Что означает слово «пассионарность»?

Выдающийся учёный.

Основатель новой научной дисциплины — этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний — этнографии, истории, географии, археологии и психологии.

Для Гумилёва «этногенез» и «этническая история» — понятия не идентичные. Этногенез — это не только начальная стадия этнической истории (как это обычно понимается в этнографии), а четырёхфазный процесс: возникновение, подъём, упадок и умирание этноса. Гумилёв утверждает всеобщий характер этого развития — и в природе, и в истории. По Гумилёву, этническая история дискретна (имеет прерывность), и она не есть история развития этносов, а есть история отдельных этносов в сочетании с историей ландшафтов и историей культуры.

Раз этногенезы — естественные процессы, то встаёт вопрос, что же является тем толчком, который приводит в движение этносы.

Таким толчком, импульсом Гумилёв считает особый вид энергии, своего рода «страсть», которую в отличие от обыденного толкования предлагает называть «пассионарностью» и которая есть «уклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое».

По Гумилёву:

Цель эта представляется пассионарной особи иногда даже ценнее собственной жизни, жизни и счастья современников и соплеменников.

Пассионарность отдельного человека

  • может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми;
  • независима от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека;
  • не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие;
  • не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её движение в ту или иную эпоху развития этноса.

Модусы пассионарности разнообразны:

  • гордость, стимулирующая жажду власти и славы;
  • тщеславие, толкающее на демагогию и творчество;
  • алчность, порождающая скупцов, стяжателей и учёных, копящих знания вместо денег;
  • ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а применённая к идее — создающая фанатиков и мучеников.
Получается, все революционеры — пассионарии.

Гумилёв полагает, что пассионариям в большей степени, чем прочим членам этноса, присуще свойство рассеивать свой генофонд путём случайных связей, в чем проявляется механизм сохранения признака пассионарности в популяции:

«Жажда действия, толкавшая юношу в кровавую сечу, вызывала в его сверстницах восторг, который они выражали способом, для них доступным. И в эпохи высокого пассионарного напряжения общественное мнение за это девиц не осуждало слишком строго; ханжество пришло вместе с остыванием пассионарности».

Вслушаемся и в такие слова:

Этнос и его представители, этногенез и культурогенез, этнические контакты, исторические судьбы народов — вот далеко не полный перечень масштабных вопросов, которые исследовал Лев Гумилёв. Обсуждая их, он выступает как учёный с оригинальными, но порой спорными теориями, которые напрочь лишены стереотипности. Пример тому — его теория пассионарности.

ЧИТАЙТЕ:

1. Гумилёв Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, 1990. — 280 с.

2. Гумиёв Л. Н. Никакой мистики: Из цикла лекций этнографа // Юность. — 1990. — №2. — С. 2 — 6.

3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 496 с.

4. Кузьмин А. Пропеллер пассионарности, или теория приватизации истории // Молодая гвардия. — 1991. — №9. — С. 256 — 276.

5. Шутова Т. Евразиец // Свет, природа, человек. — 1997. — №12. — С. 16 — 17.

Пассионарность

Л. Н. Гумилев (1993) описал пассионарность как устойчивый, инвариантный для разных эпох и этносов комплекс поведенческих и психических черт. Если не брать случаи болезни и патологии, все черты пассионариев встречаются в целостной взаимосвязи: так жертвенность всегда связана со способностью индивида к сверх напряжениям, а способность к пассионар­ной индукции (изменение настроения и поведения людей под влиянием более пассионарной личности) — с общей поведенческой активностью.

Пассионарность как потребность и способность изменять окружающую среду (общественную и природную) является самостоятельным поведенческим и психическим фено­меном.

Литература: Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М: Экопрос. 1993.

Смотреть что такое «Пассионарность» в других словарях:

ПАССИОНАРНОСТЬ — [ Словарь иностранных слов русского языка

пассионарность — сущ., кол во синонимов: 1 • стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ПАССИОНАРНОСТЬ — Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Пассионарность — Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия

Пассионарность — (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

пассионарность — понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Этнопсихологический словарь

ПАССИОНАРНОСТЬ — понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Пассионарность — (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания

пассионарность — пассион арность, и … Русский орфографический словарь

ПАССИОНАРНОСТЬ — (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • формой приспособления людей к ландшафту;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • иерархическими структурами.

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • религиозными
  • культурными,
  • юридическими,

хотя и могут ими быть.

Этнические системы

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция. Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос
Самая крупная этническая система. Состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский суперэтносы.
Этнос
Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером.
Субэтнос, конвиксия и консорция
части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии[источник не указан 1150 дней]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения — сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов.

Этнические антисистемы

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии[источник не указан 1150 дней]

Этническая антисистема: системная целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей.

Критический взгляд на пассионарную теорию этногенеза

После публикации теории пассионарности в специальных журналах, она была подвержена существенной критике научной общественностью. Ученая среда заявила, что представленная теория не основывается на достаточном количестве научно обоснованных аргументов, что выводит ее за пределы научных исследований.

Одной только авторской эрудиции и интуиции недостаточно, чтобы делать такие необоснованные выводы, а это является признаком некомпетентности и непрофессионализма автора. Несмотря на то, что теория не была принята научным миром в целом, термин «пассионарность» прочно вошел в обиход различных областей научного знания, и на сегодняшний день концепцию русского ученого Гумилева изучают во многих высших заведениях как одну из самых красивых теорий о взаимодействии этносов.

Больше интересных фактов о теории пассионарности Гумилева приведено в видео.

https://youtube.com/watch?v=kY6DeS9nfDc

Поделиться

  • 60

29.03.2019
14 699

Общее определение

Рассматривая значение слова «пассионарный», нужно отметить, что данный термин относится к одной из характеристик как человеческой личности, так и государства

Сегодня нами будет уделено наибольшее внимание рассмотрению личности

Пассионарного человека как будто гложет изнутри неуемная жажда деятельности. Она направлена на осуществление цели, которую ему обычно трудно не только проконтролировать, но и объяснить самому себе.

Она связывается со способностью таких людей к получению из внешней среды большего количества энергии, чем та, которая ему необходима для выживания — как личности и видовой единицы.

Излишняя энергия пассионарной личностью подсознательно направляется на формирование внутреннего состояния сверхнапряжения и сосредоточения на какой-то идее.

Этническое взаимодействие

Если объяснять этническое взаимодействие простым языком, то это способы, с помощью которых этносы взаимно влияют друг на друга. Эти взаимодействия зависят от уровня пассионарности, комплиментарности  (отношения друг к другу на уровне эмоций) и размеров этносов (рисунок 5).

Рисунок 5. В современном мире далеко не все народы (этносы) могут мирно сосуществовать

Всего существует 3 способа таких взаимодействий:

  1. Симбиоз – каждый этнос занимает свою территорию, поэтому пассионарии каждой группы обособлены друг от друга, что способствует сохранению национальных особенностей. Взаимное общение обогащает представителей обеих сторон.
  2. Ксения – это так называемые «гости», то есть те, которые живут не в своей этнической системе. Главным условием получения такого статуса является изолированность от «хозяев» ландшафта.
  3. Химера – это этнос, не имеющий изолированности от «хозяина». Чаще всего в такой способ взаимоотношений вступают два суперэтноса, обладающие взаимной отрицательной комплиментарностью, что приводит к кровопролитным войнам и разрушениям, а также к уничтожению одного или обоих участников конфликта.

Что значит пассионарный человек

Такую личность называют «пассионарий». Это герой по натуре, которого ничего не может остановить на пути к выполнению своей миссии. Простой образ жизни его не привлекает. Страдания, трудности, лишения — это его стихия.

Для него не существует понятия цены результата, он ничего и никого не пожалеет ради цели, даже себя. Из окружающей среды он получает массу энергии, и в совокупности этой энергии со своей собственной,он способен буквально сдвигать горы и менять мир.

Пассионарий может обладать даже минимальными способностями, может быть высоким и низким, уродливым и прекрасным — абсолютно любым, но обязательно — неравнодушным и энергичным.

Пассионарность по Гумилёву

Появление слова «пассионарность» в науке связано с именем историка Льва Гумилёва, он выступил с его описанием в середине 20 века. Российский историк считал пассионарность энергией, которая непосредственно связана с теорией этногенеза, т.е. с теорией развития народов. «Пассионарная теория этногенеза» Гумилёва включает в себя 7 этапов развития пассионарности народа от «подъема до «реликтовой фазы», когда историческая активность этноса отсутствует полностью. Историк считал, что пассионарии появляются в результате мутаций, которые происходят в связи с космическими излучениями.

По Гумилёву, пассионарность можно представить как шкалу, на одном конце которой находятся пассионарии, а на другом — субпассионарии, т.е. люди, которые являются полной их противоположностью: абсолютно равнодушные к каким-либо жизненным проявлениям, живущие ради удовлетворения своих инстинктивных потребностей бродяги, пьяницы, преступники.

Посередине шкалы между пассионариями и субпассионариями располагаются гармонические личности — гармоники, каких болишинство. Их стремление к свершениям и инстинкт самосохранения находятся в равномерной пропорции. Именно от соотношения пассионариев и субпассионариев каждого этноса зависит будущее народа и ход истории.

Пассионарность передается генетически, причем не обязательно из поколения в поколение.

Пассионарность заразительна, зачастую импульсивные люди, которых окружают пассионарии, начинают действовать так же, как они.

(от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные «толчки» порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

Смотреть значение Пассионарность
в других словарях

Пассионарность
— — термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.Политический словарь

Пассионарность
— (нем.) — в теории этногенеза (Л. Н. Гумилев) — особое свойство характера людей, производимое вариациями энергии, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное)……..Исторический словарь

Пассионарность Как Характеристика Поведения
— — избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.Исторический словарь

Главная » Общение с девушкой » Пассионарная управляемость молодежи пример. Что такое пассионарность? Значение слова. Пассионарии в истории

Уровни и классификация пассионарности

Термин «пассионарность» обозначает избыток жизненной энергии, которая является причиной внутреннего стремления отдельного индивида к совершению какого-либо вида деятельности, направленного на изменение собственной судьбы или улучшение окружающего мира.

Часто такая деятельность является жертвенной, поскольку высшая цель воспринимается носителем пассионарности как более важная, чем собственное счастье, интересы, а также  жизнь своих соотечественников. При этом доминант не всегда действует с благими целями, поэтому под влиянием его энергии могут совершаться не только подвиги, но и преступления.

По мнению Гумилева, феномен пассионарности имеет психологическое объяснение и зависит от уровня космического излучения в результате солнечной активности и вспышек сверхновых.

Проводя классификацию способности к пассионарности, автор выделяет три ее уровня:

  1. Пассионарий – обладает избыточной энергией, которая проявляется в поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения цели, желание и стремление изменять окружающий мир. Как видим, пассионарию чужд инстинкт самосохранения, и при этом личность может быть как созидателем (ученым, художником, писателем, политиком), так и разрушителем (воином, террористом и просто неудачником).
  2. Гармоничный человек – пребывает в равновесии с окружающей его средой. Его биологические инстинкты и стремления уравновешивают друг друга. Такая личность в определенных условиях может стать довольно успешной.
  3. Субпассионарий – склонен к пассивности, лени, паразитизму и предательству. Его биологические импульсы (лень, похоть, злоба, зависть) превосходят душевную энергетику. Именно поэтому типичными представителями субпассионариев называют бродяг, наемников и проституток.

Кроме базовой классификации, изложенной выше, Гумилевым был отражен и более подробный период роста пассионарности, включающий 9 уровней. Так, наивысшим среди них считается жертвенный уровень, представители которого готовы без колебаний пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Иван Сусанин). Нулевой уровень соответствует обычному обывателю, полностью приспособленному к окружающему ландшафту (рисунок 3).

Рисунок 3. Каждый отдельный человек также подвергается классификации и принадлежит к определенному уровню пассионарности

Самый низкий уровень, согласно пассионарной теории этногенеза, отведен субпассионариям, абсолютно не способным к каким-либо действиям, в результате чего происходит их взаимоистребление и даже гибель этноса. При всем этом автор отмечает, что уровень пассионарности никак не влияет на способности личности и темперамент. Иными словами, обыватель может иметь высокие умственные способности, а пассионарий быть глупцом и т.д.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Личность пассионария

Пассионарные личности относятся к производительному типу. Это первооткрыватели, изобретатели, созидатели. Они способствуют накоплению энергии и ее преобразованию, рационализации жизни. Эти люди рисковые, активные и предприимчивые.

При этом уровень способностей у них необязательно высокий. А пассионарность может быть направлена как на подвиги, так и на преступления, как на творчество, так и на разрушение, как на благо, так и на зло. Вот только равнодушие здесь полностью исключено.

Вот наглядные примеры пассионариев:

  • Колумб.
  • Ньютон.
  • Жанна Д»Арк.
  • Александр Македонский.
  • Михаил Ломоносов.
  • Петр I.
  • Гитлер.
  • Наполеон.

Примечания

  1. // Большая российская энциклопедия, т.8 М., 2007, с.155.
  2. Дугин А. Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  3. Данилевский И. Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.
  4. Тортика А., Михиев В. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — Ч. 1. — М. — 2001. — С. 149—178.
  5. О. М. Распопов (ИЗМИРАН) , В. А. Дергачев (ФТИ им. Иоффе). . 29-я Всероссийская конференция по космическим лучам (2006). Дата обращения: 11 мая 2011.
  6. От Руси до России. СПб., 1992. С.335.
  7. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С.335.
  8. Гумилев Н. «Год рождения 1380» // Декоративное искусство. 1980. № 12. С.37.
  9. Леонтьев К. Собрание сочинений. Т.5. М., 1912. С. 120.
  10. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг., 1923. С.54-59.
  11. Яков Лурье. . Опубликовано в журнале «Звезда», 1994 №10. С. 167 – 177. (1994). Дата обращения: 24 июня 2009.
  12. Янов А. Л. . Опубликовано в журнале «Свободная мысль», 1992, №17. – С. 104-116. (1992). Дата обращения: 8 сентября 2009.
  13. Вестник Ленинградского университетата. 1971. № 12. Вып. 2. С. 86—95.
  14. Шнирельман В. А. Евразийцы и евреи // Вестник Евразии. № 1. 2000.

Биография

Долорес Ибаррури родилась в семье горняка баскского происхождения. В 1917 году вступила в социалистическую организацию города Соморростро и начала выступать в рабочей печати под именем Пассионария (Страстная — псевдоним в первой, опубликованной в Страстную неделю, статье). Через несколько лет она стала членом компартии Испании (основана в апреле 1920 года). В последующий период — редактор ряда коммунистических газет, член Бискайского обкома КПИ; с 1930 года член ЦК, с 1932 года член Политбюро (с 1960 года — Исполкома) КПИ, в 1932—1942 годах секретарь ЦК КПИ.

После 1932 года возглавила работу КПИ среди женщин, в 1931—1933 годах была одним из редакторов ЦО КПИ — газета «Мундо обреро» («Mundo Obrero»). Шесть раз Долорес подвергалась арестам и тюремному заключению. На 7-м конгрессе Коминтерна (1935 год) была избрана кандидатом в члены Исполкома Коминтерна.

В 1936 году Ибаррури избрана депутатом кортесов, в 1937 году — вице-председателем кортесов. Как руководитель компартии Испании она играла особую роль в период Гражданской войны и итало-германской интервенции 1936—1939 годов. На митинге 18 июля 1936 года произнесла ставшую знаменитой фразу «¡No pasarán!» — «Они не пройдут!».

С 1939 года — в эмиграции в СССР.

Во время Второй мировой войны 1939—1945 годов Ибаррури активно боролась за объединение испанцев в едином национальном фронте, чтобы помешать испанскому диктатору Франко втянуть испанский народ в войну на стороне гитлеровской Германии. Участвовала в международном антифашистском движении. Сын Ибаррури — Рубен Руис Ибаррури (1920—1942) — Герой Советского Союза, погиб в Сталинграде. Памятник воздвигнут на Аллее Героев в центре Волгограда, около Огня Вечной Славы и монумента Славы.

В 1942 году (после смерти Хосе Диаса) Ибаррури стала генеральным секретарём КПИ. На 5-м съезде КПИ (1954 год) выступила с отчётным докладом. На пленумах ЦК КПИ после 5-го съезда доклады Ибаррури были посвящёны положению в Испании и тактике КПИ, единству действий рабочего класса и всех демократических сил в борьбе за ликвидацию диктатуры Франко, за национальную независимость и демократизацию Испании. На 6-м съезде КПИ (1960 год) она выступила с докладом о 40-летии КПИ. На этом съезде она была избрана председателем КПИ.

После смерти Франко и начала демократизации в стране Долорес Ибаррури вернулась на родину в 1975 году. На первых, после падения диктатуры Франко, демократических выборах в 1977 год она была избрана в Кортесы, где представляла одну из первых еврокоммунистических партий. Долорес Ибаррури умерла от пневмонии на 94-м году жизни.

Ибаррури — автор многих книг и публицистических статей. Возглавляла комиссию ЦК по составлению «Истории коммунистической партии Испании» (1960 год; рус. пер. 1961 год). Её автобиографическая книга «Единственный путь» переведёна на русский (1962 год), французский, итальянский, немецкий, английский и другие языки. Известна также её автобиография «¡No pasarán!» («Они не пройдут»), изданная в 1966 году. Долорес — одна из авторов коллективной работы «Война и революция в Испании 1936—1939 гг.» (рус. пер., т. 1, 1968).

Будучи одной из основательниц Международной демократической федерации женщин (1945 год), Ибаррури принимала активное участие в международном демократическом женском движении. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1964 год). Доктор honoris causa МГУ (1961).

Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм»

Согласно Л. Н. Гумилеву,

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector