История казачества. донские казаки

Проникновение в строевые части

Впрочем, не только казаки отдавали дань кавказскому мужскому костюму, его продуманности, функциональности и красоте. Во время Кавказской войны детали костюма начали проникать в строевые части русской армии, конечно, сначала — в офицерскую среду. Офицерам позволялось несравненно больше, чем рядовым, да и деньги на приобретение экипировки у них явно были

Не стоит сбрасывать со счетов такой фактор, как успех у женщин: одетый по-кавказски офицер отличался от окружения в лучшую сторону и приковывал внимание дам. Хотя, конечно, решающим фактором было удобство и комфорт, с которыми горский костюм позволял вести боевые действия или обеспечивая их во время гарнизонной службы и переходов

Бурка же, войлочный плащ без рукавов, стала практически неотъемлемой деталью кавалерии русской императорской армии и служила верой и правдой и в Первую мировую, и в Гражданскую войны. Не зря канонический образ Василия Чапаева — именно в бурке. Бурка не только защищала от непогоды и служила укрытием на привале, но и могла отразить пулю или стрелу на излёте, скользящий удар холодным оружием — настолько плотной её делали. Бурка — древнейший элемент горского костюма, упоминавшийся ещё Геродотом.

Если же вернуться к теме униформы, то в 60-х годах XIX века горский костюм был признан таковым для Кубанского казачьего войска. В Крымской войне некоторые части линейной русской пехоты были одеты как горцы. За год до Первой мировой войны папаху сделали официальной частью обмундирования пехоты Российской империи. В СССР папаха была зимним головным убором для офицеров от полковника и выше до 1992 года.

Пожалуй, едва ли не единственное неудобство от схожей одежды казаков и горцев во время Кавказской войны — это невозможность сразу определить, кто перед тобой. Но для опознания «свой-чужой» есть разного рода флажки, значки, да речь в конце-концов: горцы не знали русского в массе своей, казаки тоже не были гениями лингвистики. С присоединением Кавказа и эта проблема была решена.

Особенности формирования кубанского казачества

Начиная с XVIII века в царской России стала проводиться политика, направленная на усиление охраны приграничных территорий. Для создания безопасной зоны, в определённые регионы заселялись представители казачества. Зачастую им создавались привлекательные условия для ведения хозяйственной деятельности.

Защищая свои новые угодья, казаки параллельно охраняли и границы «государства российского».

Основные исторические факты, затрагивающие формирование Кубанского казачьего войска, относятся к трём временным периодам:

  • 1696 год – образовано самое старейшее звено, входящее в Кавказское линейное казачье войско – Хопёрский полк;
  • 1792 год – переселение на Кубань Черноморских казаков;
  • 1860 год – император Александр II издал Указ, согласно которому была обозначена Кубанская область. Территориально она располагалась на правом берегу реки Кубань. Черноморское казачье войско получило название Кубанское казачье войско.

Кубанское казачество полиморфно. Исторические перипетии способствовали вхождению в его состав представителей разных казачьих групп.

Территориальное расположение мест поселения Кубанского казачества способствовало формированию стиля одежды воинов.

Форма и одежда казаков с Дона.

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

КубанскиеДонские

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Ход занятия.

(Ребята заходят в группу и становятся в круг)

Воспитатель. Ребята, давайте все дружно поздороваемся

Дети : Добрый день, добрый день. Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Здравствуйте, мои девочки.

Девочки : Здравствуйте

Воспитатель: Здравствуйте, мои мальчики.

Мальчики: Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие придет гость. Вы хотите узнать кто же это?

Дети: Да!

Воспитатель : Тогда пожалуйста, отгадайте загадку, и вы сразу поймете кто же это.

Я хорошая игрушка,

Каждой девочки подружка

Я могу сидеть в коляске

Открывать умею глазки. (кукла)

Правильно ребята, (в группу входит кукла-казачка Маша, но это не просто кукла, это донская казачка Маша.

Воспитатель: (держа в руках куклу) Посмотрите, какой необычный у нее наряд.

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Казачки носили длинную юбку и кофту – называли такую одежду «парочка», под низ кофты казачки надевали рубаху. Кофта – так же называлась блузкой, она была с оборочкой и застегивалась на множество мелких пуговичек.

А под верхнюю юбку надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук (так было красивее). Головной убор у казачек это платок или шлычка – маленькая шапочка которая закрывала косу.

Ребята вы запомнили? Давайте теперь вы мне расскажите что же носили казачки? (юбку, кофту, платок, шлычка-шапочка)

Воспитатель. Ребята Маша хочет нам рассказать, а что же одевали не только казачки но казаки, давайте дружно посмотрим на экран.

(на экране фотография-одежды казака)

Воспитатель. Казаки носили широкие штаны с лампасами (красная лента, такие штаны очень удобные для участия в боевых действиях и езды на коне. Рубаха из светлого полотна. На воротнике у шеи она была украшена вышивкой. Рубашку не заправляли, рубашки были разной расцветки, синяя, красная. Белая считалась -праздничная.

Головной убор-шапка и фуражка, а на ноги сапоги.

Воспитатель : Ребята что же носили, казаки (ответы детей).

Воспитатель : Наши казак с казачкой собираются на праздник. Маша просит вас им помочь.

Давайте подойдем к столу. Посмотрите на столе, лежит одежда, давайте ее дружно рассмотрим.

Воспитатель : Скажи те пожалуйста, а что же за вещи лежат перед вами (ответы)

Воспитатель : Ребята, выберите вещи которые подойдут нашим казакам. Давайте мальчики возьмут вещи для казака, а девочки для казачки. (Дети выбираю, на столе остаются вещи — джинсы и мини юбка)

Воспитатель : Дети, скажите, а почему вы не взяли эти вещи (показывает)

(Дети : Потому, что их казаки не носят)

Воспитатель : Молодцы, а теперь я вам предлагаю одеть, казака и казачку.

Казака будут одевать мальчики, а казачку — девочки.

(парная работа за столом)

Как думаете, нарядные у нас получились казак с казачкой? А с каким настроение они пойдут на праздник?

Вы сегодня молодцы, так хорошо по работали и теперь мы с вами нашу работу можем показать остальным деткам, а теперь давайте все дружно проводим нашу Машу домой.

Во-первых, это красиво

Если поставить рядом казака и горца (сформулируем так) в традиционной мужской одежде, сложно будет найти видимые различия, не считая деталей или каких-то региональных особенностей. Между тем, это не братья, а противники и даже враги, пусть и в прошлом.

Так с чем связано заимствование казаками одежды противника? Каждый воин должен выглядеть соответствующе — красиво и грозно и кавказский мужской костюм полностью отвечает данным требованиям. Посмотришь, сразу видно — джигит, даже если кинжала на поясе нет.

Кроме того, за долгие века жизни в горах кавказцы нашли оптимальный набор вещей и материалов, из которых они сделаны. Удобно и по горам лазать и верхом скакать. Казаки не могли пройти мимо и позаимствовали буквально всё, от обуви до головных уборов. Практически непременным атрибутом являются кинжал и размещённые на груди газыри. Это ещё и функционально: газыри содержат боеприпасы к огнестрельному оружию, а кинжал можно пустить в ход в рукопашной схватке, выхватив его из-за пояса. Интересно, что даже форму кинжала казаки «подглядели» у горцев, охотно пользовались холодным оружием откованным кавказскими мастерами, признавая их превосходство. Казачья шашка является развитием идей, заложенных в горской шашке/сабле.

Кандидат исторических наук Александр Савельев уверен, что горский костюм, в частности, черкесский, развивался тысячу лет и принял нам знакомый облик в конце XVIII — начале XIX века. К слову, именно это время стало началом широкой экспансии России на Кавказе, в которой казаки играли не последнюю роль. При этом, на Кавказе казаки появились в конце XVI века, так что времени оценить местный мужской костюм у них было более, чем достаточно. Дореволюционный историк В.Г. Толстов отмечал, как удобно и рационально располагается оружие на горском костюме, не выдавая воина блеском или бряцанием.

Традиции и культура

Казак с Дона 1821 г. Иллюстрация из Федора Солнцева , 1869 г.

У казаков было демократическое общество, где важнейшие решения принимались во время Общего собрания (Казачий Круг). Собрание избрало временные органы власти — атаманы .

Донские казаки были искусными всадниками и опытными воинами из-за их длительного конфликта с Крымским ханством и Османской империей . Они продавали свои военные услуги разным державам Восточной Европы. Вместе с польским королем они совершили набег на Москву в Смутное Время и под властью России совершили набеги и экспедиции против Османской Турции и Персии Каджаров .

Изолированные между русской и мусульманской территорией, донское казачество развило особую культуру и язык, в которых смешались украинские, русские, калмыцкие и татарские элементы.

Донские казаки имеют традиции хорового пения и многие из их песен, такие как Чёрный Ворон (Black Raven) и Любо, Bratsi, Любо (это хорошо, братья, хорошо) стали популярными по всем остальной России. Многие песни о смерти на войне.

Вплоть до 18 века браки и разводы проводились в Общем собрании (Казачий Круг). Если казак хотел жениться на женщине, он должен был привести ее в Общее собрание для представления. Если Общее собрание давало одобрение, заключался брак. Такая же процедура имела место и при разводе. Петр I запретил эти обычаи в Общем собрании, потребовав от казаков жениться только в церкви.

Казачий брак — сложный ритуал, сопровождающийся песнями, танцами и представлениями. Жених приезжает верхом и везет свою невесту в церковь, а затем брачный кортеж. После свадьбы все присутствующие отправлялись в дом жениха. Там родители благословляли пару, ломали буханку хлеба над их головами и посыпали их пшеницей, орехами, сладостями и хмелем. Затем волосы невесты расплетались в соответствии с традиционными обрядами.

Когда в семье казаков родился сын, родственники подарили ему стрелу, лук, патрон, пулю и ружье. Все это висело на стене над кроватью мальчика. В трехлетнем возрасте мальчик начал кататься на лошади. В возрасте от 7 до 8 лет ему разрешили кататься на улице, ловить рыбу и охотиться со взрослыми.

Скачки были популярным развлечением донских казаков. Всадники соревновались, чтобы поразить цель, стреляя из оружия верхом. Самые ловкие умели делать это стоя на спине лошадей. В казачьих семьях по традиции давали молодому казаку двух лошадей, форму и оружие.

Казачьи проводы всегда были праздничными. Все уходящие казаки собирались в церкви, затем вешали на шею небольшой мешочек с щепоткой родной земли перед тем, как отправиться петь. Выйдя из станицы , они выпили чашку водки и попрощались с родной землей.

Генерал донского казака в начале 1800-х гг.

Хор Донских казаков Сергей Жаров

Донской казачий хор Сергей Жаров был группой бывших офицеров императорской армии , которые были обнаружены пением в Çilingir (близ Константинополя), где они бежали после поражения своей армии в Крыме . Их формальный концертный дебют состоялся в Вене в 1923 году под руководством их основателя, дирижера и композитора Сержа Жарова .

Хор стал популярным в Америке, Японии и Европе, гастролируя по миру в 1930-х, 40-х и 50-х годах и по сей день. Мужчины, одетые как казаки, пели а капелла из репертуара русской духовной и светской музыки, армейских, народных и художественных песен. Со временем к их программе добавились казачьи танцы.

В популярной культуре

Монументальное произведение Михаила Шолохова « Тихий Дон » сочувственно относится к донским казакам и изображает разрушение их образа жизни в результате Первой мировой войны и Гражданской войны в России .

Сапоги-казаки – модный тренд осенне-зимнего сезона

Как и многие другие вещи, сапоги с острым носом и скошенным каблуком попали в женский гардероб из мужского. Такая модель идеально подходила для езды верхом, нога легко попадала в стремя и не выскальзывала из него.

Благодаря удобству и практичности, сегодня сапоги-казаки надежно закрепились в женских модных образах. Ведь они не только выглядят очень стильно, но и чрезвычайно удобны при носке. Поэтому модницы могут смело отправляться в таких сапогах на продолжительный шоппинг и не бояться об усталости ног. Вдобавок, такие сапоги универсальны, так как подходят и молодым девушкам, и более зрелым дамам.

Воспользовавшись популярностью модели, дизайнеры постарались сделать сапоги нескучными, предложив модницам множество стильных вариантов.

Среди наиболее стильных моделей остроносых сапог в 2021 году особое внимание следует обратить на следующие варианты:

Казаки красного цвета. Предпочтение следует отдать изделиям глубоких и насыщенных оттенков алого. Такие сапоги станут настоящей изюминкой любого аутфита и идеально дополнят осенние образы со стильным тренчем, юбкой длины миди и теплым свитером.

Сдержанных цветов и оттенков. Несмотря на то, что сапоги красного цвета будут чрезвычайно популярны. Для составления более сдержанных и спокойных аутфитов подойдут казаки в классической палитре черного, коричневого, бежевого.

Широкое голенище. Благодаря моде на объемные вещи, сапоги-казаки с широким голенищем оказались в числе трендовой обуви 2021 года. На первый взгляд, кажется, что они немного велики в области голеней. Однако не стоит бояться подобного эффекта. Так как такие модели не только выглядят невероятно стильно, но и позволяют зрительно сделать ножки более изящными, а сам образ более хрупким и элегантным.

Неровный каблук. Несмотря на то, что скошенность – это отличительная характеристика казаков, позаимствованных из мужского гардероба, часто женские модели оснащены прямым каблуком. В новом же сезоне наиболее стильно и модно будут выглядеть дамы, которые носят сапоги-казаки на скошенном каблуке. При этом стилисты рекомендуют не бояться выбирать модели с каблуком, скошенным сильнее обычного.

Животный принт

Если модели классических расцветок кажутся слишком скучными, а красный цвет слишком ярким и вызывающим, следует обратить внимание на стильные и трендовые уже не первый сезон сапоги с анималистичной расцветкой. В моде по-прежнему смелый леопард, зебра, змея

Такие принтованные казаки обязательно обратят на себя внимание окружающих и станут акцентом в образе со сдержанным тренчем или пальто.

Высокие. Традиционные казаки по высоте обычно не достигают колен. Однако дизайнеры решили исправить эту «оплошность» и предложили женщинам ботфорты с явными признаками казаков. Подобная обувь выглядит очень стильно и немного эпатажно, однако превосходно вписывается в осенние образы с пальто или тренчем.

Декор. Если не хочется экспериментировать с расцветкой и высотой сапог, можно добавить образу изюминку, подобрав декорированную модель. Казаки с вышивкой, надписями, цепями, потертостями придадут образу оригинальности и завершенности, станут яркой деталью всего аутфита.

Сапоги-казаки станут отличным дополнением образов для тех девушек, которые предпочитают одежду в самых разнообразных стилях, включая бохо и кантри.

Дамам, предпочитающим спортивный или классический стиль, придется или отказаться от такой обуви, или обновить под нее большую часть своего гардероба. С помощью остроносых сапог также достаточно проблематично создать романтичный и гламурный аутфит.

Интересно: Модная женская обувь – осень 2020

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

16-ый век

Первые записи, относящиеся к казачьим деревням: «станица», относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана Сусара Федорова вступили в армию Ивана Грозного во время блокады Казани в 1552 году. 2 июня В 1556 году казачий полк атамана Ляпуна Филимонова вместе с армией московитов в составе стрельцов завоевал и аннексировал Астраханское ханство.

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.

Кому носить?

Как и любые сапоги, казаки можно носить девушкам с любым типом фигуры и ростом. Пользуйтесь теми же правилами, что и при выборе другой обуви. Если вы высокого роста, можете попробовать сапоги-казаки без каблука, миниатюрным девушкам можно подобрать сапоги на высоком каблуке. Учитывайте, что ботинки по щиколотку могут визуально укорачивать ногу, особенно если они на небольшом каблучке или вовсе на плоской подошве.

Обувь в стиле вестерн может добавить изюминку в ваш гардероб, если вы придерживаетесь таких стилей, как:

  • смарт-кэжуал,
  • кэжуал,
  • бохо стиль,
  • кантри;
  • жокей.

Казаки не будут «спорить» с вещами и будут сочетаться практически со всеми элементами. Если же вы обычно носите классику или вещи в спортивном стиле, то под казаки вам придется обновить львиную долю гардероба. Хотя, чем не повод сменить имидж?

Казачки нижнего Дона

«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector