспехах оставалось модным в первой половине 18 века ( период позднего барокко ), но даже эта традиция устарела. Таким образом, портрет из Фридриха Великого в 1739 все еще показывает его в доспехи, в то время как более поздние картины , показывая его в качестве командира в Семилетней войне (1760 — е годы) изображает его без брони.
Бронежилеты использовались кирасирами на протяжении всего XIX века, вплоть до начала Первой мировой войны . Кираса представляет собой завершающий этап традиции латного доспеха, восходящей к позднему средневековью. Между тем, с середины XIX века до наших дней начали разрабатывать импровизированные стальные доспехи от шрапнели и ранние формы баллистических жилетов .
Слабые места рыцарей
Так как рыцарские доспехи состояли из множества отдельных частей, они были полны слабых мест. Речь идет о щелях на стыках между их составными частями, которые приходились на область суставов. Под доспехами у рыцарей была железная кольчуга, но она едва ли могла защитить от ударов тяжелыми мечами. Поэтому, когда враги наносили удары в эти слабые места, воины получали смертельно опасные ранения. В некоторых случаях вражеские мечи могли пробить даже сталь, особенно, если она не была закаленной.
Внешний вид рыцарских доспехов всегда отличался
К тому же, в начале XVI века были изобретены стилеты. Так называются тонкие кинжалы, которые преимущественно использовались для поражения защищенных доспехами рыцарей. Это оружие было опасно тем, что его тонкое и острое лезвие могло легко пройти между чешуйками кольчуги и уж тем более между частями доспехов. Часто удары стилетов приходились в отверстия для глаз и незащищенные участки в подмышках и паху.
Средневековый стилет
Не стоит забывать и про то, что урон могут наносить не только колющие удары. Иногда рыцари получали удары молотами, которые становились причиной тяжелых травм и переломов. А если рыцарь падал на землю, его не могла спасти даже самая прочная броня. Ведь враги легко могли снять с него шлем или быстро найти незащищенные места и нанести смертельные ранения.
На данный момент одна из самых больших коллекций рыцарских доспехов собрана в Эрмитаже
Важно отметить, что много интересных объектов хранятся не в самих музеях, а на складах. О том, какие интересные объекты можно найти в музейных хранилищах, я рассказывал в этом материале
В частности, там идет речь о весьма необычной игрушке из кожи. Ученые до сих пор точно не знают, кому она принадлежала и каким образом с ней можно было играть.
Бехтерец и бригантина
Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.
К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.
Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game). |
Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.
Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.
В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.
Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.
В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.
В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.
Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun). |
Современное использование
Практическое использование
Костюм нептунической акулы
Кольчуга используется как защитная одежда мясников от оборудования для упаковки мяса. Рабочие могут носить под белыми халатами кольчугу весом до 8 фунтов (3,6 кг). Мясники также обычно носят одну кольчужную перчатку, чтобы защитить себя от самоповреждений при разделке мяса, как и многие устрицы.
Аквалангисты иногда используют кольчугу для защиты от укусов акул, как и сотрудники службы контроля за животными для защиты от животных, которых они держат. В 1980 году морской биолог Джеремайя Салливан запатентовал свою конструкцию защитного костюма Neptunic для защиты от акул кольчуги с полным покрытием, который он разработал для близких встреч с акулами . Эксперт по акулам и подводный кинорежиссер Валери Тейлор была одной из первых, кто разработал и протестировал костюмы для акул в 1979 году, ныряя с акулами.
Почта широко используется в промышленных условиях в качестве защиты от шрапнели и брызг при металлообработке.
Электротехнические приложения для почты включают испытания на утечку радиочастотного излучения и ношение в качестве костюма клетки Фарадея энтузиастами катушек Тесла и электриками, работающими с высоковольтным оборудованием.
Жилеты ударопрочные
Обычные баллистические жилеты на текстильной основе предназначены для защиты от пуль с мягким носом, но не обеспечивают достаточной защиты от ножевых атак. Ножостойкая броня предназначена для защиты от ножевых атак; в некоторых из них используются слои металлических пластин, кольчуги и металлических проводов.
Историческая реконструкция
Римский солдат 175 г. н.э. из северной провинции (реконструкция).
Многие группы исторических реконструкций , особенно те, чье внимание уделяется древности или средневековью , обычно используют кольчугу как практическую броню и для костюмов. Почта особенно популярна среди тех групп, которые используют стальное оружие
Современный хауберк, сделанный из проволоки диаметром 1,5 мм с кольцами внутреннего диаметра 10 мм, весит примерно 10 кг (22 фунта) и содержит 15 000–45 000 колец.
Один из недостатков почты — неравномерное распределение веса; нагрузка ложится в основном на плечи. Вес можно лучше распределить, надев ремень поверх кольчуги, который обеспечивает еще одну точку опоры.
Кольчуга, которую сегодня носят для реконструкции и отдыха, может быть изготовлена из самых разных стилей и из самых разных материалов. Большая часть развлекательной почты сегодня состоит из стыковочных звеньев оцинкованной или нержавеющей стали. Это исторически неточно, но гораздо дешевле получить и особенно поддерживать, чем исторически точные репродукции. Кольчуга также может быть сделана из титана, алюминия, бронзы или меди. Клепанная почта предлагает значительно лучшую защиту, а также историческую достоверность, чем почта, созданная с помощью стыковочных ссылок. Клепанная кольчуга может быть более трудоемкой и дорогостоящей в изготовлении. Японская почта ( кусари ) — один из немногих исторически верных примеров почты, созданной с такими баттерфляционными ссылками .
Декоративное использование
Наплечные цепи майора
Современный пример использования кольчуги , браслет с круглым плетением.
Кольчуга оставалась в использовании как декоративный и, возможно, статусный символ с военным подтекстом еще долгое время после того, как ее практическая полезность прошла. Часто использовался для погон военной формы. В таком виде он до сих пор используется некоторыми полками британской армии .
Почта находит применение в скульптуре и ювелирных изделиях, особенно когда она сделана из драгоценных металлов или цветных анодированных металлов. Почтовые украшения включают головные уборы, декоративные настенные ковры, украшения, шахматные наборы, макраме и украшения. Для этих нетрадиционных применений были изобретены сотни узоров (обычно называемых «переплетениями»).
Почта с крупными ссылками иногда используется в качестве материала для одежды фетиша, при этом большие ссылки предназначены для того, чтобы частично раскрыть тело под ними.
Рыцарский костюм как показатель статуса
Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.
В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.
Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.
Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.
4.3 / 5 ( 37 голосов )
Кольчуга в Древней Руси
Приблизительно до XVI века кольчугу на Руси называли «броней» от готского brunja. Современное название стало использоваться лишь в период Московского царства. Делали этот древний «бронежилет» из тонкой железной проволоки, которую сотни часов скручивали в миниатюрные кольца, а те соединяли друг с другом.
Работа эта была монотонной, поэтому кольчуга стоила дорого и была доступна лишь достаточно состоятельным людям. Простые пехотинцы могли добыть себе кольчугу только в бою, сняв с мертвого противника. Тем не менее на Руси этот вид защиты был очень популярен.
В 70-х годах прошлого века на территории Киевской и Московской областей было найдено порядка сотни кольчуг IX—XIII вв. И это несмотря на то, что кольчужная сталь была сильно подвержена окислению. Археологи порой находят изъеденные ржавчиной остатки колец от кольчуги, которые буквально рассыпаются в руках.
Кольчуга плохо защищала рыцаря, и поэтому от неё быстро отказались в пользу латного доспеха
Причина, по которой доспех из железных пластин вытеснил кольчугу, связана далеко не только с эффективностью защиты. Пробить кольчужный доспех мечом было совсем не просто. Правда, к ударам копья она была более уязвимой. Однако технология изготовления кольчуги требовала вначале вручную вытянуть километры проволоки, затем нарубить её на куски, пригодные для изготовления колец, а потом тщательно соединить их в единую «ткань» и прочно заклепать. Так что с тех пор как европейские бронники научились ковать прочные железные пластины, обнаружилось, что бригантину, а затем и кирасу можно изготовить быстрее. Правда, ее изготовление требовало куда более квалифицированных специалистов — зато меньше человекочасов. Ну а по мере роста технологий кирасы удешевлялись и становились доступны всё более широкому кругу воинов. А вот кольчугу гораздо проще было сделать кустарю, так что они долго продержались на европейской периферии.