Водный туризм
Содержание:
- Снаряжение
- Искусственные препятствия
- Безопасность в водном походе
- Гермомешки.
- История развития
- Черногория, Турция, Корсика
- Единая всероссийская классификация туристских маршрутов
- Страховочное снаряжение.
- Маршруты по рекам Подмосковья.
- Преодоление препятствий на водном маршруте
- Категории сложности рек и маршруты
- Защита.
- Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:
- Отчаливание от берега
- Сплавы через сложные препятствия
- Безопасность водных походов
- Наиболее опасные
- Туры на подводных лодках
- Организация и проведение походов по воде
- Паспорт препятствия
- Что надо учитывать при планировании дороги
- Популярные виды спортивного водного отдыха
- Опасности при сплаве
Снаряжение
Снаряжение для водного похода включает:
- Личную экипировку: рюкзак, спальник и др.
- Специфическое: сплавной костюм, который особенно необходим в горных реках, поскольку предохраняет от переохлаждения. Он состоит из неопренового комбинезона 3 мм толщины.
- Обувь — возможно надевать неопреновые носки с кедами или кроссовками, или неопреновые сапоги.
Необходимо использовать термобелье, в частности, термотрусы и термокофту. Плавание происходит на открытой местности, поэтому для защиты от ветров надевают штаны с ремнем или веревочкой и куртку. Штаны должны быть такими, которые не набирают быстро воду. Лучше использовать нейлоновые вещи. Опытные водники используют костюмы с пенкой.
Обязательно в снаряжении присутствие перчаток и шлема. Последний должен иметь отверстия для слива воды и закрытые уши. При неудобном помещении шлема на голове используют подшлемники, в качестве которых применяют тонкую шапочку, бафф или кепку. Также бафф может использоваться в качестве шарфа.
В состав снаряжения должен входить спасательный жилет. Он должен быть плотным по посадке, но не стеснять движений.
Обязательно наличие ножа-стропореза и самостраховки, представляющей кусок веревки или стропы с карабином. Желательно иметь зажигалку и гермомешки для предохранения вещей от промокания.
Одежда для сплава на катамаранах и других суднах должна включать два комплекта: один для водного путешествия, а другой для берега. Последний комплект применяют тогда, когда у него нет возможности промокнуть.
Помимо этого, с собой нужно иметь столовую посуду, прищепки, документы, деньги.
Искусственные препятствия
Мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав относятся к искусственным препятствиям.Мосты.
На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и Других подводных и надводных препятствий. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту на» до на малой скорости, взяв заранее точное направление
Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами,- вероятность навала на устой здесь наибольшая
Низкие мостки и клади.
Туристы преодолевают их, откинувшись на дно лодки и предварительно убрав весла (на байдарке — сняв волнорез и спинки). Иногда бывает необходимо подтоплять лодку, чтобы увеличить ее осадку. Тогда приходится прибегать к помощи экипажа другого судна.
Паромные переправы.
Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом или под ним, прижавшись к высокому берегу.
Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав.
Эти препятствия начинающие туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока. Перед обносом лодки и байдарки обычно разгружают. Если нет специальных тележек, байдарки переносят вдвоем на плечах или на руках, а лодки по ровной дороге перекатывают на обрубках бревен диаметром 10-15 см.
В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или запани без заторов можно преодолеть «в лоб», слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона. Однако с байдарки притоплять бревна бона не рекомендуется.
Шлюзоваться можно только при предъявлении маршрутного документа и по получении соответствующего разрешения от начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стенкам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.
Безопасность в водном походе
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с кодексом в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
- Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
- Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
- Держать себя в руках в критической ситуации.
- Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
- Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
- Оценивать риски.
- Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
- Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
- Не пренебрегать экипировкой.
- Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
- Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
- Спасать себя и группу, а не снаряжение.
- Не допускать обезвоживания.
Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.
Гермомешки.
Они необходимы для сохранения всех вещей сухими. Гермомешки бывают двух типов – как обычные мешки и со специальной скруткой сверху. В основном сейчас производят мешки с закруткой, которая неплохо держит. Под скруткой может быть немного влажно, но внутрь вода не проникнет. На человека минимум нужно 2 мешка – в среднем, 40 и 60 литров. Главное, чтобы в мешок влезал спальник, а сам мешок влезал в байдарку. В одном мешке везут вещи и спальник, а во втором – продукты. К мешкам необходимо привязать веревочки на скрутку. Это поможет карабину не раскрыться в случае киля, и нужно для привязывания гермомешка внутри байдарки.
Если вы собираетесь ходить на катамаране, что берется один большой мешок, который вставляется внутрь рюкзака и в него складываются все вещи, а рюкзак уже привязывается к катамарану Можно гермомешок сделать и самому. Самодельные мешки завязываются или резиновым бинтом, или водолазным жгутом. Такие мешки более пригодны для ремонта – их просто заклеивают, как баллоны на катамаране. При грамотном использовании самодельный мешок прослужит многие годы
Обращайте внимание на качество покупного гермомешка: материал должен быть эластичным, а швы – качественно прошиты и проклеены
История развития
Первые упоминания о российских водных туристах относят к XIII веку, когда первооткрыватель Никитин совершил морское путешествие в Персию, пройдя через Индию и часть Африки. В XIX веке началось освоение Сибири. В 1628 году путешественник Хабаров прошел по реке Лена до устья Уссури, дав основу для дальнейших открытий центральной и восточной Сибири.
На государственном уровне морские и речные путешествия начали развиваться при Петре I. Он организовал походы на Камчатку, в которых принял участие Беринг. В 18 и 19 веках водный туризм стал видом отдыха в России. Развивается парусный спорт, хождение на веслах, начали организовывать групповые походы. После Октябрьской Революции 1917 года об этом виде отдыха временно забыли.
Дальнейшие этапы развития.
- Создание «Бюро школьных экскурсий», в состав которого вошли отделения занятий парусным спортом и греблей.
- После 1945 года начался подъем этой туристической отрасли. Появились клубы и кружки для занятий экстремальными видами отдыха – каякинг, сплав на плотах, катамаранах.
- Формирование спортивного водного туризма. Созданы правила проведения соревнований по разным дисциплинам. Участникам присваиваются звания мастер спорта или кандидат в мастера спорта.
Одновременно с государственной программой развития появился любительский раздел. Он не финансировался государственными органами
После развала СССР в 1991 года государство перестало уделять внимание этому виду активного отдыха. Но из-за популярности и желания проводить время на воде организацией занялись туристы и самостоятельные путешественники
Совет: узнать подробности о профессиональном разделе водного туризма можно на официальном сайте спортивного туризма России. Однако здесь описываются только соревнования, без учета любительских дисциплин.
Черногория, Турция, Корсика
Водный тур по Черногории предлагает прокатиться на яхте по Которскому заливу. Во время путешествия можно насладиться природой удивительной красоты, а также увидеть гранаты, пальмы, олеандры, агавы, киви и мимозы. Остров Ада Бояна — это кусочек рая на Земле, который известен великолепными пляжами и нудистским курортом. В Porto Montenegro для всех гостей — бутики, ночные клубы, рестораны и море развлечений на любой вкус.
Корсика славится на весь мир как остров красоты за счёт богатой истории, шикарной архитектуры и разнообразной природы. Поэтому совсем не странно, что прогулка на яхте вдоль Корсики ежегодно привлекает всё больше желающих.
Нельзя обойтись в топ-10 направлений для водного путешествия и без Турции.
Единая всероссийская классификация туристских маршрутов
Виды туризма и характеристики маршрутов
Категории сложности походов
I
II
III
IV
V
VI
Продолжительность маршрута в днях(не менее):
6
8
10
13
16
20
Протяженность маршрута в км (не менее):
Пешеходных
130
160
190
220
250
300
Лыжных
130
150
150
210
240
300
Горных
100
120
140
150
160
160
Водных
150
160
170
180
190
190
Велосипедных
300
400
500
600
700
800
Мотоциклетных
1000
1500
2000
2500
3000
–
Автомобильных
1500
2000
2500
3000
3500
–
Парусных
150
200
300
400
500
–
Конных
150
200
300
–
–
–
Количество пещер для спелеопоходов
1
1-2
1-2
1-2
4-5
5
Водные маршруты
Категория сложности похода |
Минимальное количество локальных препятствий
категорий трудности |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | 2 | – | – | – | – | – |
II | 1 | 2 | – | – | – | – |
III | 1 | 2 | – | – | – | |
IV | 1 | 1 | 2 | – | – | |
V | 1 | 1 | 2 | – | ||
VI | 1 | 2 | 1 |
Страховочное снаряжение.
Каска.
Одно из главных отличий человека от животного – это умение мыслить и осмысливать. Так что голову свою надо беречь. Для этого были придуманы каски для водного туризма. Каски для водного туризма имеют две основные особенности:
- Имеют защиту от удара со всех сторон, а не только сверху или спереди и открытым остается только лицо;
- Имеют специальную систему отверстий, которые не препятствуют оттоку воды из внутренностей каски, поелику внутри вода не скапливается и под водой вы сохраняете свободу передвижений.
При покупке каски обратите внимание на наличие забрала или козырька. Это прибамбасы для каякеров, которые имеют весьма близкий контакт с окружающей средой
На байдарке или катамаране эти добавления будут только мешать. Еще одно различие касок – они могут быть на подвесах или плотно прилегать к голове, ну тут уж вам решать, что будет удобнее.
На данный момент на рынке имеется достаточно большое количество Чешских касок модификации M8 и М10, но их брать не стоит, так как это уже устаревшая и весьма непрочная модификация. Приоритетной является покупка касок фирмы Hiko. А так же каски Bumper, которые являются наиболее рекомендуемыми по соотношению цена-качество.
Спасательные жилеты.
При отделении бренного тела от судна в бурном потоке, как правило, весьма сложно остаться на плаву, поэтому весьма необходимый аксессуар это спасательный жилет. Более подробно мы поговорим о них в следующих лекциях, а пока можно сказать, что они бывают двух видов:
- Пеночные;
- Надувные.
Кроме того выбор спасательного жилета во многом зависит от судна и от маршрута. Ну и подбирать спасательный жилет стоит по маркировке веса, который на нем должен быть указан.
Спасательный конец.
И вот случилось неожиданное. Гребец не выдержал нагрузки и отделился от судна в пороге. Его товарищи на берегу жаждут его спасти и поможет им в этом спасательный конец aka «морковка». Общее описание таково. «Морковка» – это веревка, упакованная в яркий матерчатый мешок с поплавком и имеющая карабины на обоих концах. Подробнее об использовании «морковки» и установке страховки мы поговорим в следующих лекциях.
Маршруты по рекам Подмосковья.
Маршрут по Москве-реке.
Очень удобен, с Белорусского вокзала можно добраться до станции Тучково, а оттуда 3 км до самой реки. Маршрут длиной 43 км проходит по холмистой местности и заканчивается в двух км от станции Звенигород. Единственно, что нужно помнить, неподалеку от Звенигорода расположен заказник биофака МГУ, где располагаться лагерем запрещено.
Маршрут по реке Истра.
Также довольно удобен для семейных походов и популярен, начинается в сотне метров от платформы Истра либо в пятистах метрах от станции Павловская слобода. Длина маршрута 32 км, он проходит по безлесой долине, а в конце, возле деревни Красновидово, участок с быстрым течением и лесами по берегам. Далее, по самому водохранилищу – на выбор туриста.
Преодоление препятствий на водном маршруте
Преграды делятся на две большие группы:
1. Естественные:
- мели и перекаты. Они обычно не являются источником серьезной опасности. По наиболее темному оттенку воды и большой скорости течения определяется самое глубокое место, и байдарка проходит по нему.
- волны зачастую являются более опасными препятствиями. Подробнее о преодолении препятствий на байдарках: волны и волоки.
- быстрины на прямых участках довольно удобны, а вот на поворотах потребуется внимательное прохождения. Нужно заранее начинать прижиматься к выпуклым участкам побережья.
- заросли, висящие над водоемом кусты и деревья, — то, чего надо избегать. На реках с быстрым течением не стоит приближаться к вогнутым берегам и хвататься за растительность. Это приводит к перевороту байдарки.
- завалы. Они появляются, когда деревья падают и перегораживают реку. Подробнее о преодолении завалов при походах на байдарках.
Категории сложности рек и маршруты
Существует три международных классификации сложности рек: International Scale of River Difficulty (American Whitewater), версия International Canoe Federation и Deutscher Kanu-Verband. В России разработана своя классификация. Ознакомиться с таблицей оценки трудности водных препятствий можно в Нормативном акте по спортивно-оздоровительному туризму стр. 102.
Выбор водоема для водного похода может закончиться настоящим исследованием тематической литературы и документации. К счастью, энтузиасты уже собрали несколько подобных архивов, один из которых опубликован в веб-журнале «Водный туризм Украины». В архиве собрана литература о маршрутах от Алтая до Якутии. Ранее мы рассказывали о лучших реках для сплава в России.
Лучше всего искать интересные маршруты в старых советских книгах, которые в изобилии оцифрованы и доступны в электронном виде. Чем хороши советские книги по спортивному туризму: в них масса лайфхаков и хорошо рецензированных сведений по теме. Несколько таких изданий приведены в последнем разделе.
Защита.
Хорошо иметь и дополнительную защиту – штаны и куртку с вставками из пенки. Их делает фирма Тритон. Кроме нее подобное снаряжение делает фирма Рафтсервис и еще несколько подобных фирм (легко найти в интернете). Это необходимо, если вы будете ходить в серьезные походы, где необходимо защитить свои руки и ноги. Чаще их используют в походах на катамаранах – в байдарку садиться и вылезать в таком защитном костюме несколько затруднительно. В качестве альтернативы можно на первый момент использовать защитное снаряжение для велосипедистов и скейтбордистов (или им подобным спортсменам). Основные места, которые у водника должны быть защищены: колени, локти, голень и бедра, копчик.
Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:
Категория I: несложные.
Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.
Категория II: умеренно сложные.
Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.
Категория III: сложные.
Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.
Категория IV: очень сложные.
Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.
Категория V: чрезвычайно сложные.
Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.
Категория VI: официальный верхний предел.
Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.
Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория – это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III-, III, III+, IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего.
Отчаливание от берега
Перед тем, как забрать «пассажиров», байдарка обязательно стоит так, чтобы нос находился против течения. Проще всего выполнить дугообразный гребок, и тем самым повернуть плавсредство на 180 градусов. Он начинается от кормы или носа, не принципиально. Главное, подальше отодвигать от судна лопасть для более эффективного гребка. Такой способ подходит, когда скорость байдарки по сравнению со скоростью воды невелика. В противном случае придется прилагать больше усилий.
При гребле вперед нужно уделить внимание положению тела. Корпус остается прямым, колени упираются в фальшборта
Сплавы через сложные препятствия
А вот завалы, заломы, пороги, плотины, и нависшие над рекой деревья,
а также большие волны при ветре на большой воде – это уже сложные препятствия.
Главное правило по технике прохождений таких препятствий : надо при маневре,
учитывая скорость и направление течения реки, избежать столкновения с
преградой, чтобы не быть залитым и перевернутым.
На реках с быстрым течение – более 6 км/ч — не надо подходить близко
к завалам, а необходимо пристав к берегу, искать проход. В противном случае
есть риск поломки судна, и даже больше — вы может вместе с байдаркой быть
утянуты под бревна. Если такое столкновение произошло, надо задать крен
на завал, и уцепившись руками за эти деревья, вылезти на них.
Наибольшую трудность для прохождения являются пороги, особенно если они
имеют шиверные участки, где посреди хаотично разбросанных в русле камней
бежит вода, разбиваясь и образуя большие стоячие волны. Пороги и шиверы
– характерная особенность горных рек, где довольно часто встречаются участки
со значительным падением уровня воды.
Порог -это один или много резких перепадов воды в русле, часто с камнями,
расположенными очень близко к поверхности. Порог обычно имеет несколько
сливов в форме треугольника, обращенного вершиной по ходу течения. Струи
от камней образуют боковые стороны треугольника, а ниже вершины бегут
большие стоячие волны. Очень сложные пороги необходимо разведать заранее
— это позволяет правильно наметить безопасный ход и запомнить нужные ориентиры.
Вся трудность прохождения порога определяется руслом реки, его течением
и поворотами, уклоном и количеством воды.
На главной части потока, так называемой средней линии треугольника —
образуются самые мощные стоячие валы. Проходить вершину треугольника можно
только при относительно слабых потоках, стоячих валах высотой до 1,5 м.
При высоте стоячих валов больше 0,7 м байдарку следует задраить юбками.
Большие перепады высот в сливах надо преодолевать только при наличии
свободного прохода. На сливах нужно развивать большую скорость и подставлять
корму под мощный поток,а это того не стоит.
При запредельных скоростях очень опасна стоячая вода, противотоки,воронки
и водовороты. Изучите порог, учтите возможность обратных течений расположенных
ниже. Если-же нос байдарки с ходу попадет в стоячую воду или в противоток
реки, судно может развернуться поперек струи и запрокинуться,так что следите,
чтобы оно шло параллельно струе воды или под небольшим углом к ней.
Запомните, на шиверах нет быстрых перепадов воды и больших стоячих волн,
но в них сильно замусорено русло, нет четких сливов, и это создает огромную
трудность в их прохождении. Хуже того, когда при прохождении шиверы и
порога нет возможности пристать к любому берегу и сделать обнос
Так что
здесь важное значение приобретает своевременная разведка реки, и выходить
в путь по порожистым речкам стоит только в том случае, если вы отлично
знаете свой маршрут
Вы можете сами испытать все прелести тура на байдарках
приехав к нам. Велосипедные и водные маршруты ждут вас…
Безопасность водных походов
Любители безмятежного отдыха с удовольствием выбирают сплавы на плотах по спокойным рекам европейской части России. Те, кто готовы потратить на свой отдых больше денег, выбирают прогулки на яхтах. Парусный туризм хорошо развит в приморских регионах и городах, в которых есть большие водохранилища. Однако вопрос безопасности водных походов актуален для всех и складывается из следующих элементов:
- приказы капитана на воде выполняются беспрекословно;
- посадка в судно и загрузка тяжелого багажа производится только после спуска на воду;
- при остановке на ночлег надо вытаскивать судно на берег;
- при движении в связке должна соблюдаться дистанция;
- крик – сигнал о помощи, поэтому на воде надо вести себя тихо;
- для ночлега лучше выбирать пологие и проверенные места.
Безопасность водных походов сильно зависит от дисциплинированности всей команды. При отсутствии опытного лидера в экстренных ситуациях не будет слаженности. При падении в воду следует помнить:
- в потоке не делать резких движений и беречь воздух – спасательный жилет сам вытянет своего владельца на поверхность;
- изо всех сил пытаться не потерять весло и другое водное снаряжение;
- лечь на спину и плыть по течению ногами вперед – в таком случае удары о камни будут приходиться на ноги, а не на голову;
- не стоит сразу же бросаться помогать выпавшему за борт в экстренной ситуации, иначе на воде может оказаться одним человеком больше;
- при опрокидывании плавсредства, под ним образуется воздушный мешок – если человек окажется в нем, то сможет легко там дышать;
- перед тем как начать выныривать из-под судна, надо сначала найти рукой леер (натянутый трос, закрепленный на бортах) и ухватиться за него.
Водный туризм – это возможность покорить природу. Человек, который отправляется на горную реку, может получить огромную дозу адреналина, либо обрести умиротворение от спокойного сплава по тихой речке. Чтобы от такого путешествия остались только положительные эмоции необходимо тщательно готовиться к предстоящему водному походу.
Наиболее опасные
К таковым можно причислить
- сёрфинг
- виндсёрфинг
- рафтинг
На самом деле, список действительно экстремальных видов водного спорта более широк, но вышеперечисленные виды являются самыми распространенными. Сёрфинг есть ничто иное как игра наперегонки с большой и быстро морской волной — сёрфингист использует для этого специальную доску, изготовленную из углепластика. Она имеет несколько овальную форму, что улучшает ее аэродинамические свойства. Виндсёрфинг — это то же самое, только там еще используется небольшой парус, которым нужно управлять, подстраиваясь под направление ветра. Рафтинг — это действительно самый экстремальный вид отдыха. Спуск на бескаркасной лодке, с крутого и высокого речного склона, когда вода обхватывает со всех сторон — на словах это кажется довольно безобидным, но на деле немало людей в такой ситуации теряют контроль.
В общем, разные водные виды экстремального туризма подойдут разным людям — если Вы хотите прокатиться с ветерком и относительной безопасностью, то водные лыжи прекрасно подойдут Вам. А если хочется ощутить настоящего адреналина в крови, то рафтинг или сёрфинг смогут подарить Вам это ощущение!
Туры на подводных лодках
Новым видом туристических развлечений, связанных с экстримом, являются туры на подводных лодках .
Если раньше погружения в батискафах и субмаринах были доступны лишь ученым и военным и проводились исключительно с целью исследований или совершенствования техники, то в последнее время как за рубежом, так и в России все большее развитие получают подводные туристические экскурсии.
Подводные плавательные средства во многих странах, в том числе и в нашей, пока сравнительно немногочисленны и производятся промышленностью только на заказ.
До недавнего времени собственно туристических субмарин существовало немного. Чаще всего их предлагали туристам в аренду научно-исследовательские лаборатории. Самыми известными из подводный лодок являются «Морская звезда» — подводный дом, в котором на дне Красного моря (на глубине 10 м) пять человек прожили месяц, изучая рыб и морские растения.
Совсем недавно в Голландии построена подводная лодка, специально предназначенная для туристических погружений в тропических морях. Она может опускаться на глубину до 300 м и оставаться под водой почти две недели. Скорость ее движения — до 28 км в час.
Далеко не каждый рискнет спуститься га глубину с аквалангом, да и не всем это позволит здоровье, а вот прокатиться на подводной лодке, как знаменитые герои Жюля Верна, познакомиться с живой природой морей и океанов в естественной среде, осмотреть обломки затонувших кораблей и затопленные части древних городов смогут многие.
Кроме подводных лодок, для знакомства с подводным миром сейчас во многих туристических центрах используются суда с прозрачным дном.
Организация и проведение походов по воде
При подготовке сложных маршрутов первым организационным мероприятием должно стать составление продольного профиля по уклонам реки, который строят в масштабе: длина реки чертится в более мелком, а урезы воды в более крупном.
Подробный профиль для каждого участка нужен при планировании похода по горным рекам, которые имеют уклоны 2-4 м/км.
Сплав по горным рекам возможно осуществлять при более крупных уклонах до 6-8 м/км, но данные участки должны быть короткими. Однако, чем больше уклон, тем лучшую подготовку должна иметь группа.
Если движение осуществляется на веслах, то оно может проходить против течения реки в эффективном режиме на уклонах до 0,6 м/км. Чем больше уклон, тем сложнее оборудование требуется применять для его прохождения.
Паспорт препятствия
- Географический район, река.
- Название препятствия.
- Категория сложности зависит от уровня воды: (уровень может быть низкий, средний, высокий, очень высокий). (Указать критерий, определяющий уровень воды.)
- Местонахождение на реке, ориентиры.
- Кем названо, когда, в честь чего (кого), что означает.
- Сведения о первопрохождении препятствия, их источники.
- Карта участка реки, схема препятствия.
- Протяженность, падение на участках.
- Береговая обстановка, рабочий берег.
- Среднемесячные расходы реки в данной точке.
- Суточные колебания уровня воды (если существенны).
- Возможные опасности и рекомендации к организации страховки, характер реки ниже препятствия.
- Специальное снаряжение, необходимое для просмотра и страховки.
- Места для организации базового лагеря.
- Описание прохождения.
- Информация о ЧП и аварийных ситуациях.
Что надо учитывать при планировании дороги
К разработке или выбору маршрута нужно подходить с наибольшей ответственностью.
Предлагается либо изучить готовые варианты, используя доступные источники, либо составить путь самостоятельно, внимательно ознакомившись с картой местности и водоёма.
При разработке маршрута учитывают:
- Цель путешествия.
- Протяженность.
- Численность группы.
- Начальную точку и точку отправления.
- Продолжительность.
- Наличие на пути всех имеющихся препятствий, таких как мосты, лесосплавы, пороги, плотины.
Препятствием при водном спуске или сплаве по реке могут являться пороги, перекаты, различные мосты, плотины, дамбы. Порогом считается определенная дистанция реки с резким изменением угла и скорости течения. Перекат — это надводная преграда, такие как отмели на берегах, завалы и мосты и т.д.
Фото 2. Пример маршрута на 72 км для сплава по реке Дон. Точка отправления — станица Казанская.
Главной целью водного туризма можно считать прохождение определенного маршрута с определенными препятствиями. Сложность препятствий изменяется пропорционально полученному опыту. Чем больше опыта имеет человек, тем теснее водный туризм граничит со спортивным.
Внимание! В данной категории туризма регистрация своего маршрута является обязательной с целью безопасности и отчетности (к примеру, в специализированных органах туризма)
Категории сложности: как выбрать наиболее пригодную?
Водные маршруты на международном уровне и в России подразделяют на 6 категорий сложности. Обозначают категории римскими и арабскими цифрами соответственно.
Международная классификация приведена в таблице.
Категория сложности | Характеристика препятствий |
I (лёгкий) | Быстрое течение с небольшими преградами. Количество препятствий минимально. |
II (начинающий) | Широкое русло с прямыми порогами, камнями и валами. Прохождение преград простое, не требующее предварительной разведки. |
III (средний) | Умеренный уровень сложности, встречаются большие валы, бочки, воронки. |
IV (сложный) | Мощное течение, высокое количество порогов. Необходима предварительная разведка. Требует точного маневрирования. |
V (очень сложный) | Протяженный и наполненный преградами участок реки. Встречаются большие сливы, воронки. Требуется специальное снаряжение и большой опыт, также наличие страховки. |
VI (экстремально сложный) | Непроходимые или пройденные всего несколько раз препятствия. Высокий риск (смертельный) при прохождении, требуется достаточный уровень воды, обязательная страховка и доскональное изучение маршрута. |
Российская классификация схожа с международной и представляет характеристику российских рек, шестая категория сложности в России может быть представлена дополнительным пунктом для сверхтрудных преград.
Правила безопасности
- Члены экипажа должны уметь плавать;
- У каждого участника маршрута должна быть каска, спец. обувь и спасательный жилет;
- На замыкающем судне находится аптечка и ремонтные инструменты;
- Во время движения соблюдается дистанция между экипажами, внимательно воспринимаются указания первого судна;
- Об опасности сигнал подается криком или веслом;
- При перевороте необходимо плыть перпендикулярно течению к ближайшему берегу;
- В случае попаданияв водоворот следует нырнуть на глубину, чтобы оказаться под водяным вихрем, уплыть подальше от водоворота и затем вынырнуть и двигаться к берегу.
При прохождении водного маршрута запрещается:
- Сплавляться ночью, в шторм;
- Плыть спиной вперёд;
- Отклоняться от движения группы без указания первого экипажа;
- Вставать в полный рост, перемещаться с места на место.
Популярные виды спортивного водного отдыха
К популярным видам водного туризма относят сплавы по рекам, дайвинг, сёрфинг, парусный туризм, путешествия на судах.
Сплавы по рекам можно разделить по категориям плавательного средства: каякинг, рафтинг, сплавы на катамаранах и байдарках.
Каякинг подразделяется на прогулочный (равнинные реки, озера без течения), на бурных водах (экстремальное прохождение препятствий), родео и фристайл (выполнение трюков). Особенностью каякинга является использование спец. судна (каяка), изготавливаемого из стеклопластика с повышенной плавучестью.
Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам и искусственным каналам, для экипажей из 2, 4 и 6 человек. Название происходит от типа судна — рафта. В качестве особенности рафтинга можно выделить тот факт, что помимо спортивной составляющей, присутствует и туристическая: маршруты для рафтинга нередко создаются с целью изучения разного рода достопримечательностей (историко-культурные, природные).
Фото 3. Группа из 6 туристов сплавляется по порогам бурной горной реки на рафте.
Сплавы на катамаранах, как правило, осуществляются на участках рек с 3 по 6 категории сложности. Этому способствует устойчивая конструкция плавсредства. Катамараны более распространены на территории России, нежели в странах запада.
Отличительной чертой байдарочного сплава можно считать необходимость подручными средствами увеличить устойчивость судна (для каркасных моделей), а также низкую вместимость байдарки, сплав можно осуществлять либо в одиночку, либо в паре.
Помимо видов водного туризма, связанных с речными сплавами, существуют еще несколько разновидностей: яхтинг, серфинг и виндсерфинг и дайвинг.
Виндсерфинг — это вид парусного спорта, представляющий собой гонки на овальной доске из углепластика с шероховатой поверхностью. На нижней части доски находятся плавники, а к самой доске прикреплен парус.
Фото 4. Главное для виндсерфингиста — научиться твердо стоять на доске и держать парус вертикально.
Яхтинг — водные прогулки на небольшом плавсредстве. Относится яхтинг к активному виду отдыха. В процессе яхтинга учитывают множество деталей от состава экипажа до оборудования на судне, питания, маршрута. Среди благоприятных мест для яхтинга выделяют черноморское побережье России, Москву и Санкт-Петербург.
Серфинг — вид спортивного туризма, основанный на покорении волн разного масштаба с помощью специальной доски (сёрфа).
Для серфинга и виндсерфинга необходимо важное условие: наличие волны. Поэтому для занятия этими видами подходят территории с благоприятной ветреной обстановкой
Среди таких можно выделить океанские побережья (к примеру, Австралии).
Дайвинг: что это такое?
В мире данный тип водного туризма широко распространен и пользуется большой популярностью, хотя и является дорогим удовольствием: для погружения в подводное царство требуется специальное снаряжение.
Выделяют 4 способа дайвинга:
- Дайвинг с задержкой дыхания (самый ранний способ);
- Дайвинг в воздушной камере;
- Дайвинг на сжатом воздухе, который подается с поверхности;
- Скуба-дайвинг (погружение с аквалангом)
Опасности при сплаве
Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.
Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.
Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.
При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты
Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.
Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.