Почему похожи форменная одежда кубанских казаков и традиционный костюм народов кавказа

Содержание:

Традиция казаков

Домостроение относилось к основным культурным традициям казаков, проживающих на Кубани. После завершения возведения дома хозяева всегда отмечали новоселье, приглашая на него всех людей, принимавших участие в строительных работах.

Хата обычно включала в себя две комнаты. Внутреннее убранство комнаты меньших размеров включало в себя печку, лавки и стол, сделанные из дерева. В помещении побольше стояли сундук и комод для хранения белья, посудный шкаф. В каждом доме в «красном углу» располагалась икона, украшенная рушником, висели картины и фотографии, являвшиеся реликвиями семьи.

Казаки и их семьи неукоснительно соблюдали свои обычаи. Их несоблюдение вызывало всеобщее осуждение и порицание. Организация быта, пока казаки проходили военную службу, полностью ложилась на хрупкие женские плечи.

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за «своих».

Казаки Кубанского казачьего войска

Данное войско состояло из определенных групп казаков:

  • Черноморские казаки. В 1792 году Екатерина II посоветовала атаману Головатому переселить черноморцев на новые территории. К 1793 году около 25000 казаков поменяли место жительства. Перед ними ставились определенные задачи: освоение заселенных земель, создание линии обороны.
  • Линейные казаки. Это казачество донской земли, поменявшее место жительства на Кубань.
  • Приписные казаки. В 19 веке на Кубань переезжали солдаты, вышедшие в отставку, государственные крестьяне, рекруты. Все они зачислялись в казаки, селились в имеющиеся станицы, а в некоторых случаях, даже создавали новые поселения.

Кубанское казачье войско можно назвать свободным воинским формированием. Казаки проживали на одном месте, занимались сельским хозяйством. Они воевали только в случае необходимости, отстаивая интересы Государства Российского.

На кубанские земли стекались пришлые и беглые люди из центральных уголков страны. Они смешивались с проживающим здесь населением, их принимали за «своих».

Это интересно: История леди Годивы – миф или правда?

Форма казаков

У любого народа имеются свои обычаи и отличительные особенности, которые находят отражение в одежде. Форма Кубанского казачьего войска отличалась определенным стилем. Ею гордились станичные воины.

Форма много раз подвергалась изменениям. Значительное влияние на данное обстоятельство оказывали традиции народов Кавказа. Полностью она была утверждена в середине 19 века.

Кубанское казачье войско (история свидетельствует об этом) имело форму, в которую входили определенные элементы одежды:

  • Брюки свободного покроя под названием шаровары.
  • Черкеска — кафтан из сукна, расклешенный на талии.
  • Рубаха, стеганый полукафтан — бешмет.
  • Архалук — кафтан, прилегающий к телу и имеющий высокий стоячий воротник.
  • Капюшон — башлык.
  • Зимняя бурка.
  • Головной убор из овчины или каракуля, имеющий название папаха.
  • Сапоги.

Башлык являлся источником информации о носившем его казаке. Если он был связан узлом на груди, это указывало на то, что казак находится на срочной службе. Капюшон, перекрещенный на груди, свидетельствовал, что его хозяин находится в деловой поездке. Концы башлыка, переброшенные на спину, символизировали окончание срочной службы.

Факты из истории

Кубанские казаки являли собой часть казачества, проживающего на Северном Кавказе.

Кубанское казачье войско было сформировано в 1860 году. Оно состояло из Черноморского и части Кавказского линейного войск, которые имели свои устои, особенности организации и прохождения военной службы.

К окончанию восемнадцатого века, вследствие большого количества политических побед, одержанных Россией, необходимость проживания казаков на территории их родины (Малороссии), в целях охраны границ юга страны, потеряла свою актуальность. Екатерина II подвергла Запорожскую Сечь расформированию.

На принятие данного решения императрицу подтолкнули определенные обстоятельства. Казаки постоянно устраивали погромы поселений сербов, в тот же отрезок времени они поддержали восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Несколько тысяч казаков сбежало. Они поселились в устье Дуная, получили покровительство турецкого султана и образовали Задунайскую Сечь.

Через определенное время они снова «повернулись лицом» к России. Войско запорожцев внесло неоценимый вклад в победу над турками и за это получило в вечное пользование земли Кубани и Тамани.

Особенности формирования кубанского казачества

Начиная с XVIII века в царской России стала проводиться политика, направленная на усиление охраны приграничных территорий. Для создания безопасной зоны, в определённые регионы заселялись представители казачества. Зачастую им создавались привлекательные условия для ведения хозяйственной деятельности.

Защищая свои новые угодья, казаки параллельно охраняли и границы «государства российского».

Основные исторические факты, затрагивающие формирование Кубанского казачьего войска, относятся к трём временным периодам:

  • 1696 год – образовано самое старейшее звено, входящее в Кавказское линейное казачье войско – Хопёрский полк;
  • 1792 год – переселение на Кубань Черноморских казаков;
  • 1860 год – император Александр II издал Указ, согласно которому была обозначена Кубанская область. Территориально она располагалась на правом берегу реки Кубань. Черноморское казачье войско получило название Кубанское казачье войско.

Кубанское казачество полиморфно. Исторические перипетии способствовали вхождению в его состав представителей разных казачьих групп.

Территориальное расположение мест поселения Кубанского казачества способствовало формированию стиля одежды воинов.

Презентация на тему: » История кубанского костюма Женский костюм. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой.» — Транскрипт:

1

История кубанского костюма Женский костюм

2

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» прекрасный), «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

4

Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке значит, суженый на службе.

5

Золотое кольцо на правой руке замужем, на левой разведенная (развод «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки вдова. Второе кольцо умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.

6

Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.

7

Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.

8

Костюм конца XIX начала XX веков. Слева направо: девушка в кубельке с завеской; донская казачка в «парочке» юбке и кофте; замужняя кубанская казачка в шали с «файшонкой» на голове; уральская казачка- старообрядка в сарафане, в шитом золотом поясе

9

Верхнедонская казачка в XVII веке

10

Жена старшины в праздничном наряде. XVII — XVIII века

11

Казачка- вдова и девушка, на ее груди казачье украшение «жерьёлок». XVII-XVIII века

12

Повседневная сорочка и юбка кубанской казачки- черноморки. XX век

13

Праздничные женские туфли черевички

14

Нижнедонская казачка в повседневном костюме с фартуком- «завеской». XVII век

15

Фрагмент традиционной вышивки «крестом»

16

Фратмент вышивки «гладью»

17

Женские пояса. Верхний терский, нижний донской. Изготавливались из кожи, украшались серебряными застежками, вышивкой, бисером, жемчугом, обшивались галуном

18

Спасибо за внимание!

Предметы одежды кубанских казаков, позаимствованные у кавказцев

Черкеска является основой мужского костюма многих горских народов. Так называется распашной кафтан, который притален, и имеет зачастую длину ниже колен. Дополнял черкеску кожаный ремень. К нему обычно цепляли оружие и другие нужные в походе и бою предметы.

Предполагала черкеска и наличие грудных карманов – газырниц. Своё название они получили из-за деревянных коробочек одинакового размера и формы. Предназначались газырницы для хранения определённой порции пороха или круглых пуль, используемых для зарядки оружия.

Некоторые коробочки использовались для хранения запасов еды. Обычно это была смесь из пшена, сушёного мяса и специй. Из неё можно было быстро приготовить сытные блюда.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевался бешмет. Так называли своего рода кафтан с высоким стоячим воротником и узкими длинными рукавами. Их было две разновидности – зимний и летний. Утепляли бешмет при помощи ваты.

Из обуви у горцев были ноговицы и чувяки. Их изготавливали из мягкой кожи буйвола или быка. Обувь была с мягкой подошвой, без каблука и закрытой пяткой.

Одним из ценных и незаменимых предметов гардероба кавказцев была бурка. Основным материалом для её изготовления служил войлок или шерсть диких животных. Для защиты от пуль и стрел, горцы расшивали бурки когтями и клыками зверей.

Использовали бурку и для защиты от ветра, дождя и солнца. Спасала она и в морозные ночи.

Из головных уборов у кавказцев были:

  • папахи. Их шили из шкур животных;
  • башлык. Он представлял собой остроконечный капюшон с длинными концами, которые обматывали вокруг шеи. Зачастую башлык использовали для защиты от солнца и зноя.

Казаки же придумали в папахи вкладывать металлические пластины. Они защищали голову во время боя от ударов клинков.

Головные уборы и прически уральских и оренбургских казачек

Кардонка

— головной убор девушек-казачек из картона с кружевными перевязками, лентами или косынкой.

«Это у молодых женщин твердый бумажный, шитый шелком полуобруч вокруг свернутых волос на вершине головы.»

Волосник

— женский головной убор, надеваемый на заплетенные в косы волосы, уложенные на голове. Волосник изготовлялся из картона (полуобруча), обшитого коленкором или шелком с кружевами. Поверх волосника надевалась шелковая косынка, расшитая золотом или серебром. Части волосника: лобок, лобочек, втыльник с дырочкой.

Оренбургская казачка в волоснике

Сорока

— головной женский убор, главным образом замужних женщин и старух, наподобие кокошника. Сорока украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Со временем сорока вышла из употребления и сменилась волосником, однако еще носилась в упрощенном виде старухами в виде сороки-волосника во время моления и на покойниц.

Сорока уральской казачки

«Как нарядится она в красный штофный сарафан, с золотыми пуговицами и позументами, как уберет голову жемчужной, с драгоценными камнями сорокой – так просто беда, просто всех наших красавиц перещеголяет, так просто королевной сделается, право слово королевной».

Фото из коллекции Российского Этнографического Музея.Уральская казачка в сороке.

Со временем к концу 19 века традиционная одежда вытеснялась городской модой, однако в сочетании с новой одеждой казачки по-прежнему продолжали носить кардонки и волосники.

Косынка уральской казачки, шитая золотом. Саратовский областной краеведческий музей

.

Подготовка воинов

Кубанское казачье войско владело навыками специальных знаний, связанных с военной службой. Они имели свою систему подготовки воинов. С детских лет мальчиков в кубанских станицах обучали верховой езде, владению оружием. Будущие воины принимали участие в кулачных боях, скачках, специальных военных маневрах.

Кубанское войско имело собственную систему выживания в экстремальных условиях. Казаки, в особенности пластуны, умели стойко переносить голод, холод, сами не оставляли никаких следов, но могли читать чужие, и многое другое.

Кубанское казачье войско принимало участие во всех войнах конца 19-начала 20 веков. За ратные подвиги казакам вручали награды сами императоры.

Доблесть и отвага были присущи этим людям, их войско славилось традициями, передаваемыми из века в век.

Особенности формы кубанского казачества

Как у любого другого казачьего объединения, имеется своя форма одежды у кубанских казаков. В ней нашли отражение не только сами казачьи традиции, но и влияние кавказских обычаев. Например, это черкеска, которую можно увидеть в знаменитом фильме, на концертной сцене, где выступают казачьи коллективы. Обязательна также папаха – она соединила в себе одновременно головные уборы горцев и традиционных запорожских казаков. Папаха называется «кубанкой», создается из овчины, с обшивкой галунами.

Современная форма кубанских казаков включает в себя:

  • папаху;
  • фуражку;
  • куртку;
  • пальто (для старших чинов);
  • китель;
  • шаровары и брюки;
  • рубашку с погонами,
  • кинжал на поясе.

Кстати, погоны кубанских казаков могут многое сказать о разнице казачьих званий. Так, младшие чины (от казака до старшего вахмистра) предусмотрены погоны синего цвета. У старших чинов погоны серо-серебристые. Различия обозначаются с помощью нашивок, звездочек.

Головные уборы и прически терских казачек

Сорочка

Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .

  • Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
  • Часть головного убора «Сорочка»
  • Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»

Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.

  • Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
  • Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.

    Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)

  • «Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
    Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке

Шлычка

Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.

Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край

Куталка

— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.

терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере

«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»

«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»

«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»

Организация управления

Полки Кубанского казачьего войска являли собой мощную военную силу

Казаки уделяли особое внимание военной организации и стороне быта

Во главе войска и Кубанской области стоял атаман, назначенный государственной властью. Этот человек приравнивался к командиру дивизии, а также был наделен властью губернатора. Он имел право назначать атаманов, в подчинении у которых находились люди, стоящие у власти в каждом отдельно взятом хуторе или станице.

Основным органом власти в станице был станичный сход. Он выбирал членов правления: атамана и его помощника, судей, писаря и казначея, которые составляли верхушку власти в станице.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Презентация на тему: » Особенности кубанского казачьего костюма Подготовила : О.Г. Кудрявец концертмейстер 2015 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного.» — Транскрипт:

1

Особенности кубанского казачьего костюма Подготовила : О.Г. Кудрявец концертмейстер 2015 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования для детей 1 станицы Павловской муниципального образования Павловский район

2

Казачий костюм вобрал в себя элементы украинской, русской и кавказской одежды. Казачий костюм вобрал в себя элементы украинской, русской и кавказской одежды. Народная одежда различалась : по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная); возрасту; семейному положению;

3

черкеска шаровары сапоги рубаха бурка папаха бешмет башлык

4

Термин « бешмет » заимствован у народов Кавказа. Шили бешмет из разнообразных тканей ярких цветов, носили его на выпуск.

5

Изобретение шаровар приписывают скифам. Шаровары шили из сукна темных тонов на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки.

6

Покрой её целиком взят у горских народов Кавказа На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом.

7

Название, вероятно, от русского обозначения цвета – «бурый». На привале служила подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки, надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

8

Папаха казака или кубанка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

9

Слово произошло от тюркского «баш» голова, и на самом деле башлык был головным убором казаков, который носился поверх папахи. Он давал некоторые сведения о хозяине: завязанный на груди башлык означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

10

Существовало большое разнообразие сапог – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Ичиги Чирики Черевики

11

кохта юбка шлычка сорочка черевики

12

Юбки одевали поверх рубахи: нижняя ситцевая, затем холщовая (сотканная из конопляных ниток) и одна или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами

13

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кохта. В зависимости от покроя она называлась кохтой, блузкой, матине, кирасой,гусарской.

14

Эта длинная, часто почти до щиколотки, нательная одежда являлась порой единственной одеждой на теле человека, т. е. самостоятельным костюмом.

15

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку.

16

В начале 20 века праздничной обувью были фабричные туфли, полусапожки, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром. чувяки черевики чирики

17

Кубанский народный костюм раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Головные уборы и прически кубанских казачек

Традиционными прическами кубанских казачек, как и в других регионах, являлись: одна коса у девушек и две косы, собранные в пучок, у замужних женщин. Девицы и девочки вплетали в свои роскошные длинные косы цветы и шелковые ленты. .

кубанская казачка в прическе из одной косы с вплетенными лентами и цветочном венке

Коса «в расплет»

— прическа сосватанной девушки, которую заплетали ей после сводов. «На вид волосы кажутся совершенно распущенными, посередине же идет тоненькая коска, не толще бечевки; в эту коску вплетаются только концы волос, и такая прическа носит название «в расплет». В конец косы вплетается множество длинных лент.»

Шлычка

Основной прической замужних женщин являлся пучок из волос или кос, которые закручивались на голове. Для увеличения объема прически женщины вплетают в волосы небольшие кусочки материи.

«Все женщины заплетают волосы в две косы, вплетают в них небольшие кусочки материи и шнурки «кисныки» и складывают волосы на голове в круг.»

«Необходимою принадлежностью головного убора замужних женщин является шлычка (нечто вроде чепца); волосы заплетаются в две косы, которые обводятся вокруг головы, и поверх их надевается шлычка; голова иногда прикрывается платком.» .

В черноморских станицах шлычки на украинский манер называли «очипком». Сохранились так же сведения о том, что в ряде станиц на Кубани шлычки-«чепчики», как и косынки искусно вышивали.

«Праздничная белая косынка, украшенная вышивкой, надевалась в большие православные праздники. Помимо нарядных платок, позже косынок, в быту использовались в качестве головных уборов платки (подшальники) хлопчатобумажные, щелковые и шерстяные, сложенные по диагонали в треугольник.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector