Национальность и происхождение донских казаков, что говорит генетика

Потеря вольностей

До конца XVI века донское казачье войско не подчинялось русскому правительству, однако не жило в отрыве от Руси. Из нее донцы получали новых бойцов, хлеб, порох, свинец и прочие припасы, необходимые для войны с турками и татарами. В 1584 году донские казаки принесли присягу на верность царю Федору Иоанновичу, а во время Смуты поддерживали самых разных самозванцев.

Впоследствии они присягнули на верность царю Михаилу Федоровичу Романову, но дела с донцами Россия вела через Посольский приказ – аналог современного министерства иностранных дел. В 1708 году большая часть донских казаков поддержала восстание Булавина и Петр I упразднил их право на независимость и вольности, дарованные Иваном Грозным. В 1718 году их церкви стали подчиняться Воронежской епархии.

Проводы донских казаков в армию

Более двух веков казаки были главной опорой императорского трона, но в начале ХХ века на территории Войска распространение получила идея отличности станичников от остальных русских.

Как посвящали в казаки донские.

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет. Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому. После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить

Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет. В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти. Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Форма и одежда казаков с Дона.

В течение веков форменная одежда донских казаков не раз видоизменялась. Однако, начиная со второй половины 19 столетия, она начала приводиться к единому образцу. В настоящее время одеяние донцов стало выглядеть уже традиционным. Во многом форма повторяла общевойсковую. Однако отличительными особенностями в одежде у казаков являются башлык (капюшон с длинными белыми завязками), казакин (накидка), штаны с лампасами. Кстати, даже в мирное время настоящий казак всегда носит шаровары военного образца, на которых в обязательном порядке присутствуют лампасы. Такой лампас – символ того, что некогда казакам была дана воля. Еще один отличительный знак – погоны донских казаков.

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином. В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску. Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность.

Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

В целом песни донского казачества можно поделить на строевые и лирические. Первые отличаются ярко выраженным темпом и напоминают молодецкую скачку на лошадях. Лирические же песни, чаще всего, являются медленными, плавными, протяжными.

Культура донских казаков сформировалась на базе христианских ценностей. Так, строго соблюдаются 10 заповедей, а также казачьи обычаи. Среди последних выделяется безоговорочное подчинение старшим, уважительное отношение к женщинам, гостям дома. Родители являлись для казаков основой мироздания, поэтому дети в казачьих семьях всегда обращались к отцу и матери исключительно на «Вы». А в присутствии человека, старшего по возрасту, запрещалось не только курить, но и сидеть.

Несмотря на то, что двор донских казаков всегда хлебосолен, а сами станичники очень позитивно относятся к застольям, пьянство в их среде строго осуждается. Напиться до состояния риз считается зазорным. Вместе с тем, редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. В настоящее время эта традиция почти ушла в прошлое.

Сбор и изучение генетического материала

Исследование генома донских казаков провел Медико-генетический научный центр, под руководством доктора биологических наук профессора Елены Владимировны Балановской. Работа была проведена лабораторией популярной генетике ФГБНУ «МГНЦ», совместно с международным проектом The Genographic и при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. ДНК материал для исследования был собран в 2008 году в разных казачьих станицах и хуторах верхнего и нижнего Дона.

В проекте приняло участие 324 мужчины, предки которых достоверно происходили из казачества и уже три поколения проживают на данной территории. Специалисты Медико-генетического центра проанализировали ДНК быстро мутирующих тандемных повторов Y-хромосомы, который известен как фрагментный анализ. Это распространенный в криминалистике способ определения отцовства, а в популяционной генетике он используется как «молекулярные часы», определяющие возраст отдельных гаплогрупп. Обработанн было ДНК 131 казака из станиц Верхнего Дона.

1917 год

Агафонов Макар Иванович, хорунжий (станица Казанская) — № 1, 09.04. – С. 1. Алексеев, полковник — № 4, 30.04. – С. 1.
Антюфеев Иван Ефимович, военный врач (станица Митякинская) — № 3, 23.04. – С. 1.
Богаевсков Аким Константинович, подхорунжий (станица Старочеркасская) — № 3, 23.04. – С. 4.
Быкадоров Пантелей Макарович, вахмистр (станица Митякинская) — № 4, 30.04. – С. 2.
Владимиров, войсковой старшина — № 4, 30.04. – С. 1.
Волохов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Жутнев, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Инютин, полковник командир полка — № 4, 30.04. – С. 1.
Карпов, сотник — № 2, 16.04. – С. 2.
Козин, есаул — № 2, 16.04. – С. 3.
Коноводов Илья Емельянович, урядник — № 7, 21.05. – С. 2.
Кочетков, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Краснов Иван Яковлевич, подхорунжий — № 7, 21.05. – С. 1.
Кундрюцков Иван Васильевич, подхорунжий (станица Нижне-Кундрюченская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Лобов Иван А., урядник (станица Казанская) — № 7, 21.05. – С. 2.
Меркулов Георгий Иванович, приказный (станица Скуришенская) — № 3, 23.04. – С. 3.
Миронов, хорунжий — № 4, 30.04. – С. 1.
Петров, войсковой старшина — № 2, 16.04. – С. 4; — № 4, 30.04. – С. 1.
Поляков Андрей Николаевич, подхорунжий (станица Филипповская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Пономарев Иван Яковлевич, урядник (станица Луганская) — № 4, 30.04. – С. 2.
Попов Илья, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Попов Степан, полковник — № 4, 30.04. – С. 1.
Попов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 2.
Реденков, хорунжий — № 2, 16.04. – С. 2.
Ремчуков Дмитрий Емельянович, урядник (станица Клетская) — № 7, 21.05. – С. 1.
Самохин Константин Петрович, вахмистр (станица Ермаковская) — № 5, 07.05. – С. 3.
Траилин, полковник командир полка — № 5, 07.05. – С. 2.
Харламов, подъесаул — № 2, 16.04. – С. 1.
Хлюстиков, коллежский регистратор — № 4, 30.04. – С. 1.
Храмов, подъесаул — № 4, 30.04. – С. 1.
Чернецов, подъесаул (станица Калитвенская) — № 1, 09.04. – С. 1.
Юскин Исаак Иванович, подхорунжий (станица Новониколаевская) — № 3, 23.04. – С. 2.

Места нахождения и хранение номеров приложений «Донские областные ведомости» 1915-1917 гг.

Государственный архив Ростовской области (ГАРО) – 1915 г. (№ 5-16, 18-19, 21-33, 35-38, 41).

Донская государственная публичная библиотека (ДГПБ) (м/ф) – 1916 г. (№ 1-12, 14 – 16 (нет 4-й стр.), 17 – 18, 20 – 45 (нет 1-й стр.), 46 – 52); 1917 год (№ 3, 6 – 8, 11 (отсутствие 1и 2-й стр.) – 14).

Новочеркасский музей истории Донского казачества (НМИДК) – 1916 г. (№ 1, 3-6, 13, 15-19, 22, 25, 27, 29, 30, 33-36, 41, 45, 48, 50); 1917 г. – (№ 2, 3, 7, 10-12).

Российская государственная библиотека (РГБ) – 1915 г. (№ 1-11, 13, 15, 17-21, 23-30, 32-33, 40); 1916 г. (№ 1-19, 21-27, 29, 31-41, 43-52); 1917 г. (№ 5-8, 10-14).

Российская Национальная библиотека (РНБ) – 1916 г. (№ 1-12, 14 – 16 (нет 4-й стр.), 17 – 18, 20 – 45 (нет 1-й стр.), 46 – 52); 1917 год (№ 3, 6 – 8, 11 (отсутствие 1и 2-й стр.) – 14).

Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина в г. Новочеркасск – 1915 г. (№ 1-42).

Места нахождения и хранение номеров приложений «Вольный Дон» 1917 г.

Российская Национальная библиотека (РНБ) – 1917 г. (№ 1-9).

Список фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1915 г. А — КСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1915 г. Л — ЯСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1916 г. А — КСписок фотографий в приложениях к Донским Областным ведомостям 1917 г.

Возникли вопросы? Обращайтесь в нашу справочную службу — СПРОСИ КРАЕВЕДА.

Второстепенные антропометрические типы донцов

Менее распространёнными являются три второстепенных антропометрических типа донцов – татарский, калмыцкий и еврейский.

Считается, что основная часть казаков с татарскими чертами, такими как выпуклый лоб, смуглое широкое скуластое лицо и короткие кривые ноги, произошла от тюрков, перешедших в православную веру.

Калмыцкий тип возник от смешения генотипов калмыков и казаков, и характеризуется красивыми, но широкими лицами, главным образом у представительниц слабого пола.

Донские казаки, принадлежащие к еврейскому антропологическому типу не отличимые от горских евреев северо-восточного Кавказа.

Аборигены верховьев Дона

Определённая группа исследователь сходится во мнении, что донские казаки являются автохтонным населением, так называемого Дикого Поля, предками которых были праславянские племена.

В одном направлении развивали идеи Забелин и Савельев, считавшие донских казаков потомками смешанного этноса, с древнейших времён до начала второго тысячелетия н. э. заселявшего берега современных казачьих рек.

Согласно их версии в крови донских казаков течет кровь гетов и скифов, сарматов и хазар, массагетов и готов, бастарнов и прочих племён, осуществлявших миротворческую функцию между оседлым и кочевым населением этих мест. Впоследствии, когда в силу исторических обстоятельств им пришлось покинуть эти места и поселиться в разных уголках Руси, они поддерживали свою внутреннюю организацию, сохраняя воинские традиции праотцов. И когда в XV веке, волею судьбы им опять открылся путь на историческую родину, они вернулись и основали донское казачество.

Начало службы на Кавказе

Немного передохнув от сражений, молодой Бакланов вернулся на службу, преисполненный желания и дальше прославлять героизмом Донское казачество. Какое-то время Яков Петрович охранял границу России по Пруту, а в 1834 году был возвращен на Кубань в полк Жирова, в составе которого осуществил свои первые походы на горцев.

Бравые казаки штурмовали закубанские аулы, расположенные на берегах рек Псефир, Белая, Лаба и Чамлык. Во время одной из таких экспедиций Бакланов получил серьезное ранение в голову, а во время другой с блеском вышел из, казалось бы, безнадежной ситуации, истребив противника фактически голыми руками. И это при том что горцы в четыре раза превосходили по количеству отряд казаков.

Очень быстро из молодого и горячего вояки Бакланов Яков Петрович превратился в опытного, хитрого и умелого боевого офицера. Известность его росла, а за подвиги свои к этому времени он получил орден Святого Владимира четвертой степени.

16-ый век

Первые записи, относящиеся к казачьим деревням: «станица», относятся к 1549 году. В 1552 году донские казаки под командованием атамана Сусара Федорова вступили в армию Ивана Грозного во время блокады Казани в 1552 году. 2 июня В 1556 году казачий полк атамана Ляпуна Филимонова вместе с армией московитов в составе стрельцов завоевал и аннексировал Астраханское ханство.

Во времена Ивана Грозного (Иван IV) атаман Ермак Тимофеевич отправился в экспедицию по завоеванию Сибири. После победы над ханом Кучумом осенью 1582 года и оккупации Искера, столицы Сибирского ханства, Ермак послал войска казаков по Иртышу зимой 1583 года. Отряд во главе с Богданом Брязгой (по другим данным, казачий вождь) Никита Пан); прошли через земли конг-пелымских вогулов и достигли стен города Самарово. Застигнутые врасплох казачьей атакой, остяки сдались. Осенью 1585 года, вскоре после смерти Ермака, казаки во главе с воеводой (командующим армией) Иваном Мансуровым основали первый русский укрепленный город в Сибири, Обской, в устье реки Иртыш на правом берегу Оби. Таким образом, земли Манси и Ханты стали частью Российского государства, в конечном итоге обеспеченного основанием городов Пелым и Березов в 1592 году и Сургута в 1594 году. В результате экспедиции Ермака Россия смогла аннексировать Сибирь.

История донских казаков

Большое сообщество людей, принадлежащее к тому или иному народу, однако проживающее обособленно, имеющее свой диалект и культуру, носит название субэтноса. Именно таким субэтносом и стали донские казаки. Об их происхождении до сих пор спорят историки. Неверным было бы считать, что казачество произошло от «иноверцев» – людей иной национальности, нежели доминирующий русский этнос, исповедующих какую-то другую религию. Дело в том, что история донского казачества неотделима от русской истории, и это обусловлено как единым этническим генотипом, так и христианской религией, которой всегда придерживались люди, живущие в этом южном российском регионе.

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Документальные источники до середины 16 столетия не упоминали о казаках. Лишь в 1550 году Юсуф, ордынский князь, пожаловался в письме Ивану Грозному на неких людей, подданных русского царя, которые не дают покоя татарским послам, отлавливают их на дорогах, возвращающихся домой с подарками самому Юсуфу, и бессовестно грабят. Судя по всему, уже в середине XVI века будущие донцы действовали активно и не слишком боялись наказания.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Национальные символы донского казачества

Флаг донских казаков

Флаг донских казаков

Флаг донского казачества 3: 4 был торжественно открыт во время собрания донских казаков в Новочеркасске ( Донская республика) 4 мая 1918 года под руководством атамана Петра Краснова . Флаг имеет три цвета: синий, желтый и красный. Флаг аналогичен флагу Украинского государства , также основанного в 1918 году и граничащего с Донской республикой на западе.

Герб

Герб донского казачества был известен с 17 века. Он был принят как символ Донской республики 15 сентября 1918 года.

Герб донских казаков

Униформа

До 1914 года отличительным окрасом Донского казачьего войска был красный цвет: на фуражках и широких полосах штанов темно-синяя форма свободного покроя, свойственная степным казакам. Иногда надевали высокие шляпы из овчины с красными тканевыми верхами, окаймленными белыми кружевами. Серебряные металлические свитки носили на головном уборе, чтобы обозначить выдающееся поведение отдельных полков. Офицеры имели серебряную тесьму на воротниках и погонах плюс серебряные / черные пояса. Погоны остальных рангов были такого же темно-синего цвета, как и кафтан (пальто). Вместо шпор использовали хлыст. До 1908 г. отдельные казаки из всех воинств должны были предоставлять свою форму (вместе с лошадьми и упряжи). Однако размер и относительное богатство Донского казачьего войска позволяло создавать общественные швейные фабрики.

Полевая туника цвета хаки была принята в 1908 году, заменив темно-синие пальто или белые (летние) блузки, которые раньше носили при выполнении обычных обязанностей. Однако синие галифе с широкими красными полосами, характерными для Донского войска, продолжали носить даже на действительной службе во время обеих мировых войн.

Донская казачья батарея Императорской гвардии носила форму «Царского зеленого» (темного оттенка, общего для армии), с черными и красными различиями артиллерии в качестве ответвления.

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие — с плоской верхушкой или высокие — с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Почему донские казаки не женились на русских.

На этот вопрос можно ответить, изучив историю казачества. В 15 веке крестьяне, искавшие вольно жизни и нашедшие свою землю на берегах Дона, были практически все мужского пола. Неудивительно, что «женский вопрос» стоял очень остро. Отчасти поэтому частенько казаки устраивали набеги на соседей, в основном Турцию. В качестве трофеев нередко попадались красивые турчанки, их донцы брали в жены, образуя смешанные браки.

Интересный факт!

Во время атаки на турок в Таганрогском заливе в 1635 году донские казаки захватили в плен 1735 женщин, которых всех впоследствии взяли в жены. Турчанок они называли ясырками, а рожденных детей — болдырями. От этого то и пошла фамилия Болдырев.

А вот жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже, когда на Юг массово заселялись русские, донцы предпочитали дистанцироваться от близких контактов. Переселенцев, вероятнее всего, они воспринимали, как угрозу своей самобытности. Если все-таки свадьба состоялась, то донской казак обрекал себя и свой род на вечный позор. Интересно, что казаки старались рано обзаводиться семьей, до 20 лет, чтобы успеть продолжить свой род до уход на службу.

Тюркское происхождение

Поскольку слово «казак» имеет тюркские корни, и обозначает независимого человека-кочевника, ведущего отшельнический образ жизни, существуют версии, о татарском происхождении донских казаков.

Так профессор Вельяминов-Зернов прямо ассоциирует казака с «простым татарином», практически то же самое говорит и немецкий учёный Штекль, с одной лишь разницей, что, по его мнению, донские казаки, были татарами выкрестами.

Историк Татищев предполагал, что донские казаки являются потомками касимовских татар, живших в Мещере, до тех пор, пока Иван Грозный не наводнил город ногайцами. Не желая делить вотчину с посторонними, мещерские казаки начали переселяться на вольные берега Дона.

Антропометрия казаков

Специалист по донскому казачеству Савельев в начале XX века заключал, что население Дона по своим внешним параметрам отличается как от великороссов (русских), так и от малороссов (украинцев), составляя отдельную группу с ярко выраженными характеристиками. По его мнению, особенности их внешности и строения тела столь индивидуальны, что даже если казак переоденется в национальную одежду другого этноса, его всё равно без труда можно будет идентифицировать.

Однако советский исследователь антропометрических параметров донского казачества Бунак пришёл к выводу, что их общий типаж при масштабном сравнении сопоставим с тем, что превалирует на территории русской равнины.

Этапы развития донского казачества

Изначально Донское войско пользовалось своими привилегиями, данными грамотой. Однако постепенно из вольницы начало формироваться самостоятельное, но несколько ограниченное в решениях воинское формирование. Так, уже в 1584 году войско Донское присягнуло Феодору Блаженному (сыну и наследнику Ивана Грозного) на верность. Спустя 40 лет казаки принесли такую же присягу Михаилу Романову. Это, однако, не мешало им иметь собственные взгляды на происходящее и самостоятельно решать, чью сторону поддержать в сложные периоды российской истории – например, во времена Смуты. Более того, донцы периодически умудрялись еще и пиратствовать, отправляясь по морю в турецкие земли. В этих начинаниях Москва старалась их поддерживать, видя свою выгоду. Однако восстание Степана Разина многое изменило. После того как этот бунт был подавлен, полувоенную вольницу вынудили присягнуть Алексею Михайловичу. И донские казаки с 17 века все свои шаги в дальнейшем были обязаны согласовывать с правительственным гарнизоном, который разместился на Дону.

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России. Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия. Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР. Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства. Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения. Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии. Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector