Теория гумилева о пассионарности личности: кратко

Содержание:

Примечания

  1. Гумилев Л.Н. // Большая российская энциклопедия, т.8 М., 2007, с.155..
  2. Дугин А.Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности №020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  3. Данилевский И. Читая Л. Н. Гумилёва // Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.). — М. — 2001. — С. 336—345.
  4. Тортика А., Михиев В. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — Ч. 1. — М. — 2001. — С. 149—178.
  5. От Руси до России. СПб., 1992. С.335.
  6. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С.335.
  7. Гумилев Н. «Год рождения 1380» // Декоративное искусство. 1980. № 12. С.37.
  8. Леонтьев К. Собрание сочинений. Т.5. М., 1912. С. 120.
  9. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг., 1923. С.54-59.
  10. Вестник Ленинградского университетата. – 1971. – № 12. Вып. 2. – С. 86-95.
  11. Шнирельман В. Евразийцы и евреи // Вестник Евразии, № 1, 2000.

Сущность пассионарной теории этногенеза л.Н. Гумилева

Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии, она открыта космосу и чутко реагирует на энергетические всплески, происходящие там. В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций – стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы бросится в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на уровне этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая вспышка становится началом процесса этногенеза .

Пассионарные толчки (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Лев Николаевич считал, что в мире периодически происходят массовые мутации, вызываемые космическими силами, которые влекут за собой повышение уровня пассионарности. Он вводит для этого феномена термин «пассионарные толчки».

Историк-этнолог предполагает, что их продолжительность составляет несколько лет. Происходят массовые мутации, по его мнению, вдоль геодезических линий, которые имеют протяженность в пару тысяч километров.

Л. Н. Гумилев пишет, что вызывает данный процесс одновременное появление новых пассионарных популяций в разных уголках Земли. Располагаются эпицентры пассионарных толчков в местах, которые можно определить с помощью натянутой нити на глобусе, если она находится в плоскости, проходящей через центр нашей планеты. Лев Николаевич считал возможной связь массовых мутаций с периодическим сильным излучением от образований, находящихся по краю солнечного диска.

Что такое пассионарность? Основная теория

Теория о пассионарности гласит, что такая сила является направляющей в развитии любого социума. Лев Николаевич Гумилев начал работу над этой теорией в начале 60-х годов. Теория дополнила концепцию цикличности истории.

Пассионарность — это способность к сверхнапряжению ради всеобщего блага, вопреки своим эгоистическим целям. Это стремление возникает у человека подсознательно.

Вам будет интересно:Книга «Соло для позвоночника», Ситель Анатолий Болеславович

В каждой фазе общество относится к людям, несущим «заряд» пассионарности, по-разному. На начальных этапах их поддерживают, в фазе обскурации их «задавливает» общество как мешающих спокойной и размеренной жизни.

Перспективы применения теории Л. Н. Гумилёва

Они нулевые.

Так как:

  • кто же захочет, чтобы вся планета знала, что нация находится в фазе своего этногенеза, когда основная масса населения представляет из себя потенциальных бандитов? И хоть что делай потом с этим ярлыком, «не отмоешься»!
  • «обратным счётом» можно определить, на каком этапе своего этногенеза находится тот или иной этнос. Вполне может статься, что прибавил себе «этнос-красавчик» трудами своих лейб-историков лет эдак 800 жизни ни за что ни про что… и получается, что все «исторические места» в городах и весях были отстроены не далее как четыре века тому назад. Ну, и что тогда делать с туризмом? А со своим имиджем самого мудрого народа?
  • полученный суммарный график пасс-энергии планеты ну, никак не будет получаться «тупым» сложением национальных графиков — хоть ты убейся! Тут-то и станет ясно, кто и что именно дописал в своей истории…

Даже один шаг по развитию этой науки, даже одну попытку получить данные о пасс-векторах людей в значимом статистическом объёме смотрящие заблокируют всеми имеющимися у них средствами!

Но пассионарные модели с приличной степенью точности строить можно. В том числе, и с помощью данных сайта (см. блоки Аналитика и Приложения).

К каким ужасающим последствиям для морального здоровья нации и здравой логики приводит игнорирование циклических законов Истории — см. моё эссе «История и баланс событий. Вып. 4», где исключительно на летописных данных дана оценка эпохальному воздвижению памятника кн. Владимиру в Москве и «бонуса» к нему — выпуска фильма «Викинг», прорекламированного государством (sic!) с лошадиными дозами СМИ-виагры.

1. Лев Н. Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли // Альманах «МИР Л. Н. ГУМИЛЕВА», — М: Ди-Дик, 1993
2. Лев Н. Гумилёв. Конец и вновь начало // Альманах «МИР Л. Н. ГУМИЛЕВА», — М: Ди-Дик, 1993

Пользовательское соглашениеО сайтеОбратная связь

Lifeofpeople.info 2010 — 2021

▲ Наверх

[править] Типажи

Субпассионарий

Типаж с низкой пассионарностью. Жлоб. В будущее не смотрит, идеалов не имеет, вся жизнь сводится к пожрать, найти бабу и выпить. Работать, что характерно, не любит и легко ведётся на призывы хитрых личностей к всеобщей справедливости, «взять всё, да и поделить!». На ранних стадиях развития этноса никем не ценится, используется как пушечное мясо, на поздних стадиях преобладают и сами заказывают музыку. Собственно, это и служит основным индикатором упадка конкретной цивилизации. В общем, это — человек, которому до фонаря все высокие идеалы, но дорога собственная шкура и создать что-то новое не дано.

Гармоничный человек

Этот типаж составляет большинство. Способны к нормальному существованию и продуктивной деятельности, однако родить идею, написать шедевр им не под силу.
У такого человека «здорового обывательского цинизма» ровно или примерно столько, сколько нужно для нормальной жизни. Вообще, гармоничникам не везет во всех фазах, кроме гомеостаза, где, кроме них, в популяции никого не остаётся. В остальные времена их либо цинично используют, либо откровенно выпиливают нахер.

Пассионарий

Собственно человек действия, сжигаемый страстью. Если страсти чрезмерны, способны пожертвовать и своей, и чужой жизнью, да и всем остальным, лишь бы страсть эту унять, часто вопреки здравому смыслу. Такие перегретые товарищи рождают идеи мирового господства, идут на костёр или религии, жгут евреев в печах, линчуют негров, проповедуют новые религии. Если пассионарность не зашкаливает, мирно занимаются искусством, богословием, наукой, насрав на всё остальное.

Рулят процессами этногенеза, пока к инерционной фазе так всех не заёбывают, что наиболее буйных выпиливают, а деятельность менее буйных возвращают в цивилизованное русло.

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Эта фаза тянется до наших дней.

Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 75;

Триадные циклы и пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилёва

Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»).

Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома — стремление к идеалу знания и красоты и ниже (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»).

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г.до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Ислам. Расширение до Испании и Памира. На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами.

Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру. Теория, по которой пассионарные толчки являются следствием вариации интенсивности космических лучей, также не выдерживает строгой естественнонаучной критики.

Развитие этногенеза

По мнению автора, каждый этнос в своем развитии проходит девять последовательных этапов, каждый из которых привносит в его жизнь новое стереотипное поведение групп людей. Для начала развития этногенеза необходима устойчивая и способная к расширению популяция, занимающая определенную территорию и отличающаяся от остальных определенным стереотипом поведения.

При этом местность должна сочетать в себе два или более ландшафта, на которых должны присутствовать два или более этноса и при этом находиться на линии пассионарного толчка (рисунок 4).

Рисунок 4. Схематическое развитие этноса отражает его взлеты и падения

Итак, на первом этапе происходит толчок, который дает появление пассионарных личностей, что в ходе истории никак не отображается. На втором (инкубационном) этапе наблюдается рост этого процесса, что в ходе истории занимает до 150 лет и отображается только в мифах и легендах. Следующие 300 лет отмечаются быстрым развитием пассионарности, что сопровождается кровопролитной борьбой и медленным расширением территории.

Фаза от 450 до 600 лет носит название акматической (перегрева), когда этнос быстро увеличивает свое могущество, находясь на максимальной стадии уровня стремлений. Следующие полтора столетия этническая единица подвергается расколу через гражданские войны, кои приводят к медленному спаду пассионарности до оптимального уровня, что выглядит как общее процветание благодаря накопленным богатствам и традициям. После отметки в 1000 лет после первого толчка начинается упадок и деградация, продолжающиеся еще 150 лет. Спустя еще 350 лет о жизни этноса остается только память.

Через 1150 лет от начала наступает фаза гомеостаза (существования в равновесии со средой), которая может длиться неопределенно долго до нового генетического дрейфа. Если этнос не сумел войти в гомеостаз, происходит его полный распад, исчезновение или поглощение другими этносами.

Зоны пассионарных взрывов и реальные следы энерголакун солнечных затмений

Коллективом под началом Л. Н. Гумилёва было определено общее количество свершившихся пассионарных толчков (взрывов / охлёстов); зафиксированы зоны их наибольшей интенсивности.

Как удалось установить, зоны пассионарных толчков — это узкие полосы, шириной около 300 км при широтном направлении и несколько больше при меридиональном, длиной примерно на 0,5 окружности планеты.

Закономерности во временном соотношении появления толчков не найдено. Сказать, когда будет следующий толчок пока невозможно.

Теория этногенеза не даёт пока ответы и на иные вопросы:

  • почему именно в то или иное время произошёл пассионарный охлёст поверхности Земли?
  • почему, наконец, данный взрыв охватил тот или иной географический регион, полосу планеты?
  • почему всё же, и всё-таки (!), не все матери, которые находились в полосе пассионарного облучения, родили пассионариев?
  • влияют ли энергетические импульсы, индуцирующие возникновение пассионарной доминанты человека, на животный и растительный мир в той же мере? Разве не может быть пассионарной лягушки, пассионарного одуванчика и субпассионарного мангуста? Если «да», то что тогда из этого следует?

Оси зон пассионарных толчков по источнику — см. рис.; именования полос и этнических систем их затронутыми по версии Льва Н. Гумилёва приводятся в Справке к Разделу 4.

Внешне преобразованная карта легенд пассионарных охлёстов по ист. https://i.ytimg.com/vi/1t4DWF-sZjI/maxresdefault.jpg

Где римскими цифрами обозначена последовательность охлёстов, а арабскими — наименования этнических систем, задетых этими энергетическими… не всплесками, а, на мой взгляд (как предположение), совсем наоборот (в противление версии Гумилёва) — энергетическими лакунами.

Возможно, Луна периодически заслоняет собой поток тёмной энергии, которую несёт на себе солнечный свет, или же эгоистично забирает на себя потоки времени, которые по теориям инженера Ярковского, академиков Козырева и Вейника имеют не только векторную особенность, но и несут нечно, что является активной составляющей Мироздания, «хрональным веществом» (по-Вейнику) — см. «Занимательная история, вып. 2».

Следы этих энерголакун на Земле — не что иное как полосы конусов полных солнечных затмений, то есть полосы блокирования Луной потоков некоей энергии от Солнца. Этого короткого отрезка дефицита пока непонятной энергии вполне хватало тем женщинам, которые находились на какой-то одной, пока неведомой нам стадии беременности. Понятно, что тех женщин в полосе полных солнечных затмений (Total eclipse) оказывалось не слишком много, но достаточно, чтобы рождённые ими гении переворачивали мир и представления людей о нём.

В Справке к Разделу 4 также предпринята попытка сопоставить:

  • версию Гумилёва о рождении трёх мировых религий в месте пересечения трёх линий охлёстов;
  • сведения о датах рождения Моисея, Христа и Мухаммеда;
  • расчёт дат и следов Total eclipse окрест Иерусалима по астрономической программе EmapWin авторства Синобу Такесако,

и тем приблизиться к тайнам истории.

Критика пассионарной теории этногенеза

После того как теория Льва Николаевича была опубликована в серии научных журналов, она подверглась критике научной общественности. Его коллеги, известные ученые и историки, посчитали, что она заслуживает сильного порицания, так как не основывается, по их мнению, на достаточном количестве аргументов. Они пришли к решению, что делать частные выводы, отталкиваясь от необоснованных идей, это признак некомпетентности и непрофессионализма автора. Так, А. Л. Янов открыто заявил:

Отсутствие объективного критерия новизны этноса не только делает гипотезу Гумилева несовместимой с требованиями естествознания, но и вообще выводит ее за пределы науки, превращая в легкую добычу «патриотического» волюнтаризма.

Критики указывают на главные слабые места Льва Николаевича Гумилева в пассионарной теории этногенеза в журнале «Скептик». Они высказываются о том, что он не подкрепляет свои идеи фактами, опираясь лишь на «наблюдения этнологов», при этом отказываясь привести пример конкретных эмпирических заключений, сделанных ими.

Некоторые общественные деятели обвиняют Льва Николаевича в завуалированных антисемитских взглядах, подкрепляя свои подозрения словами Гумилева о евреях:

Проникая в чуждую им этническую среду, {они} начинают ее деформировать. Не имея возможности вести полноценную жизнь в непривычном для них ландшафте, пришельцы начинают относиться к нему потребительски. Проще говоря — жить за его счет. Устанавливая свою систему взаимоотношений, они принудительно навязывают ее аборигенам и практически превращают их в угнетаемое большинство.

Л. Н. Гумилева сейчас называют одним из предшественников фолк-хистори. Данный термин определяет литературные публицистические работы и идейные теоретические концепции, написанные на историческую тему, которые претендуют на звание «научные», но по сути не являются ими; обычно их пишут непрофессионалы.

В этой статье рассмотрена кратко пассионарная теория этногенеза. Как относиться к данной работе, верить ли ей или же подвергнуть сомнению — решать каждому самостоятельно.

Сын поэтов Серебряного века

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева — двух великих людей своего времени — имел очень тяжелую, но великую судьбу. Он родился 1 октября 1912 г. (по новому стилю). Отца его казнили, а его самого за антисоветские намерения родителей арестовывали 4 раза, но не сломили при этом его внутреннюю волю и стремление к науке.

Вам будет интересно:Савенков Александр Ильич: биография и исследовательская деятельность

Лев Николаевич получил степень профессора истории. За годы своей работы сделал очень много, а главное — выделил фазы развития цивилизации. Всему миру известны его циклические концепции и главная теория, основанная на всех его трудах, теория пассионарности.

Статьи об исторических событиях, связанных с пассионарными толчками

Или о событиях в истории, похожих на пассионарные толчки,
или о взрывах этногненеза, возможно, с ними (ПТ) не связанных.

  • Гончаров Г.А. Вторжения азиатских кочевников и солнечные циклы // Природа. 1994. №9.
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. /
    Под ред. Л.Я. Жмудя. 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. 320 с.
  • Петухов С.А. Процессы колонизации и урбанизации в Европе и России 701–1850 гг. и солнечные циклы //
    Геофизические процессы и биосфера. 2005. Т. 4. № 1/2. С. 157–164.
  • Holmes M. «Revolutionary Birthdays.» Nature 373 (1995): 468.

1. Этнические системы

Этнические системы являются одновременно:

  • биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам;
  • устойчивыми эволюционирующими системами;
  • группами людей со сходным стереотипом поведения;
  • взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;
  • группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;
  • иерархическими структурами.
  • формой приспособления людей к ландшафту;

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

  • языковыми,
  • культурными,
  • юридическими,
  • религиозными

Биография

Л. Н. Гумилев родился в семье известных поэтов, что повлияло на выбор его рода деятельности в молодости: в 30-40-е годы он писал прозу и сочинял стихи. Но в юности будущий автор известной теории почувствовал тягу к исторической науке. Лев Николаевич стал принимать участие в различных геологических экспедициях и археологических раскопках.

В 1934 году известный этнолог закончил Ленинградский государственный институт с дипломом по исторической специальности. В 1948 году он получил степень кандидата наук.

Историк-этнолог был 4 раза арестован советскими властями за речи, направленные против существовавшей в тот момент политики государства.

В 1961 году Л. Н. Гумилеву удалось защитить диссертацию, и он получил степень доктора исторических наук, а в 1974 году представил работу по географии, но ВАК не принял ее.

В 60-х он начал усиленно трудиться над пассионарной теорией этногенеза. С помощью данной гипотезы философ пытался объяснить устройство исторического процесса. Но взгляды Гумилева были необычны для научных представлений того времени. Поэтому они вызывали порицание среди многих историков и ученых.

[править] Wtf is this?

По Гумилёву, сабж заключается в готовности индивида к самопожертвованию во имя любой, даже самой бредовой идеи. Пассионарий не может жить спокойно, а должен либо стать героем, либо претворить в жизнь свои идеи. Хикки, отравившийся из-за несчастной любви, к их числу не относится. В принципе понятие пассионарий близко к параноику. А некоторые виды паранойи полностью подпадают под определение пассионарности, в частности, религиозная, паранойя изобретательства.

По оригинальной мысли, пассионарность — это потенциал к активной деятельности и прогрессу. Соответственно, «пассионарий» можно использовать в качестве ругательства, обозначающего гиперактивность на грани с шизофренией. 95% случаев употребления сего недотермина возникают в контексте жалоб на недостаток свершений.

Любимым пассионарием Гумилёва, кстати, был Чингисхан.

Этнические системы и их формы

В своем научном труде Гумилев обозначает понятие «этнические системы» как сообщества, обладающее рядом характеристик.

По его утверждению они представляют собой:

  1. Биологические сообщества людей как одного из видов живой природы.
  2. Способ приспособления человечества к окружающему миру.
  3. Объединенные группы людей, связанные осознанием своего единства и самоидентификацией от других этнических систем.
  4. Совокупность индивидов по общим стереотипам поведения.
  5. Сообщество, члены которого имеют общее происхождение и историю.
  6. Системы, которые постоянно эволюционируют.
  7. Структуры, сложенные по иерархической системе.

В зависимости от того, что является объединяющим фактором внутри каждой этнической системы, историк выделяет такие ее виды:

  1. Суперэтнос – наиболее крупная форма, которая состоит из совокупности нескольких этносов. Объединяющим фактором выступает стереотипное поведение, которое основывается на особенностях мировосприятия, что определяет отношение его членов к фундаментальным вопросам жизни (например, европейский, мусульманский, римский суперэтносы).
  2. Этнос – находится на втором месте в иерархии этнических систем и широко известен под названием «народ». Объединяющим фактором является стереотипное поведение (национальный характер), основанное на связи сообщества с местом развития, которое включает в себя также язык, религию, политическое и экономическое устройство.
  3. Субэтнос, консорцию и конвиксию – разновидности этноса, где объединяющей силой является сильная привязанность к определенной местности и общему быту (например, казаки, старообрядцы, поморы и т.д.).

Рисунок 2. Иерархия этнической системы

Автор отмечает, что чем выше в этом иерархическом построении находится этническая система, тем дольше период ее существования (рисунок 2).

2. Пассионарность

Пассионарность — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Понимание пассионарности у Л. Н. Гумилёва несколько различается в разных работах. По сути, это социально-историческое явление, характеризующееся появлением в ограниченном ареале большого числа людей со специфической активностью пассионариев. Мера пассионарности — удельный вес этих пассионариев в социуме.

2.2. Фазы этногенеза.

Даже тогда, когда этнос распался и перестал существовать как системная целостность, остаются либо отдельные конвиксии, либо отдельные персоны, причем последние оставляют в истории более заметный след. Так, в Константинополе, взятом турками, осталась патриархия в квартале Фанар. Обитатели это­го квартала — фанариоты долго жили, пользуясь милостью султанов, уважавших пророка Ису и мать его Мариам. Только в 1821 г. после восстания морсйских греков славянского происхождения, безжалостно вырезавших мусульман, султан Махмуд II приказал повесить патриарха и уничтожил последних византийцев, жив­ших уже без Византии. Но ведь пока они существовали, они по­мнили о своем прошлом величии и блеске! Пусть даже это не имело значения для истории, но этнограф должен отметить сам факт наличия осколка прошлого, а этнолог обязан это интер­претировать. А вот отдельные персоны, эмигранты, имели осо­бые судьбы в зависимости от места, куда они попали. Во Фло­ренции они обучали гуманистов греческому языку и элоквенции, в Испании портреты грандов рисовал Эль-Греко, в Москве учил и действовал Максим Грек и т. д. Этой инерции хватило ненадол­го, но эстафета культурной традиции была передана.

Таким же пережитком своего этноса был Сидоний Апполинарий, уже ставший христианином и епископом Клермонским в 471 г. Он был очень хорошо устроен при варварских королях, но в письмах изливал невероятную горечь, возникшую от недо­статка культурного общения. Никто из собеседников не мог оце­нить его знаний в латинской филологии. Окружавшие его боро­датые бургунды были либо заняты войной, либо пьяны.

Наиболее обильный материал по этой фазе, которую мож­но назвать «мемориальной», имеется в фольклоре и пережиточ­ных обрядах так называемых «отсталых племен». Замечательные произведения устного творчества имеются у алтайцев, киргизов и, вероятно, у амазонских индейцев и австралийских абориге­нов, хотя языковые трудности мешают разобраться в последних случаях детально. Но это не беда. Главное то, что эти этносы от­нюдь не «отсталые», а чересчур передовые, т. е, уже достигшие глубокой старости. По сути дела, их память — памятник, столь же подверженный разрушительному влиянию времени как и их наряды, некогда прекрасно сшитые и украшенные, их деревян­ные дома, называвшиеся «хоромами», их бронзовое оружие, окислившееся и рассыпающееся при прикосновении. Но это еще не конец, ибо воспоминания — тоже сила.

Описанные здесь люди мемориальной фазы еще имеют кое-какую пассионарность, мучающую их из-за сознания без­надежности. А их ближайшее окружение неспособно даже на отчаяние. Им уже ничего не надо кроме насыщения и тепла от очага. У них идеалы, то есть прогнозы, заменены рефлексами. Они не могут и, хуже того, не хотят бороться за жизнь, вслед­ствие чего длительность этой фазы очень мала. Их подстерега­ет вымирание при любых изменениях окружающей среды, а так как она изменяется постоянно, то неуклонное однонаправлен­ное развитие, будь оно возможно, привело бы вид Homo Sapiens к депопуляции. Но поскольку этого не происходит, то следует заключить, что пассионарные толчки происходят чаще, чем фи­нальные фазы этногенезов.

Новый пассионарный взрыв — мутация или негэнтропийный импульс зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего. Вот благодаря чему человечество еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений как великих, так и малых. Так было в прошлом, предстоит в будущем, во всех ре­гионах земной поверхности.

Этнические системы

Лев Николаевич определил данный термин с помощью ряда характеристик. Итак, этнические системы — это:

  • биологические сообщества людей, подобные родственным группам животных;
  • способ приспособления человечества к окружающему миру;
  • объединенные группы людей, которые связаны осознанием своего единства и которые отличают себя от других этнических систем;
  • совокупность индивидов, отличительной чертой которых становятся общие стереотипы поведения;
  • люди, которые имеют общее происхождение и, соответственно, одну историю;
  • системы, подверженные постоянному эволюционированию;
  • структура, сложенная по системе иерархии.

По мнению Л. Н. Гумилева, существует три вида этнических систем:

  1. Суперэтнос — это самый крупный вид, который состоит из совокупности этносов. Деятельностью его членов движет мировосприятие, которое является стереотипом их поведения и определяет отношение этих людей к жизни в ее главных вопросах.
  2. Этнос — это система, которая в иерархии находится ниже уровнем, чем суперэтнос. В повседневной жизни она имеет название «народ». Ее члены имеют стереотипное поведение, которое основывается на связи с местом развития данной группы, в это понятие входят: религия, язык, экономическое и политическое устройство.
  3. Консорция — это один из видов этноса, который имеет сильную связь с местом своего обитания, люди из этой группы находятся в тесных взаимоотношениях благодаря общему быту или судьбе.

Как правило, чем выше в иерархии находится этническая система, тем дольше период ее существования. Так, консорция очень часто распадается еще при жизни своих основателей.

Пассионарность[править]

Основная статья: Пассионарность

Определениеправить

В широком смысле, пассиона́рность, — генетически предопределённая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) потреблять и перерабатывать энергию.

Уровни пассионарностиправить

Пассионарность выше нормы («пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении, как предприимчивость, готовность нести жертвы ради идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свой ландшафт. Высокая пассионарность есть рецессивный признак.

Пассионарность на уровне нормы (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой.

Пассионарность ниже нормы (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, паразитизму и предательству.

Пассионарные толчкиправить

Основная статья: Пассионарный толчок

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели важность перехода этноса из фазы возникновения в фазу распада. Смысл этногенеза в утрате импульса, создавшего систему до нулевого уровня. Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца

Ничего подобного мы не видим ни в социальном развитии, ни в биологической эволюции, ни в цикличном движении планет вокруг Солнца.

Из всего вышесказанного я сделала вывод, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, описан Гумилевым как особое свойство характера людей и назван им пассионарностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector