Разновидности одежды казаков кубанских и донских
Содержание:
- Особенности кроя и цвета кубанки
- Казачий традиционный костюм
- Разоблачение советскими летчиками деятельности нацистов
- Папаха как элемент военной формы одежды
- Отличие одежды кубанских от донских казаков
- После революции
- Женский национальный костюм
- Казачки нижнего Дона
- Головные уборы и прически терских казачек
- Как и когда появилась кубанка?
- Особенности военной папахи
- Папаха в современности
- Виды папах
Особенности кроя и цвета кубанки
Кубанка имеет богатую и длинную историю ношения и покроя. Получила распространение сначала у Кубанских и Терских казаков со времен участия в сражениях Первой мировой войны, оттуда и сформировалось современное название «кубанка».
Головной убор изготавливается из каракуля или мутона. Сверху имеет матерчатое донышко красного, синего или иного цвета, отвечающего за знак отличия и причастность к определенному роду. В центре верха пересекаются две линии, образующие крест с нашитыми лентами. Традиция покроя верха «крестом» с вшитым галуном сохранилась по сей день.
Наиболее часто линии на донце делают серебристого цвета. Он не зависит от особенностей и цвета конкретного изделия, однако может быть и черного и иного цвета. В зависимости от условий ношения и рода различают цвета донца.
Наиболее распространенные цвета верха кубанок:
- Красный – символизирует отношение к Кубанскому, Донскому, Сибирскому, Енисейскому или Уральскому казачеству.
- Синий – Терскому, Оренбургскому казачьему войску.
- Желтый – принадлежность к Забайкальскому, Астраханскому, Уссурийскому, Иркутскому казачеству.
- Зеленый – отражает отношение к Амурскому или Белорусскому казачеству.
- Черный – может использоваться всеми казачьими округами в условиях повседневного или полевого ношения.
На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.
Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.
Материал, используемый для пошива кубанки
Кубанка – это округлая, расширяющаяся кверху или трапециевидная шапка, изготавливаемая из натуральной овчины, мутона или каракуля и матерчатым или кожаным верхом, отделанным галуном. Цветовая гамма меха разнообразна: от черного, коричневого, до серого и белого.
Каракуль – это выделанные шкурки ягнят. Тонкая шерстяная основа с коротким шелковистым ворсом из плотно прилегающих друг к другу волнистых завитков образует своеобразный муаровый рисунок. Такие кубанки считаются парадными и одеваются в особых случаях. Например, сшитые из серого каракуля, традиционно носятся атаманами, полковниками. В старые времена шкурки каракуля продавали на астраханских ярмарках, поэтому название «астрахан», в качестве обозначения каракуля, прижилось в европейских языках Запада.
Другой распространенный материал, используемый в шапках — овчина. Для пошива подходит овечья шкура от животного старше шести месяцев. В отличие от каракуля здесь длинный плотный ворс, отлично сохраняющий тепло даже в зимние месяцы. Он хорошо и долго носится, не давая голове потеть.
Разновидность овчины, используемая в пошиве шапок – мутон. Мутон (стриженная овчина) отличается блеском, плотностью и красотой мехового покрова.
Кубанки из натурального меха ручной работы в Нагайка.рф
Кубанка для казака — ответственность перед родом, семьей, общиной и страной. Она честь казака. Выбрать и купить кубанку из натурального меха можно в магазине Нагайка.рф. Все модели сшиты вручную мастерами в традициях казачества.
Источник
Казачий традиционный костюм
Если сердце казачества и билось в России, то его истоки все равно надо искать в обычаях народов степи. Взять хотя бы внешность: чуб-оселедец, широкие шаровары, туфли с острым и высоким носом, серьги в ушах. Чисто внешне: турок турком. И так, наверное, когда-то и было. Для этого субэтноса характерно сочетания множества черт разных народов.
Хотя, вероятно, внешний вид славяноязычных степняков оформился еще на заре русской государственности. Так, например, византийские хронисты отписывали Святослава Игоревича, языческого князя Киевской Руси, как самого натурального казака. Упоминая все известные нам обязательные атрибуты жителя казачьей вольницы. Это, однако, не отменяет факта заимствования, а просто углубляет его историю во тьму веков.
Верным помощником в истории исследования казачьего костюма выступает такое специфическое направление в языкознании, как этимология (наука о происхождении слов). Ученым, например, известно, что само слово «шаровары» родилось в иранских языках, но в русском появилось как результат заимствования у тюркских кочевников. Это, безусловно говорит и о том, что не только лексема, но и сами такие широкие штаны свободного кроя были переняты у воинственных народов степи.
Или, например, казачий кафтан, бешмет. Тоже в недавнем прошлом был одеждой кочевников Великой Степи. Само его название в русском языке напрямую восходит к татарскому слову. И это неудивительно, так как тюркские народности на протяжении многих веков, будучи властелинами лошадиных табунов, безраздельно царили в глубине континента. Их образ жизни и атрибуты материальной культуры были идеально заточены под нужды кочевого скотоводства, а, значит, с них можно и нужно было брать пример.
Даже такой простой и всем привычный предмет гардероба как штаны, и тот был введен в каждодневный оборот именно кочевыми народностями. Но, правда, это случилось задолго до рождения российской государственности. Ориентировочно в 3-м тысячелетии до нашей эры. И это неудивительно – ведь иначе совсем неудобно сидеть на лошади. Занятно, кстати, что из-за этого античные народы брюк не носили и считали их верным символом варварства и дикости. Это, однако, не отменяет того факта, что древние кочевники были видными новаторами в мире моды.
Разоблачение советскими летчиками деятельности нацистов
В марте 1941 года советская полярная авиация зафиксировала немецкий самолет Do-215 над островом Земля Александры. Летом 1942 года военным летчикам из СССР удалось обнаружить неизвестную радиостанцию в этой области. Были обнаружены явные сигналы с острова с помощью ракет, а также строения, покрытые проволочной сеткой.
У советских военных не было достаточных ресурсов для расследования происходящего в этом необитаемом районе, поскольку в то время у них были более важные военные задачи. Лишь с окончанием войны появилась подлинная информация о деятельности нацистов в Арктике. 12 сентября 1951 года советский научно-исследовательский ледокол «Семен Дежнев» обнаружил остатки немецкой военной базы в районе Земли Александры на мысе Нимрод.
Секретные гитлеровские базы подлодок в Арктике / Фото: aces.gg
Здесь находилась метеорологическая станция с радиовышкой, склады, бытовые и жилые здания. Исследователи выявили множество документов, продукты питания, одежду и информацию, связанную с работой радиостанции и метеостанции. Было установлено, что на этом острове во время войны действовала секретная нацистская база № 24 «Кригсмарине». В пяти километрах от нее располагалась еще одна база, на которой, согласно найденным документам, в 1943-1944 годах располагалась метеорологическая станция «Шатцграбер».
Папаха как элемент военной формы одежды
В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:
- папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
- папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
- папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
- папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
- папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
- папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).
В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.
23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.
10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.
В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).
Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531. Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544.
В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.
Отличие одежды кубанских от донских казаков
Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.
Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.
Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.
Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
КубанскиеДонские
После революции
Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.
Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.
Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.
Читайте далее:
Уход за шерстяными изделиями. как ухаживать за шерстяным пальто, папахой и свитером
Что такое шапка кубанка? история появления кубанки. каково ее значение сегодня? образы с кубанкой для модниц.
История кроссовок: история появление обуви «сникеры»
Что такое малахай, что это означает: история возникновения, как носят малахай в наше время
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Лампасы на брюках: что это такое, история и современность детали
История рюкзака: история создания рюкзака и типы рюкзаков
Что такое треуголка? описание головного убора, история, предназначение. что означает треуголка в россии? интересные факты.
Почему моряки носят бескозырку, история и особенности головного убора
Бейсболка это: описание, история и особености головного убора
История валенок: когда появились на руси, кто придумал, интересные факты о валенках
Сафьяновые сапоги — что это такое: история, особенности выделки сафьяна
Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.
Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Нижнее платье
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Верхнее платье
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.
Речь пойдёт о папахе.
Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:
- долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
- в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
- с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
- с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
- перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
- во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.
Грузинская шапка из овчины
Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.
Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.
Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.
Трухменки подразделяются на следующие виды:
Предназначение
Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:
Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.
- Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
- Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
- Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
- Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
- Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.
Казачки нижнего Дона
«… В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)
Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.
Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.
Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели
Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).
После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.
Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.
На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.
Головные уборы и прически терских казачек
Сорочка
Головной убор гребенской казачки по мнению Ф.С. Гребенца, представляет из себя смесь головного убора женщин Рязанской губернии, армянок и грузинок. Замужние казачки заплетали на голове 2 косы и укладывали их на темени. На висках оставляются «букли». На косы одевался «подкосник» («подкосок» или «кокошник»). «Подкосник» делался из деревянной палочки по длине лба, которая обтягивалась ватой и обшивалась ситцем; затем из ваты скручивался полукруг, который также обшивался ситцем. Обе эти части скрепляли вместе так, чтобы образовывался полукруг. Полукруг одевается к затылку, а прямой палочкой ко лбу. Косы с «подкосником» подвязывали «сорочкой» (род очипка), поверх которой «стагаш» (или «стягашник») — шелковый алый, кашемировый или ситцевый платок, концы которого завязываются на затылке. Последней надевали «ширинку» — большой батистовый или шелковый платок с загибкой по середине («сгибкой»), которая делалась зубами, но чаще утюгом по центру свернутого угол с углом платка . Платок также завязывали на русский манер под подбородком . Вся конструкция описанного головного убора значительно увеличивала размеры головы и придавала ей немного квадратный вид. Девушки заплетали одну косу, которая опускалась до талии, сразу на волосы повязывали «стягашник, «поверх которого надевали «ширинку» или платок как у замужних женщин .
- Весь комплект головного убора «Сорочка»: подкосник, сорочка, стягашник, ширинка
- Часть головного убора «Сорочка»
- Часть головного убора гребенских казачек — Сорочки — «Подкосник» в исполнении ателье «Меланья»
Аналогичные головные уборы носили казачки ст. Бороздинской и, вероятно, иных станиц Кизляро-Гребенского полка.
- Гребенская казачка в «сорочке», нач. XX в.
-
Е.Е. Лансере. Портрет казачки станицы Старогладковской Елены Тамазиной.1928 г. Бумага, гуашь, темпера.
Гребенская казачка в сорочке (красная деталь под платком — стягашник)
-
«Казачка ст. Червленой» Г.Г.Гагарин. акварель середина XIXв.
Незамужняя девушка-казачка в стягашнике и ширинке
Шлычка
Женщины ст. Ищерской носили на голове шлычки вроде чепцов, а сверх шлычки надевали шелковые, кашемировые или кумачные повязки. Летом в праздник носили одни повязки на головах без платков.
Шлычка Мартыненок Д.В. Ставропольский край
Куталка
— способ повязывания платка для сохранения кожи лица от загара во время полевых и домашних работ, схожий с донской зануздалкой.
терские казачки в куталках. Рисунок Е. Лансере
«Для сохранения кожи лица и рук от загара они и на работе в поле и садах, а так же дома, «кутаются», обвязывая лицо платком настолько, что оставляют видными только одни жгучие глаза.»
«Женщины же во время летней жары, чтобы сохранить белизну и нежность лица, «кутаются», то есть обвязывают лицо платком.»
«Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковою целью употребляется для лица особый вид повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком замаскированном виде девушка может усиленно работать в летнюю страду.»
Как и когда появилась кубанка?
Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.
Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.
К сожалению, описания первых казачьих головных уборов, дошедшие до наших дней, скудные. Представления о них складываются из отдельных рассказов известных мыслителей, писателей, летописцев и философов.
Почему через центр кубанки проходят две линии, образующие крест?
Пересекающиеся линии на казачьем головном уборе не имеют сакрального смысла, они напрямую связаны с особенностями кроя шапки. Если купить кубанку без полос – это уже не кубанка, ведь издавна донце настоящей казачьей шапки сшивалось из четырех частей, в которые помещался галун. Традиция жива и по сегодняшний день.
Обычно линии на донце кубанки белого цвета вне зависимости от особенностей пошива конкретного изделия. Большое значение имеет лишь цвет верха:
- У терских казаков верх шапки синего цвета, как и вставки на парадной одежде.
- У донских казаков принято использовать красные цвета.
- А у астраханцев донце шапки отличается ярким желтым цветом.
На сегодняшний день насчитывается порядка 20 отдельных казачьих войск на территории России. Все они объединены в союз, однако имеют свои традиции и устои.
Особенности военной папахи
В военной экипировке среди папах наблюдалось отличие. Благодаря этому головному убору можно было определить, какому полку принадлежит служивый человек.
Например, казаки из Сибири носили конусообразные папахи с коротким мехом, а донские военнослужащие украшали свои головные уборы вышитым крестом, показывая всем, что они принадлежат к православной вере.
У донских казаков папаху уважительно называли «казачьей кубанкой». Верх их папах был обязательно алого цвета. В нескольких воинских частях предпочтение отдавали папахам из овечьего меха чёрного цвета. Ворс у них был традиционно длинным.
Папаха в современности
Кто же покупает такие шапки и для кого кавказские мастера шьют головные уборы, каждый из которых является эксклюзивным?
- Прежде всего, это актёры национальных песенных и танцевальных коллективов.
- Мужчины из горских селений, до сих пор поддерживающие традиции предков, тоже покупают и носят папахи.
- Генералы и полковники российской армии продолжают носить папахи из разных видов каракуля.
Некоторые известные кавказцы тоже занимаются популяризацией национального головного убора.
- Махмуд Эсамбаев, танцовщик, солист Большого театра, Народный артист СССР, до конца своих дней не снимал каракулевую трухменку, находясь в ней даже на заседаниях Верховного Совета. Исключение делал только для театральных постановок.
- Хабиб Нурмагомедов, российский борец, который является действующим чемпионом UFC, много лет подряд на публичных мероприятиях показывается в папахе. Даже на ринг он поднимается в национальном головном уборе, пренебрегая просьбами спортивных корпораций о рекламе их продукции. Хабиб гордо отвечает, что перед боем будет носить шапку своих предков. После одной из его громких побед в октябре 2016 года спрос на них поднялся в 16 раз.
Модные женские шапки из песца, чернобурки или другого меха с высокой тульей и плоским круглым дном называются кубанки, что является вариантом трухменки и скроено по её подобию. Кубанка также время от времени появляется и в мужском гардеробе. Одно из модных поветрий – светлая каракулевая шапка. Вязальщицы имитируют фасон плотной фактурной вязкой.
Мужчины и женщины смотрятся в папахах очень интересно и современно. Эта шапка на все времена – придавая рост и формируя гордую осанку, она всегда будет оставаться в моде.
Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.
Виды папах
Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.
Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.
Кубанка, клобук и трухменка
Разберём, как выглядят разные виды папах:
Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.
Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.
Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.
Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:
- синий у терских казаков;
- красный – у донских;
- желтый – у астраханцев.
Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями. На Руси до XIX в
папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха»
На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».
Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.
Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.
Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.
Папаха с тумаком
Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.
Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.
Из каракуля
У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.
Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.
Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.
Несколько дополнительных видов
Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.
«воронье гнездо»