Чем чеченские папахи отличались от казачьих и осетинских

Где сегодня можно купить кубанку

Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

Источник

Особенности и характерные черты

В грузинском национальном костюме отражается характер, сословная принадлежность и этнические нормы представителей этого народа. Одежда была разной в зависимости от климата, социального статуса, особенностей быта. Различались также повседневные и праздничные наряды, детские, женские и мужские.

Основные черты национального костюма грузин появились еще в IX веке. Тогда его отличала скромность и строгость. Он подчеркивал особенности характера представителей народа, их гордость, силу и стойкость духа. Изначально такие особенности в одежде проявились на Южном Кавказе. Там стали носить особый наряд, который назвали «чоха». Это универсальный предмет гардероба мужчин и женщин, который надевали везде. Сначала традиционная одежда была изысканной, но постепенно становилась более строгой, закрытой. Удлинялись рукава, использовалось меньше украшений. Строгость и простота кроя делали костюмы удобными. Только на свадьбу старались надевать более нарядную одежду.

Для богатых костюмы шили из дорогих материалов – шелка, атласа, бархата, меха. В качестве отделки использовали золотую нить и жемчуг. Украшениями на одежде служили вышивка, галуны, пуговицы, перевитые шнуры, нашивки, накладные карманы. Обязательным для мужчин и женщин был пояс. Одежда простых людей была из более дешевых материалов – сукна, сатина, льна или холста.

Черный и белый – это традиционные цвета грузинских костюмов. Они использовались в любом сословии, для праздников, в обычной жизни. Для отделки применялся бордовый или серый. Для богатых людей делали одежду синего, зеленого или красного цвета. Женщины в праздничные дни могли использовать более яркие расцветки.

Мужской

Мужской грузинский костюм был многослойным. Особенно делался акцент на широких плечах мужчины. Состояла одежда из нескольких элементов:

  1. Нижняя рубаха перанга обычно была белого цвета.
  2. Надевались двое штанов. Нижние – шендиши, а верхние – шарвали. Они были свободными.
  3. Обязательным элементом костюма была чоха (черкеска). Традиционно она была черного, серого или бурого цвета. Праздничные чохи могли быть белыми или синими. Подпоясывались они кожаным ремнем, на котором крепился кинжал. Длина чохи – ниже колен.
  4. Дворяне на праздники носили куладжу. Это подобие короткого платья из бархата, которое надевают поверх одежды.
  5. К традиционной одежде относились короткие архалуки – это сорочка со стоячим воротником.
  6. Особенностью кабы был разрезной рукав. Он открывал руку от плеча до локтя, а у запястья сужался, закрывая пальцы.
  7. Зимой теплая одежда делалась из меха. Мужчины носили шубу, куртку или плащ без рукавов из сукна падиби.

Женский

Женский национальный костюм отличается нежностью и красочностью. Он призван подчеркивать красоту фигуры, поэтому создавался с облегающим лифом и четко выраженной талией. Обязательным элементом был длинный широкий пояс, украшенный традиционным орнаментом. Женская одежда была многослойной, что не лишало ее элегантности.

Традиционный грузинский костюм для женщин имел несколько обязательных элементов:

  1. Верхняя одежда называлась катиби. Она шилась из бархата или шерсти, имела меховую подкладку или простегивалась ватой. Рукава были разрезными, а на талии была элегантная застежка.
  2. Длинные платья назывались картули, их носили все женщины. С помощью шнуровки их делали сильно облегающими. Спереди был глубокий вырез, который закрывался вставкой контрастного цвета. Лиф платья украшали тесьмой, жемчугом, расшивали бисером или золотой нитью.
  3. Под платье обязательно надевалась нательная одежда: сорочка перанги и штаны.
  4. Голову и лицо женщины прикрывали косынкой багдади или тюлевой вуалью лечаки.

Отличался немного от традиционного аджарский костюм. Женщины этой народности носили шаровары и длинную рубаху красного или синего цвета. Поверх надевали яркое платье простого кроя и шерстяной передник. Лицо обязательно прикрывала чадра.

Детский

Традиционно народные костюмы для детей были похожи на взрослые, но делали их более простыми, без обилия украшений и декоративных элементов. Дети более подвижные, активные, поэтому одежда у них была короче и не такой многослойной. Кроме того, допускались более яркие расцветки.

Девочки ходили в традиционных платьях, но без роскоши. Вышивка и украшения делались своими руками, уже с 5 лет они занимались рукоделием. До 13 лет юбки могли быть короткими, до середины голени, а рукава открывали запястья. У мальчиков одежда повторяла мужской костюм, но тоже без обилия украшений. Чоху для удобства делали выше колен.

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.

По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.

Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как «буденовка». Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».

Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.

Источник

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Особенности чеченской папахи

По-чеченски папаха называется «холхазан» или «сурам куй», что переводится как «каракулевая шапка». Если о происхождении слов «сурам куй» лингвисты ведут споры, то «холхазан» — чисто вайнахская лексема, в основе которой корень «холхоз» («каракуль»). Каракуль в горы привозили издалека, поэтому головные уборы богатых людей, сделанные из этого материала, назывались «бухарскими». Менее состоятельные чеченцы довольствовались папахами из обычной овчины.

В Чечне папахи делали весьма высокими и расширенными сверху. Над бархатным или суконным донышком выступал околыш высотой 19 сантиметров и выше. Такой покрой отличал чеченские папахи от головных уборов соседних народов. Даже у близких к чеченцам ингушей папахи ниже – учёные связывают это с осетинским влиянием. К слову, у казаков тоже распространена именно укороченная папаха, так называемая «кубанка». Высокую папаху носить было сложнее, что вырабатывало у горцев ровную, гордую осанку.

Шапка для казака – символ чести

Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

Испытания на право ношения

Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

https://youtube.com/watch?v=3G0tPSWmHHA

Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием

По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

Казачья Папаха.

Периодом появления папахи у казаков, можно определить середину 18 века. В 19 веке, папаха широко распространилась среди казачьей среды. В самом начале, папахи изготавливали из меха волка, барана и медведя. Для защиты головы всадника стали использовать папахи с металлическими вставками проволоки, а также колпак — тумак. Если вам говорят, что вам надают тумаков, значит вас побьют довольно увесистой шапкой. Или настучат по голове.

Казацкие папахи бывают трех цветов, черного, серого и белого. Вы никогда не увидите гламурные, яркие раскраски. Донские и кубанские казаки навершие папахи зашивали красным цветом с тесьмой белого цвета крест на крест. Что символизировало всегда православную веру.

Терские казаки зашивали навершие синим цветом. В этом было их отличие. У казаков Сибири и Дальнего Востока папахи всегда были черного цвета с длинным мехом барана. А теперь поговорим об основных отличиях казацкой папахи от кавказской. Если быть наблюдательным, это отличие сразу бросается в глаза.

Да, на казацких папахах нашита красная или синяя ткань. Кавказские папахи зашиты таким же мехом, из которого состоит головной убор. Еще считается, что казацкие папахи несколько ниже, такие папахи называют кубанками.

У казаков можно редко увидеть мохнатые папахи из козьей шерсти. Папаха образца, установленного Приказом по В.В. № 305 от 1892 г. — слегка конической формы, с коротким бараньим мехом всех натуральных цветов, кроме белого и черного, с колпаком из алого сукна. У урядников и вахмистров колпак папахи крестообразно обшивался бельевой тесьмой, у офицеров — крестообразно и вокруг колпак обшивался галуном. У обер-офицеров — кавказский галун шириной 5/16 вершка (1,37 см), у штаб-офицеров — гусарский 5/8 вершка (2,75 см). От вершины колпака до меховой тульи — 1 1/2 вершка; вышина (ширина) меховой тульи (опушки) — 3 вершка; вышина всей папахи — 4 1/2 вершка. Спереди папахи, в центре, — кокарда. Приказом по В.В. № 518 в повседневной носке казакам разрешалось иметь папаху произвольного образца из бараньего меха всех натуральных цветов, за исключением белого.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Источник

Материалы, аксессуары и декор

Шили традиционную одежду из натуральных материалов. Чаще всего это сатин, атлас, у бедных больше распространен был обычный холст и шерсть. Богатые использовали привозные ткани: шелк, бархат. Для зимней одежды использовали сукно, кашемир, натуральные меха.

В национальных грузинских костюмах есть особенности не только по крою одежды. Они имели много украшений и аксессуаров, что являлось обязательным для мужских и женских одежд:

  • головной убор прикрывал волосы, а в женском варианте еще шею и лицо;
  • пояс у женщин был широким, длинным, украшенным вышивкой, а в мужском костюме на нем обязательно были подвязки для оружия;
  • вся одежда украшалась тесьмой, вышивкой;
  • в ней сочетались разные фактуры, присутствовал мех и кожа;
  • длинные рукава часто делались разрезными.

Женщины украшали себя бусами или серьгами из кораллов, жемчуга или янтаря. Макияжа почти не было, но обязательно чернили брови и румянили щеки.

Отличительной особенностью мужской одежды является наличие особых карманов на груди, которые называются газырницы – небольшие отделения для патронов.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector