«папаха»

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

Виды меха, материалы, используемые в пошиве казачьих папах

Папахи шьют из овчины. Они отличаются по цвету и длине ворса, высоте шапки и ее форме. Традиционные цвета: бурый, черный, серый, белый, с множеством цветовых вариаций. Отличается и верх шапки. В отличие от кавказских, где донце меховое, в казачьих шапках оно из сукна.

Исторически сложилось, что, например, у донских, кубанских, сибирских и уральских казаков донце изготавливается красного цвета с серебряным галуном. А северные казаки из забайкальского, астраханского, иркутского или уссурийского казачества носили папаху с желтым донцем. Из синего сукна шили донце для терского, оренбургского казачества, у амурского — оно было зеленым. Черный цвет для пошива верха тоже используется. Такие чаще носятся в качестве повседневной формы, в условиях полевого выезда.

На габардиновый верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест. У казаков при царе они были серебристыми.

Золотой (для комсостава) и черный (для рядовых казаков) галуны были введены в казачьи части РККА 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск.

В магазине Нагайка.рф представлены папахи для разных родов и случаев. Например, папаха из овчины Химич выполнена из белой овчины с красным донцем и серебряным галуном – нарядная и красивая. Она чаще одевается в особых торжественных случаях. А казачья папаха Шинкаренко, выполненная из бурой овчины, подходит для повседневного ношения, конного выезда.

Шелковистая натуральная овчина, идущая на пошив папах гипоаллергенна. Она легкая, удобная. Голова будет согрета в сильные морозы, и не будет потеть, перегреваться в солнечный день.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Казачья Папаха.

Периодом появления папахи у казаков, можно определить середину 18 века. В 19 веке, папаха широко распространилась среди казачьей среды. В самом начале, папахи изготавливали из меха волка, барана и медведя. Для защиты головы всадника стали использовать папахи с металлическими вставками проволоки, а также колпак — тумак. Если вам говорят, что вам надают тумаков, значит вас побьют довольно увесистой шапкой. Или настучат по голове.

Казацкие папахи бывают трех цветов, черного, серого и белого. Вы никогда не увидите гламурные, яркие раскраски. Донские и кубанские казаки навершие папахи зашивали красным цветом с тесьмой белого цвета крест на крест. Что символизировало всегда православную веру.

Терские казаки зашивали навершие синим цветом. В этом было их отличие. У казаков Сибири и Дальнего Востока папахи всегда были черного цвета с длинным мехом барана. А теперь поговорим об основных отличиях казацкой папахи от кавказской. Если быть наблюдательным, это отличие сразу бросается в глаза.

Да, на казацких папахах нашита красная или синяя ткань. Кавказские папахи зашиты таким же мехом, из которого состоит головной убор. Еще считается, что казацкие папахи несколько ниже, такие папахи называют кубанками.

У казаков можно редко увидеть мохнатые папахи из козьей шерсти. Папаха образца, установленного Приказом по В.В. № 305 от 1892 г. — слегка конической формы, с коротким бараньим мехом всех натуральных цветов, кроме белого и черного, с колпаком из алого сукна. У урядников и вахмистров колпак папахи крестообразно обшивался бельевой тесьмой, у офицеров — крестообразно и вокруг колпак обшивался галуном. У обер-офицеров — кавказский галун шириной 5/16 вершка (1,37 см), у штаб-офицеров — гусарский 5/8 вершка (2,75 см). От вершины колпака до меховой тульи — 1 1/2 вершка; вышина (ширина) меховой тульи (опушки) — 3 вершка; вышина всей папахи — 4 1/2 вершка. Спереди папахи, в центре, — кокарда. Приказом по В.В. № 518 в повседневной носке казакам разрешалось иметь папаху произвольного образца из бараньего меха всех натуральных цветов, за исключением белого.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Источник

Шапка для казака – символ чести

Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

Испытания на право ношения

Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

https://youtube.com/watch?v=3G0tPSWmHHA

Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием

По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

Женский национальный костюм

Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.

Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме.

Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.

Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.

Нижнее платье

Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.

Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.

Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.

Верхнее платье

Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.

У народов Кавказа есть поговорка: «Если тебе не с кем посоветоваться, советуйся с папахой». Почему головному убору придаётся такое большое значение, и чем он является в жизни горского мужчины, мы расскажем в этой статье.

Речь пойдёт о папахе.

Из статьи в Большой Советской энциклопедии можно почерпнуть сведения об истории этого самобытного головного убора:

  • долгое время шапки у кавказских народов шились из ткани, войлока, меха;
  • в XVIII веке папаху носили не только мужчины, она была и в женском гардеробе;
  • с начала XIX века военные, базировавшиеся на Северном Кавказе, ввели её в состав своего обмундирования;
  • с середины XIX века высокая меховая шапка официально становится зимним головным убором в казачьих войсках;
  • перед Великой Отечественной войной привилегия носить каракулевую папаху отдавалась высшему офицерскому составу Красной Армии, начиная с генерал-майора и выше;
  • во время войны к этому списку были добавлены полковники всех родов войск.

Грузинская шапка из овчины

Кавказский мужчина, уважавший себя, всегда носил головной убор. Чаще всего им являлась папаха. Мужчина в ней всегда выглядел гордо и благородно.

Сырьём для изготовления служит шерсть барана, овцы или козы.

Особые экземпляры шились из шкуры ягнят.

Трухменки подразделяются на следующие виды:

Предназначение

Головной убор для мужчины всегда являлся особой гордостью. В гардеробе кавказцев может быть не одна трухменка. Хранились меховые шапки бережно обёрнутыми чистой тканью и передавались от поколения к поколению. Обычно для каждого мероприятия была своя:

Несколько интересных фактов о традициях кавказских народов, связанных с папахой.

  • Выйти из дома без головного убора считалось недопустимым, а появление на свадьбе с непокрытой головой являлось высшим неуважением к молодожёнам и всем присутствующим.
  • Молодые люди часто оригинальным образом делали предложения девушкам: они забрасывали шапку в открытое окно. Если папаха возвращалась, это означало отказ.
  • Головной убор не должен был покидать голову, пока она цела. Об этом есть народные поговорки и пословицы.
  • Трухменка не снималась даже просителем, кроме случаев просьбы прекращения кровной мести или войны.
  • Кинутая в пылу спора, она означала последний аргумент – хозяин был уверен в своей правоте.

Где сегодня можно купить кубанку

Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

Папаха как элемент военной формы одежды

В русской армии прообразом папахи являлась меховая шапка, которую с 1817 года носили военнослужащие некоторых частей на Кавказе и Средней Азии. Однако официально в качестве зимнего головного убора, да и то только в казачьих войсках, папаха была установлена лишь в 1855 году. В Русской армии применялись следующие папахи как головные уборы, на 1910 год:

  1. папаха белая курпея — для чинов Свиты, числящихся в казачьих войсках (приказы по Военному ведомству 1881 года, № 204 и 1882 года, № 90);
  2. папаха конвоя Его Величества (приказ по Военному ведомству 1898 года, № 36);
  3. папаха казачьего образца — для казачьих степных войск (приказы по Военному ведомству 1892 года, № 305 и 1909 года, № 518); у Уральского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск — с длинным мехом;
  4. папаха кавказская — для кавказских войск, Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1882 года, № 121);
  5. папаха Туркменского конного дивизиона (приказ по Военному ведомству 1895 года № 318);
  6. папаха Сибирских войск (приказ по Военному ведомству 1910 года, № 626).

В 1913 году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск Вооружённых сил. Папаха царской армии с нашитой спереди красной лентой была головным убором и у революционных солдат. Несмотря на введение приказами РВСР от 16 января (№ 116) и 8 апреля (№ 628) 1919 года нового зимнего головного убора — Матерчатого шлема («Будёновка»), красноармейцы периода Гражданской войны использовали как папахи образца 1910 года, так и иные папахи, традиционно носившиеся народами Кавказа и Средней Азии. Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема.

23 апреля 1936 года, НКО СССР приказом № 67 объявил о введении для личного состава терских, кубанских и донских казачьих частей особого выходного (парадного) обмундирования с папахой, при этом кавказские казаки получили «осетинскую» папаху, названную в приказе «кубанкой», донские — традиционную.

10 июля 1940 года форменная одежда и знаки различия генералов и Маршалов Советского Союза были приведены в постановлении СНК № 1221, а 25 октября приказом НКО СССР № 373 вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии», которым, как и маршалам, папаха утверждалась в качестве зимнего головного убора. 26 января 1943 года приказом НКО СССР № 40 папаха специального образца в качестве зимнего головного убора была введена и для полковников всех родов войск, заменив шапку-ушанку.

В феврале 1992 года папаха снова была отменена приказом главнокомандующего Вооружёнными силами СНГ № 50 «О временных изменениях военной формы одежды на период с 1992 по 1995 годы», согласно которому маршалы, генералы и полковники стали носить шапки-ушанки из каракуля серого цвета (для полковников — из цигейки).

Как головной убор генералов и полковников Вооруженных Сил Российской Федерации папаха была введена указом Президента Российской Федерации от 08.05.2005 г. № 531. Снова отменена указом Президента Российской Федерации от 31.07.2014 г. № 544.

В ВМФ для адмиралов (генералов) и капитанов первого ранга (полковников) вместо папахи установлен специальный головной убор (меховая шапка с козырьком) из чёрного каракуля.

Традиции пошива казачьих шапок с красным верхом

Казачьи шапки традиционно шились из овчины, обычной длинношерстной или стриженной, называемой – мутон и из каракуля. Черные, бурые, серые, белые – разные по цвету меха, они становились завершающим штрихом казачьей одежды. Папахи и кубанки имеют донце, сшитое из цветного сукна. Обязательным элементом казачьего головного убора является два скрещенных галуна (полоски), чаще серебряного цвета. Серебряные галлу использовался в царские времена. Позже нашивались золотые, черные в зависимости от чина казака.

Для казачьих головных уборов важен цвет донца. Исторически сложилось, что цвет (и другие элементы обмундирования) обозначал принадлежность к определенному казачьему войску, роду, месту, где находятся корни казака.

Красный цвет используется в традиционной одежде казаков с Дона, Кубани, также присутствуют на казачьих шапках Уральского, Енисейского, Сибирского казачества.

Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн.

Любимый на Кавказе головной убор  папаха  снова в моде. Чтобы привлечь покупателя, дагестанские мастера-скорняки даже меняют привычный консервативный дизайн. Цены доходят до нескольких тысяч долларов, ведь без папахи, как выяснил корреспондент НТВ Омар Магомедов, тебя могут и не узнать.

От заказов нет отбоя, здесь работают без выходных и праздников. Шайху Шугаипов признанный мастер по изготовлению кавказских папах. Среди его постоянных клиентов известные артисты и политики. Технология шитья, в этой семье, со времен прадедов почти не изменилась. Процентов на 90  это ручная работа.

Клиент: «Он лучший, признанный мастер в нашем районе».

Опытные покупатели приходят с индивидуальными заказами. На этот случай у мастеров хранятся сотни шкурок каракуля. Их специально завозят со Средней Азии  местные не выдерживают конкуренции. Качество определяют по нескольким параметрам: природный блеск, длина шерсти и красота узора. Самую ценную шкурку на днях обменяли на новенькую иномарку.

Шайху Шугаипов, мастер по изготовлению папах: «Их носили и будут носить. Это наш традиционный головной убор Дагестана».

На базаре можно найти папаху на любой вкус, фасон и кошелек. Большая часть покупателей люди старше 40, молодежь в этих рядах появляется редко. Носить папаху сейчас не модно, но некоторые все же прицениваются.

Чтобы увеличить число клиентов, мастера пошли на эксперимент. Местной молодежи предложили папахи на современный лад. По желанию, их комбинируют с мехом и пришивают козырьки.

С этим головным убором связаны многие обычаи горцев, чаще они касались взаимоотношений между юношей и девушкой. Строгие нравы гор запрещали молодым людям открыто общаться. Идти сватать страшно  а вдруг откажут!?

Чтобы понять, интересен ли молодой человек своей избраннице, он незаметно для всех подкрадывался к окну девушки и закидывал папаху. Так называемую разведку порой совершали сразу несколько молодых людей. Если папаха оставалась в доме и не вылетала обратно, можно с полной уверенностью отправлять сватов. Остальным приходилось искать счастья в других окнах.

Вековая любовь к папахе у народов Северного Кавказа вполне объяснима: не требует особо ухода, летом в ней прохладно, зимой тепло. В условиях гор, когда перепады температур достигают десятки градусов, без папахи не обойтись.

Омар Бегов: «Если я выхожу в коридор без папахи, они не здороваются со мной, не узнают меня. Я говорю, вы что не здороваетесь? Они мне: „Ой, Омар Омарович, мы Вас не узнали“».

Узнать его без папахи почти не возможно. Головной убор настолько влился в образ известного дагестанского политика, что коллеги по работе воспринимают ее почти как прическу. Если есть голова, на ней должна быть папаха.

Новости СМИ2

Особенности шитья папахи казака своими руками

Для пошива этого изделия обычно используется натуральный или искусственный каракуль, грубая овчина или облагороженный мех. На дне шапки обязательно располагаются полоски в виде креста. Раньше считалось, что это несёт в себе смысловую принадлежность к православной вере. Но некоторые историки утверждают, что в этом нет определённого скрытого смысла. Это просто дань традициям, самобытной культуре.

Немаловажное значение имеет цвет верхней части. На территории РФ существует около двадцати разновидностей казачества, в зависимости от места проживания, имеющих свои отличия

Например, кубанские казаки носят красные оттенки, терские – синие, астраханские – жёлтые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector