Зарядное устройство liitokala
Содержание:
- Характеристики Liitokala Lii-500S
- Тестирование Liitokala Lii-500S
- Топовое зарядное устройство Liitokala Lii-500S
- Liitokala Lii-500S: заряд аккумулятора NiMH
- Обзор зарядного устройства Liitokala
- Инструкция на русском для Liitokala
- Общий обзор LiitoKala Engineer Lii-500.
- Liitokala Lii-500S: литиевый аккумулятор №3
- Liitokala Lii-500S: вывод
Характеристики Liitokala Lii-500S
Кроме отсутствия режима Fast test, главные отличие Lii-500S от предшественника:
- Устройство больше, это позволяет без труда заряжать аккумуляторы длиной до 75 мм, при этом не выглядит монструозно большим, как MAHA, оно солидно-массивное;
- Убран бесполезный режим Power Bank, который позволял литиевый аккумулятор, вставленный в один из слотов устройства, использовать для зарядки например, телефона. Вместо него добавлен чуть более полезный выход USB, который работает только когда устройство подключено к сети 220В и выдает всего 1000 мА, что тоже мало для большинства современных устройств;
- Убрана возможность задавать ток 300 мА, и это плохо, потому что 500 мА слишком высокий ток для обычных аккумуляторов ААА;
- Добавлена функция активации аккумуляторов со сработавшей защитой (0V activation) и функция мягкого старта, чтобы избежать нагрузки на аккумулятор из-за внезапных скачков тока или напряжения в начале зарядки;
- Добавлен зарядный ток 2000 мА (в двух крайних слотах).
В остальном всё очень похоже. Такое же управление (теперь сенсорное), та же индикация параметров только одного аккумулятора на экране (теперь с технологией MVA, позволяющей видеть изображение с любого угла). Красиво, добротно, современно.
Ниже на фото Liitokala Lii-500S рядом с Opus BT-C3100
Я обратил внимание, что у них одинаковые блоки питания, 12 V/2A
Тестирование Liitokala Lii-500S
Я хочу узнать, насколько корректно LiitoKala Lii-500S измеряет напряжение, как точно определяется минус дельта V при зарядке аккумуляторов NiMH и как именно работает заявленное производителем «интеллектуальное определение конца заряда» при зарядке LiIon, а также, что происходит после зарядки аккумуляторов.
Для этого я подключу к контактам аккумулятора мою электронную нагрузку ZKE Tech EBC-A20 в режиме мониторинга, вставлю аккумулятор в зарядное устройство LiitoKala Lii-500S и запишу, что будет происходить в режиме TEST и дальше в течение нескольких часов после того, как на экране зарядного устройства загорится надпись END, а также проверю режим CHARGE, чтобы узнать, какой алгоритм зарядки использует устройство. Для тестов использованы аккумуляторы Liitokala VTC6, Kedanone VTC6 и Palo AA, которые недавно проходили нагрузочное тестирование и их параметры для меня понятны.
Топовое зарядное устройство Liitokala Lii-500S
Выхода зарядного устройства Liitokala Lii-500S ждали многие, поскольку предыдущая версия, Liitokala Lii-500, была устройством довольно неплохим, хоть и со своими минусами. Удалось ли инженерам Liitokala избавиться от этих минусов в обновленной версии? Мне было интересно узнать ответ на этот вопрос, поэтому я купил такое устройство на AliExpress. Если в этом магазине нету, можно найти, где подешевле, эти зарядки не подделывают, выбирайте по рейтингу магазина.
Хочу обратить ваше внимание, что методы и способы работы с устройством я подробно описал в русской инструкции к Liitokala Lii-500S, которую пришлось написать самостоятельно по причине кривого перевода и неточностей в официальной инструкции. В этом же обзоре я подробно остановлюсь на измерениях
Давайте для начала разберемся с предыдущей версией. Плюсы: зарядное устройство Lii-500 работало корректно по току и напряжению, допускало изменение тока заряда 300, 500, 700 и 1000 мА, не страдало перезарядкой, умело работать с никелевыми аккумуляторами, измеряло внутреннее сопротивление. Минусы: перегрев и выход из строя при регулярном одновременном использовании высоких токов заряда (1000 мА) в четырех слотах, крайне низкая точность измерения внутреннего сопротивления.
Таким образом, при создании новой версии инженерам необходимо было улучшить две функции:
- Точность измерения Internal resistance,
- Охлаждение платы.
С первой задачей инженеры справились радикально. Они просто выбросили функцию измерения внутреннего сопротивления из устройства. Видимо, не справились с созданием схемы, позволяющей получать корректные данные, и решили не утяжелять устройство функцией, которая даёт относительный разброс в 100% на одном и том же аккумуляторе.
Вторую же проблему решить, пожалуй, удалось. При одновременной зарядке четырех аккумуляторов максимальным током устройство нагревается, но не раскаляется, а для контроля перегрева установлен термодатчик.
Liitokala Lii-500S: заряд аккумулятора NiMH
Минимальный ток заряда, который можно установить, 500 мА. Соответственно, в режиме TEST ток разряда будет 250 мА.
Итак, первый этап. Заряд «до полного». Несмотря на указанное в инструкции напряжение заряда 1,48 В, аккумулятор был заряжен до 1,549 В. Большой плюс в том, что устройство при этом показывало напряжение, близкое к реальному. При просмотре записанных показаний бросились в глаза повторяющиеся приблизительно каждые 6 минут пилообразные отрезки графика, отражающие колебания зарядного напряжения с амплитудой порядка 0,01 В. И второе: я не увидел на графике обещанного -ΔV. Заряд просто прекратился по достижении 1,549 В.
Этап номер два. Разряд аккумулятора током 250 мА. В теории полным разрядом никель-металл-гидридного аккумулятора считается напряжение 0,9 В. На практике Lii-500S разрядила аккумулятор до напряжения 1,085 В. Не понимаю, почему.
После пятиминутной паузы устройство начало заряд.
Этап номер три. Заряд аккумулятора током 500 мА. И снова перепады напряжения каждые пять минут. Создается ощущение, что эти пульсации — участок работы алгоритма замера напряжения. Например, в Opus BT-c3100 график заряда NiMH вообще не имеет прямых участков, там такой алгоритм: подается ток, отключается, в этот момент идет замер напряжения, снова подается ток. Здесь, судя по графику, замер напряжения происходит не непрерывно, а сериями, через равные промежутки времени.
И опять из-за этих перепадов в конце заряда я не вижу минус дельты, но на 1,547 В заряд прерывается. Дальше идет снижение напряжения до 1,475 В и поддержание этого напряжения периодическими сериями кратковременных импульсов 1,49В.
Обзор зарядного устройства Liitokala
У производителя Liitokala имеются несколько видов зарядных устройств. Liitokala Lii-500 дает наиболее полную информацию об аккумуляторах, так что при покупке я выбрал именно эту модель. Liitokala Lii-500 показывает вольтаж аккумуляторов, а также в некоторых режимах работы может показать реальную их емкость.
Обзор зарядного устройства Liitokala начнем с рассмотрения режимов его работы:
- CHARGE – самый простой режим. В нем зарядное устройство Liitokala Lii-500 заряжает аккумулятор до предела. Это наиболее быстрый способ зарядки аккумуляторов. Однако, с помощью него нельзя узнать точную емкость аккумулятора.
Дело в том, что Liitokala Lii-500 показывает количество заряженной емкости, а не сам максимальный объем аккумулятора. С помощью режима CHARGE зарядка может начинаться не с нуля, ведь аккумулятор может быть разряжен только на 70 или 80%.
Также аккумуляторы дольше служат, когда проходят полный цикл разрядки-зарядки. Остальные режимы зарядного устройства Liitokala Lii-500 перед зарядкой полностью разряжают аккумулятор. Поэтому рекомендую использовать режим CHARGE только в редких случаях при полном отсутствии времени.
FAST TEST – на мой взгляд, наиболее приемлемый режим зарядки аккумуляторов. В этом режиме аккумулятор сначала полностью разряжается, а потом заряжается до своего максимума.
NOR TEST – этот режим зарядки в Liitokala Lii-500 наиболее долгий. В нем аккумулятор сначала полностью разряжается, затем заряжается до максимума, потом снова полностью разряжается и лишь после этого происходит финальная зарядка до максимального объема заряда.
Я использую NOR TEST лишь при первом использовании аккумулятора. Дело в том, что первые зарядки могут показывать разный реальный объем аккумулятора. Наиболее правдивый объем аккумулятора можно узнать только с 3-4 его зарядки. Поэтому режим NOR TEST в зарядном устройстве Liitokala Lii-500 позволяет наилучшим образом протестировать аккумулятор.
Заряд аккумулятора можно производить 4 токами: 300 mA, 500 mA, 700 mA, 1000 mA. Стоит знать, что если для заряда аккумулятора используется режим с начальной разрядкой аккумулятора, то используя ток в 500 mA, аккумулятор будет разряжаться током 250 mA.
Если в двух словах объяснить разницу между 300 и 1000 mA, то она заключается в том, что на 300 mA можно зарядить аккумулятор до его максимального предела. На 1000 mA этого сделать не получится, но зато зарядка и разрядка будет проходить намного быстрее. 300 и 500 mA наиболее приемлемы для зарядки аккумуляторов.
С помощью зарядного устройства Liitokala Lii-500 с АлиЭкспресс можно заряжать практически все распространенные виды аккумуляторов. Например, аккумуляторы ААА, АА, а также аккумуляторы 3.7v 18650 и многие другие.
Еще одним замечательным бонусом для владельцев Liitokala Lii-500 будет то, что его можно использовать как повербанк и заряжать от него свои гаджеты. Однако, следует знать, что зарядное устройство Liitokala сможет работать как повербанк только если установить в него аккумуляторы 3.7v, то есть с аккумуляторами типа АА или ААА данная функция не сработает.
Инструкция на русском для Liitokala
К сожалению, инструкции на русском для Liitokala Lii-500 в комплекте нет. Но в этом разделе мы подробно рассмотрим, как пользоваться зарядным устройством Liitokala.
- Для начала нужно установить аккумуляторы в ячейку. Для этого нужно оттянуть контакт с полярностью минус пальцем. Он имеет пружинный механизм и особых усилий для этого прикладывать не потребуется. Установить аккумулятор нужно разъемами + к + и – к –.
- Затем нужно выбрать режим зарядки аккумулятора. Если этого не сделать автоматически включится режим CHARGE. Для того, чтобы выбрать режим зарядки в устройстве Liitokala Lii-500, нужно зажать кнопку «MODE», а затем уже можно переключить режимы одним нажатием на нее же.
- После этого нужно выбрать каким током будет осуществляться зарядка аккумулятора. Автоматически зарядное устройство Liitokala Lii-500 установит ток на 500 mA. Чтобы выбрать другой ток, сразу после выбора режима зарядки (если еще не пошел процесс зарядки) нажимайте на кнопку «CURRENT». Если зарядка уже началась, а выбрать нужный ток не удалось, еще раз зажмите кнопку «MODE», а затем нажимайте кнопку «CURRENT», пока не выберите нужно значение.
- Выбрав все параметры останется только ждать завершения процесса зарядки. Когда Liitokala Lii-500 зарядит аккумулятор, появится надпись «END» на экране. После этого аккумулятор можно будет извлекать.
В ячейках можно одновременно заряжать до 4 аккумуляторов. Их зарядка не будет связана. Если один аккумулятор уже зарядился, а остальные 3 еще нет, заряженный аккумулятор можно смело извлекать. Остальные аккумуляторы продолжат зарядку, а на пустое место можно установить следующий аккумулятор.
Во время процесса зарядки каждый аккумулятор будет иметь персональные данные на дисплее. Для того, чтобы увидеть информацию об аккумуляторах нужно нажимать на кнопки «1», «2», «3» и «4». Нажав, например, на кнопку «3», Вы увидите информацию про аккумулятор установленный в третью ячейку.
Общий обзор LiitoKala Engineer Lii-500.
Зарядное устройство LiitoKala Engineer Lii-500 позволяет заряжать, тестировать и определять внутреннее сопротивление Li-Ion, Ni-Cd и/или Ni-MH аккумуляторов формата AA, AAA, C, 26650, 22650, 18650, 17670, 18500, 18350, 17500, 17335, 14500, 16340, 10440 и т.п., как с встроенной в аккумулятор защитой, так и без нее. Одновременно в ЗУ может быть установлено от 1 до 4 аккумуляторов как одного, так и различных типов.
Покупалось зарядное устройство Lii-500 на AliExpress у данного продавца. Заказ шел чуть больше месяца, был хорошо обернут в воздушно-пузырчатую пленку и упакован в коробку из плотного гофрированного картона.
Комплект содержит, собственно, само зарядное устройство, адаптер питания 220/12 В и инструкцию. Также есть комплекты с автомобильным адаптером, но на момент покупки, на комплект без адаптера была хорошая скидка.
Стоит отметить, что сетевой адаптер, входящий в комплект, имеет широкий диапазон напряжений питания 100–240 В, 50/60 Гц с выходом 12 В, 2 A. На корпусе зарядного устройства имеется вход питания постоянного тока 12 В для подключения, как сетевого, так и автомобильного адаптеров. А также выход USB 5 В, 1 A.
Порт USB работает только от Li-Ion аккумуляторов.
Пользовательский интерфейс зарядного устройства состоит из 6 кнопок и монохромного дисплея. Верхние кнопки, пронумерованные от 1 до 4, дают возможность выбора конкретного слота для отображения по нему информации на дисплее. Если ни одна из кнопок не нажата, на дисплее отображается общая информация по всем слотам.
Нижние кнопки MODE (Режим) и CURRENT (Ток) предназначены для выбора режима работы зарядного устройства (Заряд, Быстрый тест, Стандартный тест) и тока заряда аккумуляторов (300, 500, 700, 1000 мА). Ток разряда по умолчанию 250 мА (при токе заряда 300 или 500 мА) или 500 мА (при токе заряда 700 или 1000 мА).
При подаче питания на зарядное устройство на дисплее кратковременно засвечиваются все сегменты, после чего устройство готово к зарядке аккумуляторов.
Примеры отображаемой на дисплее информации:
Для регулировки размера заряжаемых аккумуляторов в устройстве применены подпружиненные слайдеры, позволяющие вставить аккумуляторы длинной от 32 до 71,3 мм. А это значит, что зарядное устройство подойдет для широкого спектра аккумуляторов.
Поддерживаемые типы и размеры аккумуляторов
Поддерживаемые типы аккумуляторов.
Тип | Химический состав | Номинальное напряжение | Напряжение заряда |
---|---|---|---|
ICR | LiCoO2 | 3,6 / 3,7 В | 4,2 В |
IMR | LiMn | 3,6 / 3,7 В | 4,2 В |
NiMH | NiMH | 1,2 В | |
IFR | LiFePO4 | Не поддерживается |
Поддерживаемые размеры аккумуляторов.
Размер | Макс. ток заряда |
---|---|
26650 | 1 A |
26500 | 1 A |
18650 | 1 A |
18500 | 1 A |
16650 | 1 A |
18350 | 0,7 A |
16340 / CR123 | 0,3 А / 0,5 A |
14500 | 0,3 А / 0,5 A |
10440 | 0,3 A |
C | 1 A |
AA | 1 A |
AAA | 0,5 A |
Что немаловажно, благодаря особой конструкции контактов клемм, зарядное устройство способно заряжать аккумуляторы с плоским плюсовым контактом, не выступающим за габариты батареи:
А также аккумуляторы разные по типу и габаритам:
Liitokala Lii-500S: литиевый аккумулятор №3
Для проверки алгоритма взял аккумулятор Samsung ICR19650-26H с кодом E13 (дата выпуска 3 января 2014) и установил ток зарядки 500 мА. Из-за длительного срока службы он просто не может держать напряжение до 4,25. При классической зарядке (до 4,2В с током отсечки 100мА) его напряжение стабилизируется на уровне 4,14 В.
Lii-500S подняла напряжение до 4,239 В, больше аккумулятор не принял, при этом на экране было зафиксировано напряжение 4,20 и мигал индикатор зарядки. В течение 15 минут ток снижался, напряжение падало, и в момент окончания заряда упало до 4,223 вольта. Аккумулятор старый, это максимум, что он мог взять без ощутимого для себя вреда. После того, как зажглась лампочка «заряд завершен», напряжение продолжило опускаться и стабилизировалось на 4,194 В. Это напряжение зарядное устройство поддерживало в течение 6 часов, пока я не вытащил аккумулятор
Обратите внимание на конец графика: по мере того, как напряжение падает (аккумулятор, напоминаю, уставший), ЗУ тут же включает заряд. Чем больше проходит времени, тем чаще приходится зарядному устройству включать заряд
Liitokala Lii-500S: вывод
Устройство сделано очень добротно, слоты удобные, индикация отличная, сенсорные кнопки работают без замечаний, поддерживаются практически все форматы цилиндрических аккумуляторов.
Алгоритм заряда таков: при зарядке литиевых аккумуляторов устанавливается напряжение 4,25 В и ток, заданный пользователем. При достижении аккумулятором напряжения 4,20 В ток начинает снижаться. Напряжение на клеммах поднимается до 4,25 и затем отключается до стабилизации, после чего поддерживается капельным зарядом. Так поступают многие ЗУ, ориентируясь на напряжение на аккумуляторе (периодически отключая ток и замеряя напряжение в этот момент), а не на клеммах устройства в момент заряда.
Мне не нравится алгоритм работы зарядного устройства Liitokala Lii-500S в первую очередь тем, что при зарядке литиевых аккумуляторов не показывается реальное напряжение (больше 4,20 на финальной стадии заряда и меньше 4,20 после его прекращения). О вреде незначительного (+0,05 В) перезаряда аккумуляторов можно говорить долго, лично я не считаю, что это существенно сократит срок их службы, у меня претензии именно к тому, что сам факт скрывается от пользователя.
Что касается заряда никелевых аккумуляторов: с индикацией реального напряжения здесь всё хорошо, но есть претензии к неполному разряду (а это не позволяет говорить о полноценной тренировке никеля в режиме TEST), и есть сомнения в том, что прибор отслеживает реальное снижение напряжения в конце заряда (минус дельту В). Ощущение такое, что аккумулятор заряжается по алгоритму лития, только цель не 4,25 В, а 1,55 В.
Таким образом, ЗУ Liitikala Lii-500S можно позиционировать, как устройство для работы с литиевыми аккумуляторами, с возможностью относительно неплохо заряжать никель
Однако, если вы пользуетесь в основном аккумуляторами никелевой химии, обратите внимание на Opus
Файлы с исходными данными (записанные таблицы значений в формате csv) можно загрузить здесь.
Источник