Воинская повинность казачьих войск в российской империи
Содержание:
- Представители чернянского хуторского казачьего общества избрали атамана
- Обязанности казаков
- Чины [ править | править код ]
- Самые известные казаки
- Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
- Традиции и обычаи казаков
- Есаул, подхорунжий и сотник — каким армейским званиями соответствуют звания казаков
- История донских казаков
- Сантиметры совести
- Чины до революции
- Задачи
- Должность в казачьих войсках
- Современные казаки
- Донские казаки во Второй мировой войне
- Ягодицы судьбы
Представители чернянского хуторского казачьего общества избрали атамана
Клирик Успенского храма иерей Владимир благословил их на добрые дела.
Отчётно-выборный круг центрального казачьего войска прошёл в чернянском казачьем обществе, его представители выбрали атама, заместителя, членов контрольно-ревизионной комиссии, суда чести и совета старейшин. Участники круга единодушно доверили все выборные должности осуществлять ранее исполнявшим их казакам.
В казачьем годовом сборе участвовали начальник отдела безопасности администрации района Эдуард Марынчук, заматамана белгородского отдельского казачьего общества Александр Виниченко и атаман Волоконовского хуторского казачьего общества Владимир Дедяев. Круг обсудил отчёты атамана общества Николая Черевача, его заместителя по работе с молодёжью и председателя контрольно-ревизионной комиссии.
Правление чернянского хуторского казачьего общества проделало немалую работу по реорганизации общины. Утверждён новый устав общества, поданы документы на внесение казачьего общества в государственный реестр. Созданы добровольная народная дружина численностью 28 казаков и добровольная пожарная дружина из 30 казаков.
———————-
Обязанности казаков
Несение воинской повинности для казачества являлась обязательным, но отличалось от других сословий.
-
Каждый представитель казачьей семьи обязан отслужить в армии. Изначально необходимо было отслужить 25 лет. Впоследствии порог был снижен до 20 лет, а позже до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил в возрасте с 20 лет до 21 года. Строевой с 21 до 33 лет. В запасе с 33 до 38 лет. После он переходил в отставной разряд. Последние два этапа они свободно жили в станицах и проходили лишь ежегодные лагерные сборы.
-
При поступлении в армию казак был обязан самостоятельно подготовить свое снаряжение: лошадь, оружие и обмундирование. Строгих границ при этом не существовало, поэтому мог использовать любое оружие, вплоть до предыдущих поколений.
-
Служба в армии российской империи была обязательной, взамен казаки получали земли для личных нужд.
Чины [ править | править код ]
Казак
На самой нижней ступеньке служебной лестницы казачьего войска стоял рядовой казак
, соответствующий рядовому пехоты.
Урядник
Звания младшего урядника и старшего урядника, соответствовали младшему унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру соответственно. В современной российской армии звание урядника аналогично званию сержанта, а погоны имеют две у младшего и одна широкая поперек погона у старшего урядника поперечные полоски . Урядник мог командовать 26 всадниками (взводом) . Казачий урядник является героем песни «За рекой Ляохэ».
Вахмистр
В русской кавалерии и жандармерии вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подготовке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте. В современном казачестве существуют чины младшего вахмистра (старшина), вахмистра (прапорщик) и старшего вахмистра (старший прапорщик), что наиболее чётко отражает соответствие вахмистров царской армии и нынешних армейских званий и должностей.
Подхорунжий
По положению 1884 года, введенному Александром III, следующим чином в казачьих войсках, но только для военного времени, являлся «подхорунжий», который соответствовал чину подпрапорщика в пехоте (примерно равен прапорщику в современной армии) и вводился только в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только в запасе. Подхорунжий не относился к офицерскому чину и являлся самым старшим унтер-офицерским званием.
Первым офицерским чином в пехоте, только в военное время и для ополчения являлось звание «прапорщик», что соответствует современному званию «младший лейтенант».
Хорунжий
Хорунжий
— следующая степень, фактически первичный обер-офицерский чин, соответствует подпоручику в пехоте или корнету в кавалерии. По служебному положению соответствует лейтенанту в современной армии, носил погоны с голубым просветом на серебряном поле (прикладной цвет Донского Войска) с двумя звездочками.
Сотник
Сотник
— обер-офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий поручику в регулярной армии. Сотник носил погоны такого же оформления, но с тремя звёздочками, соответствуя по своему положению современному старшему лейтенанту. Командовал полусотней.
Подъесаул
Подъесаул
являлся помощником или заместителем есаула, командовал казачьей сотней. Погоны имели то же оформление, что у сотника, но с четырьмя звёздочками. По служебному положению соответствует современному капитану. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках соответствовал чину штабс-капитана и штаб-ротмистра.
Есаул
Есаулы
были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на Войско) — высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выполняли инспекторские функции, на войне командовали несколькими полками, а в отсутствие гетмана — всем Войском. Но это характерно только для запорожских казаков.
Войсковые есаулы
выбирались на Войсковом Круге (в Донском и большинстве других — по два на Войско, в Волжском и Оренбургском — по одному). Занимались административными делами. С 1835 года назначались в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.
Полковые есаулы
(первоначально два на полк) выполняли обязанности штабс-офицеров, являлись ближайшими помощниками командира полка. Сотенные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существования казачества. Станичные же есаулы были характерны только для Донского Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атаманов.
Самые известные казаки
Многие казаки навсегда вошли в историю, потомки знают и помнят их до сих пор:
- Емельян Пугачев. Зачинщик и бунтовщик, организатор Крестьянского восстания, самозванец, выдающий себя за Петра III.
- Игнат Некрасов. Соратник атамана Булавина. Продолжил восстание после его гибели. Основал станицу Некрасовскую.
- Иван Краснов. Участник русско-турецкой войны, Первой мировой, войны с Наполеоном. Получил звания героя Отечественной войны 1812 года.
- Алексей Каледин. Награждён за подвиги в Первой мировой войне, в том числе и за Луцкой прорыв.
- Богдан Хмельницкий. Организатор восстания против Речи Посполитой, итогом которого стало присоединение территории запорожского войска к Российской империи.
Известный казак Богдан Хмельницкий
Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?
В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.
Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.
Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.
Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.
Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.
Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.
Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.
По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.
Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.
Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.
Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).
В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.
Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.
Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»
И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.
В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.
Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.
Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.
К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.
Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.
В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.
Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».
То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.
Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».
Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.
Традиции и обычаи казаков
Казаки, будучи суровыми и беспощадными воинами, дома были щедрыми, веселыми и добрыми хозяевами. В казачестве существовало много традиций и обычаев, которые неукоснительно соблюдались.
Например, во время трапезы на стол выставлялось огромное количество блюд — чтобы не обидеть хозяина дома, нужно было обязательно попробовать каждое из них. А гостей казаки очень любили и уважали — пускали всех и в течение трёх дней даже не спрашивали гостя ни как его зовут, ни откуда он и куда едет.
Много традиций было связано с уважением к старшему поколению. Так, молодежи даже не разрешалось сидеть или есть без разрешения старшего. Считалось крайне неприличным обогнать старика — следовало вежливо попросить у него разрешения пройти. Всегда требовалось уступать дорогу пожилым, даже если для этого казаку приходилось прыгнуть в реку с моста.
Женщин казаки тоже уважали и никогда не давали в обиду. Однако по традициям женщине нельзя было присутствовать на собраниях, где решались вопросы, связанные с ней. Ее интересы представлял отец, брат, муж или сын.
Праздники казаков
Военные походы отнимали много сил у казаков и нередко заканчивались трагично. Поэтому праздники в казачестве любили и праздновали от души — громко, весело, всей толпой. Самыми любимыми праздниками были:
- Пасха;
- Рождество;
- Троица;
- Иван Купала;
- Масленица.
Большинство праздников сопровождались народными гуляниями и походами в гости. Например, на Рождество по домам ходили пожилые казаки, которые пели церковные песни, а взамен просили денег. Все средства шли в церковь.
На Масленицу устраивали кулачные бои, различные соревнования, залазили на столбы за подарками.
К Пасхе всегда прибирали дома и двор, накрывали белые скатерти, обязательно мылись в чистый четверг.
Масленица — один из любимых праздников у казаков
Традиционные блюда казаков
Еда для казаков — важная часть жизни. Примечательно, что народ, привыкший жить без изысков в суровых условиях военных походов, очень любит кушать, а ещё больше — угощать своих гостей разнообразными блюдами. Еда у казаков сытная, калорийная, очень вкусная.
Казаки трапезничают трижды в день. Блюд должно быть много, это предмет гордости любой хозяйки. К еде приступают только после того, как старший в доме подаст сигнал. Часто все едят из одной большой тарелки. Напитки традиционно подаются в кувшинах.
Так как первые казаки селились вблизи крупных рек и занимались преимущественно рыбалкой, то основу традиционных блюд составляет именно рыба. Причем у каждой территориальной группы казаков свой способ ее приготовления: рыбу коптят, запекают, варят, жарят, солят, добавляют в начинку пирогов.
Основным супом считается, разумеется, уха. Причём у каждого существует свой семейный рецепт. Примечательно, что приготовление рыбного супа раньше было исключительно мужской обязанностью.
Зимой, когда все реки замерзали, а подледной рыбалкой казаки не занимались, наступала пора мясных блюд. Делали гуляш, домашнюю колбасу, голубцы, запекали мясо в печи. Коронным блюдом любой хозяйки был холодец — его подавали на стол с хреном или горчицей.
В зимнее время очень часто, гораздо чаще, чем летом, пекли блины с начинками и пироги. В основном это делалось для того, чтобы согреться.
Любимым десертом казаков, проживающих на юге, считается арбузный мёд. Для его приготовления из арбуза вынимают всю мякоть и кипятят до получения коричневого цвета.
Арбузный мед — традиционный десерт у казаков
В качестве холодных закусок традиционно делают студни, языки, варят мясо диких животных.
Сейчас кухня казаков стало ещё разнообразнее — в неё вошли борщи, рыба, фаршированная крупами, шашлыки, пельмени и вареники.
Из напитков казаки издавна предпочитают:
- чай;
- кофе — влияние турок;
- кисель;
- взвар (компот из сухофруктов);
- ирьян — аналог айрана, только приготовленный из сузьмы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Кофе казаки всегда пили ровно в 12 часов дня. Причём они никогда не делали это в одиночку, всегда звали кого-то в гости. В напиток добавляли сливки и подавали вместе со сладкими пышками.
Казаки всегда употребляли множество ягод, фруктов, овощей. Арбузы и дыни любили есть солёными.
Варили кашу, куда добавляли изюм — ещё одно веяние, пришедшее с Востока.
Во все блюда добавляли много приправ из местных трав.
Есаул, подхорунжий и сотник — каким армейским званиями соответствуют звания казаков
Впервые воинские чины у казаков появились на Дону и в Запорожье в XV веке. Их называли «казачьей старшиной» — это были выборные должности, которые включали в себя писарей, командиров сотней и десятков, кантарей и атаманов. Позже, с развитием организации казачьих войск, появились и другие должности — от приказных до полковников.
Всех выстроить по ранжиру!
В середине XVI века в России появились особые «городовые» казаки, которых набирал на службу особый «голова». В одном «приборе» насчитывалось до 500 казаков, которые делились на сотни, полусотни и десятки.
Во главе подразделений стояли сотники, пятидесятники и десятники.
Те из казаков, которые шли на службу целыми станицами, имели своих атаманов, которые по рангу стояли между ними и головой или же подчинялись непосредственно городскому воеводе.
Совершенно особой статьей были «сторожевые казаки», которые по своему положению были выше «городовых». Например, обычный сторожевой казак был равен пятидесятнику у городовых казаков. Обычные сторожевые казаки и их командиры, начиная с XVII века, были выделены в особое сословие и были равны «боярским детям». За верную службу отечеству они имели денежное жалование и получали землю.
Петр Великий решил ограничить вольницу и поставить казаков под контроль государства. Выборные атаманы были заменены назначаемыми, а власть от казачьего круга была передана офицерам.
Суд над предателями, отправка посольств в другие страны, переписка с ними — все это стало осуществляться государством и его приказами.
Однако казаки на окраинах страны еще долгое время оказывались «наособицу». Лишь на исходе XVIII века в «Табель о рангах» были включены офицерские чины казаков, а в 1850-х было решено привести казачьи войска к общей системе званий.
При этом офицеров разделили на младших и старших. К старшим офицерам отнесли полковников, подполковников и войсковых старшин, а к младшим – хoрунжиeв, есаулов и сотников. Остальные были отнесены к нижним чинам. В 1880 году появилось новое звание – подхoрунжeго, а спустя несколько лет подполковника было решено сделать войсковым старшиной, кроме этого, появился чин подъесаула.
Были у казаков и весьма интересные должности зауряд-хoрунжегo, зaуряд-eсaула или зауряд-сoтникa. Так называли казаков, которые не могли претендовать на производство в офицеры, однако при этом во время боевых действий несли соответствующую службу, то есть фактически выполняли обязанности названных чинов.
Чины до революции
До революции казак был равен рядовому пехотинцу, а приказный – ефрейтору. Урядника, командовавшего взводом в 26 казаков, приравнивали к унтер-офицеру, младшего и старшего урядника, соответственно, к младшему или старшему унтер-офицеру.
Чин вахмистра у казаков соответствовал пехотному фельдфебелю, а чин подхорунжего – подпрапорщику. Хорунжий находился на одной ступени с пехотным поручиком или корнетом-кавалеристом, а сотник по странному стечению обстоятельств командовал 50 подчиненными и по чину равнялся армейскому поручику. Сотней доверяли командовать подъесаулу, звание это приравнивалось к штабс-капитану.
Есаула ставили вровень с ротмистром-кавалерийцем, но звание это предполагало разные функции. Постепенно все должности есаулов были упразднены, кроме войскового — он становился адъютантом при атамане.
Войсковой старшина до XIX века был равен майору, а позже — подполковнику. Казачий полковник командовал полком и был высшим штаб-офицерским (старшим) чином. Атаманы приравнивались к генералам.
В современной россии
Согласно «Положению о чинопроизводстве “Союза казаков” от 19 февраля 2006 года», среди нижних чинов числятся: казаки, приказные, урядники, вахмистра. К младшим офицерам относят подхорунжего, хорунжего, сотника и подъесаула.
К старшим офицерам относят есаулов, войсковых старшин, полковников, а генерал-майоры и генерал-лейтенанты относятся к высшему офицерскому составу.
Согласно таблице, которую приводит в своей статье «Интеграция традиций и обычаев казачества в субкультуре» историк Валерий Валерьевич Дзюбан, казак по-прежнему соответствует рядовому, приказный — ефрейтору, урядники — сержантскому составу.
Войскового старшину следует сравнивать с подполковником, полковника у казаков — с армейским полковником, генерала необходимо приравнивать к генерал-майору. Кстати, наличие воинских званий в современном казачестве указывает на то, что они все-таки не являются «общественными организациями» в обычном понимании этого слова, а стараются вернуть себе былую славу и жить по традициям предков.
История донских казаков
Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.
Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.
Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.
Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.
Сантиметры совести
Судя по трендам, которые задают инициативные депутаты Госдумы в свободное от солидарного голосования по определяющим законопроектам время, управляемая эволюция от нагайки до автомата Калашникова будет весьма востребована.
Лучше других вооружённые казаки смогут уже на новом уровне устанавливать порядки, о которых говорил депутат Госдумы Виталий Милонов, сетуя на граждан, которые в жару гуляют по Санкт-Петербургу в «неподобающей одежде»:
Виталий Милонов
При этом Милонов отказался конкретизировать свою версию дресс-кода:
Ну не пустят — и что? Это дело депутата федерального парламента или администратора кафе? Вопрос, разумеется, риторический, а в нынешних отечественных реалиях просто лишённый смысла. Хотя бы потому, что представители правящей политической элиты живут в иной системе координат, нежели остальные граждане страны, и для охраны незыблемости этих самых координат требуются всё новые и новые силовики.
Чины до революции
До революции казак был равен рядовому пехотинцу, а приказный – ефрейтору. Урядника, командовавшего взводом в 26 казаков, приравнивали к унтер-офицеру, младшего и старшего урядника, соответственно, к младшему или старшему унтер-офицеру.
Чин вахмистра у казаков соответствовал пехотному фельдфебелю, а чин подхорунжего – подпрапорщику. Хорунжий находился на одной ступени с пехотным поручиком или корнетом-кавалеристом, а сотник по странному стечению обстоятельств командовал 50 подчиненными и по чину равнялся армейскому поручику. Сотней доверяли командовать подъесаулу, звание это приравнивалось к штабс-капитану.
Есаула ставили вровень с ротмистром-кавалерийцем, но звание это предполагало разные функции. Постепенно все должности есаулов были упразднены, кроме войскового — он становился адъютантом при атамане.
Войсковой старшина до XIX века был равен майору, а позже — подполковнику. Казачий полковник командовал полком и был высшим штаб-офицерским (старшим) чином. Атаманы приравнивались к генералам.
Задачи
Конные казаки представляли собой особый род легкой конницы и в военное время входили в состав и стратегической («самостоятельной»), и войсковой кавалерии. Поэтому основными видами деятельности казачьей конницы, подобно регулярной кавалерии, являлись разведка, устройство завесы, набеги и другие формы ведения «малой» войны; особенностью конных казачьих частей являлось использование в бою особых казачьих тактических приемов (таких, например, как «лава»). К вспомогательным задачам казачьих частей относились охрана лиц высшего командного состава, обозов, транспортов, почты, коммуникаций и линий связи.
Пластунские (пешие казачьи) батальоны, как особый род легкой пехоты, своими задачами и тактикой соответствовали армейским стрелковым частям, т. е. владели навыками боя в рассыпном строю и на пересеченной местности, а кроме того участвовали в рекогносцировках, несли сторожевую и разведывательную службу.
Казачья артиллерия, как и армейская конная артиллерия, предназначалась для непосредственного содействия своим войскам при ведении ими наступательных или оборонительных боевых действий.
Должность в казачьих войсках
В Войске Запорожском
Должность есаула для казаков впервые введена в 1578 (1576) г. в Реестровом Войске Запорожском королём Речи Посполитой Стефаном Баторием. Позднее эта должность перекочевала в Донское и другие казачьи войска России.
Есаулы были:
- генеральные,
- войсковые,
- полковые,
- сотенные,
- станичные,
- походные,
- артиллерийские.
Генеральный есаул был помощником казачьего гетмана. В мирное время в его обязанности входила инспекция казачьих полков, а во время войны под его командованием находилось несколько полков. При отсутствии гетмана генеральный есаул командовал всем войском. У старшего генерального есаула хранилась гетманская булава — знак гетманской власти. Должность просуществовала до 1764 года — до ликвидации гетманства на Украине.
Войсковой есаул (с XVI в.) был помощником при кошевом атамане. По иерархии Запорожского Коша он причислялся к кошевой старши́не и был четвёртым лицом по старшинству. На деле, войсковой есаул был настоящей «правой рукой» в Запорожском Коше.
Полковой есаул был помощником командира полка — казачьего полковника. В казачьем полку, по обыкновению, было два полковых есаула.
В Российской империи
В Российской империи в 1775 г. по высочайшему повелению, сделанному по представлению князя Потёмкина, полковых есаулов было указано считать «прилично офицерскому званию» и признавать обер-офицерами.
В 1798 году чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии.
После 1884 года, когда в армии был упразднён чин майора, чин есаула был приравнен к чину капитана и стал соответствовать современному званию майора. Начиная с этого времени — это обер-офицерский чин в казачьих войсках IX класса (в 1798—1884) / VIII класса (в 1884—1917) в соответствии с Табелью о рангах. В период с 1884 по 1917 год есаул носил капитанские погоны — с одним просветом без звёздочек.
Современные казаки
Сейчас любой гражданин России может стать членом казачьей общины. Если, конечно, сами казаки захотят его принять. Для этого назначаются различные испытания, затем вопрос о принятии нового члена общины решается путём голосования.
Чем же сейчас занимаются казаки? Тем же, чем и всегда — помогают следить за порядком, служат своей Родине, охраняют ее границы, поддерживают духовно-патриотическое воспитание молодого поколения.
Современные казаки
В каждом регионе России казаки по разному помогают властям поддерживать правопорядок. Например, в Омской области они следят за камерами на дорогах. В Ростовской области созданы специальные казачьи патрули и дружины. В Краснодарском крае казаки охраняют границы.
Однако подсчитать количество казаков оказалось довольно сложным делом. Известно, что в 1897 году на российских территориях проживало более 3 миллионов человек, которые относили себя к представителям казачества.
Спустя сто с лишним лет, в 2002 году, численность казаков уменьшилась до 140000 человек. Если верить статистике, 95 % из них проживали в южных регионах страны.
Результаты переписи населения в 2010 году спровоцировали скандал. Переписчики насчитали всего 67000 представителей казачества. Однако сами казаки заявили, что только в Ростовской области казаками себя считают свыше 600000 человек. Результаты переписи казаки потребовали считать недействительными, а работников обвинили в том, что они отказывались записывать людей как казаков, тем самым искажая данные статистики.
Все это спровоцировало волну митингов, целью которых было добиться признания казачества как отдельного народа.
Донские казаки во Второй мировой войне
20 апреля 1936 г. прежний запрет на казачество в Красной Армии был отменен. Позже в том же году две существующие кавалерийские дивизии Красной Армии были переименованы в донских казаков. К 1939 году ряд этих полков был выпущен в традиционной казацкой форме в церемониальных и полевых версиях.
Одежда донских казаков включала широкие красные полосы на темно-синих бриджах, которые были их отличительной чертой до революции. Донской казачий кавалерийский корпус активно действовал до 1943 года, после чего его роль уменьшилась (как и у других оставшихся конных частей в Красной Армии). Однако Донская казачья конница еще существовала в 1945 году и участвовала в Параде Победы в Москве.
Во время Второй мировой войны донские казаки собрали самую большую единицу казачества в составе немецкой армии — казачий кавалерийский корпус XV СС. Большую часть казаков составляли бывшие граждане России, которые решили воевать не столько за Германию, сколько против Советского Союза. В состав XV казачьего кавалерийского корпуса СС вошли 1-я казачья дивизия и 2-я казачья дивизия.
Ягодицы судьбы
Пока Юрий Чайка добивался одобрения своей казачьей идеи президентом России, очередной победой над раскачивающими «лодку» и попирающими духовные ценности волюнтаристами закончилось заседание Ленинского районного суда Краснодара
Это важное событие не прошло мимо пользователей социальных сетей и вызвало бурные отклики
Музыканта и блогера Владимира Егорова признали виновным в хулиганстве (пункт «Б» части 1 статьи 213 УК РФ). Суд приговорил Егорова к 2 годам условно и 3 годам испытательного срока. Прокурор требовал 3 года условно, но не учёл всей полноты гуманности отечественного правосудия.
Потерпевшими по этому делу признали ни много ни мало Кубанское казачье войско и администрацию Краснодарского края. Во время акции в поддержку Алексея Навального Владимир Егоров залез на конную статую казака, спустил штаны и показал собравшимся свои ягодицы.
Смекнув, что его либеральные ягодицы возбудят казачье начальство, Егоров спешно извинился перед казаками, отсидел 10 суток, но тем не менее схлопотал условный срок. Согласно обвинительному заключению, Егоров осознавал «общественную опасность и противоправность своих действий» и противопоставил себя действующей власти, возмущаясь действиями силовиков в отношении Навального.
И это понятно — казак же не ёж, которого не испугать голыми ягодицами. Видимо, ничего опаснее для казачества и администрации города сложно и вообразить:
Если противопоставление своих ягодиц государственным причинило ощутимый «вред деловой репутации», то, по идее, это заявление можно рассматривать как подкреплённый судебным решением каминг-аут администрации Краснодарского края и местного казачества.