Шлемофон танковый

Советский шлем

В России всем знаком силуэт танкистского шлемофона. Он появился в 34-ом, а в 42-ом шлем оснастили радиомаяком. Наш народ сразу окрестил его «говорящей шапкой». Три варианта шлемофонов – из кожи, кирзы и меха. Три амортизаторных валика шли по куполу шлема ото лба к затылочной части.

танковый шлем РККА, образца 1936 года

С боков шли еще амортизаторы для защиты ушей танкиста. Конский волос использовали для наполнения валиков. Позже использовали специальное синтетическое волокно. Увеличили карманчики на ушах и разместили там радиооборудование. За последние восемьдесят лет шлемофон кардинально не изменился.

Японский танковый шлем

Японские танкисты возле своих танков

На голове танкиста шлем удерживался при помощи кожаного подбородочного ремня и двух клапанов, к которым могли крепиться средства радиосвязи. Несмотря на простоту своего внешнего вида, внутренности японского шлема были весьма интересны и были достаточно эффективны, равномерно распределяя энергию удара. Восемь секторов-лепестков из кожи, по четыре с каждой стороны, в центре соединялись между собой при помощи шнуровки. Глубину положения головы в шлеме можно было регулировать с помощью шнура, который проходил через отверстия секторов. Как и другие танковые шлемы Второй мировой, он не мог защитить своего владельца от пуль или осколков, при этом у японского шлема также конструктивно отсутствовала защита ушей и шеи.

Танковый шлем Адриана, образца 1917 года

Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет — «цвет горизонта».

В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.

Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков. По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.

В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций. Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».

Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов — кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожаный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером. Обязательным элементом советского танкового шлема были клапаны, которые призваны были защищать уши танкиста.

Все валики или ребра наполнялись конским волосом, в более поздних моделях шлемов для этой цели использовались технические волокна. Уже в годы Великой Отечественной войны в увеличенных пазухах и специальных карманах на клапанах шлема стали размещать радиооборудование (овальные чашки ларингофонов и телефонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.

Технические характеристики[ | ]

Наиболее распространённые типы шлемофонов

в СССР и России.

Танковый шлемофон

ТШ-4М-Л(З)-01 предназначен для обеспечения двухсторонней радиотелефонной связи в объектах с высоким уровнем шумов, защиты от воздействия климатических факторов и от ударов об элементы конструкций объектов. ТШ-4М-Л(З)-01 (летнего — Л или зимнего — З исполнения) комплектуется ларингофонно-телефонной гарнитурой высокой шумозащиты ГВШ-Т-13-01 с ларингофонами ЛЭМ-5.

Основные технические характеристики:

  • Обеспечение работоспособности в условиях акустических шумов с уровнем до 133 ;
  • Рабочий диапазон частот от 300 до 3 400 ;
  • Номинальное напряжение речевого сигнала на входе тракта приёма — 1,5 ;
  • Коэффициент шумозаглушения на частоте 100 Гц — не менее 13 дБ;
  • Масса шлемофона не более: летнего — не более 950 грамм;
  • зимнего — не более 1 050 грамм.

Шлемофон лётный

ШЛ-82 предназначен для экипажей и технического персонала летательных аппаратов в условиях уровня шума до 115 дБ. Верх — натуральная чёрная кожа, подкладка зависит от варианта исполнения — ткань для летнего и овчина — для зимнего. Головные телефоны могут устанавливаться двух типов: низкоомные (50 ) или высокоомные (1 600 Ом). Шлемофон

рассчитан на подсоединение защитных очков и кислородной маски. Массашлемофона (летнего) — 500 грамм.

Американский шлем

Америка о своих танкистах задумалась в 38-ом. Необходимо разработать легкий, прочный, с отличной вентиляцией защитный шлем, удобно и быстро снимаемый, с наушниками.

танковый шлем M1938

Особо не заморачиваясь, конструкторы взяли за основу шлем спортсменов- футболистов. Американский футбол довольно жесткая игра. Игроки передвигаются по полю в специальном инвентаре.

Производители шлемов использовали прессованное волокно, сделав в нем много дырок для вентиляции. Откровенно говоря, шлем, созданный американскими конструкторами, от пуль не защищал. Но был удобным внутри танка. Выходя из машины, американский танкист надевал стальной шлем М1.

«Полуспортивные уродцы» внешне не привлекательные, но популярность их оказалась высокой. Были экспортные поставки на Австралийский континент,

в Англию, китайцы и израильтяне проявили живой интерес. Американцы воевали в них во Вьетнаме.

Немецкие каски: испытания пулями

После войны специальная комиссия провела испытания, в которых участвовали два вида советских касок и немецкие каски шести моделей. В ходе исследования оценивали не только самый главный параметр — состав стали. Каски подвергли прямому обстрелу из оружия.

В каски стреляли из витовок Мосина с дистанции 800 метров и из нагана с расстояния в несколько шагов. Кроме того, рядом с касками разрывали осколочные снаряды. На самом деле защита от осколков — прямое назначение каски. От пули головной убор не спасал, так как у солдата попросту ломалась шея из-за энергии выстрела.

Комиссия установила, что советские каски в четыре раза прочнее немецких аналогов. Подробный отчёт был предоставлен руководству. Действительно ли советская сталь лучше защищала солдат, или работа комиссии велась лишь ради положительного отчёта?

Немецкие танкисты на фоне танка «Тигр»

Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров, как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны. По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась.

Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке. Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.

Любопытным и курьезным представляется тот факт, что в некоторых советских кинолентах, которые были посвящены событиям Великой Отечественной войны, немецкие танкисты изображены в танковых шлемах, при этом в каждом фильме они разные. Одним из самых ярких примеров стал четырехсерийный фильм «Блокада». По причине незнания или непонимания, как можно управлять грозной боевой машиной без защиты головы, весь фильм немецкие танкисты щеголяли в шлемах, похожих на итальянские, которые в годы войны применялись союзниками гитлеровцев: итальянцами, румынами, венграми. Сами же эти шлемы из фильма, по всей видимости, представляли собой стеклопластиковые шлемы для занятий мотоспортом, покрашенные в черный цвет.

История танкового шлема Немецкий танкист в фильме «Блокада» или когда военные консультанты спят.

Если же говорить об итальянских танковых шлемах, то к началу 1930-х годов, танкисты этой страны носили защиты авиационные шлемы. Однако в 1935 году в армию поступил новый шлем, получивший обозначение М1935. Купол этого шлема изготавливался из волокон и сверху обтягивался кожей. Поля шлема были проложены специальным валиком, который наполняли технической ватой, валик должен был служить для гашения силы удара. В отличие от многих других танковых шлемов тех лет, у итальянского шлема отсутствовали крылья по бокам и сзади. Вместо них присутствовал прямоугольный кусок кожи, который был пришит к шлему по типу плаща. Глаза итальянские танкисты обычно прикрывали авиационными очками.

Итальянский танковый шлем отличался простотой своей конструкции и технологических решений, однако зарекомендовал себя достаточно неплохо. Более того, танковый шлем М1935 стал одним из немногих, которые позднее перекочевали из танковых и в другие рода войск. К примеру, в итальянской армии считалось нормальной практикой, когда танковыми шлемами снаряжались десантные части. Позднее в качестве головного убора его начали носить и полицейские моточастей.

Данный танковый шлем почти без изменений продолжал служить итальянским военным вплоть до 1960-х годов. За это время он успел послужить прообразом для создания танковых шлемов в нескольких странах Европы. К примеру, в Венгрии данный шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления для средств связи.

Итальянские танкисты в годы Второй мировой войны

Японский танковый шлем образца 1938 года был необычен, но, пожалуй, выглядел лучше, чем многие японские танки, которые иначе как несуразными назвать сложно. Этот танковый шлем представлял собой пробковый полусферический каркас, который сверху был обтянут хлопчатобумажной тканью коричневого цвета. Тканевый чехол шлема формировали шесть треугольных лоскутов, которые были сшиты между собой. В верхней части купола, где сходились лоскуты ткани, имелось единственное вентиляционное отверстие.

Данный танковый шлем, как и американский, напоминал о спорте, представляя собой милитаризированное подобие «жокейского шлема». В передней нижней части шлема на пришитой тканевой пятиугольной кокарде размещалась тканевая пятиугольная звезда.

Шлем Mk.I Cruise 2

Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. С 1916 года при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.

В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам.

В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2. В нем кольчужную маску дополнили специальным рычажком-наносником. Небольшая с виду деталь выполняла сразу две функции: в боевом положении данный наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а во время газовой атаки или если внутри танка становилось просто нечем дышать из-за дыма и пороховой гари, экипаж боевой машины надевал противогазы и с помощью данного рычажка-наносника фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.

Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана. Стоит отметить, что шлем Адрина стал одним из самых известных символов всей Первой мировой войны. Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.

Французский шлем

Французы пошли проторенным путем, используя пехотный шлем Адриана. Шлем «Адриан» был известен практически всем странам мира. Многие страны закупали модель своим солдатам. И Россия использовали именно эти шлемы для своих солдат во время войны.

танковый шлем Адриана, образца 1917 года

Шлем был стальной, но уже имелся размер защитного атрибута. Адриан подверг модернизации шлем, подогнав его специально для защиты головы танкиста. Впереди на козырьке расположили плотный кожаный валик.

Забрало не прилагалось, поэтому использовали автомобильные очки. От металлической окалины, горячей пыли, осколков танкисты пытались защититься кольчужной бородой.

Американские танкисты (кадр из кинофильма «Ярость»)

Немецкие танковые экипажи в годы Первой мировой войны мало чем отличались от своих английских или французских коллег. Для защит головы они использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, который напоминал те, что уже носили авиаторы, или упрощенные версии, которые своей формой напоминали шлемы английских пехотинцев. Для того чтобы защитить свое лицо, они использовали маски из металла и кожи с прорезями для глаз, на которые сверху обычно надевали «очки-консервы». Также к этой маске могла крепиться кольчужная борода, которая должна была защитить от осколков область шеи танкиста. В таком облачении немецкий танкист представлял собой весьма устрашающее зрелище.

Любопытно, но в годы Второй мировой войны немецкие танкисты шлемов не использовали. При этом защитный головной убор, созданный еще до войны, у них имелся, по сути, представляя собой обыкновенный берет. Немецкий танковый шлем состоял из двух частей: большого мягкого берета и подшлемника, который непосредственно и облегал голову. Берет был надет поверх подбитого войлоком подшлемника на клеенчатой подкладке и вплотную подгонялся к подшлемнику. Сам подшлемник обтягивался шерстяной тканью черного цвета.

Ужасная травма Петра Чеха

22-летний чешский голкипер был куплен британским суперклубом «Челси» в 2004 году. за 10 млн. евро. Молодой вратарь оказался отличным приобретением, установив в следующем сезоне новый рекорд клуба, не пропустив ни одного гола на протяжении 11 игр подряд. За это он получил от одноклубников прозвище Mr. Zero, то есть «Мистер ноль». Но никто не знал, что скоро он сменит этот, такой понятный для голкипера, залихватский «сценический псевдоним» на совершенно нефутбольную брутальную кличку «танкист». Причиной тому стало трагическое происшествие, случившееся с молодым голкипером на поле в октябре 2006 года.

В тот день «Челси» проводил гостевой матч с «Редингом», а Пётр Чех защищал ворота «аристократов» в качестве основного голкипера. Трагедия случилась спустя 17 секунд после начала игры. Хозяева, стремившиеся взять быка за рога с первых минут тайма, сильным ударом забросили мяч во вратарскую Чеха. На добивание кинулся ирландский легионер «Рединга» Хант, а наперерез ему метнулся голкипер «Челси». В этом противостоянии победу одержал молодой голкипер, успев завладеть мячом раньше соперника, оправдывая своё прозвище Mr. Zero.

Но эта маленькая победа досталась ему слишком дорогой ценой. Нападающий Хант, разогнавшийся до скорости курьерского поезда, не успел ни затормозить, ни свернуть в сторону. В итоге он на полном ходу просто протаранил Петра Чеха, попутно с размаху врезавшись коленом ему в голову. От удара голкипер «аристократов» рухнул на поле, как подкошенный. Как вспоминал позднее М. Райли, судивший этот матч, сначала всё не выглядело столь ужасно. Обычное столкновение, каких подчас бывает по ходу матча не один десяток.

Но когда Пётр, вместо того, чтобы подняться, начал вдруг уползать с поля за лицевую линию, судья понял: случилось нечто серьёзное. Вратаря унесли на носилках в раздевалку, куда немедленно была вызвана неотложная помощь. «Скорую» пришлось ждать целых полчаса, что привело тренера «Челси» Мауриньо просто в бешенство. Позже в адрес местной «скорой помощи» со стороны руководства лондонского клуба были выдвинуты официальные обвинения в неорганизованности и медлительности.

Произведённое в лечебном стационаре рентгеновское обследование показало всю тяжесть полученной травмы. Это было не просто сотрясение, как изначально полагали медики, а закрытый перелом основания черепа немного выше левого уха. Костные обломки были вмяты в мозг на глубину 5 мм, и лишь чудом не вызвали обширных кровоизлияний. Пациента срочно отправили в нейрохирургический госпиталь в Оксфорде, где Чеху сделали сложнейшую операцию. Обломки кости удалили, края трещин скрепили скобами, а образовавшееся в черепе отверстие закрыли парой титановых пластин.

Жизнь голкипера была спасена, хотя и висела на волоске, но вот спортивная карьера Петра стояла под большим вопросом. Врачи категорично сказали: ещё одно, даже небольшое, столкновение, и ослабленный предыдущей травмой свод черепа может не выдержать со всеми вытекающими последствиями. Но желание играть в футбол оказалось сильнее боязни получить новую травму и даже расстаться в результате этого с жизнью.

В конце концов, после настойчивых просьб Чеха допустить его до тренировок, доктора сдались. Однако, поставили непременное условие: голкипер должен во время матча носить защитный шлем во избежание повторного травмирования головы. Разработкой защитного шлема для Чеха занялся лично директор компании Adidas Вайгль. Под его руководством было проведено сканирование головы Петра Чеха в 3D-формате. На основе полученного снимка был создан шлем анатомической формы с защитными вставками из пористой резины.

В этом шлеме голкипер настолько напоминал танкиста, что это прозвище закрепилось за ним с первых же матчей, проведённых после получения ужасной травмы. Не расстаётся со своей защитной экипировкой Чех и по сей день, сменив «Челси» на «Арсенал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector