Деятельность прокуратуры: цели, задачи, направления
Содержание:
- Транспортная прокуратура
- Правовое регулирование прокурорского надзора
- Порядок формирования
- Направление деятельности
- Где учатся на прокурора?
- Задачи и функции органов прокуратуры
- История создания ведомства
- Карьера прокурора
- Как устроиться и что для этого необходимо?
- Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
- Суть контроля и наблюдения
- Средняя зарплата
- Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
Транспортная прокуратура
Интересно многим — чем занимается транспортная прокуратура. Этот орган осуществляет высший надзор над точным исполнением законодательства на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Помимо прочего такая прокуратура следит за деятельностью правоохранительных служб в таможенной сфере.
Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:
- Осуществление надзора за исполнением законности.
- Соблюдение свобод и прав гражданина всеми организациями, предприятиями и учреждениями транспорта вне зависимости от формы собственности.
- Привлечение виновных граждан к ответственности за преступления и правонарушения, которые были совершены должностными единицами соответствующих компаний.
- Проведение проверки выполнения федерального законодательства органами таможни.
Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.
Правовое регулирование прокурорского надзора
Прокурорский надзор в качестве отрасли права является системой юридических норм, которые регулируют прокурорскую деятельность в сфере обеспечения конституционных норм, а также по соблюдению и исполнению законодательных актов, защиты прав и свобод граждан и интересов личности.
Конституция РФ содержит в себе принципы, на основе которых действуют органы прокуратуры. Ст. 129 Конституции регламентирует, что прокуратура является единой централизованной системой с иерархической структурой ниже- и вышестоящих прокуроров. Здесь же закрепляется порядок назначения Генпрокурора и его освобождения от должности.
Это положение Конституции регламентирует автономность прокурорского надзора от трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, а также обеспечивает независимость их деятельности. Помимо этого, данное положение устанавливает вертикаль управления всей системы прокуратуры так, что надзор реализуется на всех ступенях власти, т.е. вне зависимости от местных направлений и установок.
В Законе о прокуратуре содержится 7 разделов, в состав которых входит 54 статьи. Правовой акт определяет все цели и задачи деятельности прокуратуры, ее функции, принципы, полномочия должностных лиц, порядок их назначения и т.д. В законе указан предмет прокурорского надзора по каждому направлению.
В связи с тем, что деятельность прокурорского надзора распространена на иные сферы правовых отношений, полномочия должностных лиц также отражены и в других федеральных законах.
В статье 30 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым полномочия прокурора за исполнением законов органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), дознанием и предварительным следствием, регламентируются в уголовно-процессуальных законодательных актах и иных федеральных законах.
Так, полномочия прокурора, связанные с уголовным преследованием и надзором за исполнением законодательства органами дознания и в отношении приставов-дознавателей, содержатся в нормах УПК РФ.
Положения о деятельности прокурора в административном судопроизводстве регламентированы в ст. 25.11 КоАП РФ. Например, к ним относятся полномочия:
- о возбуждении дел об административных правонарушениях;
- об участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях, о заявлении ходатайств и заключений по вопросам, возникшим в процессе рассмотрения дела;
- о протесте на постановление по делам об административных правонарушениях вне зависимости от участия в рассмотрении дела.
Нормы международных договоров РФ регламентируют множество норм, затрагивающих организацию деятельности органов прокурорского надзора. К таким актам относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
Указы Президента РФ также регламентируют вопросы деятельности прокуратуры.
Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ играют существенную роль в прокурорской деятельности. Он может издавать: приказы, указания, распоряжения. Право заниматься законотворческой деятельностью Генеральному прокурору РФ содержится в Законе о прокуратуре. Перечисленные акты принимаются, как правило, в связи с текущими обстоятельствами, требующими оперативных решений.
Правовые Акты Генерального прокурора РФ должны соответствовать ряду требований:
- исходить от уполномоченных на то лиц – представителей прокуратуры;
- не иметь противоречий с Конституцией и федеральными законами;
- быть обязательными для исполнения.
Порядок формирования
В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:
- сотрудники по обеспечению порядка в судах;
- специалисты по проведению экспертиз;
- следователи по депозитным счетам;
- дознаватели и делопроизводители.
В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.
Направление деятельности
Направления деятельности ВП определены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» №84 от 7 мая 2008 г (п. 6).
Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя:
- Осуществление надзора за соблюдением действующей Конституции РФ, а также законов и других нормативных актов в отношении самих военнослужащих, членов их семей, а также лиц, призванных на военные сборы.
- Выполнение надзорных функций относительно соблюдения антикоррупционного законодательства в воинских частях, органах и учреждениях.
- Осуществление надзора в отношении должностных лиц ФСБ, несущими службу на границах России, а также законностью при производстве по административным делам в отношении лиц, нарушивших правила прохождения государственных границ РФ.
- Надзор за деятельностью командиров воинских частей и иных должностных лиц и за исполнением ими законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных.
- Выполнение надзорных функций по исполнению законодательства при оперативно-розыскных работах, в ходе следствия и дознания в отношении военнослужащих, лиц, призванных на военные сборы или гражданского персонала ВС РФ, совершивших преступления, связанные с выполнением служебных обязанностей.
- Осуществление уголовного преследования.
- Участие в судебных тяжбах по гражданским делам и арбитражном процессе при рассмотрении дел о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих.
- Контроль за деятельностью правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью в ВС РФ.
- Анализ и обобщение информации о состоянии законности в ВС РФ, а также ведение статистики.
Где учатся на прокурора?
Чтобы стать прокурором совсем необязательно поступать в один из небольшого числа подведомственных прокуратуре вузов. Доступ к этой профессии предоставляет любой юридический университет или институт, либо учебные заведения, где есть соответствующая кафедра.
По данным рейтингов Superjob и Career за 2018 год самыми престижными являются юрфак МГУ, международно-правовой факультет МГИМО и Московский государственный юридический университет.
Однако, и в родном городе можно получить достойное юридическое образование, все зависит только от усилий студента, а не от престижности «корочек».
Если речь идет о более редкой карьере военного прокурора, то надо выбирать вуз военной направленности, к примеру, Военный университет Министерства обороны РФ.
Задачи и функции органов прокуратуры
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
- верховенства закона;
- единства и укрепления законности;
- защиты прав и свобод человека и гражданина;
- охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
- надзор за исполнением законов судебными приставами.
Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:
- уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
- рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
- участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
- издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
показать содержание
История создания ведомства
Само понятие «прокуратура» имеет латинские корни и буквально переводится как забочусь, предотвращаю, обеспечиваю. Первое упоминание о таком органе государственного уровня датируется 1302 годом. В свиту короля Франции входил прокурор, обязанность которого заключалась в том, чтобы отмечать все нарушения закона и доносить информацию до монарха.
В России прокуратура была создана Петром I в 1722 году. Император поставил четкие цели перед новым ведомством – изжить зло, у истоков которого стоят беззаконие и беспредел, взяточничество и беспорядок в государственном строе.
Указом от 12 января были обозначены основные ветви прокуратуры и их руководители:
- генерал-прокурор,
- обер-прокурор,
- прокуроры коллегиального уровня.
Во главе прокуратуры Сената России встал Ягужинский Павел Иванович. Именно на его плечи была возложена высокая обязанность – рапортовать государю о делах, поступающих на рассмотрение в ведомство и вести отчет по исполнении своих обязанностей прокурорами всех уровней.
Карьера прокурора
Как и вся государственная служба, осуществление надзорной деятельности подразумевает рост по карьерной лестнице. Даже генеральный прокурор начинал свое продвижение с первичных должностей. Выпускник университета не сможет полноценно исполнять обязанности главного обвинителя или его заместителя. Для успешного продвижения по службе молодому работнику необходимо пройти следующие ступени:
- помощник прокурора района;
- старший районный прокурор;
- заместитель прокурора района;
- руководитель районного надзорного органа.
Подобная организационная структура сохраняется и в вышестоящих учреждениях, включая областные, краевые, прокуратуры округов. Для прохождения всех ступеней карьерного роста сотруднику необходимо 20 и более лет при удачном стечении обстоятельств. В обычной ситуации карьера работника может остановиться на должности помощника надзорного органа района.
Как устроиться и что для этого необходимо?
На первом этапе необходимо получить образование в области юриспруденции. Если кандидат (речь о мужском поле) претендует на место в военной прокуратуре, то он должен пройти службу в вооружённых силах и иметь положительную характеристику по месту службы.
Обучение необходимо проходить в государственном вузе, который имеет юридическую кафедру, либо в учреждении с государственной аккредитацией. В столице России есть несколько таких учебных заведений.
Чтобы получить профессию военного юриста, следует поступать в Военный ВУЗ. Важным требованием к желающим является прохождение службы в армии.
Проверка и тестирование
Для отбора кандидатов используется специальное тестирование на проверку психологических и личностных качеств каждого претендента. Часто применяются различные социальные опросники (например, русифицированный СМИЛ или опросник Кэттела). Главная цель этих опросников заключается в составлении психологического портрета претендента.
Подобное тестирование способствует выявлению максимального количества психологических составляющих личности.
Дополнительно тест состоит из различных вопросов, которые позволяют выявить профессиональные навыки и знания. Перечень вопросов составляется в зависимости от должности, на которую претендует кандидат.
Если должность подразумевает ведение делопроизводства, то у соискателя могут проверить знание определенных инструкций.
Однако не во всех случаях конкурсный отбор имеет форму тестирования. В некоторых ситуациях имеет место быть обычное собеседование. Если в собеседование всё-таки будет включено тестирование, то узнать заранее о вопросах, будет невозможно. Вопросы тестов постоянно обновляются.
Образование
Кандидаты должны иметь высшее юридическое образование (на должность прокурора или следователя). Для должности помощника прокурора и следователя допускается обучение на третьем курсе в профильном вузе на момент трудоустройства.
Необходимые документы
Кандидату необходимо заранее подготовить следующие документы:
общегражданский паспорт;
диплом о прохождении обучения и получения соответствующего образования;
Важно: если на работу устраивается студент, то ему необходимо направить справку с места учебы.
справку об отсутствии судимости;
документы из медицинского учреждения, которые подтвердят отсутствие инфекционных заболеваний;
справки из медицинской организации о прохождении медосмотра (заключение доктора).
Рекомендовано к документам прикрепить отзывы с предыдущего места работы или учебы.
Немаловажную роль играет учебное заведение, в котором проходил обучение соискатель. Предпочтение, в большинстве случаев, отдают выходцам из престижных государственных вузов. Самой востребованной специализацией признается уголовное и гражданское право.
Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры
Определив, что деятельность прокуратуры является самостоятельным направлением реализации государственной власти, необходимо установить ее цель.
Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами. Эти задачи можно сгруппировать в три блока.
1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:
- достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
- обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
- гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
- обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уголовного преследования, в том числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
- обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.
3. Организационные задачи:
- обеспечение оперативного поступления информации об имеющих место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;
- установление эффективного сотрудничества с правоохранительными органами других стран для обеспечения эффективности уголовного преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся за рубежом; организации обмена положительным опытом работы между прокуратурами различных стран;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;
- подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ; организация работы по повышению их квалификации с привлечением для этого как ученых, так и опытных практических работников прокуратуры.
Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:
- обеспечение общего надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов;
- осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- участие в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан;
- участие прокуратуры в правотворческой деятельности;
- участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- организация издания специальной литературы;
- обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участия в разработке международных договоров РФ;
- осуществление деятельности по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров.
Суть контроля и наблюдения
Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст. 19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.
Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует. В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.
Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:
- Законное обоснование решений СП.
- Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
- Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
- Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.
- Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.
Надзором за исполнением обязанностей судебных приставов занимается прокуратура
Проверке подлежат следующие действия исполнителей:
- Выполнение требований суда.
- Документальное оформление мероприятий взыскания.
- Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
- Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
- Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.
Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:
- Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
- Защищенность процессов.
- Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
- Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
- Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
- Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.
Средняя зарплата
Общий заработок представителя обвинения складывается из оклада и дополнений в виде премий, надбавок. Изначально он составляет 25-35 тыс. рублей в зависимости от места службы, должности, степени занятости. Средняя зарплата прокурора с опытом работы находится в пределах от 40 до 80 тыс. рублей. При значительной выслуге лет и хорошем звании цифры могут быть еще выше. Доход Генерального прокурора РФ составляет 500 тыс. рублей в месяц.
Профессия прокурора, или государственного обвинителя, требует серьезных вложений в карьеру в виде времени. Она отнимает много сил, может привести к ухудшению физического здоровья, психического состояния. При всем этом должность остается престижной и востребованной.
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.
2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.
3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.
4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.
Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.