Верховный главнокомандующий: история возникновения должности, функции, полномочия

Список [ править ]

Основная статья: Список президентов России

Нет. Верховный главнокомандующий Вступил в должность Левый офис Время в офисе Оборонная отрасль
1 Ельцин, БорисПолковник Борис Ельцин (1931–2007) 7 мая 1992 г. 31 декабря 1999 г. 7 лет, 238 дней Нет
2 Путин ВладимирПолковник Владимир Путин (1952 г.р.) 31 декабря 1999 г. 7 мая 2008 г. 8 лет, 128 дней Комитет государственной безопасности (1975–1991) Федеральная служба безопасности (1998–1999)
3 Медведев ДмитрийПолковник Дмитрий Медведев (1965 г. р.) 7 мая 2008 г. 7 мая 2012 4 года, 0 дней Нет
(2) Путин ВладимирПолковник Владимир Путин (1952 г.р.) 7 мая 2012 Действующий 8 лет, 288 дней Комитет государственной безопасности (1975–1991) Федеральная служба безопасности (1998–1999)

Какие функции выполняет занимающий должность?

Президент как верховный главнокомандующий наделен специфическими полномочиями. Данная должность дает ему право:

  • Вводить на территории России военное положение и осуществлять контроль по его реализации. Данный режим вводится, когда присутствует непосредственная угроза государству.
  • Контролировать работу высших властных органов.
  • Привлекать вооруженные силы.
  • Во время режима военного положения прекращать на територии государства деятельность различных политпартий и формирований.
  • Вводить запрет на проведение различных митингов, демонстраций и шествий.
  • Определять военную политику государства.

Кроме того, президент имеет право:

  • Санкционировать ядерные или другие специфические испытания.
  • Утверждать план территориальной и гражданской обороны.
  • Проводить переговоры и подписывать международные соглашения России в сфере обороны.
  • Издавать указы о призыве граждан на войсковую службу и утверждать их штатную численность.

Кроме вышеперечисленных полномочий согласно статье 83 Конституции РФ верховный главнокомандующий:

  • Утверждает военную доктрину.
  • Назначает и освобождает кадры высшего командования ВС РФ.

Общевоинские уставы, структура вооруженных сил и дислокации войсковых формирований утверждаются также верховным главнокомандующим.

Предлагаем следующее

Коллаж Андрея Седых

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).

Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы?

В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2).

«Должны выполнить такие нелёгкие инновационные прорывные задачи»

Новый советник министра обороны генерал-полковник Александр Ленцов в 1978 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды краснознамённое училище имени Ленинского комсомола. С 1979-го проходил службу в Афганистане. Спустя год назначен командиром отдельной разведывательной роты, затем командовал парашютно-десантным батальоном.

В 1989 году Ленцов окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Командовал полком и дивизией, участвовал в боснийской войне (в качестве главы российских миротворцев), а также в обеих чеченских кампаниях и в пятидневной войне в Южной Осетии.

Также по теме

«Разбрасываться такими кадрами ни к чему»: министры силового блока сохранили свои посты

В новый состав правительства вошли 12 министров из предыдущего кабмина. В частности, Минобороны, МВД и МЧС по-прежнему возглавляют…

В 2009-м Ленцова назначили заместителем командующего ВДВ, а с июля 2013-го — замглавкома сухопутными войсками. При этом в первые годы конфликта на юго-востоке Украины он возглавлял группу наблюдателей в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Позднее участвовал в военной операции РФ в САР. В 2016-м был избран президентом Международной федерации танкового биатлона.

Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова полковник в отставке Андрей Кошкин в беседе с RT подчеркнул, что новый советник министра обороны РФ Александр Ленцов имеет значительный опыт, как военный, так и административный.

«Хочу акцентировать внимание на том, что на сегодняшний день для органов власти, для федерального и регионального уровней, пребывание в вооружённых силах является довольно позитивной частью жизни будущего руководителя как федерального, так и регионального уровня. Поставленные президентом в послании Федеральному собранию задачи формирования нового кабмина во главе с Михаилом Мишустиным характеризуют подбор кадров, которые должны выполнить такие нелёгкие инновационные прорывные задачи

Естественно, потребовались люди высокой степени организации и умения такого масштабного руководства, как Ленцов», — указал он.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский на фоне обновления состава правительства и ряда министерств отметил, что к Минобороны со стороны президента России минимум претензий.

«Путин отмечал в своём послании Федеральному собранию, что как раз в области обороны страны, оборонно-промышленного комплекса и международных отношений мы добились наибольшего прогресса, успеха. В принципе предпринятыми мерами за прошедшие годы во главе с президентом, министром обороны, начальником Генштаба безопасность страны обеспечена на десятилетия вперёд. Здесь как раз можно привести пример эффективной работы этих направлений и тех людей, которые их возглавляют», — заявил собеседник RT.

Должность ВС России

Имперский период

Интересное определение Командующего, в военном деле России того периода, начальник строевой части (современность: строевой командир), не утверждённый в должности, а временно исполняющий обязанности по должности (ВрИД) до утверждения. Например: должность командира гвардейского полка была положена в чине генерал-майора, и если на эту должность назначался военнослужащий в чине полковника, то, впредь до его производства в должность, он именовался Командующим полком.

Формирований

  • Командующий Императорской Главной квартирой, с 21 февраля 1883 года;
  • Командующий войсками военного округа;
  • и другие.

Советский период

В ВС СССР имелись:

  • Командующий войсками армии (ударной, ОН, танковой, воздушной, ПВО, конной, трудовой (до 1946 года)
  • Командующий армией (танковой, ракетной, воздушной, ПВО)
  • Командующий армейской группой
  • Командующий группой армий
  • Командующий флотилией
  • Командующий родом войск:

    • Командующий ВВС РККА
    • Командующий артиллерией РККА;
    • Командующий бронетанковыми и механизированными войсками РККА;
    • Командующий Воздушно-десантными войсками;
    • Командующий Инженерными войсками;
    • Командующий Железнодорожными войсками;
  • Командующий родом сил (командующий силами)
  • Командующий войсками округа (фронта)
  • Командующий флотом:

    • Командующий ЧФ ;
    • Командующий БФ ;
    • Командующий СФ ;
    • Командующий ТОФ ;
  • Командующий РВСН ;
  • Командующий ВВКО ;
  • Командующий ВДВ ;
  • Командующий войсками командования противовоздушной и противоракетной обороны;
  • Командующий войсками оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны;
  • Командующий войсками космического командования;
  • Командующий Дальней авиацией;
  • Командующий войсками округа
  • Командующий ЧФ ;
  • Командующий БФ ;
  • Командующий СФ ;
  • Командующий ТОФ ;
  • Командующий Каспийской флотилией ;
  • Командующий войсками РК Внутренних войск МВД России

Литература

  • К.-К. Командующий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь Ожегова. — 1949 — 1992.
  • Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.) / Сост. О. В. Харитонов. — Л.: Артиллерийский исторический музей ГАУ МО СССР, 1960.
  • Справочно-статистические материалы: Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / Под общей редакцией А. П. Белобородова. — М.: Воениздат, 1963.
  • Советская военная энциклопедия. — М.: Воениздат, 1978. — Т. 3.
  • Военный энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 1984.
  • Словарь военных терминов / Составители: А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. — М.: Воениздат, 1988.
  • Методическое пособие по справочной работе в ЦАМО России. — Подольск: издательство ЦАМО, 1995.
  • Калашников К. А., Феськов В. И., Чмыхало А. Ю., Голиков В. И. Статистический сборник: Красная Армия в июне 1941 года. — Томск: Издательство ТГУ, 2001.

Советская модель

Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?

Коллаж Андрея Седых

Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.

Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

  • органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
  • органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
  • органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.

Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).

Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.

По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.

Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.

На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).

Очевидные противоречия

Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.

Коллаж Андрея Седых

При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.

Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.

Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector