Лев гумилев: этнос как явление

Исследования о влиянии генетики на развитие обществ

  • Берг Р.Л., Давиденков С.Н. Наследственность и наследственные болезни человека. Л.: Наука, 1971. 156 с.
  • Шевцова В.М. Гены и социальная эволюция. М.: Едиториал УРСС, 2011. 280 с.

Главная

Этносфера :

Выявление пассионарных толчков |

Пассионарные линеаменты |
Потенциальные линеаменты |
Линеаментное воздействие |

ПАССИОНАРНЫЕ ЦИКЛЫ (авт.ст.) |

Ссылки о пассионарности |
Книги об этногенезе

Близкие и полезные страницы:
Ноосфера |
Биофизика |
Геофизика |
Солнечная активность |

Древние языки |
История и государство |
Археология |
Генеалогия |

Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)

Ключевые слова для поиска сведений о библиографии по этносферным процессам:

На русском языке: литература об этносфере, библиография о взрывах этногенеза, труды Льва Гумилева,
статьи о моделях образования этносов, книги об этногенетических явлениях, работы по этносферным процессам,
исследования теории пассионарности, обоснование гумилевских пассионарных толчков;

На английском языке: passionary ethnogenetic literature.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 26.06.2021

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 1150 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемы

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 1150 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Статьи об исторических событиях, связанных с пассионарными толчками

Или о событиях в истории, похожих на пассионарные толчки,
или о взрывах этногненеза, возможно, с ними (ПТ) не связанных.

  • Гончаров Г.А. Вторжения азиатских кочевников и солнечные циклы // Природа. 1994. №9.
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. /
    Под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. 320 с.
  • Петухов С.А. Процессы колонизации и урбанизации в Европе и России 701–1850 гг. и солнечные циклы //
    Геофизические процессы и биосфера. 2005. Т. 4. № 1/2. С. 157–164.
  • Holmes M. «Revolutionary Birthdays.» Nature 373 (1995): 468.

Евразийство сейчас

Идеи Гумилева, которые мало кто воспринимал всерьез в XX веке, внезапно нашли свое воплощение в веке XXI-м. Попробовав поиграть в некий особый социалистический путь, а затем и в западничество, страны Евразии осознали, что друг без друга им будет довольно тяжело не только добиваться чего-то, но и вообще существовать. 

Еще в 1994 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского Союза на основе общей прозрачной экономики и совместной оборонной политики. Тогда эту идею отложили в долгий ящик вплоть до момента, когда Россию возглавил Владимир Путин. В 2000-2001 годах было достигнуто соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2007-2010 годах постепенно был сформирован единый Таможенный союз, а уже к 2014 году ряд стран СНГ подписали десятки документов о евразийской интеграции, в итоге создав ЕАЭС, который работает и помогает сотрудничать евразийским государствам до сих пор.

Свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, добрососедские отношения и развитие туризма между странами, серьезное увеличение ВВП и наращивание темпов экономики – вот лишь некоторые итоги создания ЕАЭС. Смогли бы политики создать такое объединение, если бы не было Гумилева и его евразийства – вопрос открытый. Но одно можно сказать точно: Лев Николаевич, видимо, не ошибался, когда говорил, что нам лучше жить вместе.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Кем был Лев Гумилев?

Будущий известный философ и историк родился в Санкт-Петербурге незадолго до свержения в России монархии. Отец и мать – известные поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова, что, конечно, сказалось и на судьбе, и на интересах Льва Николаевича. Вспомнить хотя бы, что Ахматова постоянно называла себя потомком последнего хана Золотой Орды Ахмата. Наверняка во многом благодаря этому Гумилев стал экспертом по народам Великой степи.

Вырос и получил образование Лев уже в Советском Союзе. Правда, с новой властью у его семьи дела не заладились. В 1921 году расстреляли отца, в 1933 году – арестовали уже сына-студента. Несчастья Гумилевых в «Реквиеме» запечатлела Ахматова. Впрочем, несмотря на такое сложное детство и юношество, Лев Николаевич решил максимально абстрагироваться от политики и заниматься историей.

Фото: Википедия/общественное достояние

Пережив еще несколько арестов и в сумме более 10 лет в лагерях, он смог стать доктором исторических наук и профессором Ленинградского государственного университета. За свою жизнь он успел написать около 200 статей, причем на самые разные темы, включая инновационные вроде развития идей евразийства и этногенеза.

Дело всей жизни Гумилева – попытка доказать, что Русь со времен Ивана Грозного и до настоящего момента является прямым продолжением Орды. Он считал, что вместо татаро-монгольского ига существовал братский союз степного тюркского и лесного славянского народов, которым гораздо легче жилось вместе, чем порознь. Во многом на этом тезисе базировалось и учение Гумилева о евразийстве. При этом интересно, что Лев Николаевич никогда не занимался изучением государственных строев и политического развития государств, принципиально игнорировал все, что связано с властью, опираясь исключительно на географию и этнологию.

Лев Николаевич пережил СССР и умер 15 июня 1992 года. Он оставил после себя 15-томное собрание сочинений, которое изучают и обсуждают на самом высоком уровне до сих пор. 

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этнологии нет законченных научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.

В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту планету энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние два тысячелетия.

Этногенезе по Гумилеву — энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Цикл жизни этноса равен около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Уровни пассионарности

Ареалы взрывов этногенеза, или пассионарных толчков, отнюдь не связаны с определенными регионами Земли».

Еще немецкая классическая философия отмечала несводимость жизни и социума к физическим процессам. Хотя Гумилеву явно не хотелось повторять зады Тойнби , но видимо рост Пассионарности это просто Ответ на Вызов. Если Ответ оказался удачным имеем типичную кривую биологического роста и увядания. Главное в теории этногенеза это системный подход в сочетании с этнопсихологией.

Какой главный фактор определяет силу и мощь народа, цивилизации? А определяющий фактор был назван в середине 20 в.

Л. Н. Гумилёвым, который придумал для него название»пассионарность». Теория развития этносов Гумилёва, в которой пассионарность выступает в качестве ведущей движущей силы этногенеза, обнаруживает прекрасное соответствие с реальностью.

Однако прежде, чем продолжить статью, в связи с тем, что я буду использовать понятие пассионарности, введённое Гумилёвым, я хочу заметить следующее.

Количественно он преобладает почти во всех фазах этногенеза (кроме обскурации (время окончательной потери пассионарности)), но лишь в инерцию и гомеостаз является определяющим в поведении этноса. Пассиона́рная тео́рия этногене́за (теория пассионарности и этногенеза)Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Инновации в евразийстве

Концепция евразийства известна достаточно давно. Она появилась еще задолго до Гумилева. В частности, Петр Савицкий, Николай Трубецкой и Владимир Вернадский развивали эти идеи еще в начале XX века.

Само понятие евразийства имеет довольно очевидные истоки. Уже на протяжении нескольких веков российское общество делится на две «силы» – западников и славянофилов. Одни предлагают опираться во всем на западные идеи, тянуть Россию в Европу и прививать местным жителям привычки их западных соседей. Понятно, что у такого подхода всегда найдутся противники. Но вот взамен они предлагали исключительно общее славянское единение. Русские, украинцы, белорусы, поляки и даже сербы, мол, должны жить вместе, развивать собственный этнос и не обращать внимания на остальных людей. Здесь есть один важный момент: славянофилы совсем не брали в расчет те народы, которые вот уже половину тысячелетия живут бок о бок со славянами. Тюрки, например, по их замыслу должны быть второстепенным народом.

Евразийство предлагает открыть для себя третий путь развития государства. Пускай нам не подходит западное устройство, но и концентрироваться исключительно на славянах нельзя. Как известно, любой народ чувствует себя более устойчивым в союзе. В таком, в котором на территории Евразии живут народы на протяжении многих столетий.

Впрочем, до Льва Николаевича все ученые рассматривали этот третий путь исключительно в качестве функциональной единицы, средства выживания народов. У Гумилева был другой подход. Он – евразиец в полном смысле этого слова, то есть сторонник русско-тюрко-монгольского братства как такового, вне зависимости от конъюнктуры.

Лев Николаевич привнес в евразийство несколько свежих идей. Во-первых, он объяснил причины существующего в мире европоцентризма. По его словам, европейский суперэтнос состоит из людей с эгоцентрической психологией. Поэтому группа, к которой они принадлежат, кажется им совершенной. Гумилев говорит, что это свойственно далеко не каждому этносу. Например, евразийцы никогда не станут заниматься экспансией и превозносить свои народы над другими.

Во-вторых, ученый объяснил, почему евразийцы не готовы соединяться с европейцами. По его словам, российский суперэтнос на 500 лет моложе романо-германского. Так что принять западные идеи он может только насильно, а это ни к чему хорошему не приводит. Также Гумилев впервые вынес споры о евразийстве в исключительную плоскость географии и этнологии. Он напрочь отрицал влияние на происходящие процессы политики и религии. До него разговоры о враждебном православию и исламу католицизме или о ненужной евразийцам демократии и либерализме были чуть ли не основой всего дискурса. 

Но самым важным нововведением Гумилева была, конечно, теория пассионарности.

Пассионарная теория этногенеза в работах Л.Н.Гумилева

Публикации в журналах и отдельные труды Льва Николаевича Гумилёва (хронологически):

  • Гумилев Л.Н. Изменения климата и миграции кочевников // Природа. 1972. № 4. С. 44–52.
  • Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Природа. 1978. № 12. С. 97–105.
  • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Ленинград, 1989.
    Другие издания:
    • 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990 528 с.
    • М.: МИШЕЛЬ и К, 1993. 503 с.
    • М.: Айрис-пресс, 2004. 557 с.
    • М.: Эксмо, 2008. – 736 с.
  • Гумилев Л. Н. От Руси до России. – Ленинград, 1992.
  • Гумилев Л. Н. Древняя Русь и великая степь. – М.: Эксмо, 2006.
  • Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению.
    М.: Айрис-пресс, 2008.
  • Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. Этногенез и биосфера земли.
    М.: Эксмо, 2012. 1056 с.

Пассионарность

В дневниках Льва Николаевича часто проскальзывают мысли о других ученых-евразийцах. Где-то он признает, что идеи коллег гораздо более состоятельные. Но каждый раз осекается и замечает, что они не понимают главного в теории этногенеза – феномена пассионарности. Его придумал сам Гумилев.

По мнению историка, именно пассионарные толчки определили состояние современной Евразии и обоюдную нужду славян и тюрков друг в друге. Кроме того, идея пассионарности позволяет развенчать главный миф славянофилов. Россия или Евразия – конечно, далеко не единственный центр мира. А лишь один из центров. На понимании этого основана современная политическая концепция многополярного мира.

Фото: Википедия/ChelseaFunNumberOne

Пассионарность объясняет и необходимость существования таких союзов, как ЕАЭС. Гумилев отмечал, что у тюрков и славян – идеально сочетающиеся карты толчков (пассионарный толчок, согласно Гумилеву – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах; проявляется в виде полос на поверхности Земли шириной около 200-400 километров – прим. ред.). Когда пассионарные поколения рождаются у славян, они могут поддержать отставших тюрков, и наоборот. В 1992 году Лев Николаевич говорил, что Россия подошла к периоду спада пассионарности. Этот период – наиболее критический в истории страны. Поэтому поддержка Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси в Евразийском Союзе приходится как никогда кстати.

Триадные циклы и пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»).

Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»).

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г.до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Ислам. Расширение до Испании и Памира. На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами.

Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру. Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики.

Лев Гумилев. Теория пассионарности

И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, т.е. уничтожает, оба прежних. Данилевский И.

Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.

Носителей пассионарности Гумилев назвал пассионариями. Хотя предводительствуемые пассионариями армии и мятежные толпы часто состоят из субпассионариев, без своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или разбой».

Гумилёв писал об «импульсах», Фрумкин – об инстинктах, но оба говорят только о двух силах, движущих людьми – о пассионарности и инстинкте самосохранения.

Работы об изменении поведения человеческих групп и их причинах

В том числе о предчувствии землетрясений или изменении поведения из-за сейсмических напряжений и волн.

  • Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. – Вопросы философии. 1962, № 7, с. 175.
  • Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  • Владимирский Б.М. Вариации космической погоды и социальная нестабильность –
    проверка данных Д. О. Святского И А. Л. Чижевского на материале 12-17 веков.
    /
    Материалы XIII Международной крымской конференции “КОСМОС И БИОСФЕРА”, 2019 — сс. 38-39.
  • Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политическая литература, 1990. — 266 с.
  • Курчанов Н.А.. Поведение: эволюционный подход. СПб.: СпецЛит, 2012. 232 с.
  • Павлыгина Р.А.. Скрытые очаги возбуждения и непредсказуемость поведенческих реакций //
    Журнал высшей нервной деятельности. 1990 Т. 40 № 6.

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этнологии нет законченных научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.

В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту планету энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.

Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние два тысячелетия.

Этногенезе по Гумилеву — энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.

Цикл жизни этноса равен около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Другое по теме:

Электроснабжение
Потребность в электроэнергии Брянской области обеспечивается как собственными источниками, расположенными на территории области, так и с оптового рынка электроэнергии и мощности. Источниками, вырабат …

Лингвистическая характеристика
Число говорящих на греческом языке сегодня составляет свыше 10 миллионов жителей Греции и около 82% населения Кипра – еще полмиллиона. Кроме того, знает его и десятимиллионная греческая диаспора, рас …

Страны зависимые от добычи нефти
Отличным примером послужат Объединённые Арабские Эмираты. С момента открытия более 30 лет назад месторождений нефти Эмираты претерпели глубокие преобразования, превратившись из обедневших малых пусты …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector